Модели менеджмента американская японская европейская таблица. Разнообразие моделей менеджмента

Национальные модели менеджмента: американская, японская, европейская

Во второй половине ХХ века в связи с впечатляющими успехами в развитии японской экономики и утверждениями японских менеджеров, что они владеют «управленческим сверхоружием», менеджмент как наука стал учитывать национальные особенности и строить национальные модели менеджмента. В настоящее время различаются американская, европейская и японская модели. В связи с глобализацией в дальнейшем можно ожидать стирания граней между моделями, но пока эти грани существуют.

Современный американский менеджмент базируется на следующих исторически сложившихся условиях:

· Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления

· Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней

· Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества). Поэтому все усилия менеджмента сосредоточиваются на том, чтобы ублажить акционеров

· Индивидуализм как основа мировоззрения американца

Таланкина Е. Кто мы: индивидуалисты или коллективисты? // Наука и жизнь, №11, 2010.- с. 116-120

Коллективистская культура: Каждый человек - часть более широкого целого: семьи, коллектива, общества, народа. Все люди взаимозависимы. Самосознание строится на том, какую роль человек выполняет в группе. Русские: противоположность протестантской этике (соборность), низкая заинтересованность в личных достижениях, высокая ценность личностных взаимоотношений, ориентировка на групповые ценности. Самонадеянность - негативный оттенок. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимоконтроль.(Эго: «стучать» - это взаимоконтроль? Американцы с удовольствием доносят друг на друга, у нас это считается пороком. К вопросу об обратной связи. Стук в «Макдональдсе»). Интересы коллектива могут превосходить интересы личности. Коллектив - нечто постоянное, объединенное для долгосрочного сотрудничества единством духа и устремлений.

Русским присущ фатализм: влияние внешних обстоятельств, не подвластных индивидууму. Американец скажет: этого я добился, благодаря своим качествам. Русский скажет: это мне повезло (не повезло, климат плохой, правительство бестолковое, враги кругом и т.п.)

У русских:стремление одновременно выполнять несколько задач и уделять время творческим видам деятельности и личному общению. Большее значение придается духовному, а не материальному прогрессу. Жизнь настоящим, вытекающим из прошлого. Мудрость прошлых поколений - основа поведения.

Общение считается ценностью независимо от степени его информативности и полезности.

Отношение ко времени очень неаккуратное. «Выпьем чаю» - может затянуться на часы.

Ориентация на сотрудничество, на достижение успеха группы. Причем этот успех распространяется на каждого. Возможность членов группы пользоваться достижениями других членов группы.

Собственность - владение коллектива или группы. Игрушки в семье - общие. Такое же отношение к авторским правам. Легкомысленное отношение к частной собственности.

Склонность одеваться так, как подобает по общественному статусу. В хорошем костюме, с галстуком, гламурно, придавая одежде большое значение. Совсем на востоке - чтобы «блестело».

Коллективистская культура: четкая иерархия, основанная на статусе, возрасте, роли в семье. Роль главы предполагает контроль над распределением ролей в группе, а также за тем, чтобы все ее члены были ориентированы на успех коллектива, а не на собственный. Общественная система ценностей влияет на то, как принимаются решения в семье. За старшими закреплено право последнего слова в вопросах, где и чему будут учиться младшие, где и кем они будут работать и даже на ком жениться.

Индивидуалистская культура: Каждый человек представляет собой самодостаточное целое, отдельное от других. Самосознание строится на личных успехах. У американцев: вера в первостепенную значимость индивидуума, установка на самодостаточность и личная свобода. Самодостаточность, самонадеянность, самодисциплина. Team - команда, группа индивидов, объединившихся для достижения конкретной цели,строится на чисто прагматическом подходе. I («я») пишется всегда с большой буквы. Русские любят подчеркивать в этом контексте, что «я» - последняя буква в алфавите. Ответственность за принятие решения целиком лежит на индивиде. Человек понимает, что последствия - результат его собственных действий (исключая форс-мажор). Череда неудач делает человека в глазах окружающих лузером, неудачником. Однако это слово означает «проигравший», то есть тот, кто активно участвовал, но проиграл.

Идея постоянного стремления к прогрессу, к жизненным достижениям, продвижению в карьере, получению дополнительного образования, приобретению материальных благ. Человеческие отношения приносятся в жертву линейной организации времени (расписание, график, режим дня и т.п.). Ориентация на будущее (ипотека на 40-50 лет, ранние объявления о помолвке и рождении ребенка). Текущая деятельность - средство достижения будущих целей.

Семья американская: редки попытки повлиять на выбор профессии ребенка, он сам принимает решение. Ослабление внутрисемейных связей, осложнения между родителями и детьми, отсутствие обязательств перед родителями.

Общение не является ценностью.Talkischeap (разговорничегонестоит), Actionsspeaklouderthanwords (разговор горластее слов?).

Американские студенты сидят за индивидуальными партами, рассчитанными на одного студента. Американцы очень удивились, когда узнали, что в России студенты норовят сесть «кучно», а учебная мебель рассчитана как минимум на двоих.

Стремление ценить время. Выпить кофе - ровно столько по времени, чтобы выпить чашку кофе.

Жесткая конкуренция (вытекающая из стремления к прогрессу). Продвижение через конкуренцию, а не через сотрудничество. Конкуренция поощряется с младенчества.

Американцы не учатся в постоянных группах. Каждый сам за себя.

Частная собственность связана с правом на личное пространство, невмешательство в частную жизнь. Езда в тесном общественном транспорте, стояние в очереди - нарушения личного пространства.

Индивидуальность находит выражение в стиле одежды. Дресс-код вне работы (прилично-неприлично) не поощряется. Можно выйти из дома в магазин в пижаме.

По исследованиям одного из калифорнийских университетов в США 91% индивидуалистов, в среднем в мире 24%, в России - 39%.

Различия принципиальные:

· Русская фольклорная традиция: обязательно должен быть помощник (конек-горбунок, золотая рыбка, щука)

· Американская культура: образ героя-одиночки, который полагается только на самого себя.

Коллективизм и индивидуализм в разных культурах скорее сосуществуют, чем противоборствуют.

Концепции коллективизма-индивидуализма следует на практике рассматривать аккуратно, иначе они могут превратиться в стереотипы, что опасно.

Японский менеджмент в большей степени ориентируется на человеческий фактор, но при этом личность должна подчиняться коллективу и подчинять свои интересы интересам организации. Японцы выше других ставят социальные потребности и возможности их удовлетворения. Вознаграждение за труд они воспринимают с позиций удовлетворения социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место в группе, внимание и уважение окружающих).

Европейская модель менеджмента идеологически находится «посередине». Для этой модели характерно следование бюрократическим принципам, бюрократия в Европе достаточно сильна как ментальный принцип. Характерна также концепция «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий.

Модели управления: японская, европейская, американская отличаются по основным функциям. Сравнительные характеристики помогут лучше разобраться в различных условиях формирования системы менеджмента.

Из статьи вы узнаете:

Чем отличаются модели управления персоналом организации

Основные модели управления: японская, европейская, американская, российская имеют свою историю. Развитие менеджмента в последние десятилетия приобрело интернациональный характер. Руководить всеми экономическими процессами в организации можно применяя соответствующую последовательную методику. Без учета национального менталитета и исторически сложившихся отличий в теориях управления и практики нельзя добиться успеха в сфере управления.

Модели управления персоналом организации подразделяются на:

Российская модель управления персоналом

При рассмотрении российских традиций руководства , стоит отметить, что в результате полного отсутствия частной собственности в период СССР с 1917-по 1991 год, когда наука развития управления была на пороге становления, в России можно говорить только о государственной системе управления.

Необходимо отметить, традиции русского менеджмента со времен правления Петра Первого и до сегодняшних дней остались неизменными. На протяжении длительного периода крупное производство принадлежало государству. Это привело к жесткой иерархической системе управления. Протекционистская политика большинства правителей России приводила к снижению конкуренции на внутреннем рынке. Что в свою очередь способствовало появлению новых идей в системе управления.

Российская модель управления персоналом основана на:

  1. индивидуальной ответственности, направленности и четком распределении обязанностей;
  2. постановке интересов корпоративных выше личных;
  3. жесткой структуре менеджмента;
  4. медленной обратной связью.

Начало Октябрьской Революции в 1917 году спровоцировало обострения условий развития всей национальной школы управления. В молодой Советской республике не осталось частной собственности. Потребовалось принятие строгих мер по реорганизации производства. Система государственного и промышленного менеджмента стала строго иерархичной и жесткой. Стремительное развитие промышленности требовало принятие экстренных дисциплинарных мер. Это послужило толчком к возложению на руководящий состав жесткой индивидуальной ответственности за дело, которое они возглавляли. Распределение обязанностей стало по военному четким.

В дальнейшем осуществлялась разработка модели управления персоналом при ликвидации военной разрухи после Великой отечественной. Нереальные производственные планы не позволяли сделать систему управления более лояльной и мягкой. Управленческий аппарат разросся до неимоверных размеров. Необходимо было создавать многочисленные отчеты с искаженными данными. В условиях антидемократии и отсутствия гласности такая модель управления привела страну к глубочайшему экономическому кризису.

Распад СССР стал толчком к жесткому контролю в системе менеджмента, развитию протекционизма правительства по отношению ко всем отраслям промышленности. Ориентация в руководстве шла на лидера, как сильную личность.

Только после периода застоя вновь стала развиваться промышленность. В стране бурными темпами зарождалась эпоха частной собственности. На каждом предприятии разрабатывалась своя модель руководства с учетом специфики производственной деятельности.

Основные характеристики японской модели управления персоналом

Японская модель управления персоналом отражает культуру, исторические особенности, психологию страны. Менеджмент напрямую связан с общественно-экономическим укладом Японии. Методы управления отличаются от американских, европейских и российских.

Японский специалист по менеджменту Хидеки Йосихара выделил шесть основных признаков характерного японского управления:

Гарантию занятости и создание обстановки доверительности

  • Гарантии приводят к стабильности трудовых ресурсов, сокращают текучесть кадров;
  • стабильность значительно укрепляет чувство общности сотрудников;
  • гармонизируются отношения рядовых рабочих и руководства;
  • сотрудники мотивированы и имеют реальную возможность для продвижения;
  • стабильность способствует высокой производительности;

Гарантией занятости в Японии служит система пожизненного найма – это весьма уникальное явление и по своей сути непонятное для европейского образа мысли

Гласность и ценности корпорации

  • Все уровни управленческого состава и рабочие используют общую базу информации о политике и основной деятельности фирмы;
  • ·развивается атмосфера участия и общей ответственности, это улучшает систему взаимодействия и повышает производительность труда;
  • систематически проводятся встречи и совещания, в которых принимают непосредственное участие инженерный состав и работники администрации;
  • вся японская система управления основана на создании общей базы для понимания корпоративных ценностей, приоритетов качественного обслуживания, оказания услуг для потребителя, прямого сотрудничества рабочих с администрацией, сотрудничества и взаимодействия всех отделов

Руководство направлено на развитие и поддержание корпоративных ценностей на всех уровнях

Менеджмент, основанный на информации

  • Проводится сбор данных и их систематическое использование для повышения экономической эффективности производственной деятельности и качественных характеристик;
  • основное значение отводится качественной продукции;
  • в компаниях, проводящих сбор бытовой техники, осуществляется контроль работы всех узлов, назначаются ответственные за исправность того или иного узла;
  • при обнаружении недочетов экстренно принимаются меры по их устранению и разрабатываются методики по недопущению подобных ситуаций в будущем

Руководителям поручено ежемесячно осуществлять проверку статей доходов, объемов производства, качества и валовой выручки, чтобы контролировать, достигают ли цифры заданных показателей, увидеть основные трудности на ранних этапах их возникновения

Руководство, ориентированное на качество

  • Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях уделяют особое внимание необходимости контроля качества продукции;
  • при управлении производственным процессом главной заботой считается получение точных данных о качестве

Постоянное присутствие руководящего состава на производстве

  • Позволяет быстро справляться с возникшими затруднениями;
  • оказывать содействие по решению проблем по мере их возникновения;
  • вносить небольшие нововведения и накапливать дополнительные новшества

Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте, на предприятии

  • Устанавливается порядок, помогающий качественно осуществлять производственную деятельность и выпускать соответствующее количество продукции;
  • управление качеством осуществляется на уровне фирмы;
  • в процессе принимают участие все звенья цепи;
  • проводится подготовка кадров и обучение методам управления качеством;
  • осуществляется деятельность кружков качества;
  • проводится инспектирование деятельности по управлению качеством;
  • используются статистические методы;
  • разрабатываются общенациональные программы по контролю качества
  • Авторитет в Японии часто зависит не от заслуг, а от стажа работы;
  • вся основная работа проводится подчиненными, руководство осуществляет деятельность по контролю;
  • на первом месте стоят не личные, а корпоративные ценности ;
  • менеджмент отличается гибкостью и четкой обратной связью

При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую.

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

  1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
  2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость .

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации (группизм). Коллективный характер труда требует от умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) — доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за . До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Приведем сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.

Характеристики

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску

Критерии к продвижению по службе

Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение

Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к фирме и работе

Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

Характер

проведения

инноваций

Эволюционным путем

Революционным путем

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия

Контракты

  • Вопрос 3. Разработка и совершенствование корпоративных норм. Корпоративный климат. Корпоративная культура.
  • Вопрос 1. Специфические законы социальной организации.
  • Вопрос 2. Модели и методы анализа внутренней среды организации.
  • Вопрос 3. Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления.
  • Вопрос 1. Общий порядок проектирования организационных систем.
  • Вопрос 2. Модели и методы анализа внешней среды.
  • Вопрос 3. Формы контроля, субъекты контроля и роль финансового контроля в управлении корпорацией.
  • Вопрос 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.
  • Вопрос 2. Подходы к разработке стратегии фирмы. Основные элементы стратегии.
  • Вопрос 3. Общие требования к консолидированной финансовой отчетности корпорации.
  • Вопрос 1. Субъекты организаторской деятельности.
  • Вопрос 2. Эффективность управленческих решений.
  • Вопрос 3. Организация управления финансами корпораций.
  • Вопрос 1. Функция мотивации. Теории мотивации.
  • Вопрос 2. Основные этапы процесса принятия управленческих решений.
  • Вопрос 3. Совокупный баланс, управление активами и пассивами корпорации
  • Вопрос 1. Структурирование организаций. Типы организационных структур.
  • Вопрос 2. Условия неопределенности и риска в процессе принятия решений.
  • Вопрос 3. Особенности управления финансами в корпорациях различных видов.
  • Вопрос 1. Внутренняя среда организации и факторы внешнего воздействия.
  • Вопрос 2. Сущность и функции управленческих решений. Классификация управленческих решений.
  • Вопрос 3. Структура капитала и значение собственного капитала.
  • Вопрос 1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
  • Вопрос 2. Типология методов принятия управленческих решений.
  • Вопрос 3. Дивидендная политика корпорации.
  • Вопрос 1. Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
  • Вопрос 2. Качество управленческих решений.
  • Вопрос 3. Анализ возможностей корпорации. Анализ продукции, внутренней структуры, внешнего окружения.
  • Вопрос 1. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
  • Вопрос 2. Принципы управления персоналом.
  • Вопрос 3. Инвестиционная активность корпораций в условиях дефицита ресурсов.
  • Вопрос 1. Типология конфликтов в менеджменте. Конфликто-компетентность менеджера.
  • Вопрос 2. Анализ кадрового потенциала. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
  • Вопрос 3. Участники корпоративных отношений.
  • Вопрос 1. Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
  • Вопрос 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
  • Вопрос 3. Тактика слияний и поглощений в системе корпоративного управления. Основные понятия и определения.
  • 4.1.Слияние с расширением продуктовой линии – объединение неконкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства).
  • 4.3.Чистые конгломератные слияния – не предполагающие никакой общности.
  • Вопрос 1. Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
  • Вопрос 2. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
  • Вопрос 3. Типы корпоративных объединений.
  • Вопрос 1.Дороботать Виды власти. Классификация стилей руководства
  • Вопрос 2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  • Вопрос 3. Роль финансового менеджмента в корпорациях в современных условиях.
  • Вопрос 1. Понятие организационной культуры.
  • Вопрос 2. Оценка эффективности управления персоналом.
  • Вопрос 3. Проблемы корпоративного управления.
  • Вопрос 1. Организационно-правовые формы организаций. 1.1. Индивидуальное предпринимательство
  • 1.2. Юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации
  • 2. Товарищество (партнерство)
  • 2.1. Полное товарищество
  • Вопрос 2. Персонал предприятия как объект управления.
  • Вопрос 3. Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации.
  • Вопрос 1. Закон информированности-упорядоченности.
  • Вопрос 2. Стандартизация и сертификация качества.
  • Вопрос 3. Основные трудности в становлении эффективной совместной работы в рамках фпг.
  • Вопрос 1. Принципы статической и динамической организации.
  • Вопрос 2. Основные показатели качества и методы их определения.
  • Вопрос 3. Понятие финансово-промышленной группы.
  • Вопрос 1. Закономерности и механизмы построения организации.
  • Вопрос 2. Основные методы управления качеством.
  • Вопрос 3. Проблема монополизма и государственного регулирования деятельности корпораций.
  • Вопрос 1. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
  • Вопрос 2. Сущность качества и управления им.
  • Вопрос 3. Роль и место фпг в экономике России.
  • Вопрос 1. Коммуникативное поведение в организации.
  • Вопрос 2. Сферы приложения методов управления качеством.
  • Вопрос 3. Основные мероприятия по повышению эффективности работы фпг.
  • Вопрос 1. Управление изменениями и нововведениями в организации.
  • Вопрос 2. Факторы инновационной активности.
  • Вопрос 3. Отраслевая специализация фпг.
  • Вопрос 1. Персональное развитие в организации.
  • Вопрос 2. Современные трактовки сущности инноваций и их классификация.
  • Вопрос 3. Опыт формирования и функционирования финансово-промышленных групп за рубежом.
  • Вопрос 1. Теории поведения человека в организации. Управление поведением организации.
  • 1.Ориентация на человеческие ресурсы (поддерживающий подход).
  • 3.Ориентация на результаты
  • Вопрос 2. Типы инновационных стратегий.
  • Вопрос 3. Принципы формирования фпг.
  • Вопрос 1. Маркетинг как философия управления.
  • Вопрос 2. Теория длинных волн и циклов н.Д. Кондратьева.
  • Вопрос 3. Государственные меры по регулированию деятельности фпг.
  • Вопрос 1. Роль стратегического маркетинга в построении организационной стратегии.
  • Вопрос 2. Наукограды, их особенности.
  • Вопрос 3. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
  • Вопрос 1. Принципы построения дерева целей. Критерии целеполагания.
  • Вопрос 2. Виды инноваций и их классификация.
  • Вопрос 3. Участие банков в финансово-промышленных группах.
  • Вопрос 1. Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.

    Японские предприятия имеют интегрированную систему управления, которая охватывает все стадии инновационного процесса, включая набор персонала, его обучение, выбор тем исследований, систем оплаты и оценки качества работы, а также стадии материально-технического снабжения, НИОКР, производства и т.д. От­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти япон­ско­го ме­недж­мен­та: япон­ские управ­лен­цы об­раают глав­ное вни­ма­ние на фор­ми­ро­ва­ние нуж­но­го на­строя у ра­бот­ни­ков. Япон­ская фир­ма стре­мит­ся соз­дать для ра­бот­ни­ков спе­ци­фи­че­скую атмо­сфе­ру, в ко­то­рой он ощу­щал бы се­бя за­щи­щен­ным и опе­кае­мым, а так­же спо­соб­ным реа­ли­зо­вать свои жиз­нен­ные на­ме­ре­ния. Япон­ские ме­нед­же­ры по­ни­ма­ют управ­ле­ние как дея­тель­ность, тес­но свя­зан­ную с упо­ря­до­че­ни­ем по­ве­де­ния лю­дей. Для ме­нед­же­ра это не­пре­рыв­ный про­цесс ра­бо­ты сре­ди сво­их под­чи­нен­ных, ко­то­рый, в сущ­но­сти, не име­ет вре­мен­ных ра­мок, ибо, по япон­ским нор­мам, нет пре­де­ла для со­вер­шен­ст­во­ва­ния.

    Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

    1) Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

    2) Последовательное сохранение национальных традиций. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда. Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

    Суть ЯМ – это управление людьми, но при этом японцы принимают во внимание не интересы работника, а интересы группы людей. На первом плане социальные потребности; место и роль в группе; признание, уважение окружающих. Вознаграждение за труд воспринимается, через призму социальных потребностей.

    Зарплата складывается из 3-х основных частей:

    1.Базовый оклад – должен гарантировать прожиточный минимум.

    2.Надбавки – 4 вида:

    3.Бонусы – премии, которые выдают 2 раза в год, в размере 1.5 месячного оклада.

    Основополагающий принцип - вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок. Поэтому необходимым условием обеспечения производства и поставки продукции «точно в срок» является внедрение системы канбан.

    Государство за счет бюджетных средств развивает инфраструктуру страны, регулирует цены, создает многочисл. полуправительств. структуры, обеспечивает связь с бизнесом. Япония упорно развивала жесткую конкуренцию в каждом секторе экономики, добиваясь того, чтобы там обязательно оставались хотя бы несколько конкурентов, не допускали монополию.

    Японскому менеджменту присуще мягкое руководство, ориентированное на сотрудничество, ценность инициативности, пожизненный наем работников и медленное продвижение персонала по служебной лестнице.

    Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. На рубеже 60-70-х гг. 20в. в Америке произошла революция - смена общественных установок. Теоретики амер. мен-та Д. Коул и А. Горц пришли к выводу, что многие организации не достиг своих целей из-за игнорирования противоречий меняющейся социальной среды.

    1)Происходит переход от механистических структур менеджмента, основным недостатком которых является наличие излишнего персонала в организациях, к более персоналом ограниченным структурам, для которых свойственно, что в зависимости от ситуации работник выполняет те или иные функции.

    2) В производство внедряется операционная система. Структурной единицей становится операционный центр, вместо привычного конвейера внедряется вращающейся круглый стол, в процессе занято 16 человек, в их распоряжении сырье, материалы, финансовые ресурсы, право приема и увольнения сотрудников.

    3) Внедрена новая система управления качеством с поставщиками исходных ресурсов, с поставщиками исходных ресурсов заключаются многочисленные контракты.

    4) В компаниях стабильный состав работников (“-“ групповое единомыслие “+” меньше конфликтов). Лучше, когда конфликт - большая продуктивность

    5) Новая система финансового и бух. учета, теперь стоимость работника вносится в отдельную отчетность, существует амортизация на живой труд.

    Подходы к менеджменту как науке и практике управления людьми и организациями имеют свою национальную специфику. В ответе следует отметить, что, например, американский менеджмент отличает жесткое единоналичие, ценность исполнительности, кратковременный наем работника, быстрое продвижение персонала.

    Западноевропейская модель «мягкого» менеджмента.

    1936г.- Д. Кейнс “Общая теория занятости процента и денег”, там были сформулированы основные принципы государственного регулирования экономики.

    После II М.В. кейнсианская модель получила развитие в 2х Европейских моделях управления.

    Немецкая модель/модель социально-рыночного хозяйства/М. Эрхард.

    Эрхард - второй канцлер Германии 1963-66гг. 15 лет-министр финансов, 20 июня 1947г. - реформа Эрхарда Повышение инфляции. Суть: модель предполагала создание системы социальной защиты, которую Эрхард называл “политикой для миллионов”. Лозунг: благосостояние для всех, провозгласил разный подход к сильным и слабым, от сильных требовалось проявление инициативы для достижения успех, к слабым провозглашались милосердие, защита, поддержка.

    Шведская модель (Г. Мюрдаль) социализма. Модель мягкого менеджмента.

    Создание системы социальной защиты, обеспечивающей =е возможности для трудоспособного населения и нетрудоспособного населения, Называется «мягкой» т.к. она обеспечивает относительно безболезненную адаптацию потерпевших крушение фирм и граждан, столкнувшихся с серьезной проблемой в новой ситуации с новым условиям. Разработаны примерно 40 моделей поведения компаний в условиях быстрых перемен. с работы Карлофа “Стратегия менеджмента” и “Вызов лидеров”.

    модель перемен в случае банкротства компании

      Происходит увольнение всего персонала с учетом всего персонала с учетом льгот, действующих в стране.

      Приглашают специалиста (конкурс. управляющего, который разрабатывает миссию и цели новой компании в соответствии с “системой управления по целям”.

      Производят набор нового персонала (из прежнего не более 65%).

      В высшем руководстве выделяют лиц, несущих персональную ответственность за банкротство.

      В течении месяца проводят тотальную учебу на всех уровнях, причем высший персонал сам должен проводить обучение.

    Вывод по Шведской модели: В результате форсирования работы в течении года, как правило, удается выйти на нормальный уровень работы, но при этом требуется чтобы процесс восстановлении компании обязательно сопровождался улучшением положения работников.

    Вывод : З-Е модель позволила расширить ряд широкомасштабных соц. задач: 2ой пенсионный возраст, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина, при сохранении страхового соц. пособия. Проблемы - высокие налоги, утечка капитала, мозгов, измен. половозрастной и этносоциальной структуры населения, соц.иждивенство.

    Критерий

    Американские

    Японские

    Российские

    Отношение к персоналу

    Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору, человеческий ресурс на «втором» месте.

    Первостепенное значение придается человеческому фактору. Внутри организации главное – персонал, вне – клиент.

    Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору. Ориентация на сменяемость персонала, акцент на исполнителя.

    Отношение персонала к организации

    Работник рассматривает организацию как источник личного дохода. При предложении большей зарплаты с легкостью перейдет в другую организацию.

    Отождествляет себя с организацией по принципу «единой семьи». Персонал готов к самопожертвованию во имя своей фирмы.

    Слабое чувство лояльности работников в организации.

    Научное планирование персонала

    Регулярное по всем функциям.

    Регулярное по всем функциям.

    Практически отсутствует или эпизодическое по некоторым функциям.

    Контракты

    Широко используются контракты единые для всех работников с ограниченными возможностями для переговоров».

    Используются долгосрочные контракты.

    Чаще всего отсутствуют.

    Краткосрочный найм. Высокая текучесть кадров.

    Пожизненный найм. Практически отсутствует текучесть кадров.

    Сочетание краткосрочного и долгосрочного найма.

    Требования к принимаемому персоналу.

    Развиты и систематизированы. Работник сориентирован на узкую специализированную деятельность. Ценятся талант, выдающиеся способности, умение быстро и хорошо делать конкретную работу.

    Развиты и систематизированы. Работник сориентирован на универсальный, неспециализированный вид деятельности. Ценится развитая гамма личностных качеств.

    Слабо систематизированы. Работник сориентирован скорее на универсальный вид деятельности. Ценятся опыт и связи.

    Источники набора персонала

    Преобладают внешние источники. Обычно широкий конкурс (в несколько этапов) или использование услуг рекрутских фирм.

    Преобладают внутренние источники набора.

    Чаще всего - по знакомству.

    Методы отбора персонала

    Различные виды тестирования, «центр оценки», собеседования.

    Наблюдения, анкетирование, собеседования.

    Преобладает анализ документов и результаты неструктурированного собеседования. Реже – тестирование и другие методы.

    Удовлетворение социально-бытовых нужд работников

    Используется, но редко.

    Считается нормой, широко распространено.

    Крайне редко.

    Адаптация персонала

    Уделяется очень существенное внимание, за новичком закрепляется куратор («крестный отец») с широкими полномочиями. Срок адаптации обычно от 1 мес. до 3 мес.

    Проводится очень серьезно по формальным и неформальным каналам по специально разработанным программам.

    Чаще всего отсутствует или проводится примитивно и формально.

    Подготовка кадров

    Очень серьезное отношение. В основном происходит с отрывом от производства в университетах, бизнес школах, на краткосрочных курсах. Затраты на подготовку кадров составляют 5% от прибыли предприятия.

    Очень серьезное отношение. Происходит путем повышения квалификации без отрыва от производства на рабочих местах. Для менеджеров организуются учебные центры и семинары вне предприятий, в т.ч. и за рубежом.

    Проводится, но нерегулярно. Профессиональный рост работника специально не инициируется, планируется только в связи с работой.

    Оценка результатов деятельности

    Быстрая оценка кадров. Оценка результатов деятельности является юридической основой принятия управленческих решений об увольнении, продвижении, перемещении и т.д.

    Основательная, растянутая во времени оценка кадров.

    От случая к случаю без специальной программы. Редко ведет к административным последствиям.

    Преобладает вертикальная модель развития карьеры. Быстрое профессиональное продвижение, если этого не происходит, специалисты подумывают о своей неудачной карьере и переходе в другую организацию.

    Преобладает горизонтальная модель карьеры, медленное постепенное профессиональное продвижение. Работник смиренно ждет. Он уверен, что настанет время, и его оценят объективно.

    Не планируется и не отслеживается. Карьера - дело случая и связей. Возможность карьерного роста слабо связана с профессиональными, конкретными результатами работы, что является антимотивирующим фактором.

    "

    Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

    В американском менеджменте большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации;

    в японском - основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала, а в европейском (немецком) менеджменте большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

    Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

    В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую – как занимающую промежуточное положение.

    В следующей главе мы более подробно рассмотрим японский, европейский и американский менеджмент.

    ЗАРУБЕЖНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ

    Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

    Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим мотивам:

    • – в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;
    • – опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран;
    • – менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями.

    Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.