Правила аудиторской деятельности подразделяются на. Российские аудиторские стандарты

До принятия Закона об аудиторской деятельности в РФ классификация стандартов предусматривала деление их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и национальные.

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.

Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996 - 2000 гг. в РФ было создано 38 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.

К внутренним стандартам относятся правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Эта работа также велась и ведется аудиторскими фирмами и аудиторами - предпринимателями.

В новой классификации в соответствии с Федеральным законом (ст.9) предусмотрено, что:

  • 1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
  • 2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
  • 3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
  • 4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
  • 5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п.5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
  • 6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (п.6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
  • 7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Созданные 38 российских правил (стандартов) будут использованы для создания федеральных правил (стандартов).

Одновременно профессиональные аудиторские объединения России, например Аудиторская палата, должны начать работу по созданию своих внутренних стандартов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны продолжить работу по созданию и обновлению внутренних стандартов своих фирм.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, а 11-я группа имеет название "Образование и подготовка кадров" и включает стандарты "Образование аудитора" и "Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы".

Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

  • - общие принципы правила (стандарта);
  • - основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;
  • - сущность стандарта;
  • - практические приложения.

В разделе "Общие принципы правила (стандарта)" отражаются:

  • - цель и необходимость разработки данного стандарта;
  • - объект стандартизации;
  • - сфера применения стандарта;
  • - взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе "Основные понятия и определения, используемые в стандарте" содержатся новые термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

В раздел "Практические приложения" включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Первая группа "Вводные замечания" включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.

Вторая группа "Ответственность" включает 9 стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Третья группа "Планирование" включает 3 стандарта, относящихся к планированию аудиторской проверки.

Четвертая группа "Внутренний контроль" содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе условия компьютерной обработки данных у клиента.

Пятая группа "Аудиторские доказательства" включает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.

Шестая группа "Использование работы третьих лиц" включает 3 стандарта, в которых рассматриваются вопросы использования для проведения аудита экспертов, работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.

Седьмая группа "Выводы и отчеты в аудите" - это 3 стандарта, посвященные вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, порядку оформления письменной информации аудитора руководству экономического субъекта.

Восьмая группа "Специализированные области" включает 2 стандарта. В этой группе содержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации.

В девятой группе "Задания" пока нет разработанных стандартов.

Десятая группа "Положения по международной практике аудита" включает 4 стандарта. Здесь рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговыми органами.

Одиннадцатая группа "Образование и подготовка кадров" включает один стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов и программе для сдачи экзаменов.

Разработанные отечественные аудиторские правила (стандарты) аудита позволяют значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

  • 1) способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
  • 2) содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
  • 3) определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

  • а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
  • б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • в) использованию для проведения аудита аудиторов - ассистентов;
  • г) увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

  • 1) по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;
  • 2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);
  • 3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
  • 4) по организации сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно - экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам, как:

  • а) ответственность аудиторов;
  • б) планирование аудита;
  • в) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • г) получение аудиторских доказательств;
  • д) использование работы третьих лиц;
  • е) порядок формирования выводов и заключений в аудите;
  • ж) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; отражающие специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; отражающие специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов - ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • - целесообразность - при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • - преемственность и непротиворечивость - стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
  • - полнота и детализация - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • - единство терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов - это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.

Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском Стандарте "Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций". Внутренние стандарты являются частью организационно - распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты - интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу - хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

Правовые основы кадрового аудита.

Регулирование аудиторской деятельности.

Исключительная важность работы по диагностическому исследованию требует подкрепления ее эффективности использованием определенных правил, позволяющих обеспечить достоверность получаемой информации, надежность и профессионализм процедур. Работа аудитора должна быть организована в соответствии с документами, относящимися к двум группам:

Государственные законодательные акты;

Аудиторские стандарты и другие регулятивы.

Результаты аудиторской проверки основа множества экономических решений, поэтому аудит во всех странах достаточно жестко регулируются. Правовую основу составляют документы четырех уровней:

Нормативные документы, отражающие обязательные и непреложные требования для каждого аудитора;

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – профессиональные рекомендации, рассматриваемые как эталон качества и добросовестности проводимых аудиторами работ;

Договоры, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ГК РФ, ч.1. ст.420). Эти соглашения не могут нарушать требований нормативных документов ни при каких обстоятельствах и только в исключительных случаях могут противоречить стандартам;

Профессиональное регулирование, в основном включающее этические нормы, зафиксированные в специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы не могут быть обязательными для суда или арбитража. Однако поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он не отклоняется от принятых профессиональных норм.

В Российской Федерации организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждает Президент РФ, назначающий также ее председателя.

Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность, - Закон РФ «Об аудиторской деятельности» - определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Он применяется при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также органов государственной власти всех уровней органов местного самоуправления.

Задачу регулирования аудиторской деятельности, поддержания высокого качества аудиторских проверок призваны решать аудиторские стандарты. Аудиторские стандарты – это набор общепринятых требований к работе аудитора. Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность, т.е. они являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.



Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты подвергаются периодическому пересмотру.

Аудиторские стандарты – основание для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Стандарты:

Обеспечиваю приемлемое качество аудиторской проверки;

Способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Повышают престиж профессии;

Облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

Обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

В основе аудиторских стандартов лежат постулаты – аксиоматические положения аудиторской теории, помогающие понять содержание аудиторских стандартов. Следовать постулатам нужно с учетом конкретных обстоятельств аудиторской деятельности. В определенных условиях постулат может стать ложным; действовать в соответствии с ним (не принимая во внимание конкретных обстоятельств) – значит халатно относиться к выполнению аудиторской проверки. Можно выделить следующие постулаты, установления которых, распространяются на аудиторскую деятельность в целом:

Вероятное столкновение интересов. Всегда существует вероятность столкновения интересов аудитора и руководителей оцениваемого предприятия. От аудитора требуется естественный скептицизм по отношению ко всем существенным фактам, предоставляемым работниками исследуемой организации;

Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор. Если дополнительные, по отношению к аудиту, услуги, оказываемые аудитором, препятствуют осуществлению аудиторской деятельности, это может негативно отразиться на его репутации;

Профессиональные обязательства. Аудитор несет ответственность как перед нанимающим его клиентом, так и перед третьими сторонами, использующими аудиторские отчеты. Кроме моральной, в большинстве случаев аудитор несет прямую материальную ответственность перед заинтересованными пользователями результатов аудиторской проверки.

Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила международные нормативы аудита, включающие 29 стандартов по аудиту и 4 сопутствующих стандарта. Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, МСА, адаптируемые, при необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

В каждой стране существуют еще национальные аудиторские стандарты – набор стандартов по проведению аудита, определенных законом, нормативными актами или уполномоченным органом на уровне страны. Одно из существенных отличий российской системы от принятых в западных странах в том, что инструкции издаются у нас не профессиональными организациями, а МинФином РФ, ЦБ РФ, Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью. Это влечет за собой значительное влияние государства на аудиторскую деятельность. Российские аудиторские стандарты должны быть в обязательном порядке одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Национальные стандарты, основываясь на международных стандартах, учитывают наши национальные особенности в учете и контроле и специфику перехода страны к рыночной экономике.

Все стандарты разделены на три основные группы:

Общие стандарты, определяющие уровень квалификации аудитора, степень его независимости;

Стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливающие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бух учета и внутреннего контроля, получения доказательств и др.

Стандарты составления отчета, предусматривающие виды проверяемой бух отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и администрации организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.

Аудит строит свой коммерческий успех на характеристике неукоснительного соблюдения стандартов. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его характеристик стандартам аудита.

4.2.1. Правила аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с едиными требованиями к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеназванному пункту 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Соответствующие требования обязательного аудита компаний имеются и в украинском законодательстве. Согласно ст. 8 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04 1993 № 3125-XIII в редакции Закона Украины от 14. 09. 06 № 140-V проведение аудита является обязательным для:

1) участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых в соответствии с законодательством подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета;

2) проверки финансового состояния учредителей банков, организаций с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых, компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;

3) эмитентов ценных бумаг при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг .

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества и при условии, что не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с
требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Предыдущая

17.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их назначение и содержание.

Правила аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

1. федеральные правила;

2. внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

18.Виды сопутствующих аудиту услуг. Их краткая характеристика.

Основными услугами сопутствующими аудиту явл.:

    Постановка б/у . (вновь созданное предприятие)

Формирование структуры бухгалтерии и должностных инструкций бух-го персонала.

Выбор формы б/у (ж/о, мемориально-ордерная)

Разработка учетной политики

Разработка графика документооборота для п/п.

2. Восстановление б/у. На основе первичных и прочих документов отлаживающихся б/у в целом или по подразделениям.

3. Ведение б/у. В том случае если на предприятии нет бух. службы или бухгалтера в штате п/п. Б/у может осуществляться специализированной организацией, в т.ч. аудиторскими на договорной основе.

4. Составление финансовой бух. отчетности.

- по данным учетных регистров представленными экономическими субъектами.

5. Бухгалтерское и налоговое консультирование.

- подготовка объяснений в устной или письменной форме по вопросам б/у и налогообложения.

6. Проведение АХД. Аудиторы помогают разобраться в финансовом положении п/п, наметить пути выхода из кризиса.

7. Правовое консультирование по вопросам правового характера

8. Автоматизировать б/у и др.

Все услуги подразделяются:

А) на совместимые с проведением обязательного аудита – все кроме п.2,3,4.

Б) не совместимые с проведением аудита – 2,3,4.

19.Сопутствующие аудиторские услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудита.

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей.

Задачами правила (стандарта) являются :

а) определение и классификация сопутствующих аудиту услуг;

б) изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;

в) определение требований к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг;

г) распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг;

д) особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в настоящем стандарте, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:

а) аудита;

б) бухгалтерского учета;

в) налогообложения;

г) хозяйственного права;

д) экономического анализа;

е) других разделов экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:

а) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

б) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) постановке бухгалтерского учета;

б)анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

в) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

г) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

д) информационному обслуживанию;

и) экспертному обслуживанию;

к) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

л) другие.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) ведению бухгалтерского учета;

б) восстановлению бухгалтерского учета;

в) составлению налоговых деклараций;

г) составлению бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

а) услуги действия (услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.)

б) услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом);

в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам).

Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе, приведенном в приложении 1.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки).

Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с правилом (стандартом) "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита".

20.Аудиторские стандарты. Сущность и содержание.

В соответствии со ст. 9 Фед. з-на о ауд. Деят-ти «Правила (стандарты) ауд. Деятельности», правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.(стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

  1. Шпаргалка по Аудиту (4)

    Шпаргалка >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... аудита в стране – образование упол. фед. органа по регулированию ауд. деят. (ФОГРАД) и Совета по аудиту ... доказательства. Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, ... анализ как составная часть аудита дает ответы на эти и другие вопросы...

  2. Шапргалка по Аудиту

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... ; разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам; представлять интересы... в себя понятия: организ структура п\п, распределения ответ -ти, кадровая политика, порядок подготовки...

  3. Шпаргалка по аудиту (1)

    Шпаргалка >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... по аудиту 35 билетов 1. Понятие аудита , его цель и задачи. Аудит - предпринимательская деятельность по ... квалиф. После положительного ответа на письмо обязательство ауд... издавать литературу и периодические издания по

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ

Временные правила определяют правовые основы осуществления в РФ аудит деят-ти как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Фед Собранием РФ закона РФ, регулирующего аудит деят-ть.

Аудиторские стандарты - единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей професс. деят-ти.

Соблюдение аудит. стандартов в процессе осуществления аудит. деят-ти гарантирует определ. уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудит. стандарты являются основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

    при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудит. проверки;

    содействуют внедрению в аудит. практику новых научных достижений;

    определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат след. разделы:

1. Общие положения;

2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте;

3. Сущность стандарта;

4. Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами. В разделе "Основные понятия и определения используемые в стандарте" содержатся осн. термины и их краткая хар-ка. В разделе "Сущность стандарта " формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Помимо аудит. стандартов, являющихся документами обязательными для применения (статус не определен) (если есть в приамбуле ссылка на Указ, то обязательный), в аудит. фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудит. стандарты. Как правило, в качестве таких стандартов выступают разработанные ведущими специалистами фирмы и проверенные на практике методики проведения конкретных аудит. процедур. Такие методики обычно аудит. фирма держит в строжайшем секрете, справедливо полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшим риском и наименьшими затратами времени и сил провести аудиторскую проверку, является "ноу-хау".

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

    Общие стандарты аудита (свод професс-ых требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения)

    Рабочие стандарты аудита (положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бух. учета и СВК, получения доказательств)

    Стандарты отчетности (предусматривается указание на то, какая именно бух. отчетность проверялась при аудите, разграничение функций между аудитором и администрацией, порядок составления и представления заключения)

Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности