Заключение контракта со вторым участником 44 фз. Как заключить контракт со вторым участником

С 01.07.2018 Федеральным законом № 44 для организаций-заказчиков установлено право на заключение контракта со вторым участником аукциона (ст. 1 504-ФЗ).

Ранее действующее законодательство в сфере госзакупок не устанавливало правовой возможности для заказчика на заключение контракта не с победителем (Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136).

В настоящий момент, если по факту проведения торгов победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договорных отношений, то организация-заказчик имеет право:

  1. Подать в суд на такого победителя и потребовать возместить убытки, причиненные уклонением от подписания госконтракта. Возмещать можно те убытки, которые не покрываются суммой обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре.
  2. После подтверждения основания незаключения контракта с победителем подписать госконтракт с участником той же процедуры, предложившим аналогичную с победившим поставщиком цену или стоимость договора и лучшие условия после победителя.

Таким образом, основанием для подписания договора со вторым участником является уклонение победителя закупочных процедур от заключения госконтракта. Заказчик вправе заключить договорные отношения с поставщиком, занявшим второе место, однако это не является его обязанностью. Эта возможность установлена для всех закупок в бумажном виде, исключая запрос предложений (ч. 4 ст. 54, ч. 12 ст. 78, ч. 3 ст. 91 44-ФЗ).

Обязательство по заключению контрактных отношений с поставщиком, занявшим второе место, предусмотрено, согласно ч. 12 ст. 78 44-ФЗ, только для проведения запроса котировок.

В случае если и потенциальный исполнитель, занявший второе место, то, в соответствии с 44-ФЗ, организация-заказчик не имеет права заключать договор с поставщиками, занявшими третье или последующие места. Такой аукцион признается несостоявшимся, после чего организация вносит и проводит торги заново (ч. 15 ст. 70 44-ФЗ, Письмо ФАС России от 17.09.2014 № АЦ/37487/14).

Как заключить контракт со вторым участником

После выявления оснований, по которым допускается возможность подписания договорных отношений с потенциальным поставщиком, занявшим второе место, необходимо определить, как заключить договор со вторым победителем.

В первую очередь организации-заказчику надлежит включить в проект госконтракта условия исполнения, которые предложил поставщик под номером 2. Далее проект договора направляется потенциальному исполнителю, согласно , в течение пяти дней с момента, когда для победителя произошло признание уклонившимся. Срок подписания контракта со вторым участником, сообщения об отказе от заключения или же направления протокола разногласий со стороны такого исполнителя не должен превышать 5 дней (ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ). При подписании госконтракта поставщик предоставляет такой же комплект документов, как и первоначальный победитель аукциона.

Если речь идет о конкурсных процедурах, то, в соответствии с ч. 5 ст. 54 44-ФЗ, проект контракта необходимо направить исполнителю под номером два не позднее 10 дней с момента признания уклонившимся победителя.

Порядок и сроки заключения контракта со вторым участником регулируются статьей 83.2 действующей редакции 44-ФЗ.

Рассмотрим регламент, установленный для Федерального закона № 223. Если потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора по результатам закупочных процедур, проведенных в рамках 223-ФЗ, то организация-заказчик должна направить сведения о нем в ФАС с целью (ч. 2 ст. 5 223-ФЗ). Если в действующем положении о закупках заказчика не прописан пункт о документальном оформлении и публикации на официальном сайте решения о признании участника-победителя отказавшимся от подписания договорных отношений, то у организации нет никакой необходимости размещать такие документы.

В каких случаях второй участник может не подписывать госконтракт

01.07.2018 вступил в силу единый порядок заключения контрактов в электронных процедурах. Сейчас он применяется только для электронного аукциона, а с 01.01.2019 все закупки переходят в электронный вид, поэтому он будет действовать для всех процедур.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Должен ли заказчик предложить подписать контракт третьему участнику электронных торгов?

Добрый день! Заказчик провел электронные торги по 44-ФЗ на поставку продуктов питания, победитель аукциона № 1 отказался от заключения контракта. Предложили № 2, и он тоже отказался от заключения контракта. Может ли и должен ли заказчик предложить подписать контракт участнику №3? Дайте ссылку на закон, спасибо!

Ответы юристов

Лучший ответ

Мунасипова Нина Викторовна (09.09.2014 в 18:51:06)

Здравствуйте.

В ФЗ №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ничего не говорится о возможности или обязанности заключить контракт с другими участниками если первые два победителя аукциона отказались.

Согласно ст.70 ФЗ вы вправе заключить контракт только со вторым победителем, либо обратиться в суд с иском о возмещении убытков, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта. Заключение контракта с третим участником (победителем) Закон не предусматривает (если в аукционе 15 человек участвует, так можно и до 15-го добраться).

Источник: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PKG;n=1;frame=1344

2.3.6.4. Признание победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта

Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта. Кроме того, участник аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, если направит заказчику протокол разногласий по истечении 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) протокола подведения итогов аукциона (ч. 13 ст. 70, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик в случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения вправе:

1) заключить контракт с участником аукциона, предложение которого о цене контракта является вторым после победителя (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Для этого заказчику необходимо:

  • получить согласие такого участника на заключение контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • составить проект контракта, включив в него предложенные в заявке условия исполнения контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • направить проект контракта участнику (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • проверить предоставленное вторым участником обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
  • подписать проект контракта, если обеспечение исполнения контракта соответствует установленным требованиям. В случае непредоставления вторым участником проекта контракта и обеспечения его исполнения (как и при признании обеспечения исполнения контракта ненадлежащим) заказчик признает этого участника уклонившимся от заключения контракта (ч. 15 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • направить в контролирующий орган сведения о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

2) обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в аукционе) (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

К убыткам, причиненным уклонением победителя от заключения контракта, могут быть отнесены, в частности:

  • разница между ценой контракта, предложенной уклонившимся участником, и ценой, по которой заключен контракт со вторым участником либо по результатам проведения повторного определения поставщика;
  • затраты на проведение повторного определения поставщика.

Колобков Сергей Леонидович (09.09.2014 в 17:21:01)

Здравствуйте Ильдус! Нет, заказчик не обязан предложить подписать контракт третьему участнику электронных торгов. Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) .... 4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. 5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. ... С уважением и удачи.

Смирнов Илья Сергеевич (09.09.2014 в 17:33:51)

Здравствуйте!

согласно Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Т.е выводом этого всего служит что участнику № 3 не должны предлагать контракт. если отказался участник №2 аукцион признается не состоявшимся. и все будет начинаться по новой!

Носова Мария (09.09.2014 в 18:03:28)

Здравствуйте! Закон не предусматривает такой обязанности заказчика

Об этом сказано в частях 14 и 15 статьи 70 44-ФЗ 14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта. 15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Василий (09.09.2014 в 23:04:18)

А вот я бы все-таки предложил третьему, но только в качестве права, потому что обязанность ч.14 ст.70 ФЗ о закупках не содержит, но и нумерацию участников не устанавливает. В то же время участник согласившийся заключить контракт становится победителем.

, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4 , пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

7. В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7 , части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4 , части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

11. Блокирование денежных средств на специальном счете победителя в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе прекращается в сроки, установленные частью 8 статьи 44 настоящего Федерального закона.

12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

13. Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

14. В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

15. Участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Консультация предоставлена 22.04.2015 г.

В заявке на участие в запросе котировок исполнитель указал не свои реквизиты (указаны контактный телефон и адрес электронной почты другой организации), дозвониться до него невозможно, на связь он сам не выходит. При вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе и направлен на адрес электронной почты, указанный в заявке, победителю запроса котировок.

Каков алгоритм действий для работы по включению его в реестр недобросовестных поставщиков и заключению контракта со вторым участником?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Победитель запроса котировок может считаться уклонившимся от заключения контракта по истечении указанного в извещении срока с момента направления заказчиком протокола рассмотрения заявок с проектом контракта по адресу, указанному в котировочной заявке.

После этого заказчик вправе заключить контракт со вторым участником запроса котировок.

Сведения о победителе запроса котировок, уклонившемся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование вывода:

Заключение контракта со вторым участником запроса котировок

Заключение контракта со вторым участником запроса котировок возможно лишь в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта (ч. 12 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).

Представляется, что для такого признания необходимо, чтобы заказчиком была соблюдена вся процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации при вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе, проект контракта был направлен на адрес электронной почты, указанный участником в заявке.

Вместе с тем, как указано ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, протокол рассмотрения и оценки заявок с приложением проекта контракта должен быть передан победителю запроса котировок в течение двух рабочих дней с даты его подписания. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.

Сведения на участие в запросе котировок

В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ заявка юридического лица на участие в запросе котировок должна содержать его наименование, место нахождения, а также банковские реквизиты. Однако, в отличие от конкурса и аукциона (ч. 3.1 ст. 53, ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), указание участником закупки недостоверных сведений о себе в котировочной заявке не является основанием для отстранения такого участника от участия в запросе котировок (отказа в приеме заявки, возврата заявки без рассмотрения).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается в частности на положениях Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из изложенного, на наш взгляд, следует, что протокол с приложением проекта контракта (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) должен быть направлен котировочной комиссией по адресу, указанному участником запроса котировок в котировочной заявке. Риск неполучения протокола в этом случае несет участник, указавший неверный адрес. Документы необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо, если имеется такая возможность, зарегистрировать письмо с приложением этих документов как входящую корреспонденцию по указанному адресу. При этом доказательством передачи будут являться либо возвращенные документы с пометкой почтовой организации об отсутствии адресата, либо его подпись в получении корреспонденции в уведомлении о вручении, либо отметка о получении входящей корреспонденции.

Далее, если победитель запроса котировок все же не представит заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, он будет признан уклонившимся от заключения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит положений о порядке признания такого победителя уклонившимся от заключения контракта, совершать какие-либо действия заказчику не требуется. Из буквального прочтения ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что при наличии такого формального обстоятельства, как неполучение заказчиком в срок подписанного контракта, победитель запроса котировок признается уклонившимся "автоматически" и сведения о нем должны быть направлены в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем полагаем, что в целях документального подтверждения факта уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта целесообразно оформить соответствующий протокол в свободной форме.

После признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ):

Обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;

Заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта;

При отсутствии этого участника заключить контракт с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене, следующее после предложенного победителем, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок;

В случае уклонения этих участников от заключения контракта, которое является для них обязательным, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Отметим, что срок подписания контракта, указанный в извещении о проведении запроса котировок, в пределах промежутка времени, определенного в соответствии с п. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ (не менее семи и не более двадцати дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок), устанавливается только для случая подписания контракта с победителем запроса котировок. Срока же подписания контракта с иным участником запроса котировок в случае уклонения победителя от заключения контракта Законом N 44-ФЗ не установлено. Полагаем, заказчик вправе заключить контракт в таком случае в любой срок после признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

Контролирующие органы, применяя ранее сходные положения утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", признавали, что в случае уклонения победителя заключение контракта с иным участником должно осуществляться в те же сроки, исчисляемые по аналогии (ст. 6 ГК РФ) со дня принятия решения об уклонении победителя от заключения контракта (смотрите, например, решение Федеральной антимонопольной службы от 10.06.2011 N К-1159/11).

Сроки подписания контракта с иным участником могут быть указаны в извещении о проведении запроса котировок (смотрите, например, п. 12 Приложения N 1 к приказу Федерального агентства по рыболовству от 09.06.2011 N 588 "О размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию множительной техники, многофункциональных устройств и принтеров для нужд Федерального агентства по рыболовству").

К сожалению, разъяснения и рекомендации соответствующих государственных органов по данному вопросу нам найти не удалось, отсутствует и соответствующая судебная практика. За официальными разъяснениями можно обратиться в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа - Минэкономразвития РФ или Федеральную антимонопольную службу.

Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником заказчик направляет в целях внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган информацию, предусмотренную п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, далее - Правила).

Антимонопольный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (п. 11 Правил). Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если в результате проведенной проверки антимонопольным органом будут установлены факт уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2014 N Ф01-5070/2014 по делу N А29-3152/2014).

Здравствуйте. Данные положения содержаться в федеральном законе, только в разных статьях и в зависимости от вида проводимых закупок, думаю необходимо обратиться к положениям федерального законодательства.

несоответствие участника, в том числе победителя закупки, требованиям указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ

Так, согласно:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(с изменениями на 9 марта 2016 года)
Статья 31.Т ребования к участникам закупки
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки

Согласно:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 53
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
8. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки.

Согласно:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 9 марта 2016 года)
Статья 66
6_1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. (Часть дополнительно включена с 31 декабря 2014 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 498-ФЗ)
Статья 69
6. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии счастью 1, частями 1_1, 2 и 2_1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона. (Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 140-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ.
Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона
1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.