Курсовая работа: Финансирование агропромышленного комплекса. повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления

Тема: Финансирование агропромышленного комплекса

Тип: Курсовая работа | Размер: 255.07K | Скачано: 49 | Добавлен 18.10.14 в 18:56 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Введение 3

Глава I. Сельское хозяйство в системе региональной экономики 5

1.1 Роль и функции сельского хозяйства 5

1.2 Характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства 11

1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 14

Глава II. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области 16

2.1 Анализ агропромышленного комплекса Нижегородской области за последние годы 16

2.3 Структура расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса в Нижегородской области

2.2 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области 19

Глава III. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства в Нижегородской области в частности 23

3.1 Основные тенденции развития и поддержка АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности 23

3.2 Пути совершенствования государственной системы финансирования АПК 27

3.3 Совершенствование финансирования и финансового оздоровления сельского хозяйства Нижегородской области 31

3.4 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2013 году 34

Заключение 35

Список использованной литературы 37

Приложение 1 39

Приложение 2 41

Введение

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине ХХ века, сельское хозяйство характеризуется научно обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Однако за последние несколько десятилетий страна начала выступать в роли импортера сельхозпродукции.

Рост инвестиций в АПК позволит перевооружить сельскохозяйственное производство новыми машинами и оборудованием для внедрения современных технологий, снизить издержки производства и обеспечить наращивание производства конкурентоспособной продукцией, благодаря росту производительности труда. Поэтому так важно уделить внимание финансированию агропромышленного комплекса, в этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Цель курсовой работы - изучить финансирование агропромышленного комплекса из бюджета.

Объект изучения - агропромышленный комплекс.

Предмет исследования - финансирование расходов агропромышленного комплекса.

Задачи работы:

Показать роль и функции сельского хозяйства, охарактеризовать отраслевую структуру сельского хозяйства, источники финансирования и роль бюджета в финансировании сельского хозяйства;

Проанализировать структуру расходов бюджета за последние годы на финансирование сельскохозяйственного производства Нижегородской области;

Предложить пути совершенствования бюджетного финансирования агропромышленного комплекса.

Курсовая работа состоит из трёх глав и подразделов, списка литературы, введения и заключения.

Список использованной литературы

Законодательные материалы:

  1. Государственная программа «О развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
  2. Областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы" Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882
  3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Основная литература:

  1. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
  2. Борисова, И.В. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление / И.В. Борисова // Вопросы экономики. − 2010. − № 4. − С.24-42.
  3. Дорождеев, А.В. Совершенствование государственного регулирования экономики / А.В. Дорождеев // Финансы и кредит. - 2012. − № 17. - С. 41-45.
  4. Докальская, В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств / В.К. Докальская // Финансы. - 2011. − № 8. - С. 71-72.
  5. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
  6. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
  7. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
  8. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
  9. Райская, Н.Н. Российская экономика в 2009-2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / Н.Н.Райская, Л.С.Рощина, А.А.Френкель, Э.Ф.Баранов // Вопросы статистики. − 2010. − № 1. − С.45-60.
  10. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.
  11. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
  12. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
  13. Цветков В., Джумов А. - Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2009.

Интернет ресурсы:

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Финансы промышленности

ТЕМА 3.2. ФИНАНСЫ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.Финансы промышленности.

2. Финансы агропромышленного комплекса (АПК).

3. Финансы строительства.

4. Финансы транспорта.

Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей СМП едины, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства, так как, во-первых, промышленность производит средства труда – основу производства жизненных благ человеком, во- вторых, в промышленности создается большая часть ВВП и национального дохода. Промышленность является основной частью сферы материального производства. Принципы и методы организации финансов промышленности лежат в основе организации и планирования финансов в других отраслях (темы 2-4, 3-1, 3-3, 3-4).

Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, промышленные предприятия производят раньше их возмещения из выручки за реализованную продукцию. Поэтому у предприятий возникает потребность в средствах на закупку необходимого сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов, на оплату труда работников и т.д.

Наибольший удельный вес в расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Они складываются из затрат, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, отчислений на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости населения и т.д.

Финансы предприятий агропромышленного комплекса (АПК) – составная часть финансов сферы материального производства. К предприятиям, функционирующим в рамках АПК, относятся: СПК, фермерские хозяйства, экспериментальные базы, опытные поля, сортоиспытательные станции, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию заводы, ремонтно-технические предприятия, предприятия материально-технического снабжения, строительные предприятия и др. В промышленно развитых странах сельское хозяйство дотируется не потому, что оно убыточно, а для сохранения его мощностей на случай непредвиденных обстоятельств.

АПК - совокупность отраслей, участвующих в производстве продукции сельского хозяйства и доведении ее до потребителя, включает отрасли, производящие средства производства (тракторное, сельскохозяйственное и продовольственное и машиностроение, ремонт тракторов и сельхозмашин, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа, капитальное строительство в АПК), сельское хозяйство (производство сельхозпродукции и сырья; в эту сферу включаются: колхозы, госхозы, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения и предприятия лесного хозяйства), отрасли заготовки, переработки и доведения сельхозпродукции до потребителя (мясная, молочная, мукомольная, крупяная, рыбная, комбикормовая промышленности, торговля и общепит).


Стадии воспроизводственного процесса АПК :

А) Производство средств производства;

Б) Сельскохозяйственное производство;

В) Производство продовольствия и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья;

Г) Производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного процесса;

Д) Реализация конечного продукта потребителю.

Особенности организации финансов предприятий АПК обусловлены тремя факторами: особенностями сельскохозяйственного производства, межотраслевым характером отношений в АПК и использованием в АПК различных форм собственности.

Особенности организации финансов АПК, связанные с особенностями сельскохозяйственного производства :

1. Основным средством труда является земля, которая не амортизируется (не участвует формировании себестоимости продукции). Неодинаковый уровень плодородия и местоположение земли создают условия для получения дифференцированного дохода (дифференциальной ренты). Подготовка земли к использованию часто требует больших капитальных затрат (известкование, мелиорация и т.д.), которые, как правило, не по силам одному предприятию и осуществляются обычно из государственного бюджета.

2. В качестве предметов труда используются биологические объекты (растения и животные). Процесс выращивания растений и животных, который ускорить практически нельзя Это обусловливает медленную оборачиваемость оборотных средств (в растениеводстве он равен году) и приводит к неравномерности поступления выручки. Финансовый результат деятельности можно определить только в конце года. Несовпадение по времени денежных поступлений и необходимых расходов обуславливает большую роль заемных источников финансирования.

3. Результат деятельности сильно зависит от природных, климатических условий (климатической зоны, времени года, погоды, стихийных бедствий и т.д.). Это обусловливает: а) обязательный по времени и срокам характер большинства видов работ (промедление или невыполнение их приводит к убыткам), б) необходимость создания натуральных и денежных резервных фондов, осуществления обязательного страхования имущества, урожая, животных, многолетних насаждений. К началу срока работ необходима полная обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

4. В качестве средства труда используются животные (рабочий скот), воспроизводство которого (выращивание молодняка) чаще всего осуществляется непосредственно в самом сельскохозяйственном предприятии. По продуктивному скоту, используемому для получения молодняка, амортизация не начисляется и стоимость его не переносится на себестоимость продукции. По рабочему скоту амортизация начисляется.

5. Значительная часть производимой продукции используется на собственные нужды предприятия (во внутрихозяйственном обороте), то есть она не реализуется на сторону (молодняк скота, семена, корма для скота, навоз для удобрения полей и т.д.) и не принимает денежной формы.

6. Цены на продукты питания, как предметы первой необходимости, являются неэластичными.

7. Стратегическая значимость сельскохозяйственной продукции для безопасности страны.

Уровень цен на продукты питания (хлеб, мясо, молоко и др.) не может определяться только спросом и предложением, как для других товаров.

Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию. При их чрезмерном росте оно ограничивает цены, а при резком падении (например, вследствие большого урожая) поддерживает сельскохозяйственных производителей, закупая их продукцию.

Агропромышленный комплекс (АПК) занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами.

В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имеет самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям.

В результате проводимой финансово-кредитной политики предприятия АПК испытывают острую потребность в собственных оборотных средствах, которые сегодня не покрывают даже стоимости минимальных запасов.

Острый недостаток собственных оборотных средств привел к таким негативным последствиям:

Использование чрезвычайно высокой доли получаемой прибыли для их формирования;

Рост взаимных неплатежей по договорам;

Сокращение налоговых поступлений;

Рост недоимки и задолженности бюджету.

По данным выборочных обследований хозяйств степень износа тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приблизилась к 50%. Хозяйства практически лишены возможности обновлять морально устаревшую и физически изношенную технику.

После многократного повышения цен и повышения стоимости оборотных производственных фондов резко возросла потребность предприятий АПК в дополнительном капитале. Целесообразность крупных вложений обусловлена сезонностью сельскохозяйственного производства, необходимостью сезонных запасов на предприятиях.

Оставляет желать лучшего и кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, предусматривающая кредитную рестрикцию, т. е. уменьшение объемов централизованных кредитов с одновременным увеличением процентной ставки. Такая политика особенно болезненно отражается на финансовом состоянии сельскохозяйственных предприятий, с одной стороны, требующего кредитного финансирования в силу своей капиталоемкости, с другой стороны, невозможностью быстрого погашения кредитной задолженности из-за сезонности производства.

Кроме того, относительная распыленность финансового потенциала по большому числу банков, равно как и относительно небольшая его суммарная величина, мало способствует концентрации усилий по изменению положения АПК к лучшему. С АПК реально и устойчиво работает лишь сравнительно небольшое число банков, возможности которых далеко не безграничны. Как правило, банки обладают относительно небольшой массой свободных ресурсов, при этом срочность этих ресурсов не сопрягается с потребностями предприятий в долгосрочных вложениях. Государство с постоянным бюджетным дефицитом (на федеральном и на региональном уровнях) тоже долгое время не было способно помочь агропромышленному сектору и только в последние годы начало заботиться о создании специальных фондов (бюджетных и внебюджетных) для поддержки отечественного АПК. Инфляционный фактор тоже действует негативно: выделенные в начале года средства к концу года оказываются недостаточными, чтобы в полной мере обслужить намеченные ранее проекты.

Попытки государства самостоятельно кредитовать сельское хозяйство терпят неудачу: деньги либо просто не доходят до аграрного сектора, либо сосредоточиваются на счетах тех реципиентов, которые не предусматривались программой кредитования. Кроме того, уровень возврата аграрных кредитов бывает традиционно низким, а поставленная цель увеличить производство определенного продукта или закрыть финансовую брешь несостоятельного предприятия никогда не достигается.

Кризис 1998 г. усугубил далеко не гармоничные взаимоотношения финансового сектора и агропромышленной отрасли. Увеличились задолженность, объем просроченных кредитов, повысились риски, ослабли нити доверия аграрников к банковской системе. Еще более уменьшились кредитные и инвестиционные возможности банков. Под угрозой оказались некоторые конкретные проекты, особенно в области внедрения и развития новых форм хозяйственных взаимоотношений и ресурсосберегающих финансовых технологий (в частности, лизинг). Вместе с тем кризис в ряде случаев помог по-новому взглянуть на характер отношений агропромышленного и банковского секторов, более реалистично оценить их количественные и качественные параметры.

В основу реформирования аграрного сектора России положена структурная перестройка сельскохозяйственного производства, в частности, путем создания новых организационных форм хозяйствования - фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса. Однако развитие этих структур, повышение их эффективности сдерживается из-за ограниченного их доступа к финансовым ресурсам.

В условиях кризиса экономики, резкого сокращения государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села в огромной степени возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов самими мелкими сельхозтоваропроизводителями, сельским населением на основе взаимопомощи, тем самым на повестку дня выдвигается вопрос о воссоздании и всемерном развитии кредитной кооперации в сельскохозяйственном производстве.

Членами сельских кредитных кооперативов могут стать фермеры, другие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, заготовительные, снабженческие и иные предприятия и организации, связанные с сельскохозяйственным производством, мелкие и другие предприниматели, а также отдельные граждане, участвующие своими денежными средствами в виде паевых взносов в формировании кредитных ресурсов.

Основное содержание деятельности сельских кредитных кооперативов видится в мобилизации сбережений членов кооператива, привлечении заемного капитала и использовании этих средств для выдачи кредитов, в первую очередь на производственные цели, а также для обеспечения расчетов, при этом не исключается возможность использования средств и на социальные нужды членов кооператива.

Кредитные кооперативы в сельских зонах могли бы быть более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, учитывая их солидарную ответственность.

По нашему мнению, в настоящее время создание системы сельской кредитной кооперации должно стать одним из важнейших направлений аграрной политики государства.

В настоящее время попытка поддержать сельские кредитные кооперативы предпринимается Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). По ее инициативе был создан Фонд развития сельской кредитной кооперации - некоммерческая организация, учрежденная для содействия становлению системы сельской кредитной кооперации в России как одного из важнейших направлений реформирования кредитного механизма агропромышленного комплекса. Фонд ведет активную работу по привлечению отечест- венных и зарубежных инвестиций на развитие сельской кредитной кооперации.

В условиях кризиса производства и неплатежей на российском рынке одним из средств выживания предприятий-производителей и сохранения рабочих мест стал экспорт. От него агропромышленный комплекс России получает ежегодно от 4 до 5 млрд. долл. США. Из сельскохозяйственной продукции наибольшим спросом при этом пользуются семена подсолнечника, ячмень, пшеница, шерсть.

Экспорт сельскохозяйственной продукции, за исключением некоторых ее видов, осуществляют в настоящее время по ценам выше внутренних. Посреднические коммерческие структуры, через которые проходит более 70% продовольственных товаров, закупая сельхозпродукты по дешевым внутренним ценам, реализуют ее за рубеж по высоким ценам, получая от этого значительные доходы и не стремясь инвестировать их в развитие АПК. Отечественные товаропроизводители теряют от таких сделок значительные денежные ресурсы. В связи с этим целесообразно передать функцию экспорта продукции кредитным кооперативам.

Среди мнений, высказываемых по поводу исправления положения в АПК, наиболее правильным, то есть наиболее прагматичным и соответствующим реалиям, можно считать трехсторонний подход к решению финансовых проблем АПК. При этом подходе равная роль принадлежит и государству, и финансовым институтам, и производителям продукции АПК. Главное в нем - объединение их усилий и ресурсов, а также оптимальные формы такого соединения. При этом государство обеспечивает формулирование и последовательное проведение структурной аграрной и агропромышленной политики, определение приоритетов и основных ее принципов, гарантированное выполнение соответствующих статей бюджета и целевых программ, стимулирует накопление соответствующих фондов как в рамках государственных структур, так в финансовых институтах и на предприятиях АПК.

Для эффективной организации производства сельскохозяйственной продукции государство должно предоставить товаропроизводителям гарантии в ее реализации по экономически обоснованным ценам, а также ввести квотирование сельскохозяйственной продукции, реализуемой на внутреннем рынке. В пределах квот в бюджете необходимо предусмотреть средства для закупки продукции сельского хозяйства.

Одной из форм государственной поддержки агропромышленного комплекса, как особой формы приобретения материально-технических средств, мог бы стать лизинг. Анализ показывает, что современный уровень развития лизинговых операций совершенно недостаточен (потребности хозяйств в технике удовлетворяются менее, чем на 10%). Особенностью финансового лизинга оборудования в условиях достаточно высоких темпов инфляции является то, что ни лизингодатель, ни лизингополучатель не заинтересованы в большой продолжительности срока лизинга, и поэтому срок лизинга составляет, как правило, от 6 до 18 месяцев.

Соответственно, собственную политику развития и расширенного воспроизводства, экономически обоснованные программы и инвестиционные проекты, равно как и планы развития и накопление соответствующих фондов, должны подготовить производители - предприятия АПК. Они должны заботиться и о создании собственных ресурсов финансирования. Особая роль в координации усилий и формировании фондов развития и финансирования принадлежит общенациональным и региональным ассоциациям предприятий АПК.

Финансовые структуры в рамках кредитно-финансовой политики, осуществляемой Центральным банком Российской Федерации и Минфином России (при участии Минсельхозпрода и других государственных ведомств, ответственных за структурную, прежде всего аграрную и продовольственную, политику), вырабатывают с учетом специфики отрасли собственные схемы и операционные модели, ориентированные на предоставление кредитно-финансовых услуг АПК. В ходе совместной работы на всех уровнях от федерального до индивидуального они содействуют выработке оптимальных форм и методов финансирования АПК, поиску источников финансирования, созданию условий для накопления необходимых средств и резервов, обеспечивают контроль за целевым использованием средств и рентабельностью отдельных проектов. Именно при таком трехстороннем подходе можно мобилизовать резервы при перераспределении средств, добиться укрепления инвестиционного потенциала АПК за счет государственных средств. Но, главное, с помощью продуманной общенациональной агропромышленной политики могут быть созданы благоприятные исходные предпосылки для финансирования комплекса за счет долгосрочных кредитов и инвестиций банков.

Для обеспечения устойчивого развития АПК необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики.

Финансирование агропромышленного комплекса Российской Федерации

1.3 Анализ нормативно-законодательной базы регламентирующей финансирование АПК

Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в целом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими видами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на аналогичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют нормативные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.

Основу регулирования бюджетных отношений составляет Бюджетный кодекс РФ. Налоговые отношения урегулированы частью I Налогового кодекса РФ, Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., законами, регулирующими взимание отдельных видов налогов. Отношения по поводу страхования охватываются законодательством, в основе которого - Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. Банковская деятельность регулируется особым банковским законодательством, во главе которого - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции законов с 1995 по 1999 г., а также Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г., изложивший данный Закон в новой редакции. Для регулирования кредитных и расчетных отношений наиболее значимы нормы ГК РФ и Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. Для регламентации рынка ценных бумаг весьма важны положения ГК РФ, а также Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. и др.

Законодательство о финансовых отношениях в сельском хозяйстве отражает государственную политику в этой области. Основы данной политики установлены Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 14 июля 1997 г. Так, ст. 2 данного Закона "Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства" установлено, что государство регулирует финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение в сельском хозяйстве. Отдельные статьи Закона установили основные начала этой деятельности. Ряд нормативных актов был принят в целях ее правового обеспечения. За последние годы Президентом РФ и Правительством РФ принимались нормативные акты об экономическом функционировании агропромышленного комплекса, содержащие определенные меры государственной поддержки АПК, включающие вопросы дотаций и инвестиций в сельскохозяйственное производство.

Правовое регулирование финансирования сельскохозяйственного производства.

Финансирование сельскохозяйственной деятельности из бюджетных денежных средств - один из способов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сейчас политика в области финансирования АПК существенно изменилась. Упор делается на те виды экономического стимулирования, которые подталкивают предпринимателей в сельском хозяйстве к активным действиям на рынке, а не к ожиданию очередной финансовой помощи от государства. К таким мерам относятся регулирование кредита, налоговое регулирование и др.

В то же время финансирование прочно входит в перечень способов, с помощью которых государство контролирует и управляет экономическими отношениями в аграрном секторе, и совершенный отказ от него не предвидится.

Нормативную основу правового регулирования финансирования АПК составляет уже упомянутый Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства". Как установлено глава 1 ст. 3 Закона, государство финансирует АПК за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников. Кроме того, финансирование допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Кредитование из разных источников предполагает разное правовое регулирование отношений по поводу кредита.

Кредитные отношения с участием коммерческих банков подчиняются нормам гражданского законодательства (глава 42 "Заем и кредит" ГК РФ) и иным нормативным актам.

Предоставление же кредита из государственных или муниципальных денежных средств регулируется специальным законодательством. В основе этого законодательства находится Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства".

В то же время деятельность банков, выполняющих операции по кредитованию из средств государственного бюджета, подчиняется и общим нормам ГК РФ о займе и кредите.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).

Заем - понятие более общее, и заимодавцем может быть любое лицо, а не обязательно кредитная организация. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 809 ГК РФ). Можно сказать, что кредит рассматривается как особый случай займа. Поэтому ГК РФ (ч. 2 ст. 819) устанавливает, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не установлено законом.

Среди договоров, определяемых ГК РФ и имеющих место в сельскохозяйственных отношениях, выделяют особые разновидности: товарный кредит и кредит коммерческий. По договору товарного кредита могут быть переданы только вещи, определенные родовыми признаками, а не деньги (ст. 822).

Коммерческий кредит, по определению ст. 823 ГК РФ, это особое условие при заключении основной сделки, связанной с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей. При этом кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту применяются правила, установленные гражданским законодательством для займа и кредита, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

На кредитные отношения в АПК распространяются общие требования о форме кредитного договора, а именно кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность.

Как уже говорилось, кредитование сельскохозяйственного производства - одна из целей, на которую направляются средства федерального бюджета в соответствии со ст. 3 Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства".

Участием государства в кредитных отношениях, при условии залога под этот кредит сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с данным Законом являются:

* выделение бюджетных ресурсов для кредитования;

* само кредитование;

* выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Собственно, в положениях упомянутого Закона отражен основной взгляд современной политики на роль государственного кредитования АПК. Так, Законом установлены основные направления расходования денежных средств федерального бюджета при государственном кредитовании. Это:

* краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

* долгосрочное кредитование агропромышленного производства;

* предоставление кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

Правительство РФ создает специальные фонды государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования их средств.

При любых формах участия государства в кредитных отношениях в АПК законодательством устанавливаются особые требования к порядку их установления Когда речь заходит о финансировании какой-то определенной разновидности сельскохозяйственной деятельности, то вопросы ее финансирования из государственного бюджета могут быть дополнительно урегулированы законодательством об этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод по 1 главе, что АПК является одной из основных отраслей экономики России, на которое приходится 15% ВВП всей страны. В этой сфере заняты более 1/3 всего населения России. Финансирование АПК с каждым годом увеличивает. Поддержка государства очень велика, создаются новые программы по поддержки сельского хозяйства, велика доля финансирования на развитие сельского хозяйства. Нормативна - законодательная база затрагивает все сферы финансирования и регулирует все виды финансовых отношений в сфере АПК.

Анализ и исследование особенностей налогового учёта некоммерческих организаций

Государственная политика - это искусство ведения государственных дел с помощью основных принципов и норм, через которые осуществляется государственная власть. Государственная политика призвана согласовывать интересы...

Анализ финансовой деятельности ООО "ЮМА Косметикс"

Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов

Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят: 1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) - подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики...

Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

Единый социальный налог: порядок исчисления, контроль за его уплатой, оптимизация налоговых платежей в ООО "Гражданремстрой"

Единый социальный налог {ЕСН) -- это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК и введенный в действие с 1 января 2001 г. Он заменил собой действующие ранее четыре отчисления в государственные внебюджетные фонды -- Пенсионный фонд...

Индивидуальный (персонифицированный) учет и Пенсионный Фонд России

Наряду с формированием базы данных системы персонифицированного учета развивалась и законодательная база индивидуального учета. Так, Федеральным законом от 25 октября 2001 г...

Налогообложение предприятий в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...

Проблемы организации валютного контроля и пути их преодоления на примере Филиала "Петровский" ОАО "Банк "ОТКРЫТИЕ"

Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ...

Расходы государства на социальную сферу - состав и структура

Основная цель социально-экономической политики Правительства Российской Федерации - последовательное повышение уровня жизни и обеспечения социальных гарантий. Эти социальные пособия определяются обязательствами государства...

Система долгосрочного кредитования

Основная функция государства в процессе формирования рыночной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования состоит в создании надлежащей законодательной и нормативной базы с целью правового обеспечения прав кредиторов -...

Система контроля деятельности хозяйствующего субъекта в России

В целом система нормативно-правовых актов ГФК (или его нормативно-правовая база) нам представляется 4-уровневой. Наглядно это показано на рис. 3. Как видно, в принципе можно говорить об отдельной подотрасли финансового права -- контрольном праве...

Современная финансовая политика России

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации...

Сущность валютного регулирования и его практическое применение в Республике Беларусь

Реализация прямого государственного регулирования в валютной сфере является основополагающей для принятия тех или иных экономических методов воздействия на субъекты валютного рынка...

Транспортный налог

Упрощенная система налогообложения

Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Кроме собственных ресурсов,финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций.

Источники государственного финансирования АПК:

1.республиканский бюджет;

2.местные бюджеты;

3.целевые бюджетные фонды;

4.внебюджетные фонды,

5.местные фонды стабилизации.

Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен . Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

Расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;

Определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты ) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларус ь.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами , предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков , компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, предоставляется на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных займа для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом.

Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции . Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей .

Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование , которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит БРУСП «Белгосстрах».

Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность . Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

Повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;

Усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;

Сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;

Развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;

Создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;

Расширить систему лизинговых операций и т.д.

В 2006-2010 гг. основными задачами развития агропромышленного комплекса будут: формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения. В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций.

Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.