Технические характеристики a400. Грузовые трициклы Европы

26 июня 2008 года в испанской Севилье состоялась первая выкатка военно-транспортного самолёта нового поколения A400M , созданного концерном EADS и призванного со временем заменить весь парк самолётов данного класса в ряде стран НАТО. Ожидается, что уже через несколько лет такие машины смогут появиться на вооружении ВВС некоторых стран Европы – Франции, Германии, Великобритании, Испании и Турции, а позднее – Люксембурга и Бельгии. Заказы на А400М на сегодня разместили также две страны, далекие от Европы – ЮАР и Малайзия.

История программы создания A400M началась еще в 1982 г. – тогда компании «Аэроспасьяль», «Бритиш Аэроспейс», «Локхид» и «Мессершмитт-Бельков-Блом» (MBB) объединили усилия в рамках проекта FIMA (Future International Military Aircraft – «Перспективный международный военно-транспортный самолёт»), целью которого было определено создание нового тактического военно-транспортного самолёта (ВТС), способного заменить устаревающие американский С-130 «Геркулес» и европейский С.160 «Трансаль». Однако проект продвигался исключительно трудно – в основном по причине различия (и порою – существенного) в тактико-технических и иных требованиях, предъявлявшихся к самолету странами-участницами.

В 1989 г. компания «Локхид» выходит из проекта и делает ставку на разработку модернизированного варианта «Геркулеса», получившего обозначение C-130J «Супер Геркулес». Одновременно к программе FIMA присоединяются компании «Алениа» и CASA, а сам проект претерпевает ребрендинг и получает название «Еврофлаг» (Euroflag – аббревиатура от European Future Large Aircraft Group, т.е. «Группа по разработке европейского перспективного большого самолета»). Впрочем, изменившаяся военно-политическая обстановка в мире и, как следствие, сокращение военных расходов, сослужили «Еврофлагу» плохую службу – реализация проекта заморозилась. Среди прочего свою роль сыграло решение правительств Франции и ФРГ прекратить государственное финансирование программы.

Во второй половине 90-х гг. главы заинтересованных ведомств восьми стран НАТО договорились объединить усилия в сфере разработки тактико-технических требований к перспективному тактическому ВТС, получившему условное обозначение «Перспективный большой военно-транспортный самолет» (FLA). И в сентябре 1997 г. разработчикам был направлен запрос на предоставление технического предложения по самолёту. Причем одним из наиболее существенных побудительных мотивов для ускорения запуска программы A400M стала неудовлетворенность командования вооруженных сил стран НАТО летно-техническими характеристиками предложенного американцами модернизированного ВТС С-130J «Супер Геркулес».

Новая модификация заокеанского «ветерана», во-первых, сохранила прежний диаметр фюзеляжа, что не позволяло увеличить объем и массу перевозимого полезного груза, а также перевозить в самолёте ряд крупногабаритных образцов армейской боевой и вспомогательной техники. Во-вторых, скоростные качества машины оказались намного ниже требований, которые предъявляли к ВТС данного класса ВВС европейских стран НАТО. И, наконец, в-третьих, европейских генералов совершенно не удовлетворяла дальность полета модернизированного «Геркулеса» при максимальной нагрузке: она составляет примерно 3800 км, а у A400M при тех же 20 тоннах груза – около 6900 км.

Стартовым заказчиком A400M стали Королевские ВВС Великобритании, подписавшие 9 мая 2000 г. письмо о намерении приобрести 130 машин (правда впоследствии заявка сократилась до 25 самолетов). Только после этого, 27 июля того же года, министры обороны семи европейских государств – Великобритании, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Турции и Франции – подписали совместную декларацию, официально закрепившую за A400M статус единого перспективного оперативно-тактического военно-транспортного самолёта их вооруженных сил. А в декабре следующего года компания «Эрбас» заключила с Объединенным европейским агентством по закупке вооружений и военной техники OCCAR (Organisation Conjointe de Cooperation en Matiere d’Armement) официальный контракт на разработку перспективного ВТС, проведение его испытаний и организацию серийного производства с последующей поставкой заказчикам.

Современный A400M – уже не просто типовой оперативно-тактический ВТС, а машина, обладающая некоторыми свойствами оперативно-стратегического военно-транспортного самолёта. По массе полезной нагрузки, которая достигает 37 т, он почти в два раза превосходит новейших представителей семейства «Геркулесов» (у C-130H и C-130J грузоподъемность составляет около 19 т). Впечатляет и преимущество по дальности полета: у A400M она достигает 3300 км при максимальной нагрузке в 37 т, а при грузе в 20 т увеличивается до 6900 км, тогда как у «Геркулеса» при в два раза меньшей максимальной нагрузке дальность составляет только 3800 км, а у «Супер Геркулеса» – 5250 км. A400M будет способен перебрасывать войска и различные грузы, выполнять их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях, днем и ночью с использованием бетонированных, оборудованных грунтовых и даже неподготовленных взлетно-посадочных полос. Отличительной особенностью самолета, по заявлениям разработчиков, будет относительно низкая стоимость его жизненного цикла, который, по оценке инженеров, должен составить не менее 30 лет.

A400M представляет собой широкофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением и грузовой рампой в задней части фюзеляжа длиной 5,4 м. В конструкции машины широко используются композиционные материалы – например, консоли крыла в значительной степени выполнены из упрочненного углепластика, а восьмилопастные воздушные винты марки «Симита» («Scimitar») полностью изготовлены из композитов.

Грузовая кабина имеет длину 17,71 м (без рампы), ширину 4,0 м и минимальную высоту 3,85 м. Причем в средней части фюзеляжа, за крылом, высота грузовой кабины достигает 4,0 м. Объем грузового отсека составляет 356 м3, а полезная площадь механизированного пола – 92 м2. Это позволит размещать в грузовом отсеке A400M без предварительной разборки все основные образцы вооружения, военной и специальной техники, состоящие на вооружении стран НАТО: вертолеты АН-64, «Тигр», А-129, «Пума» и NH90, артиллерийские орудия, в т.ч. 203-мм гаубицы, РСЗО, БТР и БМП. Самолёт оборудован двумя электрическими лебедками, а опционально предусмотрена возможность установки в хвостовой части фюзеляжа, в районе грузовой рампы, монорельсового грузового крана грузоподъемностью 5 т для ускорения и облегчения погрузки-разгрузки стандартных грузовых паллет с поверхности земли или с автомашин. Краном при помощи пульта дистанционного управления управляет оператор, на рабочем месте которого имеется компьютеризированная система управления с базой данных на все типы стандартных грузов, используемых в вооруженных силах стран НАТО: в ней содержатся подробные характеристики грузов – масса, габариты, центр тяжести, места крепления и т.п.

Самолёт A400M оснащен электродистанционной системой управления и, как и другие самолеты компании «Эрбас», имеет так называемую «стеклянную» пилотскую кабину, построенную на базе девяти больших (6х6 дюймов) цветных многофункциональных ЖКИ и цифровой системы отображения информации на лобовом стекле. Пилотская кабина рассчитана на двух пилотов и одного оператора систем специального назначения (например, РЭБ или передачи топлива на другие самолеты и вертолеты). Имеется также одно откидное место, а кресло оператора систем погрузки-разгрузки расположено под пилотской кабиной, на грузовой палубе. Систему управления самолёта разработали специалисты компаний «Талес» и «Диль Авионик Системе», взяв за основу отдельные модули системы управления с авиалайнера А380.

Наиболее жизненно важные элементы пилотской кабины – стекла, кресла пилотов и окружающее их пространство – могут быть опционально забронированы, что позволит им выдерживать без повреждений попадание 12,7-мм бронебойных пуль. Кроме того, самолёты, заказанные ВВС Германии, будут оснащаться системой обеспечения полета на сверхмалых высотах типа TMLLF (Terrain Masking Low Level Flight) производства EADS. Специалисты концерна также обеспечивают поставку бортовой системы контроля за выполнением полетного задания MMMS (Military Mission Management System) на базе двух мощных БЦВМ: она позволяет в автоматическом режиме осуществлять контроль за такими операциями, как погрузка-выгрузка грузов и техники, расчет необходимой и допустимой загрузки самолёта исходя из установленных нормативов и характера задания, расчет времени выброски груза (десантирования личного состава), контролирует расход топлива и т.д.

Комплексы и системы бортового радиоэлектронного оборудования самолёта объединены на основе мультиплексной шины данных стандарта MIL-STD-1553B. В состав БРЭО войдут современная высокоточная инерциальная навигационная система с приемником сигналов спутниковой навигации и метеонавигационная РЛС AN/APN-241E американской компании «Нортроп-Грумман». На консолях крыла имеются четыре пилона для установки подвесных агрегатов заправки топливом в воздухе при использовании самолета в качестве заправщика или контейнеров с аппаратурой РЭБ.

Комплекс средств самообороны A400M состоит из системы предупреждения об облучении самолета ЗРК или БРЛС истребителей типа ALR-400 компании «EADS Дифенс Электроникс» и «Индра», ИК-системы предупреждения о ракетной атаке типа MIRAS (компании EADS и «Талес»), а также системы постановки пассивных помех, включающей 24 пусковые установки ИК-ловушек и дипольных отражателей и буксируемые ловушки для увода ракет с радиолокационными ГСН. В перспективе возможна установка на самолет новейшей системы активного противодействия атакующим управляемым ракетам – лазерного комплекса DIRCM. Управление средствами самообороны осуществляется в автоматическом режиме при помощи специального бортового компьютера (Defensive Aids Computer).

В состав силовой установки A400M включены четыре турбовинтовых двигателя TP400-D6 мощностью 11 000 л.с. консорциума «Европроп Интернэшнл», созданного компаниями «Роллс-Ройс» (Великобритания, 28%), ITP (Испания, 16%), MTU (Германия, 28%) и «Снекма» (Франция, 28%). Хотя изначально фаворитом тендера на двигатель для А400М считался перспективный двигатель M138 совместной разработки компаний «Снекма», MTU, ITP и итальянской «Фиат авиа», выполненный на базе газогенератора стоящего на истребителе «Рафаль» двухконтурного турбореактивного двигателя М88 компании «Снекма», победителем стал именно TP400-D6, созданный с широким использованием технологий «Роллс-Ройса», отработанных на серии реактивных двигателей «Трент». TP400-D6 является трехвальным турбовинтовым двигателем, оснащенным системой FADEC. На самолёте используются восьмилопастные винты «Симита» с саблевидными лопастями, разработанные и производимые компанией «Ратье-Фижак» (Ratier-Figeac – французская дочерняя компания корпорации «Хэмилтон Санстрэнд»). Винты имеют регулируемый шаг, максимальную скорость вращения 840 об/мин и диаметр 5,3 м, выполнены из композиционных материалов с применением полиуретанового антикоррозийного покрытия и оснащены электрической противообледенительной системой, а в наиболее опасных местах имеют никелированное защитное покрытие для предотвращения повреждения винта посторонними предметами.

Самолёт A400M предполагается использовать в нескольких конфигурациях: грузовой, транспортно-десантной (вмещает 116 десантников в полной амуниции и со штатным вооружением), медико-эвакуационной (принимает на борт 66 носилочных раненых в сопровождении 25 медиков, также имеется возможность организации на борту палаты интенсивной терапии), а также самолета-заправщика и самолёта радиотехнической разведки и наблюдения (под крылом подвешиваются контейнеры с необходимым оборудованием).

В десантном варианте в грузовом отсеке самолёта устанавливаются четыре ряда сидений – два ряда идут вдоль бортов и могут быть сняты в случае необходимости, а еще два съемных ряда – в центре. Парашютисты могут использовать для высадки либо два боковых люка, либо выполнять выброску непосредственно с кормовой рампы. Согласно расчетам, в варианте заправщика, после оборудования A400M двумя или тремя точками заправки, самолёт, имея на борту 50 т собственного топлива и 12 т дополнительно в грузовом отсеке (в двух шеститонных цистернах), из которых могут быть переданы до 40 т топлива, будет в состоянии обеспечивать патрулирование в течение 4 часов на удалении около 740 км от аэродрома базирования, обслуживая как реактивные самолеты, так и вертолеты. Две гондолы с системами передачи топлива могут быть в течение двух часов установлены под крылом (скорость перекачки топлива 1200 кг/мин для каждой), а третья точка может быть при необходимости организована в хвостовой части фюзеляжа, в грузовом отсеке (1800 кг/мин). Для собственной дозаправки в воздухе A400M имеет выдвижную приемную штангу, расположенную в его носовой части над кабиной экипажа.

Максимальная загрузка самолёта A400M составляет 37 т и может включать девять стандартных «натовских» грузовых паллет типа 463L размером 2,2х2,7 м, из них две – на рампе, либо 20 однотонных паллет. Варианты загрузки включают шесть легких грузовиков или джипов типа «Лэнд Ровер»; один ЗРК «Роланд»; два 5-тонных грузовика с 105-мм орудиями; три БТР типа М113; армейский инженерный трактор с 25-тонным полуприцепом; экскаватор и большой самосвал; два ударных вертолета «Апач» или «Тигр»; один транспортный вертолет типа NH90; один мобильный грузовой армейский кран и т.п.

Главным подрядчиком по программе выступает компания «Эрбас» (подразделение «Эрбас Милитари»), а в качестве основных субподрядчиков выбраны другие подразделения EADS, британская «BAE Системз», бельгийская компания «Флабель» и турецкая «Тусас Аэроспейс Индастриз». В общей сложности к программе A400M привлечены в той или иной степени 159 компаний и организаций из нескольких стран мира. Окончательная сборка самолётов выполняется на заводе испанского подразделения EADS в Севилье (Испания), пуск сборочной линии выполнен в первом квартале 2007 г. Помимо окончательной сборки Испания отвечает также за изготовление горизонтального оперения, элементов вертикального оперения и мотогондол. Во Франции изготавливаются головная часть фюзеляжа с кабиной экипажа, центроплан и его обтекатели, грузовая рампа и обтекатели шасси, в Германии – средняя и хвостовая части фюзеляжа, панели крыла и элементы вертикального оперения, в Великобритании – кессоны крыла и осуществляется сборка консолей крыла в целом, в Турции – отсек фюзеляжа за кабиной экипажа, хвостовой обтекатель и элементы крыла, в Бельгии – элементы крыла и некоторые другие агрегаты конструкции.

Американские эксперты опубликовали прогноз, согласно которому стоимость приобретения флота из 50 самолетов A400M и сопутствующего оборудования и инфраструктуры обойдется заказчику в 4 млрд долл., а в течение 30-летнего срока эксплуатации операционные расходы составят еще 10 млрд долл. Так что машина получилась «не из дешевых», неофициально называется стоимость 100 млн долл. за единицу. Для сравнения, новейшая модификация «Супер Геркулеса» обойдется покупателю всего в 67 млн долл.

Лётно-технические характеристики A400M
Длина самолета полная, м 45,1
Размах крыла, м 42,4
Высота самолета, м 14,7
Площадь крыла, м2 221,5
Масса пустого самолета, т 66,5
Максимальная взлетная масса, т 141
Максимальная посадочная масса, т 122
Максимальная грузоподъемность, т 37
Запас топлива, т 50,5
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 780
Крейсерское число М 0,68–0,72
Практический потолок, м 12 200
Дальность полета, км:
- при максимальной полезной нагрузке 3300
- при нагрузке 30 т 4500
- при нагрузке 20 т 6400
- перегоночная 8700
Длина разбега, м 940
Длина пробега, м 820
Тип двигателей TP400-D6
Взлетная мощность, л.с. 11 000

26 июня, в четверг, в городе Сан-Пабло неподалеку от Севильи на территории завода испанской компании CASA (входит в состав концерна EADS) состоялась официальная церемония выката первого военно-транспортного самолета A400M (номер MSN 001). Значимость мероприятия подчеркивалась присутствием короля Испании Хуана Карлоса I.

Выкат первого самолета А400М состоялся более чем на полгода позже запланированного срока. Основной причиной задержки стали проблемы в разработке нового двигателя TP400-D6 компанией EuroProp International.

Многие европейские страны выражали повышенное беспокойство по поводу промедления и с нетерпением ждали представления первого А400М.
Повышенный интерес к А400М объясняется катастрофическим износом парка тактической военно-транспортной авиации европейских стран. Наверное, неслучайно 27 июня 2008 года (то есть на следующий день после выкатки А400М) командование Королевских ВВС Великобритании опубликовало отчет, согласно которому уже в следующем десятилетии британские военно-воздушные силы могут столкнуться с резкой нехваткой тактических военно-транспортных самолетов, что поставит под угрозу ведение военных операций за рубежом, в первую очередь в Афганистане и Ираке (видимо, британские войска собираются остаться там надолго).

Начало строительства А400М было положено в 1982 году, когда была создана рабочая группа по созданию нового военно-транспортного самолета (Future International Military Airlifter, FIMA), который мог бы заменить американский C-130 Hercules и франко-германский C-160 Transall. Первоначально в группу FIMA вошли компании Aerospatiale, британская British Aerospace, американская Lockheed и немецкая MBB.

Однако различия в технических требованиях и политические разногласия между странами - участницами проекта привели к разрыву первого альянса компаний. В 1989 году Lockheed вышла из проекта, переориентировавшись на разработку новой модификации C-130 Hercules - модели C-130J. На место американской компании в группу FIMA пришли итальянская фирма Alenia и испанская CASA, и в результате FIMA была преобразована в Euroflag. В 1999 году Euroflag реструктуризировался и превратился в Airbus Military Company SAS - дочернюю компанию EADS, специально сформированную для управления проектом А400М.

Некоторые европейские страны выражали сомнение в эффективности и реальности создания общеевропейского тактического военно-транспортного самолета. Так, Франция и ФРГ на период с 1997 по 2002 год отказались от государственного финансирования программы, ссылаясь на сокращение бюджета своих оборонных ведомств. Вместе с тем они не возражали против создания самолета за счет средств фирм-разработчиков, обещая в дальнейшем возместить их затраты. Для выбора оптимальных решений по приобретению для своих ВВС новых машин, специалисты западноевропейских стран провели анализ состояния разработки перспективных военно-транспортных самолетов в США, России и на Украине с целью определения возможности и целесообразности их закупки. Были рассмотрены варианты американского С17А и российско-украинского Ан-7Х (экспортный вариант Ан-70), которые значительно превосходили самолет А-400М по ряду тактико-технических показателей, в частности по критерию "полезная нагрузка / дальность полета".

Однако их закупка для ВВС западноевропейских стран была признана нежелательной. Было принято решение продолжить разработку собственного военно-транспортного самолета А400М.

Практическая реализация проекта создания А400М началась в 2001 году.

В мае 2003 года Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке 212 самолетов. Страны приняли решение делегировать полномочия по приобретению новых самолетов Европейскому управлению по закупкам вооружений (OCCAR).

Перед подписанием соглашения компания Airbus Military Company SAS была преобразована в Airbus Military SL (Sociedad Limitada), именно она в настоящее время отвечает за успешную реализацию проекта.

Из-за недостаточного финансирования в 2004 году Италия объявила о выходе из проекта, в результате количество закупаемых самолетов уменьшилось до 180 машин.

В то же время 9 декабря 2004 года командование ВВС ЮАР объявило о готовности закупить восьмь самолетов А400М на сумму 920 миллионов долларов, а также получить опцион на право покупки дополнительно шести машин. Поставки в ЮАР запланированы на 2010-2014 годы. 28 апреля 2005 года южноафриканская компания Denel Aerospace Systems получила контракт на поставку некоторых элементов фюзеляжа к будущему самолету.

18 июля 2005 года командование ВВС Чили подписало меморандум о взаимопонимании на поставку трех самолетов в период с 2018 по 2022 год, однако позже договор был аннулирован.

8 декабря 2005 года Королевские ВВС Малайзии заказали четыре самолета А400М для замены сильно изношенного парка самолетов С-130.

Самолет Airbus A300-600ST "Белуга". Фото с сайта avias.com

В 2006 году компания Airbus Military подала заявку на участие в тендере на поставку ВВС Канады тактических военно-транспортных самолетов для замены устаревших CC-130E. Однако в рамках тендера были выбраны четыре Boeing C-17 и C-130J Super Hercules.

Из всех участвующих компаний испанская фирма CASA была выбрана в качестве основного сборщика А400М. Сборка первого самолета началась в первом квартале 2007 года в городе Сан-Пабло. Основные сборочные компоненты (в частности, фюзеляж А400М) на завод доставлялись на сверхтяжелом транспортном самолете Airbus A300-600ST (Super Transporter), неофициально прозванном "Белугой" (за свои формы).

В настоящее время ведется сборка пяти первых самолетов А400М: два в Севилье и три в Тулузе. При этом на заводе Casa Getafe (EADS) возле Мадрида ведутся статические испытания на базе самолета А400М с номером MSN 5000, который был построен специально для изучения прочности конструкции машины.

В начале января 2008 года образец MSN 001 выкатили из ангара, но тогда это был лишь остов без двигателей и оборудования. Его переместили в испытательный центр, созданный в близлежащем ангаре. Там продолжилась сборка, установка и испытание рулей, авионики и другого бортового оборудования.

В конце февраля 2008 года на завод в Сан-Пабло были доставлены четыре турбовинтовых двигателя EuroProp TP400-D6 для первого самолета А400М. 14 марта 2008 года начались первые статические испытания собранной машины.

Первоначально на самолет А400М планировалось установить двигатель SNECMA M138. Однако в апреле 2002 года компания Airbus Military выдвинула новые требования к авиационным двигателям. Был объявлен тендер, в котором приняли участие компании Pratt & Whitney Canada и Europrop. В мае 2003 года руководство компании Airbus Military SL выбрала TP400-D6 в качестве основного двигателя А400М.

Двигатель EuroProp International TP400-D6 является самым мощным турбовинтовым авиационным двигателем, когда-либо созданным странами Запада - его мощность составляет 11 тысяч лошадиных сил. В настоящее время наиболее мощным турбовинтовым авиационным двигателем в мире является советский двигатель НК-12МП, который устанавливался на ракетоносцы Ту-95МС и Ту-142М (15 тысяч лошадиных сил).

Компания-разработчик EuroProp является совместным предприятием, созданным британской компанией Rolls-Royce (28 процентов), французской Snecma (28 процентов), германской MTU Aero Engines (28 процентов), испанской Industria de Turbo Propulsores (16 процентов).

Для 192 заказанных самолетов А400М компания EuroProp планирует произвести более 800 двигателей TP400-D6.

В настоящее время несколько двигателей TP400-D6 проходят статические испытания на заводах концерна EADS. С начала марта 2008 года общая наработка всех испытываемых TP400-D6 составила более 1000 мото-часов.

Для получения точных летных характеристик двигателя TP400-D6 была разработана специальная программа Flying Test Bed (FTB), в рамках которой двигатели с пропеллерами диаметром 5,5 метра были установлены на самолет С-130. Работы и испытания проводит британская компания Marshall Aerospace UK, которая участвует в проекте.

Все летные испытания планируется завершить к концу лета 2008 года. Полученные результаты будут использованы для корректировки параметров двигателей, уже установленных на первом А400М с номером MSN 001.

Согласно заявлениям представителей EADS, первый полет самолета А400М должен состояться в сентябре-ноябре текущего года, хотя ряд зарубежных СМИ называли июль. Изначально первый полет планировался на январь 2008 года. Однако в любом случае новый А400М поднимется в воздух только после завершения испытаний двигателя TP400-D6 на базе самолета С-130 (так определено программой НИОКР).

Поставка первого серийного самолета А400М запланирована в ВВС Франции в 2010 году.

Длина: 43,8 м
Размах крыльев: 42,4 м
Высота: 14,6 м
Вес пустого самолeта: 70000 кг
Грузоподъeмность: 37 т; 116 пехотинцев в полном снаряжении; 66 раненных в лежачем положении и 25 медицинских работников
Максимальный взлетный вес: 130 т
Максимальное количество топлива: 46,7 т
Крейсерская скорость: 780 км/ч
Перегоночная дальность полета: 9300 км
Практический потолок: 11300 м

В целом до 2018 года планируется завершить строительство и поставку всех 192 заказанных машин (Германия - 60 единиц, Франция - 50, Испания - 27, Великобритания - 25, Турция - 10, Бельгия - 7, Люксембург - 1, ЮАР - 8, Малайзия - 4).

По расчетам разработчиков, А400М будет обладать высокой боевой эффективностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с существующими ВТС тактического назначения. Благодаря своим взлетно-посадочным характеристикам и усовершенствованной конструкции шасси он сможет выполнять взлет (посадку) с неподготовленных грунтовых площадок длиной до 900 м, а также совершать маневры с малым радиусом разворота.

На базе А400М планируется создать вариант транспортно-заправочного самолета с двумя или тремя точками заправки. Считается что, имея на борту 45 тонн отдаваемого топлива, он сможет обеспечить патрулирование в течение 3 часов на удалении около 930 километров от аэродрома базирования. Также на основе А400М разрабатывается модель воздушного госпиталя и самолета радиоэлектронной разведки.

Объем грузового отсека самолета составляет около 340 кубических метров, что почти в два раза больше, чем у существующих аналогов. Это позволяет размещать все основные образцы вооружения без предварительной разборки, включая вертолеты АН-64, "Тигр", А.129, "Пума" HNH-90, артиллерийские орудия, в том числе 203-миллиметровые гаубицы Ml 10A, реактивные системы залпового огня и бронетранспортеры.

В отличие от устаревших С-130 и С.160, новый военно-транспортный самолет имеет полностью цифровую авионику и бортовое оборудование с жидкокристаллическими дисплеями, на которые выводятся полетные данные и информация о состоянии двигателей. За счет снижения информационной нагрузки на пилотов значительно упрощено управление самолетом.

По оценке представителей Airbus потребность в таких самолетах в ближайшие 15-20 лет составит около 400-600 машин. В настоящее время ведутся переговоры с 30-40 потенциальными странами-заказчиками.

По оценкам зарубежных экспертов, ВВС западноевропейских стран необходимо более 250 самолетов А400М (ФРГ - 75, Франция - 62, Великобритания - до 50, Италия - 32, Турция - 20, Бельгия -12 и Португалия - 9).

Новый А400М должен заполнить брешь между массивным C17 Globemaster компании Boeing и малотоннажными C-130 Hercules компании Lockeed Martin и франко-германским С-160 Transall.

В целом общая стоимость программы разработки ВТС А400М уже превысила 30 миллиардов долларов. Стоимость одного самолета составляет около 60-70 миллионов долларов.

И снова про мотоколяски довоенной поры. Прошлый выпуск был посвящён фирме Framo, теперь же речь пойдёт о другой немецкой фирме - Tempo.

Фирма Темпо основана в Гамбурге в 1928 году. Первой продукцией стал трёхколёсный грузовой... эээ... тарантас под названием Т1.


Tempo T1, 1928-1930гг Выпущено 264 штуки.

Их выпускали всего два года и сделали 264 штуки. В середине 30-х появилось целое семейство трициклов, как легковых, так и грузовых, унифицированных между собой. Вот легковой Темпо:

Tempo 3-rad, 1930-е гг

Но легковых трёхколёсников судя по всему выпустили немного: информации об этой модели почти нет. А вот грузовичков выпускалось целое семейство: A200, A400, E200, E400. У них была идентичная «морда» и кабина, но разные объёмы двигателей и разные кузова: пикап, бортовой грузовик, фургон.


Tempo A400 бортовой, 1938-1948гг

Tempo A400 пикап, 1939г

A400 был самым массовым: с 1938 по 1948 год выпущено 36790 штук.


Trmpo E400 фургон, 1936-1937гг 3311 штук

Выпускались и четырёхколёсные грузовички A600 и E600.


Tempo A600, 1938-1943гг 11499 штук.

Но самой экзотичной машиной был Tempo Vidal G1200. Это легковушка, но непростая, а золотая полноприводная. С двумя двигателями. Один спереди и второй сзади. Правда, выпустили таких «тянитолкаев» не более 20 штук.


Tempo Vidal G1200, 1936-1939 (-1941?)гг. Выпущено от силы 20 штук.

После войны фирма продолжила выпуск трёхколёсного E400, который в 1948 году был модернизирован и получил имя Hanseat. Под этим именем он выпускался до 1956 года, после чего его производство передано в Индию. В 50-е появилось семейство бескапотных грузовичков и фургонов Matador, но это уже другая история.

Airbus Military была подразделением Airbus, входящим в EADS, в период 2009-2013 годов. Компания официально создана в апреле 2009 года путем интеграции бывшего Air Transportation Aircraft Division (MTAD) и Airbus Military Sociedad Limitada (AMSL) в Airbus. В январе 2014 года бывшие подразделения EADS Airbus Military, Astrium и Cassidian были объединены с образованием Airbus Defense and Space.

Военно-транспортный авиационный дивизион (MTAD) проектировал и производил легкие и средние транспортные средства, такие как аэробус а400.

A400M является передовым воздушным судном, которое сочетает в себе современные технологии 21 века и тем самым угождает текущим и предстоящим потребностям Вооруженных сил. Самолет способен выполнять стратегические нагрузки с доставкой в места, где находятся небольшие и неподготовленные взлетно-посадочные полосы при любых метеоусловиях и время суток.

Обзор самолета Аirbus А400: история, характеристики, план, сравнение с аналогами

Airbus A400M - это военно-транспортный самолет с четырьмя моторами и турбовинтовой системой. Он может перевозить более тяжелые грузы и использовать грубые посадочные полосы.

Особенности конструкции

Airbus A400M имеет удвоенную грузовую мощность по сравнению с существующими летательными аппаратами. Грузовое отделение имеет длину 17,71 м, исключая рампу, ширину 4,00 м и высоту 3,85 м. A400M работает во многих конфигурациях, включая грузовые перевозки, транспортировку войск и медицинскую эвакуацию.

Он оснащен системой управления полетным полетом с бортовыми контроллерами и защитой от полета. Как и другие самолеты Airbus, A400M имеет полностью стеклянную кабину. Гидравлическая система имеет два канала мощностью 3000 фунтов/кв.дюйм. Позволяющие питать первичные и вторичные исполнительные механизмы управления полетом. Такие, как: шасси, колесные тормоза, грузовую дверь и дополнительную систему заправки топливом. Как и в случае с A380, нет третьей гидравлической системы. Вместо этого существуют две электрические системы. Одна представляет собой набор двухканальных гидравлических приводов с электроприводом, а другая - с гибридными электрическим/гидравлическим приводом. Различные источники обеспечивают большую защиту от боевых повреждений.

Самолет оснащен четырьмя двигателями Europrop TP400-D6 мощностью 8 250 кВт (11 000 л.с.) каждый.

Крылья аэробуса а400 - это, прежде всего армированный углеродным волокном пластик. Пара пропеллеров на каждом крыле A400M поворачивается в противоположных направлениях, причем кончики пропеллеров сверху выдвигаются в середину между двумя двигателями. Противовращение достигается за счет использования редуктора, установленного на двух двигателях. Когда пропеллер поворачивается в противоположном направлении, все четыре двигателя идентично поворачиваются в одном направлении. Это устраняет необходимость иметь два разных двигателя на складе для одного и того же самолета упрощая расходы на техническое обслуживание и поставку.

Камера с перспективным инфракрасным улучшенным зрением (EVS) обеспечивает улучшенный обзор местности в условиях низкой видимости. Изображения EVS отображаются на HUD для малой высоты полета, демонстрируя его ценность для тактических миссий ночью или в облаках. EADS и Thales обеспечивают новый датчик многоадресной инфракрасной сигнализации (MIRAS) для A400M.

История создания

Проект по созданию военнотранспортного самолета начался с 1982 года. В состав группы под названием Future International Military Airlifter (FIMA) входило несколько стран-партнеров:

  • Aérospatiale (Франция);
  • British Aerospace (Великобритания);
  • Lockheed (Калифорния);
  • Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Германия);
  • Alenia (Италия);
  • CASA (Испания).

К тому же участие принимали Турция Бельгия, и Португалия, как ассоциативные члены программы.

Процесс разработки был замедлен из-за поставленных высоких требований и осложненной международной политики. Так компания «Lockheed» покинула объединение в 1989 году для разработки обновленного C-130J Super Hercules. К ней присоединились Alenia of Italy и CASA.

Выбранный двигатель SNECMA M138, оказался не подходящим по требованиям. Для достижения прогнозируемой скорости и мощности двигателя необходим был новый. В апреле 2002 года Airbus Military подала запрос на предложение (RFP). Из-за политического вмешательства двигатель PW180 уступил место TP400-D6, который Airbus Military выбрала в мае 2003 года.

Осуществление первого полета планировалось на январь 2008 года. Дата была перенесена, 26 июня 2008 года была демонстрация самолета в Сан Пабло (под Севильей). Первый полет состоялся в декабре 2009 года. Но поставка была так же отложена до 2012 года в связи с перерасходом средств из-за задержки проекта. Благодаря поддержке стран-заказчиков к июлю 2011 было заказано 174 аэробуса а400, восемнадцатью странами. В 2013 году был доставлен первый самолет в военно-воздушные силы Франции.

Технические характеристики

Рабочий диапазон A400M с грузоподъемностью 30 тонн (66 000 фунтов). Данные спецификаций Airbus Defense & Space.

Общие характеристики:

  • Экипаж: 3 или 4 (2 пилота, 1-2 бортпроводника);
  • Емкость: 37 000 кг (81 600 фунтов);
  • 116 полностью оборудованных парашютов;
  • До 66 носилок в сопровождении 25 медицинских работников.

Летные-технические характеристики

Сравнение с аналогами

По сравнению с Lockheed C-130 и Boeing C-17 самолет Airbus A400M отличается по всем характеристикам, как в размерах, так и в повышенной скорости и дальности полета. Грузоподъемность А400 практически в два раза больше, соответственно и габариты грузовой кабины больше.

Но если сравнить airbus a400 с самолетом Ан-70, то можно заметить, что их технические характеристики и летные данные имеют близкие значения. Преимуществ в модели А400м незначительно больше. Отличия насчет аэробуса будут в длине и площади крыла, хотя грузовой отсек и длина крыла больше у Ан-70. Максимальный взлетный вес у аэробуса больше на 6 тонн. Но самое огромное отличие в цене, так как европейский лайнер стоить больше чем в два раза.

Где производится

Сборка первого A400M началась в Севильском заводе EADS в Испании в начале 2007 года. Крупные элементы конструкции, изготовленные на других объектах за рубежом, были доставлены на производство в Севилью транспортными компаниями Airbus Beluga. В феврале 2008 года на первый airbus A400 было поставлено четыре реактивных двигателя Europrop TP400-D6. Испытания летательного аппарата A400M начались 12 марта 2008 года в Испании. К 2010 году Airbus планировал производить 30 самолетов в год.

Новости

10 сентября 2015 года RAF был объявлен лидером флота A400M с точки зрения летных часов, при этом из 900 часов более 300 боевых вылетов, достигнутых флотом из четырех самолетов. Глен Уилькокс из эскадрильи тяжелых самолетов RAF подтвердил, что уровень надежности был очень высок для самолета в начале его карьеры, и что испытания в очках ночного видения, испытания на холод, тесты характеристик шума и груза были успешно завершены.

В декабре 2004 года Южная Африка объявила о покупке восьми A400M стоимостью около 837 миллионов евро, а нация присоединится к команде Airbus Military в качестве промышленного партнера. Поставки ожидались с 2010 по 2012 год. В 2009 году Южная Африка отменила все восемь воздушных судов, сославшись на увеличение расходов.

В декабре 2005 года Королевские военно-воздушные силы Малайзии заказали четыре самолета A400M дополнить свой флот C-130 Hercules.

В январе 2017 года Индонезия одобрила приобретение пяти самолетов формата A400M для повышения военных возможностей воздушных судов в стране и модернизации военно-воздушных сил.

A400M разбился 9 мая 2015 года, когда самолет на своем первом испытательном полете потерпел крах вскоре после взлета из аэропорта Сан-Пабло в Севилье, Испания. Убив четырех членов экипажа испанского аэробуса и серьезно ранив двух других. Один из оставшихся в живых сказал следователям, что «самолет потерпел несколько сбоев двигателя». Позднее стало известно, что авария была связана с тем, что электронно-цифровая система управления двигателями не смога правильно считывать датчики двигателя из-за случайного удаления файлов. Это привело к тому, что у трех из четырех двигателей пропеллеры оставались в холостом режиме во время взлета.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

В Великобритании Royal Air Force приняли первый Airbus A400M Atlas тактический авиатранспорт, для формирования первой эскадрильи в течение 2015 года. Самолет прибыл с авиазавода расположенного в Севильи, Испания.
Airbus A400M является первым из 22 самолетов заказанных Великобританией с поставкой до 2018 года. Основными получателями самолетов будут европейские страны: Франция – 50 един., Испания – 27 един., Германия – 53 един. и Великобритания – 22 единицы.

Airbus A400M Atlas – это четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет. Проектные работы и производство осуществляет подразделение Airbus Military.
Самолет разрабатывался, как транспортный планер для замены морально устаревших Transall C-160 и Lockheed Martin C-130 Геркулес . Кроме транспортных перевозок лайнер может выполнять функции электронного наблюдения и воздушной дозаправки.

На сегодняшний день заказано 174 самолета, которые должны быть поставлены в 8 стран. В марте 2013 года, на самолет был выдан сертификат безопасности полетов с полной аттестацией Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA). Первый самолет был поставлен ВВС Франции в августе 2013 года. Полная стоимость лайнера составляет 152.4 млн. евро.

Самолет обладает грузовым отсеком:

  • длина - 17.71 м,
  • ширина - 4 м,
  • высота – 3.85 м,
  • пандус длиной 5.4 м.

Для выполнения тактических задач самолет оснащен различным оборудованием предназначенным:

    для перевозки грузов;

    перевозки и десантирования войск;

    в качестве топливозаправщика;

    перевозки раненых;

    электронной разведки.

Airbus A400M имеет крылья выполненные из углеродного волокна и армированного пластика. В качестве пропеллеров применены 8-лопастные винты, изготовленные из композитного материала. Винты на каждом крыле вращаются в противоположном направлении, что используется крайне редко.

На самолете установлен новый инфракрасный датчик оповещения о ракетном нападении «Мирас».
Технические характеристики:

    экипаж – 3 или 4 пилота;

    грузоподъемность – 37 т, 116 человек личного состава или 66 носилок с ранеными;

    габариты: длина -45.1 м, высота – 14.7 м;

    размах крыльев – 42.4 м;

    вес (брутто) – 76.5 т;

    максимальная взлетная масса – 141 т;

    емкость топливных баков – 50.5 т;

    силовая установка – 4Х Europrop TP400-D6, мощностью 11000 л.с., каждый;

    крейсерская скорость – 780 км/час;

    диапазон полетов – 3298 км;

    дальность полетов – 8710 км;

    потолок набора высоты – 11300 м;

    взлетная полоса – подъема -980 м, посадки 770 м.

Cамолет Airbus A400M Atlas салон