Перспективы развития системы социальной защиты населения. Социальная защита

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

В Российской Федерации ежегодно принимаются и реализуются государственные программы, направленные на создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.

Такие программы как, государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Этапы и сроки реализации указанной программы 1 января 2013 года – 31 декабря 2020 года. Целями программы являлись создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Задачи программы: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.



На данном этапе в Российской Федерацииреализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 -2020 годы. Цели данной программы: формирование к 2018 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Задачи программы:

Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

Модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были исследованы положения Федерального закона«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Источниками социального права дляданного исследования также послужили: Конституция Российской Федерации,Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ,Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах», Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) их семьям, имеющим детей», Федеральный закон«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ, а так же официальные источники судебной практики.

В реализации поставленной цели были раскрыты следующие основные задачи:

· сформулированы понятие социального обеспечения;

· изучены основные этапы развития;

· выявлены основные функции;

· рассмотрены проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение;

· исследованы перспективы развития защиты прав граждан на социальное обеспечение.

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета.

К ним относятся: отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; - отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

· государственные пенсии (трудовые и социальные);

· пособия;

· социальные услуги;

· социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования. Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Система в настоящий момент развивается, требуется доработка действующих и разработка новых нормативно-правовых актов и законов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Перспективы развития социальной защиты населения

О.В. Занина,

преподаватель кафедры «Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент», Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова (305040, Россия, г. Курск, ул. К. Маркса 70; email: [email protected])

Аннотация. В статье представлены перспективы развития социальной защиты населения, обоснована необходимость рационализации социальных гарантий. Проведен анализ структура российского общества, на его основе разработаны уровни социальной защиты населения. Согласно представленным уровням разработаны рекомендации по совершенствованию действующих пособий и выплат.

Abstract. The paper presents the perspectives of development of social protection, the necessity of rationalization of social guarantees. The analysis of the structure of Russian society, on its basis the levels of social protection. According to the reported levels of recommendations on improvement of existing benefits and payments.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальные гарантии, уровень доходов населения.

Keywords: social protection, social security, in

За последние двадцать лет фактически не было пересмотра и совершенствования социальных гарантий, установленные значения еще в 1990-х гг. даже с учетом ежегодной индексации не учитывают изменения развития экономики. В нашей стране большинство действующих механизмов социальной защиты населения не относятся к понятию «социального государства». Принципы, закрепленные на государственном уровне, фактически не выполняются, что вызывает социальную напряженность среди общества. Зарубежный опыт показал, что равенство перед законом и социальное равенство носят противоположный смысл. В современных условиях главными принципами служат адаптация и адресность социальных гарантий. Именно поэтому так важно помочь населению, которое находится за чертой бедности и нуждается в поддержке от государства. А также учесть факт отсутствия необходимости обеспечения тех, чьи доходы в десятки раз выше уровня прожиточного минимума. Условно, предоставляя части состоятельного населения незначительную для них выплату, эффективнее обеспечить население, чьи доходы ниже прожиточного минимума, которым данная сумма послужит реальной социальной помощью. Именно поэтому важнейшим направлением на сегодняшний день служит не только повышение эффективности предоставляемых социальных гарантий, но и рационализация их применения.

Рационализация это не только сокращение направлений социальной защиты, в большей мере, это эффективное и адресное использование предусмотренных законодательством элементов социальной защиты.

На сегодняшний день в Российской Федерации в отличие от европейских стран нет как таковой модели социальной защиты населения. 70-80-е годы ХХ века стали завершающими действующей «советской модели», на смену которой «новая» в нашей стране так и не пришла. На рисунке 1 представлена система защиты.

На наш взгляд, необходимо разработать совершенно новый подход к установлению минимальных социальных гарантий, основанный на прожиточном минимуме. Именно прожиточный

минимум должен быть основой установления социальных гарантий, так как минимальная заработная плата может быть больше прожиточного минимума, а он, в свою очередь, должен обеспечивать достойный уровень жизни работника (гражданина). В связи с тем, что минимальная заработная плата в регионе может существенно превосходить ПМ, то, например, платить пособие безработным необходимо не исходя МЗП, а на основе ПМ. Это будет стимулировать данную категорию к поиску работу и в тоже время, с позиции социального государства, обеспечивать минимальной социальной гарантией.

Проведенное исследование показало приемлемый уровень размера социальных гарантий в отношении пособия по временной нетрудоспособности, а также в отношении пособия по безработице для граждан в первый год потери работы, поэтому считаем допустимым, оставить указанные размеры пособий на том же уровне. Государственный сертификат на материнский капитал также соответствует приемлемому уровню, помимо этого он ежегодно индексируется. В отношении остальных видов пособий предлагается внести изменения, основой которых будет служить прожиточный минимум.

Особое внимание необходимо уделить получателям пособий. Ученые выделяют до шести уровней в зависимости от получаемых доходов населением. Всероссийским центром уровня жизни под руководством В. Н. Бобкова представлена система нормативных потребительских бюджетов, ориентированная на российское общество .

Согласно полученным данным видим, что в Российской Федерации и Курской области наибольшую долю среди населения занимают группы - низкообеспеченные (39,8% и 54%) и обеспеченные ниже среднего уровня (36,85 и 33,1%).

Таким образом, проводимые изменения в совершенствовании предоставления социальных гарантий для населения необходимо проводить, во-первых, на основе прожиточного минимума, это позволит восстановить принципы социальной защиты населения, учесть рекомендации международной организации труда, раз-

О.В. Занина Перспективы развития социальной защиты

решить проблему ежегодной индексации. Во-вторых, опираясь на структуру общества по уровням доходов, что позволит скорректировать адресность получателей пособий и выплат.

В зависимости от рассмотренных групп доходов населения предлагается дифференци-

ровать пособия для представленных получателей по нескольким уровням. На основе структуры уровня доходов предлагается выделить три уровня социальной защиты населения (таблица 2).

Система социальной защиты

> прожиточный

> трудовые

> пособия

> налоговые

> компенсацнон

ные выплаты

Негосударственная

(корпоративная) система социальной защиты работников

Социальное обеспечение Социальное страхование

> материальная

помощь: индексация

заработных плат.

премирование

питание, жилье.

> компенсации

> обеспечение условий

труда: обучение

> натуральная помощь:

питание, жилье.

> корпоративно

е пенсионное

страхование

> корпоративно

медицинское

страхование

> страхование

от несчастных

Социальные гарантии

Корпоративные социальные гарантии

Рис. 1. Система социальной защиты населения и работников.

Таблица 1

Структура российского общества по уровню доходов__

Группы населения Уровень дохода Численность,в %

Относительно величины прожиточного минимума (ПМ) В месяц на душу населения, руб. Российская Федерация Курская область

Российская Федерация Курская область

Наиболее нуждающиеся Ниже ПМ меньше 7326 меньше 5925 9,8 5,3

Низкообеспеченные От ПМ до 3ПМ от 7326 до 21978 от 5925 до 17775 39,8 54,0

Обеспеченные ниже среднего уровня От 3ПМ до 7ПМ от 21978 до 51282 от 17775 до 41475 36,8 33,1

Среднеобеспеченные От 7ПМ до 11 ПМ от 51282 до80586 от 41475 до 65175 10,4 6,2

Высокообеспеченные Более 11 ПМ свыше 80586 свыше 65175 3,2 1,4

Источник:

Таблица 2

Предлагаемые уровни социальной защиты населения__

№ Наименование уровня Характеристика Группы населения

I Бедное население Предоставление всех элементов социальной защиты населения 1.Наиболее нуждающиеся. 2.Низкообеспеченные

II Средний достаток населения Предоставление всех элементов социальной защиты населения, за исключением всех видов пособий по беременности 3. Обеспеченные ниже среднего уровня. 4.Среднеобеспечен-ные

III Высокообес-печенное население Предоставление элементов, предполагающих государственное обеспечение при: - потери работы; - погребении; - рождении ребенка; - нахождении в декретном отпуске (пособие на ребенка); - обучении на очной форме обучения. 5.Высокообеспечен-ные

Практика зарубежного опыта показывает, что пособия и выплаты должны носить адресный характер. Адресный характер является основным направлением рационализации элементов социальной защиты населения.

По нашему мнению, необходимо выделить три основных уровня: бедное население, население со средним достатком, высокообеспеченное население. В зависимости от уровня будет варьироваться набор элементов для предоставления.

Таблица 3

Предлагаемые изменения минимальных социальных гарантий_

Вид пособия Размер пособия Дифференциация пособий по уровням

фактический предлагаемый

Пособие по безработице

граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 2б календарных недель 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

Минимальный размер стипендии студентов (учащихся), обучающихся по очной форме в:

федеральных государственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию 1100 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

федеральных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию 400 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

Поддержка населения

Социальное пособие на погребение 4764 2 ПМ 1-111 уровни

Предлагается, взамен фактическим размерам пособий установить пособия на уровне прожиточного минимума. Пособие по безработице нецелесообразно получать в размере 1МРОТ, так человек, находящийся в поисках работы должен поддерживать минимальный уровень жизнедеятельности, а значит его доход, не должен быть меньше Пм. В России Тк РФ устанавливает, что ПМ = МРОТ, однако проведенные исследования показали, что это условие не выполняется.

Большинство студентов, обучающихся на очной форме обучения, живут самостоятельно, поэтому их для обеспечения целесообразно установить размер стипендии на уровне прожиточного минимума ребенка. В годы СССР стипендия студента позволяла полноценное обеспечение, ее размер составлял 30-50 рублей, при заработной плате рабочего 60- 100 рублей. На сегодняш

БИТ-ШАБО ИНЕССА ВИТАЛЬЕВНА - 2013 г.

  • Перспективы развития финансового обеспечения системы социальной защиты населения в россии

    ШАНИХИНА Н.Н. - 2014 г.


  • СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
    1. Современное положение социального обеспечения в России
    2. Сущность социальной защиты населения
    3. Государственная политика в области социальной защиты
    4. Перспективы развития социальной защиты населения
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
    социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным,
    по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали
    управляемыми лишь спустя десятилетия.
    Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека
    экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
    потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.
    Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться
    на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления,
    которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в
    целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и
    формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей,
    политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика
    носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность
    заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в
    социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном
    вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать
    социальные структуры к происходящим изменениям.
    В условиях России это означает, что должен максимально использоваться
    имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для
    формирования новой концепции социального обеспечения.
    При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает
    политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной
    поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать
    поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на
    осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в
    социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны
    населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности

    1. Современное положение системы социального обеспечения в России.
    Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные
    особенности в связи с конкретными социально- экономическими условиями. Право
    на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и
    представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных
    мер.
    В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и
    малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям -
    социальное обеспечение и социальная помощь.
    Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
    - пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу
    лет, социальные):
    - пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и
    одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной
    службы, инвалидов детства и др.);
    - содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях
    (домах-интернатах):
    профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
    - протезно-ортопедическую помощь
    врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
    - льготы и преимущества инвалидам.
    И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же
    время каждый вид имеет свои особенности.
    Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности
    механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из
    страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов
    средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из
    бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на
    социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной
    службе и в фонде социального страхования.
    Существующая система социальных служб включает государственную,
    муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы
    ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами
    социальных услуг.
    В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими
    осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
    а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет,
    выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т.
    д.;
    б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным
    вопросам, касающихся социальных аспектов;
    в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
    г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ
    и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных
    конфликтов.
    Следует отметить важность следующих четырех принципов:
    - принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и
    гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
    - принципа опоры на общественное участие:
    - принципа территориальности:
    - принципа информированности: означающего право на сбор информации и
    сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
    Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального
    обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время
    управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты
    населения совместно с органами здравоохранения, народного образования,
    культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами,
    государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами
    управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными
    организациями и фондами. В перспективе
    большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию
    населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов,
    представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
    2. Сущность социальной защиты населения
    Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится
    в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные
    значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное
    обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал
    специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую
    непосредственно государством.
    В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых
    форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен
    термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.
    Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность
    правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические
    проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными
    законодательством категориями граждан, которые в силу утраты
    трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют
    достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и
    потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты
    таким гражданам при наступлении установленных законодательством
    неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в
    денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме
    того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического
    характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная
    защита осуществляется в различных организационно- правовых формах, включая
    такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование,
    социальное страхование, адресная социальная помощь,
    государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных
    организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные
    социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при
    осуществлении управления данной отраслью.
    Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру
    достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный
    социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с
    технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий
    существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-
    реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
    Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и
    выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в
    нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя
    такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни
    российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется
    стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он
    должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки
    зрения как организации системы правовых норм, так и административной
    структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на
    практике правовые нормы данного института.
    Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование
    системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще
    не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного
    социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно
    сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в
    своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство
    социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты
    или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят
    многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.
    В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных
    реформ на 1997 - 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к
    вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов,
    социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к
    социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или
    отставку.
    Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его
    содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных
    категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного
    института,
    В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной
    защиты как социального института, термин «социальное обеспечение»
    использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-
    экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в
    этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название
    «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное
    обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в
    области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов
    обеспечения за счет средств государственного бюджета.
    В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное
    обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в
    централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для
    определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере
    социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.
    Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен
    из практической сферы новым термином «социальная защита».
    Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности
    данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение»
    продолжает существовать как «право социального обеспечения».
    Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими
    душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного
    минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования
    или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств
    реабилитации, оплаты жилья, лечения).
    Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и
    пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг
    лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как
    компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
    Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно
    государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки
    непосредственного государственного обеспечения - финансирование расходов за
    счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и
    уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми
    государственной власти.
    Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой
    имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
    Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное
    страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с
    рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе
    лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного
    страхования.
    Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет
    страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как
    правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования
    иногда также участвует государство.
    В странах с рыночной экономикой также активно используется такая
    организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.
    Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их
    нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
    Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть
    провиденные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на
    случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных
    странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными
    организациями,
    предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими
    гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность
    каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой
    учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в
    случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае
    безработицы.
    Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они
    создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего
    законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в
    данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению
    социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них
    определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах
    социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской
    помощи, в пенсионном обеспечении и других.
    Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная
    система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания
    разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а
    также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно
    необходимого уровня жизни семьи.
    Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно
    реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост
    социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные
    конфликты и радикальные формы протеста.
    3.Государственная политика в области социальной защиты
    Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу,
    когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и
    корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом
    на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и
    оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.
    Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и
    социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы
    социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание
    благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
    Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г.
    утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном
    обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и
    социальной работы.
    К ним относятся:
    граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
    участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,
    труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
    одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту,
    инвалидности и другим основаниям);
    вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и
    в мирное время;
    бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
    лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
    зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
    лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на
    Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
    лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального
    учебно-воспитательного учреждения;
    лица без определенного места жительства;
    семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих
    наркотики;
    семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
    семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей;
    семьи с низким уровнем дохода;
    многодетные семьи; неполные семьи;
    семьи несовершеннолетних родителей;
    молодые, в том числе студенческие семьи;
    матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
    беременные женщины и кормящие матери;
    самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов
    (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);
    дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
    безнадзорные дети и подростки;
    дети и подростки с девиантным поведением;
    дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в
    и т.д.................

    Решение проблем социальной защиты населения России требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. В ближайшее время государство займется реализацией решений этих проблем.

    В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

    – Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств;

    – Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства;

    – Диверсификация обслуживания. Главные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

    Кроме того, в следующем году почти в два раза увеличится размер бюджетных ассигнований, направленных на функционирование областных учреждений социального обслуживания населения.

    В ходе обсуждений в некоторых регионах России, было отмечено, что этот год ознаменовался принятием ряда новых нормативных актов социальной направленности. За текущий год на 6,5 процента снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилось число устроенных на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыто 11 «социальных поликлиник». Это лишь некоторые показатели работы.

    Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 миллиона получателей. Категории получателей выплат и услуг разнообразны - это граждане старшего поколения, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и многие другие. Практически каждый второй житель области является получателем социальных услуг.

    В 2011 году в некоторых регионах страны приняты программы социальной защиты: «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, «Старшее поколение», финансирование которого увеличится в 2012 году. Дополнительно на мероприятия программы в следующем году будет выделено 85,2 миллиона рублей. Действие данной программы пролонгировано до 2015 года.

    Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности, в том числе в рамках работы комиссии по модернизации. Для этого разработаны новые направления, которые уже реализуются в текущем году. Так, внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, такие как служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала и многие другие.



    В 2011 году была продолжена работа по повышению качества обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для них приобреталось медицинское, реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт, были сделаны ремонты зданий, устанавливалось энергосберегающее оборудование и обеспечена пожарная безопасность, проводилась подготовка и переподготовка кадров.

    Одна из главных задача в данном направлении – это снижение срока ожидания и ликвидации очередности в дома-интернаты. С этой целью в психоневрологических интернатах велось строительство двухэтажных бытовых корпусов на 200 мест с медицинской частью и административным помещением, установкой технологического оборудования в пищевом блоке.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

    – изучены теоретические основы социальной защиты населения;



    – произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;

    – рассмотрены проблемы в сфере социальной защиты населения;

    – рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.

    Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

    Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.

    Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.

    В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.

    Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в будущем году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.

    Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

    Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как«Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые Министерством социальной защиты населения, продолжат реализовываться в последующие годы.

    Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.

    8.2. Проблемы функционирования и перспективы развития системы социальной защиты населения Омского региона

    Система социальной защиты населения Омского региона находится на стадии формирования. Характерной особенностью этой стадии является наличие проблем различного плана. От степени оперативности реагирования системы на возникающие проблемы зависит уровень ее развития. На сегодняшний день можно выделить ряд направлений, в которых происходят изменения системы социальной защиты населения Омского региона.

    Наличие правовой базы является неотъемлемым условием полноценного функционирования системы социальной защиты населения. Субъекты РФ, имея достаточную степень свободы, в соответствии с полномочиями, формируют региональные правовые базы в сфере социальной защиты населения. Этот процесс в Омском регионе идет достаточно интенсивно. Происходит оптимизация нормативно-правовой базы (укрупнение нормативно-правовых актов), регулярное внесение изменений и дополнений, позволяющие оперативно реагировать на изменения в обществе, социально-экономической ситуации в стране в целом и регионе в частности. Вместе с тем, это вносит определенные затруднения в работу органов соцзащиты связанные с освоением нововведений, толкованием и применением вновь принятых нормативно-правовых актов, информированием получателей социальных услуг о произошедших изменениях.

    Не менее важной проблемой является кадровая. Условия труда и низкая заработная плата работников отрасли порождает проблему нехватки квалифицированных кадров. На этом фоне дает о себе знать и проблема несоответствия образовательного уровня, профессиональной компетентности руководителей и специалистов системы, у большинства из них образование не соответствует профилю выполняемой служебной деятельности. Среди персонала, реализующего функции социальной сферы, значительная доля специалистов с инженерно-техническим и иным образованием.

    В настоящее время уровень образования у пятой части руководителей бюджетных учреждений и четвертой части специалистов не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности . Из 79 бюджетных учреждений лишь в 28 работает профессионально-квалифицированный персонал. Среди многообразия профессий и категорий занятых работников в отрасли в многотысячном кадровом корпусе работает более 5 тысяч социальных работников. Однако лишь 26 % социальных работников бюджетных учреждений имеют среднее и высшее профессиональное образование. Повышение эффективной работы и оказания услуг населению во многом зависит от уровня общей культуры социального работника, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способности внедрять новые технологии работы с населением.

    Существует еще одна проблема отрасли – старение персонала . Несмотря на то, что средний возраст сотрудников отрасли составляет 37 лет, в отдельных подведомственных Министерству структурах возрастной рубеж превысил 47-48 лет. Третья часть всего персонала отрасли имеет возраст свыше 40 лет, каждый 5 работник отрасли имеет предпенсионный или пенсионный возраст. Особенно характерна данная тенденция для коллективов стационарных учреждений, в том числе и для руководителей этих учреждений, средний возраст которых составляет 50 лет. Проблема старения персонала усугубляется тем, что приток молодых специалистов в бюджетные учреждения невелик, возникает большая проблема привлечения для работы квалифицированного персонала, укрепление корпуса руководителей надежным резервом.

    В целях решения кадровых проблем принята к реализации Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и бюджетных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008-2010 годы». Перечень программных мероприятий определен на основе предварительного анализа состояния кадрового потенциала в территориальных органах Министерства и бюджетных учреждениях и предусматривает: организацию обучения социальных работников по программе профессиональной подготовки; организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и бюджетных учреждений; организацию подготовки кадрового резерва на должности руководителей бюджетных учреждений.

    Не менее важной проблемой является социальная защищенность работников социальных служб. В статье 67 Кодекса о социальной защите закреплены права работников государственной системы социальных служб Омской области. Это права на спецодежду, внеочередное обслуживание в некоторых учреждениях при исполнении обязанностей, компенсация расходов на проезд.

    Следующий блок проблем связан с финансовым обеспечением системы социальной защиты населения. Несмотря на то, что бюджет Омской области все более социально ориентирован, материально-техническое оснащение социальных служб не всегда является достаточным. В 2009 году произошли изменения в оплате труда работников системы социальной защиты. Одним из нововведений является введение компенсационных и стимулирующих выплаты. Первые предусмотрены для работников занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Обязательным видом компенсационных выплат является выплата по районному коэффициенту.

    При определении условий и размеров премиальных выплат (стимулирующие выплаты) по итогам работы могут учитываться успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; участие работника в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ и мероприятий.

    При формировании любой системы неизбежными являются и проблемы организационного характера, проблемы оценки эффективности деятельности учреждений и территориальных органов, качества предоставляемых услуг, их востребованности и т.п. Для решения этих проблем в Омской области принят ряд нормативно-правовых актов и документов: Ведомственная целевая программа «Совершенствование системы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в денежной форме, предусмотренных законодательством Омской области» на 2008-2010 годы»; Методика проведения Министерством ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг государственными учреждениями Омской области в сфере труда и социального обслуживания населения, система оценки эффективности деятельности территориальных органов Министерства и государственных учреждений социального обслуживания Омской области».

    Важное значение в деле обеспечения социальной защиты населения в регионе является включенность в эту деятельность общественных организаций. На территории Омской области действуют сотни общественных организаций, однако далеко не все из них включены в деятельность по социальной защите населения. Зачастую общественные организации не имеют необходимых ресурсов (материальных, кадровых) для организации эффективной работы по предоставлению мер социальной защиты населению. С целью оказания содействия общественным организациям, включенным в деятельность по социальной защите граждан в регионе предусмотрен порядок частичного возмещения затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

    В целом, система социальной защиты населения развивается достаточно динамично, решая широкий спектр проблем и задач по социальной защите населения Омской области.

    Предыдущая