Курьерская служба как организовать бизнес. Открытие собственной курьерской службы

Курьерская служба доставки является развивающимся направлением деятельности. В рамках подобного бизнеса осуществляется перевозка корреспонденции, различных грузов или подарков. Причем это происходит в довольно сжатые сроки.

Организация курьерского бизнеса интересна тем, что для оказания подобных услуг можно привлекать людей с невысокой квалификацией или вовсе без нее. Компаний подобного рода в настоящее время не так уж и много. В связи с этим стоимость доставки высока. Как организовать курьерскую службу? Нюансы развития данного дела должны быть отражены в предварительно составленном бизнес-плане.

Рынок услуг

Наиболее мощной структурой, осуществляющей в нашей стране доставку корреспонденции и грузов, является российская почта. Однако она медленная и ненадежная. В связи с этим большинство фирм и компаний стараются не прибегать к ее услугам.

Бизнес-план, в котором рассматриваются вопросы о том, как организовать курьерскую службу, должен содержать сведения о работе конкурентов. Существующие почтовые службы придерживаются правил, утвержденных Международной почтовой конвенцией. Ими предусмотрен вес отправления. Он не должен превышать тридцати двух килограмм. При стоимости заказа, не превышающей ста долларов, взимание пошлины не производится.

При организации курьерской службы экспресс-доставка может быть осуществлена при массе груза до нескольких тонн. При этом производится обложение пошлиной всех отправлений. Основная масса курьерских служб хотела бы обладать лицензией на почтовые перевозки.

Однако Конвенцией четко определен национальный оператор. В России это служба «Грандпост», функционирующая во всех поселках и городах. Данная компания находится вне всякой конкуренции. В связи с этим для стабильного развития собственного бизнеса можно освоить курьерский рынок в пределах только одного города.

Перспективы открытия бизнеса

Если вы задумываетесь над вопросом о том, как организовать курьерскую службу, то имейте в виду, что открываемый вами бизнес будет конкурировать лишь с небольшими подобными компаниями в пределах региона или города.

В том случае, если доставляемые вашей службой товары по массе будут больше, чем CD или книги, для открытия своего дела понадобится от десяти до сорока единиц автомобилей, гараж, офис и склад. Некоторые курьерские компании доставляют только журналы и корреспонденцию. При этом достаточно приобрести один автомобиль и арендовать офис из двух помещений.

Следует помнить, что данное дело способно приносить своему хозяину стабильную прибыль. Вот почему начинающему предпринимателю стоит обратить на этот бизнес особое внимание. К тому же организация службы курьерской доставки - процесс не очень сложный. Это связано с тем, что для данного дела не требуется специальное образование и наличие профессиональных навыков. Не нужен будет здесь и значительный стартовый капитал.

Первые шаги

С чего начать курьерский бизнес? Прежде всего, понадобится определиться с местом деятельности. Стоит иметь в виду, что выгоднее всего заниматься доставкой в крупных городах. Малые населенные пункты не нуждаются в больших объемах услуг, что отрицательно скажется на размере дохода.

После этого важно решить, какие по массе и габаритам грузы ваша курьерская служба будет брать для перевозки. Это связано с различными условиями доставки. Если грузы относятся к категории опасных, необходимо наличие специального сертификата. Только в таком случае процесс перевозки будет возможен.

На первоначальном этапе развития курьерского бизнеса возникнет потребность в привлечении клиентов. Для этого следует обратиться к различным способам рекламы и продвижения компании.

Подбор штата

Как организовать курьерскую службу, чтобы дело приносило желаемый доход? Понадобится пригласить на работу некоторое количество сотрудников. Минимально штат службы доставки должен включать в себя диспетчера, а также бухгалтера и водителя. Если вы планируете перевозку тяжелых посылок, то необходим и грузчик.

Для подбора сотрудников можно будет прибегнуть к одному из двух вариантов. В первом из них набираются люди с низкой заработной платой (от двухсот до трехсот долларов в месяц). В таком случае вы столкнетесь с постоянной текучкой кадров. Однако проблема набора будет легко решаться в связи с большим количеством желающих занять вакантную должность.

Но стоит иметь в виду, что от уровня оплаты труда будет зависеть качество предоставляемых услуг, а значит, и репутация компании. В таком случае можно прибегнуть ко второму варианту. Как организовать работу курьера на высшем уровне? Необходимо обеспечить жесткую привязку приличной заработной платы к определенным правилам и требованиям.

Регистрация

Как организовать курьерскую службу в своем городе? Потребуется выбрать организационно-правовую форму компании (обычно это ООО), а затем зарегистрировать ее в ИМНС по своему району. Это позволит заключать длительные договора с клиентами без всяких проблем. Понадобится прибегнуть к услугам юриста. Он поможет в разработке шаблона контрактов.

Выбор помещения

На следующем этапе понадобится арендовать помещение. Оно необходимо для базирования службы доставки. Таким помещением может послужить небольших размеров офис. В этих целях некоторые используют склад. В нем и будут обустроены офисные комнаты. Неподалеку должна быть стоянка автомобилей. Необходимости в дорогостоящей и яркой вывеске нет. Служба доставки должна искать клиента, а не ждать его прихода. Понадобится всего несколько указателей для здания, в котором располагается курьерская служба.

Начальный капитал

Больших инвестиций данный бизнес не потребует. Однако некоторое финансирование для начинающей организации все-таки будет необходимо. Нужны будут деньги на автомобиль. Транспортное средство понадобится в том случае, если не планируется прием на работу сотрудников с личной машиной.

Качественный сервис, в том числе доставка товаров, – первое правило успешного бизнеса. Владельцы компаний заинтересованы в том, чтобы покупатели гарантированно получали свои заказы быстро, в целости и сохранности. Но содержат собственную курьерскую службу далеко не все, чаще они привлекают компании со стороны.

Курьерская служба как бизнес - один из вариантов открытия своего дела с минимальными первоначальными вложениями . Этот вид бизнеса не требует глубоких специальных знаний, больших мощностей или прохождения сложных юридических процедур. Тем не менее, есть нюансы, зная которые, начать и преуспеть в этом деле будет значительно проще.

Тренды в сфере логистики: актуальность бизнеса

Чтобы понять, выгоден ли бизнес на доставке товаров рассмотрим основные новейшие тенденции в сфере логистики - процесса перемещения товаров, документов, ценностей от продавца (производителя, поставщика) покупателю (заказчику, потребителю).

  1. По данным исследовательского агентства Data Insight торговля через интернет растет не менее чем на 25% в год даже в кризис, в то же время большинство интернет-магазинов в целях экономии привлекают курьерские службы со стороны. Итог - увеличение числа посылок, для которых необходимы услуги курьерских служб.
  2. В 2016 году значительно вырос спрос на доставку товаров в пункты самовывоза и постоматы.

    Например, почти 90% заказов в интернет-магазине «Связной» клиенты предпочитают забирать из пунктов вывоза заказов (ПВЗ). Покупатели бронируют товар на сайте с возможностью забрать его в течение 48 часов из наиболее удобного по расположению магазина. Для доставки таких заказов привлекаются сторонние курьерские службы.

  3. 2016 год стал годом роста спроса на доставку специализированных товаров: крупногабаритных грузов, продуктов питания (в том числе готовых блюд из ресторанов, кафе, специализированных баров).
  4. Многие крупные компании объявляют тендеры на курьерские услуги.
  5. Властями обсуждается тема легализации он-лайн торговли лекарствами, алкоголем, ювелирными изделиями. Если это произойдет, то неизбежен скачок спроса на услуги по доставке этих товаров. Для некоторых из них требуется соблюдение особых условий, например, температурного режима для лекарств.

Оформление бизнеса

Работать можно как в статусе ИП, так и ООО. Налогообложение - УСН - 6% от доходов или 15% доходы минус расходы. Коды ОКВЭД по действующему классификатору: 53.20.3 Курьерская деятельность; 53.20.31 Курьерская доставка различными видами транспорта; 53.20.32 Доставка еды на дом (если планируется доставлять продукты питания); 53.20.39 Прочая курьерская деятельность. Лицензия на этот вид деятельности не нужна.

В качестве офиса на первых порах можно использовать собственное жилье, а в качестве устройства связи - личный мобильный телефон. В дальнейшем, целесообразно нанять диспетчера (менеджера), который будет принимать заказы, и арендовать помещение под офис.

Открывать курьерский бизнес имеет смысл в крупных городах, так как в небольших населенных пунктах, где все находится в шаговой доступности и нет постоянных пробок, людям проще самим забрать товар или отправить сотрудника.

Необходимо определиться с форматом: будет это доставка по городу или междугородние курьерские услуги. Использовать в работе личный транспорт или нанимать курьеров с собственными средствами передвижения: грузовыми (при перевозке крупногабаритных грузов), легковыми, скутерами, велосипедами (при организации доставки документов, почтовой корреспонденции, печатной продукции и мелких товаров).

Если планируется осуществлять доставку на общественном транспорте, нужно приобрести проездные билеты для курьеров, это позволит уменьшить транспортные расходы.

Необычные форматы - отстройка от конкурентов

Курьерские службы в крупных городах не в диковинку, следовательно, есть конкуренция, и для удачного вхождения в нишу нужны собственные «фишки», позволяющие найти, а возможно, переманить клиентов от конкурентов. Как этого достичь? Например, уникальным необычным предложением, это может быть:

Велопочта. Быстрая доставка документов велосипедным транспортом (или на скутерах и мопедах). На работу в летнее время можно нанимать студентов. Недостаток - сезонность, так как зимой в снегопад и осенью по слякоти под дождем на велосипеде ездить не слишком-то удобно. Но можно эту идею сделать дополнительной услугой на теплое время года. Плюсы: малые издержки (не нужно тратиться на бензин, проездные документы), студенты всегда заинтересованы в дополнительном заработке, а среди них есть много велолюбителей.

Например, американская экспресс-почта UPS доставляет посылки не на привычных грузовиках, а велосипедах с прицепом.

Поздравительная курьерская служба по доставке цветов, подарков, сладостей, воздушных шаров и прочих праздничных атрибутов. У людей не всегда есть время поздравить близких лично, и при грамотной рекламе подобная услуга может иметь хороший спрос.

Круглосуточная доставка. Не каждая курьерская служба может похвастаться 24-х рабочим днем. Это может сыграть на руку начинающему предпринимателю: заказы в ночное время ценятся выше, а доставляются быстрее ввиду отсутствия пробок. Но здесь нужно будет нанимать дополнительных сотрудников для работы посменно.

Доставка женских мелочей или детских товаров. Девушки бывают рассеяны и у них возникают ситуации, когда нет возможности пойти в магазин, например, порвались колготки на работе, закончился лак для волос, памперсы у грудного ребенка и множество других вариантов. Можно позиционировать свою службу, как службу по доставке нужных мелочей или сделать это дополнительной услугой.

Доставка автозапчастей , строительных материалов или крупногабаритных грузов , помощь с переездами. В этом случае понадобятся дополнительные грузчики и грузовой транспорт.

Доставку продукции, выращенной на дачных участках (можно организовать в летне-осенний сезон) или в тепличных хозяйствах : картошки, свеклы, огурцов, помидора и прочего урожая.

И старые как мир, и, тем не менее, работающие способы отстройки от конкурентов - предложение более лояльной ценовой политики, ускорение сроков доставки по сравнению с конкурентами.

Участники тематических форумов, делящиеся своим собственным опытом по открытию службы курьерской доставки, советуют начинающему предпринимателю, «узнать эту кухню изнутри». То есть на непродолжительный срок устроиться на работу в успешно действующую службу курьерской доставки и узнать все нюансы бизнеса.

Где искать клиентов

Возникает закономерный вопрос, сложно ли найти клиентов для службы доставки? Отвечаем: если знать, как и где их искать, то несложно. Конечно, в бизнес-план курьерской службы нужно включить затраты на рекламу, но если проявить смекалку, то они будут небольшими.

Итак, перечень работающих, а главное не требующих больших вложений, вариантов поиска клиентов:


Такие каналы поиска клиентов обязательно помогут найти заказчиков на первое время, в дальнейшем рекламу прекращать не стоит. Лучше сразу заложить в ежемесячные затраты статью: на рекламу. Когда прибыль станет расти, можно будет подумать о расширении, создании сайта, размещении контекстной рекламы.

Франшизы курьерских служб

Еще один вариант упростить старт - открыть бизнес по франшизе . Ниже краткий обзор двух франчайзинговых предложений от российских компаний.

1) CDEC

Новосибирская компания «СДЭК Логистические решения» предлагает франшизу на следующих условиях:

  • Паушальный взнос - 150 тыс. рублей.
  • Роялти: платится с 7-го месяца работы - 10%.
  • Объем инвестиций для старта: от 200 тыс. рублей.
  • Окупаемость вложений: от 3 месяцев.

Заполнить заявку или отправить анкету можно на официальном сайте компании.

2) Экспресс.ру

Франчайзинговое предложение компании действительно для городов: Краснодар, Волгоград, Казань. Условия следующие:

  • Вступительный взнос: от 75 до 200 тыс. рублей в зависимости от города;
  • Окупаемость: 14-21 месяц.
  • Роялти: 8% (выплачивается с 4-го месяца).

Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге. Партнерам предоставляется всесторонняя поддержка, расходные материалы, обучение, описания и инструкции всех бизнес-процессов.

Вы слышали о компаниях FedEx, DHL, UPS? Если так, то, наверняка, Вы или Ваши знакомые пользовались их услугами. А хотели бы Вы открыть собственную курьерскую службу?

Если да, то эта статья будет полезна для Вас и расскажет о том, как это сделать.

Специально для подготовки статьи мы взяли интервью у трёх экспертов и выяснили, как открыть курьерскую службу доставки. Знакомьтесь с нашими гостями:

  • Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Специализация компании- курьерская доставка товаров из интернет-магазинов.
  • Сергей Невзоров, основатель сервиса Департамент Логистики.
  • Журабек Турдиев, директор курьерской службыBTS Express. Специализация компании - экспресс-доставка документов, корреспонденции, посылок до 3 кг внутри Узбекистана.

Статья написана совместно с нашими экспертами и при их активном участии. Это позволило получить развёрнутую, более полную информацию из первых рук об открытии курьерской службы.

Как подготовиться к открытию?

Как и при открытии любого бизнеса необходимо провести предварительный анализ рынка. Получаемые сведения должны касаться:

  • Целевой аудитории, спроса с её стороны. Кто ваш потенциальный клиент, какие именно услуги ему нужны, что он будет ожидать от вас.
  • Сведения о конкурентах и об их деятельности.
  • Текущие условия на рынке. Какие ниши ещё относительно свободны и другая информация.

Это первое. Второе - выбор ниши и оказываемых услуг. После изучения рынка в0ам, возможно, захочется развивать курьерскую службу в какой-то узкой конкретной нише. Или вы предпочтёте специализацию на доставке определенных посылок, например, товаров из интернет-магазинов, еды из ресторанов.

Объем инвестиций

Всё зависит от выбранной ниши и услуг, которые Вы собираетесь оказывать. Алексей Прыгин, заместитель гендиректора МаксиПост:

«Затраты (стартовые и ежемесячные) складываются из следующих расходов:

  • рекрутинг персонала;
  • закупка и брендирование униформы (если необходимо);
  • автоматизация процессов;
  • закупка кассовых аппаратов (и их дальнейшее обслуживание);
  • покупка или аренда автотранспорта (если необходимо);
  • связь (мобильная, городская, интернет);
  • хозяйственные и канцелярские товары;
  • банковские расходы (в основном, инкассация);
  • топливо (если необходимо);
  • зарплаты и налоги.

Основная расходная часть в „курьерке“ - это зарплаты и налоги.

Конкурентная борьба на рынке курьерских услуг сейчас зашкаливает и дальше будет только нарастать, открывать новый бизнес в этой сфере стоит, если у вас есть хорошие стартовые инвестиции, „подушка“ на будущее и опыт в этой сфере.»

У МаксиПост следующий формат - доставка товаров из интернет-магазинов. Если не закупать транспортные средства, то вложения потребуются относительно малые. Но! Нужно быть готовым к последующим финансовым вливаниям, чтобы удержаться на рынке и продолжать расти.

А вот BTS Express потребовались значительные инвестиции для запуска и развития своей курьерской службы.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

Как видно из двух примеров, объёмы инвестиций могут отличаться в несколько раз. Многое зависит от ниши и оказываемых услуг. Но оба наших гостя сходятся во мнении, что для дальнейшего существования и роста компании потребуется регулярное финансирование.

Пошаговая инструкция

Как и говорилось выше, открытие курьерской службы начинается с определения портрета клиента, его потребностей, ожиданий. Опираясь на эти данные, необходимо определиться с нишей и конкретным перечнем услуг, которые будет оказывать ваша компания.

После выяснения этих ключевых моментов можно думать о том, на что пойдут инвестиции, как дальше выстраивать бизнес, какая география обслуживания у вас будет.

Персонал. Найм, обучение, мотивация, отношения

О работе с персоналом рассказывает наш гость Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

Штат курьеров - это один из самых первых шагов при организации курьерской службы. Чтобы его сформировать, нужно:

Набрать курьеров, предварительно рассчитав их количество и загрузку исходя из планируемого объема продаж и графика распродаж;

Обучить курьеров, разработав заранее систему обучения, включая умение коммуницировать, работать с кассовой техникой, соблюдать правила кассовой дисциплины и т.д.;

Разработать систему мотивации и контроля курьеров: как вы им будете платить - фиксировано или сдельно? Как рассчитывать премиальную часть - исходя из количества выкупленных или доставленных посылок? Как будете контролировать их работу и сводить на нет риски недобросовестных исполнителей, что особенно важно с учётом того, что курьер - лицо материально ответственное?

Систему мотивации курьеров нужно строить исходя из бизнес-целей компании. Например, в нашей компании на первом месте не количество, а качество доставки, процент выкупа доставленных посылок. А значит все заточено исключительно на этот KP

Журабек Турдиев

директор BTS Express:

При работе с персоналом основное внимание и усилия нужно направить на курьеров, потому что, курьер:

  • Лицо компании, и он по большей части общается с клиентами и получателями посылок.
  • От него в значительной степени зависит, как и в каком состоянии будет доставлена посылка.
  • Курьер - лицо материально ответственное.

При подборе курьеров мы смотрим на следующие моменты:

  • Заполнение анкеты. До конца ли она заполняется. Если да, то это говорит о серьёзном отношении к делу кандидата и о том, что он хочет трудиться в нашей компании.
  • Умение общаться. Легко ли человек входит в контакт, не агрессивен и не груб ли.
  • Возраст и наличие водительских прав. В нашей компании курьерами работают только молодые люди.

Месяц у нас длится испытательный срок. В течение этого периода мы обращаем внимание на другие показатели курьеров:

  1. Как ведёт документы курьер? Всё ли и вовремя ли заполняется? Своевременно ли сдаются отчёты?
  2. Соблюдение поставленных графиков.
  3. Умение общаться с клиентами и получателями посылок.
  4. Обратная связь от клиентов и сотрудников. Если курьер грубит, нарушает правила, на него жалуются клиенты и сотрудники, то такой человек у нас не задерживается.

Система обучения и адаптации у нас тоже есть. Она позволяет новичку быстро влиться в дело и успешно выполнять свои задачи.

Отдельный разговор - это мотивация. Нам нужны целеустремленные люди, и их мы продвигаем на более высокие должности, если, конечно, есть стремление у сотрудника.

Основной принцип выстраивания отношений с курьерами, да и со всеми сотрудниками компании - это дать им понять, что они ценны и что их труд важен не только для компании, но и для клиентов и общества. И самое главное - не просто дать понять, а день за днём доказывать это на деле.

На начальном этапе лучше сконцентрироваться на привлечении и высококачественном обслуживании N-ного количества первых клиентов. Я бы рекомендовал начать с 200 клиентов. Такой подход позволит:

  1. выявить слабые места в вашем бизнесе и ликвидировать их,
  2. понять ожидания и потребности своих клиентов,
  3. на основе полученной обратной связи выстраивать дальше свою маркетинговую стратегию.

Каналы продвижения могут быть разными. Нужно учитывать специфику своей ниши и ориентироваться на клиентов.

Говорит Журабек Турдиев, директор BTS Express:

В нашем случае хорошо работает SEO, рассылка коммерческих предложений по организациям, сарафанное радио. Социальные сети мы в основном используем для сбора обратной связи.

В деле выбора канала продвижения нужно исходить из особенностей клиентов. А именно знать:

  • Через какие каналы коммуникации до них можно достучаться.
  • Через какие каналы уже ищут информацию о Вас потенциальные клиенты.

Ниша и оказываемые услуги вашей курьерской службы играют основную роль при принятии решения о выборе места для размещения офиса и склада.

Например, доставка еды из ресторанов не требует наличия склада, т.к. посылка доставляется прямиком с кухни до получателя. Аналогичная ситуация при доставке посылок внутри города, т.к. доставка осуществляется в течение нескольких часов.

А вот в случае с междугородней доставкой наличие склада обязательно.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

При выборе места мы учитывали следующие критерии:

  • Удобное расположение для клиентов, т.к. часть наших клиентов приезжает в офис, чтобы отправить посылку. Также часть получателей забирает посылку из офиса. Это эконом-тариф с самовывозом с наших офисов. Главное, чтобы клиентам было удобно подъехать к нам, легко найти нас, и чтобы была парковка.
  • Близость аэропорта, т.к. посылки в отдалённые города для увеличения скорости доставки мы отправляем самолётом.

Достаточная площадь помещения для работы всех отделов (ресепшн, склад, администрация). Это касается только центрального офиса в Ташкенте. Офисы в регионах устроены проще

Документы

Курьерскую службу можно оформлять как ООО или ИП. ООО удобен следующим:

  • Инвесторы охотнее вкладывают деньги в дело, т.к. могут выступить соучредителями. Банки также охотнее выдают кредиты.
  • Больше доверия со стороны организаций. Имеет значение, если организации являются вашими потенциальными клиентами.

У ИП следующие преимущества:

Выбор организационно-правовой формы на усмотрение владельца бизнеса. Регистрация компании - один из самых простых этапов при открытии курьерской службы.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть следующее:

  • Курьерская служба как бизнес - это долгосрочный бизнес-проект. Здесь не получится по-быстрому «сделать деньги». Как и заводы, курьерские службы дают отдачу не сразу, а через некоторое время. Начиная курьерский бизнес, нужно быть готовым к марафону, а не к спринтерскому забегу.
  • Многое зависит от выбранной ниши и оказываемых услуг, ситуации на рынке.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

Услуги вообще сами по себе редко бывают высокомаржинальным бизнесом, а при неблагоприятном раскладе (а сейчас именно такой) разница между тарифом и себестоимостью стремится к нулю. Увеличивать этот зазор очень сложно: поднять цену значит потерять клиентов, а уменьшить себестоимость очень сложно.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

Мы смогли выйти на операционную прибыль только на пятый год развития. До полной самоокупаемости есть ещё время. Вырученные деньги вкладываем в развитие. Курьерские службы - это долгоиграющий бизнес. Нужно обладать изрядным терпением, чтобы поднять такое предприятие.

Сезонность

Как и в ряде отраслей существует сезонность и в курьерском бизнесе. Она связана с периодом коммерческой активности населения перед знаковыми праздниками и другими событиями:

  • Новый Год
  • 23 февраля
  • 8 марта
  • Чёрная пятница и т.д.

Алексей Прыгин

заместитель генерального директора МаксиПост

Курьерский бизнес подвержен сезонности, которая напрямую зависит от всплеска продаж в интернет-магазинах. Самый горячий сезон для курьерских служб - это Новый год. Даже если вы целый год перебиваетесь от заказа к заказу, с конца ноября скучать не придётся. Наши люди никогда не перестанут закупать подарки к этому празднику, поэтому всегда есть шанс сделать хороший оборот за один месяц. Декабрь - это гарантированный заработок. А еще бывает 23 февраля, 8 марта, чёрные пятницы, киберпонедельники, подготовка к школе в августе и куча всевозможных более или менее успешных сезонов и распродаж, которые обеспечивают курьерам надежный доход.

Начинать дело с нуля всегда непросто. Необходимо тщательно продумать каждый нюанс в отношении планируемого дела. Это требует немалых усилий, но результат непременно вас порадует. В данной теме мы опишем продуктивную бизнес-идею.

Курьерская служба, несомненно, пользуется популярностью среди населения. Доставка товара необходима для множества фирм, предприятий, учреждений. Подобный бизнес является одним из недорогих для стартовой карьеры и вполне бы подошел начинающему предпринимателю. Если вы интересуетесь, как открыть курьерскую службу доставки, наша тема для вас.

Известно, что на сегодняшний день выбор курьерских служб ограничен, поэтому такой вид услуг смело можно назвать востребованным, актуальным. Многие почтовые отделения производят доставку товара, однако многих заказчиков не устраивает время доставки, которое может составлять 3 дня и более. Наряду с этим срочные заявки, оформленные на почте, стоят очень дорого.

Если вы всерьез задумываетесь, как открыть службу доставки, самое время начинать бизнес! Не секрет, что среди многих фирм присутствует конкуренция, среди курьерских в том числе. Успешность службы доставки зависит от качества предоставляемых услуг и приемлемости цен.

Вернуться к оглавлению

Выявление конкуренции

Некоторые фирмы по доставке товара имеют широкое поле деятельности. Их филиалы могут быть расположены по всей стране в крупных и малых городах. Эти компании доставляют продукцию за считанные часы, поскольку в их арсенале имеется большое количество сотрудников, автомобилей. Такие службы пользуются популярностью, они зарекомендовали себя на рынке товаров и услуг, имеют хорошую репутацию среди партнеров и населения в целом.

Одна из основных бизнес стратегий - выявить такого конкурента в своем регионе. В чем необходимость? От этого напрямую зависит успешность вашей будущей фирмы. Если крупная надежная курьерская служба уже открыта в вашем городе, имеет хорошую репутацию и доброе имя, люди будут и дальше пользоваться ее услугами. В случае, когда вы решительно настроены конкурировать с подобной фирмой, необходимо придумать для своей курьерской службы некую особенность, которая послужит преимуществом перед фирмой-конкурентом. Это может быть круглосуточная работа или доступность по цене. Может быть и то и другое. Найдите хорошую идею, как отличить вашу фирму от остальных, как заинтересовать потенциального клиента.

Вернуться к оглавлению

Прежде всего следует определиться с местом, где будет расположена фирма. В идеале это должен быть областной центр, крупный город с большим количеством народу. В сельских округах подобный бизнес может и не заработать. Причины очевидны: небольшое количество компаний, организаций, а то и отсутствие таковых. Если кто и будет пользоваться вашими услугами, то крайне редко, заказав будет мало. Соответственно, дело не принесет прибыль. Возможен вариант. В маленьком городишке имеются развлекательные центры, кафе, рестораны. В этом случае без помощи курьера не обойтись, люди часто заказывают ресторанную еду на дом. Но все же лучше в крупном городе.

Следующее, что нужно сделать при планировании - определиться, с какими видами груза вы намерены работать. Одни компании занимаются доставкой бумажной документации, другие доставляют крупногабаритные грузы в рамках не только города, но и всей страны. Некоторые курьерские службы занимаются интернациональными перевозками. Отдельные компании производят доставку драгоценных изделий. Определитесь с районами, куда будете возить товар - либо в рамках города, либо области, или же по всей стране. От этого напрямую зависит, какой у фирмы должен быть автомобиль, легковой или грузовой; один, два или три автомобиля. Для доставки документов по городу курьер может воспользоваться и общественным транспортом. Также можно дойти пешком, если расстояние незначительное.

Если вы уже приобрели автомобиль, следует решить вопрос о найме водителя. Причем не только водителя. В целом необходимо определиться с размерами и масштабами вашей компании, количеством персонала, их загруженностью работой, заработной платой сотрудников. Не думайте, что одного курьера будет достаточно. Как минимум их должно быть 2 человека, поскольку один работник будет не в состоянии справиться с заказами. Можно нанять водителя такси с личным авто и одного сотрудника без машины. Таким образом в компании будет 2 курьера и 1 автомобиль, это очень удобно.

Вернуться к оглавлению

Роль персонала в работе компании

Итак, подробнее рассмотрим работу персонала в компании. Для удачной организации бизнеса в фирме должен быть директор, бухгалтер, секретарь-диспетчер, курьеры, тех. сотрудники, если вы арендовали помещение. В обязанности директора входит контроль всех дел фирмы. Секретарь-диспетчер принимает заявки, регистрирует их, передает курьерам, информирует клиента о местонахождении груза и времени доставки. Курьеры выполняют поручения секретаря, они должны вовремя доставить груз в пункт назначения целым и невредимым. Бухгалтер является ответственным за работу сотрудников, при необходимости делает им замечания, несет ответственность за прибыль компании. Когда у предпринимателя нет возможности организовать такой штат сотрудников, можно обойтись директором, диспетчером и курьерами.

Время работы фирмы устанавливается на ваше усмотрение. Оптимальное время доставки товара - с 8 утра до 5 вечера. На данный момент имеется немного служб, где курьеры работают в ночное время. Работа круглосуточно - хорошая идея для бизнеса. Сотрудники могут работать в ночную смену, которая может начинаться с нуля часов до 7 утра. В зависимости от задумок, можно внедрить опцию срочной доставки, которая может пригодиться в экстренных случаях. Тщательно продумайте, сможете ли нанять сотрудников, которые будут работать в ночное время.

Немаловажную роль в репутации курьерской фирмы играет качество обслуживания и своевременная доставка товара. Что значит качество обслуживания? Это умение сотрудников приветливо общаться с клиентами, грамотно вести беседу, быть внимательным при оформлении заявки, учитывать желания и потребности клиентов в процессе доставки. Умение курьера быстро и вовремя доставить посылку, не повредить ее - самое важное в работе. Старайтесь нанимать порядочных, аккуратных, вежливых, исполнительных людей. Диспетчером должен быть человек с хорошими навыками общения и правильной дикцией. Поспособствуйте тому, чтобы сотрудники понимали друг друга, хорошо ладили между собой.

Создание собственной службы курьерской доставки - непростая задача даже для тех, кто давно работает на рынке логистики. Генеральный директор TopDelivery Глеб Никулин делится своим опытом запуска курьерской службы в Москве.

В закладки

Мы запустились в 2011 году и ориентировались прежде всего на доставку посылок из интернет-магазинов в регионы. Чтобы доставить заказ по Москве, многие магазины набирали курьеров в штат или пользовались услугами локальных курьерских служб, а в другие города отправляли Почтой России. Мы обосновались в перспективной нише доставок из Москвы в регионы, но уже через пол года почувствовали присутствие крупных игроков.

Конкурировать с ними было сложно - компании обладали заведомо большими ресурсами, мы стали постепенно терять темпы роста. Тогда нас спасла скорость разработки решений именно для электронной коммерции. Одними из первых мы предложили услуги примерки и частичного выкупа, возможность оплаты при получении, удобную интеграцию по API, смс- и емейл-информирование получателей, запустили сбор причин отказов. Гибкость и доп услуги помогли закрепиться на рынке, и помогают развиваться сейчас.

Наша доставка в регионы строится по надежному принципу: для каждого города и его области мы составляем цепочку доставки, на последней миле которой участвует локальный агент c курьерами или пунктом выдачи заказов, за действия которых мы несем ответственность как за свои. Все операции с заказом от его создания до возврата наложенного платежа отправителю происходят в системе TopDelivery, которую разрабатывает внутренний IT-отдел компании. Локальные агенты производят операции с заказами также в системе TopDelivery. Долгое время в Москве мы работали по тому же принципу.

История движения заказа в личном кабинете менеджера ТД

Почему решили создать свою курьерскую службу в Москве?

Если наши агенты в регионах - небольшие компании, которые работают в нашей системе и по нашим стандартам, то в Москве потенциальные агенты - средние и крупные фирмы, имеющие свой регламент и ИТ-систему. В столице полная свобода действий во внедрении новых услуг возможна либо с небольшим подрядчиком, либо со своими курьерами. Мы понимали, что СКС (собственная курьерская служба) дает большую свободу действий во внедрении нужных для клиента функций и услуг, поэтому решили пойти новым для нас путем и в Москве открыть собственную службу доставки.

Надо сказать, в 2011 году мы уже пробовали запустить собственную курьерскую службу по Москве. Тогда поняли, что набор и обучение своих курьеров отнимают слишком много времени, и на развитие регионов внимания уже не хватает. Из-за этого темпы расширения географии стали падать, и мы приняли, наверное, одно из самых важных решений за историю компании - временно закрыли направление доставки по Москве.

В 2013 году мы начали строить доставку по Москве по тому же принципу, что и в регионах - нашли двух агентов, прописали с ними регламент работы и со своей стороны занимались организацией и контролем доставки, но внедрение новых решений и услуг давалось тяжелее: агенты были относительно крупными, имели свой регламент и систему, не во всем могли идти нам навстречу. Например, загружать заказы ночью этим агентам мы не могли, что вынуждало осуществлять более ранний забор грузов от клиентов со всеми вытекающими последствиями.

В конце 2016 года решились на вторую попытку запустить курьерскую службу со своими курьерами в Москве. К тому моменту мы уже присоединили сеть ПВЗ Maxima Express, и ежедневные маршруты по Москве стали для TopDelivery привычным делом. Решающим шагом к открытию собственной курьерской службы стал запрос от крупного клиента, который в срочном порядке менял подрядчика по Москве, и был бы рад отдать заказы в нашу курьерскую службу, но при условии, что забирать заказы будем ночью, что мы смогли бы сделать, только отгружая заказы напрямую своим курьерам. И мы сделали это.

Какие задачи решили

У нас было всего 3 недели (поскольку интернет-магазину требовался старт ровно 1 февраля), список требований от клиента и понимание, как должен функционировать отдел курьерской доставки. Тогда мы считали, что для запуска своей курьерки формирование самого отдела и обеспечение его ресурсами - достаточная задача, ведь все остальное мы давно умеем делать: интеграции с клиентами, первая миля, сортировка, перевод наложенных платежей, поддержка и так далее. Но на деле своя курьерская служба подразумевает внедрение новых функций в каждом отделе, что увеличивает сложность работы. Нужно было продумать намного больше процессов, чем раньше. Важным фактором было то, что наши представители оказывали услуги доставки на высоком уровне, и, переходя на работу со своими курьерами, мы должны были сохранить качество: оказывать такой же большой перечень услуг и обеспечивать такой же высокий процент выкупа заказов.

Основные процессы, которые предстояло научиться делать своими силами:

  • Качественная курьерская доставка, нацеленная на высокий процент выкупа
  • Коммуникация получатель-курьер, получатель-оператор, оператор-курьер
  • Прием денег от получателей через свои кассы
  • Прием банковских карт
  • Возможность вскрытия, примерки и частичного возврата

За отведенные на запуск 3 недели мы успели обучить персонал основным процессам, которые потом отлаживали весь год. В компании появились кардинально новые процессы, основная часть которых легла на плечи транспортного отдела. Разумеется, под это нужно было внести десятки доработок в систему, научиться сортировать заказы под курьеров. Если раньше Москву мы отдавали в 2 окна 2 разным агентам, то теперь нужно было сортировать заказы по 50 курьерам.

В итоге получилось достаточно много изменений:

  • Создали новую зону отгрузки и приемки водителей, рассчитанную на большее количество пунктов сортировки
  • Разработали регламент работы курьерской службы
  • Забрендировали часть автопарка
  • Внедрили кассовую дисциплину
  • Интегрировали маршрутизатор в нашу систему
  • Расширили колл-центр для коммуникации с курьерами
  • И много небольших, но важных изменений

Брендированная машина TopDelivery

Кое-где были перерасходы. Например, кассы пришлось закупать дважды. На момент запуска мы уже знали, что через пол года всех обяжут использовать онлайн-кассы, но самих онлайн-касс в продаже еще не было. Поэтому в январе 2017 года мы закупили кассы первый раз, а в июне 2017 - второй раз.

Появлению ФЗ-54, на самом деле, мы были только рады. Товарные позиции от клиентов мы получали еще с 2011 года, оставалось только добавить НДС в нашу систему.

Существенную часть забот сняли курьеры - мы учли свои ошибки и набрали опытных людей, которые уже умеют доставлять заказы из интернет-магазинов, поэтому на начальном этапе обучали новым процессам только офис. Это сэкономило значительную часть ресурсов, и закрывать направление как в 2011 году не пришлось. Наоборот, собственная курьерская служба выступила локомотивом развития в 2017 году.

Через неделю после запуска курьерской службы мы с бизнес-аналитиком решили выйти на маршрут с одним из курьеров, чтобы своими глазами посмотреть на его работу, понять все проблемы и потребности. Честно, я испытал прилив уверенности от этой поездки: курьер рассказал нам, как планирует свой маршрут, за сколько минут звонит клиенту, мы услышали как он общается с получателями. Тогда я понял, что если все наши курьеры будут так хорошо работать - получатели обязательно останутся довольны, и бизнес будет расти.

Про сезон

Ноябрь-декабрь - традиционный пик на рынке электронной коммерции. Все покупают подарки к новому году, и количество заказов в интернет-магазинах всегда растет. Мы готовились к сезону с июля, но он все равно нагрянул неожиданно: в середине ноября у нас произошло двукратное увеличение объемов за один день. Мы были готовы к такому числу посылок, но думали, достигнем его постепенно к середине декабря. Теперь курьерка работала на предельных мощностях, а объемы продолжали расти каждый день. Мы чувствовали себя как на иголках. Началась горячая пора.

Увеличилась нагрузка на отдел качества, который занимается обработкой проблем по заказам. Процент проблемных отправок незначительно увеличился, но из-за общего увеличения объема посылок у ребят было ощущение, что все катится в бездну.

Мы экстренно вывели всех курьеров на работу 5/2 и 6/1 вместо 2/2, но стало очевидно, что этих мер не достаточно.

В сезон время поджимало, поэтому я сам поехал на склад разбираться с процессами, помогая в этом руководителю сортировочного центра. Через несколько дней подключил технического и коммерческого директоров. Вместе мы выполнили более 40 задач по улучшению операций всего за 3 недели. Применили теорию маленьких шагов на практике. В IT передавали задачи со сроком реализации не более 3 дней, обновления выкатывали каждый день.

В итоге уже в начале декабря вернули отгрузку всех курьеров к 7:00-8:00 при все возрастающем объеме посылок. Стали выводить дежурных курьеров второй волной. Сорванных доставок стало меньше. Чтобы поддержать командный дух, я старался почаще рассказывать об успехах склада и курьерской службы и проводил там как можно больше времени, налаживая процессы.

Итоги

Надо сказать, что собственная курьерская служба позволила нам больше контролировать процессы и лучше решать экстренные ситуации. Например, в 2016 году у нас было ограничение на число заказов в конце декабря. Тогда мы, идя на риски, привлекли еще партнеров, но понимали, что они тоже могут ввести лимиты, и это будет серьезным ударом по нашему бизнесу и репутации. В этом году мы имели больше возможностей влиять на производительность: выводить на маршруты больше курьеров, договариваться с каждым об увеличении дней и часов работы. В итоге, с объемом мы справились: не встали, собрались и все довезли.

Некоторые давние клиенты звонили мне лично. Некоторые ругались, грозились завтра же расторгнуть с нами договор. Другие, наоборот отмечали, что хорошо справляемся. Конечно, кто-то из клиентов перестал с нами сотрудничать, перейдя к конкурентам. Но и от этих же конкурентов к нам приходили новые клиенты, которые остались довольны. В сезон некоторый «обмен» клиентами почти неизбежен. Приятно, что абсолютное большинство клиентов прошли сезон вместе с нами, некоторые - уже не в первый раз. Круто иметь клиентов, которые, как и мы, настроены на долгосрочное партнерство.

Выводы

По итогу сезона главных выводов у меня два:

1. Сезон почти всегда превзойдет самые смелые ваши ожидания
2. Ситуацию спасет сплоченная команда

Именно команда помогла нам справиться с увеличением числа посылок. Мы работали больше обычного, выходили на работу по выходным, брали на себя больше обязанностей. Я очень благодарен тем людям, которые сделали больше, чем я от них ожидал, не рассуждая категориями «это не моя зона ответственности».

Многое мы сделали впервые. И для первого раза, я считаю, получилось очень неплохо. На мой взгляд, у нас был год за три. Уверен, что в 2018 году пройдем сезон успешнее. С учетом нашего опыта, будем готовиться к сезону немного иначе.

В этом году для дальнейшего развития начнем нанимать больше курьеров и сразу обучать их нашим стандартам работы. За год в ряде вещей мы наработали экспертизу, которой теперь делимся и с региональными подрядчиками.

Планы на будущее

Постепенно мы закрываем все проблемные места, и c января стали видны положительные результаты от изменений декабря. 5 марта переехали на Нагатинскую - новый склад имеет на 60% больше полезной площади, что позволит улучшить ряд процессов, значительно ускорить сортировку заказов и загрузку курьеров. Офис теперь находится рядом со складом, значит, коммуникация между подразделениями улучшится.

В планах много крупных и мелких задач. Вот-вот запустим несколько важных улучшений, например, эквайринг в регионах и онлайн-статусы заказов. В течение года хотим дать клиентам возможность отправлять многоместные заказы, расширить географию доставки крупногабаритного груза (сейчас возим КГТ только по Москве). Продолжим сокращать сроки доставки. В прошлом году почти не говорили про это, но на деле стали доставлять быстрее примерно в 40% городов из нашей географии.