Печатные машины из китая. Как китайские печатные машинки предвосхитили технологию Т9 Письменный китайский язык — очень сложный


Название одного из самых известных произведений Сергея Довлатова "Соло на Ундервуде" напоминает нам о таком культовом девайсе, как пишущая машинка. Этот инструмент, который мы привыкли связывать с писательским и журналистским творчеством, казалось бы, безнадежно устарел - но именно поэтому он сохранил все обаяние старины, и поклонников у него не убавилось. Наш обзор - о самых необычных пишущих машинках всех времен и народов.

1. Пишущий шар.

И начнем мы с одного из самых ранних и обаятельных образчиков пишущей машинки - "печатном шаре Хансена". Ее сконструировал в 1865 году датский ученый и изобретатель Расмус Маллинг-Хансен. Причудливая форма этого устройства весьма отличается от современной пишущей машинки, но в этом-то и вся прелесть. Похожий на механического ежа "Печатный шар", сверкающий латунью и смазанными шестеренками, стал одним из эстетических прообразов современного стиля "стимпанк".



2. Машинка-кузнечик.

Пишущая машинка Вильямса, запущенная в производство в 1891 году, уже больше похожа на привычные нам. По духу и стилю эта вещь скорее соответствует фабричному и заводскому производству конца XIX века, чем романтичному индивидуализированному стимпанку. Своим прозвищем "кузнечик" она обязана забавно дергающимся "лапкам" - рычагам от клавиш.


3. Отец современных машинок.

Этот обзор был бы неполон без самого знаменитого представителя классических пишущих машинок рубежа позапрошлого и прошлого веков - устройства Ундервуда. Если бы его не было, то и "Соло на Ундервуде" было бы не сыграть - пришлось бы довольствоваться каким-нибудь завалящим Ремингтоном.



4. Машинки XX века.

К сожалению, эпоха типового дизайна и массового производства не оставила почти ни одной интересной вехи на извилистом пути пишущих машинок. Они прочно связались в сознании наших соотечественников с пыльными кабинетами, молчаливыми чиновниками и скучной рутиной. Негодование, изображенное на лице этого устройства, ярко рисует печальную судьбу пишущих машинок в эпоху индустриального порабощения.


5. Японская пишущая машинка.

А пока в Европе с нашими многоклавишными друзьями не происходит ничего интересного, зададимся извечным русским вопросом: как выглядит клавиатура с иероглифами? Лучшие образчики японских пишущих машинок дают нам ответ. На чернильной подушке лежит банк иероглифов, а оператор помещает лапку для выхватывания клавиш над нужным иероглифом. Лапка хватает оттиск и прикладывает его к бумаге. Тот, кто увидит этот невероятно сложный процесс, никогда уже не скажет, что иероглифическая письменность помогла Японии и Китаю войти в постиндустриальную эпоху.



6. Зеленая радость.

Впрочем, не все так безнадежно было на Западе. Пишущая машинка фирмы "Гермес", впервые появившаяся в 1958 году, стала одной из самых новационных для своего времени. Успеху ее способствовало не только повышение качества печати, но и симпатичный "зеленый" дизайн - забавно, что об экологии тогда никто и слыхом не слыхивал.


7. Машинка-ноутбук.

Но время постепенно шло, и у печатных машинок появились серьезные конкуренты - компьютеры и ноутбуки. Не зря более поздняя, эмигрантская повесть Довлатова называется уже "Соло на IBM". Самые продвинутые пишущие машинки породнились с захватчиками, и порой это приводило к появлению потомства с интересным дизайном и функциональностью - как, например, эта Valentine .



8. Гибридная машинка.

Золотой же век - или, точнее, золотая осень - пишущих машинок начался тогда, когда они перестали быть предметом необходимости и утратили претензии на функциональность. Вот тут-то и начались дизайнерские эксперименты, один из которых - попытка скрестить старинную клавиатуру с модерновым экраном при помощи фантазии конструктора Jack Zylkin и USB-соединения.


9. Машинка-калькулятор.

Еще одна попытка вдохнуть в новую форму старое содержание - эта " ". В соответствии с немного стебной задумкой ее создателей, этому инструменту оставлены на откуп только функции калькулятора - зато выглядит он ультрасовременно.


10. Возвращение к старине.

А самые умные дизайнеры поняли, что нет смысла ловить за хвост уходящее прошлое, и что при нынешней технологии пишущая машинка - малофункциональный, но винтажный девайс, подчеркивающий творческую направленность владельца, его вкусы и приверженность к обаятельному стилю старины. Именно поэтому наше "соло на Ундервуде" подытоживает эта продвинутая пишущая машинка, одновременно похожая на швейный станок фирмы "Зингер".


Математическая викторина для начальной школы.

Интересная и познавательная викторина для младших школьников и школьников средних классов.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Математическая»

Вопросы викторины

■ Какая фигура не имеет углов? Ответ: Круг.

■ Что составляют вместе 12 месяцев? Ответ: Год.

■ Сколько знаков в китайской пишущей машинке? Ответ: Пять тысяч.

■ Какая азбука состоит из двух знаков? Ответ: Азбука Морзе (тире и точка).

■ Винни-Пух и Пятачок нашли по одному грибу, причем Винни-Пух сделал это раньше, чем Пятачок. Который по счету гриб нашел каждый из них? Ответ: Винни-Пух — первый гриб, Пятачок — второй.

■ Сколькими цифрами обходились римляне? Ответ: Семью (I — 1.V — 5,Х — 10, L — 50, С — 100, D -500, М — 1000).

■ В каком числе столько же букв, сколько и цифр? Ответ: В числе 100.

■ У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга — три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? Ответ: Груз одинакового веса.

■ Чему равно произведение всех чисел? Ответ: Нулю.

■ Как спортивный шест превратить в число? Ответ: Шест + ь = = шесть.

■ Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ? Ответ: 12 глаз.

■ Какие два числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается при их сложении? Ответ: 2x2= 4, 2 + 2=4.

■ Можно ли сказать: «Большая половина зимы была морозной?».Ответ: Нет, половины всегда одинаковые.

■ В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? Ответ: Семь человек.

■ Когда мы смотрим на цифру 1, а говорим «пять»? Ответ: Когда смотрим на часы и говорим «пять минут».

■ На дне рождении шоколадный рулет разрезали на десять частей. Сколько разрезов потребовалось для этого? Ответ: Девять разрезов.

■ Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько всего времени сыграл каждый? Ответ: 2 часа.

■ Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в восемь часов, когда можно выключить газовую плиту? Ответ: В 8 часов 4 минуты.

■ Тройка лошадей проскакала 6 часов. Сколько часов проскакала одна лошадь? Ответ: 6 часов.

■ У Маши живет несколько собак. После прогулки в ненастную погоду она помыла 12 лап. Сколько собак у Маши? Ответ: Три собаки.

■ Если шоссе длиннее аллеи, то что из них короче? Ответ: Аллея.

■ На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов меньше всего и больше всего? Ответ: Яблок больше, апельсинов меньше.

■ Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф — Нуф- Нуфа. Кто моложе всех? Ответ: Нуф-Нуф.

■ Если собрать с дуба, клена, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем букете? Ответ: 12 листьев.

■ В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. На сколько меньше груш стало в корзине? Ответ: Нет решения задачи.

■ Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? Ответ: На 8 человек.

■ Сестра и брат получили по пять пирожных. Сестра съела три, а брат четыре вкусных лакомства. У кого пирожных осталось больше? Ответ: У сестры.

■ После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке? Ответ: 5 человек.

■ С утра температура воздуха была минус 9 °С, а затем потеплело на семь градусов, то положительной ли стала температура воздуха к полудню? Ответ: Нет.

■ Верите ли вы, что если любое число между 10 и 99 написать подряд трижды, то результат будет делиться на 7 без остатка? Ответ: Да, например, 323 232: 7 = 46 176.

За несколько тысяч лет хитроумные китайцы успели довести количество иероглифов до 50000 с хвостиком. И хотя число нужных в повседневной жизни знаков не измеряется десятками тысяч, все равно, как ни крути, стандартный набор старой типографии — 9000 литер.

Долгое время набор осуществлялся по принципу «на каждый иероглиф — отдельный печатный элемент». Поэтому работать приходилось с машинками-монстрами вроде этой:

Основной ее элемент — банк иероглифов, находящихся на чернильной подушке. Над иероглифами закреплена механическая система: рукоятка, «лапка» для захвата и бобина с листом бумаги. Весь механизм вместе с бобиной вслед за рукояткой способен перемещаться влево, вправо, вперёд и назад за счет усилия машиниста. Чтобы набрать текст, машинист долго ищет с лупой нужный иероглиф, помещает над ним систему и нажатием на ручку приводит в действие «лапку», которая хватает иероглиф и на ходу, разворачивая, отпечатывает его на листе бумаги. При этом бобина с листом немного проворачивается, предоставляя место для следующего символа. Разумеется, процесс печати на таком агрегате выходит крайне медленным — опытный оператор мог набирать не более 11 иероглифов в минуту.

В 1946 году известный китайский филолог Линь Юйтан предложил вариант печатной машинки, построенной на совершенно новом принципе — разложении иероглифов на составные части.

Электромеханическая печатная машинка Линь Юйтана, 1946 г.

В отличие от габаритных предшественниц, новая машинка была ничуть не больше своих латинских аналогов, да и клавиш на ней было немного. Дело в том, что клавиши соответствовали не иероглифам, а их составным частям. В центре устройства находился «волшебный глаз»: когда машинист нажимал комбинацию клавиш, в «глазе» появлялся вариант иероглифа. Чтобы подтвердить выбор, нужно было нажать дополнительный функциональный ключ. При наличии всего 64 клавиш такая машинка легко могла обеспечить набор 90,000 знаков и скорость 50 знаков в минуту!

Хотя Линь Юйтан умудрился получить на свое изобретение патент в США, в массы оно так и не пошло. Неудивительно, ведь производство одного такого аппарата стоило на тот момент порядка 120,000 долларов. К тому же в день, когда была назначена презентация для компании «Ремингтон», машинка отказалась работать — даже волшебный глаз не помог. Идею благополучно отложили до лучших времен.

Зато в эру широкого распространения компьютеров идея Линь Юйтана о разложении иероглифов на составные части обрела новую жизнь. Она легла в основу структурных методов ввода китайских иероглифов, о которых мы сейчас и поговорим.

(Кстати, в 80-е годы тайваньская компания MiTAC даже разработала непосредственно на основании системы кодирования Линь Юйтана свой метод структурного ввода — Simplex.)

Таких методов известно не меньше десятка, и все они основаны на графической структуре иероглифа. Китайские иероглифы — это паззлы, собираемые из одних и тех же частей (т.н. графем). Количество этих графем не так уж велико — 208, и их уже можно «запихнуть» в обычную клавиатуру. Правда, получится около 8 графем на одну клавишу, но эта проблема легко решается.

Один из самых распространенных методов структурного ввода — уби цзысин (Wubing zixing — «ввод по пяти чертам»). Как же он работает? Сразу предупреждаю: сложно.

На самом деле все китайские иероглифы делятся на четыре группы:

Базовые 5 черт (一, 丨, 丿, 丶, 乙) и еще 25 очень часто употребляемых иероглифов (каждому из них сопоставлена клавиша).

Иероглифы, между графемами которых есть определённое расстояние. Например, иероглиф 苗 состоит из графем 艹 и 田, между которыми есть расстояние (хотя на печати они немного «спрессовываются» и вам может показаться, что расстояния между ними нет).

Иероглифы, графемы которых соединены друг с другом. Так, иероглиф 且 представляет собой графему月, соединённую с горизонтальной чертой; 尺 состоит из графемы 尸 и откидной черты.

Иероглифы, графемы которых пересекаются либо накладываются друг на друга. Например, иероглиф 本 — это пересечение графем 木 и 一.


На первый взгляд может показаться, что графемы на клавиатуре расположены беспорядочно. На самом деле это не так. Клавиатура разбита на пять зон, по числу базовых черт, (на рисунке они отмечены разными цветами). Внутри каждой зоны клавиши пронумерованы — от центра клавиатуры к краям. Номер составляется из двух цифр от 1 до 5 — в зависимости о того, из каких базовых черт собирается графема.

Таким образом, 毅=U+E+M+C. Для ввода иероглифов, состоящих более чем из четырёх графем, нужно ввести первые три графемы и последнюю. Поскольку графем очень много, то неизбежно появятся несколько иероглифов, претендующих на одну и ту же комбинацию клавиш. Тогда приходится перебирать варианты, но копьютер умный он по смыслу старается первыми подсовывать наиболее подходящие по смыслу графемы.

Такая раскладка далеко не единственная, но одна из самых популярных. Она хоть и довольно сложна для изучения, но зато открывает возможность слепого ввода, что повышает максимальную скорость набора до 160 иероглифов в минуту — это около 500 нажатий клавиш за ту же минуту!

Компьютеры для подготовки текстов появились сравнительно недавно, однако попытки придумать механические устройства для письма начались почти три столетия назад. В 1714 г. британская королева Анна санкционировала выдачу патента инженеру по имени Генри Милл, удостоверявшего, что тот изобрел «искусственную машину, или метод нанесения букв, по одной или последовательно одну за другой, как при ручном письме». К сожалению, в теории осуществить это оказалось проще, чем на практике. Милл не сумел построить работающую пишущую машинку; подобная участь постигла и десятки других изобретателей, пытавшихся реализовать на практике ту же идею. Это не удавалось сделать вплоть до 60-х годов прошлого XIX века, когда газетный редактор и издатель из шт. Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс решил, наконец, проблему.

В характере Шоулса было что-то сближающее его с современным хакером. Получив государственную должность начальника таможни порта Милуоки, он оставил газетную деятельность, однако часто вспоминал долгие часы, проведенные за написанием и переписыванием статей, когда единственным его орудием труда было гусиное перо или ручка со стальным наконечником. Должен же существовать более удобный способ, и Шоулс был полон решимости найти его. Поскольку новая работа не требовала больших усилий - Милуоки не был крупным международным портом, - Шоулс находил достаточно времени для любимого занятия - технического изобретательства. Работая в местной мастерской, Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого простого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.

Шоулс запатентовал свое устройство в 1867 г. Шестью годами позже машинку Шоулса и Глиддена стала производить фирма Remington and Sons (Ремингтон энд санс), солидная оружейная компания, которая в дальнейшем превратилась в Remington Rand (Ремингтон рэнд) и в 1951 г. начала производить и продавать Юнивак UNIVAC, первый коммерческий компьютер в США. После Гражданской войны в США (1861-1865) фирма Remington, расширив ассортимент своей продукции, кроме оружия начала выпускать швейные машинки. Это отразилось и на моделях пишущих машинок: их украсили веселыми цветочными узорами и стали крепить на станину швейной машинки таким образом, что нажатие на педаль вызывало возврат каретки.

Первая пишущая машинка созданная в 1873 г. Шоулсом и Глидденом, была достаточно привлекательна внешне, но не совсем удобна в работе. У машинки этой конструкции молоточки с литерами ударяли по валику снизу, и машинистка не могла видеть печатаемого текста.

У первой модели пишущей машинки были серьезные недостатки. Машинка стоила по тем временам довольно дорого, $125, а печатать на ней можно было только прописными буквами. Кроме того, поскольку литеры, приводимые в движение клавишами, были спрятаны под кареткой, чтобы увидеть отпечатанный текст, ее приходилось поднимать.

Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марка Твена. Ударяя по клавишам одним пальцем (слепая система машинописи была придумана несколькими годами позже), Твен отпечатал письмо своему брату:

" я пытаюсь привыкнуть к этой новомодной пишущей машинке, но пока, похоже, без особого успеха. Однако это моя первая попытка, и я все же думаю что я скоро и легко научусь пользоваться ею… я полагаю, что она будет печатать быстрее, чем я могу писать. она умещает уйму слов на одной странице. она пишет отчетливо, не мажет и не сажает чернильных клякc. "
Марк Твен

Китайская пишущая машинка?

А у китайцев было нечто подобное европейской печатающей тексты машинки?
Ведь в китайском языке тысячи иероглифов. До изобретения компьютера вся документация оформлялась вручную, с помощью писарей, знатоков иероглифов?

Искусственный интеллект 01 августа 2010 года (ред. 1.08.2010 20:30) ответил: 90 50
Китайская печатная машинка MingKwai, 1946 год:

Иероглифы набирались комбинацией клавиш по системе Лин. Машинка могла создать 8000 различных символов, а с помощью их комбинаций могла напечатать 90 000 слов.
Печатная машинка Shuangge

Позволяла набирать 30 000 иероглифов, но одновременно - только 3000 - столько иероглифов умещалось в лотке машинки, остальные хранились отдельно. Оператор помещал «сканер» над нужным иероглифом, молоточек хватал брусок с иероглифом и стукал им по бумаге.

А вот японская Nippon SH-280, 1929 год:

Печатала 2400 иероглифов. Оператор перемещал механическую систему над нужным иероглифом и нажатием на ручку приводил в действие «лапку», которая хватала брусочек с иероглифом и отпечатывала его на листе бумаги.

Сложность классического китайского письма иллюстрирована устройством китайской пишущей машинки.
Барабан (tray) содержит более чем 2000 символов, с еще несколькими тысячами, доступными в других барабанах (есть данные, что всего символов около 5700). Машинистка сначала выравнивает барабан, затем нажимает ключ, который собрает необходимый сивол и делает оттиск на бумаге напротив. Машинка может печатать вертикально и горизонтально.
Это происходит медленно - хорошие машинистки составляют в среднем самое большее 20 символов в минуту.

SOURCE: David Crystal, The Cambridge Encyclopedia of Language, (Cambridge: Cmabridge University Press, 1987), p. 31
На следующей картинке - «усовершенственная», «крутая» китайская печатная машинка, новейшая модель 47 года. :) В ней каждый иероглиф печатается покомпонентно - верхняя, средняя и нижняя часть. Кнопок гораздо меньше, но у неё весьма сложный механизм и непростое управление.

Ширина клавиатуры примерно один метр, на которую насаживаются, лежавшие до этого в коробочке, оттиски с иероглифом (литеры). Естественно на полотне расположены наиболее популярные слова, употребляемые в печати. Такие как «Мао», «Мир», «Труд», «Май» располагаются ближе к центру. Соответственно, чем ближе к краю полотна тем менее популярен иероглиф. Вышедшие из употребления ждут своего часа в коробочке. Прежде чем отпечатать иероглиф, оператору необходимо с помощью лупы ее найти. И только лишь потом, закрепив на держателе, перенести изображение на бумагу. Самые быстрые и профессиональные машинистки достигают скорости печати лишь в 11 слов в минуту.

Чтобы использовать пишущую машинку, бумага должна быть обернута вокруг цилиндрического резинового валика, который двигается на роликах над ложем с символами (bed of type). Оператор использует уровень, чтобы управлять захватом (an arm), который собирает части металлического символа из ложа, делает оттиск на бумаге, и возвращает их к своим нишам.

Так что - если вы:
- никак не можете заставить себя работать;
- если вас все вокруг раздражает;
- если вы думаете только о том, как бы пораньше слинять домой;
- даже если у вас просто плохое настроение - ПРОСТО ПОДУМАЙТЕ О КИТАЙСКОЙ МАШИНИСТКЕ!!!

Если вы пользуетесь поисковой системой или каким-либо мобильным телефоном, вам наверняка знакома технология интеллектуального (или предиктивного) ввода текста. Когда вам необходимо выведать правильное правописание в незнакомом слове, данная технология волшебным образом исправляет его непосредственно во время написания. Это срабатывает, даже если вы не помните, какой конкретно факт вас интересует. Вам нужно всего лишь ввести несколько первых букв в поисковую строку и отобрать наиболее релевантный запрос из выпадающего меню.

Автозаполнение — один из примеров интеллектуального ввода текста, который на пару с автозаменой позволяет нам по максимуму оптимизировать правописание при использовании сенсорной клавиатуры. При помощи сложных языковых баз данных, совмещающих возможные комбинации слов и букв, эти функции приводят наши нелепые словосочетания к приемлемому виду. Они настраиваются в соответствии с пожеланиями пользователей, и когда те отказываются от автоматических исправлений или принимают их, в операционной системе телефона формируются индивидуальные языковые предпочтения, которые становятся частью программного обеспечения.

Большинство из нас уже привыкло к такой машинной корректировке предложений и не видит в ней ничего особенного. А ведь на самом деле мы имеем дело с уникальным цифровым феноменом, существующим только благодаря изощренным компьютерным технологиям, способным анализировать и изучать каждую строчку нашего текста. Вот как это работало в западной технологии написания, которая не использовала предиктивный ввод текста до тех пор, пока мобильные телефоны не сделали его практической необходимостью (помните, как вы пытались писать сообщения при помощи клавиатуры без функции Т9?).

Стэнфордский историк Томас Маллэни (Thomas Mullaney) обнаружил, что Китайская технология написания шагнула намного дальше в этом плане: в 1950-х годах они уже использовали принципы интеллектуального ввода текста в своих печатных машинках. Когда человек вводил символ «mei», символы «di» и «li» размещались в максимально удобном положении, чтобы упростить написание двух широко распространенных слов времен маоистской эпохи Китая: meili («красивый») и Meidi («американский империалист»).

Письменный китайский язык — очень сложный

Как вам известно, китайский письменный язык не основывается на привычном алфавите. Он базируется на символах, которые являются визуальными репрезентациями объектов или мыслей. Каждый символ соответствует определенному разговорному слогу, а его отдельные элементы привносят ясность в произношение и значение.

К примеру, символ 休 означает «отдых»:

Он состоит из двух частей, полученных из пиктограмм. Левый компонент, 亻, был взят из символа 人, который значит «человек», а правый элемент представлен в виде символа 木, обозначающего «дерево». Таким образом, данный иероглиф характеризует отдых, изображая человека, отдыхающего у дерева.

Этимология символа 木, обозначающего «дерево», от надписей на гадательных костях до древних манускриптов

Эта письменная система была разделена на несколько языков и диалектов на протяжении всей истории Китая: представители кантонской диалектной группы и говорящие на «мандарине» все еще придают одинаковое семантическое значение многим символам, но даже при этом они произносят их совершенно по-разному. На «мандарине» все тот же иероглиф 休 произносится как «xiū», но в кантонском диалекте его произношение изменяется на «jau». Без такой обобщенной письменной системы существование громадных Китайских империй было бы невозможным, к тому же во многом именно благодаря ей сегодня Китай остается целостным государством.

С другой стороны, количество символов в их письменной системе должно соответствовать числу слогов, присутствующих в языке, и как вы понимаете, это действительно много. Письменный китайский насчитывает более 80 000 иероглифов, но к счастью, на сегодняшний день многие из них устарели и используются крайне редко. Сейчас считается, что для грамотного изложения своих мыслей человеку достаточно знать хотя бы 4000 символов.

Эта обширная и процветающая письменная система существенно усложнила жизнь здешнему печатному делу. Можете ли представить функциональную печатную машинку с тысячами клавиш?

Согласитесь, это выглядит очень сложно.

У китайских печатных машинок нет клавиш: здесь используется специальный бокс жетонов с нанесенными на них символами и рычаг. При помощи рычага машинист выбирает определенный иероглиф, машинка подымает жетон, наносит на него чернила, печатает символ и помещает жетон назад в лоток. Конечно же, в данном случае наиболее сложной задачей является поиск нужного символа, поскольку всего в лотке находится 2450 жетонов.

Когда в 1911 году были созданы первые машинки, символы начали размещать в так называемом «радикальном порядке» (radical-stroke order). Многие китайские иероглифы состоят из меньших символов, и наиболее часто используемые из них называются радикалами, (亻является радикалом символа 休.) Согласно данной методике, сперва иероглифы распределяются по группам, соответствующим составному радикалу, затем группы упорядочивают по количеству мазков, необходимых для написания радикала вручную, после чего по этому же принципу классифицируются и сами символы. Только представьте, современные китайские словари организованы точно таким же образом.

Согласитесь, любой, кто когда-либо жаловался на неудобство QWERTY клавиатуры, должен благодарить судьбу за то, что ему не пришлось пользоваться китайской печатной техникой. С учетом всех перечисленных нюансов вы будете вынуждены проверять в словаре правописание каждого слова. Письменный китайский язык насчитывает 214 радикалов, и в составе различных символов они могут выглядеть по-разному. Поскольку полный набор знаков, необходимый для грамотного общения, не помещается в боксе печатной машинки, в некоторых случаях иероглифы приходится заменять. Именно поэтому даже у подготовленных специалистов скорость ввода текста в данной системе не превышает 20-30 символов (каждый из которых соответствует конкретному слогу).

Текст: «Нерушимые мысли Мао Цзэдуна освещают этапы революционного искусства!» Афиша госпожи Мао со страниц «Цитат председателя Мао Цзэдуна» (или «Красной книжечки»)

По словам Маллени, в революционные времена печатное дело пользовалось особым спросом: начиная с 1950 года, в Китае постоянно проводятся политические кампании, которые стали настоящим бременем для местных писателей.

Один из таких авторов заслуживает отдельного внимания. Его звали Жанг Джиюнг (Zhang Jiying) и проживал он в Кайфэне. Этот опытный наборщик текста работал с внушительной скоростью 1200-2000 слов в час (или 20-30 слов в минуту) на традиционной печатной машинке. Маллени пишет: «Спустя всего несколько месяцев после образования Китайской Народной Республики, он ощутил прилив вдохновения и начал вплотную работать над реорганизацией набора используемых иероглифов.»

Еще до революции размещение символов по радикалам настолько усложняло жизнь наборщикам текста, что многим из них приходилось отводить целую секцию своего бокса для символов специального использования. Инновационное решение Жанга заключалось в полной реорганизации лотка и его адаптации к работе над конкретной тематикой.

В какой-то момент тема может затронуть «рабочее движение», и Жангу придется задействовать такие слова, как «производство» (shengchan), «опыт» (jingyan), «труд» (laodong) и «отчет» (jilu); в иных же случаях текст может оказаться более пропагандистским, а это значит, что при его написании пригодятся фразы в стиле «Боритесь с Америкой, поддерживайте Корею» (kang Mei yuan Chao), которые использовались в военную эпоху при массовой мобилизации.

Эта система позволила Жангу удвоить свою продуктивность в предельно сжатые сроки: в 1951 году газета People’s Daily опубликовала статью с громким заголовком «Наборщик текста из Кайфэна Жанг Джиюнг совершенствует методику ввода и устанавливает новый рекорд — более 3000 символов в час». То есть, за одну минуту он набирал около 50 символов. В 1952 году этот трудяга побил собственный рекорд, напечатав 4778 знаков за час (примерно 80 символов в минуту), и зафиксировал этот невероятный результат на пленке. Как видите, в итоге такой специфический подход к вводу текста позволил Жангу повысить свою продуктивность более чем в 2 раза.

Китайский наборщик текста

Жанг был идеальным революционным героем: трудолюбивым и преданным работником с верными иконоборческими взглядами. Партия опубликовала и распространила информацию о его методиках и достижениях. В 1953 году в People’s Daily появилась статья о «новой печатной технике», посвященная принципам смежности, которые Жанг использовал при работе с набором символов.

Отобрав один знак в качестве основного и двигаясь в направлении от него, автор мог заполнить 8 ближайших пробелов максимально возможным количеством соответствующих символов. Благодаря такой многогранности наборщик текста мог экспериментировать как с вертикальным, так и с горизонтальным размещением. Это позволило не только увеличить число многосимвольных комбинаций и последовательностей в каждом пустующем клочке пространства, но и объединить данные мини-секции в постоянные ассоциативные сети.

Ввод текста при помощи данной методики выглядел следующим образом: сперва вы подбираете первоначальный символ, а затем ищете вокруг него последующие знаки. Отыскав применение для новой комбинации иероглифов, свой бокс необходимо организовать таким образом, чтобы в будущем по максимуму упростить ее использование. (Так поступили и с символом 毛, обозначающим «волосы» или «перо», который на «мандарине» произносится как «мао». Это слово также является фамилией политического лидера Мао Цзэдуна, поэтому оно довольно быстро заполучило центральное размещение на многих клавиатурах).

Теперь бокс печатной машинки начинает походить на двухмерную интерпретацию данных, используемых для автозаполнения в выпадающих меню поисковой системы Google, клавиатурах iOS 8 и алгоритмах подбора слов T9. И когда при написании вы отталкиваетесь от начального символа, технология существенно упрощает ввод последующего текста.

Конечно же, основное отличие здесь заключается в том, что предиктивность набора иероглифов определяется исключительно пользователем. В конце 1980-х годов китайские печатные машинки продавались с пустыми лотками: наборщикам текста позволяли самостоятельно выстраивать собственные ассоциативные сети. Однако существуют свидетельства того, что добиться результатов в этом плане большинству авторов удалось только спустя некоторое время.

Взгляните на размещенные ниже тепловые карты, демонстрирующие боксы для двух китайских печатных машинок. Как видите, слева используется дореволюционный порядок размещения по радикалам, а справа изображена методика, применяемая в ЮНЕСКО примерно с 1970-х годов. Каждый жетон окрашен, исходя из количества соседних символов, позволяющих сформировать реальное двухзнаковое слово. Черный цвет означает 0, а белый — 8.

С компьютерными текстовыми процессорами у китайских печатных машинок отношения также не заладились. Но Маллени утверждает, что компьютеры не были связующим звеном между китайским языком и эпохой современных технологий.

Согласно теории автора, эта печатная техника заложила прочный фундамент для нынешних текстовых инноваций. Чтобы печатать на китайском языке, пользуясь китайским компьютером, большинство людей применяют QWERTY клавиатуру. Они вводят текст в Пиньинь (Pinyin), систему романизации китайского языка, и словесный процессор конвертирует его в символы. Основная проблема заключается в том, что китайский язык существенно отличается от латиницы — для десятков тысяч иероглифов в Пиньинь насчитывается всего лишь 400 возможных вариантов написания — а хорошие текстовые процессоры во многом зависят от контекста. Они предлагают вам возможные символы, исходя из введенной информации и ее наиболее вероятного продолжения: по сути, это и есть технология интеллектуального ввода текста. В этом плане их функционирование немного напоминает работу текстовых редакторов большинства мобильных телефонов.

Как печатать китайские иероглифы на QWERTY клавиатурах

Вторая наиболее распространенная методика ввода текста называется Wubi, и здесь различные виды штрихов в китайских иероглифах соответствуют определенным QWERTY клавишам. При использовании этой техники вам необходимо выбрать составные штрихи символа в порядке, характерном для написания данного текста вручную. В данном случае вашей основной задачей станет устранение неоднозначности, поскольку во многих иероглифах комбинации штрихов совпадают по мере набора текста на клавиатуре. И снова на помощь приходит технология предиктивного ввода текста, предлагающая пользователю возможные варианты символов в процессе написания.

Среди владельцев мобильных телефонов предиктивный текст не обрел широкой популярности, однако по словам Маллени, в Китае все пишут именно таким способом.