Формы интеграций в мировую экономику. Экономическая интеграция

Интегра́ция - процесс объединения частей в целое.

Экономическая интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания экономических систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласования действий.

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации экономики государств, ведущая к постепенному слиянию национальных экономических систем.

Интернационализация экономики представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

МЭИ - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации (специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках) и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования международных организаций и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. (формируются наднациональные правила)

В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона – объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены торговые ограничения на импортируемые товары. (ВТО )

Преференции - это льготы, которое одно государство предоставляет другому при назначении пошлин на ввоз товаров.

2. Зона свободной торговли – преференциальная зона, где отменено большинство торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

Примером является

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены.

ЕврАзЭс - Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, включающая (Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан) существовавшая в 2001-2014 годах. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

10 октября 2014 года главы государств-членов ЕврАзЭС в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества. Это объединение прекращает свою работу в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступит в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.

3. Таможенный союз – форма коллективного протекционизма, межгосударственное формирование, в рамках которого помимо торговых ограничений действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Примером является таможенный союз ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения).

Свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза, включающего, помимо государств-членов Европейского союза, также Турцию

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

4. Единый или общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов (без официальных приглашений со стороны и при возможности легального трудоустройства ).

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ, англ. European Economic Area, EEA) - создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Экономическая зона включает в себя все страны Европейского союза и три из четырех стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн).

В мире существуют ситуации, когда региональные интеграционные группировки характеризуются общим рынком, но не устанавливают единого тарифа и не проводят единую внешнеторговую политику.

5. Экономи́ческий сою́з - один из видов экономической интеграции государств, включающий признаки 3й и 4й форм экономической интеграции (Таможенного Союза и Общего рынка), а также наличие соглашений о гармонизации (согласовании) бюджетно-налоговой и монетарной политики (единая экономическая политика)

6. Экономический и валютный союз –К 5-й форме добавляется единая валюта и валютно-финансовая политика (например, Еврозона).

Еврозо́на - совокупность стран, входящих в действующий в рамках Европейского союза Экономический и валютный союз (ЭВС), англ. В настоящее время объединяет 18 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономической интеграции добавляется политическая интеграция (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Другими словами, интеграционная группировка начинает приобретать признаки единого государства (Еврозона приближается к данной степени интеграции )

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

2. Углубление международного разделения труда.

3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

Развитие интеграционных процессов в мировой экономике, наблюдающееся в последние десятилетия, явилось закономерным результатом роста объема меж­дународного товарообмена и повышения интенсивности международного движе­ния факторов производства. Это потребовало создания более надежных произ­водственно-сбытовых связей между странами, а также устранения существующих препятствий на пути международной торговли и движения факторов производ­ства. Сделать это оказалось возможным лишь в рамках межгосударственных инте­грационных объединений (политических и экономических).

Под экономической интеграцией понимается процесс экономического взаимо­действия стран, приводящий к либерализации международных экономических отношений, что находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.

Можно выделить три основных подхода к либерализации мирохозяйственных отношений и, прежде всего, мировой торговли: международный, региональный и транснациональный.

Международный подход реализуется посредством проведения международных конференций (раундов) под эгидой Всемирной торговой организации, цель кото­рых - сокращение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле по всему миру.

Транснациональный подход активно реализуется, в последнее время в особен­ности, через производственно-экономическую деятельность транснациональных компаний (ТНК).

Региональный подход предполагает достижение соглашений между небольшим количеством государств с целью установления режима свободной торговли при сохранении торговых ограничений с остальными странами мира. Европейские со­общества (ЕС) и Соглашение между США, Канадой и Мексикой (1994) - наибо­лее известные примеры таких преференциальных торговых отношений.

Даже если подписание подобных соглашений обусловлено в большей степе­ни политическими, нежели экономическими, факторами, такие региональные торговые группировки инициируют целый ряд важных экономических проблем и вопросов.

1. Представляет ли образование региональных торговых групп движение к сво­бодной торговле или же это усиление протекционизма?

2. Повышают ли преференциальные соглашения экономическую эффектив­ность и благосостояние всего мирового хозяйства в целом?

3. Выгодно ли образование региональных экономических союзов всем стра­нам-участницам?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы.

Прежде всего, отметим, что преференциальные торговые соглашения могут быть реализованы в виде следующих структурных образований:

Преференциальный торговый клуб;

Зона свободной торговли;

Таможенный союз;

Общий рынок;

Экономический союз (полный экономический союз).


При этом преференциальный торговый клуб - это низшая ступень экономи­ческой интеграции, а экономический союз - высшая.

Рассмотрим перечисленные формы экономической интеграции более подробно.

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более страны об­разуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на им­порт всех товаров (исключая капитал) для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира. Примером такой фор­мы экономической интеграции может быть «Система преференций Содружества наций», образованная в 1932 г. Великобританией и 48 государствами, большую часть которых составляли ее собственные колонии.

Зона свободной торговли. Две или более страны образуют зону свободной торговли (ассоциацию свободной торговли), если они упраздняют все торговые барьеры (пошлины и количественные ограничения) между собой, но каждая со­храняет их по отношению к третьим странам. В такой зоне таможенный контроль на границах стран-участниц должен быть сохранен. Его целью в этом случае ста­новится налогообложение или запрещение импорта из третьих стран, который мог проникнуть в зону через низкий таможенный барьер соседней страны-участницы. Пример зоны свободной торговли - Европейская ассоциация свободной торгов­ли (ЕАСТ), образованная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией. Швецией, Швейцарией и Великобританией.

Таможенный союз. Две или более страны образуют таможенный союз, ecли они упраздняют все таможенные ограничения во взаимной торговле всеми това­рами (кроме обслуживания капитала), а также принимают (учреждают) единую систему внешних торговых барьеров с третьими странами, снимая тем самым не­обходимость содержания таможенной службы на внутренних границах. В отно­шении торговли примером таможенного союза является Европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС).

Общий рынок. Две или более страны образуют общий рынок, если они созда­ют таможенный союз и, кроме того, допускают свободное передвижение всех факторов производства между собой (миграция рабочей силы и капитала). Примером такого рынка является ЕЭС, или Европейский общий рынок, имеющий офици­альное название - Европейские сообщества.

В принципе свободное перемещение факторов производства внутри опреде­ленной группировки стран должно способствовать более рациональному исполь­зованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации про­изводства. Вместе с тем полной реализации этого препятствуют различия в эконо­мической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок.

Экономический союз. Две или более страны образуют экономический союз, если они создают общий рынок и, кроме того, унифицируют свою экономиче­скую политику, включая денежную, налоговую и социальную, а также политику в отношении торговли и движения рабочей силы и капитала. Примером эконо­мического союза стал Benelux - экономический союз, образованный Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (термин Benelux составлен из первых букв на­званий стран-участниц). Эти три страны образовали в 1949 г. таможенный союз, который в 1960 г. был превращен в экономический.

Ярким примером экономического союза могут служить Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединены в полный экономический союз с общей валю­той и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Торговля между отдельными штатами свободна, и капитал и труд свободно перемещаются в погоне за максимальной прибылью. Фискальная и монетарная политика, так же как и международные связи, военные расходы, пенсионное обеспечение, про­граммы здравоохранения, едины и обеспечиваются единым федеральным прави­тельством. Другие программы: образование, культура, обеспечение порядка (по­лиция) - финансируются штатами, что позволяет последним утверждать свою «самобытность» в пределах союза.

Экономический союз - высшая форма экономической интеграции, к которой в настоящее время стремится Европейское сообщество.

В обобщенной форме характеристика современных типов торгово-экономи­ческих союзов представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1 Сводная характеристика экономических союзов

Содержание понятия «интеграция»

В последнее время очень часто мы сталкиваемся с таким термином, как «интеграция». В переводе с латыни это слово означает «объединение». Оно часто употребляется в различных контекстах. Можно встретить сообщения об интеграции наук, интегрированных уроках, об интеграции политических сил и организаций. Буквально это означает объединение ресурсов и возможностей для достижения определенных целей.

Интеграция означает не просто объединение, а создание из разрозненных компонентов единого целого. Интеграция наук приводит к возникновению новых научных отраслей: биофизика; биогеография; зоопсихология, социометрия и т.п.

Политическая интеграция приводит к созданию политических союзов. Это могут быть как внутригосударственные политические объединения (например, слияние партий), так и международные союзы вплоть до объединения государств (Объединенные Арабские Эмираты, Объединенная Арабская Республика и пр.).

Особенности экономической интеграции

Экономическая интеграция развивалась на основе территориального разделения труда, специализации и кооперирования производства. Она предполагает объединение разрозненных предприятий и хозяйственных организаций в единый экономический комплекс. Интеграционные процессы могут происходить на национальном уровне. Тогда формируется единый национальный хозяйственный комплекс.

Международный уровень интеграции предполагает сближение национальных хозяйств различных стран. Он сопровождается сближением нормативно-правовой базы стран-участниц, их образовательно-культурной сферы. В дальнейшем возможно объединение и финансовых систем. Международная экономическая интеграция представляет собой высший уровень развития мирового хозяйства.

Определение 1

Мировой экономической интеграцией называют совокупность процессов хозяйственно-политического объединения государств примерно одного уровня развития на базе формирования стабильных взаимосвязей и международного территориального (географического) разделения труда, углубления взаимодействия между предприятиями и организациями этих государств.

Формы международной интеграции

Взаимодействие субъектов международной экономической деятельности происходит в различных формах. Субъектами экономической интеграции выступают предприятия, частные лица, частные и государственные организации, которые могут осуществлять международную экономическую деятельность, научно-техническое сотрудничество и обмен. Объектами международной интеграции являются товары и услуги, трудовые и финансовые ресурсы.

Формами международных интегративных процессов можно считать:

  • устранение препятствий (барьеров) в движении товаров и ресурсов между странами-участницами;
  • сближение рынков стран-участниц и формирование единого рынка;
  • сближение экономик стран вплоть до полного их слияния;
  • устранение любой дискриминации партнеров в национальных экономиках.

Согласно другим источникам выделяют следующие формы международной экономической интеграции:

  • создание зоны свободной торговли;
  • образование таможенного союза с установлением единого внешнеторгового тарифа, проведением единой внешнеторговой политики;
  • формирование общего рынка всех видов ресурсов и товаров, согласование экономической политики стран-участниц;
  • создание валютного и экономического союза с проведением единой экономической и валютно-финансовой политики, формирование единого нормативно-правового поля.

Замечание 1

Последняя форма является наиболее сложной разновидностью интеграции. Следующим шагом может быть уже слияние (объединение) государств-участников в единое государство.

Помимо этого выделяют несколько моделей интеграции: Западноевропейскую, Североамериканскую, Латиноамериканскую, Азиатско-тихоокеанскую, интеграция стран СНГ, интеграция развивающихся стран.

Итак, международная интеграция развивается на уровне предприятий и на уровне государств.

Институциональный тип интеграции, или интеграция государств, - это объективный и направляемый процесс взаимопроникновения, сращивания национальных процессов, в результате чего сближаются прежде всего экономические, затем социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Формы, или виды, региональной интеграции характеризуются степенью обеспечения свободного перемещения факторов производства внутри интеграционной группы.

Рассматривая международную интеграцию с точки зрения обеспечения свободного перемещения факторов производства в интеграционном образовании, а также с позиции постепенного и последовательного развития - от простого к сложному, интеграционный процесс можно разложить по следующим этапам международной экономической интеграции (МЭИ):

  • - зона свободной торговли (ЗСТ);
  • - таможенный союз (ТС);
  • - общий рынок (ОР);
  • - экономический союз (ЭС);
  • - экономический и валютный

союз (ЭВС);

  • - полная экономическая и политическая интеграция.
  • 2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий, - интеграция капиталов и активов компаний:
    • - горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таки образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров;
    • - вертикальная интеграция - это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Формы частнокорпоративной интеграции:

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками .

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.

Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".

Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, при котором правительство ориентируются на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс мало управляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников .

Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.

Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство; преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм региональной интеграции

Таким образом, высшая ступень региональной интеграции - политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование.

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли - экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов (см. приложение А) :

зона свободной торговли;

таможенный союз;

единый или общий рынок;

экономический союз;

экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов - ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.

Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля. При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности.

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно. Третья задача - разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача - создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это - Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рамках ЕР, как это видится с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже "наработанного" инструментария, который заключается в следующем:

  • 1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах-членах.
  • 2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов, для их выполнения.
  • 3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в области конкуренции - крайне существенное звено в интеграционной "системе обеспечения", поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться.
  • 4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы. Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль. Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты - ЕВРО, создание нового института - Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.