Когда вернут в строй апл леопард. Бесшумная «Щука-Б

С давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba - особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное - 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт - семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

Новейшая многоцелевая российская атомная лодка "Гепард" 5-го поколения предназначена для уничтожения авианосцев, а также поражения береговых объектов и целей.

"Гепард" - многоцелевая атомная подводная лодка усовершенствованного проекта 971 (класс "Барс", по классификации НАТО - "Акула-2").
Проект разработан Морским бюро машиностроения "Малахит". Это одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс", выпущенная на Северном машиностроительном предприятии с 1988 года. Две из них - "Гепард" и "Вепрь" (принят в состав Северного флота в 1996 году) - значительно модернизированы. Российские конструкторы утверждают, что эти подводные атомоходы самые бесшумные и самые быстроходные в мире.

На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.

Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).

На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.

Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранит" осуществляется специальным аппаратным комплексом.

В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.

В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также 28 дальнобойных крылатых ракет РК-55 "Гранит" для уничтожения береговых целей на дальности до 3000 км, которые могут быть снаряжены ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн.

Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Imprоved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.

В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.

По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
Скорость хода под водой достигает 36 узлов. В автономном режиме субмарина может действовать до 100 суток. Экипаж - 61 человек.

Предшественники “Гепарда” оставляли завод через два года после закладки. Перед “Гепардом” были “Барс”, “Пантера”, “Волк”, “Леопард”, “Тигр”, “Вепрь”. Моряки называют эту серию лодок кошачьей, хотя официально проект 971, к которому принадлежит “Гепард” имеет шифр “Щука-Б”, а по натовской классификации — “Акула-2”. Несмотря на разницу в названиях, все они близки новой лодке. В них подмечена одна главная особенность “кошачьей” серии — бесшумность хода. Это лодки третьего поколения.
Даже при самых благоприятных условиях американская субмарина типа “Лос-Анджелес”, обладающая самой совершенной гидроакустикой, сможет обнаружить “кошачью” лодку не далее чем за 10 километров. Это расстояние критическое. Подкравшаяся незаметно АПЛ уже может беспрепятственно выполнить боевую задачу.

Американский военно-морской аналитик Н. Полмер на слушаниях в комитете национальной безопасности палаты представителей Конгресса США отметил: “Появление подводных лодок типа “Акула”, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось. В 1994 году стало известно, что разрыва уже не существует”.

“Кошачья” серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ “Лазурит” АПЛ “Барракуда” проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша.
До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.
У “Барракуды” был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.

Свое “кошачье” название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний “Гепард” был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.
Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты “Гранат”, подводные ракеты и ракеты-торпеды “Шквал”, “Водопад” и “Ветер”. Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане “кошачьих” АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: “У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны”.
А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами “кошачьей” серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.
Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию “Гринпис”. Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, “Гринпис” тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской фирмы “Тошиба”. Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили “Тошибе” о введении экономических санкций. Но было уже поздно.
Корпус лодки имеет гидроакустическое покрытие и разделен на семь основных отсеков. Для экипажа созданы комфортные условия: комната отдыха, тренажерный зал и даже маленькая сауна с бассейном. Жилые кубрики на четыре человека очень похожи на купе пассажирского поезда.

Интересный случай произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.
Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...

"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.
В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.
Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.
Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам.

По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Imprоved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Imprоved Lоs Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Bооrda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Imprоved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

Беспокойство американской стороны вызывает и то обстоятельство, что большой интерес к лодкам “кошачьей” серии проявили Индия, Китай и Южная Корея. Причем индийские ВМС успели раньше всех. Были обговорены условия покупки двух субмарин, которые сейчас достраиваются на стапелях “Севмаша”.
Жалко, конечно, что этот стратегический запас уходит на сторону, но таковы реалии, иначе наши ВМС не получили бы “Гепарда”.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКВ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива ОКБ (где в начале 70-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-мм ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами ("Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.

В 90-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях. Аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать скорость более 50 узлов. Движитель без редуктора напрямую связан с двигателем, что, наряду с другими мерами, позволило значительно увеличить скрытность применения торпеды.

На УГСТ использованы двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обводы торпеды после выхода ее из трубы ТА. Комбинированная акустическая аппаратура самонаведения имеет режимы локации подводной цели и поиска надводного корабля по его кильватерному следу. Имеется система проводного телеуправления (длина торпедной катушки - 25 км). Комплекс бортовых процессоров обеспечивает надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели. Оригинальным решением является наличие в системе наведения алгоритма "Планшет", моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя. Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника. Длина торпеды УГСТ-7,2 м, масса - 2200 кг, масса взрывчатого вещества - 200 кг, глубина хода - до 500 м, скорость хода - более 50 уз., дальность стрельбы - до 50 км.

Продолжается совершенствование и ракето-торпед, входящих в состав вооружения АПЛ 971-го проекта. В настоящее время они комплектуются новой второй ступенью, представляющей собой подводную ракету АПР-ЗМ (калибр 355 мм, масса 450 кг, масса БЧ 76 кг) с гидроакустической системой самонаведения, имеющей радиус захвата 2 км. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения позволило сместить центр группировки попаданий ракет к середине подводной цели, поражая ее в прочный корпус. На торпеде использован регулируемый турбоводометный двигатель на смесевом высококалорийном топливе, обеспечивающий АПР-ЗМ высокую скорость сближения с целью, затрудняющей применение противником средств гидроакустического противодействия. Скорость подводного хода ракеты -18-30 м/с, глубина поражения цели - до 800 м, вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м - 0,9.

В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБП, а также КР типа "Гранат".

Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ 3-го поколения "Лос-Анджелес".

АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип "Лос-Анджелес") был установлен ГАК АМ/ ВСЮ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой "вводной", обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами "Гранат".

В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.

В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта).

Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля: монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок "закатывается" в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.

На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости. Гидроакустический комплекс МГК-540 "Скат-3" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении.

Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).

На корабле установлен навигационный комплекс "Симфония-У", а также комплекс радиосвязи "Молния-МЦ" с системой космической связи "Цунами" и буксируемой антенной.

"Щука-Б" стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития корабле строения на Дальнем Востоке. Голов ной атомоход 971 проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. В процессе серийного строительства шло непрерывное совершенствование конструкции корабля, была провидена ее акустическая отработка. Это позволило укрепить достигнутое положение в области скрытности, окончательно ликвидировав былое превосходство Соединенных Штатов.

По НАТОвской классификации новые АПЛ получили обозначение Аkula (что вносило определенную путаницу, так как на букву "А" начиналось и название другой советской лодки - Аlfa (проект 705).

10 октября 1990 г. вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина о присвоении лодке К-317 названия "Пантера". В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта. Первая "северодвинская" лодка - К-480 - получила имя "Барс", вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971, Первым командиром "Барса" стал капитан 2 ранга С.В. Ефременко. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана "Барс" переименована в "Ак-Барс".

В 1996 году в строй вступила крейсерская АПЛ (КАПЛ) "Вепрь", построенная в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, она имела новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Аkula-2.

По словам ныне покойного главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончавшегося в июле 1997 г.), "Барс" сохраняет большие модернизационные возможности. В частности, задел, имеющийся у "Малахита", позволяет повысить поисковый потенциал атомохода приблизительно в три раза.

По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ 4-го поколения SSN-21 "Сивульф". По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованную АПЛ 971 -го проекта можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню 4-го поколения. На Северном Флоте "Барсы" сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, в декабре 1995 - феврале 1996 гг. АПЛ "Волк" (на борту находился штатный экипаж АПЛ "Пантера" во главе с капитаном 1 ранга С. Справцевым, старший на борту - заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В. Королев), находясь на боевой службе в Средиземном море, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". При этом было выполнено длительное слежение за несколькими НАТОвскими субмаринами, в том числе и за американской АПЛ типа "Лос-Анджелес". Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по российской территории.

По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 год), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцева моря в зимний период АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. "Барсы" могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Д/ш/а, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв устранен полностью.

По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 уз. шумность лодок типа Improved Аkula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los-Angelos. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда: американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения. Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности: потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ, оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов резко замедлились, что сняло для США остроту проблемы, хотя усилия "экологов" (многие из которых, как известно, тесно связаны с НАТОвскими спецслужбами), направленные против российского флота, не прекратились и по сей день.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.


К-328 "Леопард" - атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б", относящаяся к третьему поколению атомных подводных лодок. Представительница основного проекта многоцелевых АПЛ ВМФ РФ.

Место базирования

Северный флот, Гаджиево.

Постройка, имя

АПЛ заложена 26 октября 1988 года на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске, получила наименование "Леопард" 24 января 1991 года, спущена на воду 28 июня 1992 года, вступила в состав флота 5 февраля 1993 года.

Вехи

В 1994 году стала обладательницей приза по противолодочной подготовке главнокомандующего ВМФ.

9 января 1999 года командир подлодки капитан первого ранга С.В. Справцев удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

В 1999 году "Леопард" выполнил задачу ядерного сдерживания и стабилизации обстановки в связи с военной агрессией НАТО на Балканах.

В июле 2011 года прибыла на ОАО "ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта и модернизации.

По состоянию на 2013 год находилась в стапельном цеху "Звездочки". Прошла дефектацию и процедуру выгрузки отработанного ядерного топлива. Возвращение лодки в состав флота запланировано на 2015 год.

Тактико-технические характеристики проекта

Классификация НАТО: Improved Akula
Надводная скорость: 11,6 узла
Подводная скорость: 33 узла
Рабочая глубина погружения: 480 метров
Предельная глубина погружения: 600 метров
Автономность плавания: 100 суток
Экипаж: 73 человека

Размеры

Надводное водоизмещение: 8140 тонн
Подводное водоизмещение: 12770 тонн
Наибольшая длина (по КВЛ): 110,3 метра
Нибольшая ширина корпуса: 13,6 метра
Средняя осадка (по КВЛ): 9,7 метра

Энергетическая установка

1 атомный реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с.

Вооружение

4 торпедных аппарата 650 мм (боезапас – 12 торпед) и 4 торпедных аппарата 533 мм (боезапас – 28 торпед), ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 "Гранат", 3 пусковых контейнера переносного зенитно-ракетного комплекса "Стрела-ЗМ".

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б» ), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».