Главное организационно инспекторское управление ск рф. Перечень функций подразделений центрального аппарата, следственных органов и организаций следственного комитета российской федерации, при реализации которых возможно возникновение коррупционных рисков

На государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.

История создания комитета

Еще со времен Петра Первого идет история следственного комитета. В 1713 году появилась идея создать такой орган, который бы помогал предотвращать преступления и регулировать порядки в государстве. Только спустя 4 года эта идея воплотилась в жизнь и появились следственные канцелярии, подчинявшиеся только царю. В обязанности их сотрудников входило устранять наиопаснейшие преступления.

До 1860 года канцелярия не имела высокого статуса, особое значение орган приобрел только в 20-е годы 20 столетия. В то далекое время в стране появлялись новые должности, а спустя 5 лет СК был переведен в органы прокуратуры. В послевоенное время объем раскрытых дел очень быстро рос, и, как следствие, количество должностей также увеличивалось. В 1963 году появилась новая должность – министр охраны порядка в обществе. В течение долгих лет пересматривалась и изменялась структура следственных комитетов. Стабильность появилась только несколько лет назад. Чем занимается Следственный комитет РФ, какие цели стоят перед работниками этого ведомства?

Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Принципы деятельности государственного органа

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Какие дела ведут сотрудники следственного комитета?

Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

  • Убийства.
  • Изнасилования.
  • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
  • Похищение человека.
  • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
  • Налоговые преступления.

Какими вопросами занимается следственный комитет, известно, но для их решения очень важно, чтобы в этом управлении работали сотрудники с определенным набором личных качеств.

Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета

Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

  • Отличное знание законодательной базы.
  • Широкий кругозор.
  • Свободное владение юридическим языком.
  • Ответственное отношение к своему делу.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
  • Дисциплинированность.
  • Умение налаживать контакт с людьми.
  • Вежливость.
  • Трудолюбие.
  • Самоотверженная преданность своему делу.

Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

  • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
  • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
  • Входить в состав органов управления на территории государства.

Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

Особенности работы следователя в СК

Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.

Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.

Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.

Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?

Какие качества помогают в работе

В первую очередь от работника следственного комитета требуют бдительности и внимательности. Он должен увидеть даже самые мелкие детали на месте преступления, которые в дальнейшем могут помочь быстро раскрыть дело. У него должна быть хорошо развита интуиция.

В настоящее время каждый работник следственного комитета должен уметь обращаться с техникой и электронными устройствами, помогающими в работе. Благодаря инновациям в настоящее время стало легче изобличать бандитов.

Очень хорошо, если следователь будет еще и хорошим психологом, который сможет по мимике, оговоркам и повадкам преступника распознать, говорит ли тот правду или лжет. Получить вакансию может только тот человек, который имеет отличную характеристику и юридическое образование.

Чем занимается следственный комитет, понятно, но теперь надо разобраться, какие функциональные структуры находятся в подчинении у СК.

Кто подчиняется следственному комитету?

В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

  • Следственное управление.
  • Организационно-инспекторское управление.
  • Управление криминалистики.
  • Управление обеспечения деятельности.
  • Следственные управления по федеральным округам.
  • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • Военное следственное управление.

У следственного комитета есть и дополнительные структуры, которые помогают в решении второстепенных вопросов. Структур по всей территории России огромное количество, каждая из них знает, чем занимается Следственный комитет и какие задачи ставит перед ним президент страны.

За последний год сотрудниками Следственного комитета и другими структурами было раскрыто много громких дел.

Громкие дела, раскрытые сотрудниками Следственного комитета

Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:


Перечислять этот список можно до бесконечности, так как каждый день сотрудники Следственного комитета находят новые улики и свидетелей по самым запутанным делам и становятся на шаг ближе к их раскрытию.

Особые даты и события

Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

  • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
  • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

Заключение

Подводя итоги и отвечая на главный вопрос, интересующий многих - чем занимается СК - можно точно сказать, что главная задача, которая поставлена перед ним – это раскрытие самых резонансных преступлений совместно с другими структурами правоохранительных органов.

За все время работы сотрудники этой структуры пересмотрели много старых нераскрытых дел и смогли довести их до логического завершения.

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) - следственный орган в России , образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации . Начал свою деятельность 15 января 2011 года

Председатель

Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель имеет допуск к гос.венной тайне .

В соответствии со ст.11 ФЗ «О прокуратуре» от 1992г в систему органов прокуратуры входят:

1)органы прокуратуры, создаваемые на режимных объектах (на военных заводах)

2)органы прокуратуры, создаваемые в закрытых административно-территориальных образованиях

3)научно-образовательные учреждения по подготовке прокурорских кадров

4)редакции печатных изданий, имеющие статус юридического лица, печатного органа прокуратуры РФ (редакция журнала «Законность»)

5)Следственный комитет при прокуратуре РФ (он надзора не осуществляет, а выполняет функцию расследования преступлений).

Звенья следственного комитета :

1)следственные отделы СК при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним, специализированные следственные отделы СК при прокуратуре РФ, в т.ч. военные следственные отделы

2)следственные управления СК при прокуратуре РФ по субъектам и приравненным к ним специализированные следственные управления СК при прокуратуре РФ, в т.ч. военное следственное управление

3)главное следственное управление СК при прокуратуре РФ

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Все прокуроры наделены одинаковыми полномочиями по осуществлению надзора, у них разные организационные возможности, территории юрисдикции.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В системе органов прокуратуры присутствует строгая иерархическая подчинённость нижестоящих прокуратур вышестоящим и Ген. прокурору РФ.

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составляет с 1 января 2012 года - 21 156 сотрудников. Штатная численность военных следственных органов СК - 2 034 сотрудника.

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

    Главное следственное управление

    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности

      Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики

      Управление методико-аналитического обеспечения

      Отдел информационно-технического и документационного обеспечения

    Главное военное следственное управление

    Главное управление процессуального контроля

Управление процессуального контроля за следственными органами, Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции,Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел, Организационно-аналитический отдел, Отдел документационного обеспечения

    Главное организационно-инспекторское управление

Организационно-контрольное управление,Информационно-методическое управление,Управление собственной безопасности,Управление оперативных служб, Отдел документационного обеспечения и корректуры,Главное управление криминалистики, Методико-криминалистическое управление, Технико-криминалистическое управление,Управление организации экспертно-криминалистической деятельности, Отдел документационного обеспечения

    Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации

    Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу

1. Обеспечение в пределах своей компетенции контроля за деятельностью следственных органов и учреждений Следственного комитета по исполнению федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Следственного комитета, организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета и заместителей Председателя Следственного комитета.

2. Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

3. Формирование перечня подведомственных Следственному комитету распорядителей и получателей бюджетных средств.

4. Ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

5. Осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснований бюджетных ассигнований.

6. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи , распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.

7. Обеспечение реализации Следственным комитетом полномочий по администрированию доходов федерального бюджета в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации .

8. Осуществление приема, оформления и проверки авансовых отчетов, учета расчетов с подотчетными лицами

9. Проведение проверки и визирования организационно-штатных приказов Следственного комитета, приказов о назначении работников на должности в центральном аппарате, на должности в следственных органах и учреждениях Следственного комитета, назначение на которые осуществляется Председателем Следственного комитета, их поощрениях, установлении им надбавок, доплат и оказании материальной помощи.

10. Проведение взаиморасчетов с организациями за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе по централизованным поставкам.

11. Организация в установленных законодательством Российской Федерации случаях в системе Следственного комитета проведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств и принимает в ней участие.

12. Организация и осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью следственных органов и учреждений Следственного комитета, путем проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности.

13. Проведение анализа выявленных нарушений и недостатков в деятельности следственных органов и учреждениях Следственного комитета.

14. Организация подписания от имени Следственного комитета государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд Следственного комитета, согласно установленному порядку.

15. Организация работы комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Следственного комитета.

16. Осуществление контроля исполнения заключенных Следственным комитетом государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров.

17. Осуществление сбора и изучения сведений о потребностях структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета в оргтехнике, средствах связи, канцелярских товарах, полиграфической продукции, иных материальных ценностях, организация их приобретения, хранения, учета и выдачи в соответствии с нормами.

18. Осуществление приема, хранения, выдачи и учета товарно-материальных средств, находящихся в введении центрального аппарата Следственного комитета.

19. Организация и осуществление транспортного обеспечения центрального аппарата Следственного комитета, организация технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых транспортных средств, доведение до следственных органов норм расхода топлива эксплуатируемого автотранспорта.

20. Осуществление учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, совершенных с участием автотранспорта центрального аппарата Следственного комитета, их документальное оформление, а также принятие мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий.

21. Определение потребности в государственных капитальных вложениях (включая жилые помещения), топливно-энергетических ресурсах, оборудовании, транспортных средствах, технических средствах связи.

22. Обеспечение в установленном порядке сотрудников Следственного комитета форменным обмундированием, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, ведение учета обеспеченности следственных органов и учреждений Следственного комитета в форменном обмундировании, специальной одежде, специальной обуви и других средствах индивидуальной защиты.

23. Разработка и доведение до сведения Следственного комитета и его следственных органов нормы обеспечения материально-техническими средствами и иными материальными ценностями.

24. Осуществление содержания и эксплуатации занимаемых центральным аппаратом Следственного комитета административных зданий и сооружений, а также содержание прилегающих к ним дворовых территорий в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

25. Координация деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, направленная на их размещение, строительство для их нужд зданий и сооружений, содержание, ремонт и реконструкцию объектов Следственного комитета. Ведение учета недвижимого имущества (зданий и сооружений) и земельных участков следственных органов и учреждений Следственного комитета.

26. Организация эксплуатации линейных и станционных сооружений связи, систем звукозаписи и звукоусиления центрального аппарата Следственного комитета, разрабатывает предложения по их развитию и совершенствованию.

27. Участие в приемке и освоении вновь вводимых в эксплуатацию или после капитального ремонта зданий , сооружений и систем связи центрального аппарата Следственного комитета.

28. Участие в разработке и согласовании с соответствующими органами проектов планов с технико-экономическим обоснованием строительства, реконструкции и ремонта объектов Следственного комитета.

29. Организация заключения договоров на выполнение проектно-изыскательских, ремонтных и строительных работ , на выполнение авторского и технического контроля (надзора) за строительством, ремонтом, осуществляет подготовку технических заданий на проектно-изыскательские, ремонтные и строительные работы.

30. Обеспечение получения разрешительной документации на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ, реконструкцию зданий , осуществляет организацию проведения этих работ.

31. Планирование, распределение и доведение до следственных органов и учреждений Следственного комитета лимитов бюджетных обязательств по государственным капитальным вложениям на приобретение зданий и помещений, проектно-изыскательские работы, строительство и реконструкцию, готовит и представляет в установленном порядке соответствующую отчетность в уполномоченные органы государственной власти.

32. Организация выполнения планов капитального строительства.

33. Планирование, распределение и доведение до следственных органов и учреждений государственных капитальных вложений на жилищное обеспечение работников, подготовка отчетов.

34. Представление в уполномоченный орган государственной власти сведений об имуществе для включения его в реестр федерального имущества.

35. Организация проведения работ по информатизации и информационной безопасности деятельности.

36. Организация разработки и внедрения информационных систем , обслуживания компьютерной техники в центральном аппарате Следственного комитета.

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, и , недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Тройная проверка

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК ) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Интерес прокуратуры

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он , что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

Главное управление процессуального контроля (ГУПК) СК России фактически упразднено, а его сотрудники выведены за штат. Сегодня, 14 июня, об этом сообщает РБК со ссылкой на осведомленные источники.

По данным СМИ, 9 апреля председатель СКР Александр Бастрыкин уведомил подчиненных, что ГУПК будет упразднен в двухмесячный срок. С 9 июня начались сокращения сотрудник​ов, занимавшихся процессуальным контролем.

Согласно инсайдерской информации, руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, таким образом, как самостоятельный главк подразделение процессуального контроля перестает существовать.

В региональных СУ СКР также ликвидируются управления процессуального контроля. В подтверждение РБК ссылается на письмо и.о. руководителя управления кадров Следственного комитета РФ Анатолия Яковлева, адресованное и.о. начальника ГСУ СКР по Москве Андрею Стрижову. В документе, в частности, говорится, что «принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве и «особенно руководящего звена». Причем «высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ.

Собеседники информагентства не исключают того, что ликвидация ГУПК связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, который, собственно, и создавал эту структуру. По словам источника, Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал ГУПК недружественной себе структурой.

Как пояснил РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев, функции по контролю и надзору за следствием есть у руководителя следственного органа, процессуального контроля и прокуратуры. Титаев отметил, что они обладают дисциплинирующим влиянием, и их «действительно боятся на низовом уровне».

«Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности - скорее благо. Точно не зло», - подчеркнул он.

«Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он заявил, что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел», - пишет информагентство.

Профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров считает вполне возможным вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре). «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени», - предположил политолог.