Маршрут построен: почему Шёлковый путь из Китая в Европу трудно проложить без России. Китай создает новый мировой экономический порядок Саммит шелковый путь

Президент Эрдоган, который готовится провести несколько встреч подряд с мировыми лидерами, беспрецедентным до настоящего времени образом за шесть дней совершит настоящее мировое турне. Сегодня Эрдоган отправляется в Китай.

После Китая Эрдоган полетит в противоположном направлении в Америку, и этот полет продлится 13,5 часа.

Так, мировое турне президента начнется путешествием на восток, а закончится прибытием в Турцию с запада спустя шесть дней.

Сегодня президенту предстоит десятичасовой перелет в Пекин. В первую очередь Эрдоган примет участие в форуме «Пояс и путь», который состоится 13-15 мая в китайской столице. Наряду с генеральным секретарем ООН, главами Всемирного банка и Международного валютного фонда в форуме примут участие главы государств и правительств из 28 стран и более 250 министров.

На этом мероприятии, нацеленном на наращивание экономического сотрудничества между Дальним Востоком и Европой, на передний план выйдут вопросы энергетики и транспортных коммуникаций.

На форуме на тему «Пояс и путь: сотрудничество во имя всеобщего процветания» будут рассмотрены вопросы, связанные с инфраструктурой, транспортными коммуникациями, экономическим сотрудничеством, торговлей, привлечением инвестиций в промышленное производство, энергетикой и энергоресурсами, финансовой поддержкой, коммуникацией между народами, защитой окружающей среды, сотрудничеством в области морского судоходства.

Контекст

Эрдоган ушел от Путина, чтобы поговорить с Трампом

Haqqin.az 05.05.2017

Путин и Эрдоган за зоны деэскалации в Сирии

Le Monde 04.05.2017

Эрдоган у Путина: вместе, но врозь

Frankfurter Allgemeine Zeitung 04.05.2017 Эрдоган встретится с Путиным

На полях этого форума Эрдоган проведет также трехстороннюю встречу с президентом России Владимиром Путиным и главой Китая Си Цзиньпином.

Не прошло и 15 дней, как Эрдоган снова встретится лицом к лицу с Владимиром Путиным.

Главной повесткой дня саммита станут последние события в Сирии и борьба с терроризмом.

Эрдоган намерен обратиться к мировым лидерам, выступив с речью 14 мая на заседании «Диалог на высоком уровне» в рамках форума «Пояс и путь: во имя международного сотрудничества», а также 15 мая за круглым столом лидеров. Эрдоган помимо этого проведет двусторонние переговоры с главами государств и правительств, которые примут участие в форуме. На этих переговорах тоже главной темой будут Сирия и развитие двусторонних отношений.

После Китая — США

Второй этап мирового турне Эрдогана начнется 15 мая с перелетом из Пекина в Вашингтон. Время в пути составит 13,5 часа. Если Эрдоган сможет покинуть Пекин вечером 15 мая около 18.00, то он приземлится в Вашингтоне опять же вечером 15 мая, примерно в 20.30. И из-за разницы во времени путь как бы продлится 2,5 часа.

Напомним, что время в Пекине на пять часов опережает турецкое, а Вашингтон отстает от Анкары на семь часов.


Первая личная встреча с Трампом

16 мая Эрдоган встретится с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме. Это будет первая личная встреча двух лидеров.

Главной повесткой дня переговоров с глазу на глаз и с участием делегаций будут Сирия, Партия «Демократический союз» (PYD), террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), выдача Гюлена, Ирак и борьба с терроризмом.
Кроме того, в ходе своего визита в США Эрдоган также встретится с представителями неправительственных организаций, исследовательских центров и бизнеса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В эти дни Пекин стал мировой столицей. Из Москвы до Пекина на поезде за двое суток. Возможно ли такое? Возможно, и довольно скоро. Сегодня в Пекин прибыл президент России Владимир Путин для участия в форуме «Один пояс - один путь». На форум прибыли 28 глав государств и правительств.

Все мы знаем о Великом шелковом пути из Китая в Европу. Он существовал тысячи лет, еще со времен Римской империи. Именно по этому пути в Европу попали порох и бумага - китайские изобретения. Потом Китай ослаб, и Великий шелковый путь оказался не нужен. Китай снова силен. И несколько лет назад выступил с инициативой нового проекта - возрождение великого пути. И даже больше. Это не просто путь. Это проект вовлечения в единое экономическое пространство большинства стран Евразии.

Строительство скоростной железной дороги от Тихого океана до Атлантического в планах этого грандиозного проекта. Поэтому из Москвы до Пекина действительно можно будет доехать на поезде за двое суток.

Если говорить в целом об этой инициативе, «Один пояс - один путь», то пока трудно даже оценить общие инвестиции. Но ясно, что речь будет идти о триллионах долларов. И Россия, с ее огромным пространством, запасами природных ресурсов, с научным потенциалом, может играть в этом проекте первые роли.

Церемония открытия более чем лаконична - через три с лишним года после первого упоминания китайцами грандиозного проекта «Один пояс - один путь» на форуме уже не нужны декорации для привлечения внимания. В зале почти три десятка глав государств. Те же, кого в Поднебесной называют друзьями, в первом ряду, по левую руку от китайского президента Си Цзиньпина турецкий, Рэджеп Эрдоган, по правую - президент России Владимир Путин. Российский лидер вышел на трибуну вторым. И его речь вышла далеко за пределы формальных слов о российско-китайской дружбе. Путин говорил о будущем всей Евразии, партнерстве, которое способно изменить политический и экономический ландшафты всего континента, а может, и всего мира.

«Многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны. Протекционизм становится нормой, а его скрытой формой являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе и на поставку и распространение технологий. Идеи открытости, свободы торговли сегодня все чаще отвергаются. Причем часто теми, кто совсем недавно выступал их поборником. Дисбалансы в социально-экономическом развитии, кризис прежней модели глобализации ведут к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности.

Бедность, социальная неустроенность, колоссальный разрыв в уровне развития стран и регионов порождают питательную среду для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции. Мы не справимся с этими вызовами, если не преодолеем стагнацию, застой в глобальном экономическом развитии», - заявил Владимир Путин.

Евразийский мегапроект «Один пояс - один путь» - по сути - это тот же Великий Шелковый путь, по которому из Азии в Европу еще до нашей эры шли караваны с порохом, специями и шелком, конечно.

Современное прочтение Шелкового пути объединяет в себе наземные транспортные коридоры, железные дороги, прежде всего, и морские транспортные пути. Южный, из Китая - в Грецию огибая берега стран Азии и Востока. И Северный - иначе, российский Северный морской путь, о потенциале которого сегодня напомнил Владимир Путин.

«Мы последовательно модернизируем морскую, железнодорожную, автомобильную инфраструктуры, расширяем пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Значительные ресурсы вкладываются в обустройство Северного морского пути, чтобы он стал глобальной конкурентной транспортной артерией. Если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕврАзЭС и инициативы "Один пояс - один путь", в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию евразийского континента. А это ключ к освоению территорий, оживлению экономической и инвестиционной активности. Давайте вместе прокладывать такие дороги развития и процветания», - сказал Владимир Путин.

В кулуарах форума российский президент поговорил, как говорят дипломаты, на ногах с турецким лидером Реджепом Эрдоганом. Всего же в Пекин представители сотни стран. Никто не хочет оказаться на обочине нового Шелкового пути. Во многих столицах на пути от Пекина до Лондона, рассчитывают на многомиллиардные инвестиции из Поднебесной. Россия же среди тех стран, что готовы самостоятельно вкладываться в будущее единой Евразии.

«Россия готова не только торговать, но и инвестировать в создание на территории стран-партнеров совместных предприятий и новых производств, в развитие промышленной сборки, сбытовых и сервисных услуг. Важно, чтобы предприниматели наших стран вместе зарабатывали и добивались успеха, создавали конкурентоспособные технологические и производственные альянсы. Чтобы такая кооперация была эффективной, нужно двигаться в сторону унификации, а в перспективе - и к разработке единых стандартов, норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельхозтоваров, так и для новой высокотехнологичной продукции», - заявил российский президент.

Даже мелодия песни «Московские окна», которую Владимир Путин исполнил на рояле в ожидании начала двусторонней встречи с китайским лидером, в духе мира без границ.

В Китае высоко ценят то, что России выступает против политики протекционизма, то, что несмотря на санкции, преодолела сложности в развитии и удержалась от воинственной риторики.

«Перед лицом сложной, быстро меняющейся ситуации в мире, Китай и Россия проявили чувство ответственности в качестве великих государств, прилагая усилия к политическому урегулированию ситуации в Сирии, ядерной проблеме Корейского полуострова, сыграли стабилизирующую роль в обеспечении мира», - заявил Си Цзиньпин.

«Нам как никогда нужны новые механизмы сотрудничества, раскрытия дверей друг для друга, снятия различных барьеров и препятствий. Нам удалось преодолеть негативные тенденции и добиться возобновления роста двустороннего товарооборота - на 4% в 2016 году, и в январе-марте текущего года темпы роста составили уже 37%. Но, что особенно важно и что нас радует, - меняется структура нашего товарооборота, увеличивается доля машинотехнической и сельскохозяйственной продукции. Причем это потоки в обе стороны», - отметил Владимир Путин.

Дальнейшее развитие отношений лидеры двух стран обсудили за закрытыми дверями. Вновь оказались в поле зрения телекамер уже только во время рабочего завтрака.

Российский дом приемов в одном из особняков. Вслед за китайским другом Путин принимает европейских друзей: лидеров Чехии и Греции.

Встреча с Милошем Земаном сразу же вышла за рамки формального протокола. То, что это будет дружеский разговор, стало очевидно, когда чешский президент отказался от переводчика, и по-русски обратился к министру Лаврову.

Милош Земан: «Господин министр, вы также курящий, как и я? Но г-н президент запрещает курить».

Сергей Лавров: «Не столько господин президент, сколько наша Госдума».

Владимир Путин: «Несколько лет назад мы тоже здесь, в Китае, встречались с вами на полях международного мероприятия... Перевод?»

Милош Земан: «Не надо переводить, мы все разумеем, какой-то русский диалект. Может быть диалект России».

Владимир Путин: «Литературный русский язык».

Милош Земан: «Да!»

Владимир Путин: «В сфере экономики, несмотря на спад предыдущих лет, у нас в начале этого года наблюдается рост товарооборота. Даже более чем на 44%. Это хороший признак и хорошая тенденция, которую нам нужно будет сохранить».

Милош Земан: «Растет число туристов, это очень положительно».

На переговорах с греческим премьером Алексисом Ципрасом без переводчиков было уже никак. И все равно дела идут в гору - растут турпоток и товарооборот между Москвой и Афинами. Интеграционное сотрудничество стран Евразии уже сейчас не только приносит миллиардную прибыль и сотни тысяч рабочих мест, но и помогает преодолеть социальную неустроенность и разрыв на уровне развития стран. Впрочем, у каждого из регионов громадного материка все еще есть по списку нерешенных проблем.

Российская делегация привезла на форум готовое решение - разработанный Москвой проект «Энергетическое кольцо». Москва уже давно готова начать поставки. Тем более они актуальны теперь, когда Китай задумался про электрический шелковый путь - Азиатскую сеть ультравысокого напряжения. И, судя по тому, как Владимира Путина принимают в Китае, очевидно, что у России с соседями по континенту впереди еще не один проект подобных масштабов.

После встречи с премьером китайского Госсовета, совместного фото премьеров и президентов, вечер высоких гостей Пекина продолжился за торжественным ужином. Первый тост - от главы КНР Си Цзиньпина.

Когда на улице уже стемнело, участников первого форума «Один пояс - один путь» ждал еще и гала-концерт в Китайском большом театре. На первый взгляд, вполне традиционное восточное шоу, а если приглядеться - смесь культурных традиций всего континента.

Транспортная артерия с Востока на Запад, из Китая в Западную Европу, самый грандиозный проект в области транспорта последних десятилетий. Всё это - про «Новый шёлковый путь».

В сентябре 2013 Глава КНР Си Цзиньпин предложил новую идею этого амбициозного проекта под названием «Один пояс - один путь». Суть идеи состоит в объединении транспортной инфраструктуры Евразии в единую и целостную систему, по которой Китай сможет беспрепятственно экспортировать и импортировать товары (промтовары, изделия лёгкой промышленности, природные ресурсы и т.д) в Евросоюз и другие страны континента.

Что же это означает в практическом плане? Китай занимается строительством различных объектов инфраструктуры в области транспорта, а именно железными дорогами, автомагистралями, портами и трубопроводами.

В результате реализации этого проекта транспортная система КНР должна получить «точки соприкосновения» с транспортными системами западных стран, в первую очередь стран Евросоюза и, возможно, Объединённого Королевства, что позволит Китаю увеличить товарооборот со своими потребителями из этого региона. А это - дополнительный доход для китайской экономики. Это огромные рынки, куда Китай, по мнению ряда экспертов, намеренно не приглашали долгое время.

Что сделано и что будет сделано в будущем? Пока что китайское руководство в первую очередь занимается дипломатическими переговорами с целым рядом стран, включая Россию и Казахстан.

Для нужд проекта был создан инвестфонд Silk Road Company, имеющий в своём распоряжении 40 млрд долларов. В будущем китайское руководство ожидает поддержки ряда европейских и исламских стран в области финансирования строительства некоторых объектов, которые смогут принести пользу не только для «Нового шёлкового пути», но и для инфраструктуры тех государств, на территории которых они и будут построены.

Главная часть проекта должна пройти по суше (железнодорожная). Она будет состоять из 3-х частей (коридоров). Северная часть железной дороги должна пройти через Россию, а южная и центральная - через Казахстан и другие страны региона. После соединения железных дорог Востока и Запада, планируется строительство и автомобильных магистралей.

Мнение: эксперты в области геополитики уверяют, что у нашей страны есть свои амбиции, и быть частью китайского проекта, китайского мира — для нас не столь важно (достаточно ). Но при это оба государства в поисках точек более плотного взаимодействия, поскольку появилась роль для России в , а для России Китай — выгодный инвестор.

Основная часть проекта - путь из Китая в Евросоюз через территорию Средней Азии. Его протяжённость должна составить около 6.500 километров. Маршрут этого пути таков: Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Ирак-Сирия-Турция-Евросоюз.

Морская же часть пути должна пройти вдоль берегов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Египта, таким образом достигнув Средиземного моря через Суэцкий канал.

Что же насчёт реализации? Пока что главным достижением «Нового шёлкового пути» является открытие самого длинного железнодорожного (грузового) пути в мире - Харбин-Гамбург, которой проходит через территорию России (в феврале текущего года между Харбином и Екатеринбургом был открыт новый железнодорожный путь).

В целом проект может сыграть весьма позитивную роль для мировой экономики, в том числе российской и казахской, однако основная часть маршрута идёт в обход территории России, поэтому говорить о реальных результатах этого проекта пока рано.

Для экономики Казахстана одним из самых значимых проектов в реализации концепции этого проекта стало строительство железнодорожного пути протяжённостью 293 километра между Жетыгеном и Коргасом. Эта железная дорога уже стала частью магистрали Чунцинь-Дуйсбург.

Саммит Шёлкового пути в Китае 14–15 мая 2017

В Китай съезжаются лидеры 28 стран, среди них и президент России. В Пекине начинается международный саммит Один пояс ― один путь. На форуме встретятся представители 110 государств и 20 международных организаций. Китай впервые собирает столь представительное собрание в сфере экономики. Сим, делается заявка на международное экономическое лидерство.

По сообщениям прессы, Пекин намерен подписать два десятка соглашений со странами нового .

Россия не относится к странам Шёлкового пути, но пресса называет нашу страну главным союзником Китая.

Кроме Владимира Путина ожидают премьер-министра Пакистана — Наваза Шарифа, премьера Камбоджи — Хун Сена, премьер-министра Италии — Паоло Джентилони.

Интересно, что ранее частью шёлкового пути был Крым, пока Россия не давала публичных сигналов, что готова дать Китаю строить здесь свой порт. И в Европе далеко не все хотят видеть дешёвые китайские товары, которые с лёгкостью могут вытеснить местных производителей. Поговаривают о протекционизме. Впрочем, с опасением на возвышение Поднебесной смотрят и в США. Отдельный и очень сложный вопрос — взаимоотношения Китая с исламским миром.

  • 1125 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

В работе форума участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал вложить 124 млрд долл. в строительство портов, дорог и других видов инфраструктуры в мире. Открывая форум «Один пояс - один путь», он подчеркнул, что Пекин не стремится к усилению своего влияния, а хочет, чтобы все выиграли от проекта. Предложения Пекина нашли поддержку у президента РФ Владимира Путина. Но, как говорят эксперты, модернизация трассы Китай – Центральная Азия – Европа может снизить значение Транссиба. Кроме того, роль КНР в бывших советских республиках будет расти, а российская – падать.

Торговля – это важный инструмент экономического развития, сказал Си, давая старт саммиту, в котором участвуют лидеры 29 государств. Только в виде помощи развивающимся странам и международным институтам Китай намерен предоставить 9 млрд долл. При этом председатель КНР поспешил заверить дипломатов западных стран, что план Нового шелкового пути – это вовсе не попытка продвинуть интересы Китая в глобальном плане в ущерб другим.

«Мы не повторим старый путь, когда враги вели между собой игры за влияние. Вместо этого мы создадим новую модель сотрудничества и взаимной выгоды», – сказал он. Словом, идея китайская, но благодаря ей выиграют все.

Однако Япония и Индия воздержались от участия в форуме, опасаясь, что под лозунгом развития скрываются геополитические амбиции второй экономики мира. Как отмечает Би-би-си, руководители США и ряда других западных стран тоже не прибыли. Они подозревают, что Китай предъявляет претензию на глобальное лидерство в тот момент, когда Америка и Европейский союз заняты своими внутренними проблемами.

Судя по выступлению Путина в Пекине, Москва эти страхи не разделяет. «Россия видит будущее евразийского партнерства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками, оно должно изменить политический и экономический ландшафт, принести Евразии мир, стабильность, процветание», – отметил он. На встрече с премьер-министром КНР Ли Кэцяном Путин сказал, что Россия и Китай не только преодолели спад в торгово-экономических связях, но и вышли на траекторию роста. Китай остается самым крупным торговым партнером РФ. По прогнозам китайского Министерства коммерции, по итогам года товарооборот увеличится до 80 млрд долл.

Путин заявил, что предстоящий визит Си Цзиньпина в Россию станет ключевым событием в двусторонних отношениях. «Наше правительство, администрация президента РФ, канцелярия ЦК КПК готовят целый пакет хороших документов, в том числе и план действий по реализации наших стратегических инициатив на ближайшие годы», – отметил он.

Несмотря на рост товарооборота, заявил Путин, Москве и Пекину есть над чем работать. По его словам, это касается международных проблем, где Россия и Китай всегда стоят «плечом к плечу» и поддерживают друг друга.

Неудивительно, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал встречу двух лидеров как «очень подробную, очень насыщенную». По его словам, Путин и Си произвели сверку часов по перечню актуальных вопросов двусторонних отношений и обменялись мнениями по региональной проблематике. Они, в частности, выразили обеспокоенность в связи с ракетными испытаниями КНДР

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что безусловным выигрышем для России стали многие десятки крупных соглашений, долгосрочных контрактов, совместных проектов, позволяющих привлечь в различные отрасли экономики китайские инвестиции на миллиарды долларов. Это перспектива. Пока, правда, объем их в сравнении с другими странами невелик. По китайским данным, на 2015 год накопленные прямые инвестиции в РФ составили 14,01 млрд долл.

«Россия самым активным образом участвует в качестве транзитера в функционировании евразийской магистрали Китай–Казахстан–Европа. Модернизация этой трассы и ее более интенсивное использование может дать России помимо увеличения доходов от транзита еще и оживление движения по внутренним маршрутам, и толчок к развитию прилегающих территорий», – пояснил эксперт.

Однако для самой России модернизация и более активное использование трассы Китай – Центральная Азия – Европа наряду с безусловными плюсами имеет и очевидные минусы. А именно: при этом снизится интерес перевозчиков к Транссибу как к трансевразийскому коридору, который уже сегодня теряет очки в соревновании с этой трассой, поскольку пороками Транссиба давно уже стали наличие узких мест, малая скорость, завышенные тарифы, громоздкость процедур оформления грузов.

Частью будущей трассы должна стать скоростная железная дорога Москва–Казань. Решения насчет нее меняются. Стороны договаривались, кто что делает и кто что будет получать. Пришли к тому, что подвижной состав будут делать в России. Но Китай в принципе выставляет жесткие требования. Должны использоваться его оборудование, его рабочая сила и чтобы ему принадлежала доля предприятия. Такова ситуация в Мьянме, Пакистане.

Неизвестно, будет ли приносить прибыль дорога Москва–Казань. Но если она не будет прибыльной, то российское правительство обязуется покрывать убытки. Еще один минус для России, проистекающий из строительства Нового шелкового пути, заключается в том, что оно должно существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом неизбежно будет сокращаться, заключил Ларин.

Как передало агентство АР, формальным предлогом, объясняющим отсутствие Индии на форуме, стало то, что китайские госкомпании работают в части Кашмира, контролируемой Пакистаном. Дели считает, что это фактически подтверждает притязания Пакистана. Но в действительности, как сказал «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев, противоречия между Индией и Китаем глубокие, они охватывают многие проблемы.

«В долгосрочном плане Индия рассматривает Китай как своего главного противника в Азии. Отношения двух стран характеризует полное недоверие друг к другу. Индийцев тревожат китайско-пакистанское сотрудничество и влияние Китая в Южной Азии. Курс индийцев в этом плане логичный, – подчеркнул эксперт. – У Индии и Китая общий подход к глобальным вопросам. Поэтому они сотрудничают в рамках треугольника Россия–Индия–Китай и БРИКС. У двух стран полное согласие по Афганистану и Центральной Азии. А вот в Южной Азии Индия всегда воспринимала себя как южноазиатского гегемона».