Открытое занятие по проектной деятельности. Разработка занятия по проектной деятельности «учимся планировать

Метод проектов

Проект - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы или задачи путем решения задач, вытекающих из нее при рассмотрении в определенной ситуации;

Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектирование – самостоятельная работа учеников, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и различных навыков при решении практических задач с использованием различных технологий.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.

Проектная методика – совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Типология проектов

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;

2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

    1. Исследовательские проекты

Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности, принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки учащихся определенного этапа обучения. Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

1.2 Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим, при выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. п.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

1.3 Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

1.4 Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео); презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

1.5 Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий; словарь обиходной лексики).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

    Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

    Межпредметные проекты

Эти проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников («Единое речевое пространство», «На рубеже веков»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

3.1 Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

3.2 Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник (один из...).

4.1 Внутренние, или региональные, проекты.

Эти проекты, организуемые или внутри одной организации, на занятиях по одному предмету, или междисциплинарные, или между институтами, группами внутри региона, одной страны (это относится только к коммуникационным проектам).

    Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

5. По количеству участников проектов можно выделить такие: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами).

В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных групп, стран). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

Основные принципы организации и работы с группой:

    группы учащихся формируются преподавателем с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;

    группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;

    оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;

    преподаватель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый студент, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы.

6. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на занятиях.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки разных видов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Этапы работы

I . Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1. Планирование проекта в соответствии с: планом и темой, возрастом и опытом участников, их интересами, доступностью и посильностью информации, лексикой из темы, параграфа, книги, реальностью ситуаций;

Необходимо учитывать такие факторы, как: вовлечение всех учеников, их работа дома и на занятиях, использование всех видов речевой деятельности (написать статью, сделать запись на кассете...), возможности класса, группы, каждого школьника отдельно.

2. Выдвижение идеи преподавателем на занятии.

3. Обсуждение идеи участниками проекта; выдвижение ими своих, новых; аргументирование мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, то есть длительном проекте).

II . Организация работы:

1. Формирование микрогрупп. Важно учесть, что все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса.

    Распределение заданий в микрогруппах (если в этом есть необходимость).

    Практическая деятельность участников в рамках проекта (сбор информации и ее анализ).

    Завершающий этап:

1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).

2. Обсуждение способа оформления проекта..

3. Документирование проекта.

4. Презентация результатов проекта всей группе.

5. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок.

    Этап практического использования результатов проекта.

    Рефлексия

При работе над проектом преподаватель

    рассматривает себя прежде всего как организатора и руководителя учебно-воспитательной проектной деятельности;

    использует индивидуальную и коллективную работу во взаимосвязи и взаимодействии, чтобы не только активизировать каждого, но и способствовать сплочению коллектива;

    ставит перед участниками проекта проблемные вопросы, чтобы стимулировать их интеллектуальную активность;

    помогает в поиске источников, способных помочь в работе над определенной темой;

    учит добывать знания, обращаясь к таблицам, схемам, грамматическим справочникам, словарям;

    сам является источником информации;

    координирует весь процесс;

    поддерживает и поощряет;

    поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать продвигаться в работе над проектом;

    обеспечивает «видение» участниками проекта своего продвижения в овладении языком;

    помогает учиться самим.

Требования к результатам учебных проектов


Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

    представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.)

    выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)

    предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;

    рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

    защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

    должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы \ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей (учителем или самими учениками).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающие из нее задачи исследования, оформление конечных результатов, их анализ; подведение итогов и т. п.

Алёна Владимировна Бобырева
Открытое занятие по проектной деятельности «Воздух и его свойства»

Цель :

Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности .

Программные задачи :

-Обучающие :

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека ;

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие :

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности ;

Развивать умение делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к окружающей жизни.

Оборудование :

Использование ИКТ,картинки, флешка.

Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, на каждого ребёнка; духи, чеснок, музыкальные духовые инструменты, полиэтиленовые мешочки, трубочки, камешки, резиновая игрушка.

Ход наблюдения : Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В : А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем «Привет!» и «Добрый день!» ;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла : красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы) .

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д : - Надо его посильнее надуть.

В : - Правда? Сейчас я его надую (надуваю) . Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д : - Воздух .

Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

он не видимый,и все же

Без него мы жить не можем!

Дети : Воздух

Воспитатель : Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает .

Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты? Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Воспитатель : В лаборатории надо соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель : У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию, (дети подходят к столу стоят во круг него) . Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете, что вы вздохнули?

Дети : Воздух

Воспитатель : А мы можем увидеть воздух ?

Дети : Нет не видим.

Воспитатель : Значить какой воздух ?

Дети : Невидимый.

Опыт №1 (воздух можно увидеть )

Воспитатель : Чтобы воздух увидеть , его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух . Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух )

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух )

Где можно использовать это свойство воздуха ? (летом : надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод : Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой ? (прозрачный, невидимый)

Вывод : Воздух прозрачный .

ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха )

Дыхательная гимнастика

«Цветочная поляна»

(Дети расслабляются, представляя, что оказались на цветочной поляне, вокруг прекрасные, ароматные цветы.)

Сделайте глубокий вдох и скажите «АХ!»

Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах ? (Ответы детей)

Воспитатель : Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок) . Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали, только Антон ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Антон ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух . Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод : воздух не имеет запаха , пахнут предметы.

ОПЫТ № 3 (имеет ли воздух вес ?)

Воспитатель : Это мы сейчас проверим.

Воспитатель : На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины

Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух )

Вывод : Правильно. Потому что воздух легче воды

ОПЫТ №4 Сопротивление воздуха

Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.

Вывод : Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху . Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху .

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать )

Воспитатель : Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать ? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит ,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху Например , на Луне,где нет воздуха ,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук (когда дрожит воздух , и тогда мы можем его услышать) .

Вывод : звук возникает, когда дрожит воздух , и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим )

Воспитатель : Чем мы с вами дышим? (воздухом ) . Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух ) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух .

ОПЫТ №7 (воздух может двигаться )

Воспитатель : Как вы думаете, может ли воздух двигаться ?

Давайте это проверим. Возьмите для этого каждый по камешку, палочке и соломинке. Разложите перед собой и подуйте на них. Что вы обнаружили?

Дети : Мы увидели, что соломинка отлетела далеко, палочка немного передвинулась, а камешек, остался лежать на месте.

Воспитатель : Да, ребята, воздух сам передвигается и вместе с собой переносит другие предметы. Легкие предметы воздух переносит без труда , а совсем тяжелые предметы, он не может перенести.

Вспомните, пожалуйста, Как называется движение воздуха ? (ветер) Ветер – это движение воздуха . Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.

Вывод : Значит, воздух может двигаться .

Физминутка. Дует ветер нам в лицо (прикрывают лицо ладошками) .

Закачалось деревцо (стоя, раскачивают руками вправо, влево) .

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше (дети поднимают руки выше и меньше ими раскачивают) .

Воспитатель : Ребята, о ветре люди придумали много стихов, песен, написали картины. Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» , ведь в ней есть такие прекрасные стихи о ветре «…Ветер, ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море, веселишься на просторе…»

Воспитатель : Прекрасная песня о веселом ветре, которую написал композитор М. Дунаевский, давайте послушаем один куплет этой песни.

Слушание песни.

Воспитатель : Ребята, какая музыка у этой песни? (Веселая, бодрая) .

Что хочется делать под эту музыку? (Петь, путешествовать с друзьями) .

Наверное, поэтому она и называется «Песня о веселом ветре

Воспитатель : А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет .

Воспитатель : Какой вывод можно сделать?

Вывод : Человек не может жить без воздуха .

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель : А только ли человеку нужен воздух ? (растениям,животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.

Гимнастика для глаз

Смотрит вправо - никого,

Смотрит влево - никого.

Раз-два, раз-два -

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза ,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора. Резко переводят взгляд вправо- влево.

Выполняют круговые вращения глазами.

Закрывают глаза;

Резко переводят взгляд вверх вниз

Мягко поглаживают веки указательными пальцами.

Посмотрите внимательно на экран. (Презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух ? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух , нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух ? (ответы детей)

А вот эти слайды показывают, как мы люди загрязняем воздух выхлопными газами автомобилей, заводы также отравляют воздух . Люди жгут костры, кучи мусора, а едкий дым не дает дышать окружающим людям, птицам, животным. Это может привести к экологическим катастрофам. Поэтому созданы организации охраняющие землю от пагубного влияния человека на природу. Давайте любить и беречь нашу Землю. А для этого посадим молодые деревца. Они очень хорошо очищают наш воздух . Поставим очищающие фильтры на заводские трубы, и не будем жечь костры.

Вывод : Значит, воздух бывает чистым и грязным.

Слайд с изображением природы.

Вот наше занятие подошло к концу . А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик» . Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе .

Воспитатель : Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Воспитатель : Что вы сегодня узнали нового?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Как называется наш кружок?

Чему учат вас в «Школе исследователей»?

  1. Актуализация опорных знаний.

Какие качества вы в себе открыли за время работы?

Какие открытия сделали для себя?

2. Проверка домашнего задания.

С какими ребятами вы познакомились?

Какое впечатление у вас о них сложилось?

УСП 2 кл. с.5-6; 3кл. с.3

Б) «Поразмышляем».

УСП 3кл.с.2-3 (Переменка)

В) «Запомни и воспроизведи»

Напомните,с чего я начала наш урок?

Как называлось стихотворение Э. Успенского? (Удивительное дело)

Какие слова были зашифрованы в ребусах по порядку их расположения?

(шкаф,тыква, панама)

III. Постановка цели занятия.

С какой целью я вам задавала эти вопросы? (проверить память)

О чем сегодня пойдет разговор на нашем занятии?

Прочитайте тему нашего занятия.

Тема: « Светофор мысли: включаем память!»

Запишите в тетрадь.

Определите цель работы, проблему, выдвинете гипотезу.

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

1.Понятие «память».

С чего начнём нашу работу? (выясним, что такое память)

Что такое память, по- вашему?

Прочитайте и попробуйте составить свое определение.

Память – это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.

Озвучьте свой ответ.

Запишите в своей тетради.

Вспомните пословицу: «Повторение –………….(мать учения)».

Как она связана с запоминанием?

Как вы думаете, а на что похожа наша память?

Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т.д.

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок.

Итак, память – это: Запоминание; Сохранение;Воспроизведение.

2. Упражнение на определение виды памяти.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем – определим виды памяти.

а) Слуховая память.

Каждый из вас получил листочек (он перевёрнут).

После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.

Слова: солнце, кукла, мяч, яблоко, лист, цветок, гриб.

Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)

Верно.

Какой памятью воспользовались? (слуховой)

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

б)Зрительная память.

Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача – нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.

Давайте проверим.

Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели)

Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная)

в) Двигательная память.

Если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать и танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память.

Кто хочет проверить свою двигательную память?

Сейчас три ученика на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет повторить.

г) Осязательная память.

Закрой глаза. (Неожиданно для ребёнка говорю - чайник горячий. Ребёнок убирает руки.)

Почему убрали резко руки?

Закройте глаза и вспомните прикосновение пушистого и мягкого ковра или котенка. А теперь вспомните прикосновение холодного снега, когда лепите снежный ком и рукам зябко.

Какая память у вас работала? (Этот вид памяти называется осязательной)

Д) Обонятельная память.

А теперь вспомните запах костра, печеной картошки (или запах духов).

Какая память работает в данном случае?

Е) Вкусовая память.

Показываю лимон. Что произошло? (кисло)

Показываю апельсин. Что произошло? (сладко)

Какая память работала?

V. Контроль, самоконтроль.

Над какой темой работали?

Что выяснили?

Как проверить гипотезу?

VI. Домашнее задание.

Аккуратно вклеить работы в тетрадь. Подобрать методики для исследования памяти. Исследовать свою память и память родителей. Сделать вывод и оформить результаты исследования в тетрадь.

Название методики:

Результаты исследования (таблица)

Вывод: Какая память у вас лучше развита?

VI. Рефлексия.

Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что помогло вам решить задачи?

Где можно применить свои знания?

Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»

муниципальное образовательное учреждение

«Судская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект занятия

по проектной деятельности

«Учимся планировать »

2 класс

Разработчик:

Шмидт Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

ЗАНЯТИЕ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

На разных этапах проектирования от учеников требуются те или иные умения и навыки. Одним из них является умение планировать свою деятельность.

В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Задания подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: — развивать творческое мышление, воображение;

— формировать умение составлять план, распределять свои дела;

— способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

— воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

— Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится.

— Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Папа, мама, я – спортивная семья»).

— Давайте вспомним основные этапы проекта, назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

— Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

— Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

— Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта. (23 февраля – День защитника Отечества и нам нужно подготовить праздник. Мы остановились на семейном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», но проблема в том, что не составлена программа и не придуманы конкурсы)

— А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

— Так какова же тема нашего занятия? (Планирование)

— Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться составлять план и работать по плану).

— А кто помнит, что такое план? (Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ).

— В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

I . Задание для самостоятельной работы (работа в паре).

— На доске таблица: «Важно. Срочно»

Срочно

Не срочно

Важно

Не важно

— Перед вами таблица.

— Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

— В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

— А сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

    придумать конкурсы для команд;

    изготовить приглашения (или подобрать необходимое оборудование);

    подобрать стихи и песни;

    подготовить фоторепортаж о празднике.

— Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

— Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?

— По какому критерию вы себя будете оценивать? (По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в паре)

— А сейчас немного отдохнём.

— Отгадайте загадки.

II . Физминутка. Упражнения на развитие творческого мышления

    Загадан здесь сосуд широкий,

Большой, округлый, неглубокий.

Скажи, во что, когда стирает,

Бельё хозяйка собирает? (Таз)

— Какой формы таз?(Круглой)

— Покружитесь и покажите, что он круглый.

    В неё сложу свои игрушки:

Вот пистолеты, сабли, пушки.

Сестрица спросит очень робко:

«Не маленькая ли …….?» (Коробка)

— Для чего мальчику нужна коробка?(Чтобы положить игрушки)

— Давайте присядем, как будто мы игрушки, сложенные в коробку.

    Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

— Для чего нужен веник? (Чтобы мести пол)

— Изобразите, как вы метёте пол.

— Сегодня мы постараемся найти необычное применение этим обычным предметам.

— А для этого вам нужно объединится в группы.

III . Работа в группах. Проектное задание

— Учащиеся объединяются в творческие группы.

— Проводится жеребьёвка (на листочках) – назначаются ответственные в группе.

— Группы получают задание – придумать спортивные конкурсы с неспортивными предметами (таз, коробка, веник).

— Каждая группа придумывает 1 творческий проект конкурса.

— А чтобы у вас получились правильно сформулированные и понятные участникам конкурсы, работать вы тоже будете по плану.

— В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на доске).

— Если что-то непонятно, то можете спросить у меня.

«СОЛНЫШКО ОБДУМЫВАНИЯ»

Н АЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НАЗВАНИЕ

КОНКУРСА

О СОБЕННОСТИ УЧЁТ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

IV . Отчёт групп о проделанной работе.

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

— Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию конкурса.

— По какому критерию вы будете себя оценивать? (По критерию активной и полезной работы в группе)

2) Подведение итогов.

— Я хочу подвести итог.

— Вы хорошо спланировали свою работу в проекте «Папа, мама, я – спортивная семья» и придумали замечательные конкурсы.

— По конструктивным критериям они просты и удобны в проведении.

— По технологическим – оригинальны и рациональны.

— И конечно же учтены экономические критерии.

Необходимое оборудование доступно, практично, его можно использовать неоднократно.

— Как вы считаете, задачи урока мы выполнили?

— Первые конкурсы мы составили, а дома каждый из вас подумает, какие ещё неспортивные предметы можно использовать в спортивных состязаниях.

— А на следующих занятиях мы будем продолжать составление конкурсной программы.

— Спасибо всем за работу.

V . Итог занятия.

— Подведём итог нашей работы.

— Чему вы учились на этом занятии?

— Как вы думаете, достигли вы поставленных целей?

— А можете ли вы утверждать, что хорошо научились планировать и распределять свои дела? (Нет)

Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться планировать и распределять свои дела)

VI . Рефлексия «Звёздное небо».

— А сейчас я предлагаю вам оценить свой личный вклад в это занятие с помощью звёзд.

— «Красный гигант» — вклад значительный.

— «Жёлтый карлик» — вклад незначительный.

— «Чёрная дыра» — что-то не получилось.

— Благодарю вас за хорошую работу.

— На этом наше занятие по проектной деятельности окончено.

/старший возраст/

Программные задачи:


  • Создать положительный эмоциональный настрой на весь день.

  • Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

  • Активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности.

  • Закрепить последовательность дней недели, через цветовую гамму

  • Выбрать совместно с детьми тему нового проекта.

  • Развивать эмпатию, прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т.п.)

  • Выбирать из личного опыта наиболее значимые интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

  • Внимательно слушать, проявлять конструктивное отношения к высказыванием других.

  • Расширять и систематизировать представления о насекомых,

  • Воспитывать бережное отношение к животным.
Материал: цифры от 1-7, картон разного цвета (цвета радуги), слайдовая презентация по теме «Насекомые», д/и по теме "Насекомые", раскраски, трафареты, линейки, цветные карандаши и ручки, ножницы, дощечки, стеки, пластилин, цветная бумага, бросовый и природный материал, клей.

Предварительная работа: Разучивание физминутки «Трудолюбивая пчела» и речевой гимнастики «Насекомые».

Методические приёмы: Психологический настрой, метод постановки вопросов, метод постановки проблемы, метод доказательств, метод аргументов физминутка, актуализация нового, беседа, практическая деятельность, словестный инструктаж, поддержка при выполнении заданий и.т.д

интерактивная доска, магнитофон

План работы:


  1. Психологический настрой

  2. Д/и "Собери недельку"

  3. Д/и "Назови день недели"

  4. Речевая гимнастика "Насекомые"

  1. Приветствие

  2. Коммуникативная игра "Я превращаюсь"

  3. Обмен новостями

  4. Беседа, загадка

  5. История о божьей коровки

  6. Физминутка

  7. Постановка проблемы

  8. Работа в центрах активности

  9. Презентация деятельности и самоанализ
Ход занятия:

Звучит Музыкальная шкатулка. Это является сигналом для утреннего сбора детей

Психологический настрой:

Воспитатель:

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Посмотрите в глаза друг другу

И подарите каждому, по очереди, свою улыбку

Ведь дружба начинается с улыбки.

Воспитатель:

Ребята, почему вы вчера не приходили в д/c? Выслушиваются ответы детей.

А сегодня какой день недели?

А завтра?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности располагаются дни недели, по цветовой гамме, в нашем уголке природы.

И в этом нам поможет считалка:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Воспитатель:

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Собери недельку"

/Детям предлагается цветной картон по цвету радуги. Дети выстраиваются друг за другом в определенной последовательности, согласно цветовому спектру/.

В дальнейшем проводится Д/и "Назови день недели"

/ Воспитатель показывает цифру, а дети называют день недели, который соответствует показанной цифре/.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! А теперь, я предлагаю вам сесть на стулья для проведения

речевой гимнастики.

Приветствие «Здравствуй друг».

Воспитатель:

Ну вот, и все собрались. Я предлагаю, еще раз всем поздороваться друг с другом /дети хлопая друг с другом в ладоши произносят слова приветствия/

Воспитатель:

Мы немного отдохнём,

играть начнём. Игра называется

"Я превращаюсь"

Ребята, придумайте окончание к предложению «Я превращаюсь…»:

Например: "Я превращаюсь в тучку и лечу по небу"

Воспитатель:

Как мне было интересно слушать вас, все ребята придумали интересное продолжение предложения.

Обмен новостями.

Выслушиваются ответы детей

Воспитатель:

Ребята, я тоже хочу сообщить вам свою новость.

В субботу вечером, я перебирала летние вещи и в кармане летней куртки, я нашла….. и удивилась. А кого я нашла? И почему я удивилась? Вы узнаете, отгадав мою загадку.

Она похожа на половинку маленького, круглого, блестящего, будто лакированного мячика, оранжево-красного цвета, с чёрными точками, как будто пятна на настоящем солнце. Кто это?

Выслушиваются ответы детей.

Да, ребята, это божья коровка.

А божья коровка это птица?

А каких насекомых вы ещё знаете?

А почему насекомых, называли насекомые? Выслушиваются ответы детей.

Правильно ребята, у насекомого три части:

голова, грудь, брюшко. Эти части по-другому

называются насечки, отсюда и название

насекомые.

Назовите насекомых, которых вы знаете.

Так, а почему я удивилась? Выслушиваются ответы детей.

Да, ребята, божья коровка, которую я нашла, не смогла вылезти из кармана моей куртки и впала в спячку т.к. уже наступили холода.

Ребята, а как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

«В разных странах название жучка разное и это говорит о глубоком уважении к нему наших предков: в России и во Франции - "божья коровка", на Украине "солнышко", в Великобритании "леди-жук". Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.

Однако, образ жизни, которая ведёт божья коровка, совершенна, не схож с её миролюбивым внешним видом. Божья коровка хищник и она в основном промышляет

охотой. Жертвами божьих коровок становятся

малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений - в основном это тли. Божья коровка съедает в день сто насекомых. При

чем не только тлей, но и яйца бабочек, мелких гусениц, куколки насекомых, цветочный нектар и пыльцу. Чтобы добраться до тлей, живущих на корнях, божьи коровки

могут даже закапываться под землю. Божьи коровки перелётные насекомые. В сентябре они улетают на зимовку, а весной возвращаются.

А сейчас я прочитаю вам историю о божьей коровке.

Воспитатель:

Вот видите ребята, какая интересная история произошла в Америке. И как божья коровка спасла апельсиновые сады.

Физминутка.

Трудолюбивая пчёлка

Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)

И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)

От цветка летит к цветку (взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу

Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)

За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)

И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придёт (поёживание)

Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли и отдохнули.

Ребята, а малыши не успели понаблюдать за насекомыми и они не знают о них ничего, потому что внезапно наступили холода и выпал снег. Что же делать?

(выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель:

Я рада, что вы решили помочь малышам и сделать для них макет луга с насекомыми, сделать книжки-малышки с загадками и стихами и разноцветными картинками и т.д.

В центрах вас ждут интересные задания, игры, упражнения.

Презентация центров активности:

В центре искусства вы можете сделать макет луга с цветами, травой и поселить туда насекомых.

Лепка «Божья коровка», «Гусеничка»…

Конструирование: из бумаги «Улей для пчелы Майи»

Макет:«Веселый луг»

Рисование: сотовых ячеек по шаблону.

Вырезание: гирлянда из бабочек,

В центре игры вы можете поиграть в различные игры:

«Кто это?», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Найди различия и сходства», «Назови бабочку», «Разрезные картинки»

В центре математики решить интересные кроссворды и примеры, задачки, измерить длину насекомых.

В центре книги рассмотреть иллюстрации, открытки о насекомых, посмотреть энциклопедию.

В центре грамоты решить ребусы, составить предложения по схеме, составить рассказы о насекомых, подобрать и печатать слова в таблицу

"Алфавит".

Центр экспериментирования рассмотреть под микроскопом насекомое.

Центр кулинарии приготовить торт «Муравейник».

После презентации дети расходятся по центрам активности, проводится практическая работа.

После того, как работа завершена, дети собираются в круг и презентуют результаты своей деятельности.

Воспитатель:

Ребята, что нового вы узнали?

Что вам понравилось?

Обговариваются планы работы на будущее.