Азбука финансов. Методическая копилка Урок модель профессиональной карьеры
Цели:
Обучающие:
- Дать общее представление о профессиональной карьере, её видах и возможностях карьерного роста личности.
- Учить излагать свои мысли и аргументировать их, развивать диалоговое общение.
- Раскрыть личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры.
Развивающие:
- Развивать аналитические способности.
- Формировать активную жизненную позицию и потребность в самовыражении.
Воспитательная:
- Прививать чувство целеустремлённости, уверенности, стремление к достижению своей цели.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, групповая дискуссия, практическая работа, работа с учебником, демонстрация слайдов
Оборудование:
Компьютер, проектор, карточки плана дискуссии, карточки плана профессиональной карьеры, мультимедийная презентация.
Материалы и инструменты:
Фломастеры, альбомные листы.
Основные понятия: карьера, карьеризм, профессиональная карьера, карьерный рост, призвание, мастерство.
Афоризмы и выражения:
«Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки»
Коко Шанель
«Карьера — хорошая вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.»
«Карьеризм- падение вверх»
Е. Лец – польский поэт
«Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха»
«Создать самого себя- это труд, труд на всю жизнь»
ХОД УРОКА
I Мотивация к учебной деятельности.
1.Проблемные вопросы: (Зачем? Для чего это надо?)
— Что даёт карьера человеку?
— Как сделать карьеру?
— Что влияет на выбор карьеры?
Зачем планировать свою карьеру?
— Ответ на эти вопросы- основополагающие на нашем уроке. Ответив на них, мы определим личностную и социальную значимость карьерного роста в жизни.
II Актуализация знаний.
— Каждому человеку свойственно желание, стремление к самоутверждению, уважение к себе как к личности, создание имиджа. А всё это невозможно без определённого успеха.
Ожегов: « Успех- удача в достижении чего- либо, хорошие результаты».
1. Аутотренинг:
— Мысленно вспомните о некоторых своих успехах, достижениях в различных видах деятельности и похвалите себя. Успех не проявляется сам по себе, он появляется в результате деятельности. Чем больше деятельность, тем выше результат, тем быстрее дорога к успеху, а, значит, и к карьере.
2. Анализ ситуации:
Притча « Бабочка»
— Какую мудрость она несёт?
« В древности жил- был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых руках принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся.» Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какя у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: « Всё в твоих руках».
— Что же в наших руках? (жизнь, судьба)
– Человек – хозяин своей судьбы.
3.Составление логической цепочки — Из чего складывается судьба?
Жизнь- семья- работа –успех- карьера- благополучие.
— Какой из афоризмов к уроку вы выберете в данном случае и почему?
(К. Шанель « Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки.»
— Как вы это понимаете?
— Почему мы начали разговор об успехе, а перешли к карьере?
4.Подбор синонимов — Карьера- движение продвижение, рост, жизненный
путь, поприще, « бег»- с итальянского.
5. Работа с текстами слайдов и учебника.
Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже:
Тема: Профессиональная карьера
Контингент : обучающиеся 11-х классов.
Цели:
Обучающие:
Дать общее представление о профессиональной карьере, её видах и возможностях карьерного роста личности.
Учить излагать свои мысли и аргументировать их, развивать диалоговое общение.
Раскрыть личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры.
Развивающие:
Развивать аналитические способности.
Формировать активную жизненную позицию и потребность в самовыражении.
Воспитательная:
Прививать чувство целеустремлённости, уверенности, стремление к достижению своей цели.
Тип урока : комбинированный.
Методы обучения : беседа, объяснение, самодиагностика, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, групповая дискуссия, практическая работа, работа с учебником, демонстрация слайдов
Оборудование : проектор, ноутбук, презентация.
Основные понятия: карьера, карьеризм, профессиональная карьера, карьерный рост, призвание, мастерство.
Афоризмы и выражения:
« Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки»
Коко Шанель
« Карьера - хорошая вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь»
М. Монро
« Карьеризм - падение вверх»
Е. Лец – польский поэт
« Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха»
« Создать самого себя - это труд, труд на всю жизнь»
I Мотивация к учебной деятельности.
1.Проблемные вопросы: (Зачем? Для чего это надо?)
Что даёт карьера человеку?
Как сделать карьеру?
Что влияет на выбор карьеры?
Зачем планировать свою карьеру?
Ответ на эти вопросы - основополагающие на нашем уроке. Ответив на них, мы определим личностную и социальную значимость карьерного роста в жизни.
II Актуализация знаний .
Каждому человеку свойственно желание, стремление к самоутверждению, уважение к себе как к личности, создание имиджа. А всё это невозможно без определённого успеха.
Ожегов: «Успех - удача в достижении чего- либо, хорошие результаты».
1 .Аутотренинг:
Мысленно вспомните о некоторых своих успехах, достижениях в различных видах деятельности и похвалите себя. Успех не проявляется сам по себе, он появляется в результате деятельности. Чем больше деятельность, тем выше результат, тем быстрее дорога к успеху, а, значит, и к карьере.
2.Анализ ситуации:
Притча « Бабочка»
Какую мудрость она несёт?
« В древности жил - был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых руках принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: « Всё в твоих руках».
Что же в наших руках? (жизнь, судьба)
– Человек – хозяин своей судьбы.
3.Составление логической цепочки
Из чего складывается судьба?
Жизнь – семья - работа – успех - карьера- благополучие.
Какой из афоризмов к уроку вы выберете в данном случае и почему?
(К. Шанель « Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки.»
Как вы это понимаете?
Почему мы начали разговор об успехе, а перешли к карьере?
4. Работа с текстами слайдов и учебника.
Слайд № 8
Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.
Карье́ра (итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus - телега, повозка) - продвижение вверх по служебной лестнице.
В теории управления персоналом карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков.
Слайд № 9
Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
Слайд № 10,11, 12
Виды карьеры.
Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.
Горизонтальная карьера - вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.
Ступенчатая карьера - вид карьеры - совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Закрепление материала. Работа с литературным источником.
(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).
"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".
Вопросы для обсуждения:
1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?
2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?
3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?
Слайд № 13
Что такое проф. карьера?
С чем она связана?
Чем отличается карьера от карьеризма?
Какой из афоризмов подтверждает это?
(« Карьеризм – падение вверх»)
Дайте этому объяснение.
Приведите примеры знаменитых людей, достигших высокого уровня карьеры.
« Профкарьера знаменитых людей» (знаменитости шоу - бизнеса, политики, спортсмены)
Ангела Меркель, Хилари Клинтон, Сафра Кэтц- совладелица и финансовый директор гиганта компьютерной индустрии в сфере высоких технологий, Кристина Голд- возглавляет фирму Western Union, К. Эрнс- продюсер и руководитель телекомпании « Первый канал» и т. д.
Понятие карьеры нельзя связывать только с работой. Это ещё и род занятий, деятельности.
Какой из афоризмов, данных в начале урока соответствует этим примерам?
(« Создать самого себя - это труд, труд на всю жизнь»)
Один японский политик сказал, что карьера - это 99 % труда и 1% успеха.
Артистическая карьера, военная карьера, карьера юриста, менеджера,
Политика, спортсмена и т. д. – это профессиональная карьера.
7. Дискуссия:
Что означает « сделать карьеру?»
(Ответ: Добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня доходов).
От чего зависит успешность карьеры?
(Ответ: От уровня образования, устремлённости, совпадение профессионально важных качеств личности с требованиями профессии)
8. Работа с таблицей в учебнике « Уровни притязаний и карьера»
Какие люди делают карьеру?
(Ответ: - Оптимисты, целеустремлённые, активные, имеющие свою индивидуальность)
Какие качества личности для этого необходимы?
(Ответ: Профкомпетентность, порядочность, честность, исполнительность, ответственность, организованность, коммуникативность)
Есть ли финал карьеры?
(Ответ: Нет. Человек может постоянно ставить цели, добиваться лучших результатов)
Как соотнести карьеру и семью?
(Ответ: - Планировать своё время)
Вывод:
Хорошее образование - важнейший, но не единственный способ повышения своей будущей зарплаты. Не менее важно выстроить свою профессиональную карьеру таким образом, чтобы постоянно набирать всё больший объём таких навыков и умений, помогут добиться мастерства в профессии.
Любое продвижение в карьере - это нагрузка на организм. Поэтому не менее важно вести здоровый образ жизни.
Карьера даёт личности больше положительных качеств - самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой, улучшение благосостояния.
Чаще всего в жизни человек добивается горизонтальной карьеры, через достижение мастерства в деле.
9. П рактическая работа - самодиагностика.
Ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение 2).
III Заключение . Итог урока.
–Какой из афоризмов больше подходит для заключения нашего урока?
« Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха.»
Составить небольшое эссе на тему « Мой звёздный час». (В чём мой успех в будущем).
Составить «Карту карьеры», пользуясь планом (приложение 1)
Используемая литература:
- Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25
- Технология, Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., 2010.
- Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
- Интернет-ресурсы:
- http://moeobrazovanie.ru/data/lessons/guilmanov_rumil.zip
- http://www.kariera.by/post-416/
- http://psyfactor.org/personal/personal10-06.htm
- http://pspu.ru/career/slovarcaryery
- http://bein.3dn.ru/publ/slovar_spravochnik/k/karera_professionalnaja/48-1-0-312
- http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEONOV_Nikolay_Ivanovich_(pisatel")/_Leonov_N.I..html
Приложение 1
Карточка № 1
- Составить план профессиональной карьеры: профессия «Учитель»
- Смысл и цель жизни;
- Желаемый размер оплаты;
2. Дописать определение: Карьера – это…
Карточка № 2
- Составить план профессиональной карьеры: профессия «Адвокат»
Примерный план профессиональной карьеры:
- Смысл и цель жизни;
- Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
- Предлагаемое образование (содержание и уровень);
- Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- Предполагаемая должность, пост;
- Желаемый размер оплаты;
- Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьерный рост – это …
3. Разработать эмблему: «Карьера».
Карточка № 3
- Составить план профессиональной карьеры: профессия «Модельер»
Примерный план профессиональной карьеры:
- Смысл и цель жизни;
- Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
- Предлагаемое образование (содержание и уровень);
- Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- Предполагаемая должность, пост;
- Желаемый размер оплаты;
- Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Вертикальная карьера – это …
3. Разработать эмблему: «Карьера».
Карточка № 4
- Составить план профессиональной карьеры: профессия «Менеджер»
Примерный план профессиональной карьеры:
- Смысл и цель жизни;
- Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
- Предлагаемое образование (содержание и уровень);
- Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- Предполагаемая должность, пост;
- Желаемый размер оплаты;
- Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Горизонтальная карьера – это…
3. Разработать эмблему: «Карьера».
Карточка № 4
- Составить план профессиональной карьеры: профессия «Экономист»
Примерный план профессиональной карьеры:
- Смысл и цель жизни;
- Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
- Предлагаемое образование (содержание и уровень);
- Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- Предполагаемая должность, пост;
- Желаемый размер оплаты;
- Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьеризм – это…
3. Разработать эмблему: «Карьера».
Приложение 2.
Опросник «Профессиональная карьера»
Источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб.: Питер, 2001.
Инструкция: Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен.
Бланк ответов:
- Для меня важно строить свою карьеру в пределах одной конкретной профессиональной сферы
- Я хочу осуществлять наблюдения, влияние и контроль над людьми на всех уровнях
- Для меня важно иметь возможность делать всё по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации
- Меня больше всего интересует постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защитой
- В моей работе я стремлюсь употреблять свои знания на пользу людям
- Я хочу работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми
- Мне нравится вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были бы взаимно уравновешены
- В своей работе я стремлюсь создавать или строить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей
- Для меня важно продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью
- Я предпочитаю быть первым руководителем в организации
- Для меня более приемлема работа, не связанная с режимом или другими организационными ограничениями
- Меня привлекает работа в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени
- Я стремлюсь употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше
- Мне нравится соревноваться и побеждать других
- Для меня важно построить карьеру, которая позволит следовать моему образу жизни
- Я хочу создать новое коммерческое предприятие
- Я предпочитаю посвятить свою жизнь единственной выбранной профессии
- Я стремлюсь занять высокую руководящую должность
- Меня устраивает работа, которая предоставляет максимум свободы и самостоятельности в выборе характера занятий, времени его исполнения
- Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт
- Мне нравится возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели
- Главная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли
- Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание своей семье и моей карьере
- Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело
- Я соглашаюсь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции
- Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и давать им указания
- В моей профессиональной деятельности я более всего заботился бы о своей свободе и самостоятельности
- Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности
- Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим
- Соревнования и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры
- Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится
- Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры
- Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией
- Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации
- Яне хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса
- Я предпочел бы оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением
- Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели
- Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования
- Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успехов в карьере
- Я предпочитаю работу не связанную с командировками
- Ради новой должности я бы не сменил место жительства
Ключ к тесту:
Бланк ответов служит одновременно ключом для обработки результатов.
- Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце (кроме четвертого столбца)
- В четвертом столбце найдите сумму отдельно к вопросам 4,12,20 и отдельно к вопросам 28,36,41.
- Найдите среднее значение для каждой шкалы. Для этого каждую полученную сумму разделите на количество вопросов – 5, а в четвертой шкале оба значения на 3.
- Полученные значения сравниваются между собой. Ведущей карьерной ориентацией является та шкала, по которой испытуемый набрал большее количество баллов.
Стабильность места жительства (28,36,41)
5 столбец
Помощь людям
6 столбец
Вызов обществу
7 столбец
Совмещение стилей жизни
8 столбец
Предпринимательство
Интерпретация результатов
Опросник содержит 8 диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»).
1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать его способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие дли продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающим принятие компетентных решений.
2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.
4. Стабильность . Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, или хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.
5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.
5. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.
6. Интеграция стилей жизни . Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.
7. Предпринимательство . Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.
(Для экономии времени можно раздать распечатку интерпретации на каждую парту).
Представленная методическая разработка урока-исследования «Успех – карьера – планирование» может быть использована в работе с учащимися 8-9 классов в следующих номинациях:
- В качестве повторительно-обобщающего урока по теме «Личность и общество». (С)
- Как самостоятельный урок-исследование, соответствующий теме параграфа 1 «Быть личностью» учебника Обществознание 8 класс Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., М. Просвещение 2010. (Р)
- Тематический классный час «Я и моя профессия». (В)
На занятие могут быть приглашены администрация, учителя, родители, выпускники школы прошлых лет, ветераны Великой Отечественной войны, труда, представители попечительского совета школы и т.д., которые в ходе занятия станут его активными его участниками вместе с ребятами.
План-конспект урока-исследования «Успех – планирование – карьера».
Тип урока: урок-исследование с элементами групповой работы.
Основные цели занятия:
- Сформировать знания о понятиях «успех», «карьера», «планирование».
- Развитие навыков работы в группах, умение анализировать и использовать различные источники получения информации.
- Воспитание личностных качеств успешности, активной гражданской позиции.
(Приложение №6 – слайд №2).
Оборудование урока:
- мультимедиа установка,
- раздаточный материал (Приложение №1 , Приложение №2) ,
- рабочие листы для групп (Приложение №3 , Приложение №4 , Приложение №5) ,
- презентация (Приложение №6)
Первый этап урока – активизация знаний учащихся.
Вступительное слово учителя:
– Современные социально-экономические условия требуют от нас быть успешными в жизни. Уметь правильно выбрать профессию, учитывая различные факторы успешности.
А планировать карьеру необходимо уже сейчас (Приложение №6 – слайд 3) .
Поэтому предметом нашего исследования сегодня является соотношение понятий «успех – карьера – планирование».
Давая определение понятию «карьера», мы выбрали следующие характеристики:
- личностный успех (Приложение №6 – слайд 4) ,
- профессиональный успех,
- должностной рост (Приложение №6 – слайд 5) .
Второй этап урока – работа по группам.
Класс необходимо разделить на 3 группы, каждая из которых получает раздаточный материал (Приложения №1, 2) и индивидуальный рабочий лист группы (Приложения №3, 4, 5) .
Каждая группа выполняет первое задание, определяя соотношение понятий «карьера – профессия – успех», используя для решения поставленной задачи различные источники знаний и формы работы. Затем выполняются задания 2 и 3 из рабочих листов каждой группы.
Третий этап урока – подведение итогов работы в группах
(Приложение №6 – слайд 6) .
Выступают представители каждой группы, представляя итоги работы по первым трем вопросам рабочих листов поочередно.
Четвертый этап урока – обобщение полученной информации, представленной каждой из групп.
Учитель: Итак, карьера – это всегда успех в жизни, в профессиональной деятельности, в личностном росте (Приложение №6 – слайд 6) .
Что же необходимо для обеспечения данного успеха – планирование (Приложение №6 – слайд 7) . Какие ассоциации вызывает у вас данный термин? (Для фиксации ответов используется Приложение №6 – слайд 7) .
Для определения целей и задач необходимо осознавать не только свои желания, мечты, представления, но и обладать определенными знаниями по интересующей нас проблеме, учитывать социальные установки и потребности общества (Приложение №6 – слайды 8, 9, 10) .
Пятый этап урока – составление алгоритма успешных действий
(Приложение 6 – слайд 11) .
Учитель: Как же получить необходимые нам знания для планирования успешной деятельности? (Приложение №6 – слайд 11) .
Шестой этап урока – закрепление полученных знаний, «мозговой штурм».
Учитель: Чтобы добиться успеха, нам необходимы определенные качества личности. Поэтому каждый из вас может составить пожелания своему однокласснику для будущей успешной деятельности. Уважаемые ости! Вы сегодня тоже активные участник исследования, и мы обращаемся к вам с просьбой составить свои советы и пожелания для ребят в удобной для вас письменной или устной форме.
После окончания работы учащиеся и гости обращаются друг к другу со своими пожеланиями.
Седьмой этап урока – запись и комментарии к выполнению домашнего задания (Приложение № 6 слайд – 12, 13.).
Класс – 11
Время проведения 45 минут
Тема раздела: «Технология профессионального самоопределения и карьера»
Тема урока: «Профессиональная карьера»
Урок творческий, креативного типа – эвристическая ситуация
Вид занятия: «Круглый стол» - с использованием интерактивной и проектной технологии
Цель: Познакомить учащихся с основами профессиональной карьеры.
Задачи урока:
Обучающая задача: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме, с использованием интерактивной и проектной технологии для обработки данной информации.
Развивающая задача: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.
Воспитывающая задача: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.
Оснащённость урока:
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Материалы и инструменты: Индивидуальные карточки с заданиями, творческий проект «Карьерный рост», цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, бумага.
Основные понятия: Карьера; профессиональная карьера; вертикальная и горизонтальная карьера; призвание; план профессиональной карьеры.
Ход занятия
I . Организационный момент: Приветствие, проверка учащихся.
II . Изложение нового теоретического материала с созданием эвристической ситуации :
Исследуемая проблема: Карьера?
Вопрос № 1 . Дать определение основным понятиям:
Карьера? – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.
Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.
Профессиональная карьера? - Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Вертикальная карьера? - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.
Горизонтальная карьера? – Это рост профессионального мастерства.
Вопрос № 2. Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).
Вопрос № 3. Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.
Вопрос № 4. Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).
Вопрос № 5. Согласны ли вы с определением
Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.
В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».
Вопрос № 6 . Карьеризм – положительные – отрицательные моменты.
Планирование профессиональной карьеры.
Задание № 1. Работа учащихся в группах, передавая по кругу, доработать задания (Приложение 1):
1. Составить план профессиональной карьеры:
Примерный план профессиональной карьеры:
- Смысл и цель жизни;
- Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
- Предлагаемое образование (содержание и уровень);
- Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- Предполагаемая должность, пост;
- Желаемый размер оплаты;
- Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьера; карьерный рост; вертикальная карьера; горизонтальная карьера; карьеризм.
3. Разработать эмблему: «Карьера».
III . Защита плана карьерного роста. Выступление групп.
Вопрос № 7. Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).
IV . Заключительный инструктаж : По окончании работы учитель оценивает работу учащихся.
V . Домашнее задание: Обработать тест Дж. Голланда «Мой характер и выбор профессии» (