Спортивная фотография: С чего начинать. Спортивная фотография: все направления обучения специалистов узкого профиля Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших

Этот урок будет первым из трёх, посвящённых фотосъёмке спортивных соревнований и спортивной фотографии в целом. В нём мы затронем самые основы, которые будут полезны, прежде всего, новичкам и фотолюбителям, делающим свои первые шаги в спортивной фотографии. Вторая часть будет ориентирована на развитие опыта фотолюбителей, усвоивших основы спортивной фотосъёмки, и, наконец, в третьем уроке мы соберем информацию для тех, кто решит подготовить себе портфолио со спортивными фотографиями.

Всего несколько недель назад компания Nikon объявила об отмене производства компактных камер премиум-класса . Иными словами, смартфоны благодаря усовершенствованному программному обеспечению, компактным размерам и довольно хорошему качеству изображения, превратили цифровые мыльницы в мало востребованный и постепенно вымирающий вид фототехники. Спортивная фотография – это, пожалуй, один из немногих жанров фотографии, в котором смартфоны пока не могут заменить фотокамеры, и, вероятно, никогда не смогут. Ведь для получения от фотосъёмки спортивных мероприятий сколь-либо удовлетворительного без специализированного фотооборудования не обойтись.

Спортивные фотографы, как правило, владеют самым топовым оборудованием, ведь сделать отличную спортивную фотографию гораздо проще, когда используешь высококачественную камеру и оптику. Однако крутая зеркалка не делает из фотолюбителя профи, и в этом уроке мы будем говорить об обучении основам спортивной фотографии, а не о том, сколько и какое фотооборудование у вас есть.

Свои первые спортивные фотографии я делал на Nikon D3300 (обзор Nikon D3300 читайте ) с объективом Nikon 55-200mm f/4-5.6. Просматривая те первые изображения, я радуюсь тому, что акцентировал внимание на захвате удачного момента, а не на получении изображений, где каждый пиксель будет идеальным. Всё, что вам нужно, чтобы начать снимать спортивные мероприятия, это цифровая зеркальная или беззеркальная камера со съёмным объективом, имеющим фокусное расстояние хотя бы 200 мм (или его полнокадровый эквивалент).

NIKON D3300 @ 200mm, ISO 3200, 1/640, f/5.6

Спортивная фотография: Как подготовиться к съёмке

Большинство людей начинают фотографировать спортивные состязания, потому что они ввязались в выпуск школьной или университетской газеты, или же потому, что их ребенок записался в какую-нибудь спортивную секцию. В такие моменты новичков переполняет энтузиазм и вдохновение, при помощи которых они надеются создавать эффектные спортивные фотографии. Но всё не так просто, как кажется. Прежде чем приступить к спортивной фотосъёмке, нужно тщательно подготовиться.

Первое, что необходимо сделать новичку – освоить свою камеру и ! Нет ничего более ужасного, чем, просматривая отснятые фотографии, видеть, что все они размыты, вне фокуса или пере-/недоэкспонированы. Крайне важно точно знать, что и как работает в вашей камере ещё до того момента, как вы решите приступить к съёмке. Изучите работу камеры в автоматических режимах, настройки фокусировки и баланса белого, способы управления экспозицией и другие ключевые особенности своего фотоаппарата.

Разобравшись со своей фототехникой, вы можете переходить ко второму этапу подготовки – установлению контакта с организаторами соревнований. Правилом хорошего тона является получение согласия на фотосъёмку у организаторов спортивных состязаний, независимо от их уровня и статуса. В большинстве случаев вы, конечно, можете фотографировать и без согласования с организаторами, но, заручившись их согласием, вы получите доступ к самым удобным и выгодным точкам съёмки. Чем масштабнее спортивное соревнование, тем важнее для успешной фотосъёмки хорошо налаженный контакт с его организаторами.

Наконец, вам желательно разобраться в правилах и тонкостях вида спорта, который вы собираетесь снимать. Чем лучше вы знаете игру, тем эффектнее будут ваши фотографии.

Как фотографировать спортивные состязания: Съёмка

Итак, вы подготовились к съёмке, и чувствуете себя уверенным и полностью готовым сделать отличные фотографии. И практические советы, приведённые ниже, помогут вам в этом.

  • Следите за полем (рингом, треком и т. д.) до тех пор, пока на нём остаются спортсмены – в любой момент может произойти событие, способное подарить вам незабываемый кадр.
  • Уважайте спортсменов, тренеров, вспомогательный и обслуживающий персонал. Их работа важнее ваших фотографий!
  • Воздерживайтесь от неспортивного поведения (надеюсь, это очевидно).
  • Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг вас. Вы ведь не хотите получить травму из-за того, что ваша голова оказалась в неподходящий момент в неподходящем месте.
  • Не используйте накамерную вспышку. Встроенную и внешнюю вспышку тоже не используйте. Это очень отвлекает окружающих.

NIKON D810 @ 24mm, ISO 2500, 1/500, f/2.8

Один из самых распространенных вопросов, возникающих у начинающих фотографов, звучит примерно так: «Какие настройки камеры мне следует использовать для съёмки спорта?». Ответов на этот вопрос может быть множество, поэтому ниже будут приведены варианты настроек, которые, по нашему мнению, подойдут для съёмки большинства спортивных соревнований.

Выдержка: старайтесь не использовать выдержки длиннее 1/1000 сек. При съёмке в плохо освещённом помещении сохранить такую выдержку будет непросто. В солнечный же день, на открытом воздухе, вы сможете использовать даже более короткие выдержки.

Диафрагма: открытая диафрагма (меньшие диафрагменные числа), как правило, хорошо подходит для фотосъёмки спортивных соревнований, поскольку они позволяют попадать на сенсор камеры большему количеству света, а также способствуют размытию заднего фона изображения. Оптимальным вариантом будет диафрагма в пределах от f/2.8 до f/5.6.

ISO: Начните с базового ISO вашей камеры (вероятно, ISO 100) и постепенно изменяйте его до тех пор, пока не добьётесь правильной экспозиции. Старайтесь избегать значения выше ISO 6400.

Ещё один совет: не отвлекайтесь во время съёмки. Как бы ни было заманчиво проверить только, что отснятые фотографии на ЖК-дисплее камеры, старайтесь не делать этого. Ведь за то время, пока вы смотрите на ЖК-монитор камеры, вы можете упустить интересный кадр.

Спортивная фотография: После съёмки

Вернувшись домой после съёмки, загрузите полученные фотографии на компьютер, и оцените их (о том, как выбрать компьютер для фотографа, читайте в ). С какой бы целью вы ни снимали спортивные состязания, вы всегда должны анализировать результаты своей работы, чтобы набираться опыта. Все ли фотографии вышли такими, как вы хотели? Что с некоторыми пошло не так? Что можно улучшить? Какие приёмы вы бы повторили, а от каких отказались бы при следующей съёмке?

При просмотре фотографий на мониторе, вы можете заметить детали, которые не разглядели на ЖК-дисплее камеры. Вот несколько моментов, на которые вам следует обратить внимание (и варианты их исправления):

  • На фотографиях присутствует размытость? В следующий раз пробуйте использовать более короткую выдержку.
  • Вы запечатлели не кульминацию действия? Попробуйте реагировать быстрее и научиться предвидеть действия снимаемого объекта.
  • Слишком невыразительные фотографии? Попробуйте сменить точку и/или ракурс съёмки.
  • Объекты съёмки не в фокусе? Попробуйте использовать режим непрерывной автофокусировки или его аналог, имеющийся в вашей камере.

NIKON D4S @ 420mm, ISO 900, 1/1250, f/5.0

Итак, если вы остались довольны результатами своей фотосъёмки спортивного состязания, то вы достигли своей цели, примите поздравления! Продолжайте снимать и оттачивать своё мастерство! Старайтесь сделать как можно больше фотографий, которые бы вас радовали не только качеством, но и эмоциональной насыщенностью!

Если же вы разочарованы результатом, то не падайте духом, и ни в коем случае не отказывайтесь от спортивной фотографии. Просто в следующий раз уделите больше внимания тем моментам, из-за которых ваши снимки кажутся вам неудачными.

Спортивная фотография: Заключение

Спортивная фотография – удивительный жанр, позволяющий делать эффектные и неповторимые снимки, имея небольшой опыт и немного терпения. Надеемся, в первой части урока вы нашли полезную для себя информацию. Следите за обновлениями нашего сайта, чтобы не пропустить вторую часть урока по спортивной фотографии.

И в качестве бонуса предлагаем вам посмотреть видеоролик по спортивной фотосъёмке:

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

дмитрий куркин

В РУБРИКЕ «ДЕЛО» мы знакомим читателей с женщинами разных профессий и увлечений, которые нравятся нам или просто интересны. В этот раз Дария Конурбаева, спортивный фотограф и журналист, автор блога London Eye на sports.ru, рассказывает, как поймать в объектив эмоции победителей и проигравших, футбольных выездах и о том, насколько Россия готова к чемпионату мира.

О том, как с фанатской трибуны попасть в зону фотографов

Я в жизни не планировала быть спортивным журналистом, и тем более фотографом. Но так сложилось, что стала футбольным болельщиком со всеми вытекающими: ходила на матчи, каталась на выезды, песни на трибуне пела.

Я такой человек, которому всегда в определённый момент нужно больше и больше. Если нравится исполнитель, невозможно просто слушать его в плеере - нужно обязательно поехать на концерт, даже если он в другом городе или стране. На любимого актёра нужно посмотреть не только в кино, но и в театре, а после - пожать руку и сказать, какой он крутой. У любимого автора прочитать все книги и интервью, подписать новую книжку на презентации. Это не про близость к кумирам история, а про максимальное эмоциональное погружение. Если тебя от чего-то настолько прёт, то ты не можешь это дома переживать, нужно всю внутреннюю энергию на какие-то дурацкие и одновременно крутые поступки выплёскивать.

Тогда таким адреналином пробило, что мама не горюй. Совершенно охотничий азарт: успеть поймать момент

С футболом получилось так же. До определённого этапа болеть на трибуне было здорово, но хотелось большего. В то время у «Локомотива» был довольно популярный фанатский сайт, на который я потихоньку начала писать какие-то тексты, репортажи с поездок. Привозила фотографии из других городов, но понимала, что не хватает кадров игры. И, кажется, на матче в Новосибирске впервые случайно попала на кромку поля с фотоаппаратом. Камера тогда была дурацкая, чуть ли не мыльница, я почти не понимала, как всё работает, где стоять, какие кадры снимать. Но тогда таким адреналином пробило, что мама не горюй. Совершенно охотничий азарт: успеть поймать момент. И всё, на это подсаживаешься как на наркотик.

Так всё закрутилось. Обзавелась новой камерой и начала снимать много. Тренировалась «на кошках» - молодёжной команде. Приходила на матчи, тренировки какие-то и снимала. Больше для себя и в стол, но потом парни просекли - и после каждого матча у меня было с десяток личных сообщений: «Даш, а скинь фотки?»

О специфике работы спортивного фотографа

Я почти никогда не зарабатывала фотографией. Это совершенно нелепая история: меня губит собственная многофункциональность. Я работаю одновременно и корреспондентом, и фотографом, поэтому большинство текстов иллюстрирую своими же фотографиями, за которые отдельно никто никогда не платит. За отдельные кадры платили раз пять: просили кадры для газет вроде «Советского спорта», там гонорар тысячи 2-3 рублей за кадр на обложку. Но это ещё года четыре назад было.

Снимаю в основном футбол, потому что его больше всего и он доступнее по многим параметрам, но по возможности цепляю всё что можно. В прошлом году снимала водные виды, когда в Лондоне был чемпионат Европы. Осенью попробовала теннис на Итоговом турнире - это вообще восторг, очень хочу побольше с ним поработать. Но вообще новые виды - это сложный процесс. Начиная со специфики самого спорта и заканчивая точками съёмки, которые тебе дают. Везде свои особенности, и я знаю очень мало фотографов, которые универсалы и могут одинаково качественно снимать футбол, греблю и биатлон например. Если мы про качественные и художественные съёмки говорим, а не про просто «человек бежит с мячом».

Зарабатывать на жизнь можно. Не миллионы - но в журналистике в принципе миллионы зарабатывают единицы, тем более в спортивной. Работа мечты - Getty Images, конечно. Никто не снимает спорт круче них. Это очень правильный баланс между чистой спортивной фотожурналистикой и художественностью .

О профессиональном росте

Текстам уделяешь больше внимания и времени, а большинство отснятых кадров идёт в стол. В этом есть некоторая нерешаемая пока проблема. Я одинаково сильно люблю писать тексты и фотографировать, это разный профессиональный кайф. Плюс это значительно упрощает жизнь редакциям, хотя они не всегда осознают свое счастье: где в обычной жизни надо отправлять бригаду из корреспондента-фотографа, я справляюсь одна и привожу полноценные материалы с текстом и картинками.

Но из-за такого раздвоения профессиональной личности невозможно резко вырасти в рамках одного жанра. Чтобы начать качественно лучше снимать, нужно работать фотографом 24/7, снимать разное и много, пробовать себя в разных форматах, набивать руку. Такая же история с текстами: чем больше ты их пишешь, тем лучше они получаются.

Правило десяти тысяч часов работает всегда, но пока я пытаюсь усидеть на двух стульях, выходит максимум по пять тысяч на каждый. Поэтому я не лучший в мире, стране и даже городе фотограф и не лучший журналист. Но по сумме этих скиллов получается неплохо. По крайней мере, я не знаю в России другого человека в спортивной журналистике, который бы снимал и писал репортажи на схожем со мной уровне. Так что я такой Томас Мюллер (нападающий мюнхенской «Баварии» и сборной Германии. - Прим. ред.) от своей профессии. Никаких мегасильных сторон, весь какой-то корявый, ни удара, ни скорости - но по сумме качеств получается чемпион мира.

О переезде в Лондон и путешествиях

В Лондоне я оказалась почти случайно. Я никогда в жизни не была в Британии, но почти внезапно решила уехать туда учиться, за несколько месяцев собрала все документы и поступила. Прилетела в холодный зимний Лондон третьего января, а пятого уже началась учёба. В итоге окончила там восемь месяцев pre-masters (подготовительных курсов, предшествующих магистратуре. - Прим. ред.) и полтора года магистратуры. Параллельно работала журналистом для местных и российских изданий, водила экскурсии по Лондону.

И за два с половиной года случилось главное. Во-первых, я по уши влюбилась в Лондон. Хотя это даже не любовь: просто ты понимаешь, что максимально принадлежишь этому месту. Тебе в нём хорошо и счастливо независимо от погоды, жизненных сложностей и мировых новостей, ты в нём - как кусочек пазла, который нашёл своё место.

А во-вторых, увидела, каким красивым может быть спорт. Совершенный эстетический восторг: британцы помешаны на спорте, и любое событие, даже скучный крикет или гребля, - это сотни и тысячи болельщиков с разукрашенными лицами, в атрибутике и с искренними эмоциями на лицах. Это вообще мой любимый жанр, на самом деле. Мечтаю когда-нибудь сделать большой фотопроект про болельщиков самых разных видов спорта из самых разных стран. Они все одинаково прекрасны и похожи в своих переживаниях.

Жизнь в Англии учит тебя планированию. И аккредитацией на матчи - а я, как правило, к ним большинство поездок привязываю - нужно озаботиться за пару недель, и в принципе жизнь такая насыщенная, что все личные расписания на месяц вперёд согласованы. Езжу я много. Англия небольшая, из Лондона до Манчестера два часа на поезде, до Ливерпуля - три. С футболом очень удобно получается: рано утром выехал из столицы, приехал часам к десяти-одиннадцати, пару часов прогулялся по городу, к трём приезжаешь на стадион - и вечером перед поездом ещё хватает времени на местный паб и пинту сидра.

О ценности момента, пойманного в объектив

Чемпионский парад в Лестере был крут, такое раз в жизни бывает, но там больше весь день был ценен, каких-то прям мегакадров не было. Может, потому что я не работаю именно фотографом, имею возможность выбирать, на какие события ехать. Всё-таки если ты привязан к редакции или фотоагентству, то в определённый момент тебя отправят на скучную пресс-конференцию, где не то чтобы много историчности.

Все мои съёмки - это ещё и история про личные переживания. Поэтому да, всё, что связано с «Лестером», приправлено моей эмоциональностью. Я снимала все их матчи в Лиге чемпионов в прошлом году: история уникальная сама по себе, так что каждый кадр - своего рода фиксация истории.

Обожаю почти все кадры с домашнего матча [«Лестера»] с «Севильей» . Это вообще самое яркое и сильное футбольное переживание в жизни, наверное. Там шансы на победу были невелики, куча скандалов вокруг команды (накануне «Лестер» уволил тренера Клаудио Раньери, который за сезон до того сделал клуб чемпионом Англии, впервые в его истории. - Прим. ред.) - а они вышли и выиграли. Любимый кадр - с Марком Олбрайтоном в самом конце. Он мчался к воротам, и в момент финального свистка, когда игра закончилась, «Лестер» выиграл - он ещё бежит вперёд, скорости не сбавляет, но на лице уже вот это сбивающее с ног счастье. Или там же - Джейми Варди, который после упущенного момента принялся себе прописывать кулаками по лицу. Такие эмоции - самый сок любой игры.

Вообще, я не очень люблю «технические», как их называю, кадры. Футболист в борьбе, теннисист с ракеткой, пловец в воде - это можно снять красиво, но это всё немножко протокольное. Мы за что любим спорт? За эмоции.

В прошлом году снимала Итоговый теннисный турнир, и в финале решалось, кто по итогам сезона станет первой ракеткой мира: Новак Джокович или Энди Маррей. Самые ценные кадры с того матча не красивые размахивания ракеткой, а тот самый момент, когда Энди выигрывает матч-пойнт, роняет ракетку - и весь спектр эмоций от этого на лице. Или через пять минут, когда он сидит уже на своей скамейке, ждёт церемонии награждения - и слёзы в глазах стоят от усталости и эмоционального перенапряжения.

Я снимаю много и разное: путешествия, концерты, делаю обычные событийные репортажи. Но только от спорта внутри включается невероятный азарт и аж иголочки на кончиках пальцев. Потому что Эйфелева башня как стояла, так и будет стоять; концерт дадут ещё раз; спикеров на мероприятии при неудачном кадре можно попросить ещё раз улыбнуться. А если ты пропустил гол, удар, прыжок - то всё. Тут действительно один шанс зафиксировать историю, повторов не будет.

О гендерных предрассудках в спортивной журналистике

Чаще всего ответ на вопрос «почему репортаж доверили тому парню, а не мне?» лежит в плоскости не «потому что он мужик, а ты нет», а «потому что он лучший журналист». Я не акцентирую внимание на соображениях вроде «все видят во мне только красивую девушку и не ценят мой мозг». Плюс с фотографами особо не поакцентируешь: тебе физически будет неудобно работать на каблуках и с декольте, так что приходишь зимой на матчи в трёх свитерах и шапке - и кто там будет к тебе претензии предъявлять?

Может, это мне так повезло с коллегами и редакторами, но я ни разу не слышала от кого-то «иди вари борщ». С другой стороны, фразы «ой, у тебя тяжёлая техника, а ты девушка, давай помогу» тоже не часто слышишь, но это не страшно. Мы же за равноправие, так что если я претендую на место в профессии, то и свои 10–15 кг камер могу сама донести. Мужчины-спортсмены при прочих равных будут гораздо вежливее отвечать на вопросы девушки-журналистки. Я, когда работала в футбольном клубе, в числе прочего отвечала за то, чтобы вывести футболистов после матча к прессе. Даже после проигранных матчей отказов почти никогда не было: парня из пресс-службы психологически им было бы гораздо проще послать, а девушке особо не нахамишь.

С узнаванием, кстати, всё проще. Парней, пишущих про футбол, - сотни и тысячи. Девушек - десятки. И читатели, и коллеги тебя запоминают гораздо быстрее и лучше - именно потому что «диво-то какое!». А дальше только от тебя зависит, подкрепляешь ли ты это узнавание качеством своей работы или нет.

О Кубке конфедераций и подготовке к чемпионату мира в России

Честно - я вообще не собиралась на нём работать и планировала всеми силами игнорировать и этот турнир, и чемпионат мира в следующем году. Такая давняя история, ещё со времён Сочи: мол, большой турнир - это здорово, но «это же Россия, всё не готово, мы опозоримся, не хочу быть частью этого стыда».

А потом я неожиданно оказалась в Москве в даты турнира, совершенно случайно обзавелась аккредитацией за две недели до турнира, хотя официальный приём заявок закончился ещё зимой. Совсем неожиданно позвали в репортажный спецпроект. И оказалось, что Кубок конфедераций отличный и замечательный. Все переживали, что футбол в России никому не нужен, что стадионы были полупустыми. Но, кажется, средняя посещаемость 39 тысяч зрителей - это успех.

Мне повезло, потому что первым же городом была Казань, где вкусно, красиво, аутентично - и умеют проводить спортивные турниры. Я говорила всем коллегам, кому выпало базироваться в Татарстане: «Вы невероятные счастливчики». Казань со времён Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта научила волонтёров работать быстро и с позитивом, а полицейских - немножко говорить по-английски и улыбаться. Говорят, в Питере и Сочи с этим было чуть хуже, так что перед ЧМ я бы всем городам-организаторам советовала ехать в Казань и срочно учиться у них.

Об организации лучше всего говорили иностранные болельщики: удивлялись доброжелательности и хорошему уровню безопасности, ругались на языковой барьер и сложности с транспортной логистикой. Главное впечатление: как много людей пришло и приехало. Пятнадцать тысяч чилийских болельщиков, несколько тысяч мексиканцев - и сотни, сотни тысяч местных, которые пришли на футбол в первый раз в жизни.

Моё самое яркое впечатление от Евро-2016 во Франции - фан-зона в Париже. Приехала туда в день открытия, когда все болельщики только собирались в столице и оттуда разъезжались. И вот на огромном поле перед Эйфелевой башней - фанаты всех 24 стран. Пьяные, обгоревшие уже на солнце, поющие песни, братающиеся. Мой любимый момент любого турнира: когда вот-вот всё начнётся, все в предвкушении, но ещё нет ни скандалов, ни проблем, ни проигравших и победителей.

Длительность обучения - 9 месяцев. Оплата 14 000 руб. в месяц.

Вечерние группы - Занятия обязательные для посещения 2 раза в неделю по будням c 19.00 до 22.00
Дневные группы - Занятия обязательные для посещения 2 раза в неделю по будням c 14.00 до 17.00
Группа выходного дня - Занятия обязательные для посещения проходят по субботам c 12:00 до 18:00. Диплом о профессиональной переподготовке

Уникальные мгновения

Редкие, а в большинстве случаев неповторимые мгновения, «схваченные» объективом и на бесконечно долгое время зафиксированные в виде фотографии, - вот конечный итог процесса, именуемого фотографированием. Однако любительский уровень и результат труда профессионала - это две огромные разницы, тем более когда речь идет о фотографии спортивной!

Для спортивного фотографа важно не просто фиксировать кадры футбольных или хоккейных матчей, пируэты фигурного катания или броски борцов и нокауты боксеров, а делать это профессионально - т. е. качественно. Качественный спортивный фотоснимок - это не только «успеть» снять интересный момент, это возможность четкой, яркой и грамотной передачи одной фотографией всей динамики и эмоциональности момента! Иначе, без профессиональных знаний и опыта, фотография в лучшем случае становится унылой блеклой картинкой.

Аксиомы полноценного обучения

Хороших, грамотных фотографов - сотни, если не тысячи! Но найти среди них грамотного специалиста по направлению спортивной тематики - задача трудная, а подчас - невыполнимая. Отчасти такая сложность объясняется малым количеством учебных заведений, способных реализовывать всесторонние программы профильного обучения. Но по большому счету фотограф, желающий специализироваться на спортивной съемке, сталкивается с проблемой более глобальной: чрезвычайная редкость педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, способных передавать знания и опыт с учетом как традиционных канонов ремесла получения спортивной фотографии, так и актуальных изменений. Новые техники и технологии съемки, грамотная работа с новой аппаратурой и опять же новые требования к качеству снимков - вот что становится доступно обучающимся в нашей уникальной фотошколе, интегрировавшей в лучшие педагогические традиции самые передовые изменения в мире спортивной фотографии!

Только у нас обучающимся предоставлены все необходимые для их всестороннего обучения ресурсы:

  • великолепный академический состав из ведущих преподавателей по направлению обучения «спортивная фотография», а также сопряженных с ним отраслей;
  • наукоемкие обучающие материалы;
  • удобные, оснащенные по последнему слову техники фотостудии.

Все грани профессионализма, доступные нашему выпускнику

Учебный план, скрупулезно составленный для наших студентов, рассчитан на интенсивное, но интересное обучение, результатом которого становится работа над дипломом с присвоением квалификации. Всего 352 академических часа, от первого занятия до восьмичасовой защиты диплома, вмещают:

  • четыре темы лекций («Фотоаппаратура и фототехника. Оптика», «Светотехника и аксессуары», «Основы фотокомпозиции» и «Цветоведение»);
  • практические занятия по десяти ключевым курсам;
  • специализация по шести профессиональным направлениям.

В отличие от некоторых учебных курсов, нашей фотошколе чужд формальный подход к образовательному процессу, нацеленному на получение документа об образовании. Мы выдаем диплом, с получением которого выпускник приобретает прочную теоретическую основу и уверенные практические навыки, позволяющие сразу же приступить к профессиональным обязанностям! Например, наши студенты прекрасно разбираются в том, что такое специальные настройки камеры для спортивных съемок, проходя съемочный практикум спортивных мероприятий и участвуя в таких важнейших мероприятиях, как работа с длиннофокусной оптикой и штативами, а также прочими атрибутами профессиональной деятельности спортивного фотографа.

До совершенства мастерство свежеиспеченных фотографов доводит практика быстрой передачи изображений заказчику, которой не учат практически нигде!

Учебный план

Дисциплина Часы Преподаватель
Лекции
Фотоаппаратура и фототехника. Оптика. Обзор рынка современных фотокамер. Практическое сравнение камер разных типов. Принцип работы и основные настройки современного фотоаппарата. Выбор и покупка нового и б/у фотоаппарата. Управление камерой на примере ф/а Canon. Управление камерой студента (практика). 16 Михаил Мастер
Петров Николай
Светотехника и аксессуары. Осветительные приборы. Штативы, фильтры, кофры. 8 Михаил Мастер
Основы фотокомпозиции. Средства композиции. Форма, элементы формообразования. Равновесие. Закон единства и соподчинения. Ритм. Метр. Контраст. Нюанс. Тождество. Симметрия. Асимметрия. Статика. Динамика. Фактура. Текстура. Масштаб. Соразмерность. «Золотое сечение». Модуль. 16 Юрков Ю.В.
Цветоведение. Физика цвета. Физиология цвета. Цветовой круг. Дополнительные цвета. Комплементарные триады. Родственные цвета. Контрастные и нюансные отношения. Симультанные эффекты. Иллюзии цвета. Цветовые гармонии. 12 Юрков Ю.В.
Практические занятия
Adobe Photoshop 2000-18 . Интерфейс программы. Тоновая и цветовая коррекция. Уровни. Кривые. Выделение объектов. Создание масок. Слои, маски слоев, соединение слоев. Инструменты. Кисти. Режимы наложения. Ретушь фотографий. Коллаж. Шрифты. Эффекты (фильтры). Плагины. Каталогизация и сортировка. Автоматизация обработки. Монтажные изображения. Создание фотокниг и макетов изданий. 40 Петров Николай
Панов Р.
Фотопроцессы и фотоматериалы 8 Михаил Мастер
Предметная, рекламная фотосъёмка. Естественная перспектива, серые и белые коробы, каталоги и сайты. 16 Каплан Олег
Портретная фотосъемка. Классический портрет. Психологический портрет. Студийный портрет. 16

Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, какие особенности спортивного репортажа нужно учитывать и о чем стоит помнить при съемке спортивных мероприятий, а также обсудим техническую сторону спортивных фото.

Текст: Иннокентий Нестеренко

Основные особенности спортивной съемки

Практически все правила, которые работают для репортажа, будут актуальны и для съёмки спортивных мероприятий. Спорт в целом — исключительно благодарный материал для репортажа. Тут вам и зрелищность, и обилие событий, и яркие эмоции (как у самих спортсменов, так и у зрителей, тренеров и других участников). Скорее всего, вам не придётся мучительно выискивать объект для съёмки — надо будет просто внимательно смотреть по сторонам.

Если результатом съёмки будет не один, а серия кадров, это даст возможность полнее раскрыть историю, развернуть ее во времени (например, так: подготовка к забегу, старт, волнение на трибунах, напряжение и развитие, переломный момент, финал и развязка, кто-то ликует, кто-то негодует). Кроме того, спортивные события — благодатное поле для съёмки портретов.

В чем сложность спортивной съемки?

ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ
В первую очередь, в спортивной съёмке, как и в почти любом репортаже, вы не можете влиять на событие. У фотографа есть только право зрителя.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ
Во-вторых, фотограф ограничен во времени. Вы не можете ни остановить действие, ни повторить его. Если вы пропустили какой-то момент, то вы пропустили его окончательно и бесповоротно.

СКОРОСТЬ!
Третий момент: скорость. Как правило, любая репортажная съёмка, а уж особенно спортивная, связана с достаточно активными действиями, и интересный для съёмки момент — это действительно «момент», а не многочасовое действие (сравните со съёмкой пейзажа, где изменение объекта происходит, как правило, со скоростью движения солнца по небосклону).

ТОЧКА СЪЁМКИ
Кроме того, в спортивной съёмке особенно важно заранее продумать точку съёмки, ведь в решающий момент менять положение съёмки будет уже поздно и драгоценное время будет упущено.

ОСВЕЩЕНИЕ
В зависимости от характера мероприятия, при съёмке в помещении необходимо будет решать проблему недостаточного освещения или «плохого» искусственного света. При съёмке на открытых пространствах освещение может оказаться также не вполне подходящим, и по интенсивности, и по направлению. А подсветить вспышкой удалённые объекты либо невозможно, либо для этого потребуются системы синхронизации, по сложности выходящие за рамки нашего разговора.

ВОПРОС ТЕХНИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА И/ИЛИ МОНОПОДА, ТЯЖЁЛОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Несмотря на короткие выдержки, для качественных снимков на длинном фокусе обязательно использование штатива или монопода — это помогает как исключить шевеленку, так и сэкономить силы фотографу, ведь часами держать тяжелый объектив на весу очень тяжело.

Личный взгляд на событие

В репортажной съёмке влияние авторского взгляда фотографа сложно переоценить. Именно выбор фотографа «что и как снимать» создаст радостную или трагическую атмосферу, позволит посмеяться над участниками или посочувствовать им, или даже позволит увидеть забавные детали вне «основного действия».

Взгляните, как по-разному видят один и тот же вид спорта два фотографа.

Сергей Ильницкий

Как и у любого из зрителей, у фотографа будет своё собственное впечатление от происходящего — возможно, отличающееся от других. Тут, правда, нужно опять-таки помнить о цели съёмки: если это личная творческая съёмка, то авторский взгляд и своеобразие самовыражения будут сильной стороной. Если это коммерческая съёмка, где цель — максимально точно и ясно показать событие, то с авторским взглядом и художественным подходом важно не переусердствовать.

Иногда приходится выбирать между точностью передачи происходящего и авторским взглядом на мир. Однако и здесь всегда есть место удачному сочетанию первого и второго. Именно редкие, оригинальные авторские фото будут лучшими среди всех репортажных.

В примерах ниже: автор фото не просто нажимал на кнопку фотоаппарата, сидя в первых рядах на трибунах. Очевидно, он заранее продумал всю съёмку, начиная от точки съёмки и заканчивая подбором специальной техники. Результат вы видите сами.

Точка съёмки, общий и частный план. Дополнительные объективы

Интересна та съёмка, которая покажет либо разные планы, либо наиболее выигрышный для данного мероприятия ракурс. Поскольку не всегда есть возможность отснять событие с разных планов, фотограф должен хорошо продумать заранее, что снимать, откуда и как. Учитывайте ваши технические и физические возможности, погоду, обстановку. Помните также, что, выбирая точку съёмки, вы выбираете не только ракурс, но и задний план.

Adam Pretty

Крупный план всегда интересен зрителю, т.к. находится за пределами восприятия: даже те, кто лично присутствовали на этом же чемпионате, редко рассматривают происходящее в столь же мощную оптику как та, что у вас на камере.

Широкий план — лучший способ передать общую атмосферу.

Отдельные портреты и детали всегда украсят фотоотчёт, сделают его более интересным для зрителя.

Дополнительные камеры и объективы дадут вам больше возможностей для съёмки (в том числе для смены общих или узких планов не сходя с места). Минусы: если вы не профессиональный фотограф, придется учиться жонглировать техникой в условиях, когда времени мало и нужно быстро выбирать, что и как снимать. Отдельный навык, нарабатываемый практикой — это умение вовремя продумать сцену, свет и сюжет, и заранее поставить на фотоаппарат нужный объектив, если вы снимаете на одну камеру и постоянно меняете разные объективы.

Вы можете спросить, зачем такие сложности? Если работать с несколькими объективами так сложно, зачем мне это нужно? Вот я прикупил неплохой зум, он отлично справляется!

Отчасти вы будете правы, но только отчасти. Универсального ответа, как обычно, не существует. С одной стороны, универсальный зум проще в работе. Однако несколько фиксов или специализированных зумов дадут вам гораздо больший диапазон по возможностям съёмки. Хороший короткофокусный фикс (возможно, даже и фиш-ай) позволит снимать очень широкие планы, а также за счёт хорошей светосилы позволит не поднимать ISO даже при съёмке в помещениях. Длиннофокусный объектив позволит поймать хорошие крупные планы — а при репортажной съёмке спортивных мероприятий это бывает критично, т.к. именно при съёмке спорта, как правило, физически подобраться близко к объекту проблематично.

Поймать момент

Спорт — это практически всегда какое-то действие (мы сейчас не говорим о съёмке шахматных чемпионатов), движение. Однако мы снимаем не видео. Наша задача — поймать и остановить ключевой момент, а также увидеть важные детали во всём происходящем.

Выше мы уже упоминали о скорости как об одной из особенности репортажной съёмки. Говоря о съёмке именно спортивного репортажа, нужно учитывать, что всё самое интересное обычно происходит ещё и одновременно. Вы могли сколько угодно скучать в течение не очень эффектного матча. Пять минут до конца игры — и вдруг напряжённый момент! Вот именно сейчас, когда забивают решающий гол, хочется одновременно снять и как вратарь красиво летит в грязь, не успев схватить мяч, и как тренер одной команды ликует одновременно с одной половиной стадиона, и как тренер другой команды сходит с ума и рвёт на себе волосы, и так далее — всё одновременно, и с каждой секундой всё меняется.

А фотографу нужно не только всё увидеть, но и в какой-то степени предугадать. Способность предугадывать события — вообще одна из особенностей репортажной съёмки. И чем больше у вас опыта, тем лучше вы видите процесс и тем удачнее можете строить свои кадры.

Чтобы не пропустить интересный кадр, попробуйте держать глаза открытыми — буквально, оба глаза. Обычно, глядя в объектив, мы закрываем второй глаз, так проще «прицелиться». Открытый второй глаз позволит вам боковым зрением вовремя заметить, если начнёт происходить что-то особенное где-то в стороне.

Очевидно, «поймать момент» можно и без помощи навороченной техники. Важно вникнуть в происходящее, продумать возможные варианты развития событий, и быть готовым быстро среагировать в нужную секунду. Фотограф Дмитрий Донской в одном из интервью по поводу очень удачного, но практически случайно снятого кадра отвечает на вопрос, как ему удалось это сделать: «- А там же только одна плоскость. Значит, нужно было наводить резкость на середину ворот, чуть ближе к дальней от меня штанге. И я заранее позаботился об этом.»

Строго говоря, «слишком умная» техника зачастую даже мешает: расслабляет, заставляет поверить в иллюзию, что можно не напрягаться, волшебная кнопочка всё сделает за нас. Однако глупо было бы совсем не пользоваться доступными сейчас удобными возможностями. Скажем, функция серийной съёмки невероятно полезна при съемке спорта. Наш совет: больше практики в разных режимах и с разными настройками, чтобы самому «прощупать» и возможности техники, и собственные возможности.

Говоря о настройках серийной съёмки, заранее потренируйтесь с вашей камерой, исследуйте её возможности. Обратите внимание, есть два типа серийной съёмки, «burst» и «continuous». В русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие. В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии. А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.

Чем отличается хорошее спортивное фото?

ЯСНОСТЬ

Спортивная фотография, как и фотография вообще — это в первую очередь рассказ. До, во время и после съёмки при отборе пройдитесь по следующим пунктам:

  • Как и любой рассказ, ваш фото-рассказ должен показать предельно ясно для зрителя: что происходило, как, когда, с кем. Можете ли вы сами ответить на вопрос «что тут происходит», основываясь только на фото?
  • Если в данном виде спорта есть победители, покажите, кто и как победил. Видны ли победители на ваших фото?
  • Если важны эмоции и переживания участников — покажите их;
  • Подумайте заранее, что будет критичным при съёмке именно этого вида спорта — очевидно, съёмка на ипподроме будет существенно отличаться от съёмки синхронного плавания;
  • Что эффективнее в данном случае: снять фотоисторию из ряда фотографий, или достаточно одного кадра? Обоснуйте.

Владимир Вяткин

Одна фотография:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Результатом хорошей съёмки будет не просто пачка кадров, фиксирующих события. Вы — художник, а не патологоанатом. Хорошая съёмка передаёт эмоции, атмосферу, позволяет зрителю присоединиться к участникам этого события. И добиться этого не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Взгляните ещё раз на примеры, приведённые выше. Согласитесь, нам, зрителям, не приходится гадать, что происходит в кадре. Мы моментально видим глубокие эмоции, все тонкости человеческих переживаний. И если у нас самих есть такой опыт — страсти, надежды, отчаяния, злости или усталости от тяжёлой физической работы, нацеленной на результат и победу — мы присоединимся к героям снимка. Мы сможем им посочувствовать, если эмоции тяжёлые, или возликовать вместе с ними, если это радость победы. Более того, глядя на выразительную фотографию, мы не просто эмоционально присоединяемся к героям, мы не можем этого избежать.

Обратите внимание: выразительность — это характеристика и каждой отдельной фотографии, и серии целиком. Сам по себе факт съёмки «серией» не добавит выразительности. Всегда задавайте себе вопрос, зачем нужна в кадре та или иная деталь, что она передаёт? Зачем нужна в серии та или иная фотография, помогает она или мешает? И обратите внимание: в примере серии выше, каждая отдельная картинку из серии выразительна и сильна сама по себе, даже взятая вне контекста. Она не раскроет нам всю историю полностью, но передаст и эмоцию, и настроение.

ПОЛНОТА

Ниже приведён пример серии кадров — еще одна работа Владимира Вяткина под обшим названием «Падение». На первый взгляд кажется, что некоторые кадры излишне повторяют друг друга. Однако как только пытаешься сократить и выкинуть «как бы лишнее», понимаешь, что лишнего здесь нет. Каждый кадр работает на общий результат, добавляя свою часть к общей истории.

Владимир Вяткин

Этот пример — про серию кадров, посвящённую одному эпизоду на скачках. Однако серия может отражать и всё мероприятие в целом. В таком случае для полноты серии нужно будет заранее максимально продумать — какие действующие лица важны, какие точки действия будут ключевыми, что нельзя пропустить. Дополнив съёмку необязательными характерными деталями, вы получите разносторонний и действительно полный, глубокий фотоотчёт.

Чтобы максимально полно охватить такую съёмку, пользуйтесь всем широким спектром инструментов и возможностей. Снимайте с разных расстояний и ракурсов, берите разные планы, разбавьте широкий план личными портретами. Чем шире будет ваш диапазон, тем интереснее и качественнее будет съёмка. И главное: только так можно действительно глубоко и полно охватить материал. Для примера посмотрите этот фотоотчет про каскадеров.

КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНКА

Даже самый технически совершенный кадр не становится автоматически хорошей фотографией. Современная техника в разы упрощает задачу съёмки спорта: автофокус поймает нужную глубину резкости. Объектив с возможностью зуммирования позволяет меньше скакать по трибунам в поисках лучшей точки съёмки. Скорострельность камеры и объектива позволяют сделать большое количество дублей с огромной скоростью, упрощая задачу «поймать момент». В Фотошопе можно подретушировать какие-то погрешности уже после съёмки. Поглядите на фотографии в стоковых базах . Огромное количество технически неплохих, однообразных и безликих фотографий. Вроде и моменты пойманы «правильные», и сфокусировано всё идеально — но фотографии в массе своей ничем не цепляют зрителя.

А вот несколько примеров спортивного фото, снятых ещё до эпохи массового цифрового фотографирования.

Мартин Мункачи

Александр Абаза

Другие удачные примеры: современная съёмка.

Adam Pretty

Wei Seng Chen (Суматра)

Очевидно, что с точки зрения цвета, чёткости и технического качества современные фотографии отличаются разительно. При этом профессионалы всех времён прекрасно знают законы композиции, построение кадра. Изображение сбалансировано, картинка красива — ничего лишнего. Нет и пустых, «провальных» зон.

Технические параметры

ВЫДЕРЖКА-ДИАФРАГМА-ISO

На цифровых камерах с предустановленными режимами съёмки, как правило, есть и режим «спорт». Обычно это предельно высокое ISO и минимально возможная выдержка, то есть настройки, соответствующие съёмке наиболее популярных видов спорта — бег, прыжки. Однако наша цель не просто использовать возможности робота, а самостоятельно контролировать ситуацию.

Во-первых, сам по себе спорт может быть очень разным (сравните: хоккей, бильярд, триатлон, авторалли, прыжки с парашютом). Во-вторых, условия съёмки одного и того же мероприятия могут отличаться. Возьмем, скажем, бег: настройки будут зависеть от того, на улице или в закрытом помещении проходит мероприятие, искусственный или естественный свет, какие есть возможности по расположению точки съёмки относительно бегунов, какая ваша цель (художественное фото, эмоциональный портрет, эффектный общий план для фотоотчёта о мероприятии).

Короче, обдумываем цель и выбираем соответствующие параметры. Скорее всего, вам потребуются такие настройки: максимальный уровень ISO (не максимально доступный для камеры, а максимальный исходя из условий съёмки), минимальная выдержка, режим съёмки «приоритет выдержки».

Артем Голощапов

Владимир Вяткин

ТЕХНИКА: ОБЪЕКТИВЫ, ШТАТИВЫ, МОНОПОДЫ

Можно много рассуждать о ценности авторского взгляда, но суровая реальность такова: в спортивной съемке чаще всего важно именно техническое качество картинки. Зрителя всегда будет меньше интересовать боке, и больше — номер победившей на скачках лошади.

Так что здесь особенно важно подобрать максимально светосильный объектив (или несколько объективов). В категорию «спортивных» попадают светосильные, быстрые длиннофокусные линзы. Дополнительный широкоугольный объектив поможет захватить больше деталей, показать общий план (многие любят даже и фиш-ай).

При съёмке на длинном фокусе нужно особенно тщательно избегать вибрации (чем длиннее фокус, тем больше воздействие любых вибраций на качество картинки). Чтобы избежать смазывания за счет трясущихся рук, старайтесь выбирать выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние. То есть на фокусном расстоянии 200mm надо снимать с выдержкой 1/300 или короче.

Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на объективы со встроенными стабилизаторами, они позволяют заметно увеличить допустимые выдержки (3-5 ступеней);
  • Если есть возможность приобрести более светосильный объектив (позволяющий снимать на меньших выдержках) — не скупитесь, результат оправдает затраты;
  • Учтите, что длиннофокусный объектив — это всегда существенный дополнительный вес. Возьмите штатив, монопод или продумайте какую-то подставку под камеру уже на месте. Возможно, стоит присмотреться к объективам с крепежом для монопода;
  • использование монопода не только освобождает вам руки, но и ускоряет автофокусировку камеры.

Один из способов снизить вибрацию при съёмке.

Существуют также и внешние кольца с гнездом для крепления на монопод.

РЕЖИМЫ ФОКУСИРОВКИ

Статичные сюжеты мы обычно снимаем в режиме фокусировки «One Shot AF». Выбрали композицию, наполовину нажали кнопку затвора, автофокус сфокусировал объектив, зафиксировал фокус на нужном расстоянии. Дальше мы можем по желанию скорректировать композицию, сдвинув объектив, и дожать кнопку спуска до конца. У этого режима есть ещё полезный бонус — он не даёт сделать кадр, если сфокусироваться вообще не удалось (как правило, при этом мигает специальный индикатор).

Меню выбора режима фокусировки

Для съёмки более динамичных объектов нужно освоить AI SERVO AF. Фактически это тот же One Shot AF, только без блокировки фокуса. Объектив автоматически перефокусируется каждый раз, когда изменяется расстояние между камерой и объектом съемки.

Однако будьте бдительны: в этом режиме вы можете сделать кадр даже тогда, когда объектив ещё не сфокусировался. Кроме того, если между камерой и объектом съёмки появится какой-нибудь перемещающийся объект — объектив может сфокусироваться на объект, находящийся ближе к камере. Будьте также готовы к тому, что в режиме AI Servo AF фотоаппарат не будет подавать ни световые, ни звуковые сигналы об успешной фокусировке.

Между фокусировкой объектива и срабатыванием затвора происходит небольшая задержка. Хотя она измеряется долями секунды, её следует принимать во внимание при съёмке быстро движущихся объектов — к примеру, гоночная машина на скорости 160км/ч проезжает примерно 4.5м за 1/10с. Это означает, что хотя машина могла быть в фокусе в момент нажатия кнопки спуска, она может быть не в фокусе в момент открытия самого затвора.

Многие камеры решают эту проблему с помощью технологии предугадывающей фокусировки. Камера измеряет расстояние до объекта съёмки каждый раз, когда объектив перефокусируется. Анализируя эти данные, камера может просчитать скорость и направление движения объекта. Далее она экстраполирует полученную информацию, чтобы определить, где окажется объект съёмки в момент срабатывания затвора. Затем камера перефокусирует объектив на вычисленное расстояние, чтобы объект съёмки был в фокусе в момент экспозиции.

НЕСКОЛЬКО ФИНАЛЬНЫХ СОВЕТОВ

  • Снимайте спорт в jpeg, а не в raw. Во-первых, это сэкономит место на карте при съемке сериями (а исчерпать свободное место за пять минут до финала весьма обидно!) Во-вторых, запись raw может существенно замедлить работу камеры при серийной съёмке;
  • Повторимся: не рассчитывайте на вспышку. Практически всё интересное будет происходить за пределами её возможности. Кроме того, её использование может быть официально запрещено правилами соревнований;
  • Размер имеет значение! Выбирайте объектив с длинным фокусом. Он вам точно пригодится. Если можете себе позволить, возьмите 300-400мм (жители крупных городов могут воспользоваться фотопрокатами). Если нет, пусть это будет хороший светосильный зум порядка 80-200мм;

  • Помните об окружении. Снимайте общие планы и побочные детали за пределами игры;

Спортивная фотография — это увлечение или профессия для самых отъявленных болельщиков. Запечатлеть движение, динамику и самые яркие моменты спортивного мероприятия, будь то футбольный или хоккейный матч, регби, бег или теннис, не так просто, как может показаться поначалу. Если вы когда-нибудь обращали внимание на фотографов на футбольном стадионе — их оборудование может вызвать как зависть, так и удивление — огромные объективы, которые требуют собственный штатив, множество аксессуаров и непрерывное отслеживание каждого движения.

Но прежде чем выдвигаться в премьер-лигу фотографов, нужно научиться и лучший способ — это небольшие матчи и мероприятия, где можно поупражняться в съемках.

Что вам понадобится?

Для того, чтобы снимать спортивные мероприятия, конечно понадобится камера. Зеркалка , это, конечно, хорошо, но современные беззеркальные камеры порой бывают шустрее в серийной съемке. Это конечно, происходит от отсутствия необходимости постоянно поднимать зеркало. Поэтому значение fps у беззеркалок всегда выше. Главная необходимость, однако, это возможность выставлять вручную выдержку. Поскольку вам нужно будет снимать быстро и получать четкие резкие снимки.

По прибытии на место соревнования, не забудьте поинтересоваться и тем, можно ли снимать. Лучше всего всегда запастись разрешением, ну а после — переходите к съемкам.

    Объектив должен иметь фокусное расстояние как минимум 200мм

Фокусное расстояние вашего объектива — это принципиально важное значение. Поскольку вы не можете снимать, находясь непосредственно в центре событий, прямо на поле, вам понадобится телеобъектив. Да-да, именно поэтому у профессиональных фотографов по периметру стадионов такие огромные объективы. В данном случае чем больше — тем лучше. Но оптимальная длина — это именно 200мм. Вы сможете достаточно увеличить изображение, выделить объект съемок из окружения и конечно же, при необходимости снять что угодно — от портрета до групповой композиции.

Оптимальные варианты для камер Nikon — это Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR II DX или Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S Nikkor .

Более-менее профессиональным фотографам о таком напоминать не принято, но всегда стоит отметить, что в фотографии крайне редко на помощь приходит автоматический режим, да и неспроста нам предложена масса ручных настроек. Чтобы понимать, как и что работает, первое, что нужно сделать — это ознакомиться с инструкцией к камере. Тогда вы сможете разобраться с каждым показателем в отдельности, и вовсе не станете пугаться понятий ISO, апертура (или диафрагма), баланс белого и т.д. Поэтому забудьте об автоматических режимах, даже если они названы Sports или Action. Нам понадобится ручной режим.

    Используйте короткую выдержку

Это обязательное правило, о котором забывать совершенно не стоит. Вам предстоит снимать быстрые стремительные действия, поэтому совершенно логично, что нам понадобится короткая выдержка, чтобы получить четкость и избежать теней и размытых кадров. Минимум 1/500 сек. будет достаточно, чтобы зафиксировать движущийся объект, если поставить выдержку дольше, как раз проявятся все сопутствующие риски.

    Используйте режим приоритета диафрагмы

Для начала посмотрим на классические режимы съемки, которые предлагает нам среднестатистическая зеркалка или беззеркалка . Помимо автоматического и ручного, имеются и такие режимы как приоритет выдержки (Shutter Priority), и приоритет диафрагмы (Aperture Priority).

Апертура — это значение, обозначаемое как А или AV, измеряется оно в f/, или в шагах, а означает то, сколько света пропускается через диафрагму непосредственно на матрицу. Если выставить настройки в приоритет диафрагмы, камера самостоятельно выставит выдержку. Это — идеальный режим для съемок в солнечный день, да и используется он многими профессионалами в спортивных съемках. Но что именно нужно сделать для того, чтобы правильно настроить диафрагму? Нам нужно выставить высокое значение, то есть цифра должна быть наоборот, ниже. К примеру, f/2.8 или f/4. Так максимум света попадет на матрицу, а для правильной экспозиции камера самостоятельно выставит короткую выдержку.

    Не забывайте про ISO

Понятно, что важна выдержка и апертура, а вот третье важное значение экспозиции — это ISO или светочувствительность. Когда мы снимаем в полуавтоматических режимах, будь то приоритет диафрагмы или выдержки, ISO нам приходится выставлять вручную. Для этого мы учитываем место и погодные условия, и даже время. Например, в дневное солнечное время достаточно ISO 400, а вот если небо затянуто тучами, ISO нужно выставлять в пределах 800-1200. Более подробно об этом значении можно узнать разумеется, из инструкции.

    Если недоступен режим приоритета апертуры, выбирайте режим приоритета выдержки

Чем же важен удобный низкий угол? Он придает кадру больший драматизм, создает дополнительное настроение, кроме того, вы не просто сможете снять игрока на фоне травы, вы сможете снять трибуну, небо или софиты, что тоже позволяет получить интересные ракурсы. Таким приемом частенько пользуются профессионалы, и это — именно то, что нужно перенимать у них сразу.

Штатив понадобится для того, чтобы стабилизировать и сбалансировать камеру, когда вы снимаете с разных углов и ракурсов, особенно с низкой высоты. Поэтому озаботьтесь тем, чтобы минимальная высота штатива была удобной.

Штатив Cullmann Concept One 628M OT38 удобен тем, что минимальная рабочая высота его составляет всего 27 см, максимальная же 189 см. Сочетание цены и качества не оставит сомнений в том, что он идеально подойдет для съемки спортивных мероприятий.

Fujifilm X-T20 — это отличная камера для спортивной съемки, обладающая всеми доступными настройками и впечатляющим показателем 14fps, она сможет стать отличным спутником на спортивные мероприятия. Кроме того, камера оснащена продолжительным фокусированием, снимает в формате RAW и возможностями съемки 4К видео.