Обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Нуждаемость гражданина в социальном обслуживании


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Издание официальное


Стандартинформ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. № 2164-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Редактор С.Ш. Саруханова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка Е.И. Мосур

Подписано в печать 08.02.2016. Формат 60x84Vs.

Уел. печ. л. 1,40. Тираж 32 экз. Зак. 404.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru [email protected]

ГОСТ P 56831-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании

Social services of the population. Services to prevent difficult life situation

Дата введения - 2017-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании.

Настоящий стандарт устанавливает основные виды, состав и объем этих услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

4.3 Настоящий стандарт устанавливает следующие социальные услуги, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании и способствующих предотвращению и устранению причин ухудшения условий жизнедеятельности граждан:

Социально-бытовые, направленные на улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

Социально-медицинские, направленные на улучшение наметившегося ухудшения здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления возникших отклонений в состоянии их здоровья;

Социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

ГОСТ P 56831-2015

Социально-педагогические, направленные на профилактику возникших отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

Социально-трудовые, направленные на содействие в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

Социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Срочные социальные услуги.

4.4 Социальные услуги по предотвращению и (или) устранению обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании, установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями и в соответствии с ГОСТ Р 52143 , ГОСТ Р 52885 , ГОСТ Р 52888 , ГОСТ Р 53058 , ГОСТ Р 53059 .

5 Основные виды, состав и объем профилактических социальных услуг

Профилактические социальные услуги предоставляются гражданам поставщиками социальных услуг в видах, составе и объеме из числа установленных Уставом, Положением, другими учредительными документами поставщика социальных услуг.

5.1 Социально-бытовые услуги

Социально-бытовые услуги могут включать:

Содействие в осуществлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Содействие в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности;

Привлечение средств для оказания помощи малообеспеченным семьям;

Содействие в улучшении жилищных и бытовых условий в первую очередь многодетным семьям, молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями;

Оказание социально-бытовых услуг на дому семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов (помощь в уходе за детьми, нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими);

Социально-бытовые услуги семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, воспитываемых дома (содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния, сопровождение детей вне дома и т.д.);

Содействие в предоставлении услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

Содействие в обеспечении семей (граждан) топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, доставка воды;

Социальный патронаж граждан (семей);

Содействие (при необходимости) гражданам в предоставлении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

5.2 Социально-медицинские услуги

Социально-медицинские услуги могут включать:

Оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации в области социально-медицинских услуг;

Социально-медицинский патронаж получателей социальных услуг;

Содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в лечении в таких учреждениях;

Санитарно-просветительскую работу с гражданами (семьями);

Содействие в проведении мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;

Оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);

Подготовку детей к сознательному отцовству и материнству;

Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;

Содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и в направлении их в оздоровительные лагеря и на санаторно-курортное лечение;

Оказание экстренной медико-психологической и доврачебной помощи семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий и приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев;

Содействие (при необходимости) гражданам в предоставлении медицинской помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

5.3 Социально-психологические услуги

Социально-психологические услуги могут включать:

Психологическую диагностику, обследование и коррекцию личности взрослых и детей с целью психологической поддержки жизненного тонуса;

Психологическое консультирование по вопросам предупреждения семейных конфликтов, ведущих к нарушению сложившихся условий жизни и быта;

Содействие (при необходимости) гражданам в предоставлении психологической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

5.4 Социально-педагогические услуги

Социально-педагогические услуги могут включать:

Социально-педагогическое консультирование по вопросам преодоления семейных конфликтов, ранней профориентации детей и их трудоустройства, по методике семейного воспитания;

Педагогическую коррекцию неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей, помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок;

Профилактику отклонений в поведении личности граждан, формирование у них позитивных интересов в том числе в сфере досуга, организация досуга (экскурсий, встреч с деятелями литературы и искусства, посещение выставок, театров, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);

Оказание педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом их психического и физического состояния, обучение родителей основам реабилитации таких детей в домашних условиях;

Содействие семьям, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев в адаптации детей к сложившейся ситуации, оказание родителям педагогической помощи в воспитании детей, содействие в устройстве детей в школу или другое учебное заведение;

Обучение детей навыкам семейной жизни (навыкам построения адекватных отношений в семье и навыкам позитивного разрешения конфликтов) молодых семей и семей с несовершеннолетними супругами;

Оказание педагогической помощи родителям в семьях, имеющих на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитании приемных детей с учетом их физического и психического состояния, характера и наклонностей;

Содействие (при необходимости) гражданам в предоставлении педагогической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

5.5 Социально-трудовые услуги

Социально-трудовые услуги могут включать:

5.5.1 Содействие трудоустройству граждан (через службы занятости), предполагающее целенаправленную деятельность по подбору им рабочих мест, на которых обеспечивается соответствие выполняемого труда их профессиональной подготовке.

Процесс содействия трудоустройству включает в себя следующие социальные услуги:

Консультирование и информирование граждан по вопросам трудоустройства;

Содействие в поиске подходящей работы;

Трудоустройство на открытом рынке труда;

Трудоустройство на специализированном предприятии, применяющем труд инвалидов (цехе, участке, рабочем месте);

Трудоустройство на дому.

5.5.1.1 Консультирование граждан по вопросам трудоустройства включает в себя:

Прогнозирование различных вариантов трудовой деятельности;

Составление плана трудоустройства, включая необходимую психологическую поддержку;

Социальную адаптацию на рынке труда;

Библиография

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»

УДК 658.382.3:006.354 ОКС 03.080.30 Т50

Ключевые слова: социальное обслуживание, социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-трудовые услуги, социально-правовые услуги, срочные социальные услуги, нуждаемость в социальном обслуживании, профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании

Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению;

Социального обслуживания в субъекте

Показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;

Подушевой норматив финансирования социальной услуги;

Правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату (частичную плату);

4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;

5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов , которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;

6) иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

3. Стандарт социальной услуги включает в себя :

1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;

2) сроки предоставления социальной услуги;

5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Статья 28.Межведомственное взаимодействие при организации

Российской Федерации

1. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Регламент межведомственного взаимодействия определяет:

1) перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;

2) виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) порядок и формы межведомственного взаимодействия;

4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;

6) порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

Статья 29.Профилактика обстоятельств, обусловливающих

1. Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании , осуществляется путем:

1) обследования условий жизнедеятельности граждан, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;

12:46 — REGNUM С 1 января 2015 года в России вступает в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Как явствует из пояснительных записок и комментариев, положения закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения.

Данный закон направлен на «развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Закон предполагает признание утратившими силу действующих законов и формирование единого, интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения ».

По сути, данным законом легитимируется такое положение вещей, при котором социальные службы и органы межведомственного взаимодействия будут иметь право врываться в наши дома в целях «профилактики и предотвращения». Выявлять причины нашего «неблагополучия» без нашего на то волеизъявления. Что в конечном итоге приведёт не столько к удовлетворению разнообразных потребностей граждан, сколько к расширению поля деятельности поставщиков услуг, обязанных в том числе заниматься социальным сопровождением. А это в свою очередь может привести к массовому изъятию детей по надуманным и зачастую нам совершенно непонятным предлогам.

В рамки данной концепции хорошо укладывается и так называемый «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)». Более подробно о межведомственном взаимодействии мы расскажем в следующий раз, а теперь вернемся к нашему ФЗ №442.

Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что закон вводит неконституционные нормы, посягающие на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, ч. 1, 2 ст. 137 УК РФ), позволяющие произвольно вмешиваться в дела семьи (ст. 1 Семейного кодекса РФ). А, кроме того, выходящие за рамки предмета правового регулирования этого Закона, заявленные в статьях 1-3.

Теперь обо всем по порядку, и начнем мы с определений, применяющихся в законе.

В статье 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», даётся такое понятие профилактики:

«Профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин , послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» .

А статья 29 этого же закона устанавливает, что профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, в том числе осуществляется путём «обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий ».

При этом в законе нет и намека на то, что к профилактическим мерам соответствующие службы должны приступать после обращения гражданина за какой-либо помощью в органы социального обслуживания. Следовательно, органы межведомственного взаимодействия будут иметь право входить в жилища, проводить «обследование» и «выявление причин» ещё до наступления обстоятельств, дающих право на социальное обслуживание. Подобные действия можно расценивать не иначе, как «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия» , что прямо противоречит Конституции РФ.

Справедливость такого рода опасений подтверждается, например, уполномоченного по правам ребёнка в Республике Коми Нелли Струтинской: «Считаю, что любая семья (не только социального риска) должна находиться под пристальным вниманием соответствующих органов, дабы вовремя ей оказать помощь».

Между тем в статье 15 «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» нет ни одного конкретного обстоятельства, которое можно было бы предотвратить путём меры, указанной в подпункте 1, пункта первого статьи 29.

Более того, «путём обследования условий жизнедеятельности» невозможно предотвратить возникновение таких проблем, как преклонный возраст, инвалидность, болезнь, одиночество, сиротство, а также устранить причины безработицы родителей и, как следствие этого, материальную необеспеченность семей.

Предлагаемое «обследование условий» вряд ли решит проблему отсутствия определённого места жительства, безнадзорность, конфликты, жестокое обращение, трудности в социальной адаптации. Все, что принято называть социальной незащищенностью и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, то есть проблемы, порождаемые самоустранением государства из социальной сферы.

Чтобы предотвращать указанные в законе обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления гражданину социального обслуживания, необходим комплекс мер в области экономики, культуры, образования, медицины, техники безопасности и ряда других. Иными словами, требуется государственная стратегия, направленная на решение экономических и социальных проблем граждан, порождённых неравномерным развитием современной России. Однако в данном правительством финансово-экономическом обосновании данного законопроекта сказано, что дополнительного финансирования эта инициатива не требует.

Опасность предложенной нормы очевидна, также не вызывает сомнения и её направленность. Ввести под благовидным предлогом тотальный контроль над гражданами, с целью ещё большего охвата населения социальными услугами, а, следовательно, и получения большего финансирования для организаций, предоставляющих эти самые услуги. В данном законе видится не столько забота государства о нас, получателях услуг, сколько о поставщиках этих самых социальных услуг.

Способствовать тотальному контролю над населением будет и подпункт 5 пункта первого статьи 15 «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании», который в качестве обстоятельства, ухудшающего или способного ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, влекущего необходимость в социальном обслуживании, указывает на «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье» .

Хотелось бы обратить внимание авторов закона на то, что через преодоление различных конфликтов в семейном взаимодействии как у супругов, так и у детей формируются способности преодолевать жизненные трудности, а также формируется способность нести ответственность за своё поведение в семье и в обществе.

«Бесконфликтных семей не бывает, т.к. конфликты неизбежно возникают в динамике супружеских и детско-родительских отношений. Без них невозможно развитие отдельной личности и семьи в целом. Семейное благополучие зависит не от отсутствия конфликтов, а от развития способности их преодолевать и справляться с ними у всех членов семьи .

Следует сделать вывод, что конфликты есть в любой семье. Конфликты могут как усугублять кризисы, так и разрешать их, но социальные службы не должны в них вмешиваться, т.к. никакие меры соцработников не могут снизить конфликтность в семье, а вмешательство со стороны может только её усилить» (из заключения по ФЗ №442 эксперта-психолога, кандидата психологических наук Куницы М. Ю.).

Сами по себе «конфликты» в семье, даже с асоциальными лицами, не могут быть объектом внимания кого бы то ни было, кроме сторон конфликта. Наркотическая, алкогольная зависимости, пристрастие к азартным играм, психическое заболевание не могут быть устранены мерами социального обслуживания, регламентированными в ФЗ №442. Больные, безусловно, нуждаются в лечении профильных специалистов, действия которых регламентируются другими законами.

Кроме того, медицинские диагнозы заболеваний, которыми страдают граждане, являются врачебной тайной, охраняемой в том числе статьёй 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), статьёй 10 Федерального закона «О персональных данных». Вместе с тем ни сам больной, ни члены его семьи не лишены возможности в случае необходимости обращаться за медицинской помощью в соответствующие организации, также их могут обязать это сделать соответствующие органы.

В статье нет чёткого определения насилия в семье, что несёт в себе риск расширительного толкования закона и нарушения прав граждан. Между тем в психолого-педагогической и судебно-медицинской литературе существует несколько классификаций различного рода насилия.

«Психологическим насилием в семье считается любое требование или правило, которое выполняется без желания, а также всё, что приводит к принуждению и подчинению - вынужденному исполнению воли другого человека. В семье, в супружеских и детско-родительских отношениях неизбежно возникают ситуации, требующие выполнения семейных и общественных норм, правил и договорённостей, которые часто выполняются без желания, вынужденно или путём уступок и компромиссов .

Не стоит забывать и о том, что мы живём в многонациональной и многоконфессиональной стране. Следовательно, в каждой семье в зависимости от культурных, духовных традиций и семейных правил, привнесённых супругами из родительских отношений в свою семью, кто-то из них берёт на себя роль главы семьи и устанавливает новые правила, по которым живёт супружеская пара, воспитываются дети .

Воспитание детей построено на требованиях, уступках, компромиссах, поощрениях и наказаниях и базируется на формировании ответственности у всех членов семьи через преодоление супружеских и детско-родительских конфликтов и подчинении семейным авторитетам (отцу и матери )» (из того же заключения эксперта-психолога).

Таким образом, психологическое насилие, не учитывающее всего культурного, религиозного и национального многообразия России, несёт потенциальную угрозу для вмешательства в семейные отношения со стороны органов межведомственного взаимодействия.

Возникает законный вопрос, а что делать, если получено сообщение, например, от соседей или по телефону доверия, что ребёнка, не кормят или убивают? Замечу, что в России в таких случаях применяется в первую очередь Уголовный кодекс РФ, который устанавливает уголовную ответственность по ст. 105 УК РФ за убийство, и по ст. 156 УК РФ за жестокое обращение с ребёнком и ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.

Далее, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, часть 5 ст. 165 которого разъясняет, в каких случаях и каким образом следственные органы могут произвести осмотр жилища и без согласия проживающих в нём граждан. Регламент органов МВД, в свою очередь, чётко расписывает, каким образом, в каких случаях полицейские могут взламывать двери и проникать в жилище для предотвращения готовящегося или совершаемого преступления.

Таким образом, никакой необходимости в дополнительной «профилактике», предусмотренной подпунктом первым пункта первого статьи 29, нет.

Хотелось бы уточнить, что исполнение с 1 января 2015 года указанных норм, позволяющих вторгаться в жилище и собирать информацию о частной жизни без согласия и заявления гражданина или без решения суда, в «целях профилактики», повлечёт массовое нарушение прав граждан. Тогда как статья 55 Конституции РФ предусматривает:

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина .

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ещё одна новелла, требующая пояснения, - это «социальное сопровождение».

Статья 22. «Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)» .

При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

Согласно подпункту 5 пункта второго статьи 28 «Регламент межведомственного взаимодействия» устанавливает «механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению» .

Ни в одной статье ФЗ-442 не упомянуто, что «социальное сопровождение» устанавливается с согласия и по заявлению гражданина или его представителя (ст. 7, п. 2, пп. 11; ст. 8, п. 23; ст. 12, п. 1, пп. 7; ст. 28, п. 2 пп. 5). Говорится, что оно осуществляется «при необходимости», однако не указанно, кем и как подобная необходимость определяется. Вопрос предлагается решать на уровне межведомственного взаимодействия, а, значит, сопровождение может быть навязано гражданину. По своей сути данная норма является дополнительным способом установления контроля над семьёй.

Само понятие «социального сопровождения» в законе не раскрыто, так как суть «оказываемого содействия в предоставлении» не расшифрована.

Регламентированные статьями 22 и 29 мероприятия не имеют отношения к социальным услугам в понятиях ФЗ №442 (ст. 3). То есть не относятся к предмету регулирования закона, в силу этого на мероприятия в отношении граждан, проводимые согласно этим статьям, не распространяется принцип добровольности социальных услуг (ст. 4, п. 5). От социального обслуживания гражданин может отказаться в письменной форме (ст. 18), но мероприятия, упомянутые в ст. 22, не относятся к социальному обслуживанию, значит, требования ст. 18 на них не распространяются.

По моему мнению, установление социального сопровождения нуждающимся лицам возможно только по заявлениям граждан, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, а также по вступившему в законную силу решению суда об ограничении родительских прав.

В связи с предстоящим вступлением ФЗ №442 в законную силу, в ряде региональных общественных палат России прошли круглые столы с привлечением экспертов и представителей родительского сообщества, где был сформулирован ряд дополнительных претензий к предлагаемому обществу федеральному закону.

По мнению некоторых участников круглых столов, будущих исполнителей ФЗ №442, идея авторов закона заключается в том, что главное - не работа с больными, страдающими различными заболеваниями, а работа с созависимыми, то есть с людьми, проживающими рядом с алкоголиками и наркоманами. Чиновники справедливо отмечают, что у социальных служб и НКО не будет лицензии на проведение медицинских мероприятий, а люди зависимые нуждаются именно в лечении.

В таком случае возникает закономерный вопрос, а в чьих же интересах будет проводиться оказание услуг созависимым (за их же деньги), если причина их бедствия не будет устранена? Очевидно, что подобная «работа» может стать неиссякаемым источником для «некоммерческих» организаций.

Представители соцслужб и органов опеки делают вид или действительно не понимают, что вмешательство во внутрисемейные конфликты по сообщениям каких-либо сторонних лиц (что допускается ст. 14 - «либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации» ) будет разрушать семьи, поскольку невозможно насильно исправить ситуацию навязанным против воли членов семьи социальным сопровождением, которое назначается гражданам по решению органов межведомственного взаимодействия. Об этом говорят и психологи.

Исполнение Федерального закона №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в принятой редакции, с моей точки зрения, вызовет рост социальной напряженности в обществе. Ведь самое дорогое, что есть у человека и что он будет защищать до конца, - это его семья и его собственный взгляд на то, как и в каких традициях ему воспитывать детей.

Людмила Николаевна Виноградова - член Общественной палаты РФ, судья в почётной отставке, специально для .

Билет №1

Новые принципы и виды социальных услуг, понятие социальное сопровождение.

Принципы соц.обслуживания

Адресность

Доступность

Добровольность

Гуманность

Приоритетность предоставления соц.услуг несовершеннолетним находящихся в трудной жизненной ситуации

Конфидециальность

Профилактическая направленность

Виды соц. услуг:

Социально-бытовые

Социально-медицинские

Социально- психологические

Социально-педагогические

Социально-трудовые

Социально- правовые (юридические консультации)

Социально-консультативные

Участие в культурно-массовых мероприятиях

Социальное сопровождение

Социальная реабилитация

Срочные социальные услуги

Услуги повышения коммуникативного потенциала получателей соц.услуг

1.2 Социальное сопровождение (на дому, полустационарное, стационарное)

Соц. сопровождение- целенаправленная деятельность специалистов по всестороннему анализу и решению комплекса соц. проблем лиц пожилого возраста, детей сирот, оказание услуг в целях улучшения условий и решения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Соц. сопровождение- это содействие в предоставлении медицинских, психологических, педагогических, социальной помощи не относящихся к соц. услугам.

Соц. сопровождение осуществляется путем привлечений организаций (поликлиник, театров, пенсионный фонд и тд).

Новые принципы социального обслуживания- сохранение пребывания в привычной, благоприятной среде (недопущение изоляции от общества).

Билет №2

Нуждаемость в социальном обслуживании.

1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.