Перевод муниципальных услуг в электронный вид. Услуги переводят в электронный вид Переведены в электронный вид услуги

имеют право получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если иное не запрещено законом.

В контексте данного закона под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через специализированные порталы госуслуг: Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ), региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря № 1993-р был закреплен перечень первоочередных услуг для перевода в электронный вид, а также было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид:

Первый этап - обеспечение информирования заявителей о порядке предоставления услуг;

Второй этап - возможность получения электронных форм документов и заявлений;

Третий этап- подача заявления о предоставлении услуги в электронной форме, автоматически направляемой в органы власти;

Четвертый этап- заявитель получает возможность отслеживать статус предоставления услуги;

Пятый этап - результат услуги предоставляется в электронном виде.

C реализацией услуг пятого этапа существуют некоторые сложности. Они состоят в том, что для предоставления практически всех государственных и муниципальных услуг от заявителя, кроме самого заявления, требуется представление некоторого комплекта документов. Межведомственное взаимодействие позволяет сократить количество необходимых документов, но некоторые из них все таки должны предоставляться гражданами лично, это: документы личного хранения и документы, предоставляемые негосударственными организациями.

Таким образом, именно сложность перевода в электронный вид документов личного хранения препятствует обеспечению предоставления в электронном виде всего цикла услуги.

Сейчас заявитель через портал www.gosuslugi.ru может приложить скан-копии документов личного хранения и попытаться получить услугу без присутствия в органах власти. Но такие документы сотрудники органов власти считают нелегитимными и в большинстве случаев не готовы предоставлять услуги на их основе. Таким образом, личное присутствие заявителя при предоставлении документов личного хранения остается обязательным условием получения услуги.

Статистика говорит о том, что:

В 42% случаях оказания федеральных государственных услуг требуется предоставление документов личного хранения. Паспорт гражданина РФ требуется в большинстве услуг;

В 280 услугах необходимы документы, попавшие в перечень документов "личного хранения" (ч. 6 ст. 7 210- ФЗ), не считая паспорта гражданина РФ, необходимого при предоставлении абсолютного большинства услуг;

85 % муниципальных услуг предполагают представление документов личного хранения;

72 % государственных "региональных" услуг требуют представления документов личного хранения;

Увеличение доли услуг с документами личного ранения на муниципальном уровне по сравнению с региональными услугами объясняется тем, что муниципальные услуги включают большой блок социальных услуг (в т. ч. переданных с регионального уровня), обязательным условием предоставления которых является удостоверение личности заявителя соответствующим документом.

Для решения данной проблемы будет полезна идея архива документов личного хранения (далее – Архив). Суть идеи состоит в том, что при личном обращении гражданина в орган власти или многофункциональный центр оказания услуг, предъявляемые им документы личного хранения сканируются, заверяются электронной подписью оператора и сохраняются в Архиве. После этой процедуры данные документы могут использоваться при подаче заявления через порталы государственных и муниципальных услуг уже в электронной форме.

В случае, если заявитель обращается через портал в другой орган, то для запроса этих документов другим органом вполне могут применяться каналы межведомственного взаимодействия.

Кроме того, для реализации мероприятий по переводу услуг в электронный вид потребовалось исключение из законодательства требования обязательного "бумажного" документооборота, для чего в 2010-2011 гг. были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Устранение технологических барьеров решалось выполнением Минкомсвязью России работ по формированию инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организацией скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Со стороны Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы "Сводный реестр услуг" (далее – Типовое решение РГУ), на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение "Федеральный реестр услуг" , ставшее основой для работы ЕПГУ – www.gosuslugi.ru

Со стороны субъектов РФ была проведена работа по формированию перечня услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, и по внесению информации об услугах соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Однако и здесь есть свои сложности, состав и структура сведений, содержащихся в программном комплексе типового решения реестра государственных и муниципальных услуг не позволяет сформировать качественную базу знаний для осуществления экспертной поддержки по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг. Требуется альтернатива Типовому решению РГУ - современная система проектирования регламентов, которая бы интегрировалась с Типовым решением РГУ.

Комитет государственных услуг города Москвы является методологом и основным постановщиком задачи по переводу государственных услуг в электронный вид и предоставлению государственных услуг в электронном виде в целом. В Москве ежегодно утверждается План работ по переводу услуг и сервисов в электронный вид.

Созданный в 2011 году Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее – Портал госуслуг) одновременно решает несколько задач:

Уменьшение количества посещений органов исполнительной власти (отсутствие необходимости посещать орган власти, что приводит к сокращению временных затрат заявителем);

Повышение доступности государственных услуг - возможность получения услуги вне зависимости от местонахождения;

Повышение прозрачности процедуры получения государственных услуг - возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме онлайн;

Снижение коррупционных рисков.

Портал - это площадка взаимодействия органов исполнительной власти и населения, а также источник информации о государственных услугах и удобный механизм их получения в электронном виде.

Всего за несколько лет нашей работы совместно с органами исполнительной власти города Москвы на Портале госуслуг для юридических и физических лиц организованавозможность получения 265 государственных услуги и сервисов в электронном виде.

На сегодня количество услуг и сервисов с момента запуска Портала увеличилось более чем в 30 раз!

Электронные услуги становятся все более популярными. По состоянию на январь 2018 г. всего на Портале зарегистрировано более 7,8 млн. личных кабинетов физических лиц и более 28,5 тыс. кабинетов юридических лиц.

Количество обращений за услугами и сервисами на Портале за период с момента его запуска составило более 849 млн обращений из них за 2018 год – порядка 217 млн обращений.

Ключевой тренд 2017-2018 года – перевод услуг в исключительно электронный вид с отказом от бумажных форм взаимодействия с заявителями.

В качестве пилотной сферы для физических лиц выбрана сфера образования. Последовательно в течение последних 3 лет переведены исключительно в электронный вид запись в детские сады, запись в первый класс, сервис электронного дневника и даже электронного пополнения баланса на питание в школьных столовых. Для выпускников реализовали возможность получения результатов экзаменов в электронном виде.

С сентября 2015 г. года мы перевели в исключительно электронный формат запись детей в кружки и секции дополнительного образования. Сегодня любой родитель благодаря этому решению может найти информацию обо всех занятиях во всех городских учреждениях и выбрать для себя интересное и подходящее по разным критериям: месту расположения, возрасту, виду занятия, платности. Только за 2017 год мы приняли более 1 млн. заявлений, что вывело этот сервис в число самых популярных.

С сентября 2015 г. в электронном виде можно подать заявление на соцкарту школьника. Этот сервис оказался очень популярным – примерно половина москвичей сразу оформили заявление в электронном виде. С декабря прошлого года соцкарту школьника можно оформить только в электронном виде через портал. 30 марта 2016 возможность оформление социальной карты в электронном виде возникла и у студентов. В конце 2017 года на портале появилась услуга «Прикрепление ребенка к детской поликлинике», в 2018 году – «Оформление полиса ОМС», «Прикрепление к стоматологической поликлинике», «Запись детей в группу кратковременного пребывания в детском саду», «Запись в группу продленного дня».

Электронные услуги в сфере образования (количество обращений за весь период работы Портала):

- – более 455 млн обращений;

II Процесс перевода услуг в электронный вид

1. Анализ административного регламента оказания государственной муниципальной услуги.

Процесс анализа АР Оператором Системы начинается со сверки наименования услуги и ее основных параметров с данными ИС "РГУ". Также АР проверяется на возможность оказания услуги в электронном виде, возможность отправки межведомственных запросов и требованиям к заполнению заявления на оказание государственной/муниципальной услуги. Для муниципальной услуги осуществляется проверка на соответствие утвержденному типовому административному регламенту. В случае выявления неточностей Оператор Системы направляет Пользователю Системы информацию о необходимых исправлениях. Работы по переводу услуги в электронный вид Оператором системы прекращаются до устранения замечаний Пользователем.

2. Проектирование схемы данных услуги.

Проектирование схемы данных услуги производится на основании исправленных (при необходимости) в ИС "РГУ" данных и скорректированном АР. За основу при проектировании берутся следующие параметры АР: варианты оказания услуги, цели оказания услуги, получатели услуги), формы заявлений на оказание услуги, а также перечень документов, предоставляемых совместно с заявлением на оказание услуги. При проектировании схемы данных услуги Оператор Системы вправе запрашивать консультативную поддержку Пользователя Системы по вопросам, связанным с оказанием услуги. Типовой срок выполнения работ по данному этапу - десять рабочих дней.

3. Проектирование и разработка прототипа ИПФ.

Проектирование ИПФ производится Оператором Системы с использованием ИС "СПУ" на основании разработанной схемы данных. Проектирование ИПФ включает в себя разработку визуального наполнения формы, интеграцию с подсистемой ИС "МФЦ" СОЗ для обеспечения возможности приема заявлений. По завершению проектирования ИПФ выводится на тестовый ЕПГУ для обеспечения возможности контроля конечного результата со стороны ответственного сотрудника Пользователя Системы и проведения интеграционного тестирования полного цикла оказания услуги в электронном виде, предусмотренного пунктом 4 настоящего регламента. Типовой срок выполнения работ по данному этапу - пятнадцать рабочих дней.

4. Тестирование прототипа ИПФ.

К проведению тестирования разработанной ИПФ привлекается ответственный сотрудник Пользователя Системы для проведения всестороннего тестирования полного цикла оказания услуги в электронном виде, включающего работу ИПФ на тестовом портале ЕПГУ, отправку заявлений в ИС "МФЦ" СОЗ, обработку заявлений с отправкой промежуточных статусов обработки заявлений и результата оказания услуги (в случае, если отправка результата невозможна в силу требований АР) на тестовый портал ЕПГУ.

По результатам проведения тестирования Оператор Системы совместно с Пользователем Системы подписывают протокол тестирования разработанной ИПФ (далее - протокол тестирования) и утверждается ДИТОО по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему регламенту. В протоколе тестирования ИПФ отражаются обнаруженные недостатки, подлежащие устранению. В случае наличия технической возможности все указанные недостатки устраняются Оператором Системы, о чем в Протокол тестирования вносятся соответствующие сведения.

После устранения выявленных недостатков (при условии наличия технической возможности) протокол тестирования подписывается Пользователем Системы совместно с Пользователем Системы и утверждается ДИТОО. Типовой срок выполнения работ по данному этапу - двадцать рабочих дней.

5. Формирование комплекта технической и эксплуатационной документации для публикации ИПФ.

Необходимая для публикации ИПФ документация разрабатывается Оператором Системы и включает в себя:

Частное техническое задание;

Инструкцию для центра телефонного обслуживания ЕПГУ;

Протокол тестирования.

Максимальный срок выполнения работ по данному этапу - не более семи рабочих дней.

6. Публикация ИПФ на ЕПГУ.

Публикация ИПФ на ЕПГУ производится Оператором Системы на основании утвержденного Протокола тестирования ИПФ. Срок формирования и подачи заявки Оператором Системы на публикацию составляет не более 14 календарных дней. По результатам отправки заявки службой эксплуатации ЕПГУ присваивается номер инцидента, в рамках которого проводится публикация.

Срок публикации зависит от режима работы службы эксплуатации ЕПГУ по публикации ИПФ, а также от устранения технических проблем (если таковые выявлены при проведении публикации).

7. Интеграция ИС "МФЦ" СОЗ с ВИС Пользователя Системы. Интеграция проводится при необходимости оказания услуг с использованием ВИС Пользователя.

Для интеграции ВИС с ИС "МФЦ" СОЗ по типовой схеме, определяемой Оператором Системы, на стороне ВИС разрабатываются веб-сервис приема заявлений и клиент веб-сервиса для отправки сообщений о событиях обработки заявлений. Документацию с полным техническим описанием необходимых доработок по запросу Пользователя Системы предоставляет Оператор Системы (при наличии заявки от данного Пользователя Системы на перевод услуги в электронный вид).

Интеграция ВИС с ИС "МФЦ" СОЗ с использованием схемы информационного взаимодействия, отличной от типовой, производится по согласованию с ДИТОО. Для согласования такой интеграции необходимо предоставить детальное техническое описание предлагаемого решения.

По результатам проведенной интеграции создается рабочая группа по проведению интеграционного тестирования с участием ответственных лиц, назначенных Пользователем Системы, ДИТОО и Оператором Системы (далее - участники интеграционного тестирования). В случае успешного завершения участники интеграционного тестирования подписывают соответствующий Протокол.

8. Подключение ИПФ к системе мониторинга.

После успешной публикации ИПФ на ЕПГУ/РПГУ Оператором Системы производится разработка автотестов для подключения данной ИПФ к системе мониторинга. В зависимости от технической возможности автотесты могут быть короткими (с тестированием доступности ИПФ на ЕПГУ/РПГУ) и полными (с тестированием доступности ИПФ на ЕПГУ/РПГУ, заполнением ИПФ тестовыми данными и отправкой тестовых заявлений Пользователю Системы).

В случае разработки полного автотеста, Оператор Системы сообщает Пользователю Системы набор тестовых данных для обеспечения возможности выделения тестовых заявок Пользователем Системы среди общего потока продуктивных заявок, поданных заявителями.

Мониторинг ИПФ производится по расписанию, определяемому Оператором Системы вплоть до вывода ИПФ из эксплуатации (прекращение оказания Пользователем Системы данной услуги либо изменению ИПФ в соответствии с изменениями в АР).

Информация Троицкого отдела социальной защиты населения
Управления социальной защиты населения
Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

С 5 декабря 2015 года на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (>> mos.ru">mos.ru ) открыт доступ к модернизированной интерактивной форме подачи заявления «Пособия и компенсации семьям с детьми (в том числе многодетным)» , которые содержат 17 государственных услуг.

Подробнее

1. Назначение и предоставление единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях города Москвы в срок до 20 недель беременности.
2. Назначение и предоставление единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка.
3. Назначение и предоставление дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям.
4. Назначение и предоставление единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей.
5. Назначение и предоставление ежемесячного пособия на ребенка.
6. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до 3-х лет.
7. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми.
8. Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы.
9. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям.
10. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям.
11. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям.
12. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты за пользование телефоном многодетным семьям.
13. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты семьям, имеющим 10 и более детей.
14. Назначение и предоставление ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения.
15. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.
16. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или II группы (или имеют III или II степень ограничения способности к трудовой деятельности).
17. Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты потерявшим кормильца детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет.

С 1 марта 2016 года переводятся исключительно в электронный вид две государственные услуги:
Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка
Назначение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям

Подробнее

Запрос (заявление) на предоставление данных услуг родители смогут подать исключительно в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (>> pgu.mos.ru" target="_blank">pgu.mos.ru ), за исключением опекунов.
Опекуны по-прежнему смогут подавать заявление на предоставление государственных услуг только на бумажном носителе в Отдел социальной защиты населения.

Январь и февраль 2016 года будут переходными месяцами, когда граждане смогут обращаться за предоставлением двух государственных услуг в прежнем порядке, т.е. как в электронном виде через Портал, так и на бумажном носителе.

Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид - перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Впервые о переводе госуслуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также добавилась связь с электронным межведомственным документооборотом. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.

В 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. Было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид. Работа по переводу услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Во-первых, исключение из законодательства требования обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Во-вторых, формирование Минкомсвязью России инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организация скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Для решения этой задачи с 2008 года Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2009 году Правительством были определены 74 федеральные услуги и 56 региональных и муниципальных приоритетных услуг для их перевода в электронный вид.

Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) .

С момента открытия Единого портала госуслуг в декабре 2009 года он превратился в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде. К концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг превысило 25,5 млн. человек.

Выстраивание всей системы для предоставления госуслуг в электронном виде стало одним из факторов, который позволил Российской Федерации сделать рывок в рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2009-2012 годах. Всего за два года Россия поднялась сразу на 32 позиции - с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия заняла третье место в рейтинге - после США (310 миллионов, пятое место рейтинга ООН) и Японии (127 миллионов, восемнадцатое место рейтинга ООН). По версии этого же рейтинга ООН, опубликованного в 2014 году, Россия сохранила прежнюю позицию (27 место). В июле 2013 года Минэкономразвития России предложило новый подход к переводу услуг в электронный вид, поскольку поэтапная модель перевода услуг оказалась слишком формализованной и не учитывала особенности отдельных услуг, тем самым не позволяла органам власти эффективно переводить их в электронный вид. Было предложено перейти к модульной системе, более гибкой, предусматривающей перевод в электронный вид отдельных административных процедур. В декабре 2013 года была утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанная Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России, которая определила основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию электронных услуг на период до 2016 года. Утвержден план мероприятий по ее реализации.

Концепция определила 15 приоритетных федеральных и 20 региональных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации. С 25 мая 2017 года перечень региональных услуг включает 18 услуг (распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 1027-р).

В рамках указанной оптимизации по каждой из 35 приоритетных услуг разрабатываются соответствующие планы-графики. В целях дальнейшего развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительством Российской Федерации (постановлением от 26 марта 2016 г. № 236) утвердило требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В данном акте нашел свое отражение «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид, ранее предложенный Минэкономразвития России.

В соответствии с положениями Требований Минэкономразвития России проведена работа по определению целевой модели предоставления в электронной форме всех федеральных государственных услуг. По результатам указанной работы на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 3 марта 2017 года одобрена сводная матрица составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме (протокол от 3 марта 2017 года № 94пр). В настоящее время Минэкономразвития России в соответствии с поручением подкомиссии продолжает ведение сводной матрицы на постоянной основе.

Мониторинг услуг федеральных органов исполнительной власти

Тематические документы

  • DOCX

    Типовые формулировки для внесения изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг


    Скачать документ 47,92 КБ
  • PDF

    Методика мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму для проведения мониторинга в 2019 г.