История успеха компании Sony. Создание собственной экосистемы

Считается, что успехи японских компаний не зависят от политики властей или экономических теорий. Все, что достигнуто, делается людьми.

Наиболее важной задачей японских менеджеров является создание обстановки сотрудничества между рабочими и администрацией, сформулировать в сознании работающих отношение к корпорации как к родной семье.

Такую систему, например, на почву России механически перенести нельзя, ставка на людей очень рискованна.

Но как бы ни были талантливы менеджеры, судьба фирмы находится в руках работников, которые составляют коллектив. Когда принимают на работу молодого рабочего, то фирму вручают ему в руки.

В Японии учебный год завершается в конце марта. Все приглашенные в конце последнего семестра на работу в компанию, собираются вместе в штаб-квартире "Сони" в Токио. На этой встрече происходит знакомство, и открываются перед молодыми людьми их перспективы. Молодым людям внушают, что в процессе учебы за плохие знания получали небольшое количество очков, за хорошие - сто. Кто-либо из высшего руководства компанией им говорит: "На работе вы за свой труд можете получить неограниченное количество очков, или получить очень малое количество очков из-за допущенной ошибки. Но эта ошибка может привести к очень большим потерям в фирме. Поэтому ваши ошибки могут стать катастрофой для компании".

Работая на предприятиях промышленности с людьми, японские менеджеры понимают, что работники трудятся не только ради денег, работающие должны почувствовать, что они члены семьи и с ними обращаются как с уважаемыми ее членами, как с близкими коллегами.

Инженерно-технические работники на предприятиях "Сони" имеют униформу - одинаковые куртки и обедают в кафе за теми же столиками, за которыми едят рабочие. Ни один управляющий в фирме не имеет отдельного кабинета. Все менеджеры сидят в одних помещениях со своими подчиненными.

Каждое утро мастера проводят перед началом работы беседы с рабочими, дают им инструкции. Мастера интересуются здоровьем подчиненных и здоровьем членов их семей. Выясняют, нет ли у людей проблем, которые можно решить с помощью администрации. Все молодые инженеры в фирме начинают свой трудовой путь на конвейере для того, чтобы на практике разобраться с технологией и получить представление о своем влиянии на этот процесс. Еженедельно выходит в свет внутрифирменная газета, где помещаются объявления о вакансиях. Такая практика дает возможность сменить работу внутри фирмы.

В этом случае убивают сразу двух зайцев. С одной стороны, работник находит себе более подходящую работу, с другой - кадровая служба выявляет менеджеров, с которыми люди не хотят работать. Эта информация дает возможность сделать оргвыводы.

Если компания "Сони" достигла успехов, то эти успехи можно отнести в основном за счет того, что управляющие компанией обладают способностями к сотрудничеству.

В компании уважается мнение разных людей. И когда спрашивают, как же совместимы люди с разными взглядами, то им отвечают, а что было бы, если бы у всех менеджеров было одно и то же мнение. Разные мнения помогают находить истину и двигать компанию вперед.

В "Сони" имеется манифест, разработанный управленцами. Манифест называется "Дух-Сони".

В частности, в манифесте сказано: "Сони" - это пионер и никогда не будет следовать за другими. Осуществляя прогресс, "Сони" хочет служить всему миру. Путь пионера полон трудностей, но, несмотря на многочисленные тяготы и препятствия, работников "Сони" всегда будет гармонично и тесно связывать радость от участия в творческом труде и гордость тем, что они вкладывают свои уникальные таланты в достижение этой цели. Принцип "Сони" - уважать и поощрять способности каждого (человек на своем месте) и, как всегда, стремиться выявить лучшее в человеке, верить в него, что постоянно дает ему возможность развивать свои способности. В этом жизненная сила "Сони".

В традиции фирмы обязательное присутствие высших управляющих на торжественных обедах по случаю годовщины создания фирмы или других событий, устраиваемых за счет фирмы на головных предприятиях "Сони" и ее зарубежных филиалах.

В фирме работники стремятся вносить постоянно рационализаторские предложения, которые существенно поощряются. В среднем на одного работающего в фирме в год приходится 8 рационализаторских предложений.

Если работники фирмы сталкиваются с незнакомыми ситуациями, то действует принцип "действуй, не дожидаясь инструкций". Таким образом работники приучаются к самостоятельности в решении вопросов.

Японские рабочие действуют постоянно в условиях самомотивации и самостимулирования. Высшие управляющие, полагаясь на добросовестность менеджеров среднего звена, занимаются планированием и перспективами развития фирмы. Потому в "Сони" нет жесткого регламентирования обязанностей. Все действуют как в семье - делать то, в чем есть необходимость.

Если в компании случается брак, то не ищут виновного, а ищут причину. А если подвергнуть остракизму виновного в браке, он может потерять мотивацию на всю оставшуюся карьеру, а если он будет знать, что он допустил ошибку это больше не повторится. Семейная политика компании постоянно приносит свои плоды. Во время экономического спада 1973/1974 г. инфляция была около 25%. На некоторых предприятиях "Сони" рабочих отправили домой. Но отстраненные от работы специалисты не могли спокойно сидеть дома, когда их компания оказалась в тяжелом положении. Они приходили на свои предприятия, делали уборку, подстригали газоны и выполняли любую работу, не получая за это ни иена.

И еще один важнейший аспект работы компании. Когда компания попадает в беду, в первую очередь снижают заработную плату управляющим высоких рангов, а затем уже менеджерам среднего звена и рабочим.

О качествах менеджеров в фирме "Сони" судят, прежде всего, потому, насколько хорошо они организуют большое количество людей и каких результатов они могут добиваться от каждого персонально.

В "Сони" возрастной ценз президента - 65 лет. Но опыт управляющих, перешедших на пенсию, широко используется. Они работают советниками, инспекторами, экспертами. Присутствуют на совещаниях и собраниях с правом совещательного голоса. Часть ушедших на пенсию менеджеров находит себе работу в небольших фирмах и дочерних предприятиях "Сони".

Хотелось бы привести несколько мнений одного из основателей фирмы, Акио Мориты, по проблеме менеджмента.

Мнение первое. Искусство менеджмента представляет собой неуловимое, о чeм не всегда можно судить по сегодняшним финансовым результатам. Они могут быть прекрасными, а компания спустя какое-то время погибнет. Необходимы капиталовложения в будущее.

Мнение второе. Главные показатели способностей менеджера - как он организует работу и насколько эффективно он добивается результатов от каждого из них, объединяя в единое целое.

Мнение третье. Хорошие результаты в менеджменте получаются как бы сами собой, если работники добровольно и с энтузиазмом следуют за руководителем ради их достижения.

По мнению А. Мориты, именно своеобразная практическая концепция "Сони-менеджмента", ставшая ее духовной силой, обеспечивала, обеспечивает и будет обеспечивать достижения фирмы. Что же характерно для нее?

Прежде всего, "Сони", как и другие японские предприятия, по мысли А. Мориты, похожа на стену, сложенную из камней. Сначала в нее принимают людей, присматриваются к этим "необработанным камням", а затем определяют возможности использования в "стене". Камни бывают разной формы и со временем меняются. Появляются новые обстоятельства и в деятельности самой компании - тогда всю стену или ее часть нужно переложить заново. Вот эта подвижность, изменчивость и приспособляемость к новым условиям "от человека" является важной чертой "Сони-менеджмента".

Как считает А. Морита, американские компании больше похожи на кирпичную стену, где каждому кирпичику точно определены рамки деятельности. Если поступающий на работу меньше или больше определенного кирпича, то его отвергают. Здесь придерживаются правила "человек для определенной работы", тогда как "Сони-менеджмент" "основан на принципе "лучшего применения человеком своих способностей".

Кадровая служба и руководитель подразделения при приеме на работу не всегда попадают "в десятку", и поэтому работник начинает искать более подходящее место. Встречаются менеджеры, рассматривающие работников как исполнителей своих команд.

В "Сони" уловили круг этих проблем и начали выпускать еженедельную газету с публикацией так называемых внутренних вакансий. Это позволило, наряду с ротацией, создать своеобразный механизм самопоиска рабочего места, более соответствующего личным способностям.

Известные американские авторитеты в области менеджмента, в частности Питер Дракер, сопоставляя работу американских и японских менеджеров, делали акцент на рациональном мышлении своих соотечественников. Но практика работы японских менеджеров не только "у себя", но и на предприятиях в США давала много примеров другого мышления и стиля управления, приводящего к более высоким результатам. Так чем же измеряется рационализм в менеджменте? Привычной для кого-то цепочкой действий, решений, знакомым стилем поведения или чем-то другим? Рационализм управления по-японски, в том числе и по-"Сони-менеджменту" - это предоставление "человеку работающему" возможностей для самовыражения, реализации своих способностей. На сегодняшний день такой вид "рационального управления" считается наиболее высоким уровнем работы, своего рода показателем экстракласса и требует от руководителей соответствующего мышления, а также подготовки. При этом исключается стиль "двойного стандарта" - декларируем одно, а делаем по-другому. Если такой рационализм не является естественным, он не сработает.

Изучая опыт "Сони-менеджмента", приходишь к выводу, что ее прошлые и нынешние успехи обусловлены тем, что руководители зачастую действовали и принимали решения вопреки "эффективным меркам". Чем объясняется такой, на первый взгляд, парадокс?

Дело в том, что с самого начала в фирме появился дух новизны и изобретательности, который со временем превратился в систему и в одну из главных составляющих философии компании. Технология "Сони-менеджмента" - это изобретательность во всем: в появлении и "добывании" научно-технических идей, принятии решений о создании нового продукта, планировании его производства, организации сбыта и маркетинга, построении и перестройке системы управления и т.д. При этом каждый работник имеет право представить на рассмотрение руководству компании свои предложения. И они обязательно будут рассмотрены. Больше того, по словам А. Мориты, "когда та или иная идея проходит через систему "Сони", ее автор продолжает нести ответственность за содействие в ее осуществлении техническим специалистам, проектировщикам, производственникам и сбытовикам и доводит ее до логического конца, будь то технологический процесс или новый товар, который поступит на рынок".

По мере становления и развития компании в ее стиле все больше проявлялись черты и философия "единого предприятия". Кратко их можно выразить следующим образом.

1. Работники компании - это не инструмент для достижения целей, а коллеги и помощники. Если не удается создать "дух единой команды", никакие, особенно долговременные цели не будут достигнуты.

2. "Долг людей, возглавляющих компанию, состоит в том, чтобы честно руководить семьей работников компании и заботиться о ее членах" (А. Морита).

Для создания "семейного духа" используются самые разнообразные формы и методы, которые со временем отражают реальность - "компания - это мы", а "мы - это компания". Создание и поддержание такого духа представляет собой своеобразное и сложное искусство, не терпящее фальши или маскарада. Но менеджеры "Сони" обладали соответствующими способностями. Они овладели этим искусством и обогатили его своей профессиональной деятельностью.

Все еще помнят, какой великой компанией была когда-то Sony, и какое влияние она оказала на нашу жизнь. Учитывая ее былые заслуги, трудно поверить, что компания вот уже 4 года подряд не получает прибыли, что в этом году, согласно официальному заявлению, планируемые убытки вырастут вдвое — до $6,4 млрд, что сегодня только 15% от ее капитала составляют чистые активы (отношение заемных к собственным средствам — 5,67), а ее капитализация в четыре раза меньше чем десять лет назад!

А ведь еще сравнительно недавно Sony была новаторской компанией и вела рынок за собой. После Второй мировой войны именно Sony создала транзисторный радиоприемник, вскоре завоевавший весь мир. Под началом одного из своих основателей, Акио Мориты, компания оставалась впереди технического прогресса, а ее руководители посвящали большую часть рабочего времени поискам того, как применить его достижения на благо обычных людей. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой». Вот только несколько достижений компании:

— Sony усовершенствовала радиоприемники на основе полупроводников в такой степени, что они превзошли по качеству ламповые приборы. Это сделало доступным надежный и недорогой качественный звук.

— Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надежный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник.

— Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей.

— Sony была одним из первопроходцев видео-технологий, выведя на рынок формат Betamax, — и лишь затем уступила JVC в войне форматов.

— Sony была пионером в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссеров-любителей.

— Sony стала пионером на рынке индивидуального культурного потребления, благодаря изобретению плейера «Walkman», который впервые дал людям возможность брать записанную музыку с собой — на компакт-кассетах.

— Sony создала приставку Playstation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок.

Мало какая технологическая компания способна похвастаться сравнимой историей успеха. Очевидцы рассказывали, что когда-то менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Для Акио Мориты финансовые результаты были именно результатами — результатами упорного труда над созданием новых товаров и формированием новых рынков. Если Sony хорошо справлялась со своей основной задачей, результаты должны были соответствовать. И так все и было.

К середине 1980-х в США началась паника по поводу абсолютного господства Sony и других японских компаний в мировом промышленном производстве. Причем не только бытовой электроники, — но и автомобилей, мотоциклов, кухонной техники, стали — число таких отраслей постоянно росло. Политики придумали для японских конкурентов подобных невероятно успешной Sony особое имя — «Корпорация Япония» — и постоянно говорили о том, как японское Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) эффективно распоряжается государственными ресурсами, чтобы «выбить с рынка» американских производителей. Пока растущие цены на бензин тормозили рост компаний из США, японские производители умудрялись превращать новые изобретения (зачастую американские) в весьма успешные бюджетные товары, и только наращивали продажи и прибыли.

Так что же случилось с Sony?

В 1950-е годы консультант Уильям Деминг убедил японских руководителей сосредоточиться на том, чтобы производить товары лучше, быстрее и дешевле, — даже в ущерб инновациям. Пользуясь послевоенной зависимостью Японии от иностранного капитала и внешних рынков, этот гражданин США заразил японскую промышленность идеями индустриализации, как она практиковалась в 1940-е — именно ему приписывается инициатива стремительного и массивного наращивания производства военной техники, которое позволило США разгромить Японию.

К сожалению, эта одержимость оставила лидеров японского бизнеса практически без навыков развития и применения инноваций в любых других областях. По прошествии времени Sony стала заложницей увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков.

Компьютеры Vaio, как бы хороши они ни были, почти не использовали технологий, рожденных в недрах Sony. Компании пришлось ввязаться в войну с Dell, HP и Lenovo, ее успех стал зависеть от игры на понижение себестоимости/цены производства компьютеров, а не от разработки новых образцов. Sony выработала для себя явно индустриально ориентированную стратегию, сосредоточенную на процессах и объемах производства, вместо того, чтобы постараться создать что-то уникальное и новое, на голову превосходящее предложения конкурентов.

В сфере мобильных телефонов Sony вступила в партнерство с Ericsson, впоследствии целиком его выкупив. Потребители снова не увидели ни новых технологий, ни попытки создать устройство, выделяющееся на фоне конкурентов. Вместо этого Sony сосредоточилась на увеличении объемов выпуска, а также на том, чтобы обойти продукты Nokia, Motorola и Samsung по цене и функциональности. Не имея никакого потребительского или технологического преимущества, Samsung, производящий свои телефоны за пределами Японии, оставил Sony с ее индустриальной стратегией далеко позади за счет более низких издержек.

Когда Sony вышла на новый рубеж конкурентоспособности, выпустив на рынок технологию Blu-Ray, ее стратегия осталась той же самой: сначала найти способ продать как можно больше устройств, работающих в новом формате. Поэтому компания не стала продавать никому саму технологию Blu-Ray. Точно так же она повела себя на рынке аудио-файлов, разработав собственный формат кодирования звука, применимый только на устройствах производства Sony. В условиях информационной экономики такой подход не мог устроить потребителей, поэтому Blu-Ray оказался убыточным начинанием, неинтересным рынку, и та же участь ждала ныне закрытую серию цифровых проигрывателей Sony.

Подобную картину мы наблюдаем практически во всех направлениях бизнеса компании. К примеру, в производстве телевизоров Sony утратила свое технологическое преимущество, когда-то завоеванное благодаря кинескопам Trinitron. В сегменте плоскоэкранных аппаратов Sony предсказуемо — и с предсказуемо плачевными результатами — применила свою индустриальную стратегию, попытавшись одолеть конкурентов за счет увеличения объемов и снижения издержек. Но поскольку эти конкуренты могли пользоваться ресурсами стран с дешевым трудом и капиталом, Sony уже потеряла на этом рынке $10 млрд за последние 8 лет. И не смотря на это, компания не собирается сдаваться и планирует придерживаться своей политики.

Нынешнее руководство Sony несет полную ответственность за поддержание этой проигрышной стратегии.

При Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а тактика индустриальной эпохи использовалась для снижения издержек. Руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому: они пришли реализовывать индустриальную стратегию. В их сознании новые продукты и новые рынки занимали подчиненное место. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.

К 2005 году Sony достигла кульминационной точки этой стратегии, поставив во главе компании неяпонца. Сэр Говард Стрингер заработал свою репутацию как начальник американского филиала Sony, который, в совершенном согласии с буквой индустриальной стратегии, сократил 30-тысячный штат работников компании на 9 тысяч (то есть, почти на треть). Для Стрингера магистральный курс развития Sony не был связан ни с инновациями, ни с технологиями, ни с новыми продуктами и рынками.

В версии Стрингера индустриальная стратегия означала одержимость сокращением издержек. Если у Мориты совещания менеджмента на 85% посвящались инновациям и рыночному применению технологий, Стрингер принес в бизнес Sony «современный» подход. Руководство Sony стало осуществляться в точном соответствии с рецептами MBA образца 1960-х годов. Сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок, сократить обновление ассортимента, сфокусировать усилия на увеличении срока службы продукта, продлении срока амортизации оборудования, и постоянно искать способы сокращения затрат. Не жалеть ничего ради этой последней цели, и вознаграждать отличившихся — в том числе щедрыми премиями.

Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Скорее его правление войдет в историю двумя волнами массовых сокращений — и это в компании (и стране), исторически приверженной политике пожизненной занятости.

Новый глава Sony только что заявил, что собирается реагировать на продолжающиеся убытки — вы угадали — новой серией увольнений. В этот раз, как считают, речь пойдет о 10 000 работников, то есть о 6% всего персонала компании. Новый генеральный директор, господин Хираи, получивший опыт ведения дел под непосредственным руководством Стрингера, продемонстрировал, что не собирается отказываться от индустриальной стратегии.

Конец Sony

Японские законы об акционерном капитале отличаются от американских и европейских. Местные компании зачастую имеют гораздо более высокий уровень задолженности. Иногда они даже могут оперировать с отрицательным показателем собственных средств — что почти во всех других странах формально означает банкротство. Так что маловероятно, что Sony в обозримом будущем инициирует процедуру банкротства.

Но стоит ли вкладывать в Sony? После 4 лет убытков, принимая во внимание веру ее руководства в индустриальную стратегиию и веру в мудрость MBA, которая предписывает уделять внимание цифрам, а не рынкам, нет причин полагать, что траектория продаж или прибылей Sony скоро поменяет направление.

Будучи для Sony наемным работником, которому грозит угодить под очередную волну сокращений, захотите ли вы работать на эту компанию? Бизнес, который систематически подражает внешним трендам в разработке продуктов, который не уделяет почти никакого внимания инновациям, и наоборот думает только об урезании затрат, вряд ли станет интересным рабочим местом. Особенно, если он почти не предлагает перспектив служебного роста.

Он будет так же малоинтересен и для поставщиков — ведь им уже известно, что каждое новая встреча с ними будет посвящена обсуждению способов дальнейшего сокращения расходов — снова, и снова, и снова.

Когда-то Sony была компанией, за которой хотелось следить. Она была новатором, раз за разом открывавшим новые рынки, почти так, как сегодня это делает Apple. Но благодаря индустриальной бизнес-стратегии и стилю руководства, заимствованному из устаревших программ MBA, пора с ней прощаться. Продавайте акции Sony.

Фирма Sony и её миссия. Как и каждое предприятие, «Сони» имеет дату своего рождения - 7 мая 1946 года. Её первоначальное название «Токио цусин когё», или Токийская компания телесвязи. Ее стартовый капитал составлял 500 долларов. Основатели компании начали со сборки электрических грелок, продажа которых на уличных рынках Токио давала прибыль. Затем освоили производство коротковолновых приставок к средневолновым радиоприёмникам, а также запасных деталей (двигателей и звукоснимателей) для починки и совершенствования старых проигрывателей, выпускавшихся до войны и во время войны. Эти товары расценивались основателями «Сони» как временные, обеспечивавшие возможность быстрого пополнения оборотных средств. Вскоре появились две идеи относительно техноёмких товаров. Идея производства проволочного магнитофона. Впервые такие магнитофоны появились в Германии. В Университете Тохоку (на севере Японии) проводились научные исследования по выпуску специальной стальной проволоки в качестве своеобразной ленты. Компания «Сумитомо металз», способная производить необходимую проволоку, от заказа отказалась. К тому же опыты показали, что проволока не вполне подходит для осуществления данной идеи. Идея выпуска ленточного магнитофона. Реализация этого проекта, нашедшая воплощение в модели «О», выпущенной в 1950 году, потребовала проведения исследований и разработок по созданию технологии производства магнитной ленты. В 1948 году сотрудники американской лаборатории «Белл лэбо-рэтриз» изобрели первый транзистор. Американские специалисты считали, что транзистор можно использовать только в слуховых аппаратах. Но руководство «Тоцуко» (так в то время называли «Сони») пошло дальше - оно задалось целью разработать собственные высокочастотные транзисторы для радиоприёмников. Этим занялась научно-исследовательская лаборатория компании, используя приобретенный патент. В 1955 году «Сони» освоила производство миниатюрных деталей и выпустила транзисторный радиоприёмник (модель «ТН-55»), а в 1957 году - его «карманный» вариант. В январе 1958 года она сменила своё название на «Сони корпорейшн». Следовательно содержанием миссии Сони стала формулировка: «новаторские идеи - новейшая технология - техноемкая продукция - потребители во всём мире». Важным этапом в становлении миссии «Сони» стал 1958 год, связанный с началом экспорта своей продукции. Основой для этого послужило решение важнейших задач на внутреннем рынке: . нахождение «ниши» на внутреннем рынке с помощью техноёмких товаров; . завоевание уважения к своей торговой марке; . создание своих магазинов, а позже - собственной сети сбыта и распределения; . приобретение славы первооткрывателей. Миссия Сони обусловлена обликом основателей фирмы, ставших и её руководителями. Если перевести на язык образной формулы, то она выглядит так; Миссия = (знания, изобретательность, энтузиазм) х (интуиция, смелость, дерзость). Первую скобку можно назвать личностным «Капиталом номер один», а вторую - «Капиталом номер два». Сплав того и другого закономерно привёл к появлению миссии. Первоначальная декларация философии фирмы «Сони» звучала следующим образом: "Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твёрдым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то такая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу». Впоследствии «ведущая сила» обозначилась предельно чётко: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди». И главное в людях - их способности, а в руководителях - «способность использовать способности». Безусловным лидером компании был один из её основателей Ибука. Оригинальность его мышления и даже гениальность в технической области, умение заглядывать в будущее сыграли выдающуюся роль в выпуске техноёмкой продукции. «Детство «Сони» - это деятельность группы людей, стремящихся реализовать идеи своего технического лидера. «Юношество «Сони» - это способность Ибуки «...брать группу молодых и дерзких инженеров и превращать её в команду менеджеров, которые умеют сотрудничать в атмосфере, побуждающей каждого высказывать своё мнение". Сила «Сони» заключается в способности её менеджеров найти применение незаурядным личностям, их идеям, гармонично сочетать различные мнения. Это не громкие слова и не идеализация. Слабость многих компаний заключается в том, что кадровая служба, её менеджеры считают себя «вершителями судеб» людей, поступивших к ним на работу. Они «привязывают» человека к должности и считают свою задачу выполненной. На самом деле, нахождение истинного места человека в организации - это постоянный процесс поиска и самопоиска, оценки и самооценки для реализации способностей «человека работающего». Как показывает практика, компании, которые пытались выйти на передовые рубежи в бизнесе, часто терпели полное фиаско именно потому, что им не удалось создать систему управления, базирующуюся на использовании способностей своих работников. По прогнозам экспертов, в XXI веке организации, которые будут использовать системы управления способностями своего персонала, станут преобладающим типом предприятий. Участь новатора - движение вперед. Стоять на месте нельзя, поскольку это может привести к потере завоёванных позиций. Парадокс заключается в том, что «Сони», как и прежде, придётся опережать, прежде всего, саму себя. Фирма «Эйвис кар рентал» имела такой девиз: "Мы на втором месте. Поэтому мы больше стараемся». У «Сони» более трудная задача: «Мы - в лидерах. Поэтому мы стараемся изо всех сил». Для сохранения миссии в будущем необходимо сохранить такое своеобразное опережение. Время идёт и руководители фирмы «Сони» меняются. Удастся ли новым поколениям менеджеров сохранить и приумножить ценности, а также новаторский стиль своих предшественников по таким важнейшим направлениям, как НИОКР, менеджмент и маркетинг? Практические ответы являются ключевыми для миссии «Сони» в XXI веке. Sony-менеджмент. Считается, что успехи японских компаний не зависят от политики властей или экономических теорий. Все, что достигнуто, делается людьми. Наиболее важной задачей японских менеджеров является создание обстановки сотрудничества между рабочими и администрацией, сформулировать в сознании работающих отношение к корпорации как к родной семье. Такую систему, например, на почву России механически перенести нельзя, ставка на людей очень рискованна. Но как бы ни были талантливы менеджеры, судьба фирмы находится в руках работников, которые составляют коллектив. Когда принимают на работу молодого рабочего, то фирму вручают ему в руки. В Японии учебный год завершается в конце марта. Все приглашенные в конце последнего семестра на работу в компанию, собираются вместе в штаб- квартире "Сони" в Токио. На этой встрече происходит знакомство, и открываются перед молодыми людьми их перспективы. Молодым людям внушают, что в процессе учебы за плохие знания получали небольшое количество очков, за хорошие - сто. Кто-либо из высшего руководства компанией им говорит: "На работе вы за свой труд можете получить неограниченное количество очков, или получить очень малое количество очков из-за допущенной ошибки. Но эта ошибка может привести к очень большим потерям в фирме. Поэтому ваши ошибки могут стать катастрофой для компании". Работая на предприятиях промышленности с людьми, японские менеджеры понимают, что работники трудятся не только ради денег, работающие должны почувствовать, что они члены семьи и с ними обращаются как с уважаемыми ее членами, как с близкими коллегами. Инженерно-технические работники на предприятиях "Сони" имеют униформу - одинаковые куртки и обедают в кафе за теми же столиками, за которыми едят рабочие. Ни один управляющий в фирме не имеет отдельного кабинета. Все менеджеры сидят в одних помещениях со своими подчиненными. Каждое утро мастера проводят перед началом работы беседы с рабочими, дают им инструкции. Мастера интересуются здоровьем подчиненных и здоровьем членов их семей. Выясняют, нет ли у людей проблем, которые можно решить с помощью администрации. Все молодые инженеры в фирме начинают свой трудовой путь на конвейере для того, чтобы на практике разобраться с технологией и получить представление о своем влиянии на этот процесс. Еженедельно выходит в свет внутрифирменная газета, где помещаются объявления о вакансиях. Такая практика дает возможность сменить работу внутри фирмы. В этом случае убивают сразу двух зайцев. С одной стороны, работник находит себе более подходящую работу, с другой - кадровая служба выявляет менеджеров, с которыми люди не хотят работать. Эта информация дает возможность сделать оргвыводы. Если компания "Сони" достигла успехов, то эти успехи можно отнести в основном за счет того, что управляющие компанией обладают способностями к сотрудничеству. В компании уважается мнение разных людей. И когда спрашивают, как же совместимы люди с разными взглядами, то им отвечают, а что было бы, если бы у всех менеджеров было одно и то же мнение. Разные мнения помогают находить истину и двигать компанию вперед. В "Сони" имеется манифест, разработанный управленцами. Манифест называется "Дух-Сони". В частности, в манифесте сказано: "Сони" - это пионер и никогда не будет следовать за другими. Осуществляя прогресс, "Сони" хочет служить всему миру. Путь пионера полон трудностей, но, несмотря на многочисленные тяготы и препятствия, работников "Сони" всегда будет гармонично и тесно связывать радость от участия в творческом труде и гордость тем, что они вкладывают свои уникальные таланты в достижение этой цели. Принцип "Сони" - уважать и поощрять способности каждого (человек на своем месте) и, как всегда, стремиться выявить лучшее в человеке, верить в него, что постоянно дает ему возможность развивать свои способности. В этом жизненная сила "Сони". В традиции фирмы обязательное присутствие высших управляющих на торжественных обедах по случаю годовщины создания фирмы или других событий, устраиваемых за счет фирмы на головных предприятиях "Сони" и ее зарубежных филиалах. В фирме работники стремятся вносить постоянно рационализаторские предложения, которые существенно поощряются. В среднем на одного работающего в фирме в год приходится 8 рационализаторских предложений. Если работники фирмы сталкиваются с незнакомыми ситуациями, то действует принцип "действуй, не дожидаясь инструкций". Таким образом работники приучаются к самостоятельности в решении вопросов. Японские рабочие действуют постоянно в условиях самомотивации и самостимулирования. Высшие управляющие, полагаясь на добросовестность менеджеров среднего звена, занимаются планированием и перспективами развития фирмы. Потому в "Сони" нет жесткого регламентирования обязанностей. Все действуют как в семье - делать то, в чем есть необходимость. Если в компании случается брак, то не ищут виновного, а ищут причину. А если подвергнуть остракизму виновного в браке, он может потерять мотивацию на всю оставшуюся карьеру, а если он будет знать, что он допустил ошибку это больше не повторится. Семейная политика компании постоянно приносит свои плоды. Во время экономического спада 1973/1974 г. инфляция была около 25%. На некоторых предприятиях "Сони" рабочих отправили домой. Но отстраненные от работы специалисты не могли спокойно сидеть дома, когда их компания оказалась в тяжелом положении. Они приходили на свои предприятия, делали уборку, подстригали газоны и выполняли любую работу, не получая за это ни иена. И еще один важнейший аспект работы компании. Когда компания попадает в беду, в первую очередь снижают заработную плату управляющим высоких рангов, а затем уже менеджерам среднего звена и рабочим. О качествах менеджеров в фирме "Сони" судят, прежде всего, потому, насколько хорошо они организуют большое количество людей и каких результатов они могут добиваться от каждого персонально. В "Сони" возрастной ценз президента - 65 лет. Но опыт управляющих, перешедших на пенсию, широко используется. Они работают советниками, инспекторами, экспертами. Присутствуют на совещаниях и собраниях с правом совещательного голоса. Часть ушедших на пенсию менеджеров находит себе работу в небольших фирмах и дочерних предприятиях "Сони". Хотелось бы привести несколько мнений одного из основателей фирмы, Акио Мориты, по проблеме менеджмента. Мнение первое. Искусство менеджмента представляет собой неуловимое, о чeм не всегда можно судить по сегодняшним финансовым результатам. Они могут быть прекрасными, а компания спустя какое-то время погибнет. Необходимы капиталовложения в будущее. Мнение второе. Главные показатели способностей менеджера - как он организует работу и насколько эффективно он добивается результатов от каждого из них, объединяя в единое целое. Мнение третье. Хорошие результаты в менеджменте получаются как бы сами собой, если работники добровольно и с энтузиазмом следуют за руководителем ради их достижения. По мнению А. Мориты, именно своеобразная практическая концепция "Сони- менеджмента", ставшая ее духовной силой, обеспечивала, обеспечивает и будет обеспечивать достижения фирмы. Что же характерно для нее? Прежде всего, "Сони", как и другие японские предприятия, по мысли А. Мориты, похожа на стену, сложенную из камней. Сначала в нее принимают людей, присматриваются к этим "необработанным камням", а затем определяют возможности использования в "стене". Камни бывают разной формы и со временем меняются. Появляются новые обстоятельства и в деятельности самой компании - тогда всю стену или ее часть нужно переложить заново. Вот эта подвижность, изменчивость и приспособляемость к новым условиям "от человека" является важной чертой "Сони-менеджмента". Как считает А. Морита, американские компании больше похожи на кирпичную стену, где каждому кирпичику точно определены рамки деятельности. Если поступающий на работу меньше или больше определенного кирпича, то его отвергают. Здесь придерживаются правила "человек для определенной работы", тогда как "Сони-менеджмент" "основан на принципе "лучшего применения человеком своих способностей". Кадровая служба и руководитель подразделения при приеме на работу не всегда попадают "в десятку", и поэтому работник начинает искать более подходящее место. Встречаются менеджеры, рассматривающие работников как исполнителей своих команд. В "Сони" уловили круг этих проблем и начали выпускать еженедельную газету с публикацией так называемых внутренних вакансий. Это позволило, наряду с ротацией, создать своеобразный механизм самопоиска рабочего места, более соответствующего личным способностям. Известные американские авторитеты в области менеджмента, в частности Питер Дракер, сопоставляя работу американских и японских менеджеров, делали акцент на рациональном мышлении своих соотечественников. Но практика работы японских менеджеров не только "у себя", но и на предприятиях в США давала много примеров другого мышления и стиля управления, приводящего к более высоким результатам. Так чем же измеряется рационализм в менеджменте? Привычной для кого-то цепочкой действий, решений, знакомым стилем поведения или чем-то другим? Рационализм управления по-японски, в том числе и по- "Сони-менеджменту" - это предоставление "человеку работающему" возможностей для самовыражения, реализации своих способностей. На сегодняшний день такой вид "рационального управления" считается наиболее высоким уровнем работы, своего рода показателем экстракласса и требует от руководителей соответствующего мышления, а также подготовки. При этом исключается стиль "двойного стандарта" - декларируем одно, а делаем по-другому. Если такой рационализм не является естественным, он не сработает. Изучая опыт "Сони-менеджмента", приходишь к выводу, что ее прошлые и нынешние успехи обусловлены тем, что руководители зачастую действовали и принимали решения вопреки "эффективным меркам". Чем объясняется такой, на первый взгляд, парадокс? Дело в том, что с самого начала в фирме появился дух новизны и изобретательности, который со временем превратился в систему и в одну из главных составляющих философии компании. Технология "Сони-менеджмента" - это изобретательность во всем: в появлении и "добывании" научно-технических идей, принятии решений о создании нового продукта, планировании его производства, организации сбыта и маркетинга, построении и перестройке системы управления и т.д. При этом каждый работник имеет право представить на рассмотрение руководству компании свои предложения. И они обязательно будут рассмотрены. Больше того, по словам А. Мориты, "когда та или иная идея проходит через систему "Сони", ее автор продолжает нести ответственность за содействие в ее осуществлении техническим специалистам, проектировщикам, производственникам и сбытовикам и доводит ее до логического конца, будь то технологический процесс или новый товар, который поступит на рынок". По мере становления и развития компании в ее стиле все больше проявлялись черты и философия "единого предприятия". Кратко их можно выразить следующим образом. 1. Работники компании - это не инструмент для достижения целей, а коллеги и помощники. Если не удается создать "дух единой команды", никакие, особенно долговременные цели не будут достигнуты. 2. "Долг людей, возглавляющих компанию, состоит в том, чтобы честно руководить семьей работников компании и заботиться о ее членах" (А. Морита). 3. Для создания "семейного духа" используются самые разнообразные формы и методы, которые со временем отражают реальность - "компания - это мы", а "мы - это компания". Создание и поддержание такого духа представляет собой своеобразное и сложное искусство, не терпящее фальши или маскарада. Но менеджеры "Сони" обладали соответствующими способностями. Они овладели этим искусством и обогатили его своей профессиональной деятельностью. Список литературы: Морита А. «Сделано в Японии. История фирмы Сони». /Перевод с англ. М.: Прогресс, 1993г. «Как работают японские предприятия». /Под ред. Я. Мондена. М.: Экономика, 1989г. «Миссия фирмы Сони». Управление персоналом. №10 1998. «Уроки становления и развития фирмы Сони». Управление персоналом. №12 1998.

Корпорация Sony - гигант электронной промышленности. Благодаря инновациям и качеству, она заняла ведущие позиции на рынке электронных устройств премиум-класса. За последние годы она расширила сферы своей деятельности и кроме производства электроники стала заниматься индустрией развлечений и финансовыми вопросами.

Бренд Sony неоднократно переживал трудные времена, но умение сосредоточиться на своих основных задачах помогло компании выйти из затруднительной ситуации и вернуть доверие потребителей. На сегодняшний день Sony - это один из ведущих производителей Android-смартфонов и планшетов. В это Рождество во многих домах появится новая игровая приставка PS4. А как же зарождалась эта всемирно известная японская корпорация?

Откуда взялось название Sony?

Компания, которой суждено было стать Sony, была основана после Второй мировой войны. Инженер Масару Ибука и физик Акио Морита в 1946 году открыли в Токио небольшую фирму. Она получила название Tokyo Tsushin Kogyo K.K. (Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация). Это было местом, где талантливые инженеры-изобретатели могли проявить себя и получить поддержку и понимание.

Так зародилось производство самой разнообразной продукции, в том числе мегафонов, магнитной бумажной ленты для звукозаписи и магнитофонов под маркой G-Type. Вскоре после покупки лицензии у Bell Labs, новоиспеченная компания наладила выпуск радио транзисторов, после чего в 1955 году была запущена линия по производству транзисторных радиоприемников TR-55. Это был первый продукт, выпущенный под брендом Sony. Название Sony является производным от двух слов - "Sonus" (что на латыни означает "звук") и "Sonny" (фраза “sonny boy” взята из американского английского, в Японии она получила значение "молодой и вдохновленный"). Название компании получило статус официального в 1958 году.

Страсть к технологии

С самого начала компания Sony ставила самые амбициозные цели. Было стремление опередить всех конкурентов и наладить выпуск высококачественных электронных устройств. Серьезное отношение к научным исследованиям вскоре привело к результатам. Изучение технологии производства транзисторных радиоприемников открыло дорогу к телевидению. В 1960 году компания Sony заручилась поддержкой США, что помогло ей построить новые производственные мощности в Японии. Благодаря этому был выпущен первый портативный телевизионный приемник модели TV8-301. Проницательный Масару Ибука осознал, что дни радио сочтены, и будущее принадлежит телевидению.

Инженеры Sony продолжали совершенствоваться. Было выпущено большое количество разных магнитофонов, небольших телевизоров, а в 1965 году на свет появился первый цветной телевизор, первый записывающий видеомагнитофон, а затем и первый стереоусилитель, полностью собранный на основе кремниевых транзисторов. В 1968 году в производство был запущен первый цветной телевизор Trinitron KV-1310, оказавшийся очень удачной моделью, пользовавшейся большим успехом у покупателей.

Парад инноваций и новых моделей продолжился в 70-е годы прошлого века. Наиболее заметным шагом вперед стало появление цветного кассетного видеомагнитофона в 1971 году. А в 1979 году портативный музыкальный плеер Walkman принес музыку в широкие массы слушателей. Даже во времена рецессии, наступившие в начале 80-х, Sony выпустила первый CD-плеер (1982) и 8-мм пленочную видеокамеру (1985).

Промахи с мобильными телефонами

Последнее десятилетие прошлого века японцы называют "Потерянным десятилетием". В это время быстрыми темпами начала развиваться Южная Корея, которая начала теснить Sony на рынке. Период был не простой, но именно в те годы появились первые мобильные телефоны. Компания Sony слишком медлила с разработкой новой продукции и упустила шанс с MP3-плеером Walkman, хотя прототип плеера был разработан японцами до того, как Apple выпустила свой iPod.

Действия Sony на рынке мобильных устройств были полным разочарованием. Она пошла неверным путем и так и не смогла добавить "телефонную" составляющую своим карманным компьютерам. Надо было еще в 2000 году бросить все силы на разработку смартфонов, но подобных действий предпринято не было.

Заключение союза с Ericsson

В те годы пионерами мобильной индустрии по праву считались компании Motorola, Nokia и Ericsson. Шведская компания Ericsson давно занималась телекоммуникационным оборудованием. Ни у кого не было такого богатого опыта, как у нее. Доля Sony на мобильном рынке составляла всего 1%, ей срочно нужен был сильный партнер. Опыт Ericsson и инновационное мышление Sony могли дать толчок развитию обеих компаний.

Первым совместным продуктом в 2002 году стал мобильный телефон T68i. За ним последовал целый ряд других моделей, и постепенно влияние Sony стало усиливаться. В 2003 году появился T610 - первый мобильный телефон со встроенной камерой.В 2005 году вышел K750i с 2мп-камерой и MP3-плеером, а вместе с W800i вернулся бренд Walkman. Началось великое противостояние двух гигантов - Sony Ericsson и Nokia.

Особое внимание Sony уделяла камерам, оснащая мобильные телефоны модулями Cyber-shot. Так, в 2006 модель K800i получила цифровую камеру 3.2 мп с ксеноновой вспышкой. В 2007 разрешение камеры K850i возросло до 5 мп, но японцы снова совершили ошибку. Она заключалась в использовании проприетарных накопителей памяти "memory stick". Продвижению на рынке также мешали высокие цены на карты памяти и мобильные телефоны бренда Sony Ericsson. Ситуацию в один момент изменила компания Apple, выпустив iPhone. После 2007 года в Sony Ericsson начался кризис.

"Спасение утопающих"

Компании Sony в сотрудничестве с Ericsson удалось увеличить долю на рынке до 9%, но в 2008 году она упала до 7.5%. Однако худшее произошло в 2009. В этом году финансовые потери достигли своего максимума, из-за чего был отложен выпуск нескольких новых моделей телефонов. Рыночная доля Sony Ericsson скатилась до 4.5%. Падение вниз было стремительным и нужно было срочно что-то делать.

В этот момент стало очевидным, что мобильная платформа Symbian достигла пика своего развития, и будущего у нее нет. В 2010 году было принято решение взять на вооружение Android. Но и здесь Sony Ericsson оказались в числе опоздавших: HTC, Samsung, и Motorola уже наладили выпуск Android-смартфонов. Надо отдать японцам должное - они не опустили руки, а были полны решимости и по-прежнему следовали своему основному принципу: выпускать продукты премиум-класса, отличающиеся высоким качеством.

Переход на Android

Первым Android-смартфоном под брендом Sony Ericsson стал Xperia X10. У него был 4-дюймовый экран разрешением 480 x 854 пикселей, процессор частотой 1 ГГц и камера 8.1 мп. У смартфона были свои сильные и слабые стороны. Самым большим минусом было наличие Android 1.6. Эта версия была слишком неповоротливой, у нее отсутствовала поддержка мультитач, не было вспышки у камеры, много нареканий вызывала клавиатура.

Следующей моделью в 2011 году стала Xperia Arc. Она получилась более удачной. На нее установили Android 2.3.2, лаги исчезли, появилась камера со вспышкой. Все, казалось бы, было замечательно... кроме слишком высокой цены.

Примерно в одно время с Arc Sony Ericsson выпустила долгожданный смартфон Xperia Play, который стал своего рода PlayStation среди смартфонов. На короткое время это стало спасением. Xperia Play стоил слишком дорого, выбор игр был небольшой, а конкуренция на рынке становилась все жестче.

Разрыв отношений

Объемы продаж Sony Ericsson продолжали падать. К середине 2011 года доля Sony Ericsson сократилась до 2%, состояние стало критическим. В октябре компания Sony объявила о покупке доли Ericsson. Сделка состоялась в начале 2012 года.

Подразделение Sony Mobile, избавившись от Ericsson в наименовании бренда, в упорной борьбе начало завоевывать позиции на мобильном рынке. Первым вышел смартфон Xperia S, но обойти флагманы Samsung и HTC ему не удалось. В 2012 году компания Sony также попробовала свои силы, выпустив первый планшет Xperia Tablet S. Мало-помалу японцы продвигались вперед на пути к успеху.

Новое начало

Вышедший в 2013 году смартфон Sony Xperia Z потеснил ряды флагманов. Sony впервые удалось создать лучший Android-смартфон. Он выгодно отличался от остальных конкурентов и полностью соответствовал маркетинговому слогану "Самое лучшее от Sony, воплощенное в смартфоне". Sony Xperia Z обладает великолепными техническими характеристиками.

Первые продажи показали, что модель пользуется успехом. Sony снова начала восхождение. Совершенство дизайна смартфона было решено повторить в планшете Xperia Tablet Z. Есть все основания считать эту модель одним из самых лучших Android-планшетов, который может на равных конкурировать с Apple iPad. В сегменте фаблетов свое место занял Xperia Z Ultra.

Линейка выпускаемых на данный момент смартфонов и планшетов Sony отличается узнаваемым фирменным стилем, минималистичным дизайном и самыми передовыми характеристиками.

Создание собственной экосистемы

Тот факт, что Sony достигла успеха в индустрии развлечений, говорит о неплохих перспективах компании на будущее. Война игровых приставок с Microsoft в самом разгаре. Консоль PlayStation 4 ничем не уступает Xbox One. Телевизоры Sony долгое время имели прекрасную репутацию, но выпускать их стало невыгодно. А какой другой производитель может похвастаться наличием собственного каталога музыки, фильмов и игр? Если Sony удастся найти оптимальный способ объединить все эти компоненты с мобильными устройствами, корпорация снова превратится в гиганта электронной индустрии.

Лайкнуть

создатель компании Sony

Рецепт «японского чуда » сами японцы вмещают в два слова: «ВАКОНИ эсай «. Это означает «взять новейшие знания, выработанные иностранцами, но не позволить им пошатнуть основы японского образа мышления».

Япония оказалась на удивление открытой для свежих идей. Однако для «чуда» одних инноваций было бы мало. Не менее важной составляющей «ВАКОНІ эсай» было развито общинное сознание японцев, что нашло свое выражение в корпоративном духе. Наиболее гармонично «старое и новое» соединилось в детище знаменитого Акио Морита — в концерне Sony .

Компания Sony одна из тех, которые подарили фразе «Made in Japan» престиж и сделали Японию одной из самых технологически развитых стран в глазах всего мира. Sony была создана после окончания Второй мировой войны, в нелегкое для страны время. Это был самый подходящий момент для возрождения страны. У истоков компании стояли два физика: Акио Морита и Масару Ибука.

Морита стал легендой еще при жизни. У основателя Sony было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30 утра, бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на корте; а еще плавание с аквалангом, виндсерфинг, водные лыжи …).

родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали саке — рисовую водку; потому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело. Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам родителей. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX века, и мальчика интересовали математика и физика. Как не странно, отец одобрил решение сына и позволил ему следовать своим путем.

Для этого Морита поступает до Императорского университета в Осаке. После его окончания он отправляется на военную службу, где успевает получить звание офицера. После окончания срока службы Акио Морита отправляется работать в «Компании точных инструментов Японии», где и знакомится с Масару Ибука.

Масару Ибука был физиком с ног до головы. Он был старший Мориты на 13 лет. Уже со студенческих лет выделялся на фоне однокурсников, за что и получил прозвище «гений-изобретатель». На момент прихода Мориты в «Компании точных инструментов Японии» Ибука был ее генеральным директором. Будущие основатели Sony довольно быстро нашли общий язык. Увлечение техникой для обоих было смыслом жизни. Они не думали о каких-то революциях, а просто занимались тем, что приносило им удовольствие и деньги … с которыми вскоре наступили проблемы.

После окончания войны «Компании точных инструментов Японии » лишилась военных заказов, которые поддерживали ее жизнь последние несколько лет. Все сотрудники в одночасье лишились работы, а Ибука своего бизнеса. Акио Морита для того, чтобы хоть как-то заработать устраивается преподавателем в университет, а Ибука идет в небольшую мастерскую по ремонту электроприборов. Но для обоих данные решения стали клеткой, в которую может быть заключена птица. Они жаждали изобретать, создавать что-то свое. И конечно зарабатывать на этом деньги, которые никак не могла принести небольшая ремонтная мастерская и преподавания в университете, которого Морита избавился довольно быстро, потому что по закону офицеры не имели права быть преподавателями.

Начало

7 мая 1946 года была основана компания «Токио Цусин Когіо Кабусікі Кайса», уставный капитал которой составил 375 долларов (при этом Морита даже занял небольшую сумму у родителей). Всего в компании изначально было 20 сотрудников (все из предыдущего проекта Ибуки). Впрочем, деятельность фирмы не была революционной. Никаких изобретений и открытий на первых порах. Нужно было просто выжить. Деятельность компании в связи с этим заключалась в основном в производстве вольтметров, жаровни для риса и мелких электроприборов.

«История нашей компании , — писал впоследствии Морита, — это история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты «. Для бизнеса Ибука был слишком фантазером, он не вписывался в отлаженный ритм работы. Поэтому Морита, взяв на себя руководство предприятием, поручил компаньону техническую часть работы. Деловой тандем просуществовал около полувека.

Ибука активно плодил идеи. Придумал, например, электрическую рисоварку, такой себе гибрид ведра и электроплитки. Варить рис в ней было можно, но есть его потом — нет: он или пригоряв, или выходил недоваренным.

Однако именно на таких агрегатах формировалась и оттачивалась философия компании, состояла в том, чтобы не доводить до ума уже существовала на рынке продукцию, но производить совершенно новые товары.

Первое серьезное открытие компании состоялось в 1949 году, когда Масару Ибука запатентовал магнитную ленту для воспроизведения звука. Годом позже вышел магніофон G-Type, который, несмотря на свою нищету, стал основой для будущих разработок компании. Магнитофон G-Type имел всего два минуса. Но они ставили крест на его будущем. Он был тяжелый и дорого стоил. Вес G-Type составлял 35 килограмм, а стоимость равна 900 долларам. Всего было произведено 20 таких видеомагнитофонов. Продать их не получалось, пока Акио Морита не решил обратиться в верховный суд Японии, сделав им предложение приобрести данные магнитофоны, чтобы заменить ими стенографисток. Сделка состоялась и 20 G-Type пошли в суд (уже через два года выйдет новая версия магнитофона вес которой составит 13 кг). В начале 1950-х годов Акио Морита и Масару Ибука приобретают лицензию на производство транзисторов в американской Western Electric (цена патента составила 25 тысяч долларов). Это был переломный момент в истории компании. В 54 году выходит первый транзистор, произведенный в недрах «Токио Цусин Когіо Кабусікі Кайса». После этого выходит первый радиоприемник, разработанный не для военных целей. Приемнику дали название TR-2 (до того момента TR1 уже существовал, это был неудачный приемник). Данный радиоприемник стал пользоваться достаточно большим спросом и вскоре Ибука и Морита выпустили телевизор и відемагнітофон. В основе этих устройств также лежал транзистор. В 1956 году в компанию приходит физик, будущий обладатель Нобелевской премии Рейон Есаки, который поспособствует будущим успехам компании.

К концу 50-х годов Морита и Ибука стали подумывать о выходе компании на рынок США. Было понятно, что текущее название для этого не подходит. Оно было слишком сложным и долгим. Было решено переименовать компанию в Sony.

Слово это было образовано от латинского sonus, что означает «звук». Другим созвучием было английское sonny, «сынок». Оно как бы подчеркивало, что фирмой управляют молодые и энергичные люди. Но по-японски «Сонные» означало бы «потерять деньги». При удалении одной буквы получилось Sony. Слово легко запоминалось и произносилось, а также не привязывалась ни к одному известному национальному языку.

Экспансия в США

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE (New York Stock Exchange). Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью. Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Коммуникабельный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка. Он понял, чего не хватает его компании — открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений. Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, потом открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы — в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Эпоха рок-н-ролла

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников. При этом круг его интересов ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов. А еще Морита писал книги, из которых самой популярной стала его автобиография «Сделано в Японии: Акио Морита и Sony» («Made in Japan: Akio Morita and Sony», New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. Морита часто наблюдал, как его дети с утра до вечера слушают «Битлз», Литтл Ричарда и Элвиса Пресли. И не только тинейджеры: даже взрослые японцы теперь покупали дорогие стереосистемы для автомобилей и брали с собой на пикник или на пляж большие и тяжелые магнитофоны. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плеер Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал — торговая марка перестала узнавать, и Морита снова унифицировал название. Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.

1975 Первый домашний кассетный видеомагнитофон SL-6300

1979 Первый портативный плеер TPS-L2 1980 Первый прототип компакт-диска

1982 Видеокамера BVM-1

1982 Первый CD плейер CDP-101

1984 Портативный CD плейер D-50

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. Самый привычный для человека 1990-х годов носитель информации, компакт-диск изначально предназначался только для записи звука, переведенного в цифровой формат. Стандартная емкость CD-rom’а в 640Мб была определена достаточно интересным способом. Морита провел маркетинговое исследование, в ходе которого выяснилось, что среди потенциальных покупателей CD-rom’а большинство составляют сторонники классической музыки, готовые ради высокой точности воспроизведения раскошелиться на отнюдь не дешевый компакт-диск. А на японском музыкальном рынке среди прочей классики абсолютным лидером по продажам является Девятая симфония Бетховена, выполнение которой занимает 73 с половиной минуты. Перечислив 74 минуты 16-битного стереозвука на байты, инженеры Sony и получили емкость в 640Мб.

В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., Позже преобразованную в Sony Music Entertainment. А совсем недавно купила киностудию Columbia Pictures, одной из крупнейших киностудий Америки.

Чтобы совсем породниться с музыкой, в 1988 году Sony приобретает звукозаписывающую компанию CBS Records Inc и переименует ее в Sony Music Entertainment. На сегодняшний день эта компания является одним из крупнейших представителей звукозаписи в мире. Через год компания Sony приобретает и Columbia Pictures Entertainment Inc., Тем самым вписывая свое имя еще и в киноиндустрию.

Далее наступают 90-годы — время, когда Sony стала просто клепать технологические новинки. Участие в разработке формата DVD, создание Blu-Ray, новые телевизоры, популярнейшая серия ноутбуков Sony Vaio, игровая приставка Play Station и Play Station Portable, карты памяти Memory Stick, серия цифровых фотоаппаратов Cyber-Shot, батареи для ноутбуков, мониторы, развлекательный органайзер под названием CLIE, серия DVD-проигрывателей, видеокамера и камрекордери, телевизоры Bravia, мобильные телефоны, произведенные совместно с компанией Ericsson и многое другое. Вот что сделала Sony за последнее время.

Надо отметить, что в начале своего существования Sony разительно отличалась от других японских компаний, тем самым дав им пищу для размышлений (и даже изменив концепцию японского бизнеса). Дело в том, что в Sony принимали на работу людей на конкурсной основе, не рассматривая их успеваемость в вузе и какие-то связи в компании. Это разительно отличалось от принятых в Японии в то время традиций, так как 99% компаний брали на руководящие должности людей, так или иначе знакомых с президентом. Sony сделала процедуру приема на работу беспристрастной. Говорят, что долгие годы лично Акио Морита беседовал с кандидатами. Такую практику впоследствии возьмут на вооружение и другие компании Японии.

Философия успеха

Революционные разработки стали фирменным знаком Sony. Компания создала первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый видеомагнитофон (1964 г.) и т.д.

«К успеху идут по нехоженым тропам», — любил повторять Морита. Именно этот принцип он положил в основу своей философии компании.

А формирование корпоративной философии Морита считал важнейшей задачей менеджера. Руководителю-лидеру теоретически сильная и практически применима концепция нужна, чтобы выработать такой образ мышления, который подталкивал бы подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях.

Действия управляющего решающим образом зависят от того, как он понимает суть предприятия. Принятая в США концепция управления состоит из выдвижения измеримых целей-заданий и выработки конкретных средств их достижения. Свои проекты менеджеры американского типа иллюстрируют блок-схемами в виде квадратиков, кружочков и стрелочек между ними.

Для менеджера-японца фирма — не пассивный объект управления, а нечто органически целое, живой организм, наделенный душой. Чтобы он жил, его недостаточно только спроектировать и собрать из отдельных кубиков. Его надо вырастить. А источник развития фирмы — ее душа, иначе говоря, ее философия, система ценностей и убеждений. Пресловутые же гимны, программные речи руководителей и настенная агитация — не что иное, как наиболее образное и емкое выражение миссии, идеалов и смысла существования предприятия.

Тысячи сотрудников объединялись в едином трудовом порыве с помощью невитіюватих заклинаний. Их авторы как никто знали национальные слабости своих соотечественников.

Прежде всего, чувство долга перед коллективом, почти тождественно чувству стыда: японцу психологически неудобно, стыдно не делать то, что делают другие — не оставаться после работы, не помогать товарищам.

Эксплуатировалось и обостренное у японцев чувство благодарности. Так, устроился на работу японец до конца жизни чувствует себя в долгу у работодателя и выплачивают долг своим трудом. Отсюда понятно, почему в Японии смогла устояться система пожизненного найма.

Учредители

Морита запомнился общественности как прирожденный бизнесмен. В то время как Ибука отдавал предпочтение всему изобретательство и работу в лаборатории, Акио занимался управленческими вопросами. И справлялся с ними на отлично. При этом он написал две книги. Первая называлась «Ничего не значащие школьные достижения». В ней автор рассказывал, почему успешное обучение в школе никак не влияет на будущие достижения человека в жизни, и в частности в бизнесе (вообще, Акио был ярым противником суждений о том, что успех зависит от успешной учебы в школе и в институте). Второй книгой Мориты стала знаменитая «Made in Japan» — история корпорации Sony. Эта книга вышла в конце 80-х годов, но переиздается и сегодня.

Акио Морита за свою жизнь удостоился многих премий. Он является первым японцем получил медаль Ордена искусств Великобритании. Кроме того, он был удостоен почетного звания обладателя Национального Ордена Почетного легиона, а также получил Орден Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии. Акио Морита был трудоголиком, отдаваясь полностью работе. Кроме того, этого же требовал он и от своих подчиненных. Правда, при этом стоит отметить, что Морита совсем игнорировал и другие стороны жизни. Да, он был достаточно активным игроком в теннис, любил кататься на горных лыжах и нырять с аквалангом. На Западе любили Морита. Именно он нашел путь к сердцу американцев и европейцев для Sony.

Масару Ибука менее знаменитый за пределами Японии. Причиной тому стало то, что он занимался научными разработками новых продуктов компании и пытался не быть все время на виду, как Морита. Четкое разделение обязанностей руководителей компании во многом стало одним из ключевых факторов успешного менеджмента в Sony. Но не стоит думать, что Ибука занимался только техническими вопросами. Например, именно он составил знаменитый устав компании, который соблюдается до сих пор: «Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование ». В этом году Масару Ибуке исполнилось бы 100 лет.

Читайте еще...