Социальное обеспечение и социальная защита в рф. Система социального обеспечения и ее структура Органы осуществляющие государственное социальное обеспечение

В последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

  • 1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:
    • * ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибшим в мирное время;
    • * увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
    • * надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др. выплаты.
  • 2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это -- особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11--46 «О благотворительной деятельности».

Благотворительная деятельность -- это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся:

  • - трудовые и социальные пенсии;
  • - страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.);
  • - услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов;
  • - оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др.

Рассмотрим пример обращения ветерана в суд с иском о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на получение социальной поддержки по обеспечению жильём.

20 октября 2012 года гр. Дёмин И.Ф. обратился в суд с требованиями признать постановление администрации сельского поселения Высоково Рамешковского района Тверской области (далее администрация сельского поселения Высоково) незаконным, признать за ним как за участником и инвалидом Великой Отечественной войны право на получение социальной поддержки по обеспечению жильём.

Требования основаны на том, что истец является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, был тяжело ранен, и ему пожизненно установлена инвалидность.

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014 № 317-ФЗ) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168., ст.14, 15, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, независимо от имущественного положения.

  • 5 октября 2012 года гр. Демин И.Ф. обратился в администрацию сельского поселения Высоково с заявлением о постановке на учёт на улучшение жилищных условий и предоставлении квартиры.
  • 15 октября 2012 года постановлением глава данного сельского поселения отказала ему в постановке на учёт на улучшение жилищных условий как инвалиду ВОВ, а затем последующим постановлением на основании протеста прокурора Рамешковского района отменила постановление и сняла его с учёта по улучшению жилищных условий как участника ВОВ, хотя на указанном учёте он не состоял. Выражая несогласие с отказом администрации сельского поселения, истец указал, что проживает в доме с супругой.

В указанном доме нет коммунальных услуг, туалет находится в примыкающем к дому холодном сарае. Хотя дом обшит досками, брёвна обветшали, имеют гнилости, зимой его невозможно отопить. Крыша течёт и требует капитального ремонта с заменой шифера и деревянных конструкций. Питьевую воду необходимо носить из колодца, находящегося в 300 метрах от дома.

23 октября 2012 г. районная межведомственная комиссия провела поверхностное обследование дома и вынесла заключение, что дом пригоден для постоянного проживания и что в доме необходима замена шиферной кровли. Комиссия не учла их возраст, болезни и неспособность себя обслуживать.

Администрация отказывается делать капитальный ремонт дома, ссылаясь на то, что истец подарил дом. Но дом он подарил не для того, чтобы его поставили на очередь на улучшение жилищных условий, а в силу своего возраста и здоровья. Считает, что как участник и инвалид Великой Отечественной войны, награждённый правительственными наградами, имеет право один раз в жизни на получение социальной поддержки в виде благоустроенного жилья.

Впоследствии исковые требования дополнены требованием обязать администрацию сельского поселения Высоково Рамешковского района Тверской области поставить Дёмина И.Ф. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана и инвалида Великой Отечественной войны.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г.№714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», должны быть обеспечены жильём.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014 № 317-ФЗ) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168. данным Федеральным законом устанавливаются правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно п.п. 4 п.1 ст.14 указанного Федерального закона к мерам социальной поддержки инвалидов войны относиться обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, независимо от их имущественного положения.

Согласно п.п. 3 п.1 ст.15 данного Федерального закона к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Приведённые нормативные положения связывают обязанность государства по обеспечению жильём инвалидов и участников ВОВ один раз с фактом признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, без учёта их материального положения.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ. К таковым относится, среди прочих, проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При этом, по смыслу положений данной статьи и положений ч.2 ст.57 ЖК РФ для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий достаточно установления факта несоответствия жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, и не обязательно установление факта признания жилого помещения непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, поскольку установление факта признания жилого помещения непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением.

Такое понимание данных норм закона применительно к ветеранам Великой Отечественной войны полностью соответствует целям, провозглашаемым Указом Президента РФ от 07.05.2008г.№714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» и преамбулой Федерального закона «О ветеранах», согласно которым участникам и инвалидам Великой Отечественной войны государством должны создаваться условия, обеспечивающие им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г.№47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В частности основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (абз.2 п.10).

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п.12). Судом установлено, что жилой дом в котором проживает Дёмин И.Ф., данным требованиям не отвечает.

Учитывая, что Дёмин И.Ф. в силу приведённых выше положений Федерального закона «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014 № 317-ФЗ) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168. имеет право на обеспечение жильём независимо от имущественного положения, дом, в котором он проживает, не соответствует указанным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, у администрации сельского поселения Высоково имелись основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ, для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на соответствующий учёт.

Однако постановление о постановке его на учёт на улучшение жилищных условий администрацией данного сельского поселения отменено и постановлением Дёмин И.Ф. снят с такого учёта.

Согласно объяснению главы администрации сельского поселения Высоково одним из оснований для снятия Дёмина И.Ф. с учёта явился факт отчуждения им жилого дома по договору дарения, который не указан в качестве такого основания в соответствующем постановлении.

Действительно, в соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной нормы закона действиями по ухудшению своих жилищных условий, в результате которых граждане приобретают право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, являются действия, в том числе сделки, в результате которых лицо, не имевшее право на улучшение жилищных условий, получило такое право.

В данном деле суд усматривает, что Дёмин И.Ф. до совершения сделки по отчуждению своего дома, будучи его владельцем, мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законом. Кроме того, отчуждение дома осуществлено им по безвозмездной сделке - договору дарения. При таких обстоятельствах следует сделать вывод, что сама по себе сделка по отчуждению принадлежавшего Дёмину И.Ф. дома не была направлена на намеренное ухудшение своих жилищных условий, в результате которого он получил бы право на их улучшение, поскольку он имел такое право и до её совершения, и намеренности в его действиях не усматривается.

6 февраля 2013 года Рамешковский районный Суд Тверской области решил исковое заявление Дёмина И.Ф. удовлетворить полностью. Признать за Дёминым И.Ф. как за участником и инвалидом Великой Отечественной войны право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём. Обязать администрацию сельского поселения Высоково Рамешковского района Тверской области поставить Дёмина И.Ф. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана и инвалида Великой Отечественной войны Решение Рамешкосвкого районного суда Тверской области от 06.02.2013 по делу №2-43/2013.

Социальное обеспечение – система мер по материаль­ному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудо­способных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на мате­риальное обеспечение и социальное обслуживание в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты тру­доспособности, потери кормильца и в иных случаях, уста­новленных законом.

К основным видам социального обеспечения следует отнести:

· пенсионное обеспечение;

· систему пособий;

· систему профессионального обу­чения, трудоустройства и протезно-ортопедической помо­щи инвалидам;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной си­туации;

· социальную помощь семье и детям.

Важнейшей функцией социального обеспечения явля­ется выплата гражданам пенсий – ежемесячных денеж­ных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной дея­тельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регу­лируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федера­ции и другими нормативными актами.

Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенси­ям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа ра­боты. На общих основаниях пенсия по старости назнача­ется рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен­щинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с дли­тельной или постоянной фактической утратой трудоспо­собности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назна­чается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудо­способности. Пенсия по случаю потери кормильца на­значается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.

Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не име­ющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, по­терявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчи­ны и женщины).

Формой дополнительного социального обеспечения по­жилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Прези­дента Российской Федерации «О негосударственных пен­сионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элемен­тами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, разме­щение пенсионных резервов и выплата пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются пре­имущественно предприятиями и организациями-работода­телями;

2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;

3) фонды с совместным участием юридических и физи­ческих лиц.

В соответствии с законом Российской Федерации «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :

· по беременности и родам;

· единовременное женщинам, вставшим на учет в меди­цинские учреждения в ранние сроки беременности;

· единовременное при рождении ребенка;

· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· ежемесячное на ребенка.

Государственное единовременное пособие по многодет­ности выплачивается при рождении четвертого и последу­ющего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одино­ким матерям определяется на каждого ребенка и выпла­чивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Посо­бие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного посо­бия одиноким матерям.

По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Пер­вое выдается на основании больничного листка со дня ут­раты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного от­пуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Посо­бие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреж­дения..

Пособие по безработице исчисляется в процентном от­ношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет уста­новленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).

Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной служ­бы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назнача­ются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских по­казаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.

Пособия на детей военнослужащих срочной службы на­значаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и на­ходившихся на его иждивении членов семьи: детей, брать­ев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудо­способных супруга, родителей, де­душки, бабушки.

Важным видом социального обеспечения является сис­тема льгот. Социальные льготы – это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.


Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:

· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, быв­шие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федера­ции, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);

· по источникам финансирования (государственные вне­бюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населе­ния, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

В соответствии с законом Российской Федерации «О ве­теранах» ветераны труда пользуются определенными льго­тами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммуналь­ных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодо­рожным транспортом междугородного и пригородного со­общения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.

В соответствии с федеральным законом «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повы­шение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:

· осуществление льготной финансово-кредитной поли­тики в отношении специализированных предприятий, при­меняющих труд инвалидов;

· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;

· резервирование рабочих мест по профессиям, наибо­лее подходящим для трудоустройства инвалидов;

· стимулирование создания предприятиями, учрежде­ниями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;

· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

· создание условий для предпринимательской деятель­ности инвалидов;

· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.

Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными сред­ствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопеди­ческих изделий за счет средств федерального бюджета в поряд­ке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами те­лекоммуникационного обслуживания, специальными те­лефонными аппаратами.

Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Россий­ской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).

Социальное обслуживание – это совокупность соци­альных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:

· комплексные центры социального обслуживания;

· территориальные цен­тры социальной помощи семье и детям;

· центры социаль­ного обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов;

· социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· цент­ры экстренной психологической помощи по телефону;

· цен­тры (отделения) социальной помощи на дому;

· дома ночно­го пребывания;

· специальные дома для одиноких и преста­релых;

· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев­рологические интернаты, детские дома-интернаты для ум­ственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физи­ческими недостатками);

· геронтологические центры;

· кризис­ные центры и иные учреждения.

По желанию граждан пожи­лого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на по­стоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными служ­бами, система социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов включает в себя полустационар­ное социальное обслуживание в отделениях дневного (ноч­ного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное соци­альное обслуживание.

Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры соци­ального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлени­ем граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающих­ся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предостав­ление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

На оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию, направлено стационарное соци­альное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Одной из новых форм социального обслуживания яв­ляется развитие сети специальных жилых домов для оди­ноких пожилых граждан и супружеских пар с комплек­сом служб социально-бытового назначения (медицин­ского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досу­га и для трудовой деятельности).

Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, также являются объектом социального обеспече­ния. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалида­ми оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.

Система социального обеспечения занимает особое мес­то среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими про­цедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.

На социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является . В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Социальное обеспечение - 1) один из способов распределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса; 2) система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих (табл. 2.1):

  • - материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
  • - обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Характеристика социального обеспечения в России

Компонент

Цели социального обеспечения

Выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Выравнивание личных доходов в случае наступления социальных рисков.

Предупреждение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий наступления социальных рисков

Принципы

социального

обеспечения

Всеобщность социального обеспечения.

Общедоступность социального обеспечения.

Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений.

Целевое использование средств

социального

обеспечения

Экономическая.

Защитная.

Политическая.

Социально-реабилитационная.

Демографическая.

П роизводствснная

социального

обеспечения

Административно-правовой.

Гражданско-правовой

социального

обеспечения

Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье.

Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Основные виды страхового обеспечения

Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.).

Социальные услуги и льготы (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и Т.Д.).

  • 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  • 2) пенсия по старости;
  • 3) пенсия по инвалидности;
  • 4) пенсия по случаю потери кормильца;
  • 5) пособие по временной нетрудоспособности;
  • 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  • 7) пособие по беременности и родам;
  • 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Компонент

  • 9) пособие по безработице;
  • 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 11) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 12) пособие на санаторно-курортное лечение;
  • 13) социальное пособие на погребение;
  • 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Система социального страхования.

Система пенсионного обеспечения.

Система выплаты пособий и компенсаций.

Система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан

социального

обслуживания

Однократное.

Бессрочное

социального

обеспечения

Государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения.

Органы службы занятости (по пособиям по безработице).

Фонд социального страхования (ФСС).

Органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения.

Пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.).

Работодатели и т.д.

Бюро МСЭ, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления.

Суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности и т.д.

Основания правоотношений по социальному обеспечению

Объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеснеченность, сиротство и т.д.).

Волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей - опекунов, попечителей).

Акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения

К основным видам социального обеспечения относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
  • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
  • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
  • профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения но поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенном законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

  • 1) охрана социальных прав;
  • 2) защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав - совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав.

Под защитой социальных прав понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Социальные гарантии - обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии - обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права.

Социальные гарантии - социальные права в действии, реализованные социальные права. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота - отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости.

Нуждаемость - временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер.

Нуждаемость - такое состояние индивидов, которое возникает из неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит, быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом.

Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит, вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными.

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы:

  • - правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий - по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);
  • - правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенность данного вида правоотношений состоит в том, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.;
  • - правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

  • - по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;
  • - по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

  • - правоотношения но государственному социальному обеспечению;
  • - правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по повод}":

  • - назначения всех видов социального обеспечения;
  • - установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде. Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия нрава социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними.

Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный гражданин, а в некоторых случаях - семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение) и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по общему правилу, в сфере социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенность содержания правоотношений по социальному обеспечению состоит в том, что одна сторона - физическое лицо - имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на гот или иной вид социального обеспечения. До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги и т.д. ему не будут предоставлены, а значит, и не возникнет соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

Социальное обеспечение: что это?

Определение 1

Социальное обеспечение выступает в качестве предусмотренной законодательными органами власти системы, которая необходима для организации материального обеспечения и последующего обслуживания граждан, достигших определенного возраста (старости), а также в случае их болезни, частичной или полной утраты реализовывать трудовую деятельности, в случае потери кормильца. Также в рамки социального обеспечения вписываются семьи, в которых есть дети, но нет возможности обеспечить их полноценное существование (многодетные семьи, дети-сироты).

Право социального обеспечения – это отдельная отрасль российского права. Она представляет из себя целую совокупность норм, а также правовых статусов и институтов, которые регулируют отношения по материальному обеспечению за счет средств, хранящихся в государственных целевых внебюджетных фондах социального назначения. Иными словами, социальное обеспечение – это одна из распространенных адресных форм распределения материальных благ. Основная цель – удовлетворить наиболее жизненно важные личностные потребности:

  1. Физические – поддержка физического здоровья, помощь в обеспечении услугами здравоохранения;
  2. Социальные – бесплатное образование, услуги в различных бюджетных организациях;
  3. Интеллектуальные – обеспечение доступности образования на каждом этапе развития и обучения человека.

Данные потребности присущи практически всем – старикам, людям с ограниченными возможностями, детям, иждивенцам и вынужденным переселенцам, безработным. Но стоит отметить, что каждый человек имеет право получить помощь и быть обеспеченным в целях восстановления здоровья и для последующего корректного воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов. Социальное обеспечение является выражением работы в рамках социальной политики государства на данном этапе его развития и деятельности.

Таким образом, социальное обеспечение – это форма выражения свойств и действий социальной политики государства. Оно направлено на материальное обеспечение конкретных категорий граждан (стариков, инвалидов, сирот, иждивенцев, многодетных семей) из средств государственного бюджета, а также специально отведенных внебюджетных государственных фондов. Происходит это в случае наступления таких событий в жизни человека, которые могут подкосить его социальное положение и нанести вред его жизнедеятельности в целом. Главная характеристика социального обеспечения – это его адресность, поскольку перед тем, как давать согласие по заявлениям, поданным в органы социального обеспечения, необходимо произвести проверки по данному вопросу и выявить действительность положения человека, который обратился за помощью.

Организация социального обеспечения в современной России

Социальное обеспечение граждан производится в соответствии с мероприятиями, которые предусматриваются в рамках законодательства, а также в рамках социальной политики нашей страны. Сегодня в России к системе социального обеспечения необходимо отнести все виды пенсионных выплат и льгот, пособий, компенсационных выплат. Сюда же относятся следующие элементы социального обеспечения:

  • Социальное обслуживание граждан, наиболее нуждающихся в этом;
  • Медицинская помощь категориям граждан, финансирование дорогостоящих лекарств или операций из государственного бюджета, или фондов внебюджетных организаций;
  • Санаторно-курортное лечение для граждан, которые в большой степени нуждаются в этом по медицинским показаниям (вялотекущие хронические заболевания, послеоперационная реабилитация);
  • Льготы для отдельных категорий граждан (выплаты субсидий и пособий гражданам, наиболее нуждающимся в этом).

Социальное обеспечение может различаться по своим формам. При этом под формами в целом подразумеваются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения в условиях современности. К довольно специфическим признакам форм социального обеспечения следует отнести такие, как система органов, которые осуществляют непосредственное социальное обеспечения; способ аккумуляции денежных средств, которые используются для того, чтобы предоставить социальное обеспечение нуждающимся особым категориям граждан. В-третьих, нельзя не отметить круг субъектов, которые получают помощь и обеспечиваются за счет средств, выделяемых определенным финансовым источником. К тому же, здесь исследователями учитываются виды обеспечения, производящиеся за счет конкретного источника для конкретного круга объектов социального обеспечения.

Формы постоянно меняются, поскольку изменениям подвергается и система социального обеспечения, и курс политики в этом плане. Поэтому сегодня, когда речь идет о централизованных формах социального обеспечения, то их следует подразделять на такие, как:

  1. Обязательное социальное страхование граждан и особых категорий населения;
  2. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств – в данном случае оно предоставляется только особым категориям граждан, которые официально подтверждают свое сложное материальное и социальное положение;
  3. Смешанную форму социального обеспечения, которая принимается для определенных социальных субъектов. Здесь подразумевается финансирование и соответствующих фондов, социальная помощь в организации медицинского обслуживания, помощь в получении дополнительных услуг или финансового обеспечения (льгот, субсидий, пенсионных выплат и доплат к ним).

В настоящее время в России действует несколько фондов в качестве самостоятельных кредитно-финансовых систем. К ним относится Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также некоторые фонды обязательного медицинского страхования.

Замечание 1

В качестве основных поступлений для этих фондов выступают страховые взносы. Человек может обратиться в них и, в соответствии с законодательной системой, получить необходимую помощь, подтвердив перед этим документально свой социальный статус.