Модели подводной лодки 971 проекта. Бесшумная «Щука-Б

Массовая серия атомных лодок третьего поколения со сниженной шумностью и многофункциональным комплексом вооружения.

Относятся к атомным лодкам третьего поколения, поступали на флот с 1984 года на замену своих предшественников (в основном семейства лодок ). Всего было построено 15 таких лодок, в данный момент в строю находится 12, одна передана Индии в аренду.

Создание лодки запущено летом 1976 года, в сентябре 1977 года был готов технический проект, который дорабатывался до 1980 года. В 1983 году заложили первую лодку серии. Разработчик — ленинградское СКБ-143 «Малахит». Главный конструктор Георгий Чернышев.

При проектировании этого типа субмарин особое внимание уделялось малошумности. Замеренные акустические параметры проекта 971 стали очень неприятным сюрпризом для американцев, привыкших к тому, что российские субмарины сильно шумят. Для снижения шумности пришлось пойти на целый ряд ухищрений — например, Советский Союз в обход плотного экспортного контроля Запада ввез металлообрабатывающие центры японской корпорации Toshiba, на которых потом делались винты для этих лодок.

Конструкция лодки — двухкорпусная, стандартная для советского флота, материал — высокопрочная сталь (конкурент — лодка проекта 945 — строилась из титановых сплавов, что удорожало производство и усложняло технологию).

Водоизмещение надводное свыше 8000 тонн, подводное — около 13000 тонн. Рабочая глубина погружения 480−520 метров для разных версий проекта. Экипаж 73 человека.

Установлена боевая информационная система «Омнимбус», с ней сопряжен гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» и навигационный комплекс «Симфония-У» .

Вооружение — восемь носовых торпедных аппаратов (четыре калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм). Боекомплект до 40 ракет, ракетоторпед или торпед, из них 12 — калибра 650 мм (торпед типа 65−76, ракет 86Р противолодочного комплекса РПК-7 «Ветер»). В калибре 533 мм лодка могла применять торпеды типа УГСТ и УСЭТ-80 , ракеты типа «Шквал», противолодочные ракеты типа 83Р комплекса РПК-6 «Водопад», а также стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат».

Часть лодок оснащена 533-мм пусковыми установками РЭПС-324 «Шлагбаум» для средств гидроакустического противодействия — станций активных помех, имитирующих акустический портрет лодки. Также на части лодок установлены средства СОКС — станция обнаружения МНК-200−1 «Тукан», позволяющая обнаруживать по кильватерному следу корабли и подводные лодки противника.

Одна из заложенных при Советском Союзе лодок — К-152 «Нерпа» — была достроена по проекта 971И «Ирбис» и передана в аренду Индии. Экспортный вариант «Щук-Б» лишен некоторых критически важных систем, в т. ч. ракет «Гранат» и аппаратуры СОКС, базовые системы загрублены в экспортном исполнении. В данный момент подписано соглашение о достройке по этому проекту с последующей передачей Индии еще одной лодки — т. н. «заказа 519» (степень готовности около 60 процентов).

В данный момент лодки этого типа отправляются на модернизацию. Во время планируемой модернизации лодки российского флота, насколько можно судить по открытым источникам, субмаринам полностью заменят бортовое радиоэлектронное оборудование, а также изменят систему вооружения, в частности, оснастят субмарины новым универсальным ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» , позволяющим применять противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты и ракеты для нанесения ударов по наземным целям.

Основные ТТХ АПЛ пр.971:

АПЛ "Тигр", пр. 971 Размеры: 110 х 14 х 9 м
Водоизмещение: 8.140 / 12.770 т
АЭУ: реактор ОК-650Б (190 мВт), 1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Скорость: надводная 11,6/ подводная 30 узлов
Грубина погружения рабочая: 520 м
Грубина погружения максимальная: 600 м
Автономность: 100 суток
Экипаж: 73 человека
Вооружение: 4 х 533-мм ТА, 4 х 650-мм ТА (28 ракет, торпед или мин)
Серия:
К-284 "Акула" (1984)
К-263 "Дельфин" (1985)
К-322 "Кашалот" (1986)
К-391 "Братск" (1987)
К-331 "Нарвал" (1989)
К-419 "Морж" (1992)
К-267 "Дракон" (1996)
К-480 "Барс" (1989)
К-317 "Пантера" (1990)
К-461 "Волк" (1992)
К-157 "Вепрь" (1996)
К-328 "Леопард" (1993)
К-154 "Тигр" (1994)
К-335 "Гепард" (1998)
К-337 "Кугуар" (2001)
К-333 "Рысь" (2001)
К-152 "Нерпа" (2002)

Многоцелевые АПЛ, проект 971 "Щука-Б"

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.
Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х гг. разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ третьего поколения "Лос-Анджелес".
АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках третьего поколения (тип "Лос-Анджелес") был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой "вводной", обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами "Гранат".
В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.
В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Подводная лодка 971 -го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж: и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля:
монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок "закатывается" в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.
На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31 офицера) , что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу - 50 000 л. с. Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения - два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л. с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях.
На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.
Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).
На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.
Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.
В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.
В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также КР типа "Гранат".
Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.
В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.
По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".
Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

В морях и океанах от военно-морского флота СССР требовалось все время предпринимать адекватные шаги, устраняя вероятную угрозу. Требовалось не только сохранять паритет по атомным подводным лодкам, на которых размещались ядерные ракеты, но и иметь эффективные средства противодействия ударным соединениям флота вероятного противника. После долгих поисков эффективного средства противолодочной борьбы, было принято решение строить ударные многоцелевые АПЛ проекта 971.

Новые корабли должны были скрытно вести подводную разведку, контролируя перемещения подводных ракетоносцев западных стран, а при необходимости действовать на упреждение.

Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971

Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.

Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945 . Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.

Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.

Только в 1980 году были закончены последние технические доработки и составлена производственная документация. В 1983 году была заложена первая АПЛ проекта 971, которая получила грозное название «Акула». Субмарина должна была положить начало большой серии многоцелевых подводных кораблей с улучшенными мореходными и гидроакустическими характеристиками.

Этапы строительства новых АПЛ «Щука»

Положение, которое сложилось в середине 80-х годов на море, заставляло Высшее военно-морское руководство страны прилагать все силы для увеличения боеспособности океанского подводного флота. Задачи, направленные на понижение уровня шумности хода и увеличения огневой мощи подводных кораблей легли в основу нового проекта. Первая субмарина получила заводской номер №501 и была заложена на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск на Амуре. Летом 1984 года корабль был спущен на воду и под новый, 1985 год вошел в строй.

Все последующие корабли новой серии, многоцелевые подводные лодки «Щука-Б» проекта 971 одновременно строились на двух судостроительных верфей страны, в Комсомольске на Амуре и на «Севмаше» в г. Северодвинск. Всего было спущено на воду 15 кораблей, из которых 8 вошли в состав Тихоокеанского флота, а другие 7 составили ударное ядро Северного Флота.

Первый корабль серии, подлодка «Акула» уже в первом плавании показала уникальные результаты. По шумности подводного хода советская субмарина превзошла своего прямого конкурента, американскую атомную подлодку типа «Лос-Анджелес».

Для справки: Секрет успеха советских конструкторов и корабелов заключался в новой методике обработки винтов. Впервые на судостроительных верфях, занимающихся строительством подводных кораблей, было применено высокоточное иностранное оборудование — японские фрезерные станки марки «Toshiba». В результате удалось существенно улучшить качество металлообработки лопастей винтов подводного корабля, что отразилось на снижении уровня шума вращающегося винта.

Проект 971, по западной классификации «Аkula –II», стал для американских военно-морских сил неприятным сюрпризом. Отныне американские ударные подлодки и ракетоносцы не могли свободно плавать вблизи советских берегов. Каждое перемещение подводного корабля вероятного противника контролировалось советскими новыми «щуками».

На правительственном уровне было принято решением давать новым кораблям имена, созвучные названиям советских городов. Например, шестая по счету атомная подводная лодка типа «Щука-Б» получила после спуска на воду название «Магадан». Однако уже через три года подлодка получила новое название, К-331 «Нарвал». С таким именем корабль проплавал до января 2001 года.

Все атомные подлодки типа «Щука-Б», вводимые в строй на Дальнем Востоке в состав Тихоокеанского флота получали имена по названиям российских городов. Так следом за лодкой «Акула» головным кораблем проекта 971 дальневосточные корабелы последовали АПЛ «Барнаул» и в 1989 году подводная атомная лодка «Братск». Затем настал черед атомохода «Магадан», который спустили на воду в декабре 1990 года. После развала Советского Союза уже в 1992 году на вооружение ТОФ поступила подводная многоцелевая лодка «Кузбасс». Заложенная в 1993 году на стапеле в Комсомольске на Амуре подводная лодка К-419 «Самара» уже достраивалась на смену советской эпохе. Субмарина вошла в строй в июле 1995 года.

Единственным кораблем, который своим названием выделялся среди отряда новых судов, стала АПЛ К-322 «Кашалот», которая вошла в строй Тихоокеанского флота в 1988 году.

Получив первые реальные подтверждения правильности выбранных технических решений в результате реализации проекта 971, активно развернулось строительство подлодок типа «Щука-Б» на Северодвинском машиностроительном предприятии. «Севмаш» стал родным домом для большинства советских атомоходов. Не стала исключением и судьба второй серии лодок проекта 971, собираемых на верфях «Севмаша» и вводимх в строй Северного флота.

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Атомные субмарины должны были вооружаться новыми крылатыми ракетами «Гранат» и цифровым гидроакустическим комплексом.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Для справки: первоначально проектное водоизмещение подлодки составляло 6-7 тыс. тонн, однако последующие изменения привели к утяжелению корабля в снаряженном состоянии.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Семилопастный винт с улучшенной гидродинамикой приводился в движение двумя электромоторами.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

Подводные лодки проекта 971 «Волк» и «Леопард», служившие на Северном флоте, как и их собратья на Тихом океане несли новые гидроакустические комплексы «СКАТ-КС». Основная информация обрабатывался цифровыми методами. Кроме гидроакустического комплекса «СКАТ», новые АПЛ оснащались уникальной системой обнаружения кораблей противника по кильватерному следу.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

Основные ТТХ АПЛ пр.971:

АПЛ "Тигр", пр. 971 Размеры: 110 х 14 х 9 м
Водоизмещение: 8.140 / 12.770 т
АЭУ: реактор ОК-650Б (190 мВт), 1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Скорость: надводная 11,6/ подводная 30 узлов
Грубина погружения рабочая: 520 м
Грубина погружения максимальная: 600 м
Автономность: 100 суток
Экипаж: 73 человека
Вооружение: 4 х 533-мм ТА, 4 х 650-мм ТА (28 ракет, торпед или мин)
Серия:
К-284 "Акула" (1984)
К-263 "Дельфин" (1985)
К-322 "Кашалот" (1986)
К-391 "Братск" (1987)
К-331 "Нарвал" (1989)
К-419 "Морж" (1992)
К-267 "Дракон" (1996)
К-480 "Барс" (1989)
К-317 "Пантера" (1990)
К-461 "Волк" (1992)
К-157 "Вепрь" (1996)
К-328 "Леопард" (1993)
К-154 "Тигр" (1994)
К-335 "Гепард" (1998)
К-337 "Кугуар" (2001)
К-333 "Рысь" (2001)
К-152 "Нерпа" (2002)

Многоцелевые АПЛ, проект 971 "Щука-Б"

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.
Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х гг. разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ третьего поколения "Лос-Анджелес".
АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках третьего поколения (тип "Лос-Анджелес") был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой "вводной", обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами "Гранат".
В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.
В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Подводная лодка 971 -го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж: и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля:
монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок "закатывается" в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.
На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31 офицера) , что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу - 50 000 л. с. Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения - два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л. с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях.
На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.
Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).
На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.
Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.
В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.
В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также КР типа "Гранат".
Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.
В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.
По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".
Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 "Щука-Б". Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали "Акула".

"Ревущие коровы"

Сам факт присвоения советской подлодке имени грозного океанского хищника говорит о многом. До того наши лодки в классификации НАТО именовались малозвучно, если не сказать уничижительно: "Танго", "Фокстрот", "Новембер"… А между собой американцы называли их не иначе как "ревущие коровы", утверждая, что слышат их под водой за сотни миль. Акула, как известно, не ревет, она атакует тихо и стремительно. И действительно, "Щуки-Б" оказались тише заокеанских "Лос-Анджелесов".

Стальной двойник

Надо отметить, что проект 971 был реализован практически по тому же техническому заданию, что и выданный ранее горьковскому судостроительному предприятию "Красное Сормово" на создание титановой лодки проекта 945 "Барракуда".

Головная "Барракуда" К-276 вступила в строй ВМФ чуть раньше - 21 сентября 1984 года. В НАТО ее классифицировали как "Сьера". "Барракуды" сразу стали и остались до сих пор самыми грозными ударными многоцелевыми атомными субмаринами, превосходящими американский аналог - "Лос Анджелес" практически во всем. Увы, титановые проекты были закрыты еще в конце 1980-х, а сейчас про них и не вспоминают. Хотя в конструкторском бюро "Лазурит" были готовы проекты титановых лодок четвертого поколения, а в середине 1990-х прорабатывался поистине революционный проект многоцелевой субмарины пятого поколения.

Мотивация для создания стального двойника "Барракуд" была простой: титан дорог, сложен в технологической обработке, к тому же подвержен коррозии при соприкосновении со стальными конструкциями. То, что уже были накоплены огромные запасы титанового проката, который по советским ценам был не на много дороже качественной судостроительной стали, а технологию работы с этим металлом на "Красном Сормово" довели до совершенства - во внимание не приняли. Кстати, за десятилетия эксплуатации на лодках проекта 945 особо опасной коррозии так и не наблюдали, корпуса сохранили свою высокую прочность до сих пор.

Тем не менее Ленинградское СКБ-143 "Малахит" получило задание построить стальные лодки по тому же техзаданию, что и для проекта 945. Проект 971 клоном "Барракуды" не стал, в том числе потому, что между КБ, специализирующимися на проектировании подводных лодок - "Лазуритом", "Малахитом" и "Рубином", существовала сильная конкуренция. Каждое предприятие шло своим путем. Стальная "Щука-Б" мало в чем уступила титановой "Барракуде".

Давно не секрет, что проектирование лодки начал главный конструктор Георгий Чернышев, а после его смерти дело продолжил Юрий Фарафонтов.

Надо пояснить, что существовал проект 671РТМ "Щука", также спроектированный в "Малахите". Внешне лодки двух проектов были похожи, но по внутреннему содержанию и боевым возможностям они принадлежали к разным поколениям.

Что отличало проект 971 "Щука-Б"?

Лодки имели классическую для советской школы подводного судостроения двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус изготавливался из высококачественной легированной стали, которая позволяла субмарине опускаться на глубину 600 метров. Для снижения шумности все механизмы лодки размещались на амортизированных фундаментах, кроме того каждый блок изолировался от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Общая амортизация не только уменьшала акустическую шумность, но и значительно снижала разрушающее воздействие подводных взрывов на оборудование и травмирующее на экипаж. Лодка имела обтекаемый буль, через который выпускалась буксируемая гидроакустическая антенна. Бросалось в глаза плавное соединение хвостового оперения с корпусом. Зализанность также уменьшала гидродинамические шумы и придавала лодке поистине акулий вид.

Тепловая мощность ядерного реактора равнялась 190 МВт и позволяла развивать на валу мощность в 50 000 л. с.

Вооружение проектов "Щука-Б" было очень мощным. В него входили: торпедо-ракеты, торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК. Стрельбу можно было вести из четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм и четырех калибра 533-мм. Боезапас состоял из двенадцати единиц калибра 650-мм и двадцати восьми калибра 533-мм - всего сорок ракет и торпед, лодка могла нести на борту и мины. Для сравнения, просто "Щуки" имели 24 единицы боезапаса. Первоначально на "Щуках-Б" имелись торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Но в 1990-х годах США настояли, чтобы ядерный боезапас со всех российских не стратегических АПЛ был удален.

Новации, внедренные в проект 971, позволили увеличить дальность обнаружения целей в 3 раза, существенно сократить время определения и обработки параметров захваченной цели, выдачи всех необходимых команд на ее уничтожение, снизить уровень собственных шумов в 4 раза по сравнению с предшественницей - "Щукой".

Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа уменьшилась почти вдвое - со 130 до 73 человек. Для сравнения, у "Лос-Анджелеса" 121 член экипажа.

В поздних модернизациях "Щуки-Б" оснастили уникальными системами слежения, позволявшими обнаруживать кильватерный след авианосной группы противника на третьи сутки после прохождения в данной точке мирового океана. Также определялось направление движения, и лодка, в случае необходимости, могла спокойно догнать авианосный ордер.

Нереализованные планы

Всего планировалось построить 25 субмарин проекта 971. Тринадцать в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199 имени Ленинского комсомола. Двенадцать на Севмашпредприятии в Северодвинске. За десять лет с 1983 по 1993 год было заложено двадцать подводных лодок, из которых удалось достроить только четырнадцать - по семь на каждом заводе. Если строительство первых лодок длилось два-три года, то в 1990-х оно застопорилось.

Первую лодку проекта 971 К-284 заложили в 1980 году, на воду спустили в 1982. К-295 заложили в 1985 году, а спустили на воду в 1994 году, в состав ВМФ ввели в 1996.

"Кошки"

Первоначально лодки имели лишь тактические номера, но в конце 1990 года по решению главкома ВМФ СССР адмирала В. Н. Чернавина лодка К-317, построенная в Северодвинске и находившаяся в составе СФ, получила имя "Пантера" в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников. В дальнейшем все лодки получили такие же имена собственные, какие носили дореволюционные российские подлодки типа "Барс". Подводники говорили, что в ВМФ СССР появилась подводная "кошачья стая", по аналогии с немецкой подводной "волчьей стаей" времен Второй мировой войны.
Впрочем, наряду со звучными и грозными "Барсами", "Тиграми", "Леопардами", "Пантерами" проектам 971 давались и водоплавающие имена: "Дельфин", "Кашалот", "Кит", "Нарвал", "Морж". Есть "Волк", "Вепрь". Был даже "Дракон", который позднее переименовали в "Самару".

Первая же "Щука-Б", начавшая боевую службу тридцать лет назад, была названа, можно сказать, по-натовски: "Акулой". Биография субмарины, открывшая эру стальных многоцелевых АПЛ третьего поколения сложилась весьма ординарно. 15 января 1985 года ее ввели в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок ТОФ. 13 апреля 1992 года лодка К-284 получила имя собственное - "Акула". В 2002 году выведена из состава ВМФ, в 2004 исключена из боевого состава флота. В настоящий момент ржавеет на отстое в бухте Павловского.

Подлодки в деле

АПЛ проекта 971 и даже 671РТМ отметились в мировых военно-морских сводках, доставив противолодочным специалистам из НАТО массу проблем. Ведь там считали, что давно держат весь подводный флот России под постоянным прицелом. О некоторых в общем-то известных фактах стоит напомнить.

В 1996 году подводная лодка проекта "Щука-Б" вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья. Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. "Щука-Б" осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" от подводных лодок. За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа "Лос-Анджелес"

Летом того же года подводная лодка К-461 "Волк" под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта "Щуки-Б". Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать "Щуку-Б". "Кошачья серия" оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.

Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, - российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены. Когда командованию отрапортовали об успехе, в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался. Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения, требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.

Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 "Щука-Б". Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения - проекта 671РТМК "Щука".

Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.

Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта "Щука-Б" несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам. В Пентагоне разразился скандал.

По состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971. Четыре на Северном флоте, две - на Тихоокеанском. Остальные - на ремонте, консервации или в отстое.

На смену многоцелевым лодкам третьего поколения должны были прийти новые субмарины четвертого поколения типа "Ясень". Однако в силу финансовых и технических проблем ввод их в строй застопорился. А сейчас продолжение строительства под большим вопросом. В нынешних условиях такие большие и дорогостоящие крейсера, каким является "Ясень", России вроде бы и не нужны. Что делать дальше? Стальные субмарины проекта 971, как и титановые проекта 945, наверное, можно было модернизировать и доводить до уровня нового поколения, как это делается в авиации. А их просто списали…

Кстати, недостроенные на Севмаше корпуса лодок проекта 971 К-337 "Кугуар" и К-333 "Рысь" были использованы при строительстве стратегического ракетоносца "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Это, кстати, видно, так как бросается в глаза какая-то кургузая архитектура "Юрия Долгорукого".

Последняя из проекта 971 лодка - К-152 "Нерпа" была с большим трудом и с человеческими жертвами достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет под именем "Чакра".

Многоцелевые "Щуки" и "Щуки-Б" хоть и уходят в историю, но в жизни отечественного судостроения и подводного флота оставили яркий след. Мы еще в 1980-е годы догнали и даже перегнали американцев по бесшумности и боевой мощи своих многоцелевых ядерных субмарин.