Механик первый помощник капитана должностная инструкция. Должности на корабле

Responsibilities of Chief Officer

The Chief Officer reports to the Master. He should always obtain the consent of the Master, before going on shore leave.

The Chief Officer is the Head of the Deck Department and is the Officer in Charge in the absence of the Master.

On Deck Chief Officer is responsible :

  • to ensure that all the cargo and deck activities are as per the SMS, fully complying with the International & Company Safety Rules and Regulations.
  • For efficient and safe work practices by issuing detailed instructions on the work to be done, training the deck staff for the particular tasks, ensuring that the proper checklist, Risk Assessments, Work Permits etc. are issued and exercising adequate supervision.
  • for setting Watches.He is responsible for training junior Deck Officers in higher rank duties by ensuring that they are actively involved in the planning, cargo-line setting, and execution of the cargo and ballast operations.
  • for appraising deck crew, in cooperation with the Master.
  • to ensure that the Ship"s Planned Maintenance system (PMS) is maintained up-to-date for his area of responsibility.
  • to ensure that all files and records for which he is responsible, are updated at all times and as per the Vessel"s Standard Filing Plan.
  • to ensure that the ship"s deck and cargo equipment are operated and maintained in accordance with SMS procedures with the rules and regulations of the Classification Society, and the Flag Administration.

As Cargo Officer the Chief Officer is responsible for:

  • Planning and supervising all cargo related operations. (Cargo Planning, pre-cargo operations, safe loading and discharging operations, cargo sampling, MSDS, periodical checks of various equipment , gas measuring equipment etc.) and keeping relevant records.
  • Ensuring the safe loading, unloading, ballasting, de-ballasting and when required, tank cleaning.
  • Ensuring that the ship"s trim, draft, stability and stress are maintained within the required limits, at all times.
  • Being responsible for the implementation of the Ballast Water Management Plan, keeping it updated at all times, filling in the Forms and the relevant Log Book.
  • Supervising the mooring operations and being responsible for the maintenance of the mooring system.

As Navigation Officer the Chief Officer is responsible for:

  • Keeping a safe navigational watch, if required.
  • Assisting with communications, if and when required.

As Environmental Control Officer:

  • He is responsible for the implementation of the Garbage Management Plan as per Marpol Annex V requirements.
  • The Chief Officer , in cooperation with the Master , is responsible to ensure general health and personal hygiene onboard.
  • When appointed as Medical Officer, he is responsible for maintaining the vessel"s Medical Chest and Medical Log Book.

Перевод должностных обязанностей старшего помощника капитана на русский язык

Обязанности старшего помощника капитана судна

Докладывает:

  • Старший Помощник докладывает капитану.
  • Он должен получить разрешение капитана перед тем, как идти на берег.
  • Старший помощник отвечает за палубное отделение и выполняет обязанности капитана в его отсутствие.

На палубе Старший помощник ответственный за:

  • Обеспечение выполнения всех палубных работ в соответствии с международными правилами безопасности и правилами безопасности, принятыми в компании.
  • Безопасное и эффективное выполнение работ, инструктирувание, обучение палубного экипажа. Обеспечение выполнения работ под наблюдением и с наличием чеклистов, оценки риска и разрешений на работу.
  • Распределение вахтенных обязанностей.
  • Обучение младших офицерских помощников, их вовлечение в планирование, грузовые и балластные операции.
  • Оценка экипажа, при содействии капитана.
  • Обеспечение плановых работ по обслуживанию судна, тех которые в его заведовании.
  • Все записи и файлы должны быть обновлены согласно стандартам принятым на судне.
  • Обеспечение работы и обслуживания палубного и грузового оборудования.

Как Грузовой Офицер, Старший помощник отвечает за:

  • Планирование и контроль всех грузовых операций (планирование грузовых работ, работы до начала погрузки, безопасная погрузка и выгрузка, периодическая проверка различного оборудования).
  • Обеспечение безопасной погрузки, разгрузки, балластных и помывочных операций.
  • Поддержание в нужных пределах дифферент и осадку судна.
  • Контроль швартовых операций и контроль за обслуживание швартовых механизмов.

Как Навигационный офицер, Старший помощник ответственный за:

  • Несение навигационной вахты
  • Помощь в поддержании связи, если необходимо.

Экологический контроль:

  • Ответственный за применение плана по сбросу мусора, в соответствии с требованиями Marpol Annex V.
  • Старший помощник отвечает за здоровье и гигиену на борту судна.
  • Если назначается Офицером по медицинской части, отвечает за пополнение медикаментами и заполнение медицинского судового журнала.
Advanced, Одесса 24 апреля 2017 11 марта 2018

страшных


Капитан...

Капитаны бывают разные.
Один из видов это Капитан Вождь.

Капитан – Истеричка.

Капитан – Ленивец.

Капитан – Бля.

О старпомах и капитанах...

Материал в продолжение к предыдущему посту. Теперь рассказ о страшных помощниках и о самом главном человеке на судне. Начну со старшего помощника. Рейс для старпома на контейнеровозе, да и в принципе, на любом типе судна делится на две части – отдых на переходе и отдых в порту. В первом случае – опыта у старпома уже достаточно чтобы не просыпаться на вахту. Точнее всё что ему нужно – это переместить свое бренное тело из кровати в навигационное кресло, приопустить спинку кресла, устроится поудобнее и продолжать смотреть поставленный на паузу сон про мягкие пушистые контейнера, бегающие по зелёной лужайке под голубым безоблачным небом и сияющим солнышком. И лишь изредка приоткрывать глаз чтобы посмотреть что происходит вокруг. Если старпом вдруг застаётся в таком состоянии капитаном, то у него всегда есть готовое оправдание – «я упал в голодный обморок», в таком случае заботливый капитан искренне жалеет старпома, отпускает его c вахты покушать, отдыхать и набираться сил в каюте, а сам стоит за него вахту.

Если старпому вдруг на вахте не спалось, и вахта была очень скучная, это значит, что у боцмана с матросами наверняка появится на завтра новая работа. В старпоме от скуки просыпается писатель-фантаст. Порой он как придумает какую то работу матросам, так сам потом думает… «и чё это вдруг…». Например, причесать швартовные концы, перенести что-то очень тяжёлое с одного места на другое, а потом вернуть обратно, потому что всё таки тут этому тяжелому что-то гораздо лучше; помыть палубу во время дождя; ну а если ничего не придумывается, то всегда есть запасной вариант – что-то покрасить, ну уже в самом крайнем случае стереть и перекрасить заново.

В случае отдыха в порту у старпома две обязанности. Первая – это засунуть в компьютер принесённую планером дискетку с планом погрузки судна и нажать пару кнопочек для её загрузки, затем дать план погрузки вахтенному помощнику и на этом всё.
Вторая – и самая важная – пройти Zumu. Если за время рейса старпом не побил свой предыдущий рекорд, то он считает себя неудачником, теряет к себе всякое уважение и ночи на пролёт рыдает, закрывшись у себя в каюте.

При собеседовании в компаниях для старпомов существует специальная система проверки квалификации. Старпома помещают в максимально приближённые к погрузке судна в порту условия и включают ему ряд тестов. Первый из них – старпому нужно узнать на экране синий кружок, зелёный квадратик и красный треугольник, и назвать каждую из этих фигур. Если это задание выполнено, то можно переходить к следующему – сложить два двухзначных числа без калькулятора, пользуясь при этом только или спичками или листиком с ручкой.

И последний и самый важный тест – самостоятельно завязать себе шнурки двумя руками без чьей либо помощи. С этим может справиться не каждый старпом, но если старпом с этим справляется, то его принимают на работу, конечно же предварительно прочитав правила безопасности при пользовании простым карандашом и дверными ключами.

Капитан...

Капитан – это Сверхразум с ручками, ножками и бородой. Он знает всё обо всём, что происходит на судне, кто сколько выпил, что делал, с кем делал, зачем он это делал и где спрятали тело (в крайнем случае). Так как капитан был и третьим и вторым и старшим помощником, то он может превратиться в любого из них. Нет, не за деньги по желанию клиента. Он это делает когда начинает проверять кого то из них и знает всё, что должны знать они. Так же он знает все штурманские уловки, поэтому новому поколению штурманов приходится придумывать новые способы усыпления бдительности капитана, вплоть до имитации предсмертных судорог для того чтобы сбить его с толку.

Капитаны бывают разные.
Один из видов это Капитан Вождь. Его задача – попытаться доставить груз из одного порта в другой, используя все необходимые для этого средства, включая штурманов, механиков и кофеварку. Соответственно он говорит что кому когда с кем и зачем делать, в том числе и работать. Он никого не грузит лишней работой, но и не даёт разгильдяйничать.

Капитан – Истеричка. Этот капитан никому не доверяет, и считает что все штурмана – двоечники, а механики – разгильдяи, которые только и делают что ходят в грязных комбинезонах, ругаются матом и пьют пиво вместо молока на завтрак. Он думает что штурмана и механики устроили заговор, и собираются потопить судно чтобы подставить его. Поэтому он постоянно за всеми следит, и днём и ночью, прислушивается к каждому звуку, постоянно наведывается на мостик с надеждой застать штурмана за каким либо страшным занятием, таким как попытка врезаться в кого-то или что ещё хуже – СИДЕТЬ В КРЕСЛЕ НА ВАХТЕ!!! Вместо того чтобы стоять с впечатанным в глаза биноклем и искать подлодки, которые могут всплыть прямо перед судном.

Капитан – Ленивец. Его цель – пересмотреть как можно больше фильмов за рейс, перечитать как можно больше книг, пройти как можно больше компьютерных игр, и всё это желательно не вставая с кровати. У этого капитана есть определённый маршрут на судне: каюта (кровать – горшок – холодильник – телефон) – мостик (кофеварка – рабочий компьютер…изредка). И он старается придерживаться этого маршрута, поэтому если штурману нужно поговорить с капитаном или получить аванс, то ему нужно устраивать засады в этих местах.

Капитан – Бля. Штурман видит его только в двух состояниях.
Вечером – в надетых наизнанку шортах и майке, пытающимся подойти к радару по прямой и сфокусировать на нём свой взгляд, затем, делая вид что что-то понял, он произносит непонятную речь, после чего перемещается в свою каюту. И утром – когда капитан с видом умирающего лося подбирается к кофеварке, делает кофе и уползает в свою берлогу работать.

Любой капитан обладает рядом полезных функций. Самая приятная – это функция выдачи зарплаты. Вторая, не менее приятная – функция почтальона. Также есть функция вручения подарков на праздники, функция устраивания выходных дней посреди рабочей недели и функция надругательства над ленивым поваром. Есть также функции надругательства над ни в чём неповинным помощником (ну разве что немножко виноватым, самую малость), функция «поздравляю, Вы остаётесь ещё на один месяц, Вам нет замены» и функция «я Вас списываю за Ваш счёт за некомпетентность и дам Вам плохую характеристику».

Окончание данного материала – рассказ о механиках читайте в следующем посте.

Please enable JavaScript to view the

«Частое оставление корабля старшим
помощником командира корабля несовместимо с
должным исполнением им своих служебных
обязанностей» (ст. 191 КУ ВМФ)


В пору моей первой курсантской корабельной практики, а проходила она на крейсере «Мурманск», что гордо стоял на рейде Североморска, мы, курсанты, первые дни искренне считали командиром корабля невысокого капитана 2 ранга, которого рапортом встречал утром дежурный по кораблю, когда вся команда, вытянувшись по стойке «смирно», подъемом флага начинала очередной флотский рабочий день. Да и кто еще, по моему мальчишескому разумению, кроме командира, мог отдать команду «Флаг и гюйс поднять!», после которой тысячи глаз одновременно провожали взглядом огромное звездно-белое полотнище, медленно у уверенно-гордо всползающее на свое штатное (по швартовому расписанию) место. Этот же человек присутствовал потом, казалось, везде и всюду: он руководил корабельной службой и бытом, встречал представителей штаба, вместе с руководителем практики разбирал курсантские «залеты», проверял порядок в кубриках, командовал с мостика во время тренировок и базовых учений. Каково же было мое удивление, когда, спустя две недели после нашего прибытия, выяснилось, что всемогущий капитан 2 ранга был старпомом командира крейсера: после внеочередной большой приборки, где лысеющий боцман лихорадочно носился по палубе, рукавом проверяя надраенность «медяшек», экипаж был построен по «Большому сбору». Показался катер, не посыльный, а командирский, с левого борта, оркестр сыграл «Захождение», и по ступеням трапа на борт поднялся невысокий капитан 1 ранга, совсем не похожий на морского волка, несмотря на небольшую окладистую бородку. После доклада командиру, старпом вместе с командирами боевых частей был приглашен на совещание, а, спустя несколько часов, в сопровождении секретчика убыл в штаб с документами. Корабль готовился к выходу в море.

Так кто же такой – старший помощник командира корабля? Как им становятся?

Старший помощник командира корабля подчиняется командиру корабля, является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава корабля.

Он руководит повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля. Перечень ответственностей старшего помощника командира не намного отличается от командирского.

Старший помощник командира корабля отвечает:

  • за организацию обороны и защиты корабля;
  • за организацию боевой подготовки;
  • за воспитание и воинскую дисциплину личного состава корабля;
  • за организацию взаимодействия между боевыми частями и службами корабля;
  • за организацию службы и внутренний порядок на корабле;
  • за правильность составления корабельных расписаний, инструкций и своевременную их корректировку;
  • за состояние учета личного состава, боеприпасов, стрелкового оружия и иных материальных средств;
  • за приготовление корабля к бою и походу
  • за организацию обеспечения ядерной безопасности на корабле с ядерной энергетической установкой.
На кораблях, где должность старшего помощника командира не предусмотрена штатом, его обязанности выполняет и его правами пользуется помощник командира корабля. Еще больше у старпома обязанностей. Старший помощник командира корабля обязан:

а) знать состояние корабля, оружия и технических средств, запасов всех видов и поддерживать их в соответствии с установленными нормами;
б) разрабатывать мероприятия по обороне и защите корабля;
в) осуществлять при участии заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб планирование на корабле, представлять планы на утверждение командиру корабля и контролировать их выполнение;
г) знать теоретические основы борьбы за живучесть корабля и уметь практически руководить ею, лично обучать офицеров борьбе за живучесть;
д) организовывать своевременную и правильную передачу боевым частям и службам всех приказов, распоряжений командира корабля, старших начальников и проверку их исполнения, отрабатывать взаимодействие боевых частей и служб, руководить повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля;
е) обобщать опыт применения оружия и использования технических средств корабля; ж) участвовать в работе по отбору кандидатов в военные учебные заведения и приему на военную службу по контракту;
з) вести подготовку офицеров к несению корабельного дежурства, а также вахты при стоянке на якоре;
и) ежедневно обходить корабль, контролировать соблюдение установленного распорядка, состояние корпуса, помещений, оружия, боеприпасов и технических средств корабля, обращая особое внимание на выполнение мероприятий по предупреждению аварийности, гибели и травматизма личного состава;
к) контролировать ведение вахтенного журнала и другой корабельной документации;
л) требовать от помощников командира корабля и командиров подразделений точного соблюдения требований безопасности при проведении всех видов работ;
м) контролировать своевременное и полное обеспечение корабля положенными материальными средствами.
н) организовывать работу по предупреждению загрязнения природной среды;
о) инструктировать перед заступлением в наряд дежурного по кораблю.

Старший помощник командира корабля должен быть готов в любой момент заменить командира корабля, для чего должен:

а) получить допуск к самостоятельному управлению кораблем в установленные сроки(а строки очень зависят и от задач, стоящих перед кораблем, и от командира);
б) всегда быть осведомленным о всех приказаниях и распоряжения, полученных командиром корабля от вышестоящих начальников;
в) быть в курсе всех служебных намерений командира корабля.

Все вышеуказанное в полной мере относится как к повседневной, так и к боевой деятельности. Несмотря на присутствие командира на борту, старший помощник полностью контролирует процесс подготовки корабля к плаванию.

Старший помощник командира корабля перед походом лично убеждается:

  • во включении размагничивающих и других противоминных устройств,
  • в пополнении запасов корабля,
  • в наличии всех офицеров, мичманов, старшин и матросов на корабле,
  • в отсутствии посторонних лиц.
За 10 минут до съемки с якоря (бочки, швартовых) он докладывает командиру корабля о готовности корабля к бою и походу.

Во время похода он должен быть осведомлен о всех обстоятельствах плавания.

При кратковременном отсутствии командира корабля старший помощник вступает в командование кораблем, выполняя одновременно и свои прямые обязанности. При длительном отсутствии командира корабля он вступает в командование кораблем по приказанию вышестоящего начальника, объявляя об этом в приказе и с записью в вахтенном журнале корабля.

Ежедневно в назначенное командиром корабля время старший помощник командира принимает от помощников командира, командиров боевых частей и начальников служб доклады о выполнении суточного плана и о событиях за день, после чего делает обобщенный доклад командиру корабля и представляет на утверждение план на следующие сутки.

По получении от командира корабля указаний на следующие сутки старший помощник вносит свои распоряжения в книгу приказаний и передает ее дежурному по кораблю. С утвержденным суточным планом он знакомит заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб.

Старший помощник командира организует объявление личному составу корабля перед строем необходимых приказов и плана на следующие сутки.

Как известно, традиция и устав требуют от командира оставлять корабль последним (либо остаться на нем до конца). А что же старший помощник?

После принятия командиром корабля решения об оставлении корабля экипажем, старший помощник руководит необходимыми для этого мероприятиями. Старший помощник оставляет корабль вместе с командиром корабля, если не получит от него иного приказания.

Так что очень это непростое занятие – быть старпомом. И неблагодарное. На флоте бытует фраза « У хорошего командира старпом – собака». А как иначе? Все шишки – старпому, награды – командиру. Семья, личная жизнь, здоровье, даже сон – все у старпома на периферии приоритетов, корабль и его экипаж – в центре жизни. Сколько ребят сломались, не выдержали, сошли с дистанции, просто заболели… Но, как не крути, нет командиров, не тянувших когда-то лямку старпома. Терпи, казак – атаманом будешь!

Заместитель командира корабля по воспитательной работе

Есть в штатном корабельном расписании должность, исполнять которую в полном объеме способен только исключительно честный, преданный общему делу человек, патриот, общительный и открытый, обладающий профессиональными знаниями и навыками и в морском деле, и в психологии, и в культурологи, и в политологии, в общем - разносторонне развитая личность. Этот человек всегда там, где необходим взвешенный, четкий расчет, выверенные действия, где стрессовая ситуация может пагубно сказаться на способности всех и каждого действовать по уставу, по закону, «по правде». Он всегда там, где надо «снять напряжение», «разрядить обстановку», «отвести грозу». Он способен выслушать и понять любого, помочь разобраться в сложной личной проблеме, походатайствовать перед самым большим начальником о чем-то и ком-то.

Нет, это не капеллан – корабельный священник.

Это – заместитель командира по воспитательной работе, «комиссар», как называли раньше представителя пламенной когорты большевиков, ведущего на подвиг.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе подчиняется командиру корабля, является прямым начальником всего личного состава корабля и отвечает:

  • за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава корабля;
  • за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;
  • за социально-правовое, информационное, психологическое и культурно-досуговое обеспечение на корабле.
Почему-то бытует мнение, что должность эта проста, не требует специальной подготовки и особых качеств характера и души, если хотите. Кто из нас не слышал выражение: «Рот закрыл – матчасть в исходном». Нет, у настоящего заместителя весь экипаж, весь корабль – его матчасть.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе обязан:

а) участвовать в разработке планов боевой подготовки и мобилизационной готовности корабля, обеспечивать их выполнение;
б) организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Отечеству, воинскому долгу и Военной присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;
в) осуществлять проведение конкретных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений среди личного состава, сплочению воинских коллективов и по соблюдению условий безопасности военной службы;
г) знать деловые, морально-психологические качества каждого офицера, мичмана и старшины корабля;
д) участвовать в работе по изучению военных кадров, повышению их военно-профессиональной квалификации;
е) изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава корабля, реализовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата на корабле;
ж) организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также к восстановлению нарушенных прав;
з) проводить информирование военнослужащих о событиях в мире и стране, о жизни и учебно-боевой деятельности армии и флота; организовывать общественно-государственную подготовку личного состава; обучать офицеров корабля проведению воспитательной работы;
и) организовывать морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
к) организовывать взаимодействие и оказывать практическую помощь офицерскому собранию, действующему на корабле;
л) поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями граждан в целях решения социальных проблем, воспитания личного состава, организации военно-профессиональной ориентации молодежи и пропаганды военной службы;
м) создавать условия для духовного и культурного развития военнослужащих, организовывать досуг личного состава;
н) контролировать правильность использования технических средств и культурно - досугового имущества в процессе воспитательной работы, своевременность доставки и вручения личному составу периодических изданий и почтовых отправлений;
о) вести учет преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков на корабле;
п) ежедневно докладывать командиру корабля о морально-психологическом состоянии личного состава и воинской дисциплине на корабле.

Настоящий заместитель становится одним из советников командира, другом, способен, сдав зачеты, самостоятельно нести командирскую вахту.

Не всякий человек, окончивший высшее учебное заведение по данной специальности и ступивший на палубу корабля, становится настоящим заместителем командира. Исключительно сложная, обязывающая должность.

Помощник командира корабля

Экипаж корабля – слепок любого производственного коллектива: кто-то крутит гайки, кто-то пишет и отправляет корреспонденцию, занимается планированием, принимает решения. Есть «директор и топ-менеджеры», «начальники направлений и отделов».

Помощник командира корабля – это должность, знаменующая начало восхождения корабельного офицера к вершине корабельной карьеры – к командирскому креслу. Это шаг, который делает окончательным и бесповоротным, при наличии желания и воли, конечно, поворот от «специалиста» к «управленцу», к топ-менеджменту.

Помощник командира корабля подчиняется командиру корабля и является прямым начальником личного состава подчиненных подразделений. Помощник командира корабля отвечает:

  • за поддержание экипажем корабля внутреннего порядка на корабле и в казарме (на плавбазе);
  • за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава подчиненных подразделений;
  • за организацию службы корабельных нарядов;
  • за содержание бортов, верхней палубы, надстроек, рангоута, жилых помещений и помещений общего пользования корабля (береговой или плавучей базы);
  • за безопасность личного состава при выполнении работ, связанных с подъемом тяжестей и пребыванием за бортом корабля;
  • за состояние и использование корабельных плавсредств, якорных, буксирных и подъемных устройств, приготовление их к походу, исправность и готовность к использованию штормовых лееров и креплений;
  • за обучение экипажа корабля плаванию;
  • за наличие шкиперского имущества, его учет, выдачу и правильное использование;
  • за наличие спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков), их укомплектованность, состояние и готовность к действию.

С кем в производственном коллективе сравнить помощника командира? Он и главный бухгалтер, и руководитель службы охраны, и заведующий столовой, и главный инженер (завхоз), и ответственный за безопасность труда, и зав. по кадрам.

Помощник командира корабля обязан:

а) руководить работами на верхней палубе, надстройках и бортах корабля;
б) назначать по согласованию с командирами боевых частей и начальниками служб личный состав на работы вне корабля и контролировать их выполнение;
в) размещать личный состав корабля и лиц, временно на нем пребывающих;
г) перед походом убедиться, что на корабле нет посторонних лиц;

Помощник командира корабля должен:

а) организовывать проведение морской, строевой, физической и огневой подготовки из стрелкового оружия экипажа корабля, увольнение его на берег и в отпуск;
б) возглавлять запасной командный пункт корабля;
в) руководить службой снабжения (на кораблях, где штатом не предусмотрен помощник командира корабля по снабжению), мероприятиями по маскировке корабля, составлением повседневных расписаний,

Помощник командира корабля контролирует выполнение всем личным составом корабельных правил. Его указания по кругу ведения обязательны для офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля.

При аварии помощник командира надводного корабля руководит работами на верхней палубе, надстройках и на бортах корабля или действует по указанию командира корабля. В случае необходимости он запрашивает через главный командный пункт в свое распоряжение аварийные партии и личный состав боевых постов.

В период заводского ремонта помощник командира корабля наблюдает за выполнением рабочими корабельных правил и распорядка дня, докладывая командиру корабля об усилении дежурной и вахтенной служб, если того требует обстановка.

Помощник, наряду со старпомом, вникает во все корабельные дела, плюс – казарма, обеспечение и снабжение. Первым приходит на корабль помощник. И последним уходит – но уже с береговой базы. А ведь надо еще и сдавать зачеты на допуск к управлению кораблем, к командирской вахте. Соленая должность.

Помощник командира корабля по правовой работе

Помощник командира корабля по правовой работе подчиняется командиру корабля. Указания и распоряжения помощника командира корабля по правовой работе по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательны для всего личного состава корабля.

Помощник командира корабля по правовой работе в мирное и военное время отвечает:

  • за правовое обеспечение повседневной и боевой деятельности корабля;
  • за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых им проектов приказов и других документов.
При обнаружении нарушений законности в деятельности должностных лиц корабля докладывает об этом командиру корабля для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

Помощник командира корабля по правовой работе обязан:

А) проводить правовую экспертизу проектов приказов командира корабля;
б) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской дисциплины;
в) участвовать по указанию командира корабля в осуществлении защиты законных прав и интересов корабля, а также военнослужащих корабля по вопросам их служебной деятельности;
г) осуществлять правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой на корабле;
д) участвовать в организации и осуществлении изучения личным составом корабля действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;
е) вести контрольные экземпляры приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, командующего флотом, командира корабля;
ж) осуществлять правовую экспертизу документов, представляемых на подпись командиру корабля на утверждение, в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
з) консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц корабля;
и) участвовать в проводимых командиром корабля и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих корабля и членов их семей;
к) готовить ежегодный доклад о состоянии правовой работы на корабле и представлять его после рассмотрения командиром корабля начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления;
л) выполнять указания вышестоящих подразделений юридической службы, касающиеся вопросов специальной деятельности. О полученных указаниях докладывать командиру корабля;
м) знать: устройство корабля, его тактико-технические данные, боевую и повседневную организацию корабля, теоретические основы борьбы за живучесть корабля и ее организацию;
н) организовать изучение личным составом корабля норм международного гуманитарного права.

Помощник командира корабля по правовой работе имеет право:

А) получать от соответствующих должностных лиц корабля в установленном порядке документы, справки, расчеты, договора и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
б) представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности должностных лиц;
в) давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности командования корабля;
г) участвовать в служебных совещаниях, проводимых командиром корабля.

Помощник командира корабля по правовой работе во время похода и при нахождении за пределами территориального моря Российской Федерации оказывает командиру корабля юридическую помощь в применении норм международного права. Представляет предложения командиру корабля в вопросах урегулирования происшествий и инцидентов, связанных с нарушением норм международного права, соблюдения личным составом корабля правового режима морских пространств и взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями и гражданами) в вопросах соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность мореплавания, предупреждение происшествий и инцидентов, оказание помощи и спасения на море.

Помощник командира корабля по правовой работе в период вооруженного конфликта выполняет функции юридического советника. Он дает советы командиру корабля о применении Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ним. Кроме того, им оказывается содействие должностным лицам корабля в вопросах правовой регламентации средств и методов ведения войны на море.

При аварии помощник командира корабля по правовой работе прибывает на главный командный пункт и действует по указанию командира корабля.

Помощники командира корабля – это топ-менеджмент, настоящие профессионалы-руководители, верные флагу и офицерской чести, идущие по сложному и трудному пути к вершинам офицерской карьеры не ради личной славы, а по зову совести, на благо Флота и Родины.

В случае невозможности исполнения капитаном своих обязанностей при нахождении судна в рейсе первый штурман в соответствии со статьей 53 настоящего Устава принимает командование судном на период (не более 10 сут.) перехода до пункта, определяемого судовладельцем (при этом продолжительность вахт не должна превышать времени, установленного Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота), а при плавании в море - до первого советского порта захода.

102. Первый штурман руководит работой штурманов и является начальником членов экипажа, выполняющих работы по палубной части и бытовому обслуживанию.

103. Распоряжения первого штурмана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности по организации общесудовой службы, распорядку дня, поддержанию дисциплины на судне, а также по авральным работам, судовым тревогам, содержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению формы одежды и ее опрятности, выполнению приказов и указаний капитана, обязательны для всех членов экипажа.

104. В ведении первого штурмана находятся:

Корпус, палубы, надстройки, рангоут, такелаж, люковые закрытия, водяные танки и горловины, мерительные и воздушные трубы; жилые, бытовые и палубные служебные помещения, трапы; грузовое (не относится к танкерам), якорное, швартовное, буксирное, спасательное устройства; водяная противопожарная магистраль, бытовая техника;

Аварийное, спасательное, противопожарное, шкиперское и хозяйственно-бытовое снабжение (инвентарь и материалы) палубной части.

105. Первый штурман является материально ответственным лицом за аварийный, спасательный, противопожарный и другой инвентарь, имущество и материалы палубной и хозяйственно-бытовой частей и организует работу по их поддержанию в исправности и чистоте; ведет инвентарные книги палубной части.

106. Первый штурман обязан обеспечивать:

Техническую эксплуатацию и содержание своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

Соблюдение трудовой дисциплины подчиненными ему членами экипажа;

Планирование, организацию и проведение судовых работ по палубной части;

Проведение на судне не реже одного раза в месяц большой приборки;

Хранение регистровой и другой технической документации по своему заведованию; своевременное составление ремонтных ведомостей по палубной части;

Своевременное получение, правильное хранение, расходование и учет продуктов питания, питьевой и мытьевой воды; утверждение меню питания экипажа;

Наблюдение за уровнем воды в льялах и сточных колодцах и учет количества воды в балластных танках (цистернах);

Ведение делопроизводства и отчетности по своему заведованию;

Проведение инструктажа по безопасности труда членов экипажа, занятых выполнением палубных работ;

Контроль за соблюдением членами экипажа правил безопасности труда и пожарной безопасности палубной части, а также санитарных правил;

Безопасность посадки людей на судно и высадки их с судна;

Своевременную и всестороннюю подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, противопожарной защите, спасению людей;

Постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, постоянный свободный доступ к ним, укомплектованность их надлежащим снабжением;

Соблюдение мер пожарной безопасности на палубах и в помещениях, находящихся в его заведовании, а также при выполнении работ по палубной части;

Порядок в кают-компании, столовой, камбузе и жилых помещениях;

Размещение членов экипажа и временно пребывающих на судне лиц по жилым помещениям;

При отсутствии на судне врача (фельдшера) прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок; оказание в необходимых случаях первой доврачебной помощи; надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;

Сдачу сухого мусора и пищевых отходов;

Хранение дубликатов ключей от всех судовых помещений;

Проведение контроля пассажирских билетов самостоятельно или с участием лиц, уполномоченных на это Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

Планирование и организацию технической учебы по палубной части.

107. Перед началом грузовых операций и во время их выполнения первый штурман обязан:

Руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать проведение всех мероприятий по соблюдению правил их перевозки;

Лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза.

108. Перед выходом судна в рейс первый штурман обязан:

Проверить готовность своего заведования, получить доклады врача (фельдшера) и штурманов и убедиться в готовности их заведований;

Произвести обход судна, проверить опробованием готовность рулевого и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями, а перед выходом в море, озеро и водохранилище убедиться в надежности закрытия трюмов, иллюминаторов, люков и других отверстий на палубе и в бортах;

Проверить надежность крепления судовых палубных устройств, грузов и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;

Удалить с судна посторонних лиц и в назначенное время доложить капитану о готовности к рейсу.

109. В период плавания первый штурман обязан:

Контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов;

Организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса;

Руководить работами по подготовке судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.

110. При оставлении судна экипажем первый штурман обязан обеспечить проверку помещений судна и удостовериться в том, что на судне не осталось людей.

Инструкция для должности "Помощник капитана ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Помощник капитана" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии на судне, как часть одобренной программы подготовки- не менее 1 года, или одобренный стаж работы на судне в составе палубной команды - не менее 3 лет, в том числе выполнение обязанностей по несению вахты на мостике под руководством капитана или лица командного состава высшей квалификации - не менее 6 месяцев. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы, инструкции, нормативные и другие руководящие документы по вопросам безопасности плавания, судовождение, организацию судовой службы, технического состояния судов, торгового мореплавания;
- основные принципы несения судовой навигационной вахты;
- теорию и практику судовождения (мореходную астрономию, навигацию, общую и специальную лоцию);
- навигационно-штурманское оборудование, приборы и средства судовождения;
- общие положения об установлении путей движения судов;
- принцип действия и обслуживание основных типов магнитного и гирокомпассов;
- эксплуатационные требования относительно основных типов средств автоматической радиолокационной проводки;
- конструкцию судна;
- системы управления рулевым приводом, устройство аварийной буксировки;
- систему дистанционного управления энергетической установкой;
- правила Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), предупреждению столкновения судов (МППСС), по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.;
- характеристики различных систем погоды, приливы и течения;
- правила пожарной безопасности во время погрузки, размещения, выгрузки и перевозки легковоспламеняющихся, отравляющих и других опасных грузов;
- способы ликвидации пожара в трюмах и танках;
- Международный свод сигналов, азбуку Морзе;
- стандартные фразы ИМО общения на море;
- английский язык устной и письменной формы;
- инструкции судовладельца, условия контракта;
- основы транспортного права;
- аварийно-спасательное дело;
- правила, способы и технические средства выживания на море;
- методы оказания первой медицинской помощи на судах;
- основы экономики и организации труда;
- основы трудового законодательства.

1.4. Помощник капитана назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Помощник капитана подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Помощник капитана руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Помощник капитана во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль посещения судна посторонними лицами.

2.2. Осуществляет планирование и проведение перехода, определяет местонахождение судна с использованием астрономических и радиотехнических приборов, средств навигационного ограждения, навигационных карт и пособий, электронного навигационного оборудования и других судовых средств навигации.

2.3. Использует для обеспечения безопасности мореплавания радиолокатор и средства автоматической радиолокационной проводки.

2.4. Несет безопасные ходовые навигационные и стояночный вахты.

2.5. Организовывает должное несение вахтенной службы.

2.6. Осуществляет маневрирование судна с учетом необходимых факторов.

2.7. Обеспечивает своевременную подготовку судна к швартовым операциям, до постановки судна на якорь.

2.8. Руководит швартовыми и буксировочными работами.

2.9. Обеспечивает своевременное включение сигнальных огней, выставление знаков и сигналов судна.

2.10. Выполняет все необходимые действия в аварийных ситуациях, принимает меры по предотвращению опасности для судна или спасанию людей, которые терпят бедствие на воде.

2.11. Использует Глобальную морскую систему связи во время бедствия и для обеспечения безопасности.

2.12. Передает и принимает световые сигналы.

2.13. Контролирует погрузки согласно грузового плана, правильность размещения, закрепления и выгрузки грузов.

2.14. Обеспечивает правильное использование судовых грузовых средств внутритрюмной механизации, своевременное открытие и закрытие грузовых трюмов.

2.15. Следит за состоянием пломб и печатей на опломбированных трюмах и помещениях.

2.16. Контролирует соблюдение температурного режима и проветривания трюмов.

2.17. Обеспечивает во время плавания безопасную перевозку грузов, включая опасные, вредные и ядовитые.

2.18. Принимает необходимые меры в случае пожаров, включая пожары наливных систем.

2.19. Организовывает использование судовых средств пожаротушения.

2.20. Обеспечивает выполнение требований по предотвращению загрязнения с судна природной окружающей среды.

2.21. Ведет надежный надзор за содержанием судна в мореходном состоянии.

2.22. Обеспечивает выполнение замеров воды в ллялах и сточных колодцах.

2.23. Ведет наблюдение за креном и дифферентом судна.

2.24. Следит за укомплектованностью судна коллективными и индивидуальными спасательными средствами, спасательным и аварийным оборудованием, инвентарем и пиротехникой.

2.25. Использует в случае необходимости устройства и оборудование для спуска спасательных и дежурных шлюпок на воду, обеспечивает их готовность к спуску в любое время.

2.26. Ведет записи в судовом журнале согласно установленным правилам.

2.27. Принимает меры в случае несчастных случаев или заболеваний, типичных для судовых условий.

2.28. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.29. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Помощник капитана имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Помощник капитана имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Помощник капитана имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Помощник капитана имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Помощник капитана имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Помощник капитана имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Помощник капитана имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Помощник капитана имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Помощник капитана имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Помощник капитана несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Помощник капитана несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Помощник капитана несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Помощник капитана несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Помощник капитана несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Помощник капитана несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Помощник капитана несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.