Все о правильной организации тренингов или семинаров самостоятельно. Что делать с бизнес–тренингами? Критерии успешного тренинга

Александр Капцов

Время на чтение: 11 минут

А А

Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на сайт

Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

  • Продвижение товара.
  • Этика деловых отношений.
  • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

В глобальном аспекте основных тем всего три:

  1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
  2. Оздоровление организма.
  3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться . При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

Совет . Наряду с тематическим разнообразием, большое количество авторов освещают одинаковые вопросы. Рекомендуется предварительное личное участие в семинаре, который планируется для проведения. В крайнем случае можно ознакомиться с отдельными работами конкретного тренера-преподавателя. Это облегчит выполнение организационных этапов.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Внимание . Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

  • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
  • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
  • Просторность , то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
  • Отсутствие лишних предметов , отвлекающих внимание от занятий.

Внимание . Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания. В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

Решаем технические вопросы заранее

Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

Бесплатные варианты привлечения клиентов Платные варианты привлечения клиентов
Объявления на интернет-площадках и в газетах Рекламные объявления на ТВ, радио, в различных газетах
Участие в обсуждении на форумах Реклама на сайтах (форумах, блогах) с близкой тематикой
Ведение собственного блога Рассылка приглашений на электронную почту возможным участникам (услуги специальных сервисов)
Приглашения посредством соцсетей Интернет-реклама таргетированного типа
Раздача флаеров в тех местах, где больше всего потенциальных участников семинара (тренинга)
  • Заинтересовывает новичков и удерживает «старых» слушателей.
  • Привлекает определенный контингент, значит есть постоянная аудитория, интересующаяся данной темой. Соответственно всегда будут люди, готовые обучаться.
  • Действительно приносит пользу тем, кто его слушал. Об этом свидетельствуют реальные отзывы, размещенные на страничке в соцсетях или сайте.
  • Очень важно постоянное развитие тренера и обучающей программы с учетом каких-либо изменений или тенденций.

Особенности оплаты тренингов или семинаров

Внесение участником предоплаты является обязательным условием. Это объективно подтверждает серьезность намерений.

Как показывает практика, зарегистрировавшихся участников на мероприятие может быть много, однако только не заплатившие:

  1. Забывают прийти на занятия.
  2. Перестают отвечать на звонки организаторов.
  3. Отговариваются срочными делами.

Даже небольшой размер предоплаты сразу отсеивает несерьезных людей. Кроме того, такой подход позволяет получить реальную информацию о количественном составе участников.

Совет . Оглашение многоуровневой цены стимулирует раннюю регистрацию. Например, если цена тренинга 11 000 рублей, то предоплата, внесенная за месяц до события, предполагает скидку в размере 1 500 рублей, за 2 недели – 700 рублей, за неделю – 300 рублей, в день тренинга оплачивается полная стоимость.

Подготовка материалов для тренинга или семинара

Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.

Обычно участников обеспечивают:

  • Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
  • Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
  • Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.

Основные требования к любому виду раздаточного материала:

  1. Четкость, ясность и понятность для участников.
  2. Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
  3. Наличие нумерации на страницах.

Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.

Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

В программе указывается:

  • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
  • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
  • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
  • Когда начинается регистрации участников.
  • Время перерывов и другие нюансы.

Составленная программа печатается в виде яркой брошюры и предоставляется участникам.
Как видим, реализацией данного пункта не следует пренебрегать и оставлять на последний день. Помимо самого плана, нужно продумать дизайн брошюры, найти типографию для ее изготовления, договориться о печати, подождать несколько дней или более выполнения заказа.

Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

Организация питания на тренинге или семинаре

Забота о питании – важная деталь организационного процесса. Многочасовой семинар предполагает перерывы разной продолжительности. В минуты короткого отдыха уместно предложить слушателям горячие напитки, воду и сладкий перекус.

Значение кофе-брейка трудно переоценить:

  1. Человек переключается.
  2. Происходит восстановление сил для восприятия нового информационного блока.
  3. Сладости стимулируют мозговую деятельность.
  4. Снижается внутренняя напряженность клиентов, создается непринужденная атмосфера.

Обеденное время лучше использовать по прямому назначению – пригласить слушателей на обед. К примеру, в бизнес-центрах для этой цели имеются специальные точки питания. Если подходящего кафе поблизости нет, можно заранее позаботиться о к месту проведения обучения.

Обращаем внимание на мелочи

Неучтенные мелочи приводят к серьезному дискомфорту.

Важно продумать все до самых мелких деталей, исключив малейшие неудобства для участников:

  • Позаботиться о наличие указателей к гардеробу, залу, туалету, комнате для курения.
  • Вручить бейджи. Это облегчит общение в период групповых занятий и на перерывах.
  • Не следует экономить на закупке канцтоваров – блокнотов и ручек. Непременные атрибуты любых занятий раздаются перед началом мероприятия.

Насыщенный обучающий курс непросто усвоить – через неделю другую многие детали забывают. Именно это волнует многих слушателей. Поэтому продажа материалов с полной версией курса будет весьма кстати. Это могут быть авторские книги, диски или брошюры.

Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом

Комфортный перерыв подразумевает:

  1. Специальные места для отдыха и еды, оборудованные удобной мебелью.
  2. Прогулку на свежем воздухе, желательно в парковой зоне.

Именно эти нюансы нужно учитывать при выборе помещения. Слушателям всегда предлагается выйти из зала на время перерыва. Им необходимо сменить обстановку, пообщаться, размять мышцы в обычной ходьбе, перекусить. Качественно отдохнувший человек способен хорошо усваивать информацию. Не помешает проведение спортивной-минутки. Здесь впору вспомнить обычную производственную мини-зарядку из советского прошлого.

Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала

Повседневная загруженность современных людей становится причиной забывчивости. Они попросту не помнят о некоторых запланированных ими событиях. Своеобразной подстраховкой того, что все записавшиеся клиенты помнят о предстоящем мероприятии, является дополнительное уведомление в форме напоминания. За несколько дней до назначенной даты проводится обзвон сформированной группы или выполняется рассылка по электронной почте.

Найм дополнительных работников в помощь

При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

  • Встречающих клиентов.
  • Отмечающих пришедших.
  • Организующих чаепитие в перерывах.
  • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

Все расходы известны заранее:

  1. Вознаграждение тренера.
  2. Размер арендной платы.
  3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
  4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
  5. Рекламные траты.

Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.

6 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Многие тренеры учатся не один год, но каждый раз говорят, что они еще не готовы провести свой тренинг самостоятельно. И это не вопрос их подготовки. Это вопрос их самооценки.

Скажем так, если тренер обучился уже на нескольких тренингах для тренеров, прошел дополнительные курсы фасилитации, например, и до сих пор самостоятельно не подготовил и не провели свой тренинг, то, скорее всего, он в принципе не готов быть тренером.

Основное качество тренера не его знания, хотя они, конечно, тоже нужны. Но они нарабатываются во время проведения тренингов. Опытные тренеры развиваются не во время обучения у других, а благодаря участникам своих тренингов. Если уметь управлять группой, добиваться от нее самостоятельной работы над материалом, то огромное количество знаний и опыта вы почерпнете в своих же тренингах.

Основное качество тренера – это удовольствие от общения с другими людьми и помощи им в получении знаний и опыта. Тренер не должен быть ходячей энциклопедией, для этого есть Интернет. Тренер должен уметь организовывать участников тренинга так, чтобы они обучались самостоятельно добывать нужные им знания и получать опыт. А тренер может структурировать то, что они сделали самостоятельно, и немного добавлять необходимых знаний по теме.

Для этого не нужно учиться долгие годы. Для этого нужно уметь анализировать и структурировать информацию. Замечать детали и уметь их обобщать. Этому вас не научат ни на одном тренинге для тренеров. Этому вы сможете научиться во время проведения собственных тренингов. Каждый следующий тренинг будет у вас получаться лучше предыдущего, если вы именно так будете подходить к его проведению.

Начинать тренинги также могут мешать шаблоны, в которые спихивают участников во время обучения на тренингах тренингов. Тренер начинает думать, как провести тренинг, а не как дать необходимые знания и навыки. Для него важнее, как проделать все правильно. Он перестает замечать реальных участников тренинга. Из-за этого тоже может быть тревога, мешающая начать работать. Кажется, что еще нужно тренироваться, чтобы идеально выполнять то, что якобы требуется от тренера – уметь красиво говорить, развлекать, правильно двигаться и т.п.

Как эффективно провести тренинг?

Отбросьте уже отжившие шаблоны, ведите тренинг так, как вам подсказывает ваш жизненный опыт и сами участники тренинга. Замечайте, что удалось хорошо, и усиливайте это. А также, что еще не очень получилось. В этом случае анализируйте и делайте выводы, почему это произошло.

Любой тренинг можно провести в сотни разных вариантов. И эти варианты зависят только от вас и от той группы, которая придет к вам. Нет такого понятия — как правильно провести тренинг. Есть творческий подход к тому, как лучше передать участникам необходимые знания и опыт, развить у них нужные навыки.

И когда вы перестанете брать всю ответственность за успех тренинга на себя, и начнете ее делить с участниками, вы перестанете тревожиться, что что-то может пойти не так.

Передайте участникам часть вопросов тренинга, на которые они самостоятельно могут найти ответы. Делите их на подгруппы и давайте творческие задания. Это поможет разнообразить ваш тренинг и вовлечь участников в создание нужного для них материала и отработку его.

Если вы представляете тренера, как того, кто постоянно вдохновляет, ораторствует, передает информацию, развлекает и наполняет знаниями, то у вас всегда будет запредельная тревога. Так как вы никогда не выполните это на 100% хорошо и кто-то из группы будет всегда недоволен. Вы же всю ответственность за то, чтобы они что-то не усвоили, всегда будете брать на себя.

Самый лучший тренинг – это когда работает группа, а не только тренер. И когда участники тренинга тоже несут ответственность за то, как они добывают и усваивают знания и навыки, за которыми пришли на тренинг.

Подумайте, как это сделать, и начинайте проводить свой первый тренинг.

А если и после этой статьи у вас осталась тревога и вопросы, пишите нам, приходите на онлайн-тренинги, где вы получите нетрадиционные советы по созданию и проведению тренингов.

Как создать и провести тренинг?
Для того чтобы начать готовить то или иное мероприятие, необходимо очень четко определить его цели или то, что вы и ваш заказчик хотите получить как результат его проведения. Обеспечить себе успех заранее возможно, только если тщательно планировать свои действия. Тем самым вы сможете избежать всевозможных неприятных сюрпризов и минимизировать неожиданности, которые могут вам помешать. Если же вы продумываете порядок необходимых действий, то вовремя сможете определить, какие ресурсы (материальные, временные и пр.) и в каком количестве вам понадобятся на том или ином этапе подготовки и проведения тренинга: что более значимо, а от чего, может быть, вообще стоит отказаться.

Существует несколько факторов, которые нужно учитывать при планировании:
■ тренер (пол, возраст, имидж, опыт работы тренером, стиль обучения) и место проведения (степень комфортности помещения для участников);
■ аудитория (возраст, пол, статус, опыт участия в тренингах, количество участников);
■ предмет (цель и содержание обучения) и временные рамки (тайм-менеджмент тренинга).

Тренер
Любой вид деятельности, любая профессия предъявляют конкретные требования к человеку. Его свойства, индивидуальные особенности в значительной степени определяют успешность выполняемой им деятельности, а отсутствие тех или иных качеств, как правило, становится преградой для овладения той или иной профессией. Эти требования обусловлены рядом особенностей самой профессиональной деятельности. Необходимо всегда помнить, что взаимодействующие люди по отношению друг к другу всегда выступают в разных ролях (учитель-ученик, руководитель-подчиненный и т. д.), и непременным условием превращения преподавателя в субъекта познания для обучаемых является деятельность, включаясь в которую тренер оказывается связанным с группой участников множеством определенных отношений. Формирующийся у обучаемых образ тренера и представления о нем как о личности служат целям регуляции педагогической деятельности на тренинге и поведения обучаемых в тренинговой среде.
В связи с этим актуальной становится одна из важных, на мой взгляд, тем - восприятие и интерпретация аудиторией тренера. Сюда относится рассмотрение таких аспектов, как формирование представления о тренере, невербальные компоненты общения и самоанализ и создание гармоничного образа преподавателя.

Основными процессами, посредством которых каждый участник тренинга принимает и перерабатывает информацию, поступающую от тренера, являются:
1) ощущения (комфорт/дискомфорт);
2) восприятие (нравится/не нравится);
3) представление (интересно/неинтересно);
4) мышление (логично/нелогично).

Первые ощущения и восприятие формируются из невербальных компонентов общения в первые несколько секунд знакомства. О значимости восприятия невербальных компонентов общения свидетельствует тот факт, что если общее число всех элементов внешнего облика принять за 100 %, то на восприятие физического облика (рост, глаза, лицо, волосы, телосложение) приходится 82,5%, на экспрессию (мимика, жесты, поза, речь) - 14,0%, а на оформление внешности (прическа, одежда, обувь, косметика) - 3,5%. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче.
Необходимо иметь в виду еще одну закономерность визуального восприятия в процессе начала общения. В психологической литературе существуют данные о том, что внимание по отношению к различным зонам зрительного пространства субъекта, измеренное количеством фиксаций взгляда, распределено нерав-номерно. На левую верхнюю четверть поля зрения приходится 45,5% фиксаций взгляда, на верхнюю правую - 29,0%, на нижнюю правую- 14,0%, на нижнюю левую- 11,5%. 61,0% внимания человек оказывает информации, помещенной в верхней половине листа, и 39,0% - в нижней половине. Отсюда становится понятно, почему верхняя часть тела, в особенности лицо, более информативно в процессе невербального общения.
Выражение лица тренера - первая информация для аудитории. Успешность опознания мимики выше в том случае, когда вербальное и невербальное поведение согласованы. Поданным научных психологических исследований (Бодалев А. А., 1982; Попов С. А., 2002; Трусов В. П., 1982), истолкование мимики в соответствий со смыслом слов происходит в 49% случаев. Таким образом, неадекватное речевое поведение снижает успешность опознания, а адекватное повышает его. Что это значит для выступающего? Фраза «Я рад приветствовать вас сегодня», произнесенная с хмурым или равнодушным выражением лица, неизменно вызовет сопротивление слушателей, что совершенно нежелательно в самом начале тренинга.
Лицо представляет собой самое доступное и информативное средство дополнения и уточнения содержательной стороны сообщений, передаваемых с помощью речи.
Тренировка мимики - неотъемлемая часть подготовки к выступлению. Для этого необходимо встать перед зеркалом и просто покривляться. Изобразите последовательно:
■ радость;
■ удивление;
■ заинтересованность;
■ сомнение;
■ загадочность;
■ иронию;
■ возмущение;
■ злость;
■ грусть;
■ игривость.
Посмотрите внимательно и запомните движения мышц лица, задействованные для выражения того или иного чувства.
С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки различаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И наконец, вербальный язык - это вокально-звуковое явление, в то время как невербальный состоит из разнообразных движений.
В основу выделения подструктур невербального общения положены главные характеристики невербальных средств (движение, пространство и время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

1. Оптическая (оптико-кинестетическая) система невербальных средств включает в себя следующие компоненты:
а) кинестетику (выразительные движения тела, позы, жесты, мимика, походка, физиогномика);
б) авербальные действия (стук, скрип, грохот). Бывает, что в непосредственной близости тренинговой аудитории проходят ремонтные, строительные и другие работы, вызывающие по сторонние шумы, отвлекающие внимание аудитории. С этим легко можно справиться, если владеть искусством «утилизации». Два основных правила «утилизации» таковы: нельзя оставлять без внимания посторонние шумы, отвлекающие внимание, необходимо реагировать сразу. Так, однажды мне выпал случай проводить презентацию в непосредственной близости от аэродрома. Каждые 20 минут взлетал очередной самолет с характерным ревом, что делало невозможным продолжение презентации в течение нескольких минут. Мной была предложена следующая схема занятия: время взлета самолета отдавалось ознакомлению с материалами или подготовке задания.
Следующие 20 минут были посвящены ответам на вопросы, пояснениям или проработке заданий;
в) контакт глаз (направление взгляда, выражение глаз, частота визуального контакта). Взгляд выступающего должен быть направлен в глаза слушателя, его продолжительность не может превышать более 5 секунд. Держать контакт глазами с аудиторией необходимо постоянно - секторами или поочередно с каждым участником.

2. Акустическая система невербальных средств:
а) паралингвистика (характеристики голоса: темп, тембр, громкость, высота). Нет ничего хуже монотонности. Меняйте темп речи и громкость: привлекайте, акцентируйте внимание.
Выделяйте голосом ключевые моменты;
б) экстралингвистика (паузы, кашель). Используйте паузы для привлечения внимания, выказывания неодобрения, подчеркивания значимости информации. Кашель может появиться как следствие очень сухого воздуха в помещении, простудных заболеваний. Избегайте кофе и сигарет перед выступлением. Горячее питье, минеральную воду и леденцы необходимо всегда иметь под рукой.

3. Тактильная система , или таксика, подразумевает физический контакт общающихся: рукопожатие между мужчинами, приветственное прикосновение к руке женщины - действия, подтверждающие расположенность тренера к слушателям.

4. Ольфакторная система , или система запахов, включает в себя запахи тела, косметики, запах в помещении и пр. Применение терпких запахов и нежелание пользоваться парфюмом - две крайности, избегать которые необходимо. Очень внимательно относитесь к запахам в помещении (недопустимы запахи лакокрасочных изделий, табака, неприятные запахи). Кроме того, следует учитывать близость мест общепита от конференц-зала (бывает, что на одном этаже, очень близко друг от друга, могут находиться конференц-зал и ресторан) - это чревато постоянным отвлечением аудитории на запахи и звуки. Старайтесь избегать проведения мероприятий в таких местах.

5. Пространственно-временная система невербальных средств:
а) Проксемика . Ее составляют личностная зона, или персональное пространство, дистанция, взаимное расположение общающихся в пространстве. Идеально, если участники располагаются кругом или полукругом, при этом не важно - со столами или без. Однако если численность группы более 20 человек, то работа в помещении с расставленными столами, конечно, будет снижать эффективность общения с каждым из участников. В этом случае тренеру необходимо часто ходить между рядами, перемещаться по аудитории;
б) Временные характеристики общения (частота взгляда, частота смены движений и пр.). Движения и жестикуляция тренера должны соответствовать созданному им образу, содержанию речи, уровню социального интеллекта аудитории.

Общие правила: ноги должны располагаться параллельно друг другу, на расстоянии 20-30 см, руки вдоль туловища или на поверхности: ни в коем случае не сцеплены, не скрещены, не в кармане, не спрятаны за спину или под стол, спина прямая, подбородок параллелен полу.
Восприятие и интерпретация компонентов вышеперечисленных систем ложатся в основу формирования образа другого человека (тренера участниками и участниками друг друга), который основывается на первом общем впечатлении. Кроме того, всегда необходимо учитывать влияние половых различий на адекватность понимания невербального поведения. Эту особенность можно охарактеризовать на примере восприятия экспрессии лица. Установлено, что женщины превосходят мужчин в точности понимания эмоциональных выражений. Они обладают более открытым невербальным поведением и более чувствительны к сигналам такого рода, за счет чего намного точнее, чем мужчины, распознают формы и виды экспрессии. Женщины более точно реагируют на выражения боли, тревоги, страдания. Например, женщины склонны видеть в воспринимаемых лицах возмущение и обиду, а мужчины - решительность. В моей практике самые эффективные тренинги проводились двумя тренерами одновременно - мужчиной и женщиной: их согласованные между собой действия делали процесс обучения очень гармоничным. Существует мнение, что одежда оратора должна привлекать меньше внимания, чем выступление. Это верно, однако всегда необходимо помнить, что прическа, стиль и цвет одежды публичного человека дают миру сигнал о том, что собой представляет выступающий. Поэтому знание реакции слушателей на тот или иной стиль и цвет одежды и аксессуаров дает возможность использовать ее как дополнительный способ влияния на аудиторию. Казалось бы, самым беспроигрышным вариантом является сочетание черного и белого цветов в одежде и минимум аксессуаров - это всегда производит впечатление строгого и серьезного человека. Да, производит - на совещаниях, собеседовании, экзамене, а также, хочу подчеркнуть, на тренингах - с менеджерами среднего и топ-уровней, с аудиторией, возраст участников которой выше 35 лет. Другие слушатели, напротив, могут проявить сопротивление на черно-белый вариант, а также на женский галстук, на короткий или чересчур длинный мужской.
Излишнюю строгость черного костюма можно «смягчить» синей или голубой рубашкой для мужчин и розовой, стальной, сиреневой блузкой для женщин. Такое сочетание производит впечатление доброжелательности и действует успокаивающе на слушателей. Особенно хорошо оно подходит для выступлений перед слушателями 18-25 лет. К примеру, продавцы, с которыми мне доводилось проводить тренинги по продажам, в ответ на строгое сочетание в моей одежде черного и белого, да и вообще на строгий костюм становились закрытыми и отчужденными. Зато сочетание голубых джинсов классического покроя и белой блузки или светлой кофты очень подходили для работы с данной аудиторией.
Если же цель тренера - произвести впечатление именно собственной персоной, чтобы запомниться участникам, этому в большей мере будет способствовать светлый - белый, песочный костюм с черными или шоколадными рубашкой или блузой. Однако такие сочетания, как бежевый костюм и голубая рубашка, а также белый в сочетании с голубым, сиреневым, розовым (например, голубые джинсы и розовая блузка/рубашка) неизменно вызовут «сопротивление» группы - неосознанную реакцию на сочетание холодных оттенков.
Очень вызывающе и эффектно действует сочетание белого костюма и красной или оранжевой блузки/рубашки. Красный и оранжевые - яркие, запоминающиеся цвета (ассоциируемые с огнем, который во всех культурах является символом движения и изменений) - цвета «революционные», поэтому группа воспримет тренера, отдававшего им предпочтение, как новатора, идейного вдохновителя.

Будьте готовы к тому, что присутствие красного или оранжевого (кроме ярко-красных или оранжевых ногтей, что недопустимо) в любом сочетании (например, черный пиджак и красный галстук, или красно-оранжевый шейный платок) может вызвать сопротивление формального или неформального лидеров группы, однако если вы сможете проявить себя как безупречный профессионал, то добьетесь безусловного доверия слушателей.
Серый цвет - цвет переговорщиков - в сочетании с белыми, насыщенно-изумрудными, розовыми, стальными рубашками или блузками подходит для тех случаев, когда за короткий период времени вам необходимо предоставить большой объем информации.

Также очень важно учитывать фактуру ткани. Например, эмоционально «располагающими» тканями являются бархат, велюр, замша (например, черный замшевый пиджак или что-либо из бархата цвета бордо). Эмоционально «отталкивают» вельвет, шелк. Ткани с рисунком, а также комбинированные ткани оказывают определенное влияние на целостное восприятие выступающего. «Клетка» и «полоска» более подходят для занятий, теоретическая часть которых составляет не менее 50% общего времени. Яркие крупные и очень мелкие рисунки могут «цеплять» сознание слушателей, в связи с чем тренеру необходимо будет постоянно «возвращать» участников в состояние «здесь и сейчас». Правда, есть простой способ, как можно с помощью аксессуаров - часов, браслета или крупного кулона - привести слушателей в то или иное состояние. Так, предлагая участникам какой-либо вид умственной активности, обращаясь к ним со словами «подумайте», «представьте», «вспомните», прикасайтесь к кулону или браслету. В результате, если вы просто прикоснетесь к этим аксессуарам в пятый раз, вербально призывать аудиторию к размышлению уже не будет необходимости. Активизировать действия участников также можно, держа в руках часы на манер секундомера.

Если тренинг многодневный и вам необходимо расположить слушателей, то это можно сделать, убирая каждый день одну официальную часть в своей одежде. Например, начав тренинг в строгом костюме, на следующий день можно прийти без галстука, на третий - в строгом джемпере или пуловере и т. д. Помните правило: чем официальнее одежда, тем теплее оттенки; а вот в сочетании цветов одежды более свободного стиля должен присутствовать холодный оттенок или неординарное сочетание (например, темно-серый и насыщенно синий, оранжевый) - так вы сможете продемонстрировать слушателям минимальную, но дистанцию.

Есть еще одно правило: любой человек, зашедший в аудиторию, должен безошибочно определить, кто здесь ведущий (тренер, преподаватель, выступающий). В ситуациях, когда аудитория и преподаватель одного возраста или все как один в костюмах, можно дистанцироваться, прикрепив строгую брошь (женщинам), значок Компании или цветной бейдж.

Кроме того, даже цвет лица - слишком бледный или очень загорелый - вызывает неоднозначную реакцию аудитории. Бледность вызывает ассоциацию с болезнями, недомоганиями и изнеможением, сильный загар - с праздным времяпрепровождением. Правило «золотой середины» - ключ к созданию гармоничного образа - можно применить и здесь: хорошо, если цвет лица на тон или полтона темнее естественного, это позволит тренеру выглядеть всегда свежим.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что, как бы ни был профессионален тренер, первые 30 минут тренинга настраивают группу на весь тренинг-день. И насколько образ выступающего соответствует теме выступления, гармоничен с манерой подавать материал, с содержанием самого материала, настолько участники позитивно воспримут и самого тренера, и представляемый им материал.

Не забудьте уделить внимание следующим мелочам, которые могут определить все:
Аккуратный внешний вид : неопрятность, в первую очередь неопрятная голова, неприемлемы для тренера.
Перед тренингом воздержитесь от красящих полость рта продуктов (например, черники или черной смородины), а также экспериментов с необычной для вас едой. И никакого алкоголя до тренинга!
Помните, кто бы ни был слушателем, вы в аудитории - учитель, директор, мама (папа) и т. д. Вам необходимо иметь под рукой: салфетки, лейкопластырь, обезболивающие. Настоятельно советую проконсультироваться, каким образом вести себя с людьми, у которых сердечный, эпилептический, желудочный приступы, а также каковы способы оказания первой помощи при ушибах, переломах, порезах, ударах электрическим током.
Никогда не перекладывайте свое плохое настроение на участников , это верх непрофессионализма.

Обычно группы для активных психологических занятий составляются по принципу единого осознаваемого каждым участником запроса. Проводятся тренинги руководителей, стремящихся научиться лучше управлять подчиненными, групповые занятия для застенчивых людей, желающих освоить секреты свободного, раскованного поведения, тренировочные группы для спортсменов, учителей, чувствующих необходимость научиться владеть собой. Изначально запрос любого участника тренинга можно свести к следующему: «Научите меня секретам, приемам, приспособлениям, используя которые, я буду неуязвимой личностью в общении с другими». Блестящей попыткой ответа на этот вопрос стали книги легендарного Дейла Карнеги. Обнаруживается, однако, что, несмотря на свою практическую направленность, литературные и психологические достоинства, книги Карнеги не всегда помогают. Дело в том, что даже самый добросовестный читатель, скрупулезно и вдумчиво выполняющий все многочисленные упражнения, содержащиеся в них, все‑таки не всегда избавляется от ощущения, что он обладает теперь, по прочтении, множеством знаний. Его, читателя, сознание переполняют всяческие правила, очень тонко и метко выведенные из простых житейских наблюдений. Ему очень хочется делиться своими открытиями с друзьями. Очарованный обаянием лекций Кар‑неги, читатель чувствует себя весьма компетентным… не столько в общении с разными людьми, сколько в умении прочесть популярную лекцию, посвященную общению в стиле Карнеги. Не избежали этой участи и я, и многие психологи.

Грубо говоря, если я буду Вам читать лекции о том, как запрягать, например, лошадь, то Вы именно этому и научитесь. Я имею в виду, научитесь читать об этом лекции. Быть может, даже и неплохо читать. Однако с практикой запрягания у Вас, вероятно, могут возникнуть некоторые трудности. Одним из первых, не стесняясь писать об этом понятным не только специалистам языком, рассказал о социально‑психологическом тренинге Анатолий Добрович.«Для того чтобы научиться общаться, людям надо… общаться», – так просто сформулировал он одну из главнейших идей любого тренинга. Вспоминаю остроумные лекции Адольфа Ульяновича Хараша в Московском университете. Он неожиданно начинал размышлять вслух по ходу объяснения. Например, он проводил такую параллель: когда рождается на свет котенок и попадает сразу к новым хозяевам, лишаясь почти в самом начале кошачьей жизни общения с сородичами, он все равно твердо знает, что он котенок. В его генах заложено об этом достаточно информации. Когда же рождается ребенок, он еще не знает, кто он. Ведь история Маугли – это только мечта Киплинга, а настоящие описания «волчих детей» совсем иные и нет нужды их напоминать. Человек рождается без зеркала в руках. Поэтому, чтобы открыть себя себе самому, чтобы увидеть и понять себя как человека, и наконец, убедиться в самом факте своего существования, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека,Таким объемным зеркалом и становится группа тренинга для каждого из его участников. Поэтому главный нерв активной групповой работы – это обратная связь от группы к каждому участнику тренинга. Может показаться, что дело осталось за немногим, за обратной этой связью, да еще за тем, на что, собственно, ее давать. Как нередко случается, в простом и, на первый взгляд, немногом, оказывается заключено море научных, прикладных и практических проблем, казусов, вопросов, не все из которых имеют однозначные ответы.

Любой тренинг, какие бы задачи он ни преследовал, почти всегда начинается с выработки правил работы группы и со знакомства. Правила могут определяться по‑разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее подходящих. Можно начинать сочинять самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий. Если это групповые занятия, связанные с проблемами межличностных отношений, или даже личностных проблем, то в этом случае полезно начать с процедуры знакомства, объявив лишь правила для этой первой процедуры. Затем, по окончании ее, можно заняться выработкой правил жизни внутри группы, превратив эту выработку в самостоятельную групповую процедуру. Если же участники собрались, чтобы решить какую‑то общую для них проблему, не связанную, как они думают (пока думают) с личностью каждого, либо участники определенно настроены и ожидают какого‑либо тренинга поведения, отработки навыков и умений, то здесь довольно опасно пытаться превратить выработку правил в особую групповую процедуру. Уже на этом этапе психологу, ведущему групповую работу, полезно задавать себе вопросы о том, чего хотят клиеты, по их словам, и о том, чего же они хотят на самом деле. И не вообще от жизни (многие от жизни хотят, например, смысла, однако не все участники группы склонны заниматься этим здесь и сейчас), а от жизни, потраченной на работу в этой именно группе. Итак, правила.

Попробуем перечислить все известные, либо встречавшиеся в практике автора настоящего пособия:



1. Не опаздывать*.

2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

4. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации.

5. По возможности, быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.

6. Получать поддержку, помощь со стороны группы.

7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.

8. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.

9. Высказывать свое мнение по любому вопросу.

10. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.

11. Сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы «от» и «до» (необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначенного часа). Причем каждый участник имеет право делать это заранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа.

Последовательность перечисления случайна.

12. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринимается, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.

13. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

В конспективном виде, как правило, после пусть даже небольшого обсуждения (а высказаться по предложенным правилам полезно предложить каждому участнику хотя бы формально, в двух‑трех словах) этот «свод законов» может принять следующий вид (на доске, ватмане):

1. Точность начала и финала процедуры.

2. Конфиденциальность.

3. Активность.

4. Право говорить «нет».

5. Не обманывать.

6. Право на поддержку.

7. Обязанность слушать – не перебивать.

8. Участвовать во всем.

9. Право на личное мнение.

10. Ко всем обращаться на «ты».

11. Работать «от» и «до».

12. Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

ЗНАКОМСТВО

Знакомство представляет собой центральную процедуру первого занятия любого тренинга, какие бы задачи этот тренинг ни преследовал, в каком бы ключе ни проводился. Знакомство непременно проводится даже и в том случае, если тренинг происходит в уже действующем коллективе, где, казалось бы, все друг друга знают. Целей у этой процедуры можно обнаружить несколько. Как правило, реально достигнутые цели после проведенного знакомства не всегда совпадают с теми, которые ставил или думает, что достиг, ведущий. Обычно считается, что процедура знакомства позволяет «раскачать» группу, вовлечь ее участников в новые, несколько необычные размышления о себе и о своих личностных ресурсах, о том, как участники воспринимают друг друга. «Знакомство» направлено также и на отреагиро‑вание тревожности, если в ходе процедуры каждому участнику предлагается сообщить о своих опасениях, связанных с предстоящей работой и т. д. Я перечислю известные мне варианты этой процедуры, хотя, конечно же, могут быть и другие. Это дело творческое.

1) Каждому участнику по очереди либо передавая слово любому другому участнику на выбор, как эстафету, предлагается сообщить группе имя; либо то имя. которым он хочет называться здесь; либо то имя, которое он носил в детстве; либо просто то имя, которое ему нравится больше всего;

2) Все по кругу называют свои имена. Причем каждый следующий, прежде, чем назвать свое имя, называет все предыдущие;

3) Каждый участник называет свое имя, одну свою положительную и одну свою отрицательную черту, но перед тем, как рассказать о себе, повторяет все, что сказал о себе его сосед.

Как правило, участники сходятся на том, что эстафета знакомства, передаваемая друг другу, сопровождается невидимой волной напряжения. Это напряжение нарастает по мере приближения очереди говорить, и довольно резко падает после того, как дело сделано. Ведущий (который, естественно, стремится не вылезать первым со своими впечатлениями), может обратить внимание участников на то, что многие с трудом могли повторить то, что говорил о себе их сосед. Выполнившие задание участники нередко начинают шепотом переговариваться между собой, тогда как те, до которых очередь еще не дошла, замыкаются в себе, напрягаются, сосредоточиваются, собираются с мыслями, хмурятся. Облегченные улыбки появляются позже. Обычно предлагается кроме имени сообщить какой‑то минимум информации о себе. Этот минимум может ограничиваться как временем (например, каждому дается по пятьдесят четыре секунды на любое сообщение о себе), так и конкретными темами. Нежелательно формулировать более трех ограничений‑требований к этому заданию. Участники волнуются и, как правило, забывают большинство параметров, которым должны соответствовать их высказывания. А постоянные одергивания ведущего разрушают и без того только‑только складывающуюся атмосферу в группе, повышают тревожность. Кроме имени каждому участнику можно предложить назвать, сообщить, высказать:

– свои ожидания по отношению к предстоящему тренингу;

– свои опасения, связанные с начинающимися занятиями;

– какую‑либо свою личную характерную черту;

– какие‑либо свои личностные ценности;

Иногда группе предлагают задавать вопросы каждому участнику после его выступления. Либо количество этих вопросов, либо их тема строго регламентируются. Обязательно следует оговорить право каждого не отвечать или отвечать так, как ему хочется.

Подспорьем, включающим каждого участника в предстоящую работу, является вариант знакомства под условным названием «Кто Я».Этот вариант полезен в группах, где участники, не знакомые между собой, и уверенные, что жизненные обстоятельства не столкнут их впоследствии, собрались, имея общий запрос – трудности в общении. Суть процедуры в следующем. Каждый участник на листке бумаги ярким фломастером делает в свободной форме десять кратких сообщений о себе, каждое из которых, отличающееся от предыдущих, начинается одинаково: «Я–…» Далее следует все, что угодно, соответствующее истине. Это могут быть черты характера, особенности личности, интересы, биографические данные, разнообразные сравнения себя с кем и с чем угодно в аллегорической форме и проч. Затем участники прикрепляют эти листы у себя на груди и, медленно прохаживаясь по комнате, читают написанное. Можно при этом вводить запреты на разговоры, чтобы повысить накал обсуждения впечатлений после того, как группа рассядется.

Центральным моментом в этом варианте знакомства (как, впрочем, и во всех процедурах, выполняемых группой, будь то игры,«номера»,другие структурные единицы групповой работы) является обсуждение. Обсуждение может быть нацелено практически на что угодно (но оно не должно превращаться в монолог «умного» ведущего, разъясняющего, оценивающего, подмечающего острым глазом огрехи и промахи непутевых подопечных). Эффект от любой процедуры будет достигнут лишь в том случае, если ведущий, испытывая искренний интерес к любым реакциям участников на только что происшедшее, постарается быть «озвучивателем», «усилителем» каждого прозвучавшего мнения, высказывания, удивления, недовольства и даже нежелания говорить. Максимум, на что может отважиться ведущий, это попробовать обобщить мнения и предложить возможные резюме. И только в абсолютно бесспорных, беспроигрышных ситуациях ведущий может обратить внимание участников на то, на что не обращать внимание уже стало невозможно, но по каким‑то причинам это «что‑то» осталось незамеченным. И опять интерпретации, которые так соблазнительно «подсунуть» участникам группы, ведущий не должен спешить предлагать.

Любопытным вариантом знакомства может быть «знакомство с интонацией», вовлекающее участников в нередко новый для многих мир чувств, эмоций, ощущений, с которыми и приходится в основном «работать» участникам практически любого тренинга. В этом варианте каждый участник, представляясь, называет свое имя дважды. Первый раз он произносит его так, как он не хотел бы, чтобы его называли в группе, а второй раз – наоборот, так, как ему хотелось бы, чтобы к нему обращались.

Организация знакомства участников любого тренинга – дело ответственное и творческое. Недаром сказано, что «начало – это лихая беда». Знакомство многое определяет во всем дальнейшем течении тренинга, а ошибки, совершенные в начале, трудно исправимы. Главным критерием здесь является суровая необходимость точно и без опережения (но и без отставания) отвечать на запрос коллективного клиента, каким является группа. Причем отвечать следует не на глобальный запрос типа «научите меня ладить с людьми», а на запрос сиюминутный. Этот запрос особенно жестоко «аукается» ведущему, если последний пренебрегает им. К примеру, вся группа вообще‑то очень хочет дальнейших занятий и именно с этим ведущим, но в данный конкретный момент большинство ее участников зверски хотят курить. Участники группы, чей сиюминутный запрос игнорируется ведущим (если только это не специальный ход ведущего), готовы возненавидеть его за это. Что оказывается для ведущего не самым приятным испытанием.

Да, кстати, мы с вами и не заметили, что все занятие общаемся, сидя на стульях, расставленных в ровный кружок так, что каждый видит каждого. И перед нами нет никаких столов. Преимущество такого расположения стало для нас с вами очевидным, не правда ли? Эта организация рабочего пространства жизни группы является традиционной для любого вида тренинга.

Знакомство необходимо, конечно же, не только для того, чтобы перезнакомить участников, дать им освоиться в новой ситуации. Цель процедуры «знакомство» может считаться достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность, заинтригованность, любопытство по отношению к дальнейшему процессу. Или, если стало интересно, что за люди собрались на тренинг, как они поведут себя в предстоящих, неизвестных пока ситуациях общения. Хуже, если возникает интерес к ведущему, как к неординарному, выдающемуся, диковинному человеку. Тогда занятия превращаются во «встречи с интересными людьми», где в роли «интересного человека» обречен выступать ведущий. Начинающие (и, к сожалению, не только начинающие) ведущие нередко выступают в такой роли. Эта роль весьма прилипчива. Группа легко, с готовностью навязывает ее ведущему. А ведущий сопротивляется, но доигрывает. Чаще всего дело заканчивается тем, что постепенно развивается некоторая агрессия группы по отношению к ведущему. Существуют психологи, практикующие использование такой агрессии в целях, работающих на созидательные для группы в целом процессы. Однако будет опрометчиво начинать свою практику групповой работы именно с такого «рискованного» для ведущего и для самого факта существования данной конкретной группы стиля. Выделяют три основных стратегии ведущего в группах тренинга коммуникативной компетентности, через фазу которого так или иначе проходят группы любой направленности, ориентации, стиля и «идеологии». Ведь без наживания, обретения хотя бы некоторого приращения в коммуникативном плане любое дальнейшее движение будет мнимым. Поэтому возможным начальном этапом в виде активных методов практической психологии будет тренинг коммуникативной компетентности. Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растяников, обозначая различные стили ведущего на этапе коммуникативного тренинга, говорят о трех формах: свободное ведение, программированное ведение и компромиссная, промежуточная форма.Первый стиль, сопровождающийся нередко эпитетом «клиентоцентрированный», характеризуется как внешне пассивный до чрезвычайности. Пассивность ведущего может вызвать раздражение участников. Ведущий СЛУШАЕТ. Более того, он старается следить за тем, чтобы и на невербальном уровне не быть более экзальтированным, ярким, выразительным, чем участники группы. Ведущий ни в чем никого не убеждает, ничего не объясняет. Он мягко уходит от вопросов‑нападений, требований, домогательств участников. Здесь неопределенность, в которой находится группа, скоро порождает довольно высокую напряженность существования для каждого участника группового процесса. Из неопределенности группа выбирается самостоятельно. Но, чтобы это произошло, чтобы участники попросту не разошлись восвояси, так и не поняв, зачем, собственно, их тут собрали, ведущий должен в совершенстве владеть не только техникой эмпатического слушания, не только быть в состоянии воспринимать в течение довольно длительного времени максимально возможное количество проявлений, исходящих от каждого участника группы, но и уметь чувствовать группу в целом, что называется «быть с группой». Вот перечень (конечно далеко не полный, и не претендующий на полноту, а призванный стимулировать фантазию ведущих) возможных «начал» для ведущего. Итак, группа собралась. Все уселись. Вы как ведущий – вместе со всеми в одном кругу. Знакомство каким‑то образом произошло. Все. В группе повисло ожидание. Что делать Вам как ведущему? Вот варианты. Выбирайте, что Вам ближе в складывающейся ситуации:

1. Я ничего не сделаю.

2. Скажу, что группа – это они сами, и от них зависит развитие и полезность группы.

3. Уверю участников, что определенное напряжение типично для начала групповой работы.

4. Прерву молчание несущественным вопросом, разговором, «трепотней».

5. Опишу цели и методы группы.

6. Скажу, что каждый из участников выглядит напряженно, и мне любопытно, сдвинется ли группа с места.

7. Спрошу, как они чувствуют себя на первом занятии (какие у них чувства в отношении группы или каковы на их взгляд взаимоотношения, уже возникающие между ними).

8. Скажу, как я себя чувствую (например, что я напряжен и полон ожидания).

9. Расскажу о каком‑либо опыте из собственной жизни.

10. Спрошу, почему все молчат.

11. Спрошу группу, что надо бы сегодня сделать.

12. Скажу, что, как мне кажется, они ожидают от меня начала беседы.

13. Скажу, что они хотят, чтобы я стал побуждающим и защищающим их руководителем.

14. Скажу, что считаю молчание выражением страха в группе.

15. Попрошу всех сказать, зачем они пришли в группу.

16. Начну разговор об их прошлом опыте (например, о семейных отношениях).

17. Поощрю участников к дискуссии об их целях с точки зрения научения и поведения.

18. Использую невербальный метод (например, начну ходить по кругу, сосредоточившись на физическом напряжении).

Как нетрудно догадаться, программированное ведение означает наличие детального плана проведения группового занятия. Однако никогда нельзя предугадать заранее настроение, ожидания, поведение отдельных участников и «движение группы» в целом. Наиболее удобным для ведущего становится положение, при котором он сосредоточивается в основном на стремлении понять, прочувствовать, ощутить и осознать цели, которые заставили этих людей стать участниками группы. И не просто прояснить это для себя единожды и «успокоиться», а постоянно осознавать озабоченность именно этим. А «номера», «фокусы», упражнения, процедуры, которые следует (или не следует) предлагать проделывать участникам, полезно иметь на каждое занятие в избытке и таких, которые бы продвигали участников группы по направлению к тем целям, которые есть у каждого из них и у группы в целом. В любом случае нельзя забывать, что запрограммированность занятия гасит активность участников, выхолащивает саму идею активных методов практической психологии. Программируя предстоящее занятие, ведущий должен быть всегда готов к тому, что какой‑то «номер», какое‑то упражнение не сработают, не удивят участников, не увлекут их на путь анализа и обсуждения, не позволят увидеть предмет, ради которого это упражнение предлагалось. Более того, в живом групповом процессе известное и неоднократно используемое ведущим упражнение может вызвать совершенно неожиданные для психолога реакции участников. Здесь сообразно ситуации ведущий может либо «угаснуть», дав возможность участникам обсудить то, что обнаружилось именно для них и именно сейчас, не упуская для себя как для ведущего возможности дополнительно вникнуть, войти, вчувствоваться в то, что происходит, либо предложить участникам двигаться дальше, разыгрывая следующую заготовку ведущего или обсуждая свои конкретные проблемы. В любом случае, начало, даже организованное ведущим, если оно к тому же игровое, включает азарт участников, позволяет им легче отойти, хотя бы на время, от привычных ролевых позиций, которых они придерживаются в жизни, и начать анализ своих (на первом этапе) коммуникативных проблем особым образом через разыгрывание типовых, значимых для них ситуаций с последующим обсуждением.

Таким образом, в реальной групповой работе ведущий обычно применяет компромиссную форму ведения, предполагающую умение отслеживать цели и планомерно двигаться к этим целям, и кроме того, умение импровизиро в ать по ходу дела, отзываться на спонтанно возникающие запросы группы, отваживаться на продвижение в ранее не запланированном направлении. Вообще говоря, если ведущий чувствует себя абсолютно спокойно, комфортно, уютно во время работы с группой – это может быть признаком его плохой работы. Элементы внутренней неопределенности, а значит, и взволнованности – необходимая и неизбежная часть переживания любого ведущего.