Самое важное в подготовке к школе. Что необходимо учитывать при подготовке детей к школе

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Что нужно сделать, для того, чтобы не бояться и хорошо выступить перед публикой? Самое важное, это подготовка . Первое и самое главное при подготовке к публичному выступлению, это подготовка вашей речи . Для начала определите, зачем вы выступаете, и зачем ваша аудитория пришла вас слушать. Выделите главную идею вашей речи и тезисы, которые вы будете доказывать. Придумайте план и структуру вашего будущего текста. Она должна включать введение(15-25% времени отведенного на выступление), основную часть и заключение, или выводы (10-15% речи). Проводим подготовку, находим литературу: журналы, книги, интернет. Потом дополняем высказываниями известных людей, случаями из жизни, литературы, официальной статистикой. Пишем полный текст. Выписываем тезисы, и пытаемся рассказать по ним. На чем должно основываться подготовка текста. Все данные должны быть истинны, и быть интересными для людей. В начале публичного выступления, лучше вставить факт, или анекдот в тему, который интересен всем. В заключении обычно подводятся итоги, или суммируются выгоды вашего предложения. Проконтролируйте, чтобы вы укладывались во время, вам отведенное. Не говорите скороговоркой, но и не тяните кота за хвост. Проверьте жесты, произношение и то, как вы выглядите пред зеркалом. Не используйте слов, которых вы не знаете, и не выступайте на темы, в которых не разбираетесь. Когда текст готов, дайте кому-нибудь прослушать, пусть выделит недостатки, и задаст вопросы. Недостатки переделываем, вопросы запомним. Не знаем ответы, находим. Невербальная часть выступления

Ваши жесты и мимика скажут вашим слушателям, если вы будете бояться или явно врать. Во время публичного выступления не отклоняйтесь назад, и не отклоняйте голову это на невербальном языке отстранение от проблемы. Наоборот, подайтесь немного вперед, это расшифровывается невербально, как заинтересованность. Мимику и жесты, тоже можно потренировать, все равно вам рассказывать текст, можно сделать это пред зеркалом. Подготовьте одежду, исходя из аудитории и характеристик слушающих. Когда будете находиться в аудитории, принимайте открытые позы (не перекрещивайте руки и ноги) и улыбайтесь. Улыбаться надо начинать, уже когда вас вызовут, поскольку перовое впечатление создается в первые несколько секунд, и изменить его вам уже вряд ли удастся.

Психологическая подготовка Как только вам дадут задание подготовить публичное выступление, постарайтесь обрадоваться этому факту, похлопать в ладоши, покричать ура. Не объясняйте левому полушарию, ответственному за логику, почему это так. Кроме этого, вы должны понять и принять, что вы говорились, читали литературу, составляли текс, и знаете, скорее всего, гораздо больше тех, кто сидит в зале. Так-же хорошо помогают аффирмации - позитивные утверждения, которые направлены на преодоление этой трудности. Например, Я- хорошей оратор, Я люблю выступать, Публика ждет моего выступления. Их надо повторять несколько раз и повторять это периодически и волнение уменьшиться. Довольно просто, но проверено коучам – работает. Кроме того, есть методы снятия напряжения перед самим выступлением, например, физические упражнения, на различные группы мышц, математические вычисления, приемы медитации релаксации. Если,Вы, боитесь выступать, найдите заинтересованное лицо, или знакомых и рассказывайте им. Перед самим выступлением, не ждите, когда вас вызовут, прочитайте еще раз текст, сделайте несколько физических упражнений, на разные группы мышц, это расходует лишнюю энергию, выработанную из адреналина, и,Вы, будете меньше бояться.

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: - знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; - умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории; - умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией; - безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; - умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию. Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

28. основные правила и приемы публичной речи

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое : аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе : речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье : внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое : информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

Контрастные раздражители Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов - стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот - ходил по сцене, а затем на время остановился и т.п.

Обращение к актуальным проблемам и событиям У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.

Обращение к авторитетным источникам Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.

Задавание адресных вопросов Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.

Использование юмора Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции , симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

Профессионалу в любой сфере деятельности необходимо уметь правильно презентовать продукты, услуги, решения, идеи. Однако многие всё равно хватаются за голову, получая задание подготовить презентацию к своему проекту. Как составить презентацию и избежать промахов? Разбираемся в 10 самых популярных ошибках при подготовке презентаций для конференций.

Хорошо отобранный и структурированный контент — залог успеха будущей презентации. Важно выбирать информацию, учитывая вашу целевую аудиторию: то, что кажется интересным вам, не всегда будет таким же для ваших слушателей.

Избыточное количество слайдов. Сколько времени будет идти ваша презентация? Определите этот важный момент. На каждый слайд выделяйте от 1 до 3х минут (в зависимости от темпа речи и объема информации). Таким образом, вы выявите оптимальное количество слайдов для вашей презентации.

Первые слайды посвящены компании. Это так же является ошибкой: если компания известна, слушатель о ней осведомлен, эта информация для него не нова. Если компания неизвестная, слушатель захочет о ней узнать тогда, когда поймет свои выгоды. Ставьте слайды о компании в конец презентации.

Слайды «Спасибо за внимание» и «Вопросы?». Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза. Поэтому, если вашим последним слайдом будет благодарность, аудитория лишь запомнит то, что вы были вежливым презентующим. Хотите поблагодарить или узнать, есть ли у публики вопросы — делайте это на словах.

Не перегружайте слайд словами. Один слайд может содержать не более 30 слов и только одну мысль. Остальное написанное не запомнит.

Использование сложных диаграмм. Вставляя в презентацию диаграмму, следите за тем, чтобы разобраться в ней можно было за 10 секунд. В противном случае, публика не станет её воспринимать.

Мелкий шрифт на слайдах. То, каким вы видите текст с экрана ноутбука, не значит, что так же его будут воспринимать визуально слушающие. Увеличивайте шрифт. Никому не нравится напрягать глаза.

Неконтрастные цвета. Причина озвучена выше: оратор и публика зрительно воспринимают слайды по-разному. Как правило, проектор приглушает цвета, поэтому старайтесь использовать максимально контрастные цвета фона и текста. Оптимальное решение — белый фон и черный текст.

Устаревший стиль оформления презентаций. Откажитесь раз и навсегда от набора эффектов, предлагаемых программой Power Point. Современный тренд оформления презентаций тяготеет к простоте: чаще используйте белый фон, откажитесь от градиента и т.д. Это отвлекает внимание от предмета презентации.

Плохое качество иллюстраций. Потратьте время и найдите качественные иллюстрации для презентаций. Существует множество фотобанков с фотографиями отличного разрешения (например, unsplash). Еще лучше, если вы делаете свои фотографии и иллюстрации. Так вы будете защищены от возможных повторов изображений с предыдущими ораторами. На один слайд ставьте 1-2 фотографии.

Используйте анимацию. Анимация позволяет акцентировать внимание слушателя именно на том, о чем непосредственно идёт речь. Выводите информацию небольшими блоками.

Многое зависит и от самого оратора, но это уже отдельный разговор 🙂 В качестве небольшой рекомендации в этом направлении советуем послушать выступающих на TED-лекциях , вдохновиться и перенять приемы захвата внимания публики. А в качестве сервиса для создания вдохновляющих презентаций рекомендуем Canva . Успехов и качественных презентаций!

– В нашем приходе мы стараемся, чтобы прихожане храма причащались чаще. Канон, по которому христианина, пропустившего без уважительной причины три воскресных литургии и не причащавшегося, на время отлучали от Церкви, – по-прежнему существует.

Конечно, мы сейчас не отлучаем человека от Церкви, если он долго не приступает к Чаше. Но этот канон о трех воскресных литургиях не случаен, видимо, это время без причащения, после которого христианин начинает разрушаться изнутри, начинает опустошаться, начинает разрушаться его душа.

Поэтому, я наших прихожан прошу стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно многие из них дорастают до того, что их душа начинает жаждать более частого причастия. Я радуюсь и, конечно, не препятствую. Но прошу внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.

Есть периоды, когда я настойчиво приглашаю христиан причащаться чаще. Это Великий пост, особенно Страстная седмица. Мне кажется, что начиная с Вербного воскресенья надо причащаться и в этот день, и на литургии Преждеосвященных Даров, обязательно в Великий четверг, желательно в Великую субботу и обязательно на Пасху.

Как нужно готовиться тем, кто причащается регулярно?

– На Страстной седмице настолько роскошные в духовном смысле богослужения, что нет смысла заменять их чтением трех канонов. Лучше как можно больше сил и времени посвятить вниманию молитве на богослужении. Поэтому, я думаю, что в это время для всех достаточно только самого Последования ко Святому Причащению.

Для всего года нужно смотреть по устроению конкретного человека. Есть люди, которые причащаются раз в неделю, у них одно правило подготовки. Есть те, кто причащается раз в месяц, – у них другое правило.

Такой человек к Последованию, на мой взгляд, может прибавить то, что он считает нужным, если чувствует необходимость в этом. Кто-то почитает Священное Писание, кто-то просто постоит, читая Иисусову молитву перед иконами.

У нас уже достаточно много взрослых христиан, за которыми нет необходимости следить в этих вопросах и, тем более, нет необходимости решать за них эти вопросы. Это люди, которые имеют уже глубокий навык радости причастия и сами прекрасно чувствуют, когда они, может быть, неправильно готовятся к нему.

Я здесь стараюсь не вмешиваться. Они могут молиться на трех литургиях в неделю, а причащаться, скажем, на двух в неделю. И хорошо. Но это касается действительно тех, о ком сердце священника более-менее спокойно.

В определенный момент, когда я чувствую, что это уже духовно взрослый человек, я предлагаю ему по возможности чаще причащаться, поститься вечером накануне Святого причастия, готовиться помимо Последования в этот раз так, как он считает нужным.

Но всем прихожанам я всегда напоминаю, что есть несколько условий, более важных, чем то, из чего состоит само Правило, необходимых, то есть те, которые нельзя обойти. Это истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, жажда причаститься Тела и Крови Христовых.

Если ты прочитал все Правило, но при этом ты с кем-то в ссоре и не сделал все, что от тебя зависело, чтобы помириться, то, возможно, ты будешь причащаться «в суд и осуждение».

Как вы советуете соблюдать супружеский пост?

– Я обычно не вмешиваюсь в эту тему. Дело в том, что канонически необходимо воздержание накануне самого причастия. Наверное, нужны еще день или два для того, чтобы человек мог действительно по-настоящему настроиться. Но я никому ничего не навязываю.

Особенно на фоне того, как порой делается это в некоторых монастырях. Я уже священник 22 года, и десятки раз сталкивался с тем, что человек в ужасе приезжает из какого-нибудь монастыря, где 40 минут иеромонах копался в его супружеской жизни во всех подробностях.

После такой «исповеди» человека, буквально пребывающего в шоке, нужно долго приводить в нормальное духовное состояние. Почему у нас некоторые монашествующие так заострили внимание на этой теме?

Мне кажется, что священнику не стоит лезть в эти вопросы. Есть канон, предупреди о нем супругов. Предложи, не навязывая, какое-то воздержание. Ведь очень много зависит от того, сколько человек в Церкви, сколько ему лет, сколько он в браке. Есть вещи, до которых просто надо постепенно дорасти.

Очень трудно будет человеку, не целомудренному, не искушаться в этих вопросах. Мне кажется, что если человек начинает жить настоящей духовной евхаристической жизнью, он через какое-то время чувствует, что допустимо, а что недопустимо. И это дело человека.

– Я прошу прийти их на исповедь отдельно, а не на богослужении, когда священник ограничен большим числом стоящих на исповедь прихожан. Обычно мы договариваемся с человеком в удобное для него и для меня время, чаще – после молебна в будни вечером. И человек приходит для того, чтобы принести подробную исповедь.

Конечно, говорю о необходимости чтения Евангелия и желательности чтения «Последования». Причем здесь не настаиваю. Сейчас, слава Богу, есть молитвословы с переводами.

Если человек спрашивает, с чего ему начать свою духовную жизнь, я предлагаю взять молитвослов, взять карандаш, отметить в утренних и вечерних молитвах те молитвы, которые глубже всего отзовутся в его сердце, понять, сколько он сможет читать каждый день, и отметить карандашом.

Это может быть 5 минут, 10, 15, сколько человек сам решит. Но раз решил – уже читать это утром и вечером. И какой-то отрывок из Евангелия: страницу, главу. Потом постепенно увеличивать.

Если сразу человеку сказать: это твоя утренняя молитва, это вечерняя, вот три канона и Последование, – он может испугаться. Я помню, как мне это показали все и сразу, я ничего там не понял, но послушался, хотя читать вот так сразу было достаточно тягостно.

Бывает, что человек на первой исповеди плачет. Потому, что он впервые действительно, как блудный сын, вернулся, он просветлен этим покаянием, очищен. Ты понимаешь, что стоишь рядом с великим таинством. Когда священник произносит, что он только свидетель, нередко это воспринимается как то, что он «свидетель обвинения». Но это не так.

Священнику дана благодать и радость быть свидетелем возрождения человека и того, что происходит между Богом и человеком, а нам, грешным иереям, это открыто.

Иногда ты стоишь и поражаешься, потому что, вот не знал этого человека 50 прошлых лет его жизни, и, может быть, никогда его больше не встретишь, не знаешь, придет ли он еще в этот храм, но ты присутствуешь при одном из главных событий в его жизни. Ты видишь его искренность. Ты понимаешь, что Бог его принимает, а ты уже давно так глубоко не каялся.

В полной версии романа Дефо Робинзон Крузо глядит на только что крещенного им Пятницу и думает: «Вот, я давно христианин и весь в грехах, а этот вчерашний людоед абсолютно свят и чист». Так и ты глядишь на стоящего перед тобой чистого человека и чувствуешь себя по сравнению с ним людоедом.

Если человек впервые собирается к причастию, совсем не понимая, что это?

– Никто из нас до конца не понимает, что такое причастие. Максим Исповедник, величайший богослов, говорит, что мы веруем, что причащаемся истинными Телом и Кровью Христовыми, а как это совершается, мы не понимаем.

Поэтому, если человек верует во Христа, пришел искренне ко причастию, то Отец Небесный его примет. А если мы начнем требовать от него какого-то богословия, то точно ничего хорошего не получится.

Не стоит требовать, чтобы обычный человек понимал все богословские сложности, которые никому до конца не понятны. «Веруешь?» – «Верую». – «Иди, причащайся».

По поводу причащения на сплошных седмицах: кому приступать и как готовиться?

– Приступать, конечно, всем. Последование на Светлой седмице читается без псалмов. Есть традиция заменять канон Пасхальным каноном или дополнять Последование Пасхальным каноном.

Причащаться можно каждый день, когда ты можешь прийти на литургию. Вечером нужно как бы собрать душу и, может быть, вечером, чтобы тебе было легче причащаться, воздержаться от мяса. Хотя в этом давно нет твердой необходимости.

Обзор наиболее эффективных методов работы

при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – история и обществознание. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании истории и обществознания.

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию? Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.

Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее эффективных методов обучения.

Следует отметить, что исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.

Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы. Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:

могли связать новый материал с предыдущим;

заинтересованы в том, что делают;

четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

имеют самостоятельность в работе;

имеют возможность для развития нужных умений;

имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

обеспечены разными видами деятельности;

имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

работают в подходящем для них темпе;

понимают когда и как будут оценены;

могут оценить собственные успехи.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В части А и С на ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов , по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С– требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004), а может составить сам. Можно также использовать следующие развивающие приемы:

- «Я учитель». В зависимости от сложности темы этот методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. Лучше использовать такой прием при работе класса с текстом учебника или документа на уроке.

- «Ступеньки интеллекта». После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить «наводящие» вопросы по определенной теме. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать такие вопросы, которые помогают при ответе на заданную тему, но не дают исчерпывающего ответа. Такой методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

3) В части 2 (В) экзаменационной работы труднымидля учащихся являются задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц , где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др. Эти приемы могут оказаться эффективными и при выполнении других заданий части В (соотнесение информационных рядов, работа с таблицей).

4 ) В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы на ЕГЭ заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. В связи с этим нововведением надо сказать о возможных направлениях подготовки к выполнению подобных заданий. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Но формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.

Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:

Самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

Нанесение объектов на контурную карту;

Ответы на вопросы по исторической карте и др.

Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя, начиная с младших классов, должна присутствовать работа с картой. Учитель не должен забывать и о необходимости работы с иллюстративным материалом.

Не менее важна работа с иллюстративным материалом, связанного с культурой. Здесь эффективное изучение может быть достигнуто только в рамках ярких уроков с большим количеством иллюстративного материала, включением проектного метода. Можно при изучении социально-экономических, политических аспектов истории обратить внимание учащихся на то, как отразились конкретные события и явления в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и т.д. Так, например, интеграция культурного компонента истории весьма уместна при изучении древнерусской истории, борьбы с захватчиками, объединения русских земель, истории XVI–XVII вв., петровских преобразований, просвещенного абсолютизма, Отечественной войны 1812 г. и многих других тем. Если учитель будет, таким образом, регулярно обращаться к культурным аспектам истории, а не просто проходить все вопросы истории культуры на немногочисленных и, главное, не самых важных уроках, то он сумеет добиться формирования у учащихся устойчивых связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Еще одним важным следствием станет то, что факты политики, экономики, социальных отношений благодаря «связке» с культурными явлениями также лучше запомнятся учащимся.

Здесь на помощь учителю придут наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, экскурсии, информация из сети Интернет и т.д. Но в условиях реального недостатка учебных часовна отработку материала по изучению культуры, можно восполнить этот пробел на внеклассных мероприятиях.

5) Наихудшие результаты в части 3 были показаны выпускниками 2012 г. при выполнении задания-задачи С4. Педагогам, работающим над формированием умения анализировать историческую ситуацию, которое необходимо при выполнении данного задания, рекомендуется обратиться к методическим разработкам О.Ю.Стреловой (см.:«Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки». Хабаровск: Частная коллекция, 2006 ). При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника. Чтобы на уроках у учащихся не было возможности вспомнить выводы в готовом виде, по-видимому, учитель должен подбирать для анализа ситуации незнакомые, не описанные в учебной литературе. Если работа будет организована таким образом, то она не будет сведена к припоминанию заученного материала, а действительно будет являться анализом ситуации. Анализ должен быть полноценным, что предполагает выделение всех характеристик исторической ситуации: времени , места действия, событий или совокупности событий, определивших содержание конкретной ситуации; людей , социальных групп, причастных к данной ситуации; материальных предметов , имевших отношение к деятельности людей в этой ситуации; источников , в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, и т.п. На основе анализа всех перечисленных характеристик делается вывод о причинах, последствиях, историческом значении ситуации.

6) Еще одним трудным для учеников заданием стало задание на сравнение исторических объектов. Необходимо отметить, что учитель должен заниматься не подготовкой учащихся к выполнению тех или иных заданий КИМ, а формированием самих умений. Для полноценного сравнения двух объектов необходимо указывать линии, критерии сравнения.

7) Серьезные трудности у выпускников вызывает также задание на анализ исторических версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. Важно, чтобы при аргументации использовались именно конкретные факты, а не обобщенные положения. Учитель должен обращать внимание на логичность построения аргументов, наличие и качество логических связок. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. И если работа по формированию навыка аргументации проводится учителем систематически, то он добьется желаемого результата.

8) Отдельно следует остановиться на новом задании, введенном с 2010 года – задании ЕГЭ по обществознанию С8 и С5на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса.

Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от учащихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать историю.

При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах следует выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставлять их работу без внимания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание , стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

9) Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории – С6-историческое сочинение. Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания С6, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания.

1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап. Но в условиях насыщенности учебного материала нет возможности часто проводить повторительно-обобщающие уроки. Поэтому такой алгоритм изложения темы можно давать на уроках изучения нового материала, включая в задания для учащихся работу по определению оценок действий исторических личностей.

10) Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию –эссе.

Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с 8-9-х классов. Следует использовать следующий прием . После прохождения некоторых тем учащимся предлагается доманаписать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои ответы. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся).

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС,при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

    П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

    О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

    П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

    С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами:развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМпо истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!