Где можно оформить в лизинг вагоны. Базовые условия от банков

В статье мы рассмотрим, как купить ж/д вагоны в лизинг. Узнаем, можно ли приобрести транспорт без залогового обеспечения и как рассчитать платежи на калькуляторе с официального сайта лизинговой компании. Мы подготовили список документов для заключения договора и собрали отзывы клиентов лизинговых компаний.

ТОП-11 компаний, в которых можно купить вагоны в лизинг

МКБ Лизинг

от 15% аванс

  • Лизинг легкового, грузового и пассажирского авто;
  • Лизинг спецтехники и оборудования;
  • Лизинг подвижного состава;
  • Лизинг воздушных, речных и морских судов;
  • Лизинг недвижимости;
  • Возвратный лизинг.

Условия покупки вагонов в лизинг

Приобретение транспортными компаниями собственного подвижного состава — выгодное направление развития бизнеса. Но на первом этапе реализации проекта могут потребоваться серьезные материальные затраты. Необходимо приобрести определенное количество железнодорожных вагонов, которые в дальнейшем можно использовать для транспортировки грузов или в других коммерческих целях. Далеко не каждая организация способна купить такое имущество за собственные средства, учитывая его стоимость.

Оптимальное решение в такой ситуации — покупка ж/д вагонов в лизинг, оформить который можно в одной из специализированных компаний. Таким способом реально приобрести разные вагоны, в том числе нефтеналивные и бензиновые цистерны, полувагоны, фитинговые платформы и т. д.

Сумма лизинга колеблется от 500 тыс. до 500 млн рублей, а срок действия соглашения может составлять до 10 лет. Размер авансового платежа варьируется от 10 до 50%.

В некоторых компаниях можно оформить вагоны в лизинг без первоначального взноса.

Процентные ставки устанавливаются, как правило, в индивидуальном порядке, при этом размер удорожания составляет от 5% в год. Страхование предмета лизинга — обязательное условие для заключения договора. Дополнительное обеспечение сделки не требуется, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога по такому соглашению.

Как купить вагоны в лизинг

Для приобретения вагонов в лизинг вам необходимо совершить следующие действия:


При выполнении указанных действий лизинговая компания выплатит продавцу полную стоимость имущества. Вагоны вы можете забрать для последующего использования сразу после оформления необходимых документов.

Калькулятор лизинга

На сайте практически каждой лизинговой компании предусмотрен онлайн-калькулятор. С помощью данной программы можно рассчитать примерные условия лизингового соглашения в цифрах.

Для примера воспользуемся калькулятором на сайте компании Европлан. Укажем сумму сделки в 10 млн р., размер первоначального взноса — 30%, срок действия соглашения — 60 мес. В этом случае величина ежемесячной выплаты составит 152 987 р.

Требования к лизингополучателям

Оформить вагоны в лизинг могут юридические лица, которые более года ведут официальную деятельность. Компания должна иметь устойчивые финансовые показатели и получать прибыль на протяжении последних 6 месяцев.

Кроме этого, в организации должен быть собственный подвижный состав.

Документы для подачи заявки

Для получения лизинга юр. лицу необходимо предоставить:

  • Свидетельство о регистрации.
  • Устав предприятия.
  • Протокол собрания учредителей о назначении руководителей, включая главного бухгалтера.
  • Копии паспортов участников организации и руководителей.
  • Справки из банков о состоянии счетов.
  • Банковские карточки с образцами подписей.
  • Бухгалтерские и налоговые отчеты за последний календарный период.
  • Соглашения на выполнение услуг.

Преимущества покупки вагонов в лизинг

Покупка вагонов в лизинг — выгодная сделка, так как дает следующие преимущества:

  • Налоговые преференции.
  • Удобный срок финансирования.
  • Возможность корректировать график платежей.
  • Включение НДС в состав лизинговых платежей.
  • Покупка вагонов без задействования крупной суммы собственных средств.
  • Приобретение имущества без дополнительных затрат и комиссий.
  • Индивидуальные условия страхования.
  • Небольшой пакет документов для оформления сделки и в целом лояльные требования к заемщикам.

Формально рынок лизинга подвижного состава демонстрирует сказочно-волшебную динамику: двух-трёхзначные показатели роста объёма контрактов. Бесконечно большие перспективы и всё новые заказы . Портфели первой десятки лизинговых компаний трещат от бурного роста . Но что реально происходит за этим глянцевым блеском?

Итак, 2017 год ознаменовался более чем двукратным ростом лизинга железнодорожной техники. Общая сумма контрактов на лизинг вагонов выросла на 111% , до 219 млрд рублей, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх», подготовленном рейтинговым агентством RAEX .

Эксперты сходятся во мнении, что финансовая масса бизнеса компаний обеспечена именно вагонами.

По мнению аналитиков, именно железнодорожный лизинг вытащил отрасль из глубокого коллапса. Одна пятая всего объёма сделок. Самолеты, грузовые и легковые автомобили, любое другое имущество по темпам прироста не идут ни в какое сравнение с вагонами. Эксперты сходятся во мнении, что финансовая масса бизнеса лизинговых компаний (которая приросла в 2017 году почти на 50% до 1,1 трлн руб .), по большей части обеспечена именно вагонами .

С одной стороны, мы имеем эффект низкой базы, ведь в 2015-2016 годах производство, а соответственно, и лизинг вагонов практически легли на дно , опустившись до критических 400–600 млн рублей , с другой - государство сделало всё, что бы оживить оба сегмента. Не будем вдаваться в подробности, но последовательно с 2014 года принято множество решений, чтобы разогреть спрос на вагоны . А именно - фактический запрет на продление срока службы. То есть вагон, который мог бегать по рельсам до 40 и более лет, вдруг административным решением был лишён такой возможности.

До четверти парка было отправлено в утиль . Государство было последовательно в своей политике и, даже когда операторы сумели найти лазейки продления посредством глубокой модернизации , надавало им по рукам, приняв полный запрет даже на такие сложные процедуры. Последствия такой политики будут ощущаться по разным оценкам от трёх до пяти лет . То есть операторские компании будут вынуждены восполнять неестественную убыль вагонов. А значит, обращаться к лизинговым компаниям.

Тем не менее, в целом о каком-то пробивном росте говорить не стоит. Скорее об очень осторожном восстановлении . И пусть не вводят в заблуждения финансовые показатели. В натуральном выражении объём лизинговых сделок в отношении вагонов более чем на половину меньше пиковых значений, достигнутых в 2010–2012 годах. Это первая группа факторов, которая определяет состояние сектора. Старые вагоны активно выдавливают с сети , их должны заместить новые. Собственных ресурсов у и без того закредитованных операторских компаний нет.

Ощутимая доля сделок совершается через смену лизингополучателя по ранее заключенным контрактам.

Практически единственный способ обеспечить воспроизводство парка - обращаться к лизинговым компаниям. По оценке начальника аналитического отдела ПАО «НПК ОВК » Лейсаны Коробейниковой , на текущий момент около половины производимого подвижного состава приобретается с помощью лизингового инструмента, что стало возможным благодаря росту уверенности банков в позитивной динамике железнодорожного рынка. Другие эксперты оценивают долю лизинга в сделках приобретения на уровне 30–70% . При этом следует понимать, что часть произведённых вагонов агломерируется в аффилированных с производителями компаниях. С другой стороны, ощутимая доля сделок совершается через смену лизингополучателя по ранее заключенным контрактам. Похоже, реальной статистикой не владеет никто, но общую структуру рынка можно представить в следующем виде.

Крупные игроки (порядка 60% парка)

Это пять компаний с прямым или косвенным государственным участием. Государственная транспортная лизинговая компания, ВТБ-лизинг , Сбербанк-лизинг , ВЭБ-лизинг и ТрансФин-М .

Средние игроки (порядка 20% парка)

Порядка 7-8 компаний, где участие государства не столь заметно. При этом аналитики отмечают, что размер портфеля занимающего условное шестое место Альфа-лизинга примерно в четыре раза меньше ТрансФин-М, стоящего на пятом.

Все остальные игроки (порядка 15% парка)

Около 50 компаний , владеющих от одного до нескольких сотен вагонов. Отрыв от «команд второй лиги» эксперты также определяют кратным. Скажем так, по самым осторожным оценкам , портфель относящегося к компаниям первой десятки Рейл1520 почти в два раза превосходит портфель Мейджор Лизинг , которая находится на 13–15 месте.

Опять же, подчеркнём, что это достаточно условные данные. Если, например, проанализировать закупки с 1 января 2017 по 1 июля 2018 года, то из 80 тыс. произведённых за этот период вагонов 20 тыс. купила ГТЛК , а Сбербанк-Лизинг - лишь 300 вагонов. То есть, компании первой пятёрки показали совершенно различную динамику. С учётом того, что второе место по закупкам за этот же период уверенно держит УВЗ-Логистика (порядка 7,5 тыс. вагонов), ситуация складывается и вовсе интересная. Впрочем, всему есть свои объяснения. С УВЗЛ ситуация самая простая: такова была политика материнской компании, о чем мы уже писали неоднократно. Куда интереснее ситуация в лизинговом сегменте.

Неслучайно первую пятёрку составляют государственные или почти государственные игроки. Железнодорожный лизинг - это большие и, главное, долгие заимствования . При средней стоимости вагона на уровне 2 млн рублей «садиться за стол» в этой игре, не имея пяти-семи миллиардов , нет никакого смысла. И если раньше их было трудно, но возможно найти путём заимствований (как сделала та же Брансвик , вышедшая на внешние финансовые рынки), то теперь практически единственный источник денежных средств - исключительно государственный бюджет, либо бюджеты окологосударственных компаний. От других источников финансирования нас отключили после Крыма .

Ребята строили схемы по учебникам, но натолкнулись на российскую реальность.

«Казус «Брансвика» как раз и заключается в этом, - поведал на условиях анонимности сотрудник федерального регуляторного ведомства. - Они привлекли дешевые деньги , но рынок перевозок упал, а перекредитоваться возможности уже не было. Ребята строили схемы по учебникам, но натолкнулись на российскую реальность . По сути, не осталось ни денег, ни ликвидных активов».

Напомним, что о «белом лебеде» российского транспортного рынка. Частной компании, которая мощно заявила о себе на старте, но практически сошла с середины дистанции. Именно по той причине, что волатильность рынков совпала с политическими ограничениями . Впрочем, брансвики, судя по всему, достаточно удачно реструктуризировали свои евробонды и даже удачно продадутся на пике спроса. Но это весьма поучительная история.

В первую очередь тем, что нельзя строить долгих планов и планировать деятельность согласно экономическим теориям. Во вторую, а также во все остальные очереди - тем, что нужно быть либо государством , либо очень к нему близким игроком . Поскольку у государства есть и деньги, и возможности. Деньги - чтобы дать своим парням для их дальнейшего (и парней, и денег) роста. Возможности - чтобы и парни, и деньги были востребованы. Поэтому не только формировать тренды развития в рынке лизинга подвижного состава, но и конкретную расстановку ведущих игроков будет государство.

Полукрупные компании потому и являются таковыми, что они плотно связаны с государством.

«Есть, конечно, определенная свобода действий в отношении каких-то тактических вопросов, - отмечает источник vgudok . com в Минфине . - Но в целом все определяется на уровне руководства министерств. Была задача поддержать операторские компании, это делали через ресурсы ВЭБа. Сейчас по разным причинам основным инструментом становится ГТЛК. Сокращение активности Сбербанк-Лизинга лишь частично определяется самостоятельной политикой компании, хотя следует признать, что у них возникли определенные сложности с уже имеющимся в лизинге парком. Если будет принято соответствующее решение, то ГТЛК приопустится, а другой игрок, соответственно, поднимется».

Игрокам второго эшелона остается только искать хороший вариант продаться подороже . Хотя… Чего, например, опасаться Альфа-Лизингу, пока его настоящие владельцы не начали играть в политику? Полукрупные компании потому и являются таковыми, что они, так или иначе, плотно связаны с государством.

«В конечном итоге основным источником финансовых средств является Центробанк , - отмечает аналитик небольшой лизинговой компании. - Чем ближе к источнику, тем дешевле привлечение. Конечно, логику ЦБ понять можно: зачем работать с «малышами», если проще ограничиться несколькими траншами. Собственно, даже на этом уровне уже осуществляется определенное сепарирование. В конечном итоге мы тоже получаем деньги ЦБ, только через посредников . Причём под более дорогой процент. В итоге именно малые компании начинают провисать. Нам сложнее привлечь деньги. Как бы ни доказывали свою дееспособность опытом работы прошлых лет».

Продолжение следует…

Антон Ильченко

20.08.2018 Покупать вагоны или брать в лизинг?

АО «ВТБ Лизинг» с этого года предлагает клиентам комплексное обслуживание Группы ВТБ при покупке железнодорожного подвижного состава. О новых подходах рассказывает генеральный директор компании Дмитрий Ивантер.

– Как вы оцениваете развитие лизинга подвижного состава в настоящий момент и какие тенденции формируются на рынке?
– В последние несколько лет рынок лизинга находится на подъёме. За прошлый год объём лизинга железнодорожной техники вырос более чем в два раза, доля этого сегмента увеличилась на восемь процентных пунктов, до 21%.
Основной фактор роста – это увеличение объёмов производства перевозимых товаров, в основном сырьевых. Это связано с общим подъёмом на рынке: высокий спрос на продукцию привёл к росту цен, которые сейчас находятся на привлекательных для производителей уровнях. Горнодобывающие и металлургические предприятия сейчас стремятся производить как можно больше продукции, а для её перевозки нужны вагоны. Компании, которым заводы поставляют подвижной состав, всё чаще в качестве финансирования обращаются к лизинговому инструменту. В результате лизинговый бизнес растёт.
Если раньше на рынке железнодорожной техники наблюдался некоторый дисбаланс – большая часть вагонов выбывала из эксплуатации по причине физического износа, а производственные мощности производителей ограничены и не могли справиться с замещением выбывающего парка, то сейчас ситуация начинает постепенно выравниваться. Соотношение спроса и предложения становится всё более сбалансированным. В перспективе это приведёт к снижению стоимости аренды подвижного состава и будет способствовать дальнейшему развитию лизингового рынка. Дополнительный резерв роста есть также в сегменте пассажирского подвижного состава и в ожидаемой либерализации рынка локомотивной тяги.

– В чём преимущества лизинга в сравнении с покупкой парка на кредитные средства?
– У лизинга есть целый ряд преимуществ. Лизинговый платёж в отличие от кредитного финансирования полностью относится на себестоимость продукции. Во-вторых, при лизинге применяется коэффициент ускоренной амортизации: действующая норма умножается на повышающий коэффициент до трёх, чего нет при покупке за счёт собственных или кредитных средств. Такой механизм позволяет быстрее относить эти затраты на себестоимость. В-третьих, лизинговые компании могут более либерально подходить к финансовому состоянию клиентов за счёт качественного имущественного покрытия. Это связано с тем, что предмет лизинга находится в собственности лизингодателя, а значит, сделка является для кредитора менее рискованной, чем предоставление банковских средств.
Ещё одним плюсом лизинга является более длительный период сделок – до 15 лет. Для железнодорожного транспорта сроки кредитов обычно меньше – пять-семь лет. Это период, на который банки готовы предоставлять кредиты по фиксированной ставке, на более длительный срок рублёвые процентные ставки, конечно, сложно предсказать, хотя в последние годы политика ЦБ в этом отношении позволяет всем участникам рынка лучше понимать, куда они двигаются.
Кроме того, приобретение вагонов в операционный лизинг позволяет зафиксировать для себя на определённый период стоимость вагона как стоимость аренды. Это важно для компаний – операторов подвижного состава, поскольку рыночная цена вагона очень волатильна. Риски рыночной стоимости вагона при операционном лизинге остаются у лизинговой компании как у собственника имущества.
Что касается стоимости финансирования, то наша ставка по лизингу сейчас находится примерно на том же уровне, что и по кредиту в ВТБ.

– Вы упомянули о рисках кредитора. Насколько являются рисковыми сделки с железнодорожной техникой по сравнению с другими направлениями?
– Большинство крупных лизинговых компаний работали в разных экономических условиях и выстроили работу таким образом, чтобы они могли заниматься не только финансовым лизингом, но и операционной арендой. Поэтому риски по сделкам с вагонами не представляют высокой опасности для бизнеса. Железнодорожный транспорт – это тот актив, с которым можно переждать низкую фазу рынка, сдавая его в аренду.
Спрос на аренду вагонов есть всегда, так как для многих компаний – операторов подвижного состава – не важно, находятся вагоны в их собственности или нет. Главная цель клиентов – эффективно оперировать парком вагонов, правильно выстроив логистику.

– Каким парком сейчас владеет компания, какой подвижной состав наиболее востребован и с чем это связано?
– На текущий момент парк компании «ВТБ Лизинг» составляет порядка 90 тыс. различных видов грузовых вагонов, также у нас есть небольшое количество локомотивов. В денежном выражении доля железнодорожной техники составляет 44% от совокупного портфеля компании «ВТБ Лизинг».
Крупные клиенты могут брать в лизинг до 10 тыс. вагонов, средняя партия составляет 5 тыс. единиц. В прошлом году мы реализовали порядка 11 тыс. вагонов, с учётом пролонгации договоров – примерно 20 тыс. Клиенты активно закупают полувагоны, специализированный подвижной состав, в частности – вагоны-хопперы. Вообще, сейчас все сегменты востребованы: объёмы производства сырьевых товаров, таких, как зерно, металлы, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, остаются на высоких уровнях.

– На ваш взгляд, по какой причине растёт стоимость вагонов и как это отражается на цене лизинга?
– Один из факторов роста стоимости вагонов – это повышение цен на металл и комплектующие. Кроме того, модели совершенствуются, инновационные вагоны обладают более высокими техническими характеристиками, что также сказывается на их стоимости.
Процентные ставки по лизингу в последние годы идут вниз вслед за ключевой ставкой ЦБ. Стоимость лизинга также зависит от уровня кредитного риска сделки, платёжеспособности клиента и его возможности эффективно оперировать парком.

– Государство планирует в 2018 году выделить 2 млрд руб. субсидий на стимулирование закупки инновационных вагонов. На ваш взгляд, это подстегнёт спрос на лизинг и есть ли у вас интерес к новому подвижному составу?
– Постановление правительства действует в отношении инновационных вагонов и, конечно же, стимулирует спрос. Компании-операторы заинтересованы в новой технике, так как перевозка в таких вагонах для них экономически выгодна. Производители инновационных вагонов, в свою очередь, находятся в хорошем положении за счёт высокого спроса.
У нашей компании, безусловно, есть интерес к новому подвижному составу. Доля инновационных вагонов в парке «ВТБ Лизинг» уже достигла 12%, и мы ожидаем, что она будет расти. Мы при покупке нового парка отталкиваемся прежде всего от запросов клиентов: клиент может определить, у какого именно производителя или продавца приобретать вагоны и по какой цене. Мы работаем в первую очередь с крупными предприятиями, у которых есть возможность производства больших партий вагонов и которые подтвердили свою репутацию.

– Насколько остро ощущается конкуренция на рынке лизинга и какие преимущества есть у вашей компании?
– Железнодорожный транспорт – это высококонкурентный сегмент, все крупные лизинговые компании в нём представлены. Помимо конкуренции по ставкам, лизинговым компаниям важно уметь подходить к сделке индивидуально, при необходимости искать и находить нестандартные решения, ориентируясь на запросы клиентов. К тому же мы, к примеру, имеем высококвалифицированный технический персонал и можем предложить клиентам проведение ремонта вагонов нашими силами с целью поддержания парка в наилучшем техническом состоянии. Такие предложения есть всего у нескольких лизинговых компаний на рынке.
Кроме того, наша компания поддерживает давние партнёрские отношения с ведущими производителями вагонов. Поэтому мы имеем возможность поставлять их в требуемые для наших клиентов сжатые сроки.
Одним из наших главных преимуществ является слаженная работа с Банком ВТБ и его дочерними компаниями. Благодаря этому мы можем предоставлять клиентам целый комплекс финансовых продуктов, например, финансирование оборотного капитала, страхование, факторинг, зарплатные проекты. Когда все предложения собираются в одно целое, это действительно удобно.