Чем отличается политика от стратегии. Стратегия и тактика в политике

Политики - это формальные правила организации, которые информируют сотрудников о принятии решений. В политике политика также может ссылаться на письменные цели агентства, которые еще не были приняты законом. Политики разрабатываются руководителями верхнего уровня, чтобы помочь стандартизировать внутренние решения своей организации и поэтому относительно негибкие и универсальные.

Что такое стратегия?

Стратегии могут принимать различные формы в рамках одной организации. Формальные стратегии, такие как стратегические планы, институционализируются на самом высоком уровне организации и помогают всем сотрудникам реагировать на неопределенные ситуации и меняющиеся рынки. Лица и команды могут также использовать свои собственные неформальные стратегии для работы, такие как продажи. Стратегии должны быть адаптируемыми, и не все в рамках организации будут следовать тем же стратегиям.

Различия между политикой и стратегией

  1. Когда он сформулирован

Политика обычно формулируется как можно раньше в организации или процессе, поскольку необходимо информировать сотрудников или общественность о том, как действовать. Политики в отношении найма и поведения сотрудников почти всегда создаются как один из первых шагов новой организации. Тем не менее, политика должна быть в состоянии быть изменена или добавлена ​​по мере необходимости в целях улучшения языка политики или адаптации к меняющимся условиям. Если сотрудники начинают сталкиваться с новой и постоянной проблемой, например, руководство может внедрить новую политику, чтобы дать им стандартизованный ответ.

Стратегия наиболее эффективна, когда организация может ее развить до начала нового проекта. Однако стратегии представляют собой широкую и гибкую категорию, и многие формы стратегии изменяются «на лету» по мере изменения рынков или условий. Например, стратегический план разработан до того, как организация начнет новое предприятие или этап развития, но команда в рамках этой организации может реализовать или устранить отдельные стратегии, как только предприятие начнет действовать.

  1. формальность

Политики являются формальными и обычно институционализированы внутри организации. В правительстве политика считается шагом перед законом. Это формальное указание на то, что правительство хочет сделать, но еще не приняло закон, регулирующий, или не нужно принимать закон, чтобы начать делать. Для частных организаций и предприятий политика может включать различные контракты и обеспечивать учет деловой практики. Таким образом, политика может считаться официальными юридическими документами.

Стратегии могут широко распространяться в формальности. Стратегические планы или официальные стратегии часто могут вытеснять политику как важнейшую официальную цель или план организации. Другие стратегии, такие как стратегии «холодной критики» команды продаж, могут быть неформальными, но все же важными для организации. Организация может использовать различные стратегии, такие как анализ SWOT, который может быть полезен, но не имеет юридического отношения к организации, в отличие от политики в области людских ресурсов или политики конфиденциальности с клиентами.

  1. Уровень гибкости

Поскольку политика аналогична или идентична письменному закону, она часто может казаться негибкой. Он разработан в соответствии с установленными обстоятельствами и поэтому нуждается только в определенном уровне гибкости; руководители или сотрудники должны быть в состоянии зависеть от стабильной политики для информирования своих решений. Однако эффективные политические системы оставляют место для обратной связи, изменения и отмены несправедливой или неэффективной политики.

Так же, как стратегия может варьироваться в формальности, она также может варьироваться в зависимости от гибкости. Стратегия должна быть в состоянии приспособиться к новым возможностям и меняющимся требованиям. С течением времени развиваются даже официальные стратегические планы и основные бизнес-стратегии. Каждая команда или агентство в организации может иметь свои собственные основные стратегии, которые адаптируются к изменениям в управлении или переменах на рынке.

  1. неопределенность

Политика не является оптимальной для решения ситуаций с высокой неопределенностью. В то время как менеджеры, пишущие политику, должны пытаться предсказать потенциальные проблемы и внешние эффекты, политика, как правило, является реакцией на известные проблемы. Хотя политика может быть очень технической, например, политикой конфиденциальности или документом «Условия обслуживания», часто вместо этого широкая структура создает прецедент того, как сотрудники должны принимать решения. Поэтому он не предсказывает или не признает новые ситуации и просто пытается оставить место на своем языке неопределенностью.

Стратегия позволяет пользователям справляться с неопределенностью в наиболее выгодном методе. Поскольку стратегия является гибкой и, по крайней мере, неформальной, ее можно быстро адаптировать по мере изменения ситуации. Большинство стратегий - это, по сути, способы устранения неопределенности или максимизации новых возможностей, хотя несколько стратегий ретроспективны и требуют от организации улучшения существующих условий.

  1. Кто это создает

Политика, как правило, создается руководством верхнего уровня в частном секторе или руководителями агентств и политиками в политическом секторе. Поскольку это повлияет на процессы принятия решений всей организации, руководство почти всегда задействовано.

Стратегия теоретически может быть создана кем-либо в организации, а отдельные люди и команды могут иметь свои собственные стратегии и планы. Тем не менее, настоящий стратегический план и миссия организации, скорее всего, будут созданы руководством верхнего уровня с участием всех отделов.Все стратегические планы и анализы должны включать членов из всех уровней организации, чтобы быть эффективными.

  1. Кто может это реализовать

Политику легко делегировать и реализовывать. Подобно правилам или законам, он должен быть универсальным. Любой член организации должен иметь возможность взглянуть на политику, чтобы принять решение.

Неформальные стратегии непросто делегировать другим сотрудникам. Стратегии должны использоваться и адаптироваться по мере возникновения ситуаций и не могут быть предсказаны точно заранее. Хотя формальный стратегический план может помочь руководству организации, отдельные лица и команды должны сами решить, какие стратегии использовать.

Таблица различий между политикой и стратегией

Резюме политики и стратегии

  • Политика и стратегия - это методы, используемые организациями при принятии решений.
  • Политики являются формальными, довольно негибкими и направляют сотрудников в отношении известных проблем. Стратегии относительно неформальны и негибкие, и помогают сотрудникам справляться с неопределенными ситуациями.
  • После написания политики предполагается использовать все в организации. Стратегии трудно передать другому сотруднику, поскольку они требуют немедленного реагирования на новую информацию.

Политика определяет направления и методы деятельности предприятия, его стиль и поведение.
Установки политики коммерческого предприятия могут, например, быть такими:
  • выплачивать более высокую заработную плату;
  • поддерживать высокое качество продукции;
  • обучать менеджменту только хорошо зарекомендовавших себя выпускников учебных заведений;
  • не допускать взяточничества и т. д.
Можно заметить, что политика компании направлена на то, чтобы придать ей индивидуальность, закрепить хорошую репутацию, обеспечить возможность принятия решений для всех сотрудников, которые действуют в тесном контакте друг с другом. Политику часто путают с задачами и стратегией, и хотя бывает трудно выделить и установить точные границы этих понятий, все же разница между ними довольно существенная.
Стратегия относится к крупномасштабному долгосрочному планированию, имеющему своей целью решить поставленные перед компанией задачи в течение длительного периода (по крайней мере, трёх лет). В качестве примеров стратегического планирования можно привести такие действия:
  • скупка пивоваренными фирмами заведений по продаже пива в течение нескольких лет с целью контроля продаж и распределения своей продукции;
  • диверсификация деятельности табачных компаний ввиду снижения спроса на табачные изделия;
  • осуществление продаж традиционными розничными торговцами пищевой продукции, непищевых товаров и т. д.
Тактика - это более детализированное, специальное планирование развития конкретной ситуации в течение ограниченного периода (как правило, менее одного года). Например: Очевидно, что тактика соподчинена стратегии. К задачам предприятия можно отнести:
Выживание, без сомнения, доминирующая задача любой организации. Первые несколько месяцев деятельности компании являются для нее наиболее критическими: её продукция ещё никому не известна, ее реклама не имеет большого эффекта, заказы на производимые товары единичны, организационная структура находится на этапе формирования, из-за малого объема продаж, больших капитальных затрат, трудностей в получении кредитов. Возникают серьёзные финансовые проблемы. Однако, пройдя сложный период, компания не будет иметь гарантий последующего благополучного существования, потому что спад в развитии экономики, действия конкурентов могут заставить компанию пересмотреть свои планы на долголетие. Необходимость выжить, в конце концов, приведёт к тому, что компания будет прибегать к определённой стратегии, предполагающей:
  • рассредоточение риска, т. е. осуществление своих операций не на одном, а на нескольких рынках, а также производство целого ряда товаров широкого ассортимента;
  • адаптацию к изменяющимся условиям, т. е. инвестирование маркетинга, поиск возможностей выпуска новых товаров, с тем, чтобы оперативно реагировать на изменения внешней среды;
  • пассивный маркетинг, т. е. отказ от наступления на позиции конкурента, и отсюда - отсутствие риска ответного удара;
  • целевые отчисления из прибыли, т. е. создание определённых резервов, полученных в результате успешной коммерческой деятельности, «на чёрный день».
Рост компании, как правило, не относится к ясным и чётко выраженным задачам компании. Задача роста, скорее всего, является результатом побудительных мотивов, возникших внутри самого коммерческого предприятия, но не исходит от его акционеров. рост предприятия может быть выражен в нескольких измерениях, и наиболее часто под ним понимаются:
  • долговременный рост прибыли;
  • возросший объём продаж;
  • завоевание значительной части рынка;
  • достижение лидирующих позиций в отрасли или на рынке;
  • рост числа сбытовых и торговых предприятий;
  • увеличение численности занятых на производстве;
  • более эффективное использование капитала.
Завоевание значительной части рынка или достижение лидирующих позиций в своей отрасли, не обязательно приносят компании доход в течение короткого периода. Если увеличение объема продаж достигнуто за счет более низких цен, может оказаться, что в данном случае затраты превысят дополнительный доход за счет роста продаж, хотя со временем, возможно, прибыли будут больше. Главными препятствиями на пути роста компании могут быть:
  • сопротивление усилиям по выпуску новой продукции и материалов ведущих служащих фирмы, которые, вероятно, предпочтут жить без особых трудностей и забот;
  • отсутствие гибкости организационной структуры, например, в принятии решений, когда производство, средства связи могут оказаться не соответствующими условиям деятельности крупной компании;
  • нехватка высокопрофессиональных специалистов, а также соответствующих ресурсов (капитала, производственной площади);
  • меры, принимаемые конкурентами, которые могут создавать серьезные препятствия усилиям компании по увеличению объема продаж.
Движение ликвидности. до тех пор, пока у предприятия будет недостаточно наличных денег для выполнения немедленных выплат (рабочим, поставщикам, краткосрочным кредиторам), оно будет несостоятельным и рискует прекратить свое существование. Под движением ликвидности понимают приток наличных денег и их выплаты, количество денежных средств, имеющихся в наличии в любое время. Положение предприятия по такому показателю, как движение денежной наличности, может играть решающую роль. Если предприятие не в состоянии закупать и держать адекватные запасы сырья и готовых изделий или увеличивать свои кредитные возможности в целях привлечения новых покупателей для вложения средств в проведение долгосрочных научно-исследовательских работ и реализацию программ развития из-за финансовых трудностей, то величина её прибыли будет незначительной, выживание - проблематичным. В этом случае компания может обанкротиться. Поэтому прочные позиции в области ликвидных средств обеспечивают компании стартовую площадку, необходимую для дальнейшего наращивания своей хозяйственной деятельности.

Еще по теме Политика, стратегия и тактика предприятия:

  1. 3.2 Разработки стратегии структурного реинжиниринга промышленного предприятия на основе использовании методов нечеткой логики
  2. 3.2. Стратегия и тактика сбыта продукции хлебопекарных предприятий на основе маркетинговых коммуникаций.
  3. Приложение ЗКАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
  4. 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента

Стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».

Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

Для стратегического планирования характерно использование типовых классификационных группировок отдельных частных вариантов выбора направлений и характера развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных вариантов в той или иной сфере в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.

В целом комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы:

определение классификационных признаков стратегических вариантов;

классификацию стратегий;

формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов;

определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов;

формирование комплексных стратегических вариантов;

определение критериев сравнения вариантов;

анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности;

выбор комплексной стратегии;

определение критериев для пересмотра принятой стратегии;

создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц;

разработка механизмов реализации стратегии;

разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

На практике разработка стратегии - это выполнение следующих этапов:

уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики;

анализ стратегического потенциала предприятия;

определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования;

анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия, - зоне хозяйствования;

позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;

определение технологической стратегии;

формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия;

формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия;

анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия;

разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия;

разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;

определение стратегии управления.

Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия.

    То, что написано во всех энциклопедиях – что «стратос» по древне-гречески означает «войско» – это все позднейшие измышления. В славянско-балканско-греческих языках сохранился корень «вой»: воин, войско, воевать. Он же произносится как «бой»: боец, борец, Борис, Беотия («равнины эти были причиной того, что Беотия так часто служила местом сражений греков»). Также есть слово «махИя» - битва. Известна, например, ТитаномахИя. Слово «промах» означает «воин в передней линии фаланги», имя «Промах» было довольно распространенным в Древней Греции («этот парень не Промах!»).
Я хочу рассказать тебе о стратегии и политике. Прояснить смысл этих понятий в их взаимном соотношении.

И политика, и стратегия как слова, как понятия, появились еще в Древней Греции. Стратегами стали называть военачальников в Афинах в середине V века до нашей эры. Слова «стратег, стратегия» произошли от слова «страта» – полоса. Здание в Афинах, в котором заседали члены военного совета, называлось «стратегий». Так оно называлось не потому, что «там заседали стратеги», а потому, что достраивалось оно, как и городские стены, из материалов, заготовленных для строительства храма Зевса Олимпийского, которое было, как известно, прервано, – а они были несколько иного цвета. И чтобы не было видно, что это просто достраивание, Иктин посоветовал камни разного цвета укладывать полосами. Ну, а потом уже, в народе, это здание стали называть «стратегий» – «полосун».

Слово «писистратегий», данное шутниками тогда же этому зданию – не прижилось, также как и прозвище «иоладий», хотя членов совета какое-то время называли «иолаидами». Так что «стратег» – это «полосатик», по-русски.

Позже тот, кого выбирали военачальником, одевал плащ с полосой, каймой. Военные трибуны Римской Империи носили плащи с тонкой красной полосой по краю. Сейчас это сохранилось в лампасах генералов.

Слово «политика» и само понятие «политика» образовалось примерно в те же времена там же. Почему мы начинаем именно с истории? В те времена политика и стратегия разделялись очень явно и ясно. Политика – это то, что в мирное время, стратегия – то, что во время войны.

За 2 с половиной тысячи лет эти понятия усложнились, размылись, появились новые формы, новые применения, и теперь сложнее разделить, где политика компании, например, а где стратегия компании. И во взаимном соотношении, которое идет от исторических корней и по нынешнее время, мы сейчас дадим более или менее четкие границы этих понятий.

Итак, чем отличаются политика, как управление чем-то во время мира, и стратегия, как управление во время войны?

Следует сказать, что управление всегда предполагает траекторию. Управление – это руление, которое предполагает некую траекторию. Которую, соответственно, можно разбивать на шаги, на этапы, стадии, но в любом случае – это траектория. Есть управление – есть траектория.

Соответственно, если есть траектория, по которой нужно пройти, то есть по которой нужно рулить, то всегда есть субъект политики, и всегда это – тот, от кого исходит управленческий импульс. Политики не бывает без субъекта. Когда мы говорим, например, о «политике по отношению к малому бизнесу», то мы должны тут же понимать – это политика государства, а это политика местной администрации, например, правительства Москвы. Или политика какой-либо партии. Т.е. политика всегда имеет субъекта.

И политика всегда имеет объект. Объект пока определим так – «то, что рассматривается субъектом», то, к чему он собирается что-то применить.

Вернемся. Чем мирное время отличается от времени войны? Чем пространство политики отличается от пространства стратегии? Я говорю о том, что перенесемся на те 2 с половиной тысячи лет назад, когда понятия были еще достаточно простыми, пока они не усложнились.

Они отличаются тем, что в пространстве политики существует множество субъектов. Вот моя политика, например, греческого государства, вот политика римлян, вот политика парфянского царства, вот еще. – То есть, субъектов политики и, следовательно, потоков этих политик, переплетается множество на неком поле, в неком пространстве, и я их все должен учитывать, проводя свою траекторию, проводя свою политику.

Во время войны ситуация всегда другая. Во время войны всегда есть два врага. Даже если воюет много государств, всегда есть линия фронта. Есть один лагерь и есть другой лагерь. Война – это всегда два. Есть враг, есть линия фронта и есть два враждебных лагеря. И если какие-то силы еще есть, они определяются по отношению к линии фронта: за красных или за белых. Если кто-то ни за красных, ни за белых, то это он просто не определился пока. Он будет вынужден определиться.

Другими словами, пространство войны – это экстремальная зона политики. И экстремальная она не по виду используемых инструментов – там слова, здесь штыки – а тем, что поле с извилистыми и множественными потоками политик приобретает предельную ясность. Вот трещина, вот два лагеря. И вот они делают стойку друг на друга. Экстремальность ситуации заключается в том, что она предельно упрощается в своем экстремуме, – доразвившись, доопределившись до этого экстремума. Докристаллизовавшись. Вот, фиксируем такое отличие политики от стратегии.

Продолжая тему войны и мира, мы говорим, что политика – это всегда вопрос о власти. Прямо, косвенно, с большей силой, с меньшей силой, явно, неявно. Стратегия – это вопрос о победе. В таком масштабе, на таком уровне и так далее. Вопрос о власти и вопрос о победе. И этим еще характеризуется, что это – два разных пространства.

Когда армии воюют, они не решают вопросов власти. Этот принцип сохраняется до тех пор, пока армии являются частью государства и не вмешиваются в политику. «Вопрос о власти» означает – существует некое поле, на котором действуют несколько субъектов политики, несколько партий. В самом простом виде – это претенденты на трон, вокруг которых существуют сподвижники. Это тоже партии. Слово «партия» происходит от слова «part» – часть, порция, парцелла, т.е. часть чего-то. В этом смысле, это часть людей, которые объединяются по принципу общих политических взглядов.

Политические взгляды – это по сути «отношение к власти». То есть: я за то, чтоб был этот претендент, была власть из этого источника, а я за то, чтоб был этот претендент на трон, власть из этого источника. Партия – это в пределе, это когда носители политических взглядов уже не в одиночку глядят, а объединились с себе подобными. Понятно, что речь может не идти о власти прямо, просто может обсуждаться некий вопрос, и одна партия имеет одно мнение, другая – другое, но даже это в пределе всегда сводится к источнику власти кого и, соответственно, чего. Власть «кого и чего», потому что власть олицетворяется царем, вождем, человеком, – но этот «кончик власти», этот человек, является олицетворением некой системы ценностей, некой системы представлений. Некое «что» воплощается, олицетворяется в некое «кто».

Любой вопрос, который разбирает политические партия – это все подчинено, в конечном итоге, вопросу о власти, – неважно, захват власти, баланс власти, противостояние чему-то власти.

Именно оттуда – и Ленин очень правильно это формулировал – появляется, например, такая штука: «политика партии в аграрном вопросе». То есть, некая проекция вопроса о власти применительно к конкретной области человеческой деятельности или применительно к организации человеческой деятельности. – Политика, например, по отношению к союзникам, попутчикам, политическим партиям, у которых сходная идеология, по отношению к рабочим, международному пролетариату и так далее и так далее.

Точно так же есть политика царя – политика царя по отношению к этому царству, политика царя по отношению к любому вопросу, – вот он проводит такую-то политику. И, соответственно, становится понятно с учетом всего, что я сказал, вот есть царь, вот есть партии как более продвинутая, более свободная, более демократическая штука. И там, и там остаются вопросы о власти – и там, и там правомерно применение слова «политика». И в конце XIX-го века, скорее всего, даже в начале XX-го, уже появляются такие словосочетания, как «политика компаний» по отношению к чему-то. Одновременно появляется «стратегия компаний».

Повторю, раньше слово «политика» применялась исключительно в мирном государственном поле, а «стратегия» – в военном (Клаузевиц, Мольтке, Сун Цзы). В XX-м веке мир приобретает дополнительную сложность, он становится более свободным, демократизируется – (что такое «свобода»? – это «больше субъектов, которые хотят и могут это сделать») – и такие понятия, как «политика» и «стратегия» выходят из узкого круга царей и полководцев, верховных политических деятелей, и начинают распространяться вширь. Точно так же, как, впрочем, грамотность, или хороший стандарт жизни, или возможность путешествовать, или возможность получать образование, или возможность быть избранным.

Политика компании. В данном случае «субъект политики» можно определять не как субъект «поля, где идет речь о власти в государстве», а как субъект достаточно мощного действия. Политические действия пространства власти характеризуются неким уровнем мощности. Возникновение крупных компаний – это возникновение центров мощности, не находящихся напрямую в гнезде власти. Тем не менее, их воздействия могут быть достаточно мощными. Одновременно с этим появляются и такие словосочетания, как «политика компаний». Например, «политика компании по вопросу экологии». Одна политика, например, «всячески использовать очистные сооружения», вторая политика – «всячески делать вид, что ты чистишь» (и лить беспрестанно).

Политики могут существовать по любому вопросу, их много, и политики могут быть разные. Они могут сводиться к пяти видам или к двум видам – это как посмотришь, как захочешь увидеть.

И вот мы берем такой объект, как компания, не такой жестко определенный, как армия или как царь, и рассматриваем, – а какое же там соотношение политики и стратегии?

Перед этим нужно сказать, что когда партия говорит «у нас есть такая вот политика»… – возьмем ту же ВКП(б) или РСДРП, – партию, которую возглавлял Ленин, партию нового типа.

Почему она «нового типа»? Она представляет хорошо организованную группу людей. Организованную как на уровне идеологии, самоопределения, так и на уровне действий. В этом смысле, это отличается от толпы последователей какого-то царя или политического деятеля, то есть то, что представляли из себя партии «старого типа».

Так вот, эта партия имеет стратегию. Стратегия, в частности, ВКП(б), была выражена в программе-максимум и программе-минимум. Стратегическая цель программы-максимум – это построение коммунизма и социализма как первой части, а программа-минимум и, соответственно, цель, определенная в ней – это свержение царизма. И как раз после того, как была достигнута первая цель, т.е. выполнена программа-минимум, после 1917-го года, уже в 18-м году состоялся VIII-й съезд партии, на котором была принята новая программа партии, – именно потому, что программа-минимум была выполнена. Для справки нужно сказать, что следующая программа партии была принята в 1961 году.

Так вот, какая связь на примере ВКП(б) таких понятий как стратегия, тактика и политика? Вот эти цели, как программа-минимум свержения царского строя и программа-максимум построения коммунизма – это стратегические цели партии. Меньшая стратегическая цель, большая стратегическая цель. Соответственно, все, что дальше делает партия, если стратегия определена таким образом, – это тактические задачи.

Например: организовываться или не организовываться? Должны ли все члены партии разделять идеологию и участвовать в жизни партии и подчиняться решениям партии или не должны? Партия – это просто некое сообщество людей, имеющих сходные взгляды на происходящие политические события или отряд организованно действующих людей?

Ленин настаивал на том, что партия должна состоять из людей, у которых не просто «общие» взгляды, а «единые» взгляды. Другими словами, признающих программу партии, а программа партии выстроена достаточно отчетливо и жестко; второе – участвуют постоянно в жизни партии, включая уплату членских взносов, и третье – подчиняются решениям партийных органов.

Что это значит? Это значит, идет обсуждение – каждый волен высказывать точку зрения. Понятно, что она задана в неком коридоре, она не может бесконечно плавать от одной крайности к другой, т.е. если это все-таки люди со сходными политическими взглядами, и вот этот коридор, если мы берем его как целое, мы говорим о единстве политических взглядов. Но если мы увеличиваем масштаб, то внутри этого коридора могут существовать разные точки зрения. А решение – это не коридор, это тонкая, четкая линия. Поэтому принцип такой: вот существует время обсуждения, время разбрасывать камни, и есть время собирать камни, когда принято решение и нужно ему следовать, его выполнять.

И поэтому принцип «демократического централизма». Суть его заключается в том, что ведется обсуждение, и это демократическая часть, но когда решение принято, оно должно быть выполнено, это централизм. То есть, на самом деле речь идет о балансировке 2-х векторов, 2-х потоков. – Это «жизнеспособность», в смысле, насколько широк круг этого явления, жизнеспособность явления, которая определяется количеством участников этого явления, если оно уменьшается со временем – явление погибает, если увеличивается – явление живет. И «организованность» – способность к действию, дисциплина, сплоченность и, следовательно, сужение круга участников. Поэтому любая политическая сила – это с одной стороны всегда явление, это некий поток в некой социальной среде. С другой стороны это организация, формализация, запирание потока в некоторые рамки. Поэтому принцип демократического централизма – его философия, его принципиальная суть, сводится к тому, чтобы найти правильный баланс между жизнеспособностью этого потока как явления (чтобы не уменьшалось) и жизнеспособностью этого потока как организации (чтобы действовала).

Чем более четко выстроена «организация», тем более она эффективна. Но там нет речи о том, что должно расти количество ее сотрудников. И, наоборот, чем больше людей привлекается в «поток», чем он более привлекателен, тем это явление более жизнеспособно как «социальное явление». Партия – это одновременно «явление», потому что люди там собираются разделяющие взгляды и хотящие чего-то, объединяются по принципу взглядов и желаний, и одновременно это «организация», потому что люди объединяются по принципу функциональному, т.е. по принципу, что они должны что-то сделать, исходя не только из «хотят», но и из «должны».

В этом суть демократического централизма – баланс, чтобы обеспечить выживаемость потока, явления, и выживаемость организации.

Так вот, стратегия определена партией, все остальное является тактикой. Как мы, например, будем относиться к членству в партии – определяется, исходя из стратегии. Или, другими словами, – «тактика партии в этом вопросе должна быть такой-то».

И Ленин в этом вопросе жестко стоял на этом принципе, что партия – это… ну, я уже перечислил эти раз, два, три. И это выразилось в очень жесткой идейной борьбе на 2-м съезде партии в 1903-м году, именно первый вопрос съезда был по первому пункту Устава «Членство в партии». Но, как это сейчас понятно, это не просто формальный какой-то вопрос, а это имеющий в виду, что такое партия и, в глубине, что такое баланс между «явлением» и «организацией». И Ленин настаивал на правильной позиции. Была часть съезда, которая настаивала на противоположной позиции. Победила точка зрения Ленина. Что значит, победила? Это на съезде проголосовало большинство. Соответственно, было меньшинство, которое не победило. Именно оттуда родились такие всем известные термины, как «большевики» и «меньшевики». Большевиками называли членов большинства съезда по этому вопросу, а меньшевиками – меньшинство съезда по этому вопросу. Вот такая история.

Так вот, у партии есть стратегия, у партии есть тактика, это понятно, и у партии есть политика. Чем политика отличается от тактики? Я не даром говорил: «политика по вопросу такому-то». Можно сказать по-другому. Например, политика по отношению к партиям со сходной идеологией. Можно сказать не «по вопросу», а политика «по отношению» к париям со сходной идеологией.

Почему я так переформулировал сейчас? Нужно понимать, что политика – это «отношение» в том смысле, что когда ты определяешься в политическом пространстве, то будучи субъектом политики, ты определяешь свою позицию – ключевое слово! – ПО ОТНОШЕНИЮ к какому-то объекту. Ты определяешь свое отношение. Ты решаешь вопрос. Политика по аграрному вопросу. Какой вопрос ты решаешь? Ты решаешь вопрос, как ты относишься к некоторому комплексу идей по, например, вопросу распределения земли. И ты определяешь свою позицию. И выражаешь ее в понятных формулировках, словах – аудитории, внешнему миру. И в этом смысле политика, любая политика, она, в общем-то, заканчивается определением своей позиции, своего отношения. Вот этих нужно поддерживать, вот это нужно поддерживать, вот все, что говорится, фигня, нужно вот так вот делать, или, другими словами, «поддерживать сформулированную мной точку зрения, позицию».

Стратегия компании всегда начинается – мы говорим уже не о пространстве войны и мира – с политики, с отношения. С позиции. Она всегда начинается с того, что к этому мы относимся так-то, и теперь давайте посмотрим, что мы здесь должны сделать. Например, вот компания, и она набирает какие-то кадры. Пусть это сталелитейная компания, например. И возникает вопрос: эмигрантов брать, мексиканцев? Сенат против, не важно, или за он, а я не хочу. Конгресс против, а я хочу, потому что я мексиканец. Совет директоров…

О чем я говорю? – О том, что есть причины, чтобы определиться в каком-то вопросе. Когда их нет – то мы на это и не обращаем внимание. Но вот появилась причина определиться в чем-то. Появился вопрос или, другими словами, появилась необходимость дать ответ. Или, что то же самое – сформулировать свою позицию, свое отношение.

И вот ты говоришь, например: «Политика компании по отношению к эмигрантам как к рабочей силе такая, что не просто широко раскрыть двери, но и всячески стимулировать этот процесс». Это отношение, это политика. И теперь начинается стратегия. Я сейчас не говорю, где стратегия, где тактика, потому что здесь вопрос только об иерархии целей. Верхняя – назовем стратегией. Все, что ниже – мы называем тактикой. Если мы забываем о верхних целях, мы можем то, что мы называем тактикой, назвать стратегией. Это иерархия, масштабирование. И вот говорим: «Стратегия компании в этом поле набора рабочей силы, или кадровой политики, она не только широко раскрыть двери эмигрантам, но и всячески их обучать». И тогда мы формируем стратегию.

Если речь идет о действии, оно должно иметь хотя бы колышки, пунктиры определенности. И она, стратегия, говорит, что мы должны через 5 лет выйти на такой вот показатель. Например, что каждый день у нас у дверей стоит 2-3 мексиканца. Ну, к примеру. Или, что к этому моменту у компании нет проблем с рабочей силой.

Или лучше так: Все меньше и меньше люди хотят этим заниматься. Не хотят на сталелитейном заводе работать. И тогда мы говорим: ок, вот у нас стратегия такая, она имеет такой-то срок, она имеет целью всячески в эмигрантской среде пропагандировать авторитет этой профессии, а следовательно, она должна рассматриваться в таких аспектах, как донести до них эту информацию, как готовить кадры, как давать льготы, как добиваться, чтобы льготы давало правительство, как донести до правительственных чиновников, что по-другому сталелитейность нашу американскую мы не поднимем и так далее. И формируется стратегия. Но суть этой стратегии – это некое действие. В свернутой форме – что я хочу?

Стратегия всегда начинается с того, «что я хочу». Но перед этим «что я хочу» находится позиция – «как я к этому отношусь?» Там еще нет вектора хотения, желания, действия. И, соответственно, пространство политики заканчивается вопросом «как я к этому отношусь?» – а пространство стратегии начинается с вопроса «как я к этому отношусь?». – Причем, это мгновенно форматируется в вопрос «что я хочу, что я собираюсь со всем этим отношением к этому делать?»

Лекция окончена.

Политическое руководство социальными спільностями и массами, что предусматривает сбор и описание эмпирической информации, на базе которой определяются расположение и соотношение соціальнополітичних сил, а также составляется прогноз развития, что предполагает ситуации и предлагает перегруппировка сил, и составляет стратегию и тактику политической деятельности в политическом процессе. Политическая деятельность охватывает все формы политики и имеет свою внутреннюю структуру: политическое руководство государством и обществом; политическое функционирования; участие граждан в политической жизни общества; политический маркетинг, то есть систему рекламованості тому подобное. Деятельность, направленная на определение системы, целей и задач, формирование политической стратегии, политической тактики на основе анализа реальных политических событий и явлений, прогнозирования политического развития и составляет суть политического руководства. Осуществляется политическое руководство преимущественно через основные формы: государственную и политическую партийную деятельность, представительские органы и структуры и др. Политическое руководство формирует и политическую платформу. Политическая платформа - совокупность теоретических и идейных положений, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигаются политическими партиями и государственными структурами и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политические партии, политические движения, общественные объединения. Определяются и политическая стратегия и политическая тактика, и политический курс.

Политическая стратегия - определение долговременной цели, широкой программы действий, повседневных задач, общей долговременной линии политического поведения, основных направлений деятельности, научно обоснованного развития реальных политических событий и явлений и тому подобное. Стратегия определяет и обеспечивает основное направление политической деятельности субъектов власти и политики. Ее объектом является выработка главной цели, программ на определенном этапе политической деятельности субъектов политики, путей и средств их достижения. В условиях демократизации общественной жизни определяются основное звено, главное направление в политическом процессе, очередность политических проблем, которые решаются.

Тактика - это часть стратегии, политическая линия субъектов политики на сравнительно непродолжительный период, это совокупность путей, форм, приемов, методов и средств реализации политических идей и программ, достижение главной цели и задач стратегии. Политическая тактика вытекает из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая стратегия и политическая тактика - составляющие политического руководства, тесно взаимосвязи" связаны между собой. Свобода выбора народом социально-политического строя, деидеологизация международных отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, отказ от войны как средства и метода решения политических проблем, человеческое измерение политики и др., - все это является характерным для современной политической стратегии и политической тактики. Конструктивная политическая стратегия предусматривает и прогрессивное политическое развитие, конструктивный выбор средств и методов ее осуществления (искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, возрастание роли права, осуществление превентивной (упреждающей) дипломатической деятельности, избежание военных действий, учета и обращения к общественному мнению и тому подобное).

Важным звеном в выработке стратегии и тактики в политике становится процесс принятия решений, постановка цели и задач. Их подготовка связана с выяснением позиций и взглядов основных политических сил страны, которые предлагаются в виде альтернатив. Их уровень - свидетельство о потенциал политических субъектов с правовой точки зрения возлагает на них ответственность за подготовку и реализацию политического решения. Известно, что эффективность так называемой митинговой демократии не высокая. Создавая политический настрой, митинговая демократия не вносит его в пределы народных интересов, которые реализуются, не создает необходимого политического механизма для реализации политического настроения. Важно в политической деятельности четко определить эффективность и реалистичность решений, избегая так называемых закличних, что не является конкретно организованными, хотя существуют лозунги, рассчитанные на формирование необходимых политических ориентиров в общественном сознании.

Для организации политической деятельности по реализации определенной цели и решений особое значение имеет выбор средств. Известное выражение: политика есть искусство допустимого, искусство компромиссов, имеет условное отношение к средствам реализации стратегических и тактических решений, потому что в политическом решении выбор средств играет решающую роль, от этого зависит успех. Потому-то искусство допустимого - это набор средств, отвечающих стабильности обстановки, но это не экстремальный вариант, когда допустимое решение оперативно меняется, хотя и должно идти в фарватере общечеловеческих представлений. При таком подходе и политический компромисс также имеет конкретное содержание, выступая в значении возможного, но не всегда допустимого средства.

Нужно уметь политически маневрировать, определять время, поле наступления и отступления, меняя тактику при переходе от атак к обороне и тому подобное. Политический маневр рассчитан на познание возможности удержать позиции, приобретается в процессе реализации той или иной политической акции, необходимого потенциала для реализации и достижения цели. В рационально организованной политической деятельности маневр - постоянное учета возникающих ситуаций, и умение перераспределять политические силы, то есть маневрировать, что характерно для дипломатической деятельности, для тех политических сил, которые пытаются не путем военных средств, а путем учета общей обстановки, расстановки политических сил, перегруппировывать их и достичь политическим путем устранения антинародных режимов и тому подобное. В политической деятельности необходимо уметь наступать и отступать.

Политическая стратегия наступления, как правило, предусматривает принятие политическими институтами определенных решений о наступление. Немалое политическое нагрузки выполняет и политическое отступление. Вовремя отступить важно для того, чтобы, сохранив силы, набраться новой энергии, затем пойти в наступление и добиться успеха и тому подобное. В политической стратегии и тактике особое место занимают изоляция и нейтрализация оппозиционных сил. Изоляция предусматривает временное прекращение политической деятельности оппозиции. Нейтрализация предусматривает также проверку возможного изменения других политических ресурсов, достижения результативности политической деятельности. Тут-то имеет значение политический контроль. Понятие "ситуация контролируется", распространенное в политической практике, означает локализацию сил, что имеет право контроля политического поведения объекта, стабильность состояния, что находится в центре внимания. Залогом эффективности политической деятельности является организация каналов обратной связи с объ ектом политической деятельности и др. Содержанием и целью стратегии и тактики является влияние на принятие и осуществление политических решений в сфере политического процесса.