F22 против Су37. Их сравнение

Довольно обширны. Основные из них можно выразить двумя определениями - малозаметность и многофункциональность.

Американцы большие надежды возлагают на самолет F-22. У нас на вооружении стоит многоцелевой Су-37. И многие военные эксперты задаются вопросом. Сможет ли победить F22 против Су37?

История создания самолета F-22

В планах США уже давно было создание такого самолета, который бы в корне отличался по своим летным характеристикам от тех летательных аппаратов, которые существовали на вооружении.

Командование ВВС сформулировало основные требования к предполагаемому истребителю.

Машина должна была обладать:

  • новой авионикой;
  • двигателями под управлением компьютеров;
  • должна оставаться незаметной для средств обнаружения воздушных целей.

Сам конкурс был начат уже в середине 1986 года. К работе над созданием новой машины были привлечены коллективы из двух КБ. Условия конкурса ограничили временные рамки: на проектирование отводилось 50 месяцев.

При этом еще не оговаривался вариант сравнения: Ф22 против Су37.

И уже к началу 1990 года обе машины с обозначениями "Изделие YF-22" и "Изделие YF-23" были готовы.

В процессе проектирования были затрачены огромные средства. Вследствие этого заказчики сразу отбросили дорогостоящую РЛС, которая выполняла функцию кругового обзора судна. Также пришлось отказаться от дополнительных оптических и защитных систем. Такие жертвы вызваны тем, что проект выходил за рамки финансирования проекта F-22.

Летом 1991 года победила машина, в создании которой принимали участие такие компании как Lockheed, Boeing и Dynamics.

Дорогая игрушка?

Наверное, все помнят выражение "на вес золота"? Так вот, эти слова очень подходят к американскому самолету F22. Против Су37 (его цену мы узнаем далее) только первоначальная стоимость "американца" была выше в 4,5 раза. А если учесть еще и косвенные затраты, то полная цена "супероружия" подошла к отметке в 350 млн $!

Так вот, цена 19,7 тонны золота (а столько весит пустой F-22) в течение 2006 года составляла те же 350 млн $!

Как создавался Су-37

Решение о создание Су-37 было принято в далеком 1986 году ВПК при Совмине СССР.

Первый опытный прототип создавался с учетом реалий холодной войны - российский "Терминатор" против "Раптора" (США).

Самолёт создавали с привлечением конструкторских бюро имени П. Сухого и имени А. Люльки (ОКБ "Сатурн"). Также к работе были привлечены другие институты и организации. В числе разработчиков была французская фирма "Секстан авионик"

Экспериментальные полеты, в которых испытывались новые мощные двигатели АЛ-37ФУ, были проведены в начале 90-х годов. Двигатели создавались повышенной тяги и с поворотными соплами.

Результаты испытаний оказались настолько успешными, что позволили ускорить создание нового самолета.

Но пришел август 1991 года, и последовала череда событий - распад Советского Союза, ликвидация Минавиапрома и, как следствие, было прекращено финансирование работ. Всё это привело к тому, что программа по созданию перспективного самолета была свёрнута и благополучно забыта.

Так что оппоненты из США в те времена могли только радоваться тому, что в виртуальной войне "Раптор" против Су-37" они потеряли настолько серьезного соперника.

Особенности конструкции F-22 Raptor

При вооружении F-22 американцы, в целях уменьшения заметности на радарах противника, приняли решение поместить все вооружение внутрь самолёта.

Посадочные места на крыльях самолета под размещение навесного вооружения на самолете есть, но в целях маскировки они практически не используются.

Применение композиционных материалов в корпусе летной машины (что составляет 40% от всего покрытия) позволило уменьшить общую массу конструкции. Кроме снижения массы, применение таких материалов позволяет повысить стойкость конструкции к перегреву.

Также корпус самолета был покрыт материалом, который успешно поглощал радиоволны. С этой же целью (повысить малозаметность) фонарь кабины летчика и отсеки под шасси были сделаны в пилообразной форме. Такие формы позволяли эффективно рассеивать отраженные электромагнитные волны от РЛС противника.

По параметрам малозаметности, конечно, выигрывает Ф22 (против Су37). Этому также помогает ромбовидная форма крыла.

Силовая установка Raptor представляет из себя комбинацию двух двигателей типа P&W F119-PW-100, на которых размещены характерные для этого самолета плоские реактивные сопла. Применение керамических материалов в их конструкции позволяет значительно снизить заметность машины в ИК-спектре.

При мощности двигателя в 11000 кгс самолет легко может преодолеть барьер скорости звука. А таким параметром может похвастаться считанное число боевых машин, в том числе F-22 и Су-37 .

Особенности Су-37

Российский соперник Ф-22 оснащён системой автоматизированного управления. Это обеспечивает перемещение абсолютно всех аэродинамических органов регулирования и поворот сопла двигателя ручкой управления.

Электронная система автоматически обеспечивает защиту истребителя в зависимости не только его веса, но и выбранного полетного режима. Также самолет оснащен системой автоматического вывода из режима "штопор".

Коренному преобразованию подверглась и кабина пилота. Центральная ручка управления была заменена на боковую. А рычаги управления двигателем заменили на тензометрические, что непосредственно улучшило управление двигателем посредством кнюпелей.

Что это дало? Повысилась точность пилотирования, улучшилось управление самолетом при воздействии на пилота больших перегрузок. Самолет снабдили интегральной электродистанционной системой управления, с помощью которой автоматически изменяется вектор тяги силовой установки. Такое решение позволило придать самолету сверхманевренность на малых и почти нулевых скоростях полета, что положительно сказывается если сравнивать F22 против Су37.

Изменилось и на панели приборов. Перед пилотом теперь находится четыре многофункциональных ЖК-монитора, разработанных французской фирмой "Секстан авионик". Мониторы снабжены защитой от солнечной засветки и, теперь пилот может видеть основные динамические параметры при любых метеоусловиях.

Дополнительный индикатор также установлен на фоне лобового стекла, на которое выводится необходимая информация.

Повышение уровня комфортности кабины повысило переносимость перегрузок для пилота, а это, в свою очередь, дает возможность полностью реализовать все боевые возможности боевой машины Су-37 vs F-22 даже строевыми пилотами.

Сколько стоит Су-37

По результатам широкого маркетингового анализа, проведённого разработчиками, было выяснено, что потенциальные покупатели Су-37 представлены спектром из 24 стран. Число заблаговременных заказов от разных стран уже равняется 1 000 изделий!

Такая большая заинтересованность объясняется не только уникальными характеристиками, но и привлекательной стоимостью самолета на международном рынке, которая, особенно в сравнении (F22 против Су37), не превышает 30 млн $.

Вооружение "Раптора"

Боевая мощь Ф-22 Raptor складывается из 20-мм пушки класса M61A2 Vulcan, рассчитанной на 480 залпов. Машина также может нести на пилонах крыльев шесть ракет "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM и две ракеты типа AIM-9M Sidewinder.

Самолет несет и бомбовую нагрузку, которая состоит из корректируемых авиабомб типа JDAM и управляемых бомб типа GBU-39. При этом сверхзвуковая скорость не мешает самолету производить атаку.

Боевое оснащение Су-37

Сравнение F-22 и Су-37 необходимо начать со стрелково-пушечного вооружения Оно состоит из скорострельной одноствольной 30-мм пушки ГШ-301, которая размещена в правом крыле и обладает боезапасом из 150 патронов.

Дополняет огневооруженность ракетное и бомбардировочное снаряжение. Оно размещено на балочных держателях в 12 пунктах:

  • 6 - под консолями крыла;
  • 2- под законцовками крыла;
  • 2 - под двигателями;
  • 2- под цетранопланом.

Самолет может оснащаться:

  • 8 управляемыми ракетами "воздух-воздух";
  • 10 ракетами средней дальности с активными головками самонаведения;
  • 6 ракетами для близкого воздушного боя Р-73;
  • 6 корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр с системой наведения.

При применении ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М истребитель оснащается контейнерами управления оружием.

Все неуправляемое авиавооружение типа "воздух-земля" собирает в общей массе 8 тонн. Оно может представлено:

  • 16 бомбами ФАБ-500М54;
  • 14 бомбами ФАБ-500М62 ФАБ-500М62;
  • 14 зажигательными баками ЗБ-500;
  • 48 бомбами ОФАБ-100-120;
  • 8 контейнерами КМГУ;
  • 120 неуправляемыми ракетами С-8 (6 блоков Б-8М1);
  • 30 ракетами С-13 (6 блоков УБ-13);
  • 6 ракетами С-25 (в ПУ О-25).

Комплекс дальнего обнаружения представлен импульсно-допплеровской БРЛС с неподвижной антенной решеткой и бортовой РЛС для заднего обзора.

Прицельная система Су-37 состоит из тепловизора, который совмещен с лазерным дальномером-целеуказателем. При этом установка позволяет обнаружить и вести одновременно несколько целей.

"Прыгучесть" Су-37

Отечественная "Сушка" приобрела настолько высокие боевые качества, что о них надо сказать отдельно.

Самолет может изменить уклон на угол до 180°, выдерживать его в течение всего времени, пока производится пуск ракеты. У боевой машины отсутствуют ограничения в углах атаки. А за счет прироста появилась возможность выполнять новые фигуры высшего пилотажа:

  1. Разворот в плоскости на 360°.
  2. Форсированный огневой разворот.
  3. Поворот на вертикали.
  4. Выполнение "кобры" на углах 150° - 180°.
  5. Переворот при выполнении фигуры "колокол".
  6. Переворот, с утратой высоты на 300-400м.

При таких возможностях маневрирования крайне выгодно выглядит Су-37 "Терминатор" (против F-22 "Raptor"), что обеспечивает ему превосходство в воздушном бою.

Системы дальнего обнаружения на F-22

Бортовое оборудование состоит из двух установленных ЭВМ CIP, каждая из которых оборудована 66 модулями. Они состоят из 32-разрядного процессора класса i960.

На борту американского самолета есть РЛС типа AN/APG-77. Установка оборудована фазированной антенной, которая состоит из 2000 элементов, позволяющих как вести прием, так и излучать сигналы.

При помощи радара обнаружение цели выполняется на дальностях в 225 км. В то время как бортовая РЛС распознает цели на растоянии в 525 км.

Собственная система защиты предотвращает перехват сигнала радара противника. Такая система F-22 (против Су-37) помогает обнаружить цель, так что враг и не замечает этого при помощи своего оборудования.

Эксперты сомневаются?

В настоящее время американские военные специалисты очень сомневаются в своем воздушном превосходстве.

И это неслучайно. Выход на арену новых российских самолетов показал всему миру мощь отечественного оружия!

С российскими боевыми самолетами сравнения самолетов американских идут с переменным успехом. То вдруг одни западные эксперты выясняют, что «русские господствуют в воздухе», то тут же другие «знатоки» начинают это опровергать. Где же отыскать истину, спросите вы? Искомого результата можно достичь, если убрать политическую подоплеку, когда желаемое выдают за действительное. В качестве объектов для очистки от «информационного мусора» выберу американский самолет F-22 Raptor и российский Су-35С.

Итак, начнем.

F-22 Raptor - этот хищник задыхается на бегу

В создании истребителя по программе ATF (Advanced Tactical Fighter - «Прогрессивный тактический истребитель») принимало свыше 80 организаций, в том числе авиационные гиганты - Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. При проектировании истребителя ATF/F-22 впервые была использована система автоматизированного проектирования (САПР) CATIA французской фирмы Dassault Systemes и был создан испытательный комплекс COMOC.

Примечателен факт: в 1986 году предполагалось, что окончательная стоимость самолета составит 50-60 млн долларов, но он обошелся в три раза дороже.

Дело в том, что главной технической характеристикой F-22 была выбрана технология «стелс», или пониженной радиолокационной заметности, под которую подгонялись все узлы и агрегаты, конструкция и обшивка самолета. F-22 на четверть состоит из композитных материалов, а титановых сплавов в нем - около 40%. При этом соотношение титана, алюминия и композитных материалов в конструкции самолета в процессе проектирования постоянно менялось. В итоге титановых сплавов оказалось больше, а от этого самолет только стал дороже.

Интересный казус вышел с самолетной бортовой РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Да-да, той самой, которая видит цели на дальности 300 км, а крылатые ракеты - с расстояния 150 км. При этом работа БРЛС грубо нарушает технологию «стелс». F-22 будет светиться на радарах российских ЗРС, таких как С-300 и С-400, словно прожектор маяка. А отказаться от такой БРЛС было уже нельзя: все же 4,5 млн долларов за штуку на ветер не выкинешь!

Поэтому конструкторы придумали и применили иное решение, уже отработанное прежде на практике. Существует командная линия связи и передачи данных между самолетом ДРЛО AWACS, истребителем F-16 и ЗРК Patriot, связывающая их в единый информационный контур. Так же поступили и с F-22. В реальной боевой обстановке он будет пользоваться не своей БРЛС, а данными с AWACS , который станет его «глазами и ушами» для корректировки данных по местоположению атакуемой цели.

Как известно, основным оружием F-22 Raptor являются ракеты класса «воздух-воздух» - AIM-120 AMRAAM. Они имеют активную радиолокационную головку самонаведения, но включают ее тогда, когда до цели остается около 8-10 км. При этом самолет корректирует полет ракеты до цели с помощью данных от своей БРЛС. Только так - и никак иначе! По другому выход в зону захвата цели головкой самонаведения ракеты не получится - из-за узкого луча ее бортовой РЛС.

Таким образом, в любом случае F-22 в гипотетическом бою будет, хоть и кратковременно, светиться на радарах наших РЛС. Мало того, самолет будут облучать в разных диапазонах волн БРЛС наших истребителей и ЗРК ПВО, а, как известно, у самолета показатель ЭПР с разных ракурсов - разный. К тому же при открытии оружейного отсека, в котором размещаются шесть AIM-120 AMRAAM, показатели ЭПР также увеличатся.

Ну и где тут технология «стелс», на которую затратили миллионы долларов и из-за которой пожертвовали маневренностью истребителя? По факту получается: радиолокационная заметность F-22 не такая уж низкая, как утверждают иностранные СМИ.

За маневренность самолета отвечают не только механизация крыла, но и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). В наших самолетах они представляют собой единое целое с двигателем и являются всеракурсными. На F-22 УВТ вынесен как конструкция планера: с щитками из жаропрочных сплавов, отклоняющих тягу из сопла двигателя только вверх-вниз. Получается, что с таким УВТ американский «хищник» не может резво крутить петлю Нестерова и другие фигуры простейшего пилотажа - восьмерку, горку и другие. К тому же и УВТ также повлиял на заметность истребителя, немного снизив ее в инфракрасном диапазоне.

Второй причиной ограничения маневренности стали неполадки с кислородной системой самолета. Она состоит из комплекса OBOGS (On-board oxygen generating system - бортовая система генерации кислорода) и ее дополнения - комплекса EOS «классического» образца, в которую входят кислородный баллон и сопутствующее оборудование. Суть проблемы была в переключении между этими системами во время полета при больших перегрузках. То есть пока полет нормальный, работает OBOGS, а как только начинается боевое маневрирование, должен работать EOS. Но в результате летчики при выполнении полета с перегрузкой попросту задыхались, а в 2010 году был случай, когда из-за неполадок в кислородной системе даже погиб пилот. Неполадки случались так часто, что командование ВВС США вынуждено было ограничить F-22 по перегрузке и провести целый ряд дорогостоящих мероприятий по устранению их причин.

Я бы мог еще рассказать про неполадки с бортовой электроникой, чувствительной к дождливой погоде, сложностями старта ракет из грузового отсека, но не буду. Как говорил Уинстон Черчилль: «Американцы всегда находят верное решение. После того, как переберут все остальные». К F-22 его слова подходят однозначно.

Хотя в Америке не любят «выносить сор из избы», все равно всякое тайное становится явным. Так произошло и с главным секретом F-22 - его фактической стоимостью. 29 июля 2018 года американский журнал Military Watch опубликовал статью, срывающую покров с тайны - во сколько же самолет обходится бюджету США.

Вот приблизительный подсчет экспертов: «Стоимость F-22 составляет около 150 миллионов долларов, стоимость его эксплуатации в течение 40 лет жизни - около 550 миллионов долларов или даже больше с учетом старения техники. Таким образом, за время его службы один F-22 Raptor обойдется американским налогоплательщикам как минимум в 700 миллионов долларов (!)».

Сенсация? Безусловно. Получается, что 195 стоящих на вооружении ВВС США F-22 - золотые.

Я предполагаю, что скоро F-22 будут числиться в составе стратегического резерва, как Старая гвардия Наполеона во время Бородинского сражения 1812 года.

National Interest: «экстремально опасный»

Первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США американское издание National Interest называет Су-35. По мнению экспертов издания, Су-35 «экстремально опасный» для любого самолета НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Специалисты считают, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35С - универсальный охотник за хищниками

Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания - от двигателя до комплексов вооружения - была разработана для решения главной задачи: это агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.

Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.

Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.

Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».

Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват - на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.

Может, AWACS и увидит наш Су-35С, передаст данные о нем F-22, но вряд ли успеет предупредить о запуске нашей дальней ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-БД (дальность поражения - до 200 км). Русская ракета поразит F-22 раньше, чем тот применит свою AIM-120 AMRAAM (дальность поражения - до 120 км). К тому же, если наша высокоточная ракета стартовала, то цель она поразит однозначно.

Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны - РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.

В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.

В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.

В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» - истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.

Ситуация разрешилась после того, как к «хулиганящему» F-22 со стороны задней полусферы стремительно и хищно подошел Су-35С, выполнявший задачу воздушного прикрытия на высоте 10 км. Американский истребитель быстро ретировался в сторону Ирака - в воздушной игре на виражах козырей у него не было.

Не могут прятаться, когда идёт бой «стенка на стенку»

«Интерфакс» опубликовал крайне интересное интервью с научным руководителем и первым заместителем генерального директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) академиком РАН Евгением Федосовым . Евгений Александрович рассказал как о современном состоянии и проблемах военной авиации, так и о ближайших и долгосрочных перспективах создания авиационной техники. При этом академик подчас критически относится к «модным» направлениям в самолетостроении и высказывает свои оригинальные идеи.

Основная проблематика, которой занимается ГосНИИАС – создание нового поколения авионики, для которой характерна модульная структура. Она предполагает минимизацию количества узлов и их максимальную унификацию. При этом каждый модуль является цифровым узлом со своим процессором, памятью и операционной системой. Управление режимами работы оборудования самолёта только программное , без какого бы то ни было использования механических управляющих элементов. Что, с одной стороны, существенно облегчает отладку систем в процессе разработки, а с другой, позволяет с минимальными затратами проводить модернизацию.

ГосНИИАС участвует в создании всех военных самолётов , за исключением разве что транспортных машин. Институт соединяет в единое целое носитель вооружения и само это вооружение. Происходит «стыковка» самолётов и вертолётов с ракетами, отработка боевых режимов, которые позволяют наиболее эффективно применять вооружение.

Рассматривая совокупность качеств, которыми обладает современный истребитель, академик довольно скептически относится к сверхманевренности. Она стала следствием многофункциональности самолётов четвёртого поколения, которые в равной степени работают как с воздушными, так и с наземными целями. Перед конструкторами возникла серьёзная проблема, связанная с факелом пламени из сопла запускаемой ракеты. Он выжигал кислород в момент прохождения ракеты мимо воздухозаборника самолёта. В связи с чем двигатель начинал работать неустойчиво, возникала угроза помпажа.

Конструкторы, в конце концов, добились устойчивой работы двигателя при различных дестабилизирующих воздействиях. То есть появилась возможность динамично менять режимы работы двигателя. И это позволило в дальнейшем использовать это качество для того, чтобы сделать самолёт сверхманёвренным. Все началось не с создания соответствующего планёра, не с отклоняемых сопел двигателя, а именно с ракеты, которая потребовала создать двигатель, способный обеспечивать режимы, необходимые для динамичного маневрирования.

«Смотреть самолёты на авиашоу – это красиво, – говорит Федосов. – Но как это свойство применять в бою? Ведь фактически это – ось самолёта, а вектор скорости – он инерционен. Если вы в этот момент пускаете ракету, то она тоже сходит с большим углом атаки. Так что к практическому применению воздушной акробатики я отношусь немножко скептически». Однако во время дискуссий с генеральным конструктором ОКБ Сухого Михаилом Симоновым академик несколько скорректировал свою позицию. Раньше пилот постоянно думал о том, как бы не вывести самолёт на критический режим, чтобы машина не свалилась в штопор. При сверхманёвренности такие опасения отпадают. Поскольку самолёт выдержит любые режимы, лётчик чувствует себя уверенно и думает не о том, как удержать машину в воздухе, а как воевать . К истребителю пятого поколения предъявляют ряд требований, которым он должен удовлетворять: малозаметность, сверхманёвренность, использование РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), сверхзвуковая скорость без использования форсажа, возможность ведения сетецентрических боевых действий, высокоточное вооружение.

Федосов следующим образом расставляет приоритеты, выделяет основные факторы, которые в первую очередь определяют принадлежность самолета к пятому поколению. Самое важное достижение, используемое в самолетах нового поколения, – РЛС с АФАР. Оно позволило существенно расширить полосу частот РЛС. Благодаря этому такую антенну можно использовать и для радиолокации, и для постановки помех при работе комплекса радиоэлектронной борьбы , и для связи. Еще одно существенное достоинство – практически стопроцентная надежность. Поскольку для каждого излучателя используется свой канал с усилителем. В случае выхода из строя нескольких усилителей РЛС сохраняет работоспособность. У пассивной решетки лишь один усилитель, на нем одном держится вся работа станции.

К сожалению, американцы продвинулись в этом деле дальше. У нас модули РЛС делают на основе арсенида галлия. В США используется нитрид галлия. Нитрид галлия сохраняет работоспособность до 200 градусов Цельсия, арсенид – до 50 градусов. Соответственно и мощности получаются разные: 20−30 Вт на один канал против 5−7 Вт. Это дает возможность повысить потенциал сигналов и, как следствие, увеличить дальность радара или же уменьшить диаметр антенны. Но, правда, и Россия сейчас начинает переходить на нитрид галлия. Еще одно крайне важное качество – возможность групповых действий в рамках сетецентрических войн. Федосов уверен, что с появлением ракет «воздух-воздух» большой дальности отпала необходимость вести одиночный ближний бой.

А вот малозаметность – это, по мнению академика, сильно раздутое качество : «Я не очень верю в стелс-технологию. Также как сомневаюсь в сверхманевренности, но там хоть есть качество устойчивости самолета при маневрах». При теперешнем технологическом уровне можно добиться эффективного снижения радиолокационной заметности только в фронтальной плоскости. То есть при лобовой атаке. А сбоку, сверху и снизу современные «невидимки» прекрасно видны. В случае групповых действий этот вопрос стоит особо остро – ни F-22, ни Су-57, не говоря уж об откровенно неудачном F-35, не могут прятаться, когда идет бой «стенка на стенку». Причем даже во фронтальной плоскости у «невидимок» далеко не все благополучно, поскольку защитное покрытие и геометрия снижают заметность лишь в узком частотном диапазоне работы бортовых РЛС.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Новейший СУ-57 против F-22 РАПТОР, КТО Победит в БОЮ?

Русский Су-57 (ПАК-ФА) показал на что способен!

ПАК ФА Т-50 Полный фильм!!! Самолет пятого поколения!!!

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Су-37-сверхманевренный истребитель,предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям.
F-22 на сегодняшний день является единственным самолетом пятого поколения и самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении, в мире.

Пентагон признал превосходство российских истребителей

Американские военные потрясли Москву своими признаниями, растиражированными СМИ, что самолеты российского производства гораздо лучше, чем сделанные в США. В чем причина столь лестных для Москвы признаний?

Началось все с публикации в «USA Today» интервью с американским генералом Халом Хомбургом. Он рассказал об успехах индийских ВВС, которые добились оглушительного успеха в учебных воздушных боях против американских самолетов F-15C/D «Eagle». Индийцы «воевали» на многофункциональных истребителях Су-30МКИ российского производства и выиграли почти 90% всех воздушных боев.
«Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать, - приводит газета слова генерала, возглавляющего службу Air Combat Command ВВС США, - F-15 является основным нашим самолетом для завоевания господства в воздухе, и поэтому неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему «отрезвляющим душем» для многих чинов ВВС».

Потом о «победе русских» рассказал бюллетень ВВС США «Inside Air Force». Он привел еще более шокирующие для американцев данные. Оказалось, что против F-15C/D «Eagle» «сражались» не только Су-30МКИ, но и МиГ-27, МиГ-29 и даже «старенькие» МиГ-21 «Бизон», которые тоже показали себя выше всяких похвал. Они победили не только американских «Орлов», но и французские «Mirage-2000». Американский сайт «Washington ProFile» назвал успех русских машин «полным сюрпризом» для американских летчиков.

У российских военных специалистов и авиационных конструкторов победы отечественных боевых машин над американскими F-15 удивления не вызвали. Генеральный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Симонов не раз рассказывал, в том числе и военному обозревателю РИА « », что истребитель Су-27 «Flanker», как его называют в НАТО и дальнейшим развитием которого как раз и является «индийский» Су-30МКИ, специально создавался в восьмидесятых годах прошлого столетия именно для борьбы с F-15 «Eagle». И в его тактико-технические характеристики заранее были заложены боевые преимущества перед соперником. И в том, что истребители этого класса соответствуют своему предназначению, ничего нового для экспертов нет.
Другое стало сюрпризом – официальное и публичное признание этого факта высокими американскими военными чинами. И более того, удивило то, что это признание опоздало на четыре месяца.

Воздушные учебные бои между индийскими Су-30МКИ и американскими F-15C/D «Eagle» проходили еще в феврале на базе ВВС США в Элмендорфе (штат Аляска). В то время о победе русских самолетов (они выиграли три «сражения» из четырех) почему-то никто не стал распространяться. Как и о многих других подобных фактах.

Впервые российские истребители выиграли учебные воздушные бои у американцев еще в начале девяностых годов, когда отечественные «Су» и «МиГи» только начали принимать участие в международных авиационных выставках и аэрошоу за рубежом. Тогда несколько истребителей Су-27 под руководством известного теперь всему миру (с ним летал в Чечню на «спарке» - учебно-боевой машине президент Владимир Путин) начальника Липецкого Центра переподготовки летчиков ВВС России генерал-майора Александра Харчевского прилетели в Канаду, чтобы продемонстрировать возможности российских боевых самолетов.

На борту российских и американских самолетов не было боевых ракет и снарядов, - их заменила кинопленка, заряженная в фотопушки. И какое же разочарование постигло американских пилотов, когда она была проявлена. «Следов» от российских Су-27 на их пленках практически не было. А на российской - F-15 красовались во всех видах – «вид сзади», «вид сбоку», «вид сверху», то есть все самые уязвимые для ракет и снарядов плоскости самолета были там видны.

Источник такого успеха отечественных истребителей, конечно, заключался не в «скорострельности» бортовой киноаппаратуры, - а в высоких маневренных качествах Су-27 и их тяговооруженности. С этими непревзойденными боевыми возможностями наших машин сегодня знаком весь летающий мир – «кобру Пугачева», как и другие уникальные фигуры высшего пилотажа, не способны сделать никакие другие самолеты, кроме российских. Не только с маркой «Су», но и «МиГ».

Пока F-15, как, впрочем, и их «сородичи» F-16 и F-18, разворачиваются на цель, «зацепив» своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади «игла», то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести «смертельный удар» очень просто.

После Канады в середине девяностых аналогичные воздушные бои были организованы для российских МиГ-29 в Южной Африке. Там против них «сражались» уже не F-15C/D «Eagle», а французские «Mirage-2000». Однако результат оказался тем же.
«Если наш самолет подошел к противнику на дистанцию прямого выстрела, - утверждает главный конструктор-директор программы МиГ-29 и его модификаций Аркадий Слободской, - то можно считать: враг уничтожен. Для этого достаточно всего 5-6 пушечных очередей».

Американцы хорошо осведомлены об этих боевых качествах российских боевых машин. Они даже закупили у Молдовы, когда она, как и другие бывшие республики СССР, стала независимой, эскадрилью МиГ-29К, что дислоцировалась на военном аэродроме под Кишиневом. Отремонтировали их с помощью немецких специалистов, которым МиГ-29 достались от армии ГДР, и теперь во всю используют для тренировок своих пилотов, учат их сражаться и побеждать «русские истребители», которых в разных странах мира больше семи тысяч «штук». Только в Индии, по данным британского The Military Balance, свыше пятисот. И нет ничего удивительного, что индийские пилоты, несмотря на усиленные тренировки американских летчиков, все-таки достаточно легко их побеждают в воздушных боях. Уникальная боевая техника, помноженная на мастерство пилотов, делает свое дело.

Но с другой стороны, и это тоже отмечают в разговоре с журналистами специалисты, американские летчики давно не встречались в реальных воздушных боях с серьезным противником. Не считать же такими бои конца девяностых годов над Балканами, где ВВС США брали не столько качеством, сколько массированным количеством. То же самое можно сказать и о первой и второй иракских кампаниях, где воздушного противостояния просто не существовало, как такового. Где набраться боевого опыта? Только в учебных сражениях.

«Воевать» с российскими пилотами не позволяет застарелая армейская психология, - вдруг опять проиграют, попробуй тогда докажи пилоту, что он может и обязательно должен побеждать «бывшего вероятного противника». С индийцами такой проблемы нет. Ну, проиграли и проиграли, значит, плохо тренировались.

Но зачем же американцам трубить о собственных промахах на весь мир? Такое в армейской среде не принято. Ни у них, ни, кстати, у нас.

Объяснение подобной откровенности американских генералов найди достаточно легко, если вспомнить, почему о событиях февраля они вдруг начали говорить в июне. Просто в это время в конгрессе США обсуждаются ассигнования на оборону на будущий финансовый год.

F-22 Raptor

Единственным серийным и боеготовым истребителем пятого поколения является американский F-22 Raptor. Он же является и самым дорогим самолетом этого класса – с учетом стоимости разработки цена каждого борта равна умопомрачительным $412 млн. F-22 обладает всеми критериями машины пятого поколения: сверхзвуковой крейсерской скоростью (без применения форсажа и, соответственно, без больших затрат топлива и ресурса двигателей), радиолокационной малозаметностью (известна как технология Stealth), сверхманевренностью, многофункциональностью, развитой бортовой электроникой, которая автоматизирует многие процессы полета и боя и т. п.

Машина получилась действительно интересной, однако стоимость помешала F-22 стать массовым и заменить в ВВС США все аналогичные по классу тяжелые истребители F-15. Всего в период с 1997 по 2011 год было построено 195 F-22, из них 187 серийных. После этого производство было завершено. Из недостатков Raptor, помимо высокой стоимости, можно отметить достаточно скудный набор вооружения «воздух-земля», которое истребитель может нести во внутренних отсеках (если вооружение устанавливается на внешнюю подвеску, эффект радиолокационной малозаметности исчезает). Тем не менее как единственная серийная машина нового поколения F-22 однозначно занимает первое место в нашем рейтинге.

Су-35С

Российский истребитель Су-35С - это глубоко модернизированный Су-27. Самолет получил новые двигатели АЛ-41Ф1С с всеракурсно управляемым вектором тяги, который обеспечивает машине, пожалуй, лучшую в мире маневренность для машины этого класса. Электроника самолета также была полностью переработана, самолет получил новую радиолокационную станцию Н035 «Ирбис», позволяющую обнаруживать воздушные цели на дальности до 400 км и одновременно обстреливать до 8 из них. Помимо этого, Су-35 покрыт радиопоглощающим покрытием, что снижает его заметность для радаров противника (но в заметно меньшей степени, чем у F-22). В итоге Су-35С относится не к пятому поколению, а к поколению 4++ - в нем реализована часть необходимых требований.

Помимо Су-35С, есть ряд других машин на основе Су-27, достойных войти в наш рейтинг. В первую очередь это двухместный многофункциональный истребитель Су-30СМ, во многом похожий на одноместный Су-35С. Эта машина оказалось столь удачной по соотношению цена-качество, что стала одним из бестселлеров российского оборонно-промышленного комплекса – одна только Индия закупила 272 таких истребителя. В рамках американо-индийских учений Cope India Су-30МКИ (индийская модификация самолета) одержали победу как над тяжелыми истребителями F-15, так и над легкими F-16.

F-16 Fighting Falcon

Американский легкий истребитель четвертого поколения F-16 не обладает такими высокими характеристиками, как тяжелые F-15 Eagle или Су-27 (а также машины, созданные на его основе). «Сокол» имеет заметно меньший радиус действия, несет меньше вооружения и т. п. Но его главным преимуществом является массовость и отличное соотношение цена-качество. В итоге с 1979 года, когда первая модификация самолета поступила на вооружение ВВС США, было выпущено 4573 F-16 в различных вариантах. Эта машина стала самым массовым истребителем четвертого поколения, а на данный момент является самым распространенным военным самолетом в мире, находясь на вооружении 26 стран. Советский/российский легкий истребитель МиГ-29 и его модификации не получили столь широкого распространения (выпущено около 1600 машин). Это можно объяснить как меньшим рынком сбыта, так и более сложным и дорогим обслуживанием двухдвигательного МиГ по сравнению с однодвигательным F-16. При этом в отличие от большинства других примеров стоимость американского самолета примерно равна стоимости российского - при явном превосходстве в том, что касается бортовой электроники. Широкий опыт боевого применения F-16 как для ударных задач, так и для завоевания господства в воздухе, позволяет ему занять уверенное третье место в нашем рейтинге.

F/A-18E/F Super Hornet

Палубный истребитель F/A-18, в том числе его самая современная модификация Super Hornet, является основой американского проецирования военной мощи. Эти машины являются на данный момент единственными палубными истребителями на 10 авианосцах США, готовых решать боевые задачи по всему миру. Первые «Шершни» поступили на вооружение США в 1983 году, с тех пор выпущено не менее 2000 самолетов разных модификаций. Машина изначально создавалась как для выполнения ударных задач, так и завоевания господства в воздухе. Максимальная многофункциональность достигнута самой современной модификацией F/A-18E/F Super Hornet.

За долгие годы службы в американской армии «Шершень» был использован практически во всех военных кампаниях, в которых участвовали США. Удачная конструкция самолета и соотношение цена-качество привели к тому, что многие страны закупили F/A-18, хотя и не имеют авианосцев (истребители базируются на наземных аэродромах). Сочетание этих факторов дает право «Супершершню» войти в наш рейтинг и занять в нем четвертое место.

Dassault Rafale

Французский истребитель Rafale, разработанный компанией Dassault, был принят на вооружение ВВС Франции в 2001 году – он заметно моложе своих конкурентов по четвертому поколению в нашем рейтинге. По своей концепции он относится к легким истребителям, имея заметно более ограниченную дальность полета (а значит, и радиус боевого применения), чем у тяжелых машин, таких как Су-35С, или F-22. Летные характеристики Rafale очень неплохи – машина во многом превосходит «легких» конкурентов. Боевой опыт машина уже получила в Афганистане, Ливии и Сирии. Однако более высокое место французу не дает занять его непомерно высокая стоимость, достигающая $124 млн в максимальной комплектации. Для сравнения, тяжелый Су-35С, превосходящий Rafale практически во всем, обойдется иностранным заказчикам примерно в $85 млн, а российской армии в 2 млрд рублей (около $33 млн). Самая современная модификация того же легкого F-16 (F-16V Viper) обойдется заказчиками, по разным оценкам, в $50-60 млн. Тем не менее некоторые покупатели у Rafale нашлись – это Египет (24 единицы) и Индия (36 единиц, хотя планировалось 126). Возможно, высокая стоимость французского самолета связана и с не слишком большим количеством выпущенных машин – пока их всего около 170. Но с учетом скорого появления новых истребителей пятого поколения Rafale, вероятно, еще очень недолго пробудет в списке пяти лучших самолетов этого класса.