Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают имуществом. Муниципальное унитарное предприятие — что это за форма организации

Муниципальным и государсвенным служащим помимо основного ежегодного отпуска также положен и дополнительный отпуск. Предоставляться он может по разным основанием, одним из которых является размер стажа. В зависимости от количества лет выслуги определяется число дней дополнительного отдыха. В статье рассмотрим какова продолжительность допотпусков, а также как рассчитать отпуск муниципального служащего за выслугу лет.

Отпуск муниципальным служащим

Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.

Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.

Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.

Основной отпуск муниципального служащего

Дополнительный отпуск муниципального работника

Важно! Кроме основного, муниципальным работникам предоставляются и дополнительные отпуска.

К ним относят отпуск за ненормированный день, равный 3 дням, отпуск за вредные условия труда (применяется очень редко), за труд в условиях Крайнего Севера. Помимо этого муниципальные служащие могут брать дополнительный отдых за выслугу лет.

Отпуск муниципального служащего за выслугу лет

Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2020 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:

Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.

Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.

Пример расчета продолжительности отпуска

Порядок расчета отпускных

Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.

Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.

Пример расчета отпускных

Иванов И.И. является муниципальным служащим. Ему предоставили ежегодный отпуск, продолжительностью 14 дней, с 1 марта 2020 г. Ежемесячно Иванову начисляются следующие суммы: оклад – 16 000 рублей, надбавка – 3 000 рублей, поощрение – 5 000 рублей. За предыдущий год до отпуска Иванову также были выплачены премии в размере 20 000 рублей и материальная помощь – 4 000 рублей.

Рассчитаем среднее денежное довольствие:

16 000 + 3 000 + 5 000 + (20 000 + 4 000)/12 = 26 000 рублей

Отпускные составят:

26 000 / 29,3 х 14 = 12 423,21 рублей

Дополнительный отпуск муниципальным и госслужащим

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году. Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений. При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

Помимо основной части отпуска, госслужащие в 2017 году смогут рассчитывать на дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий режим. Законодатели внесли уточнения, которые четко регламентируют продолжительность отпуска в данном случае – 3 дополнительные дня.

Ранее решение данного вопроса зависело от условий коллективного договора или особенностей распорядка конкретного государственного органа. Стандартизация позволит сделать более справедливыми условия работы в различных госучреждениях. Кроме того, отсутствие четких ограничений позволяло неконтролируемо увеличивать продолжительность отпуска, что приводило к значительному повышению государственных расходов.

Еще одна составляющая дополнительного отдыха – отпуск за выслугу лет. В зависимости от стажа службы, госслужащие смогут рассчитывать на следующую прибавку к отпуску:

  • 1-5 лет – 1 день;
  • 5-10 лет – 5 дней;
  • 10-15 лет – 7 дней;
  • более 15 лет – 10 дней.

В результате наиболее опытные и квалифицированные кадры ежегодно смогут отдыхать на 10 дней дольше, что является значительным преимуществом. В 2016 году госслужащие смогут «догулять» отпуск, который накопился за предыдущие периоды, или получить соответствующую денежную компенсацию. Если представитель госучреждения не согласен с изменением принципа расчета продолжительности отпуска, то у нанимателя остается право его уволить.

Предложенные изменения будут иметь ряд положительных последствий, отмечают эксперты. При этом чиновники продолжат поиск дополнительных способов экономии государственных средств.

Государственные чиновники хоть и подчиняются статьям Трудового кодекса, но основная их деятельность регламентируется Федеральными законами.

Отпуск госслужащих – это отдельная статья, он ограничивается в продолжительности, которая за последние годы немного сократилась, и не может быть увеличен нанимателем самостоятельно, ввиду государственного формирования бюджета госпредприятий. Но, есть и определенные положительные моменты – чиновники получают обязательную материальную помощь к оплачиваемым отпускам.

Все работающие граждане могут рассчитывать на предоставление отпускных периодов. Отпуска – это социальная гарантия для всех наемных лиц, ее предоставление – ответственность нанимателя.

В соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на ежегодное получение:

  1. Оплачиваемого отдыха.
  2. Отпускных периодов за свой счет.

Гражданская служба подразумевает наличие обоих видов. Но неоплачиваемые не являются обязательными к предоставлению и выдаются только по требованию сотрудника, поэтому имеют большую вариативность оформления. Оплачиваемые периоды тоже делятся на несколько:

  1. Основной ежегодный отдых.
  2. Дополнительный.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим предоставляется по двум категориям:

  1. За выслугу лет.
  2. За ненормированный рабочий день.

Отпуск государственного служащего формируется сразу из нескольких основных показателей и носит крайне индивидуальный характер. На его продолжительность влияет:

  1. Отработанное количество лет в данной организации.
  2. График труда чиновника.

Работая в сходных условиях, каждый сотрудник имеет свои показатели длительности ежегодного отдыха.

Дополнительный за выслугу лет

На дополнительный отдых, предоставляемый ежегодно и к тому же оплачиваемый, имеют право отдельные категории работников. К ним относят:

  • Сотрудников МВД;
  • Гос- и муниципальных служащих;
  • Медиков;
  • Военнослужащих;
  • Педагогов;
  • Пенсионеров, которые продолжают работать;
  • Сотрудников прокуратуры;
  • Судей.

На сегодняшний день сотрудникам МВД положена не только надбавка к отпуску, но и дополнительные дни отдыха (Закон 342-ФЗ). Предоставляемые им дополнительные отпускные дни зависят от стажа (выслуги лет) сотрудника:

  • За стаж от 5 до 10 лет – 3 дня;
  • За стаж от 10 до 15 лет – 5 дней;
  • За стаж от 15 до 20 лет – 10 дней.

Продолжительность дней допотпуска устанавливается на основании Приказа о ежегодных допотпусках (Приказ МВД России №1236 от 28.12.2007). Возможность использования этих дополнительных дней отдыха предусматривается самим работником. К примеру, допотпуск может быть присоединен к основному ежегодному отпуску или его можно перенести на другое время.

Независимо от занимаемой должности врачам участковой больницы, амбулаторных учреждений сельской местности устанавливают допотпуск за стаж. Продолжительность такого отпуска устанавливается исходя из 3 дней за 3 года работы. Устанавливается он в соответствии с Постановлением Правительства РФ №482 от 06.06.2013.

Оплачиваемый отпуск судьям Конституционного суда предоставляется продолжительностью 48 дней, плюс к этому время, затраченное на дорогу к месту отдыха. Отпуск предоставляется на основании Указа Президента №941 от 14.09.1995.

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” N 25-ФЗ от 02 марта 2007 г., Законом Московской области “О муниципальной службе в Московской области”N 137/2007-ОЗ от 24.07.2007 г., Законом Московской области “О порядке исчисления стажа государственной службы государственных служащих Московской области”N 63/97-ОЗ от 04.12.1997 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” N 25-ФЗ от 02.03.2007 г., Законом Московской области “О муниципальной службе в Московской области”N 137/2007-ОЗ от 24.07.2007 г., Закона Московской области “О порядке исчисления стажа государственной службы государственных служащих Московской области”N 63/97-ОЗ от 04.12.1997 г.

2.1. Муниципальному служащему органа местного самоуправления сельского поселения Ямкинское (далее – муниципальный служащий) предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет (далее – отпуск за выслугу лет), продолжительность которого исчисляется из расчета один календарный день за каждый год стажа муниципальной службы, но не более 15 календарных дней.

2.2. Право на отпуск за выслугу лет соответствующей продолжительности возникает у муниципального служащего со дня достижения стажа муниципальной службы, необходимого для его предоставления.

2.3. При отсутствии у муниципального служащего права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск в текущем календарном году отпуск за выслугу лет в этом году не предоставляется.

2.4. Отпуск за выслугу лет предоставляется в течение календарного года.

2.5. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и отпуска за выслугу лет не может превышать 45 календарных дней.

2.6. В случае пересчета неправомерно уменьшенного стажа муниципальной службы муниципальный служащий вправе использовать не предоставленные ранее дни отпуска за выслугу лет, но не более чем за три года неправильного исчисления стажа муниципальной службы.

2.7. Не предоставленные ранее дни отпуска за выслугу лет могут быть использованы муниципальным служащим в течение календарного года, в котором принято решение о перерасчете неправомерно уменьшенного стажа муниципальной службы.

2.8. При увольнении с муниципальной службы муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск за выслугу лет пропорционально отработанному времени в текущем календарном году.

по заявлению муниципального служащего с согласия соответствующего руководителя;

по инициативе соответствующего руководителя с согласия муниципального служащего.

2.10. Запрещается непредоставление муниципальному служащему отпуска за выслугу лет в течение двух лет подряд.

2.11. Очередность предоставления отпуска за выслугу лет устанавливается в соответствии с графиком отпусков, утвержденным руководителем органа местного самоуправления.

2.12. Ежегодный оплачиваемый отпуск и отпуск за выслугу лет суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

2.13. На основании решения Комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим руководителем органа местного самоуправления принимается распоряжение о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

муниципальных должностях;

государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

должностях руководителей и специалистов в местных органах государственной власти и управления, органах государственной власти и органах местного самоуправления.

а) на государственных должностях, предусмотренных сводным перечнем, Реестром, а также перечнями государственных должностей федеральной государственной службы в федеральных органах государственной власти и их аппаратах и иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являющимися разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;

б) на государственных должностях государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, органах прокуратуры, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом;

в) на государственных должностях государственной службы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации;

г) на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей в органах государственной власти Московской области и Реестром государственных должностей государственной службы Московской области;

д) на должностях руководителей и специалистов в государственных организациях и учреждениях, работа в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области отнесена к федеральной государственной службе или к государственной службе Московской области;

е) на должностях в органах местного самоуправления.

Основные цели предложенной реформы – стандартизация продолжительности отпуска и экономия государственных средств. В будущем году продолжительность отпуска представителей различных государственных учреждений будет определяться по единым критериям. Согласно оценкам чиновников, данные изменения позволят ежегодно экономить порядка 3 млрд руб. бюджетных средств.

Помимо сокращения отпуска, в следующем году стартует увеличение пенсионного возраста для госслужащих, что также направлено на оптимизацию расходов. В последующем данная мера коснется всех категорий населения.

Без сохранения денежного содержания

Кроме оплачиваемого основного и дополнительных отпусков, государственным и муниципальным служащим положено также предоставление дней без сохранения.

Эти периоды выдаются исключительно по заявлению самого чиновника и могут оформляться по личным причинам. Федеральный закон № 79-ФЗ в статье 46 пункт 15 предусматривает возможность оформления отпуска за свой счет на срок не более одного года. Предоставление такого отдыха подразумевает ответственность с двух сторон:

Более подробного разъяснения отпусков за свой счет ФЗ №79 не дает, поэтому наниматель должен в первую очередь ориентироваться на статью 128 ТК РФ, которая подробно разъясняет, кому и когда могут быть выданы такие виды отдыха. Существуют особые категории, которые имеют право на определенное количество неоплачиваемых календарных суток в год.

  1. Рождение детей.
  2. Свадебные торжества.
  3. Смерть близких родственников.

В остальных случаях, которые не нормируются ТК РФ, следует урегулировать вопрос обоюдным соглашением. Если просьба работника будет расходиться с целями нанимателя, то руководитель имеет право отказать в удовлетворении заявления или попросить перенести его даты на иное время.

До середины 2017 года длительность отпуска муниципального служащего отличалась от того количества дней, которое им положено на сегодняшний день. В частности, их сумма зависела от должности служащего. Также он уменьшил возможное число дней дополнительного отдыха.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
  2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней

3 календарных дня – продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.

  1. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день – три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск – 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией.

В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего.

Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст.

  1. Наниматель обязан обеспечить сохранение рабочего места чиновника.
  2. Служащий должен обосновать возникшую необходимость.

1 мая 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ “О внесении изменений в статью 21 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации”. Статья 21 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” (далее – Закон о муниципальной службе) регулирует продолжительность и порядок предоставления отпусков.

Внесенные в Закон о муниципальной службе изменения унифицировали порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков государственным и муниципальным служащим. Насколько я помню, то вносили законопроект, регулирующий продолжительность отпусков муниципальных служащих, депутаты Архангельской области. Их не устроило то, что отпуска муниципальных служащих несколько больше, чем отпуска государственных служащих.

В результате внесенных в Закон о муниципальной службе изменений общая продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться. Только почему-то мне кажется, что реально этого не произойдет.

Измененная продолжительность отпусков муниципальных служащих будет предоставляться вновь принятым муниципальным служащим, а для всех остальных с нового служебного года.

Резюмируя. Какое-то неоднозначное складывается мнение по поводу изменений законодательства. Продолжительность отпусков муниципальных служащих уменьшится, это верно. И если именно этого желал достичь законодатель, то задача выполнена.

Вызывает недоумение то, что ограничивается продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день для муниципальных служащих. Совершенно непонятно почему продолжительность отпуска установлена в минимальном размере. Почему нет возможности варьировать продолжительность этого отпуска в зависимости от должности, характера выполняемой работы.

1. Общие положения

Как уже было отмечено выше, законодательство РФ гарантирует гражданскому служащему за время нахождения в ежегодном отпуске сохранение замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ).

  1. Региональным государственным служащим размер выплат определяется законодательными актами региона.
  2. Федеральным чиновникам величина единовременной помощи устанавливается законом.

Базовым законом, который устанавливает правила для отдыха сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. В статье 115 определена стандартная продолжительность ежегодного отдыха — 28 календарных дней. Для отдельных групп сотрудников федеральными законами установлена специальная продолжительность.

Продолжительность отдыха государственных служащих этого уровня урегулирована Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Количество дней отпуска муниципального служащего в 2020 году складывается из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть является общей для всех и не зависит от стажа и специфики работы, а вот дополнительные дни определяются индивидуально. У разных работников, даже в одном и том же органе власти, продолжительность отдыха различна.

Основной отпуск

Это время отдыха, правом на которое обладают все местные служащие, независимо от условий и стажа их работы. Основные правила урегулированы п. 3 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ. Стандартная продолжительность для муниципалов составляет 30 календарных дней.

Дополнительный отпуск

Дополнительные нерабочие оплачиваемые периоды — это время отдыха, которое предоставляется сверх основного срока и при наличии особых условий. Возможность получить дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы предусмотрена Федеральным законом № 25-ФЗ. Он предоставляется при:

  • ненормированном характере работы муниципального служащего;
  • работе во вредных или опасных условиях;
  • работе в районах Крайнего Севера.

За выслугу лет

Если сотрудник наработал на местной службе определенный стаж, он претендует на дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет, с 2020 года его длительность не превышает 10 календарных дней. Но порядок его расчета, условия предоставления регулируются законодательством субъекта Российской Федерации, где трудится гражданин.

Как рассчитать продолжительность

Общегодовая продолжительность времени отдыха работника складывается из суммы продолжительностей основного и всех дополнительных нерабочих периодов. Базовая, основная, продолжительность ежегодного отдыха всегда одинакова — 30 дней.

А вот сколько дней дополнительный отпуск у муниципальных служащих за выслугу лет, зависит от законодательства субъекта РФ, в котором трудится гражданин. Например, в Москве один день дается за каждый год службы — это правило предусмотрено п. 5 ст. 28 Закона г. Москвы № 50 от 22.10.2008. В Санкт-Петербурге один день предоставляется за полных три года службы, как это установлено п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 53-8 от 15.02.2000.

Продолжительность дополнительного отпуска муниципальных служащих в 2020 году составляет:

Порядок предоставления

Оплачиваемое нерабочее время работникам предоставляется по общим правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ. До начала календарного периода формируется график, где устанавливается очередность отдыха сотрудников.

В некоторых образованиях порядок временного оплачиваемого освобождения от работы предполагает, что за две недели до запланированного отдыха сотрудник дополнительно пишет заявление, а работодатель издает распоряжение на отпуск муниципального служащего. Только после этого работник вправе отдохнуть.

Допустимо разбить нерабочий период на несколько частей, хотя бы одна из которых составляет не менее 14 календарных дней. Неизрасходованные дни не переносятся с одного года на другой и не накапливаются. Если в году сотрудник не смог оставить работу, ему выплачивается соответствующая компенсация. Работодатель не вправе не отпустить сотрудника два или более раз подряд.

Как считаются отпускные и компенсации

Отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск муниципальным служащим рассчитывается исходя из среднего заработка работника за 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу, когда начался нерабочий период. Календарным месяцем является с 1 по 30 (31) число того же месяца, в феврале — с 1 по 28 (29) число.

Чтобы исчислить среднедневной заработок, необходимо годовую заработанную сумму разделить на 12 и 29,3 — среднемесячное количество дней. К расчету принимаются все виды заработка: оклад, надбавки, премии.

Например, гражданин уходит отдыхать на 14 дней, начиная с 12 августа 2020. Двенадцать месяцев до этого он проработал полностью. Период, за который необходимо исчислить среднедневной заработок, составляет с 1 августа 2018 по 31 июля 2020.

Предположим, общая сумма доходов за этот период составила 500 000 рублей. Среднедневной заработок гражданина составит: 500 000 / 12 / 29,3 = 1422 рубля 07 копеек.

Сумма отпускных равна: 1422,07 × 14 = 19 908 рублей 98 копеек.

Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ , правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 (ред. от 23.05.2016) № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    УП - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям .

    Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ , муниципального - не менее чем 1000 МРОТ .

    Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

    Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

    Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 161-ФЗ от 14.11.2002, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

    Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества [ ] унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

    Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011. В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, - Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014г). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года №94-ФЗ .

    Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

    При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
    • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

    ФГУПы, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «СВЯЗЬ – безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 млн. 530 тыс. рублей (25% от чистой прибыли предприятия за 2015 г.) . Соответственно, после приватизации ФГУПов государство перестает получать дополнительный доход.

    СНГ

    В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП ), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

    Предприятие - это автономный субъект хозяйствования, который учреждается и действует на основе существующего национального законодательства для производства продукции, предоставления услуг и выполнения работ.

    Две основных цели его функционирования - удовлетворение появившихся потребностей и получение прибыли. Одной из форм деятельности является муниципальное предприятие. О его основных особенностях и пойдет речь в этой статье.

    Категории хозяйственных субъектов

    По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

    1. Хозяйственное общество, или товарищество.
    2. Производственный кооператив.
    3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

    Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

    • Полное общество.
    • Коммандитное товарищество.
    • Общество с дополнительной ответственностью.
    • ОАО и ЗАО.

    Кооператив - это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

    Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

    В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие - это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным. Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным. При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.

    Некоммерческие организации

    Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

    1. Потребительский кооператив.
    2. Религиозная или общественная организация.
    3. Фонд.
    4. Учреждение, в том числе и муниципальное.
    5. Ассоциация или союз.

    Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие - это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

    Формы муниципальных предприятий

    Все унитарные субъекты хозяйственности принято разделять на два вида. Все государственные учреждения можно отнести к одному из них.

    Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

    Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

    Процесс создания и работа

    Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать на основе имущества в его собственности. Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия. Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.

    Основные положения

    Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, не наделенный правом собственности числящимся за ним имуществом. Его устав должен обязательно включать два пункта:

    • Предмет и цель деятельности.
    • Величина уставного фонда и источники его финансирования.

    Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.

    Возможности оперативного и полного управления

    Любое муниципальное предприятие создается на основе решения Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

    Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ - также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.