Какой самолет считается прадедушкой современных стратегических бомбардировщиков. Стратегическая авиация россии

, отцом бомбардировочной авиации справедливо считают итальянского генерала Джулио Дуэ. Именно он в период Первой мировой войны и последующие десятилетия защищал предложенную им концепцию воздушной войны. Во главу этой концепции ставились бомбардировщики. Генерал полагал, что массированные налеты бомбардировочной авиации станут главным залогом успеха в любой войне. Хотя при жизни генерала (Дуэ скончался в 1930 году) концепция воздушной войны не была оценена по достоинству, в наше время она считается верной.
Это наглядно показывают такие военные операции, как «Буря в пустыне» (1991 год) или бомбардировки блоком НАТО Югославии в конце 1990-х годов. Правда, сейчас армады «летающих крепостей» заменили многофункциональные истребители и относительно дешевые . Есть ли будущее у сложных и дорогих в эксплуатации стратегических бомбардировщиков – титанов холодной войны?
В период противостояния США и СССР им отводилась простая и понятная роль: в случае вступления Холодной войны в горячую фазу они должны были превратить территорию врага в «радиоактивный пепел». Крылатые машины входили в так называемую ядерную триаду, включавшую в себя ядерные боеголовки наземного, морского и воздушного базирования.

Бомбардировщик будущего, беспилотный гиперзвуковой летательный аппарат, совершил второй испытательный полет, во время которого был потерян в верхних слоях атмосферы, после отделения от ракеты Минотавр

Стратегический бомбардировщик по умолчанию является межконтинентальным, и его дальность должна превышать 5 тыс. км. Основу арсенала этих машин раньше составляли свободнопадающие бомбы и крылатые ракеты с ядерными БЧ (боевыми частями). Окончание Холодной войны ознаменовалось переломом военной стратегии, в рамках которой большое число носителей ядерного оружия оказалось ненужным. Если раньше на вооружении ВВС США находились сотни бомбардировщиков, то теперь их количество исчисляется десятками единиц.

Сейчас американцы имеют в своем распоряжении

  1. 65 «стратегов» B-52H
  2. около 60 B-1B Lancer
  3. 19 невидимок B-2.

ВВС России располагают

  1. 16 бомбардировщиками Ту-160
  2. 30 устаревшими турбовинтовыми Tу-95МС/МСМ.
  3. Продолжают нести службу дальние Ту-22МЗ.

Европейцы от стратегических бомбардировщиков отказались вовсе.
Сейчас, когда весь цивилизованный мир старается сократить свои ядерные арсеналы, стратегические бомбардировщики спешно переквалифицировались для решения тактических задач. Например, В-1 В может нести до 24-х новейших крылатых ракет AGM-158 JASSM, что делает его мощнейшим тактическим боевым самолетом в мире.

Стратегический бомбардировщик В-1В

В-52Н и В-2А также могут похвастаться широким арсеналом управляемого вооружения, что в сумме с продвинутыми прицельными комплексами (такими как Sniper ATP), делает их грозным оружием в любом локальном конфликте.

Стратегический бомбардировщик В-52Н стоят на вооружении ВВС США почти 60 лет!

Новые бомбардировщики 21 века фото , что бы там ни говорили, а американские военные умеют считать деньги: за один боевой вылет тот же В-1В может уничтожить танковую дивизию или стереть с лица земли большой лагерь боевиков. Здесь нужно учесть, что у США имеется большой арсенал относительно недорогих управляемых боеприпасов, таких как комплексы JDAM.

Погрузка крылатой ракеты AGM-158, B-1B может нести таких до 24-х штучек

В силу всего вышесказанного становится понятно, что будущее у бомбардировщиков есть. Хотя, конечно, в большинстве случаев дешевле использовать или .

Отечественный стратегический бомбардировщик Ту-160 фото

Бытует мнение, что отечественный стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 - это копия американского В-1. Это не совсем так, поскольку данные самолеты имеют весомые различия. С другой стороны, при создании Ту-160 советские инженеры использовали опыт заокеанских коллег и пошли по пути, уже проложенному американцами (речь, в частности, идет об использовании крыла изменяемой стреловидности).

Новые бомбардировщики 21 века фото , в СМИ не раз просачивалась информация о возможной модернизации российских стратегических бомбардирощиков Ту-95МС и Ту-160 . Предполагалось расширить тактические возможности машин за счет включения в их арсенал неядерного оружия (на сегодня они имеют возможность бомбежки, только бомбами свободного падения ). Речь шла, в частности, о крылатых ракетах Х-555 и Х-101. Дальность пуска последней может достигать 5500 км. Ракету Х-101 должны были принять на вооружение ВВС РФ в 2013 году но достоверных сведений об этом нет даже сегодня .
Весьма оригинальный взгляд на бомбардировщик будущего представили военные эксперты из США. Они предложили модернизацию В-1 В до уровня В-1 R, где «R» означает «региональный». Проект ставит перед собой цель максимально расширить потенциальные возможности крылатых машин, сделав В-1 R самым многофункциональным бомбардировщиком в мире.

Стратегический бомбардировщик B-1R, r означает «региональный»

Кроме привычных высокоточных управляемых бомб и ракет он получит возможность брать на борт десятки . Это могут быть или перспективные ракеты. Самолет представляет собой некий «воздушный крейсер», способный в одиночку уничтожить эскадрилью врага. Тяжелый и неповоротливый В-1 R будут прикрывать истребители сопровождения. Возможен вариант, при котором задача сбора и обработки информации будет лежать на малозаметных . Они будут передавать В-1 R информацию о противнике в режиме реального времени, а тот, в свою очередь, займется распределением целей и наведением на них ракет.
Говорить о возможности реализации проекта рано, и сроки создания В-1 R не определены. Предположительно, самолет будет оснащен улучшенной авионикой и двигателями Pratt & Whitney F119 ( . Бомбардировщик сможет развивать максимальную скорость - 2,2 М (число Маха), но дальность его полета по сравнению с В-1 В, будет на 20% меньше.

И хотя концепция любопытна, шансы на ее реализацию невелики. Действующая администрация США стремится любыми путями сократить военные расходы. Ранее американцы уже отказались от тактического бомбардировщика Lockheed Martin FB-22, созданного на базе . Военные приоритеты руководства США очевидны: это истребитель F-35 и ряд . Другие амбициозные проекты будут финансироваться опционально.

Boeing B-52 Stratofortress – срок службы в ВВС США около 60 лет, являются основными самолетами дальней бомбардировочной авиации США и будут оставаться на вооружении до 2040 года

Boeing B-52 Stratofortress - настоящий долгожитель. Эти легендарные машины стоят на вооружении ВВС США почти 60 лет! Бомбардировщики В-52 производились с 1952 по 1962 годы, - за этот период было выпущено 744 машины. За долгие годы службы они неоднократно модернизировались и даже сейчас представляют собой современные боевые комплексы. Более того, В-52 являются основными самолетами дальней бомбардировочной авиации США и будут оставаться на вооружении до 2040 года.

Новые бомбардировщики 21 века фото , за последние два десятка лет ничто так не повлияло на военную авиацию, как стелс-технология. Рассуждать о ее «неэффективности» и «дороговизне» столь же неразумно, как и доказывать превосходство винтовых самолетов над реактивными. Очевидно, учитывая уровень развития , пережить войну будущего смогут только малозаметные самолеты.
Самым передовым и технологически совершенным стратегическим бомбардировщиком является американский дозвуковой Northrop В-2 Spirit. Он доказал свою эффективность в Югославии, Ливии, Ираке и Афганистане.

Стратегический бомбардировщик В2, B-52 прообраз "стратега" будущего, как бы мы не смеялись над его "невидимостью"

Особенностью В-2 стала и его цена: без учета научно-исследовательских работ стоимость самолета превышала 1 млрд долларов за «штуку». Но это не говорит о том, что самолет плох. Просто он создавался исходя из философии Холодной войны, когда на первое место ставились характеристики, а не цена боевой машины. Уже в 1990-е высокая стоимость В-2 привела к тому, что из планировавшихся к постройке 132 самолетов этого типа было закуплено лишь 20(!).

В целом роль В-2 сложно переоценить - самолет стал прообразом бомбардировщика будущего, который сменит как устаревающие В-1 В и В-52, так и сам В-2 Spirit. Как известно, последний был создан по аэродинамической схеме «летающее крыло», - именно по этой схеме будет построен и бомбардировщик нового поколения. По пути создания дозвукового бомбардировщика-невидимки пошли не только США, но и Россия . Это доказывает, что концепция В-2 в нынешних условиях является наиболее правильной.
В 1990-е годы американцы планировали заменить авиапарк "стратегов" на единый сверхзвуковой 2037 Bomber. Но старение авиапарка побудило руководство США начать программу «промежуточного бомбардировщика», который сможет подняться в небо уже в 2018 году. Next-Generation Bomber (название программы) виделся в качестве удешевленного аналога В-2 Spirit. i.

Проект NGB Boeing/Lockheed Martin

Согласно требованиям, стоимость NGB не должна превышать 550 млн долларов за самолет. Полезная нагрузка NGB - порядка 12 тонн, а его боевой радиус действия составляет 3800 км. Для сравнения, В-2 может брать на борт до 22 тонн боевой нагрузки, а боевой радиус Spirit-а равен 5300 км. Но с учетом более чем в два раза меньшей стоимости, NGB видится более целесообразным. Если же говорить о предполагаемых расходах на эксплуатацию, то новый бомбардировщик будет значительно экономичней своего старшего брата. Еще один важный момент: NGB видится его создателям как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. Это выгодно отличает новый самолет от В-2.

В 2012 году программа претерпела ряд незначительных изменений и была переименована в LRS-B (Long Range Strike Bomber). В 2014 году на проект планировалось выделить 379 млн долларов - в разработке задействованы специалисты из компаний Northrop Grumman, Boeing и Lockheed Martin. Особенностью самолета станет то, что он будет создан по модульной концепции.

Проект LRS-B от Northrop Grumman

Это означает, что, в зависимости от ситуации, LRS-B сможет брать на борт разведывательное оборудование, средства радиоэлектронной борьбы и, конечно же, различное вооружение класса «воздух-поверхность». Один из главных интересующих специалистов аспектов заключается в уровне малозаметности LRS-B. Однако ответить на этот вопрос (а также на ряд других важных вопросов) можно будет не раньше принятия самолета на вооружение. Его хотят «поставить на крыло» в 2025 году, а всего ВВС США получат в свое распоряжение от 80 до 100 машин этого типа.

Нельзя пройти мимо новейшего проекта подразделения Skunk Works корпорации Lockheed Martin - гиперзвукового самолета SR-72. Его название является прямой отсылкой к знаменитому самолету-разведчику SR- 71 Blackbird. Главным назначением новой машины, как понятно, станет разведка. Впрочем, насколько можно судить, рассматривается и вариант создания ударной модификации SR- 72. Основная особенность самолета в том, что он сможет развивать скорость 6 М. Она будет достигаться за счет силовой установки, которая объединит в себе традиционные реактивные двигатели и гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели.

Разведчик Lockheed Martin SR-72

Самолет SR-72 станет беспилотным и сможет нанести удар по территории врага намного быстрей, чем другие бомбардировщики, стоящие на вооружении ВВС США. Правда, говорить о перспективах детища Lockheed Martin непросто. С его главной задачей (ведением разведки) уже давно хорошо справляются спутники. А еще в планах американцев - строительство множества более дешевых разведывательных БПЛА. Иными словами, не факт, что для SR-72 найдется ниша.

Новые бомбардировщики 21 века фото , о замене парка всерьез подумывает Россия. Как мы уже говорили, стратегическая авиация ВВС РФ представлена такими машинами, как Ту-160 и Ту-95МС. В разное время ходили слухи о модернизации этих самолетов, но большая часть из них так и осталась на бумаге. Сейчас бомбардировщики являются носителями крылатых ракет Х-55 с ядерными БЧ. В то же время возможности по применению неядерных средств поражения остаются минимальными и представлены, в основном,свободнопадающими бомбами. Тактические возможности этих машин также резко ограничивает отсутствие современных прицельных средств.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Все это вместе со старением авиапарка вынудило руководство страны начать роботы над проектом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации ). Созданием самолета сейчас занято конструкторское бюро ОАО «Туполев». Ранее председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин рассказывал о планах сконструировать «не имеющий аналогов гиперзвуковой бомбардировщик». Это заявление окончательно потеряло актуальность, когда командование ВВС избрало схему «летающее крыло» (дело в том, что построенный по этой аэродинамической схеме самолет является дозвуковым по определению ). Так что Россия пошла по пути создания удешевленного аналога В-2. Самолет будет сравним по характеристикам с LRS-B, но отечественная машина появится несколько позже.
В 2012 году командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев заявил, что ПАК ДА поступит в ВВС в 2020 году. Этот прогноз выглядит маловероятным - более реалистичной датой поступления машины в части видится середина или даже конец 2020-х годов .
Эксперты полагают, что взлетный вес машины может превышать 120 т, а дальность полета достигнет 10 тыс. км, максимальная скорость составит около 950 км/ч. Известно, что двигатель для боевого самолета будет создан на базе силовой установки Ту-160. В Объединенной двигателестроительной корпорации объяснили, что «это будет новый двигатель на базе унифицированного газогенератора НК-32 второго этапа». Он будет создан усилиями компании ОАО «Кузнецов». Понятно, что фото пока нет, ну или пока нам недоступно.

Новые бомбардировщики 21 века фото , представить то, как будет выглядеть стратегический бомбардировщик через десять или пятнадцать лет, можно без труда. Намного сложней вообразить себе боевую машину далекого будущего. И здесь можно выделить два аспекта: повышение летных характеристик и упор на беспилотники. Если первые самолеты, построенные по технологии стелс, не блистали своими характеристиками, то бомбардировщик будущего будет не только малозаметным, но и гиперзвуковым. Если кому то картинки покажутся футуристическими, гляньте вверху на B-2 Spirit, запущен в серию более четверти века назад, и уже снят с производства.

Концепт самолета, построенного по схеме «летающее крыло»

Гиперзвуковой считают скорость, превышающую 5 М. Для достижения таких скоростей нужен особый гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД). Он является вариантом прямоточного воздушно-реактивного двигателя, отличающимся сверхзвуковой скоростью потока в камере сгорания. Дело в том, что когда речь идет о большой скорости полета, нужно избегать торможения приходящего воздуха и осуществлять сжигание топлива в сверхзвуковом воздушном потоке.

Гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2

Еще одна часть инициативы «Быстрый глобальный удар» - гиперзвуковой летательный аппарат Advanced Hypersonic Weapon. Разработка ведется под эгидой Сухопутных войск США.

X-51A гиперзвуковой полет. Работает на ГПВРД двигателя Pratt Whitney Rocketdyne SJY61, ускоряется до 6 мах

Высокоточный боевой блок AHW имеет биконическую форму и четыре аэродинамические поверхности. Ддя поражения цели на удалении в 6 тыс. км ему потребуется не больше 35 мин. Есть мнение, смотрим тут =>> , летящего с гиперзвуковой скоростью.

Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.

Здесь находятся Ту-95мс - турбовинтовой стратегический бомбардировщик, один из символов холодной войны, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт.

Ту-95мс



Знакомьтесь, турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95мс. Это самый быстрый винтовой самолёт, ставший символом холодной войны. Также, это единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик.
Бомбардировщик называют стратегическим, если он обладает дальностью действия свыше 5 000 км и способен применять ядерное оружие. 30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса. Бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.



Мощь и основа стратегической авиации России:



На каждом двигателе установлено по два четырёхлопастных винта:



Двухствольная авиационная пушка ГШ-23. Дальность эффективной стрельбы - 2 км:



В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в 30-х годах, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-95МС называют в честь городов:



Кабина Ту-95мс:



Экипаж из 7 человек располагается в двух гермокабинах:



Самолеты Ту-95 оснащены двигателями НК-12, которые до сих пор являются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире. Винты имеют диаметр 5.6 метра - это больше, чем диаметр стандартного тоннеля московского метрополитена!



Необычайно эффектно! Ту-95 - один из самых шумных самолетов в мире, но это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов:





Ту-95мс готовятся к вылету. По взлетному полю растекается мощный гул турбовинтовых двигателей:



Когда такая машина взлетает, пролетая в десятках метров от тебя, появляется такой детский и искренний восторг, что хочется кричать и прыгать от радости. Фотографией этого никак не передать:




Включенные носовые прожекторы нужны для отпугивания птиц, которые воспринимают два огонька за глаза хищника.





Ту-160

Гвоздь сегодняшней программы - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла Ту-160:




Размах крыла - 55.7 метра, максимальная взлётная масса - 275 тонн, максимальная скорость - 2 230 км/ч:



Суммарная мощность двигателей на форсаже - более 100 000 л. с.:



Взлет:




Российские летчики прозвали этот «белым лебедем» за его надёжность, красоту и грациозность. Американцы дали ему другое название - «Чёрный валет» - за его неуязвимость для систем ПВО и возможность нанести внезапный удар. Белый лебедь:



Всего с 1984 года было произведено 35 таких самолетов. Стоимость одного - около 7.5 миллиардов рублей.



Взлеты потрясают. Ты ощущаешь всем телом звук и вибрацию их двигателей, а потом тебя сдувает теплым порывом воздуха, смешанного с запахом керосина.


Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 и истребитель Су-27 / Фото: Global Look Press

Летчики бомбардировочной авиации России говорят: «Когда враг нас видит, молиться уже поздно». Правда, с появлением высокоточного оружия самолет-носитель можно и не увидеть - в Сирии, например, фронтовая авиация работает с высот 5-6 километров без ущерба для меткости. Самолеты Дальней авиации с крылатыми ракетами X-101 вообще могут стрелять, не покидая воздушного пространства РФ - куда надо, ракета долетит сама. Предлагаем рассказ о наиболее выдающихся российских бомбардировщиках.

Су-34

В отличие от предшественников, фронтовой бомбардировщик Су-34 способен не только уничтожать наземные цели, но и постоять за себя в воздушном бою. На законцовках крыльев самолета находятся контейнеры со станциями радиоэлектронной борьбы «Хибины» - они укрывают самолет электронным облаком, делая его невидимым для вражеских радаров, и морочат головки самонаведения зенитных ракет. Свою эффективность «Хибины» доказали в апреле 2014 года, отключив в Черном море систему боевого управления американского эсминца «Дональд Кук». Для ближнего боя в носу спрятана 30-миллиметровяа пушка.

Дальность и скорость полета Су-34 увеличены до 4000 км и 1900 км/ч соответственно, - на борт самолет может принимать до восьми тонн боевой нагрузки. Существенно улучшились условия работы экипажа: просторная кабина, удобное управление, многофункциональные цифровые индикаторы вместо множества стрелочных приборов. Попадают в кабину снизу, что намного удобнее, например, в дождь. В Су-24 летчики забирались через верх, откинув фонари, и в ненастье или снег их кресла оказывались мокрыми. «Иномарка», - нахваливают новый самолет пилоты.

Прицельно-навигационный комплекс позволяет применять оружие с безопасных высот, не входя в зону действия ПВО противника. При этом само оружие не обязательно должно быть высокоточным. Одна хитрая подсистема бортового компьютера Су-34 учитывает массу факторов: высоту скорость, направление ветра, атмосферное давление и много чего еще, - выдавая в итоге оптимальную точку сброса. С такой автоматикой даже старые советские бомбы, никакой электроникой не оснащенные, ложатся точно в цель с заоблачных высот.

Ту-22

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения. Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью в мегатонну. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся. Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-101 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 5 метров.

На сегодняшний день лишь в двух государствах на планете имеются особые военно-воздушные силы, которые получили наименование стратегической авиации. Понятно, что этими государствами являются США и РФ. Стратегическая авиация, как правило, располагает на борту ядерным оружием и с легкостью сможет наносить удары по врагам, находящимся на расстоянии в несколько тысяч километров.

Стратегическую авиацию раньше всегда считали элитной. Такой она и остается в глазах американского и советского, а теперь уже и российского военного командования. Подводные ракетоносцы и межконтинентальные ракеты с наземным базированием все они вместе со стратегической авиацией входят в состав так называемой ядерной триады. Вся эта мощь в течение уже многих десятилетий является главной действующей силой в глобальном сдерживании.

Невзирая на то, что внимание к стратегическим бомбардировщикам, а точнее к их значимости в последнее время немного поубавилось, тем не менее, они все еще остаются немаловажным обстоятельством для поддержания паритета между Россией и Соединенными Штатами.

В наши дни перечень заданий, для исполнения которых могут задействовать стратегическую авиацию, значительно расширился.

Теперь стратегической авиации приходится успешно заниматься освоением обычных видов боеприпасов вместе с высокоточным оружием. Как Соединенные Штаты, так и Россия довольно-таки энергично пользуются стратегическими бомбардировщиками, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары в Сирийской Республике.

На сегодняшний день российская и американская стратегическая авиация располагает в своем арсенале самолетами, разработанными и построенными еще в 50-60-х годах минувшего века. Не так давно в Соединенных Штатах приступили к работам по созданию новейших стратегических бомбардировщиков, которые предполагается принять на вооружение до 2025 года.

Работы над аналогичной программой ведутся и в России. Новому стратегическому бомбардировщику пока не дали названия. Все, что имеется — это аббревиатура ПАК ДА, означающая работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Разработками занимаются в Конструкторском Бюро имени Туполева. Новая машина, как предполагается, должна быть принята на вооружение так же, как и в США до 2025 года.

Особо подчеркивается, что ПАК ДА не является проектом по модернизированию имеющихся в настоящее время стратегических бомбардировщиков. Это разрабатывание совершенно нового самолета с применением самых современных технологий, которыми в настоящее время располагает авиастроение.

Тем не менее, перед тем перейти к ознакомлению с ПАК ДА не мешало бы ознакомиться с боевыми машинами, которые находятся на сегодняшний день в арсенале российской и американской стратегической авиации.

Положение и перспективы современной стратегической авиации США и РФ

Американские стратегические бомбардировщики

На сегодняшний день американская стратегическая авиация обладает тяжелыми бомбардировщиками B-52 и B-2 Spirit, а кроме того и еще одним самолетом: бомбардировщиком В-1В Lancer. Его специально разрабатывали для того, чтобы наносить ядерные удары по вражеской территории. Однако в середине 90-х годов американским стратегическим силам пришлось распрощаться с ним, так как его вывели из их состава.

Бомбардировщики В-1В считаются подобием российских реактивных Ту-160, при этом уступают последним по своим размерам. По имеющимся сведениям, которые предоставлялись американским Госдепартаментом в январе текущего года, боевое дежурство продолжают нести 12 бомбардировщиков В-2, а также 73 самолета В-52 с модификацией Н.

На сегодняшний день бомбардировщики В-52, разработанные еще в 50-60-х годах, являются основой стратегических сил Соединенных Штатов. Эти самолеты несут крылатые ракеты AGM-86B ALCM, на которых могут устанавливаться ядерные боевые части. Бомбардировщики обладают дальностью полета, которая превышает 2750 км.

Бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми технологичными и самыми дорогими самолетами на планете. Их цена значительно больше астрономических двух миллиардов долларов. Первые бомбардировщики были изготовлены еще в 80-х годах. Однако спустя десятилетие программу пришлось закрыть. Как оказалось, с такой высокой стоимостью не смогли справиться даже Соединенные Штаты.

В течение этого времени успели изготовить двадцать одну машину В-2. Бомбардировщики выполнены с применением «стелс»-технологий, которые обладают самым низким электронным парамагнитным резонансом в мире. Он значительно ниже, чем располагают небольшие «стелсы» типов F-35 и F-22. Бомбардировщики B-2 Spirit имеют лишь свободнопадающие бомбы, вследствие этого они малоэффективны против неприятелей, имеющих в своем распоряжении продвинутые системы ПВО. В частности, российским ЗРК С-400 легко обнаружить бомбардировщики В-2.

Таким образом, самолеты B-2 Spirit являются довольно-таки «странными» бомбардировщиками. Невзирая на астрономические цены, их боевая результативность при наступлении возможного ядерного конфликта была бы весьма неоднозначной.

Бомбардировщики B-1B Lancer также не способны вооружаться стратегическими крылатыми ракетами. Хотя если говорить более точно, арсенал американской армии на сегодняшний день не располагает подобным оружием, подходящим для этих самолетов.

В наши дни эти бомбардировщики используются главным образом при нанесении ударов с помощью обычных видов боеприпасов. Не исключено, что их можно вооружить свободнопадающими бомбами с ядерными боевыми частями. Тем не менее, вряд ли эти бомбардировщики смогли бы проникать на глубину территории противника, обладающего серьезными ПВО.

Какими же перспективами обладает американская стратегическая авиация? В 2015 году авиастроительная компания Northrop Grumman, которая создала В-2 Spirit, выиграла еще один тендер, объявленный министерством обороны Соединенных Штатов для постройки новых американских стратегических бомбардировщиков, которые планируется называть B21.

Работы над разработкой этих машин начали проводить по программе LRS-B. Аббревиатура расшифровывается как Long-Range Strike Bomber, что в свою очередь можно перевести «Дальний ударный бомбардировщик». Сегодня уже ни для кого не является секретом, как будут выглядеть новые бомбардировщики.

Так же как и В-2 Spirit, новую машину будут выполнять по схеме «летающего крыла». Военное ведомство требует, чтобы новый самолет был еще меньше виден радарами, а его стоимость мог бы осилить американский бюджет. Выпускать новейшие бомбардировщики намереваются начать в следующем десятилетии. Американские военные пока планируют закупить сотню новейших В21, а в дальнейшем всецело заместить ими В-52 и В-2.

Новые бомбардировщики по замыслу их разработчиков смогут осуществлять боевые вылеты, как управляемые экипажем, так и в беспилотном состоянии. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов долларов.

Российские стратегические бомбардировщики

Российские ВВС на сегодняшний день располагают двумя тяжелыми бомбардировщиками: Ту-95 модификации МС и «Белым лебедем» — Ту-160.Самыми массовыми стратегическими бомбардировщиками в отечественных ВВС являлись турбовинтовые Т-95 «Медведи», первый вылет которых был осуществлен еще во времена Сталина в 1952 году. Хотя, следует подчеркнуть, что бомбардировщики, которыми пользуются в наши дни, имеют отношение к модификации «М» и их создали еще в 80-х годах.

Таким образом, получается, что основной арсенал Ту-95 даже младше, чем американские бомбардировщики В-52. К этому можно добавить то, что в течение последних лет уже приступили к модернизированию этих самолетов до модифицирования «МСМ». Запланировано модернизирование 35 самолетов, а это в свою очередь поспособствует принятию на борт новейших крылатых ракет Х-101/102.

При всем при том даже не прошедшие модернизирование «Медведи» смогут принимать на борт КР Х-55СМ с дальностью действия до 3500 км, а также потенциалом для установления на них ядерных боевых частей. Ракеты Х-101/102 могут преодолевать до 5500 км. На сегодняшний день у российской армии имеется 62 единицы Ту-95.

Вторым самолетом, который в наше время пребывает в эксплуатации российских ВВС, считается Ту-160. Вообще это сверхзвуковые бомбардировщики, имеющие изменяемую геометрию крыла. Российские ВВС располагают шестнадцатью подобными самолетами. Эти сверхзвуковые бомбардировщики также могут вооружаться крылатыми ракетами типов Х-101/102 и Х-55СМ.

На сегодняшний день уже приступили к выпуску модификации самолетов типа Ту-160М. Это первые бомбардировщики этой модификации, которые были переданы ВКС РФ в августе текущего года. На этих бомбардировщиках установлены новые комплексы с бортовой электроникой, а кроме того ведутся работы по созданию модификаций типа Ту-160М2. На новейших модификациях машин, наряду с крылатыми ракетами, может быть задействовано и применение свободнопадающих авиабомб.

Невзирая на ведущиеся работы по модернизированию Ту-160, в Конструкторском Бюро имени Туполева идет продвижение проекта с новым бомбардировщиком ПАК ДА. Как уже упоминалось, предполагается запуск серийного их производства до 2025 года.

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2019 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

Наличие большого размаха крыльев не дает возможности новейшим стратегическим бомбардировщикам становиться сверзвуковыми. Тем не менее, это может обеспечить значительную дальность полета, а также небольшую заметность для радаров неприятеля. Предполагается, что в конструкциях самолетов будет массовое использование композитных и радиопоглощающих материалов.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

В 2014 году сообщалось, что тендер по созданию двигателей для новых самолетовс предположительным названием НК-65 был выигран самарской компанией «Кузнецов».

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Нет сведений, о времени изготовления первых опытных образцов новых машин, а также сроков пуска самого проекта в серийное производство. Понятно, что первоначально заявленные сроки, как правило, очень условные и будут постоянно меняться. Все будет зависеть от того, насколько сложными будут конструкторские работы, а также само финансирование проекта.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

А американские В-2 могут наносить авиаудары лишь с помощью свободнопадающих бомб, а это значительно снижает их боевую результативность при возникновении глобальных конфликтов. Так, КР Х-101/102 по дальности в два раза эффективнее американских аналогов, отчего отечественная стратегическая авиация находится в более выигрышном положении.

Перспективность новых проектов российских и американских чрезвычайно неясна. Оба проекта пребывают на начальных этапах и пока не понятно, будет ли их полная реализация.

Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для российских стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.
Стратегический ракетоносец - Ту-95МС. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear - «Медведь») - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.
12 ноября 1952 года прототип 95-1 отправился в воздух. Впереди был трудный испытательный путь в небо. Увы, при выполнении 17-го испытательного полета прототип разбился и из 11 человек на борту погибло 4. Но это не остановило испытания, и вскоре самолет был принят на вооружение.
Ту-95МС - носитель крылатых ракет Х-55 с ядерной боевой частью. Он создан на основе Ту-142МК - дальнего противолодочного самолета.
В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС - в честь городов.
Но самое интересное - полеты.
Стоять на кромке ВПП и смотреть, как мимо тебя взлетают и садятся Ту-95 и Ту-160, можно было бесконечно.
От гула и вибрации винтов пробирает. Чувствуется какой-то детский восторг от происходящего. Увы, фотография этого передать не может. 30 июля 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.
Внезапно прилетел Ми-26Т. При нанесении номеров произошла путаница, и с регистрацией RF-93132 несколько месяцев летал другой Ми-26Т с бортовым номером 99.
Едем к стоянкам самолетов. Около 95-го стоит АПА-100 - аэродромный передвижной электроагрегат.
Дальше забираемся в кабину "Медведя". Я сразу фотографирую рабочее место, которое находится около входа и которое напичкано всяким интересным оборудованием. Следом залезает сопровождающий и укоризненно смотрит на меня: «Александр, ну что такое? Вот почему ты сразу снимаешь именно то, что нельзя снимать». Удаляю кадры и узнаю, что снимать можно все что угодно, кроме того самого рабочего места. На фотографии - пульт бортинженера.
Приборная доска КВС.
Вообще, конечно, внутреннее убранство по-военному сурово. Впрочем, отечественные КБ никогда не заморачивались над эргономикой кабины. А этот странный пол между креслами - резиновое полотно с деревянными рейками. Вы не поверите, но это - средство аварийного покидания самолета.
Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.
В составе ВВС России находятся 16 самолётов Ту-160.
Ил-78М рулит на взлет. В кресле КВС - командир авиационной базы, полковник Дмитрий Леонидович Костюнин.
Этот заправщик может отдать 105.7 тонн топлива в полете.
Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладающим крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
"Медведи" рулят на взлет - начались полеты.
В программе - полеты по маршруту и заправка от танкера. Учебная заправка бывает сухая и мокрая. При первой экипаж только стыкуется с заправщиком, а при второй - передается пару тонн топлива. За учебный полет может осуществиться несколько подходов.
От гула НК-12 пробирает до селезенки. Говорят, что американские подводники, находясь на глубине, слышат, как над ними пролетает "Медведь".
Наконец-то! Взлетает Ту-160. Ах, какой красавец.
В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающего несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Максимальный взлетный вес - 275 тонн.
Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.
Посадка. Очень красивый самолет...
Техники встречают экипаж после полета.
Осмотр двигателей НК-32 после полета. Оцените его диаметр. Этот двигатель является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире. Тяга - 14000 кгс, на форсаже - 25000.
Подготовка к вылету.
Самолет заправляют и готовят к следующему вылету.
Возвратился заправщик.
Медведи возвращаются в берлогу.
Двигатель НК-12, установленный на Ту-95, до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. К слову сказать, никто и не пытается создать мощнее. Просто не надо.
Сейчас полеты выполняются 2-3 раза в неделю, в отличие от унылых 90-х годов, когда летали по большим праздникам.
Авиабаза «Энгельс».
В этот раз отрабатывалась заправка Ту-160 и Ту-95МС от заправщика Ил-78. А некоторые борта ушли на длительный полет над территорией России.

Начались ночные полеты. Тренировки не прекращаются!

Ту-160 в небе над Энгельсом.
Ракетоносцы Ту-95МС над Красной̆ площадью 9 мая 2010 года.