Какие виды стандартов применяются в рф. Особенности стандартизации в россии

ВВЕДЕНИЕ.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;

стандарты предприятий – СТП.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.

Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.

ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.

2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.

В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

общих технических условий;

общих технических требований;

параметров и (или) размеров;

типов, основных параметров и (или) размеров;

конструкции и размеров;

правил приемки;

методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

правил эксплуатации и ремонта;

типовых технологических процессов.

СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).

Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.

Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.

Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.

Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).

Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.

Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.

Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.

На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечествен­ных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрес­сивных национальных стандартов других стран и предусматрива­ют оптимальные решения для экономического и социального раз­вития страны.

Рис. 10.1. Классификация категорий и видов стандартов

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся ин­дивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления Российской Федерации, а также органов местного управления в пределах сфе­ры их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходи­мы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации мо­гут быть:

Организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые кон­струкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические сред­ства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;

Составляющие элементы крупных народно-хозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охра­ны окружающей среды и др.);

Объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;

Продукция широкого, в том числе межотраслевого, приме­нения;

Достижения науки и техники, позволяющие Российской Федерации (или конкретным предприятиям) обеспечить конку­рентоспособность своей продукции или технологии;

Продукция, производимая в Российской Федерации для удов­летворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двухсторонним обя­зательствам;

Система конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документации, документации в области управления и организа­ции производства и т.д.

Разработку государственных стандартов Российской Федера­ции осуществляют, как правило, технические комитеты по стан­дартизации в соответствии с заданными планами государствен­ной стандартизации Российской Федерации, программами (пла­нами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, госу­дарственными стандартами и другими нормативными документа­ми по стандартизации, а также учитывать документы междуна­родных и региональных организаций по стандартизации.

В государственные стандарты Российской Федерации включают:

Обязательные требования к качеству продукции, работ и ус­луг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и иму­щества человека, охрану окружающей среды, обязательные тре­бования техники безопасности и производственной санитарии;

Обязательные требования по совместимости и взаимозаме­няемости продукции;

Обязательные методы контроля (измерения, испытания, ана­лиза) требований к качеству продукции, работ и услуг;

Параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

Основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортиро­ванию, хранению и утилизации продукции;

Положения, обеспечивающие техническое единство при раз­работке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;

Правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, со­хранения и рационального использования всех ресурсов, терми­ны, определения и обозначения, метрологические и другие об­щетехнические правила и нормы.

Государственные стандарты содержат следующие структурные элементы: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; опре­деления; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные. Структурные элементы, за исключе­нием элементов "Титульный лист", "Предисловие", "Наимено­вание", "Требования", приводят в зависимости от особенностей стандартизуемого объекта. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5-93.

ГОСТы Р утверждаются Госстандартом России (Госстроем России). Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Госстрой России проводит их проверку на соответствие требова­ниям законодательства, действующим государственным стандар­там Российской Федерации, метрологическим правилам и нор­мам применяемой терминологии, правилам построения и изло­жения стандартов. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта и две последние цифры года утвержде­ния или пересмотра (например, ГОСТ Р 248-99). Государствен­ную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления тре­бований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не дол­жны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации дан­ной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разра­батывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, тех­нологической оснастке, инструменту, специфическим для отрас­ли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регла­ментация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и орга­низаций отрасли и для достижения оптимального уровня каче­ства продукции.

ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведом­ством), являющимся ведущим в производстве данного вида про­дукции. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, циф­ровой код отрасли, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348-98).

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, орга­низации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесооб­разно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований катего­рий стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории Российской Федерации пред­приятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензи­ями на право производства и реализации продукции или оказа­ния услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

Основные параметры и (или) размеры;

Технические требования;

Требования по безопасности;

Комплектность, правила приемки;

Методы контроля (испытаний, анализа, измерений);

Правила маркировки, транспортирования и хранения;

Указания по эксплуатации;

Гарантии изготовителя.

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потреби­телями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожела­ния и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.

ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик техни­ческих условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Обозначения техническим условиям присваивает предприятие-разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обо­значения технических условий. Для вновь организуемых предприя­тий и объединений рекомендуются обозначения технических усло­вий со следующей структурой, состоящей из индекса ТУ, четырехразрядного кода класса продукции по ОКП (Общероссий­ский классификатор продукции) и разделенного тире трехразряд­ного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предпри­ятий и организаций), являющегося держателем подлинника тех­нических условий, и двух последних цифр года утверждения доку­мента (например: ТУ 4521-164-34267369-99, где 4521 - группа продукции по ОКП, 34267369 - код предприятия по ОКПО).

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регис­трации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами. Учетной реги­страции не подлежат технические условия на следующую продукцию:

Опытные образцы (опытные партии);

Сувениры и изделия народных художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных металлов и камней);

Технологические промышленные отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;

Составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и мате­риалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или из­готовляемые по прямому заказу одного предприятия;

Средства технологического оснащения, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребности в них, за исключением средств изме­рений и средств испытаний;

Продукцию единичного производства.

Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Госстан­дарта Российской Федерации.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональ­ные и другие объединения, на создаваемые и применяемые толь­ко на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, состав­ные части изделий и другие объекты, имеющие применение толь­ко на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требо­вания, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стан­дартов и особенностей данного предприятия, если это не нару­шает и не снижает качественных показателей и требований, уста­новленных ГОСТами или ОСТами.

В качестве стандарта предприятия допускается применение международных, региональных и национальных стандартов дру­гих стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удов­летворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют раз­работанные на их основе государственные и отраслевые стандар­ты. Построение, изложение, оформление, содержание и обозна­чение стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5-93. СТП утверждает руководство предприятия (главный инженер предпри­ятия, объединения). После утверждения им присваивается индекс СТП, цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандар­тизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, СТП 0005-48-553-44-92.). СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распростра­няются на поставляемую продукцию и государственной регистра­ции в органах Госстандарта России не подлежат.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занима­ющиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно-технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследова­ний и разработок, а также служат важным источником информа­ции о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.

СТО, как и ОСТ и СТП, не должны противоречить российс­кому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласо­ваны с органами государственного надзора.

Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной де­ятельности определяют самостоятельно и несут за это ответствен­ность. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направ­ляются в органы Госстандарта России.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитыва­ют рекомендации международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для меж­дународных экономических связей. Основная цель ИСО - содей­ствовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, техничес­кой и экономической деятельности.

После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (на­пример, ИСО/Р 1989).

Госстандарт России допускает следующие правила примене­ния международных стандартов:

Принятие без дополнений изменения текста международно­го стандарта в качестве государственного российского ГОСТ Р. Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечествен­ных стандартов;

Принятие текста международного стандарта, но с дополне­ниями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого стандарта к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.

10.2. Виды стандартов

Стандарты основополагающие;

Стандарты на продукцию, услуги;

Стандарты на процессы;

Стандарты на методы контроля, измерений, испытаний, анализа и др.

Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производ­ства. Этот вид стандартов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта или услуг таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для жизни, здоровья и имущества человека, а также ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандар­тами на продукцию.

Это говорит о том, что основополагающие стандарты должны быть в основном комплексными стандартами, объединяющими взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаи­мосвязанным объектам стандартизации. Эти стандарты, по суще­ству являясь объединением взаимосвязанных нормативных доку­ментов, носящих методический характер, содержат положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодатель­ству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обяза­тельных требований к продукции, процессам, услугам. Примером основополагающих стандартов могут быть комплексные стандарты (ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП, нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России и др.).

Стандарты на продукцию, услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной про­дукции (услугам).

Примером стандартов на продукцию, услуги могут быть:

Стандарты общих технических требований;

Стандарты параметров и (или) размеров;

Стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента;

Стандарты правил приемки и др.

Стандарты общих технических требований регламентируют общие для группы однородной продукции нормы и требования, обеспечивающие оптимальный уровень качества, который дол­жен быть заложен при проектировании и задан при изготовлении конкретных видов продукции, входящих в данную группу.

В зависимости от вида и назначения продукции могут устанав­ливаться требования к ее физико-механическим свойствам (проч­ности, твердости, упругости, износоустойчивости и др.); надеж­ности и долговечности; технической эстетике (окраске, удобству пользования, отделке и др.); исходным материалам, применяе­мому при изготовлении данной продукции сырью, полуфабрика­там и др.

Стандарты общих технических требований включают разделы:

Классификация, основные параметры или размеры;

Общие требования к параметрам качества и, как правило, приводят только те требования, которые являются обязательны­ми и подлежат контролю;

Требования к упаковке, маркировке, безопасности;

Требования охраны окружающей среды;

Правила приемки продукции;

Правила транспортирования и хранения;

Правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают пара­метрические или размерные ряды продукции по основным потре­бительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе кото­рых должна проектироваться продукция конкретных типов, мо­делей, марок, подлежащих изготовлению соответствующими отраслями. Эти стандарты должны учитывать перспективы разви­тия продукции, которая способствует научно-техническому про­грессу и повышению эффективности промышленного производ­ства. Таким стандартом является, например, ГОСТ 8032-84, регламентирующий предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

Стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента определяют конструктивные исполнения и основные размеры для определения группы изделий, унификации и обеспечения взаи­мозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, мо­делей и т.д. Выполнение требований стандартов конструкций и размеров дает большой технико-экономический эффект, так как сокращает затраты на проектирование, освоение и изготовление изделий. Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья), а в отдельных случаях - основные потребительские характеристики. Стандарты сортамен­та регламентируют геометрические формы и размеры продукции. Особенно широко этот вид стандартов применяется в металлур­гической промышленности.

Стандарты правил приемки регламентируют порядок прием­ки определенной группы или вида продукции для обеспечения единства требований при приемке продукции по качеству и коли­честву.

Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нормируют требования к потребительской маркиров­ке продукции с целью информации потребителя об основных ха­рактеристиках продукции, к упаковке с учетом технической эсте­тики и т.п.

Стандарты правил эксплуатации и ремонта устанавливают общие правила, обеспечивающие в заданных условиях работоспо­собность изделий и гарантирующие их эксплуатацию.

Стандарты на процессы устанавливают требования к конкрет­ным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жиз­ненного цикла продукции (проектирования, производства, по­требления (эксплуатации), хранения, транспортирования, ремон­та, утилизации).

Стандарты на процессы включают следующие нормативы:

Требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования;

Схемы технологического процесса изготовления продукции;

Требования к технологическим режимам и влияющим на них факторам;

Правила потребления (эксплуатации);

Общие требования к хранению, транспортированию, ремон­ту и утилизации;

Требования безопасности для жизни и здоровья людей и т.д.

Особое место занимают экологические требования. При про­ведении технологических операций стандартизации подлежат пре­дельно допустимые нормы различного рода воздействий техноло­гий на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический (разрушение) характер, опасный в экологическом отношении.

Экологические требования включают:

Условия применения определенных материалов и сырья, по­тенциально вредных для окружающей среды;

Параметры эффективности работы очистного оборудования;

Правила аварийных выбросов и ликвидацию их последствий, предельно допустимые нормы сбросов загрязняющих веществ со сточными водами.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анали­за) устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испыта­ний, методы испытаний (контроля, анализа, измерения) потре­бительских (эксплуатационных) характеристик определенной груп­пы продукции с целью обеспечения единства оценки показателей качества.

Необходимо пользоваться именно стандартизованными мето­дами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый метод имеет свою специфику, связанную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выде­лить и общие положения, подлежащие стандартизации:

Средства контроля и вспомогательные устройства;

Порядок подготовки и проведения контроля;

Правила обработки и оформления результатов;

Допустимая погрешность метода.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля, испытания, анализа применительно к одному показателю каче­ства продукции. Это нужно для того, чтобы одна из методик при необходимости была выбрана в качестве арбитражной. Кроме того, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо дан­ные по их отличительным характеристикам.

Методы испытаний выбираются в зависимости от вида про­дукции для обеспечения надлежащего ее качества. В стандартах предусмотрены различные виды испытаний: повседневные для контроля качества выпускаемой продукции; типовые, производимые предприятием-поставщиком при освоении производства новых изделий; периодические, проводимые для проверки соответствия выпускаемой продукции предъявляемым к ней требованиям.

Введение

Функции стандартизации

Система органов и служб стандартизации Российской Федерации

Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

Применение стандартов в Российской Федерации

Список используемой литературы

Введение

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

·Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

·Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

·Единства измерений;

·Экономии всех видов ресурсов;

·Обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышения степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации - конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойства данного объекта.

Так, аспектами стандартизации являются:

·термины и определения;

·условные обозначения и сокращения;

·требования к основным показателям уровня качества;

·требования к основным показателям уровня экономичности;

·требования к комплектности продукции;

·требования к методам и средствам хранения и транспортировки

·требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производства, обращения и потребления;

·требования к правилам и средствам приемки продукции;

·требования к маркировке продукции;

·требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре;

·требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции по ее целевому назначению;

·требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации.

Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующего отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения - получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации, в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы - эталоны изделий, материалов и веществ.

Государственный стандарт РФ - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).

Технический регламент - документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьером в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации;

Указа Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиП и др.).

Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение; на уровне любых хозяйственных объединений.

Правила по стандартизации - нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО и МЭК, поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) Межгосударственными стандартами являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальными органами по стандартизации. Таковыми являются - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ).

Комплекс стандартов - это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Объективный закон стандартизации - это социально-экономическая необходимость современного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

Функции стандартизации

Функции стандартизации установлены в законе «Техническом регулировании» и более подробно в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения».

Стандартизация выполняет следующие функции:

Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами.

Охранная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей:

сбалансированность интересов сторон;

системность стандартизации;

динамичность и опережающее развитие стандарта.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта).

Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или любого другого нормативного документа и его всеобщим применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований нормативного документа обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

стандартизация нормативный документ

Система органов и служб стандартизации в России

Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры:

·Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

·Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненный Правительству РФ;

·Группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ;

·Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованные сторонами (предприятия и организации) на добровольной основе;

·Подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности.

Основными направлениями деятельности Госстандарта являются:

Организация и государственное управление стандартизацией в стране;

Организация и государственное управление деятельности по обеспечению единства измерений в стране;

Формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качеств, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор;

Участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечениям качества продукции, услуг и производственных процессов.

Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомства Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утвержденными самими министерствами (ведомствами).

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

утверждение национальных стандартов;

принятие программ разработки национальных стандартов;

организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии;

Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам;

представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации.

Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

·Разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

·Содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

·Сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств - участников Соглашения о проведении согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

·Сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

·Разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

·Участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствуют принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;

·Разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

·Подготовка предложений по позиции Российской Федерации по позиции для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

·Подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

·Участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формируют, и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

в Российской Федерации

В Российской Федерации используются несколько видов стандартов, которые отличаются назначением и спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей как для науки, так и для производства.

Примерами основополагающих стандартов могут быть государственные стандарты, определяющие общие положения в комплексе стандартов конкретной системы (напри­мер, ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации. Основные положения»). Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, например, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т. п.).

Стандарты на продукцию {услуги) устанавливают требования, либо к конкретному виду продукции (услуге), либо к группам однородной продукции (услуг). Применяются две разновидности этого вида стандартов:

стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг);

стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

По группам однородной продукции (услуг) могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт общих технических условий в общем случае включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарт технических условий устанавливает требования, как было сказано, к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации: указание о товарном знаке, знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и др.



Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. Данный вид стандартов находит широкое применение в области управления, делопроизводства, подготовки кадров и т. п.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Каждый из методов имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля, однако можно выделить общие элементы процесса контроля, которые можно подвергнуть стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; до­пустимую погрешность метода.

Необходимо пользоваться именно стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте, передовых достижениях метрологии.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Государственные стандарты содержат требования по безопасности; по технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации и другую информацию. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными, если они касаются обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Обязательными могут быть другие требования государственных стандартов, если это установлено законодательством РФ. Государственные стандарты принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их государственной регистрации. Этот же орган осуществляет официальное опубликование вновь вводимых в действие, замененных, отмененных государственных стандартов.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами управления в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных и других обществ разрабатываются и применяются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.