Порядок отказа в пользу государства. Таможенная процедура отказа в пользу государства и уничтожения
– таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение режима отказа в пользу государства регулируется параграфом 4 главы 20 Таможенного Кодекса РФ (далее ТК РФ), а так же приказом Государственного Таможенного Комитета России (далее ГТК) от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании режима отказа в пользу государства».
Данный таможенный режим может заявить лицо перемещающее товары или таможенный брокер.
Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:
Если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»
Использование режима отказа от товара в пользу государства, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства.
Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера.
Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.
Условия и особенности помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:
1.Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
2.Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.Проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.
4.Решение о разрешении помещения товаров под режим отказа в пользу государства принимает начальник таможни или лицо, его замещающее. Разрешение оформляется путём наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни или лица, его замещающего, и оттиском печати таможни. Таможенное оформление товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого они находятся. Таможенные органы представляют разрешение при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля в отношении товаров подлежащих сертификации или контролю других государственных органов.
Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа.
Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:
1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).
Законодатель освобождает государство от возможных расходов на этапе до обращения товаров в федеральную собственность. Так, таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и иных операций с ними в процессе таможенного оформления и таможенного контроля за этими товарами в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства. Декларант, избравший таможенный режим отказа от товара в пользу государства, обеспечивает доставку товаров в место, определенное таможенным органом, до начала таможенного оформления товаров в соответствии с режимом отказа от товара в пользу государства и оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с товарами, помещаемыми под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, до дня составления инвентаризационной описи.
Иными словами, применение данного таможенного режима не должно повлечь для государственных органов каких-либо расходов, которые не смогут быть покрыты за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Под таможенный режим отказа в пользу государства могут быть помещены товары, оборот которых не запрещен в соответствии с законодательством РФ. Соответственно не могут быть помещены под рассматриваемый режим наркотические средства, оружие и некоторые другие товары.
Перечень конкретных товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Правительством РФ.
Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным Кодексом.
С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
При помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства товары подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами ее заполнения при декларировании товаров, помещаемых под данный режим. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определён приказом ГТК РФ от 21 августа 2003 года № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации». Одновременно с грузовой таможенной декларацией представляются и другие документы, например:
Грузовые и товаросопроводительные документы на товары (соглашения, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу РФ, накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.);
Разрешения других федеральных органов исполнительной власти, если товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, подлежат контролю со стороны этих органов;
Разрешение Минфина России, если товары были ввезены на таможенную территорию РФ в счет иностранных кредитов, привлеченных под гарантии Правительства РФ;
Другие документы, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, предусмотренные актами законодательства РФ и нормативными актами ГТК России.
Товары при завершении таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства при условии выполнения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.
При таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства проводится инвентаризация товаров, заявленных под данный режим.
Товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства, передаются таможенному органу на основании акта приема-передачи товаров, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства.
В соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых отказываются в пользу государства, обращаются в федеральную собственность со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
С момента передачи таможенным органам товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, такие товары приобретают статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Иными словами, с указанного момента товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства, считаются свободными от любых запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами, установленных ТК РФ.
Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза. Иностранными являются товары:
1.Не помещенные под какую-либо таможенную процедуру
2.Помещенные под таможенные процедуры:
- магазин беспошленной торговли;
- таможенный склад;
- переработка на таможенной территории;
- переработка на таможенной территории для внутреннего потребления;
- временный ввоз (допуск).
3.Перемещенных через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.
Использование процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.
Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления лица, которому принадлежит товар или имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки. Кроме того, декларантом может выступать иностранная организация, имеющая представительство, созданное на территории РФ или дипломатическое представительство иностранного Государства.
Безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования..."
Источник:
"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое "Отказ в пользу государства (таможенная процедура)" в других словарях:
Таможенная процедура - Таможенная процедура совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС). Согласно ст. 202 … Википедия
1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории;… … Официальная терминология
Таможенный режим - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Таможенный режим таможенная процедура, определяющая порядок … Википедия
Пошлина - (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора
Конвенция - (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора
Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
ВТО - это международная финансовая организация ВТО: вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Албания - Республика Албания, Шкиперия, гос во на Ю. Европы. Название гос ва Албания, принятое в России и в др. странах, образовано от названия небольшого племени албаны, жившего в древности на территории страны. Но в самой стране гос во называют Шкиперия… … Географическая энциклопедия
Международная торговля - (World trade) Определение международная торговля, развитие международной торговли, формы международной торговли Современные теории международной торговли, роль международной торговли, международная торговля России, показатели международной… … Энциклопедия инвестора
Украинский кризис: хроника противостояния в августе 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
в пользу государства
1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный
режим отказ в пользу государства.
1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу
государства и его правовое регулирование
IIСовершение отдельных таможенных операций при помещении
товаров под режим отказа в пользу государства
2.1 Таможенное оформление товаров, помещенных под режим
отказа в пользу государства
2.2 Таможенный контроль товаров, помещенных под режим
отказа в пользу государства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Таможенный режим – это процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории России либо за ее пределами.
С помощью таможенного режима определяется сам порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения, условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории России, права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима, дополнительных требований, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.
Таможенным кодексом РФ предусмотрен 21 вид таможенных режимов, поделенных на 4 группы: основные таможенные режимы, экономические таможенные режимы, завершающие таможенные режимы и специальные таможенные режимы.
В данной курсовой работе мною был подробно рассмотрен таможенный режим отказ в пользу государства, который является завершающим таможенным режимом.
Главной целью является раскрытие основных особенностей таможенного режима отказ в пользу государства.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
1. изучение нормативно – правовой базы режима отказ в пользу государства;
2. подробное изучение принципов и условий помещения товаров и транспортных средств под режим отказа;
3. изучение особенностей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, помещенных под таможенный режим отказ в пользу государства;
4. понимание сущности таможенного режима отказа и необходимости его применения на практике.
В курсовой работе я попыталась осветить каждый из перечисленных положений, более подробно рассмотрев содержание и особенности таможенного режима отказ в пользу государства, опираясь на Таможенный Кодекс РФ, а также учебную литературу и Приказ ГТК России от 27 ноября 2003г. № 1342 «Об утверждении инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства» (в ред. Приказа ФТС России от 08.09.2006 № 865).
1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный режим отказ в пользу государства
Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Данный таможенный режим может заявить лицо, перемещающее товары или таможенный брокер.
Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:
Если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»
Использование режима отказа от товара в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенный режим отказа от товара в пользу государства.
Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.
Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.
Условиями помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:
1.отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров;
2.под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.
4.товары не входят в перечень товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень не установлен.
Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа в пользу государства, который не предусматривает каких – либо денежных выплат за помещение товаров под таможенный режим отказ в пользу государства.
1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу государства и его правовое регулирование
Таможенное законодательство выделяет несколько принципов таможенного режима отказа в пользу государства:
1. Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:
1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).
2. Принцип иммунитета нового собственника - государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.
Этот принцип означает, что:
Во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет только декларант;
Во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.
3. К специальным принципам режима отказа в пользу государства относят:
а) запрет изменения режима отказа в пользу государства на любой другой таможенный режим;
б) принцип материальной выгоды для государства от использования режима отказа;
в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.
Также, среди общих принципов отказа, можно выделить следующие:
Во-первых, использование этого режима не должно повлечь для государства каких-либо расходов (ст.106 ТК).
Во-вторых, декларирование режима отказ в пользу государства допускается только с разрешения таможни (ст.105 ТК).
В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления режима отказ пользу государства несет декларант.
Следует отметить и нечеткое правовое урегулирование вопроса о возможности помещения товара под режим отказа в пользу государства с указанием на конкретный орган или цель, ради которой происходит фактическая уступка товара. Необходимость устранения пробелов законодательства по этому вопросу объясняется тем, что сейчас наряду с таможенными аукционами могут использоваться и другие способы реализации товаров, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие, сущность и основные задачи таможенных процедур. Понятие и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения. Выдача разрешения таможенных органов на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения и их декларирование.
курсовая работа , добавлен 11.10.2014
контрольная работа , добавлен 13.02.2015
Уничтожение как вид таможенной процедуры, общая характеристика её правового регулирования. Контроль, учет и декларирование товаров. Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру уничтожения.
реферат , добавлен 16.10.2016
контрольная работа , добавлен 15.04.2015
Понятие таможенной процедуры. Его значение и характерные признаки. Классификация и содержание таможенных процедур. Принципиальные основы их применения. Правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
курсовая работа , добавлен 28.01.2015
Понятие, условия и требования таможенного режима "отказ в пользу государства". Принципы и правовое регулирование перемещения товаров на границе. Порядок совершения отдельных таможенных операций: контроль, применение пошлин, налогов и ограничений.
курсовая работа , добавлен 23.01.2009
Понятие таможенной процедуры переработки на таможенной территории, общие положения, нормативно-правовое регулирование. Практика применения процедуры в регионе деятельности Сибирского управления и на Читинском посту. Разрешение на переработку товаров.
курсовая работа , добавлен 25.01.2015