Отклонение заявок с демпинговой ценой 223 фз. Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об антидемпинговых мерах, а также об эффективности их применения. Эти меры направлены на снижение рисков Заказчиков в связи с искусственным занижением цен при проведении конкурсов и аукционов. В 44-ФЗ антидемпинговые меры регулируются статьей 37, а при проведении закупок по 223-ФЗ, могут устанавливаться Заказчиками в Положении о закупке. Обо всех нюансах использования данных мер, мы и поговорим ниже в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 25.04.2019 г.).

1. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

1.1 Понятие демпинга


Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженным ценам.

Ни для кого не секрет, что контракты с искусственно заниженными ценами в большинстве своем – мошенничество. Демпингующий участник закупок получает аванс (при его наличии), а работа остается невыполненной. Помимо этого демпинг способствует общему падению уровня работ (оказываемых услуг) и качества поставляемой продукции.

Однако, как показала практика, к демпингу прибегают не только мошенники или фирмы однодневки, но и вполне порядочные организации. И причина таких действий очевидна – отсутствие должного опыта и квалификации для здоровой конкуренции.

1.2 Демпинговая схема “Таран”

Молодым организациям, а также вновь испеченным ИП без опыта работы довольно сложно участвовать в госзакупках. Поэтому демпинг для «новичков» был и скорее всего ещё долго будет единственным рабочим инструментом в конкурентной борьбе. В ранее действующем 94-ФЗ антидемпинговые меры не были предусмотрены, поэтому случаи серьезного снижения в ходе торгов встречались довольно часто. В у нерадивых поставщиков излюбленной была так называемая схема «Таран».

Коротко напомню смысл данной схемы. Как правило, в сговоре участвовало три организации. Первый участник, который должен был победить в аукционе, делал первый шаг с незначительным снижением цены (0,5-1% от НМЦК). Затем в игру вступали два других участника, которые максимально быстро сбивали НМЦК контракта до тех пор, пока подача ценовых предложений другими участниками была бы бессмысленной. Затем, при рассмотрении вторых частей заявок, заявки этих участников отклоняли, т.к. они заведомо приложили неверные документы. И победителем признавался участник, который успел сделать ценовое предложение с минимальным шагом.

1.3 Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ?

С приходом же 44-ФЗ ситуация изменилась в лучшую сторону, но, на мой взгляд, весьма незначительно. И так, какие же антидемпинговые меры появились в 44-ФЗ?

Согласно ч.1 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей , контракт заключается только после предоставления таким участником в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

То есть, если НМЦК более 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта.

Согласно ч.2 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК , контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

То есть, если НМЦК до 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор:

— или полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

— или документы, подтверждающие добросовестность такого участника + обеспечение исполнения контракта, установленное в документации.

1.4 Для каких закупок применяются антидемпинговые меры?

Многие участники закупок ошибочно полагают, что антидемпинговые меры применяются абсолютно ко всем закупочным процедурам, в том числе к и . Согласно ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются ТОЛЬКО к и .

1.5 Подтверждение добросовестности участника закупки

Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе:

При проведении открытого конкурса , конкурса с ограниченным участием , двухэтапного конкурса , закрытого конкурса , закрытого конкурса с ограниченным участием , закрытого двухэтапного конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки (ч.4 ст.37 44-ФЗ).

А при проведения открытого конкурса в электронной форме , конкурса с ограниченным участием в электронной форме , двухэтапного конкурса в электронной форме , аукциона документ, подтверждающий добросовестность должен быть предоставлен Заказчику вместе с подписанным контрактом (ч.5 ст.37 44-ФЗ).

Важно! Выявление недостоверности представленной информации в случае с «бумажными» конкурсами влечет к отклонению заявки, а в случае проведения электронных закупок приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

1.6 Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре?

Если контракт с Заказчиком заключен, но сведений о контракте в реестре нет, необходимо в первую очередь обратиться к Заказчику для выяснения причины отсутствия записи в реестре. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о заключении контракта и его исполнении предусмотрена административная ответственность Заказчика.

1.7 Особые случаи применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ

1. Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, Заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК (ч.7 ст. 37 44-ФЗ);

2. Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо и т.д.), помимо обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения контракта или подтверждение добросовестности участника закупки) участнику необходимо также обосновывать снижение цены путем предоставления заказчику (ч.9 ст.37 44-ФЗ):

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (в свободной форме);
  • документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки (товарная накладная, чеки);
  • иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене

3. Согласно ч.12 ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Как вы видите, с приходом 44-ФЗ требования к участникам закупок, прибегающим к демпингу, ужесточились. Однако сказать о том, что это кардинальным образом изменило ситуацию в лучшую сторону сложно.

Во-первых , те участники, которые и до 44-ФЗ пользовались демпингом, также продолжают им пользоваться. Безусловно, это «удовольствие» стало дороже, но не настолько, чтобы от него полностью отказаться.

Во-вторых , те участники, которые, как и раньше имеют достаточный уровень квалификации и опыта, вряд ли будут стараться выиграть заказ только за счет цены.

Лишь совокупность факторов, таких как: обеспечение заявки, антидемпинговые меры, обеспечение исполнения контракта, штрафы и пени, а также отсутствие аванса отсекли от закупок нерадивых поставщиков. То есть антидемпинговые инструменты работоспособны только в комплексе вышеперечисленных мер, и не дают должного эффекта при использовании по отдельности.

2. Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Компании, которые попадают под действие 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (ЕИС) Положением о закупке.

Согласно ч.2 ст.2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Это означает, что каждый Заказчик самостоятельно разрабатывает свое Положение о закупках, в котором прописывает способы закупки, порядок их подготовки и проведения, в т.ч. и применяемые антидемпинговые меры. Эти меры могут отличаться от тех, что предусмотрены ст.37 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье.


Под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта на 25% и более. Конечно, существуют участники, которые готовы работать без прибыли или даже себе в убыток для того чтобы «засветиться» на рынке закупок и проявить себя. Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неприятным для заказчика последствиям. К чему может привести демпинг Итак, намеренный демпинг может обернуться неприятными для заказчика ситуациями.

  1. Отказ победителя заключать невыгодный для него контракт и, как следствие, необходимость проводить торги вновь.
  2. Недобросовестное исполнение контракта, использование при выполнении работ/оказании услуг некачественных дешевых материалов и, как следствие, необходимость расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке.

Статья 37. антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

И победителем признавался участник, который успел сделать ценовое предложение с минимальным шагом. Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ? С приходом же 44-ФЗ ситуация изменилась в лучшую сторону, но, на мой взгляд, весьма незначительно.


И так, какие же антидемпинговые меры появились в 44-ФЗ? Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Т.е. если НМЦК более 15 млн.

Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ 1. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ Понятие демпинга Демпинг (от англ. dumping - сброс) - продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженным ценам. Ни для кого не секрет, что контракты с искусственно заниженными ценами в большинстве своем – мошенничество.
Демпингующий участник закупок получает аванс (при его наличии), а работа остается невыполненной. Помимо этого демпинг способствует общему падению уровня работ (оказываемых услуг) и качества поставляемой продукции.

Однако, как показала практика, к демпингу прибегают не только мошенники или фирмы однодневки, но и вполне порядочные организации. И причина таких действий очевидна – отсутствие должного опыта и квалификации для здоровой конкуренции.

Демпинговая схема “Таран” Молодым организациям, а также вновь испеченным ИП без опыта работы довольно сложно участвовать в госзакупках.

Антидемпинговые меры по 44-фз и 223-фз

В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта, либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него могут потребовать обосновать итоговую стоимость.

Важно

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ Ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры требует применять для конкурсов и аукционов, если в результате их проведения НМЦК уменьшается на 25% и более. При проведении конкурса документы, подтверждающие добросовестность, прикладываются к заявке.


Комиссия заказчика проверяет их, и, в случае обнаружения недостоверной информации, отклоняет участника. Если демпинг проявился во время аукциона, победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту.


В противном случае он может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Что следует знать про антидемпинговые меры в закупках по 44-фз и 223-фз

Образец предоставления информации можно скачать здесь. Когда предоставлять информацию, касающуюся антидемпинговых мер Антидемпинговые меры предусмотрены в рамках электронных аукционов и конкурсов.

Внимание

В первом случае комплект документов, доказывающих добросовестность намерений, нужно предоставлять при подписании проекта контракта. В противном случае он будет считаться неподписанным, а участник — уклонившимся от заключения.

Что касается конкурса, то участники предлагают цену заранее, поэтому и документы, подтверждающие добросовестность, нужно предоставлять в составе заявки. В противном случае она будет отклонена. Исключения из правила Законом предусмотрено несколько случаев, когда применяются особые антидемпинговые меры или они вовсе не применяются.

Последнее возможно в случае закупки жизненно-важных лекарственных препаратов.

Что такое антидемпинговая мера? антидемпинговые меры в законе 44 фз рф

Ы ╒╥+,lИ7+\4R6╓╡=ПcФЦ▒╨·^НЙ░Н╚oИ√c╫БvVФqv’ЦО╜▄РА┌b ╢╓┌лй,²ЙBIЦ▓┼нЁГ⌡╙шЙ:СnГd╘R)═(]тR/;цуHСЭ=i4ОMТ zеОP·6└∙╚Еu≈ИоЧэвцVkшоa]╨зИАFЩ|~г5╞╚╦╫зРy╒гР(Z{╡ ╨╦╕з╙╝nЗR`∙w{r├╝X╔йхю]Ё╒╒TвD7GUфГЁ2÷SЧzмt═QK(ФР∙Ы┼pZ√аF┤EЮй┴√┌д │Й ╢ХJ<ё’°┼∙яяA29/IТaпк@╦,▐╨xv4з1Яb v╞wb ВАм≈Ы@ l─J,▐╙&╢’┼кЛ⌡k/э╕÷А5╞!|о{Ю1Q╗jKMTs╔йР╦:0&HаJЩ<╨б5╙oъ╕▐УJ[ы┴s·≤Y╬оФщPИ?Цmэr$ЗeмysQ_я5]{╫УрY=сS-⌠rр,?)М╛╟ ─┐░└уК&╫÷е╨┴╘D╡╬Q╚h╡Ы▀▓U)*Фж╧ж│:Ч0:⌠з PБ≤ннДG~)╣|2╕ЯъMЫF├{╧1┴aы┴°·|E╦+ ЭЙ*ъ▄=Ию▐мдЩКЭ$ы▄╩Ё\,Ф6my-\E;{U┘╟Q╙╨┬╕G╖RWq.(⌠би╓ДЕз╗n╕k╟|╗≈╩4rR_п-иМM╛68═XлЬЬфкЭ9э╙k⌡ t▄╝Эp╦┼+и ▓ръ≈/Сtsw/Б?З╝Ь:╣iЙ┤ё╩{⌠?≈юКu╖SfГщnГзт╜┼ЩГjЭR²▓+lъ©ЮшmLNМYrИs⌡.cу╓╘▌иm╫Нэ╤╝w.

Антидемпинговые меры

  • Главная
  • Тендер

Автор: Наседкина Дарья 12 сентября 2017 Заказчики обязаны применять антидемпинговые меры к участникам торгов. Рассмотрим, когда и как они применяются по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Что такое антидемпинговые меры Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель - не допустить демпинга, т.е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25% и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками, а также риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу. Конечно, бывают случаи, когда сбить цену даже ниже себестоимости могут и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. Так они рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены именно на устранение конкурентов.
Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе; 2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта.
При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона.

Антидемпинговые меры при проведении закупок применяются при проведении

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ Компании, которые попадают под действие 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (ЕИС) Положением о закупке. Согласно ч. 2 ст. 2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Это означает, что каждый заказчик самостоятельно разрабатывает свое Положение о закупках, в котором прописывает способы закупки, порядок их подготовки и проведения, в т.ч.
См. текст в будущей редакции. 9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене. КонсультантПлюс: примечание.

По ранее действовавшему закону о размещении госзаказов (закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) главным критерием отбора поставщиков и исполнителей являлась предложенная ими цена. Контракты заключались с коммерсантами, в заявках которых она была наиболее низкой. На практике это оборачивалось низким качеством поставляемой продукции, срывом заявленных сроков и прочими неприятностями для заказчика. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ, закону от 05.04.2013, вступившему в силу в январе 2014 года, призваны не допускать подобных ситуаций, препятствуя искусственному занижению цены участниками аукционов.

Барьеры демпингу

Демпинг – это продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженной цене. Государству пришлось ужесточить процедуру проведения конкурсов и аукционов, так как недобросовестные коммерсанты и оборотистые мошенники довольно быстро научились его обманывать. Предлагая самую низкую цену, и выигрывая конкурс по формальным критериям, они нередко удерживали ее за счет ненадлежащего качества товара или услуги. Иногда сметы пересматривались в процессе работы, когда, уже выполнив ее часть, исполнитель начинал убеждать заказчика, что первоначальные цены необходимо повысить. Иногда и вовсе, получив аванс, поставщик-мошенник исчезал вместе с государственными деньгами.

Поэтому антидемпинговые меры применяются по 44-ФЗ оправданно и неслучайно. Их основная цель – не позволить поставщикам и исполнителям выигрывать конкурсы за счет недобросовестного (искусственного) снижения цены на предлагаемые товары и услуги. Она достигается двумя способами (37-я статья закона № 44-ФЗ):

    если начальная/максимальная цена контракта по итогам конкурса (аукциона) составляет не больше 15 000 000 рублей, стороны заключают контракт:

    • либо после предоставления поставщиком / исполнителем / подрядчиком (участником закупки) увеличенного в полтора раза обеспечения – по сравнению с величиной, указанной в конкурсной документации, но не менее суммы аванса, если его выплата заказчиком предусмотрена;

      либо после предоставления участником информации, которая свидетельствует о его добросовестности ;

    если начальная/максимальная цена контракта превышает 15 000 000 рублей, до заключения контракта участник должен предоставить полуторное обеспечение (но не менее суммы аванса) в обязательном порядке.

Критерии добросовестности участника определены п. 3 ст. 37 указанного закона. В частности, в течение года или в течение трех лет до подачи текущей заявки он должен добросовестно исполнить не менее 3-х контрактов (без штрафов и неустоек). Или в течение двух лет – не менее 4-х контрактов, из которых не менее 75% исполнено без нареканий. Информация проверяется по специальному Реестру. При этом хотя бы один из ранее заключенных контрактов должен составлять не менее 20% от цены запланированного контракта.

Применение антидемпинговых мер по 44-ФЗ

Итак, антидемпинговые меры способствуют «отсечению» от конкурсов и аукционов коммерсантов, для которых главное – заключить контракт, а не его исполнить. Однако применяются они только в определенных случаях.

Дополнительные сдерживающие меры необходимы, если участник закупки существенно снижает начальную или максимальную цену контракта – не менее чем на 25%. Но из этого правила есть несколько исключений.

Следует учесть, что вышеуказанные ограничения, препятствующие искусственному занижению цены, касаются только проведения конкурсов и аукционов, где на стороне заказчика выступают государственные структуры. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ запрос котировок и предложений не охватывают.

Особый порядок разработан для госзакупок лекарств, жизненно-необходимых населению. Их перечень утверждается Правительством РФ. Оно же устанавливает и предельно допустимую цену на такие лекарственные средства. Если участники торгов снижают цену менее чем на 25% относительно этой величины, антидемпинговые защитные меры к ним не применяются.

Если поставщики товаров, требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения граждан (продукты, топливо и т.д.), при проведении конкурса снижают цену больше чем на 25%, им необходимо ее документально обосновать. Например, предоставить гарантийное письмо от их производителя или товарную накладную (п. 9, 10 ст. 37 закона № 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: пример расчета

Согласно п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ, обеспечение контракта может варьироваться от 5 до 30 процентов от его начальной или максимальной цены.

Например, если цена составляла 10 000 000 рублей, а сумма обеспечения – 2 000 000, то поставщик, снизив цену более чем на 25%, должен будет увеличить обеспечительный взнос в полтора раза, и предварительно внести 3 000 000 рублей.

Но, если по условиям контракта поставщику полагается аванс в размере, например, 5 000 000 рублей (50% от цены контракта), сумма обеспечения возрастет до этой величины, поскольку при авансе, превышающем 30% от суммы контракта, размер обеспечения устанавливается именно в размере аванса.

Антидемпинговые меры - это одна из специальных норм, которые предусмотрены 44-ФЗ, направленная на защиту заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны применять антидемпинговые меры к участникам торгов, если они перешли разумную грань снижения цены на торгах. Рассмотрим, когда и как они применяются по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25% и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками и риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.

Бывают случаи, когда сбивают цену даже ниже себестоимости и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. О ни рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены на устранение конкурентов.

В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта , либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него потребуют обосновать итоговую стоимость.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Если демпинг проявился во время аукциона , победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков .

Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ применяются несколько иначе. В тексте закона про них не говорится. Но ч. 2 ст. 2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы. Заказчик вправе внести собственные правила в борьбу с демпингом. Они либо такие же, как в законе о контрактной системе, либо отличаются.

Как применяются

Когда применяются антидемпинговые меры 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн руб.

С 01.01.2019 уточнили правила применения антидемпинговых мер при начальной максимальной цене контракта до 15 млн руб. Толкование ст. 37 44-ФЗ перестало быть двояким. С этого года антидемпинговые меры применяются таким образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Предоставить «добросовестность» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, нельзя.

Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик вправе оценивать заявки с нормальным снижением (до 25%) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст. 37).

Если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены . Для этих целей используйте:

  • гарантийное письмо от производителя продукции;
  • документальное подтверждение наличия товара;
  • другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку.

С 01.07.2019 вступила в силу ч. 13 ст. 37 44-ФЗ. Она обязывает заказчика прописать в госконтракте условие о запрете перечислять аванс, если такой контракт подписывается с участником закупки, который предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК. Так сокращают случаи искусственного и необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, которые не планируют выполнять обязательства, чтобы исключить получение аванса такими участниками.

Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО

Если закупка проводится с ограничениями для СМП и СОНКО, участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения из реестра контрактов об исполнении как минимум 3 контрактов (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки. Эти контракты должны исполняться без применения к нему неустоек, а сумма их цен составляет не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Если этих сведений нет, то участник предоставит обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер в обычном порядке. Но обеспечение рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса. Это указано в ч. 6, 8.1 ст. 96 44-ФЗ.

Ответственность

За отсутствие информации об антидемпинговых мерах оштрафуют, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, на 3000 рублей. Должностное лицо накажут за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, за определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Когда антидемпинговые меры не применяются

К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер относят несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в следующих случаях:

  • при электронном аукционе, который проводится по цене единицы товара, работы или услуги;
  • если не предусмотрели обеспечение исполнения контракта по ч. 8 ст. 96 44-ФЗ ;
  • если заключаете энергосервисный контракт ;
  • если закупаете лекарства из перечня ЖНВЛП и цена всех препаратов снижена не более чем на 25 процентов относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 44-ФЗ).

Скачать письмо Минфина от 13.10.2017 № 24-02-08/67122

Скачать письмо Минэкономразвития от 13.01.2017 № Д28и-289

Скачать письмо Минэкономразвития от 17.08.2016 № Д28и-287

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

  • до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
  • на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, предоставляется:

  • участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
  • участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной, в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, предельной отпускной цены.

13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.