Какова роль профессионального самоопределения в жизни человека. Как сделать осознанный выбор профессии? Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределения

11.1. Понятие профессионального самоопределения

11.2. Психологические пространства профессионального и личностного самоопределения

11.3. Типы и уровни профессионального самоопределения

Понятие профессионального самоопределения

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.Самоопределение личности, личнОстное самоопределение – самоут­верждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Про­фессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения – это действия мо­лодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требова­ниям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя спо­собностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения:

1) гностический – перестройка сознания и самосозна­ния;

2) практический – реальные изменения социального статуса человека.

Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределе­ние человека в мире профессий и на профессиональном пути является личным и личностным аспектом формирова­ния профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать в контексте не только юношеского возраста или выбора профессии, но и в более широком смысле, в связи с вопросами профессионального развития личности.

Профессиональное самоопределение является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

Как серию задач, которые ставит общество перед лич­ностью и которые ей следует решать;

Как процесс поэтапного принятия решения, посред­ством которого человек формирует баланс между соб­ственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.;

Как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности.


С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные дей­ствия в профессиональной деятельности (В.А. Бодров).

Перечисленные выше целевые функции профессионального самоопределе­ния по своей сути являются критериями оценки професси­ональной пригодности .

Профессиональное самоопределение предполагает фор­мирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и лич­ностного самоопределения.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия междупрофессиональным и личностным са­моопределением:

Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

профориентация – широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация .

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия.

КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения.

КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу ) – определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель).

Профессиональный выбор – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, ко­торый может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем слу­чае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вы­нужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (целостно-смысловой ас­пект проблемы), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формировани­ем внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. Личностное самоопределение отражает по­требность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и мире, оно ориентировано в будущее и связано с содержательным конструированием че­ловеком своего жизненного поля. Рассмотрим некоторые варианты смысла самоопределения:

ü поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество);

ü повышение чувства собственного достоинства, собственной значимости;

ü стремление к элитарности, которое в профессиональном само­определении предполагают не только «престиж» и «высокий зара­боток», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Пробле­ма лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдоэлита.

Обобщая проведенный анализ профессионально­го становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономи­ческих условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода событи­ями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, по­вышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологи­ческой зрелости личности, ее потребности в са­мореализации и самоактуализации.

11.2. Психологические пространства профессионального

и личностного самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда са­ми могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заклю­чаться и в своеобразном информировании его об имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека .

Прежде чем назвать основные ориентиры самоопределяющегося человека, представим основ­ные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие «карь­ера» предполагает постоянную смену различных жизненных ро­лей и выполнение этих ролей (по Дж. Сьюперу). Таким образом, часто человек выбирает не только данную про­фессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии .

жизненные сценарии – это программы поступатель­ного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием ро­дителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Основные типы сценариев (по Э. Берну):

ü «никогда не де­лаю»;

ü «делаю всегда»;

ü «ни разу не делал раньше»;

ü «не буду делать (сделаю потом)»;

ü «делаю вновь и вновь»;

ü «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать».

На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей : победите­ли

непобедители

неудачники.

Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых не­редко и состоит жизнь многих людей:

При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать – это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что понимать – значит научиться стро­ить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.

Профконсультанту важно уточнить для себя и такие понятия, как стиль и образ жизни , поскольку, как уже отмечалось, мно­гие люди выбирают не столько профессии, сколько определен­ный образ жизни и жизненный стереотип.

Стиль жизни – это тип поведениялюдей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного чело­века.

Образ жизни – это комплексное рассмотрение жизнедеятельности(труд, быт, обще­ственная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жиз­ни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы .

Социальная роль – это социальная функ­ция личности, его место в определенной сообщности людей(роль лидера, отверженного и т.п.).

Социальный стереотип – это схематизированное представление о каком-либо соци­альном объекте(о человеке, о социальной или профессиональной группе).

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и прак­тики профконсультирования, являются выделенные еще К.Г. Юнгом архетипы .

архетип – коллективное бессознательное (К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное),некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт пережива­ний многих поколений, который «в процессе истории повторя­ется там, где свободно проявляется творческая фантазия» дан­ного человека.

При этом «каждый шаг к более высокой созна­тельности», означающий «исполнение задачи, которую он об­наружил в своем мире» и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает со­мнения и подозрения со стороны обычных людей. Ины­ми словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллек­тивного бессознательного) может расширить возможности са­моопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределе­ния можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессио­нальные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. Типологии профессионального и лично­стного самоопределения можно рассматривать в свете признаков, по которым классифицируют профессии (вспомните признаки классификации профессий из лекции 6).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и попу­лярна типология Дж. Голланда (Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности итипов профессиональной среды :

1) реалисти­ческий тип (техника, мужские профессии) – Р;

2) интеллекту­альный тип – И;

3) социальный – С;

4) конвенционный (знако­вые системы, требующие структурированности) – К;

5) пред­принимательский – П;

6) артистический – А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе­чивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личнос­ти и типов профессиональной среды

Процесс профессионального самоопределения охватывает очень продолжительный период жизни человека - от появления профессиональных интересов и склонностей в детстве до окончательного утверждения в сфере профессиональной деятельности в зрелые годы.Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах.

На протяжении этого времени происходит не только профессиональное, но и социальное, а также и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует очень широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

В настоящее время исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных: а) с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; б) с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; в) с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле “самоопределение - одновременно и самоограничение”.

Старший школьный возраст - это период формирования ценностных ориентации человека, которые в дальнейшем будут определять его отношение к профессиональной и другим сферам деятельности. Среди этих ориентации выделяются одна или несколько наиболее значимых для личности, определяющих главные направления жизненного пути. И если выбор профессии не соотносится с этими ориентациями, то он, вероятнее всего, окажется неудачным. Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием. Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентации личности.

В профессиональной информации не принято говорить о трудностях и проблемах, которые могут ожидать человека, избравшего ту или иную профессию. По-видимому, здесь срабатывает принцип рекламы, который накладывает запрет на недостатки и целиком сосредоточен на достоинствах того, что необходимо сбыть в данный момент. Однако профессия - не совсем тот “предмет”, с которым, как правило, имеет дело реклама. Даже если на какое-то время привлечь человека к профессии, акцентируя его внимание только на достоинствах ее выбора, то в дальнейшем его неподготовленность к возможным трудностям может только усугубить ситуацию недостаточно взвешенного и продуманного выбора.

Молодежь должна ясно осознавать и преимущества, и трудности, связанные с выбором профессии, и на основании объективной информации принимать продуманное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, в ряде моментов противоречивая сфера самореализации личности, поскольку многие сами по себе положительные ценности, которые молодой человек предполагает реализовать во внепроизводственной деятельности, могут вступить в противоречие с требованиями профессии.

Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности наряду с другими возможностями, предоставляемыми профессиями, не требующими высшего образования. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией, обязательно предусматривающей высшее образование, связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование - самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда ближайшие жизненные планы, даже если они реализуются, вступят в неминуемое противоречие с долговременными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование.

Расширение круга интересов личности во внепрофессиональной сфере жизни соответственно сказывается и на удельном весе профессиональных интересов. Чтобы он не уменьшался, необходимо постоянно расширять горизонты профессиональной перспективы, теснее увязывать ее компоненты с жизненной перспективой личности в целом. Разумеется, выбор профессии в значительной степени определяется социальными факторами, воздействием макро- и микросреды, в которой формируется личность. Влияние этих факторов на профессиональное самоопределение молодежи рассматривалось в многочисленных социологических исследованиях. В них раскрывается роль семьи, школы, сверстников, средств массовой информации и других общественных институтов на формирование молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения. Обращаясь к анализу факторов внешней среды, нельзя упускать из виду, что речь в конечном счете идет именно о самоопределении - о процессе, в котором человек сам определяет свою профессию и дальнейший жизненный путь, т.к. самоопределение профессиональное неразрывно связано с самоопределением личностным.

Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги. Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением. Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.

Интернет-журнал сайт может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении. Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются. Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.

Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие. Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист. Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.

Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.

Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

  1. «Хочу».
  2. «Могу».
  3. «Надо».

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

Профессиональное самоопределение учащихся

В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать. Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением. Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:

  1. Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
  2. Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
  3. Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.

Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.

В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.

Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.

Проблема профессионального самоопределения

Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей. Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:

  1. Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
  2. Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
  3. Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.

В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.

Итог

Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.

Сущность профессионального самоопределения. Соотношение понятий "личностное" и "профессионально" самоопределение

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессиона­лизма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует. В отличие от профориентации и профконсультации больше соотносится с «самоориенти­рованием».

Основные характеристики личностного самоопределения. Два принципиальных отличия понятий личностного и профессионального самоопределения

Заключаются в следующем: потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; самоопределение ориентировано в будущее. Соотношение понятий «личностное» и «профессиональное самоопределение». Концепция профессионального развития Д.Сьюпера - теория, утверждающая единство профессионального и жизненного самоопределения. Д. Сьюпер считал, что профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции. при этом взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни. Профессиональный выбор предусматривает компромисс между синтезом личностных и социальных факторов, Я-концепцией и реальностью, недавно приобретенными реакциями и существующими моделями реакций;

Различия профессионального и жизненного самоопределения: во-первых, профессиональное самоопределение - более конкретное понятие, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие, оформить официально его невозможно; во-вторых, самоопределение зависит от внешних, чаще всего благоприятных условий; личностное самоопределение зависит от самого чело­века.

Процесс профессионального самоопределения включает: развитие само­сознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование сво­его будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии.

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной по­зицией человека. Его главными составляющими являются: смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотива­цию. Смыслообразующие мотивы в профессиональном самоопределении - это мотив соответствия самому себе, мотив самоуважения, мотивы достиже­ния, успеха или избегания неудач.

Говоря о профессиональном самоопределении также используют понятия «карьера» и «профессиональный выбор».

Карьера - успешное продвижение вперед в той или иной области (общест­венной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвиже­ние, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму и др.; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвиже­ния. Профессиональный выбор - решение, затрагивающее ближайшую жизнен­ную перспективу.

Задачи профессионального самоопределения. 1) просветительские, 2) диагностические, 3) морально-эмоциональная поддержка клиента, 4) помощь в выборе.

Взгляды на профессиональное самоопределение А. Маслоу, П.Г. Щедровицкого, Е.А. Климова, В. Франкла, Э.Р. Саитбаевой, Н.С. Пряжникова

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; И.О. Кон говорит, что самореа­лизация проявляется через труд, работу и общение; П.Г. Щедровицкий отмеча­ет, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого се­бя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать соб­ственную сущность»; Подробно анализируя профессиональное самооп­ределение, Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делате­лей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Он выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса че­ловека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расши­рение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В. Франклу ): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность са­моопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Саитбаева Э.Р. считает, что в общей проблеме самодетерминации поведе­ния человека важное значение принадлежит как механизму трансценденции, так и механизму рефлексии. Причем, рефлексия характеризуется как выход за пределы ситуации, деятельности, любого непосредственно текущего процесса или состояния - для разотождествления с ними, для того, чтобы встать в пози­цию "стороннего" наблюдателя по отношению к своим мыслям, действиям в этой ситуации. Она предполагает направленность на себя, высвечивающую не­совпадение и противоположность "Я" и "не-Я". Трансценденция также характе­ризуется как выход за пределы себя, за границы наличного бытия, но с целью достижения единства, сопричастности, тождества с Миром как целым, с другим "Я". Условием трансценденции является направленность на существующее "вне": на смысл, дело или другого человека, причем независимо от конкретной ситуации.

Самоопределе­ние в конкретной трудовой функции, самоопределение на конкретном трудовом посту, самоопределение на уровне конкретной специальности, самоопределе­ние в конкретной профессии, жизненное самоопределение, личностное самооп­ределение, самоопределение личности в культуре.

Уровни возможностей самоопределения: 1) агрессивное неприятие деятельности; 2) молчаливое избегание деятельности; 3) реализация стереотипных способов деятельности; 4) стремление усовершенствовать элементы деятельно­сти; 5) стремление усовершенствовать деятельность в целом.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления жизни (по Н.С. Пряжникову).

7. Конфликты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлений и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.

8. Методы активизации профессионального самоопределения: 1) Профориентационные игры и упражнения; 2) карточные профконсультационные методики и игры; 3) активизирующие и ценностно-смысловые профконсультационные опросники; 4) бланковые игры.

На пороге окончания школы выпускник определяет жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывает фундамент для дальнейшего своего развития. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии.

В IX классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе крайне сложная задача.

Еще более она усложняется в наше время - переломный исторический период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.

Выделяют 4 стадии профессионального становления.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда, и мире профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностяпродолм (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленная подготовка по избранной профессиональной деятельности и овладение всеми тонкостями профессионального мастерства. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, т.е. формирование отношение к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвёртая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии - степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества. Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей, и потребностей, существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения, и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: 1) формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение; 3) профессиональная адаптация; 4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии. На этой переломной фазе профессионального самоопределения, связанной непосредственно с выбором профессии, мы в дальнейшем и сосредоточим анализ, объектом которого станут юноши и девушки старших классов средней школы, для которых выбор профессии приобретает исключительно важное значение.

Начало этой фазы совпадает с переходом от детства к юности, от среднего школьного возраста к старшему. Те школьники, которые после окончания 8-го класса поступают в профтехучилища и техникумы, уже в 14-15 лет в значительной мере определяют свой трудовой и жизненный путь. Для тех же, кто продолжает обучение в школе, ситуация выбора вновь обостряется к семнадцати годам. И хотя они получают определенную профессиональную подготовку в школе, острота ситуации не снимается, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. В этой ситуации общество и личность равно заинтересованы в том, чтобы процесс профессионального самоопределения не превратился в длительную серию "проб и ошибок", неудач и разочарований, материальных и моральных издержек. Но как избежать ошибок и трудностей, когда столь ответственное решение человек должен принять еще в школьные годы, практически не переступив ту грань, которая отделяет детство от зрелости, зависимость - от самостоятельности в решениях и поступках.

Разумеется, определенное преимущество юношеского возраста как раз и состоит в том, что, быть может, наиболее важное решение в своей жизни человек должен принять, будучи свободным от сомнений, неизбежно сопутствующих пониманию всей сложности и ответственности предстоящего выбора. Если бы в 15-17 лет он полностью осознавал, насколько вся дальнейшая жизнь зависит от правильного выбора профессии, не исключено, что это было бы сопряжено с чрезмерным эмоциональным напряжением. Оценивая ситуацию выбора профессии, следует учитывать тот существенный момент, что сам по себе выбор - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. В последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. А следовательно, как только этот план реализуется, вновь возникнет ситуация жизненной неопределенности, в которой юноша или девушка, избравшие ту или иную профессию, будут находиться в положении человека, обладающего весьма сложным и ценным "инструментом", но не представляющим себе, для чего он ему нужен и как с его помощью добиться жизненного успеха. Не случайно наиболее высокая доля неудовлетворенных профессией и предполагающих сменить ее, наблюдается среди студентов первых курсов и молодых рабочих с минимальным стажем работы на производстве. Отчасти в этом повинны и недостаточно высокий уровень преподавания в вузах, и сложившаяся на многих предприятиях практика использования молодых работников не в соответствии с их уровнем образования и квалификации, о чем свидетельствуют социологические исследования. Однако нельзя забывать, что даже идеальные условия подготовки и использования работников не решат проблему случайного выбора профессии, который связан прежде всего с необдуманным решением самого человека. Слишком часто фактором выбора профессии становится "случай" - близость работы к дому, пример товарища, уверенного в правильности единственного выбора, настоятельные рекомендации родителей, имеющих возможность помочь овладеть определенной профессией, возможность получить жилье или прописку в городе и т.п.

Следовательно, необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность "черпает" мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что "…до своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, так как он еще не обнаружен…".

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам :

) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

) эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.