Источники формирования финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятий

В настоящее время многие предприятия вынуждены уделять все больше внимания на проблемы, которые связаны с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов искать новые источники для улучшения своего состояния, поэтому рассмотрение данной темы является актуальной.

Успешность развития каждой организации зависит от того, насколько она умеет управлять своими имеющимися ресурсами в условиях современного рынка, так как ее эффективность зависит не только от объема используемых и привлекаемых ресурсов но и от того как она умеет распоряжаться ими.

Можно выделить 3 вида основных ресурсов организации:

  • материальные ресурсы;
  • человеческие ресурсы;
  • финансовые ресурсы.

Рассмотрим подробнее что из себя представляют финансовые ресурсы организации. Финансы являются основой системы предпринимательства. Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Отметим, что финансовые ресурсы предприятий первоначально создаются от доходов поступающие в результате формирования акционерного капитала, производственно-предпринимательской деятельности, продажи и сдачи в аренду своего имущества, сбора паевых и уставных взносов, поддержки государства, получения страховых возмещений. Все вышеуказанные ресурсы в дальнейшем используются на выплату налогов, оплату труда, приобретение основных и оборотных средств, возврат долгов и осуществление расходов будущих периодов.

Более подробно источники формирования финансовых ресурсов рассмотрены на рисунке 1.

Рисунок 1 Источники формирования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы могут формироваться за счет:

  • собственных средств;
  • заемных денежных средств.

Собственные средства включают:

Предприятие прежде всего старается использовать внутренние (собственные) источники финансирования.

Формирование финансовых ресурсов происходит в момент основания предприятия, когда образуется уставный капитал. Уставный капитал представляет собой имущество предприятия, которое создается за счет вкладов учредителей. Поэтому стоит отметить, что эффективное использование уставного капитала, его организация, а так же управление им является одной из главных задач финансовой службы предприятия.

Добавочный капитал может включать результаты переоценки основных фондов, средства на пополнение оборотных фондов, эмиссионный доход, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные ценности.

Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, полученную в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Так же это прибыль, которая может использоваться для реинвестирования в производство. Предприятие, использующее только собственные финансовые ресурсы, имеет наивысшую финансовую устойчивость.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Его использование может помочь поднять финансовый потенциал развития предприятия, а так же возможность прироста финансовой рентабельности предприятия. Но крайне большой объем заемного капитала может привести к тому, что предприятие подвергнется к финансовому риску либо угрозе банкротства.

К заемному капиталу можно отнести банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал подразделяется на:

  • краткосрочный;
  • долгосрочный.

Отличительной чертой заемного капитала является то, что его можно получить от других организаций или физических лиц на условиях последующего возврата денежных средств, как правило, с уплатой процентов за временное пользование имуществом.

Как правило, заемный капитал сроком погашения до одного года относится к краткосрочному, а от одного года и более года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

Таким образом, подводя итог, нужно отметить что, эффективное формирование финансовых ресурсов в дальнейшем могут позволить предприятию своевременно инвестировать средства в новое производство, обеспечивать расширение и техническое оснащение предприятия, финансировать научные исследования и их разработку.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственны

1) уставный капитал;

2) амортизация;

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;

6) страховые резервы и прочие источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченны м источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии ценных бумаг;

3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

Прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

Непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

Источниками финансирования предприятия являются собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; средства, поступающие в порядке перераспределения (рис. 6).

Средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке, являются: кредитные инвестиции, доходы от продажи ценных бумаг, государственные субсидии.

Кредитные инвестиции это заемные средства, включающие кредиты банков, финансовые ссуды различных инвесторов, задолженности кредиторам, являются внешними источниками финансирования деятельности.

Заемные средства на долгосрочной основе (более года) обычно привлекаются для приобретения основных средств, а на краткосрочной (до года) для закупки товаров, ресурсов и пополнения оборотных средств.

Рис. 6. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Продажа собственных ценных бумаг, являясь средством, мобилизуемым на финансовом рынке, позволяет привлекать необходимые инвестиции для обеспечения деятельности предприятия или его развития.

Государственные субсидии предоставляются предприятиям решающим важные социальные проблемы, которые по объективным причинам в достаточной мере не компенсируются доходами.

Собственные и приравненные к ним средства состоят из доходов и амортизационных отчислений.

Собственные средства предприятия и приравненные к ним – это финансовые ресурсы, принадлежащие предприятию на правах собственности. Они являются основой для осуществления хозяйственной деятельности и включают доходы от реализации продукции, основных средств и финансовых операций, а также приравненных к ним амортизационных отчислений, которые обеспечивают прирост устойчивых пассивов.

Для пополнения собственных источников финансирования предприятие может получить доходы от продажи части своих основных средств, если они не используются или используются неэффективно.

Доходы от финансовых операций могут быть получены от предоставления в заем денежных средств, от размещения свободных денежных средств на депозитах, за счет курсовой разницы, при покупке и продаже валюты.

Амортизация это средства отчисляемые на возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции, следовательно, в цену продукции. Амортизационные отчисления осуществляются в соответствии с установленными законодательством нормативными сроками службы основных фондов и нормами отчислений. Они остаются в распоряжении предприятия. Призвание амортизации обеспечение простого воспроизводства.

Устойчивые пассивы занимают особое место среди источников финансирования деятельности предприятия. С позиций обязательств устойчивые пассивы являются внешними источниками, а с позиций возможности влияния менеджмента на порядок их уплаты относятся к внутренним источникам, поэтому их выделяют в качестве отдельного элемента финансирования деятельности предприятия.

Прирост устойчивых пассивов формируются за счет рассрочки уплаты по обязательствам. К нему относятся: авансы покупателей и заказчиков; задолженность по заработной плате работникам предприятия и органам социального страхования; резервы предстоящих расходов и платежей; временно свободные средства специальных фондов; прирост амортизационных отчислений; кредиторская задолженность (ваши долги за уже используемые ресурсы), арендная плата.

Например, заработная плата входит в цену каждой единицы проданной продукции, но выплачивается работникам только один или два раза в месяц, а в период между выплатами используется предприятием в своих целях. Также происходит с налогами и другими обязательными платежами, учтенными в цене товара, но уплачиваемыми только к определенному сроку.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, включают: средства страхового возмещения, а также дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов.

Средства страхового возмещения появляются у предприятия лишь при наличии страхования различных рисков: сделок, чрезвычайных ситуаций и т.п., как результат возмещения страховыми организациями понесенного предприятием ущерба.

Дивиденды и проценты по ценным бумагам появляются в случае приобретения предприятием акций и прочих ценных бумаг других эмитентов.

Выбор источников финансирования деятельности зависит от многочисленных факторов: объема продаж, природы рынков, сферы деятельности, специфики выпускаемой продукции, характера государственного регулирования и налогообложения, связи с финансовыми рынками и др.

При управлении финансами необходимо помнить, что увеличение амортизационных отчислений, за счет роста стоимости основных фондов, или выбора метода начисления амортизации ведет, при прочих равных условиях, к снижению прибыльности. Однако если при этом предприятие остается рентабельным, то общая сумма средств амортизационных отчислений и чистой прибыли, остающихся в его распоряжении, возрастает на большую величину, чем снижается прибыль.

Финансовые ресурсы – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных с расширением производства и экономическим стимулированием.

Финансовые ресурсы используются предприятиями в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Основными формами их существования являются основные и оборотные средства предприятия. По сути, финансовые ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Финансовые ресурсы находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.Источники финансовых ресурсов:- прибыль; - амортизация; - кредиторская задолженность; - денежные средства, полученные от продажи ценных бумаг; - вклады участников совместного предпринимательства; - кредиты и денежные займы и т.д.

Размер финансовых ресурсов предприятий зависит от объема производства, его эффективности и определяет возможности их использования на: - осуществление необходимых капитальных вложений; - авансирование в текущие инвестиции (в себестоимость);- увеличение оборотных средств; - выполнение финансовых обязательств; - инвестирование в ценные бумаги;- обеспечение потребностей социального характера, благотворительность и спонсорство.

Если внешние инвесторы вкладывают ден. средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлечённых собственных финансовых ресурсов. Часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота представляет собой капитал. По форме вложения различают предпринимательский капитал, вложенный в различные предприятия путем простых или портфельных инвестиций с целью получения прибыли и кредитный (ссудный) капитал – денежный капитал, предоставленный в кредит на условиях возвратности и платности.

Собственные финансовые ресурсы: - уставный капитал;- прибыль от финансовой деятельности;- амортизационные отчисления (для воспроизводства основных фондов);- добавочный капитал; - резервный фонд;- остатки резервного и страхового фондов;- средства, приравненные к собственным – устойчивые пассивы (задолженность предприятия перед поставщиками, работниками, бюджетом по налогам, по обязательным платежам внебюджетным фондам).

Прибыль.Не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления.

Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Амортизация представляет собой процесс переноса стоимости основных фондов на изготовленный продукт по мере износа. Амортизационные отчисления – элемент затрат предприятия на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т.к. включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного производства.

Устойчивые пассивы – это пассивы, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используются на законных основаниях. Они являются источником покрытия собственных оборотных средств в сумме прироста, т.е. разницы между их величиной на конец и начало периода. Сумма устойчивых пассивов может меняться. К устойчивым пассивам относят: - минимальная переходящая задолженность по оплате труда, отчислениям во внебюджетные социальные фонды;- минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей;- задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате (предоплате) продукции;- задолженность бюджету по некоторым видам налогов, начисление которых происходи раньше срока платежа.

Заемные финансовые ресурсы:- кредиты банков;- бюджетный кредит;- торговый кредит; - коммерческий кредит;- финансовый лизинг;- средства отраслевых централизованных резервов;- кредиторская задолженность, постоянная находящаяся в обороте.

Привлеченные финансовые ресурсы:- средства, полученные от эмиссии ценных бумаг;- от долевого участия в деятельности других предприятий;- страховые возмещения при наступлении страхового случая; - паевые и иные взносы членов трудового коллектива физических и юридических лиц;- благотворительная и спонсорская помощь и т.д.

Предприятия могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций, физических лиц, а также из бюджетов. Бюджетная помощь может выделяться в виде субвенций и субсидий. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов, данные средства являются частью собственного капитала предприятия.

Еще по теме 63. Внутренние и внешние источники формирования финансовых ресурсов предприятия.:

  1. 2. Состав собственного капитала и собственных финансовых ресурсов предприятия.
  2. 1.9.1. Экономическая сущность, классификация и принципы формирования финансового капитала предприятия
  3. 2. Финансовые ресурсы компании: понятие, назначение, роль.
  4. 17. Особенности формирования финансовых ресурсов на уровне домашних хозяйств
  5. Актуальные проблемы эффективного использования финансовых ресурсов предприятий
  6. 43. Антикризисное финансовое управление, сущность и классификация финансовых кризисов предприятия
  7. Финансовый механизм инвестиционной деятельности предприятий.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Принципы

самостоятельность предприятий в финансовой сфере - этот принцип ограничен правами государственных и муниципальных органов, но эти ограничения строго зафиксированы законодательством

принцип планирования и прогнозирования – осуществляется на основе лимитов, которые спускаются в форме планов заказов

принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия – в соответствии с этим принципом затраты на производство и реализацию продукции осуществляются за счет собственных средств получаемых в результате хозяйственной деятельности.

принцип ответственности предприятий – предприятия несут ответственность за результат деятельности предприятия, такая ответственность может быть предусмотрена в рамках ГП, АП, УП

принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия от финансовых ресурсов государства и муниципальных образований – согласно ГК РФ имущество унитарных предприятий не входит в состав государственной или муниципальной казны.

следует отметить, что в РФ законодательстве не имеется НПА, которым регулировались в целом вопросы правового режима финансовой деятельности.

ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях в значительной мере устранил имеющиеся пробелы в имеющейся сфере.

Детальное регулирование на законодательном уровне получили лишь предприятия возникающие лишь в отношении предприятия.

Что же касается порядка формирования и использования финансовых ресурсов унитарных предприятий, взаимоотношений этих предприятий и ряд других аналогичных вопросов, эти вопросы регламентируются нормативными актами разного уровня, главным образом это НА Правительства и НА министерств и ведомств.

Существенное значение по регулированию предприятий имеют уставы. Эти уставы утверждаются Правительством РФ и Правительством субъектов Федераций администрациями МО.

47. источники финансовых ресурсов предприятий. прибыль предприятий и порядок ее распредеения

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) уставный капитал;

2) амортизация;

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;



6) страховые резервы и прочие источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии ценных бумаг;

3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

Прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

Непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

2. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях

Важнейшим показателем и критерием эффективности финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий заключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет.

В Российской практике финансовой деятельности предприятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балансовую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прибыль в целях налогообложения и т. д.

Валовую прибыль предприятия Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»1 определял как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (ст. 2).

Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия.

Распределению подлежит часть прибыли, оставшаяся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности.

Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов: накопления, потребления, резервного и социального развития.

Государство в лице собственника унитарных предприятий оказывает и косвенное влияние на процесс распределения свободной прибыли, например посредством предоставления налоговых льгот, стимулируя ее вложение в уставный капитал, основные средства, во внебюджетные фонды Российской Федерации и т. д.

Прибыль казенных предприятий имеет более жесткий правовой режим, обусловленный особенностями государственного имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов определено направление прибыли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятельной предпринимательской деятельности на финансирование плана-заказа и плана развития следующего года, на другие производственные цели, а также на социальное развитие. Прибыль на указанные цели распределяется по отдельным фондам, а нормативы ежегодно устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. После обязательных фондовых отчислений сво-бодный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Основная задача распределения прибыли казенных предприятий - материальное обеспечение воспроизводственных процессов для дальнейшего выполнения государственных заказов.

48.Понятие и система государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы зачисляются соответственно в местные бюджеты и местные внебюджетные фонды. Действующее законодательство позволяет сделать вывод о единстве государственных и муниципальных доходов, что означает законодательное установление всех видов доходов и использование одних и тех же видов денежных поступлений при формировании как государственных, так и муниципальных доходов.

2. Система государственных и муниципальных доходов

Государственные и муниципальные доходы составляют единую систему, состоящую из многообразных видов доходов.

По экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним доходам - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

К доходам бюджетов в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Ст. 41 Бюджетного кодекса РФ - Виды доходов бюджетов

По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяют на собственные и заемные. Собственными доходами являются различные виды платежей, которые в соответствии с законодательством обращаются в полное владение, пользование и распоряжение Российской Федерации в целом, субъектов РФ или муниципальных образований. К этой группе относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, добровольные поступления и т. п. Заемными доходами являются средства, полученные в результате осуществления государственной или муниципальной кредитной деятельности. В качестве кредитных ресурсов могут выступать денежные средства банков, физических и юридических лиц.

В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы бывают централизованные и децентрализованные. Централизованными являются доходы, зачисляемые в бюджеты или внебюджетные фонды.К децентрализованным государственным и муниципальным доходам относятся доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и самостоятельно используются.

Подразделение государственных и муниципальных доходов на централизованные и децентрализованные позволяет рассматривать их в широком и узком аспектах. В широком аспекте государственные (местные) доходы охватывают доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных (местных) фондов, а также доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, остающиеся в их распоряжении. В узком аспекте государственные (местные) доходы включают доходы государственной бюджетной системы и государственных (местных) внебюджетных фондов, т. е. казну государства или муниципального образования.

По территориальному уровню доходы подразделяются на федеральные, субъектов РФ, муниципальных образований.

По методам аккумуляции государственные и муниципальные доходы подразделяют на обязательные и добровольные.

49.Неналоговые доходы государства и муниципальных образований.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, - это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.

Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.

К ним относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

Проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

Перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

Платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

Поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

Доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Административные платежи и сборы:

Таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;

Сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

Поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

Санкции за нарушение порядка применения цен;

Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче-материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

Поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление - обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ.

Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

50.Налоговое право Российской Федерации: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права.

налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер.

1.Место и роль налогового права в системе российского права

Еще одним важным теоретическим вопросом, имеющим большое практическое значение, является вопрос о месте налогового права в системе российского права.

В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, - В.В. Гуреев, Е. Покачалова) определяли налоговое право как "институт финансового права", "институт финансового права - ... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития".

Затем, в 1997 г., Н.И. Химичева отмечает, что "в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль".

Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.

Определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, следует отметить, что:

во-первых, налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода;

во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод;

в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового не является единственно возможным. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что "в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль". С этой позицией согласен и В.И. Гойман: "По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)".

Таким образом, под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как самостоятельно формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права.

2. Принципы (основные начала) налогового права

К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:

всеобщность налогообложения;

податное равенство;

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов и сборов;

конституционность налогообложения;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.

Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона.

Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.