Проблемы и перспективы рынка газовых турбин в россии. Кто кого положит на лопатки? ОАО «Ленинградский металлический завод»

В августе 2012 наша страна стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это обстоятельство неизбежно приведет к усилению конкуренции на отечественном рынке энергетического машиностроения. Здесь, как и везде, действует закон: «изменяйся или умирай». Не пересмотрев технологии и не проведя глубокую модернизацию, бороться с акулами западного машиностроения будет практически невозможно. В связи с этим все актуальней становятся вопросы, касающиеся разработки современного оборудования, работающего в составе парогазовых установок (ПГУ).

В последние два десятилетия парогазовая технология стала самой популярной в мировой энергетике – на нее приходится до двух третей всех вводимых сегодня на планете генерирующих мощностей. Это обусловлено тем, что в парогазовых установках энергия сжигаемого топлива используется в бинарном цикле – сначала в газовой турбине, а потом в паровой, а потому ПГУ эффективнее любых тепловых станций (ТЭС), работающих только в паровом цикле.

В настоящее время единственная область в тепловой энергетике, в которой производителей газовых турбин из России критически отстают от ведущих мировых производителей – это газовые турбины большой мощности – 200 МВт и выше. Причем зарубежные лидеры не только освоили производство газовых турбин единичной мощностью 340 МВт, но и успешно опробовали и применяют одновальную компоновку ПГУ, когда газовая турбина мощностью 340 МВт и паровая турбина мощностью 160 МВт имеют общий вал. Такая компоновка позволяет существенно сократить сроки создания и стоимость энергоблока.

Минпромторг России в марте 2011 г. принял «Стратегию развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010–2020 годы и на перспективу до 2030 года», в соответствии с которой это направление в отечественном энергетическом машиностроении получает солидную поддержку от государства. В итоге российское энергетическое машиностроение к 2016 г. должно осуществить промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65–110 и 270–350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %.

Причем производителей газовых турбин из России умеет производить все основные узлы ПГУ – паровые турбины, котлы, турбогенераторы, а вот современная газовая турбина пока не дается. Хотя еще в 70-е годы наша страна была лидером в этом направлении, когда впервые в мире были освоены суперсверхкритические параметры пара.

В целом, в результате реализации Стратегии предполагается, что доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного энергетического оборудования должна составить к 2015 г. – не более 40 %, к 2020 г. – не более 30 %, к 2025 г. – не более 10 %. Считается, что иначе может возникнуть опасная зависимость стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих. В процессе эксплуатации энергетического оборудования регулярно требуется замена ряда узлов и деталей, работающих в условиях высоких температур и давлений. При этом часть таких комплектующих в России не производится. Например, даже для отечественной газовой турбины ГТЭ-110 и лицензионной ГТЭ-160 некоторые важнейшие узлы и детали (например, диски для роторов) закупаются только за рубежом.

На нашем рынке активно и весьма успешно работают такие крупные и продвинутые концерны как Siemens и General Electric, которые часто побеждают в тендерах на поставку энергетического оборудования. В российской энергосистеме уже существует несколько генерирующих объектов, в той или иной степени укомплектованных основным энергетическим оборудованием производства Siemens, General Electric и др. Правда, их суммарная мощность пока не превышает 5 % от общей мощности российской энергосистемы.

Однако многие генерирующие компании, использующие отечественное оборудование при его замене, предпочитают все же обращаться к фирмам, с которыми они привыкли работать не одно десятилетие. Это не просто дань традиции, а оправданный расчет – многие российские компании провели технологическое обновление производства и на равных ведут борьбу с мировыми энергомашиностроительными гигантами. Сегодня мы более подробно расскажем о перспективах таких крупных предприятий, как ОАО «Калужский турбинный завод» г. (Калуга), ЗАО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург), НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.), Ленинградский металлический завод (г. Санкт-Петербург), Пермский моторостроительный комплекс (Пермский край).

Компания «Турбомоторс» при формировании ассортимента отдает предпочтение продукции известных марок. Это, среди прочего, широкий выбор турбин , MHI , , Schwitzer , , IHI и других брендов, заслуживших репутацию надежных, высокоэффективных систем впрыска. Предлагаем ознакомиться с информацией о данных производителях.

Является одним из наиболее крупных игроков на рынке современных автомобильных технологий. Она занимается выпуском систем турбонаддува для таких автогигантов, как General Motors , Volkswagen , Hyundai и Peugeot . Объем продукции, выпускаемой компанией за год, составляет приблизительно 9 миллионов турбин Garrett. 1955 год стал для предприятия знаменательным. Именно тогда была выпущена самая первая, легендарная турбина Garrett Т15. Она была установлена на трактор Caterpillar D9. Эффективность работы нового устройства была на очень высоком уровне, поэтому в 1961 году компания осуществила выход на рынок легковых автомобилей, для чего была сконструирована специальная турбина Garrett Т05.

Впервые установлена она была на автомобиль Oldsmobile Jetfire. Новинка пришлась по вкусу многим владельцам самых разных типов автомашин, так что успех ей был обеспечен. В 21 веке для все большего количества автомобилей турбокомпрессор Garrett становится нормой. В настоящее время в Европе число автомобилей с дизельными или бензиновыми двигателями, снабженными турбокомпрессором, составляет приблизительно половину от общего числа. Компания Garrett также не стоит на месте. Проектируются все более совершенные системы, а хорошие новаторские идеи реализуются на практике.

Гибкая политика управления позволила компании одной из первых выйти на рынок с принципиально новым турбокомпрессором Garrett - VNT, (турбина с изменяемой геометрией). Суть этого изобретения состоит в том, что оно позволяет устройству работать эффективно на всех скоростях - от низких до самых высоких. В последнее время специалисты предприятия разработали двухступенчатый турбонаддув, а также принципиально новые турбокомпрессоры Garrett с электроприводом. Она получила название "e-turbo".

Если Вы являетесь обладателем двигателя с установленной турбиной , наша компания готова предоставить Вам все необходимые услуги по ремонту и профилактике двигателя. Обращаясь к нам, Вы получаете грамотный, квалифицированный ремонт Вашей техники. Мы занимаемся ремонтом любых видов турбонагнетателей, в том числе ремонтируем турбины Garrett последних поколений. Для того, чтобы детальнее ознакомиться с видами ремонтных услуг, предоставляемых нашей компанией, посетите соответствующий раздел сайта.

Компания MHI (или Mitsubishi Heavy Industries) известна практически всем автолюбителям. Многие знакомы с ней благодаря ее отличной продукции, традиционно отличающейся высоким уровнем качества. История компании MHI началась в 1884 году, когда японец Ятаро Ивасаки приобрел в кредит верфь Нагасаки. Отсюда он начал развивать свой судостроительный бизнес. В последующие годы спектр продукции, выпускаемой компанией, значительно расширялся, в результате чего накануне Второй мировой войны MHI смогла стать наиболее крупной частной компанией в Японии, которая занималась производством не только кораблей, но и рельсового транспорта, машинного оборудования, а также самолетов.

После того, как Вторая мировая закончилась, в Японии был принят закон, который предназначался для предотвращения чрезмерно высокой концентрации экономических мощностей. В результате этого MHI в 1950 году была разделена на части. Самыми весомыми стали Central Japan Heavy-Industries, West Japan Heavy-Industries и East Japan Heavy-Industries. Помимо этих достаточно крупных промышленных объединений образовалось множество мелких компаний. В 1964 году наиболее крупные предприятия снова смогли объединиться, в результате чего Mitsubishi Heavy Industries возродилась. Тем не менее, в настоящее время не все "обломки" довоенного холдинга Mitsubishi смогли вновь объединиться.

Однако множество мелких компаний и производств смогли образовать своего рода экономический союз под названием Mitsubishi Group. Символ компании MHI - три ромба в форме трилистника. Эту эмблему придумал ее основатель Ятаро Ивасаки, взяв за основу свой семейный герб. Три ромба символизируют три основных принципа компании: честность, лояльное отношение к международному сотрудничеству, а также ответственность перед обществом. Mitsubishi буквально переводится как "три алмаза".

Если Вы обратили внимание на фирму MHI и желаете выбрать себе турбокомпрессор этой марки, Вы попали на нужный сайт. В нашем каталоге можно найти практически все модели этой марки, выпускаемые на сегодняшний день. Если же Вам необходим ремонт турбины MHI, мы также готовы прийти к вам на помощь. Наши мастера смогут быстро и эффективно устранить любые проблемы, связанные с двигателем автомобиля. Кроме того, мы занимаемся установкой новых турбин на двигатели. Обращайтесь к нам, и Вы убедитесь, что ремонт турбин в исполнении наших специалистов, это не только гарантированное качество и оперативная работа, но и значительная экономия денег.

Продукция завода – турбины, пользующиеся завидной популярностью по всему миру. Предприятие специализируется на проектировании и производстве турбокомпрессоров для дизельных двигателей. История компании началась в послевоенное время. В 1948 году англичане Louis Croset и W.C. Holmes решили основать собственное предприятие. Производство было открыто в городе Huddersfield. В 1952 Holmes основывает компанию Holset, название которой было получено путем слияния двух фамилий - Holmes и Croset. Новая компания успешно заняла свою нишу на рынке автомобильных турбокомпрессоров и успешно занималась их производством и реализацией, пока в 1967 году на производстве не случился пожар.

Из-за пожара сильно пострадали все производственные и административные помещения. Однако у владельцев компании хватило средств пережить кризис - заводы были восстановлены в кратчайшие сроки, и работа была продолжена. Производство успешно развивалось, поэтому в 1973 году на Holset обратили внимание такие инвесторы, как Cummins Engine Company Inc и Hanson Trust. Приток инвестиций дал новые силы компании, которая обратила пристальное внимание на внедрение новых систем проектирования. В результате в 1973 году в Holset начали использовать систему автоматизированного проектирования CAD. Результатом этого явилось то, что в 1998 году компания самой первой в мире начала производство VGT (или Variable Geometry Turbine), то есть турбины Holset с изменяемой геометрией.

Благодаря изменяемой геометрии турбины варьируется и ее скорость, что позволяет избежать так называемой "турбоямы" - явления, при котором турбина начинает эффективно работать только на высоких скоростях. Впоследствии это новшество активно использовалось в продукции других компаний по производству турбокомпрессоров. Тем не менее, у турбин с изменяемой геометрией есть существенный недостаток - они сложны в изготовлении и ремонте. В настоящее время не всякая мастерская возьмется за ремонт турбокомпрессоров такого типа. Однако наша компания с удовольствием возьмет на себя все заботы по ремонту Вашего двигателя. Мы ремонтируем турбины любой конструкции, поскольку обладаем целым штатом профессиональных мастеров. Ремонт турбины в нашей компании не займет много времени, а грамотная ценовая политика не позволит Вам потратить слишком много денег!

В состав немецкой компании BorgWarner Turbo Systems входят известные торговые марки KKK (3K) и Schwitzer , которые являются мировыми лидерами по производству турбокомпрессоров мощностью от 20 до 1200 кв. Турбокомпрессоры BorgWarner Turbo Systems широко применяются на дизельных и бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей, стационарных моторах, двигателях дорожной, корабельной и другой спец. техники.

Компании Schwitzer и KKK выпускают турбины на авто таких марок как Mercedes-Benz, Audi, BMW, Volvo, Scania, Volkswagen, Man, Deutz, Ford и многих других. Сегодня большой опыт, и самые совершенные конструкторские центры позволяют компаниям Schwitzer и KKK поддерживать высокий уровень качества, которому доверяют все ведущие мировые производители автомобилей.

Японская компания, производящая корабли, авиационные двигатели, турбокомпрессоры для автомобилей, промышленные машины, котлы для электростанций и другое оборудование. Образована в 1853 году, но только в 1945 г. получила название Ishikawajima Heavy Industries Co., Ltd., объеденив под собой множество компаний.

Самая известная турбина компании IHI - турбонаддув на двигатель RA166E, созданный компанией Honda в 1986 г. Это был самый мощный силовой агрегат за всю историю Формулы 1.

Сейчас компания IHI Corporation известна автолюбителям, как производитель надежных Японских турбокомпрессоров.

Предприятий, выпускающих газовые турбины, в нашей стране не более десяти. Производителей наземного оборудование на базе газовых турбин и того меньше. Среди них ЗАО «Невский завод», ОАО «Сатурн - Газовые турбины» и ОАО «Пермский моторный завод» (входят в ОДК корпорации Ростех).

В России сформировались все условия для бурного развития рынка газовых турбин наземного применения, считают аналитики EnergyLand.info . Необходимость распределенной генерации, основанной не на дизельном топливе, а на более чистых источниках, всё актуальнее. Сомнений же в эффективности парогазовых установок почти не осталось.

Однако предприятий, выпускающих газовые турбины, в нашей стране не более десяти. Производителей наземного оборудование на базе газовых турбин и того меньше.

В Советском Союзе ставка делалась на уголь, нефть и другие теплотворные источники. Поэтому первые газовые турбины были выпущены лишь в 1950-е годы. И в первую очередь применительно к авиационному строительству.

В 1990-е годы началась разработка энергетических газовых турбин на основе двигателей, созданных НПО «Сатурн» для самолетов.

Сегодня выпуском наземного энергооборудования на базе двигателей НПО «Сатурн» занимается ОАО «Сатурн - Газовые турбины». «Пермский моторный завод» освоил выпуск газотурбинных электростанций на базе разработок ОАО «Авиадвигатель».

При этом номинальная мощность серийной продукции этих предприятий в среднем не превышает 25 МВт. Есть несколько машин единичной мощностью 110 МВт на базе разработок НПО «Сатурн», но на сегодняшний день продолжается их доводка.

Турбины большой мощности поставляются в основном зарубежными компаниями. Российские предприятия стремятся вступать в кооперацию с мировыми лидерами.

Однако далеко не все мировые лидеры заинтересованы в организации производства газовых турбин в России. Одной из причин является нестабильный спрос на продукцию. А он, в свою очередь, во многом зависит от уровня энергопотребления. С 2010 года энергопотребление в России стабильно росло. Но вскоре, по оценкам экспертов, может наступить стагнация. И увеличение спроса в 2013-2014 годах составит лишь около 1% в год или даже меньше.

По мнению Дмитрия Соловьева, заместителя главного конструктора ОАО «Сатурн - Газовые турбины», сходные причины удерживают и российские компании от освоения производства газовых турбин большой мощности. «Для производства мощных газотурбинных установок (ГТУ) необходимо специальное оборудование, станки больших диаметров, установки для сварки в вакууме, имеющие камеры порядка 5 на 5 м, - говорит он. - Чтобы создать такое производство, необходимо быть уверенным в рынке сбыта. А для этого в стране должна быть долгосрочная программа по развитию энергетики, возможно, тогда предприятия начнут вкладывать средства в модернизацию базы».

Тем не менее, отсутствие предсказуемых перспектив не означает отсутствие спроса вообще. Спрос, безусловно, есть. Как на турбины мощностью больше 150 МВт, так и на небольшие ГТУ, требующие меньше капитальных затрат, но вполне справляющиеся с вопросами повышения энергоэффективности и окупаемости.

Рост рынка сбыта может быть обусловлен развитием региональной энергетики и вводом генерирующих объектов средних мощностей. А газовые турбины мощностью 4, 8, 16, 25 МВт - сегмент, в котором в основном и работают российские производители, уже почувствовавшие на себе рыночную тенденцию.

В развитых странах когенерационные установки малой мощности - обычное дело. В России их число пока существенно ниже. Основной сложностью для компаний, поставляющих турбины малой мощности, остается недостаточная платежеспособность потенциальных клиентов.

Еще один, традиционный сегмент рынка газовых турбин - объекты генерации на нефтегазовых месторождениях и магистральных газопроводах. Газотурбинные электростанции позволяют эффективно утилизировать попутный нефтяной газ, решая не только проблему энергообеспечения, но и рационального использования углеводородных ресурсов.

По наблюдениям специалистов ОАО «Сатурн - Газовые турбины», в докризисных 2006-2008 годах был всплеск интереса нефтяников к отечественным ГТУ. Сегодня этот спрос находится на стабильном уровне.

Современные тренды в совершенствовании газовых турбин во многом связаны с инновациями для нефтянки. Но не только. Задачи, стоящие перед производителями:
- повышение КПД,
- снижение количества узлов в турбине,
- увеличение надежности,
- сокращение объемов техобслуживания,
- уменьшение продолжительности простоев во время диагностики технического состояния.

Перечисленное может решить проблему дороговизны сервисного обслуживания.

Кроме того, создатели турбин стремятся добиться от них неприхотливости к используемому газу и возможности работы на жидком топливе

А на Западе беспокоятся также о том, чтобы вне зависимости от состава газа турбина имела хорошие экологические характеристики.

Очень важное - перспективное - направление совершенствования ГТУ связано с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и перспективами внедрения «умных сетей». Изначально газовые турбины создавались как оборудование, обеспечивающее выдачу постоянной мощности. Однако введение в энергосистему ВИЭ автоматически требует гибкости от других объектов генерации. Такая гибкость позволяет обеспечить стабильный уровень мощности в сети при недостаточной выработке энергии ВИЭ, к примеру, в безветренные или пасмурные дни.

Соответственно, турбина для интеллектуальной энергосистемы должна легко адаптироваться к изменениям в сети и быть рассчитана на регулярные пуски и остановки без потери ресурса. В случае с традиционными газовыми турбинами это невозможно.

За рубежом определенные успехи в этом направлении уже достигнуты. К примеру, новая газовая турбина FlexEfficiency способна снижать мощность с 750 МВт до 100 МВт и затем набирать исходные показатели за 13 минут, а при использовании с солнечными электростанциями будет иметь эффективность до 71%.

Тем не менее, в обозримом будущем наиболее распространенным способом использования газовых турбин все же останется их привычное сочетание с паровыми турбинами в составе парогазовых установок. В нашей стране рынок подобных объектов когенерации отнюдь не полон и ждёт насыщения.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) - компания, включающая более 85% активов российской газотурбинной техники. Интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. В общей сложности в ОДК работают более 70 тыс. человек. Руководит компанией Владислав Евгеньевич Масалов.

Транскрипт

1 УДК Хакимуллин Б.Р. студент кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В статье рассматриваются основные преимущества зарубежных производителей современных газотурбинных двигателей на российском рынке. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, единичная мощность, зарубежный производитель, парогазовая установка. MAIN FOREIGN PRODUCERS OF MODERN GAS TURBINE ENGINES Hakimullin B.R., Zainullin R.R. In article the main advantages of foreign producers of modern gas turbine engines in the Russian market are considered. Keywords: gas turbine engine, single power, foreign producer, steam-gas unit. В настоящее время единственная область в тепловой энергетике, в которой российские производители сильно отстали от ведущих мировых производителей это газовые турбины большой мощности 200 МВт и выше. Причем зарубежные производители не только освоили производство

2 газовых турбин единичной мощностью 400 МВт, но и успешно опробовали и применяют одновальную компоновку парогазовых установок (ПГУ), когда газовая турбина мощностью 400 МВт и паровая турбина мощностью 200 МВт имеют общий вал (ПГУ-600) . Причем российские производители газовых турбин умеют производить все основные узлы ПГУ паровые турбины, котлы, турбогенераторы, а вот современные газовые турбины пока не получается. Хотя еще в 70-е годы наша страна была лидером в этом направлении, когда впервые в мире были освоены сверхкритические параметры пара. На нашем рынке активно и весьма успешно работают такие крупные и продвинутые концерны как Siemens и General Electric, которые часто побеждают в тендерах на поставку энергетического оборудования. В российской энергосистеме уже существует немало генерирующих объектов (Казанская ТЭЦ-2, планируется ТЭЦ-1, ТЭЦ-3), в той или иной степени укомплектованных основным энергетическим оборудованием производства Siemens, General Electric и др. Правда, их суммарная мощность пока не превышает 15% от общей мощности российской энергосистемы . Количество предприятий, производящих газовые турбины, в нашей стране весьма ограниченно, их не более десяти. Предприятий, производящих наземное оборудование на базе газовых турбин, и того меньше. Среди них ЗАО «Невский завод», ПАО «НПО Сатурн», ОАО «ОДК газовые турбины» и АО «ОДК-Пермские моторы». При этом в основном номинальная вырабатываемая мощность серийной продукции этих предприятий не превышает 25 МВт. Есть несколько введенных в эксплуатацию машин единичной мощностью 110 МВт на базе разработок ПАО «НПО Сатурн», но на сегодняшний день продолжается доводка конструкции горячей части этих промышленных турбин.

3 Компания General Electric (США) является крупнейшим мировым производителем авиационных, наземных и морских газотурбинных двигателей (ГТД). Отделение компании General Electric Aircraft Engines (GE АE) в настоящее время занимается разработкой и производством авиационных ГТД различных типов двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД TF39, CF6-6, CF6-50, CF6-80C2), двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ F101, F110, F404, F414, F120), турбовинтовой двигатель (ТВД) и вертолетных ГТД (СТ7, Т58, Т700). Диапазон тяг и мощностей этих двигателей очень широк: ТРДД от 40 до 512 кн, ТРДДФ от 80 до 190 кн, ТВД и вертолетные ГТД от 900 до 3500 квт. Отделение компании General Electric Energy разрабатывает и производит авиапроизводные стационарные ГТД для энергетического, механического и морского привода в диапазоне мощности от 2 до 510 МВт. Также это отделение осуществляет маркетинг и поставки всех типов наземных и морских ГТД фирмы GE . Промышленные и морские ГТД представлены следующим рядом моделей: ГТД, конвертированные из авиадвигателей LM500, LM1600, LM2000, LM2500, LM2500+, LM5000, LM6000; стационарные ГТД PGT5, PGT10, PGT25, MS5000, MS6000, MS7000, MS9000. Еще одним крупным производителем является компания Siemens (ФРГ). Профилем этой крупной фирмы являются стационарные наземные ГТД для энергетического и механического привода и морского применения в широком диапазоне мощности от 4 до 400 МВт. Основные марки разрабатываемых и выпускаемых ГТД: Typhoon, Tornado, Tempest, Cyclone, GT35, GT10B/С, GTX100, V64.3A, V94.2, V94.2A, V94.3A, W501D5A, W501F, W501G . Среди российских производителей можно выделить ПАО «НПО Сатурн» (г. Рыбинск), которые разрабатывают и производят военные ТРДДФ в классе тяги кн, ТВД и вертолетные ГТД мощностью

4 квт, а также энергетические ГТД в классе мощности МВт. Основные марки ГТД АЛ-31СТ, АЛ-31СТЭ, ГТД-4, ГТД-6, ГТД-8, ГТД- 6,3, ГТД-10, ГТД-110 . Традиционный сегмент рынка российских газовых турбин ориентирован на объекты генерации на нефтегазовых месторождениях и магистральных газопроводах. Газотурбинные электростанции позволяют эффективно утилизировать попутный нефтяной газ, решая не только проблему энергообеспечения, но и рационального использования углеводородных ресурсов. По этой причине турбины большой мощности для создания крупных объектов генерации поставляются в основном зарубежными компаниями. Американский энергетический гигант General Electric и французская Électricité de France (EDF) сообщили, что завершено изготовление одной из крупнейшей и наиболее эффективной в мире газовой турбины 9HA на турбинном заводе в Белфорте во Франции. Мощность первой газовой турбины 9HA составит 575 МВт, пуск из холодного состояния 9HA до номинальной нагрузки происходит менее чем за 30 минут, КПД составляет более чем 61% . В обозримом будущем наиболее распространенным способом использования газовых турбин все же останется их привычное сочетание с паровыми турбинами в составе парогазовых установок. Использованные источники: 1. Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Пути повышения эффективности современных газовых турбин в комбинированном цикле. // Энергетика Татарстана (37). С Гафуров А.М., Осипов Б.М., Титов А.В., Гафуров Н.М. Программная среда для проведения энергоаудита газотурбинных установок. // Энергетика Татарстана (39). С

5 3. Компания General Electric. Турбины. Электронный ресурс / Режим доступа: 4. Газовые турбины «Сименс». Электронный ресурс / Режим доступа: 5. ПАО «НПО Сатурн». Электронный ресурс / Режим доступа: 6. GE изготовила новейшую газовую турбину 9HA. Электронный ресурс / Режим доступа:

  • ОТЧЕТ за работата на Регионална библиотека Христо Ботев - Враца през 2008 г.

УДК 621.438 Хакимуллин Б.Р. студент кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ

Ñóäîâûå ýíåðãåòè åñêèå óñòàíîâêè è ìàøèííî-äâèæèòåëüíûå êîìïëåêñû УДК 621.438 Р. А. Ильин, А. К. Ильин, В. А. Иванов ÝÊÑÅÐÃÅÒÈ ÅÑÊÀß ÝÔÔÔÅÊÒÈÂÍÎÑÒÜ ÎÒÅ ÅÑÒÂÅÍÍÛÕ È ÇÀÐÓÁÅÆÍÛÕ ÃÀÇÎÒÓÐÁÈÍÍÛÕ ÓÑÒÀÍÎÂÎÊ Развитие

УДК 621.433 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК Китенко С. Р. Пермский национальный исследовательский политехнический университет В статье рассматривается распределение компаний

УДК 62-176.2 Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

УДК 621.165 Гумеров И.Р. магистрант кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВАКУУМА В

УДК 62-176.2 Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

О. Н. Фаворский, В. Л. Полищук ИНЭИ РАН, г. Москва Конец XX века и начало XXI века ознаменовались для мировой энергетики существенным увеличением мощности заказанных и установленных энергетических газовых

АССОЦИАЦИИ «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ» Аналитический отчет В отчете представлена характеристика парка газоперекачивающей техники в ПАО «Газпром»: по видам производственной деятельности, типам привода,

УДК 621.165 Гумеров И.Р. магистрант кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВЛИЯНИЕ НАЧАЛЬНЫХ И КОНЕЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ

УДК 621.165 Кувшинов Н.Е. магистрант 2 курса института теплоэнергетики, кафедры «ЭМС» ФГБОУ ВО «КГЭУ». Россия, г. Казань ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННЫХ ПАРОВЫХ ТУРБИН В статье рассматриваются

УДК 62-176.2 Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БИНАРНОГО ЦИКЛА В СОСТАВЕ КОНДЕНСАЦИОННОЙ

УДК 62-176.2 Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

УДК 628.517 Хакимуллин Б.Р. студент кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ШУМОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

Предисловие...8 Основные условные обозначения 9 Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА АВИАЦИОННЫХ ГТД....15 1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

АО «ОДК Газовые турбины» для топливноэнергетического комплекса республики Беларусь ОДК-Газовые Турбины сегодня АО «ОДК Газовые турбины» является головной компанией АО «Объединенная Двигателестроительная

УДК 62-176.2 Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ. НАДЕЖНОСТЬ. ЭКОЛОГИЧНОСТЬ НОВАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА МОЩНОСТЬЮ 16 МВТ В СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ С 2016 ГОДА Т16 НОВЫЙ СТАНДАРТ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН КЛАССА 16 МВт Т16 ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ

LXV НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ГАЗОВЫХ ТУРБИН САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, НЕВСКИЙ ЗАВОД, 18-19 СЕНТЯБРЯ 2018 Г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ТЭЦ РОССИИ НА БАЗЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЛИППОВ С.П., ДИЛЬМАН

УДК 620.91 Хакимуллин Б.Р. студент кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Гумеров И.Р. магистрант кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

УДК 62-176.2 Гафуров Н.М. студент 4 курс, факультет «Энергонасыщенных материалов и изделий» ФГБОУ ВО «КНИТУ» Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань

Газопоршневые двигатели MAN как источник энергии для меняющегося рынка энергетики в сравнении с газовыми турбинами MAN Gas Engines as Prime Mover for Changing Energy Markets in Comparison with Gas Turbines

УДК 621.438 КОНФИГУРАЦИИ ГАЗОВЫХ ТУРБИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ТЕПЛООБМЕННИКОВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ЦИКЛОВ Филиппов Н.С. Уфимский государственный авиационный технический университет E-mail: [email protected]

УДК 621.438 Исаков Б.В., Романов В.В., Раимов Р.И., Филоненко А.А., Государственное предприятие Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект", г. Николаев Новая газотурбинная установка

Экологичные решения на базе турбин Сименс. Локализованные проекты и новые перспективы. 29 Ноября, 2017 siemens.com/gasturbines 50Гц Газовые турбины Siemens: Подходящий двигатель для любого применения Газовые

В. Д. Буров, А. А. Дудолин, А. В. Евланов Московский энергетический институт (ТУ), г. Москва В 2005 г. фирма GENERAL ELECTRIC (GE) ввела в промышленную эксплуатацию первую современную газовую турбину LMS100

Портал промышленной кооперации Пермского края АО "ОДК-АВИАДВИГАТЕЛЬ" Тип компании Отрасль Адрес Крупные Машиностроение 614990, Россия, г.пермь, ГСП, Комсомольский пр., 93 Телефон График работы Официальный

УДК 620.91 Хакимуллин Б.Р. студент кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Гумеров И.Р. магистрант кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Гафуров А.М. Инженер I категории УНИР ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

135-1 13-15 декабря 2017 г. УДК 621.165 С.А. КАЧАН, к.т.н., доцент (БНТУ) А.С. ТАРАНЧУК, студентка (БНТУ) г. Минск ОПЫТ GENERAL ELECTRIC В РАЗРАБОТКЕ ПАРОВЫХ ТУРБИН ДЛЯ ПГУ GE Power Systems является одним

Корпоративная презентация Москва, 2017г. ГРУППА «ИНТЕР РАО» ГЕНЕРАЦИЯ СБЫТ ТРЕЙДИНГ ИНЖИНИРИНГ ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ 40 ТЭЦ (в т.ч. 6 мини-тэц), 12 ГЭС (в т.ч. 7 малых ГЭС), 2 ветропарка Установленная мощность

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ГАЗОТУРБИННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУДОВ, МОРСКИХ ПЛАТФОРМ, ПРИБРЕЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И СПГпроектов Доклад директора по программам региональной энергетики АО «ОДК-ГТ» Сергея Эдуардовича Короткевича

Создание корабельных газотурбинных двигателей М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, М90ФР Конкурсная работа ПАО «ОДК-Сатурн» в номинации: «За успех в развитии диверсификации производства в условиях импортозамещения» 30.03.2018

Газовые Турбины Нигматулин Т.Р. Москва 17.06.2010 1 1 1500 Леонардо да Винчи нарисовал схему гриля, который использует принцип газовой турбины 1903 Норвежец Аегидиус Еллинг (Aegidius Elling) создал первую

УДК 621.438: 436 В.Т. МАТВЕЕНКО, д-р техн. наук Севастопольский национальный технический университет ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГЕНЕРАЦИОННЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК ДЛЯ КОММУНАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Корпоративная презентация Москва, 2016г. ОТ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕИ К ГЕНЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ Группа «Интер РАО» Группа «ИНТЕР РАО» ГЕНЕРАЦИЯ СБЫТ ТРЕЙДИНГ ИНЖИНИРИНГ ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ 40 ТЭЦ (в т.ч. 6 мини-тэц), 12

УДК 621.4 Парогазовая установка с регенеративным подогревом питательной воды А.Е Зарянкин 1, А.Н. Рогалев 1, Е.Ю. Григорьев 2, А.С. Магер 1 1 Национальный исследовательский университет МЭИ, г. Москва,

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ МИНИ-ТЭЦ Мусин Р.И. 1, Юрик Е.А. 2 магистрант 1, к.т.н., доцент 2 кафедра тепловых двигателей и теплофизики, Калужский филиал Московского государственного технического университета

УДК 621.311 С.В. УСОВ, аспирант (СамГТУ) А.А. КУДИНОВ, д.т.н., профессор (СамГТУ) г. Самара ФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТАНДЕР-ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ В ТЕПЛОВОЙ СХЕМЕ ПГУ-200 СЫЗРАНСКОЙ ТЦ Сызранская ТЦ

ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ WÄRTSILÄ 21.10.2016 - Wärtsilä Finland Oy Игорь Петрик 1 Wärtsilä 18.10.2016 Wärtsilä Energy Solutions introduction for Kazakhstan / Andrej Borgmästars Коротко о концерне Wärtsilä Технологии

Теория турбомашин Томский политехнический университет Ромашова Ольга Юрьевна Календарный план изучения дисциплины «Теория турбомашин» студентами гр. 5В5Б Направление ООП: 13.03.03 Энергетическое машиностроение

УДК 621.438 АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНФИГУРАЦИИ ГАЗОВЫХ ТУРБИН БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ТЕПЛООБМЕННИКОВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ЦИКЛОВ Ишмаев Ю.А. Уфимский государственный авиационный технический университет E-mail: [email protected]

Ãàçîòóðáèííûå ýëåêòðîñòàíöèè íà áàçå ãàçîâûõ òóðáèí ìîùíîñòüþ 22 ÌÂò Êîìïëåêñíûå ïîñòàâêè ýíåðãåòè åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ Ãàçîòóðáèííûå ýëåêòðîñòàíöèè íà áàçå ãàçîâûõ òóðáèí ìîùíîñòüþ 22 ÌÂò Газотурбинные

Модернизация филиала ОАО «ТГК-16» - «Казанская ТЭЦ-3» на базе ГТУ GE 9HA.01 Докладчик: Хамидуллин Тимур Ильдусович Начальник участка ГТУ Филиал ОАО «ТГК-16» «Казанская ТЭЦ-3» 2 Филиал ОАО «ТГК-16» «Казанская

14-я Международная Выставка «Нефть и газ» / MIOGE 2017 Новые российские технологии. Оборудование «РЭП Холдинга» для проектов СПГ Москва 28.06. 2017 1 АО «РЭП Холдинг» АО «РЭП Холдинг» ведущий российский

УДК 621.438(477) Сташок А.Н., Государственное предприятие Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект», г. Николаев Состояние и перспективы развития украинского газотурбостроения

УДК 621.438 Мухарамов А.Ф., студент УГАТУ, г. Уфа, Бикбулатов А.М., к.т.н., УГАТУ, г. Уфа. Mukharamov A.F., student USATU, Ufa, Bikbulatov A.M, Candidate of Engineering Sciences, USATU, Ufa. ИССЛЕДОВАНИЕ

Дирекция по проектированию объектов генерации Наиболее значимые объекты текущего времени 2016 www.iceu.ru 1 Среднеуральская ГРЭС. Блок ПГУ-410 Монтаж дымовой трубы (декабрь 2009) Площадка существующей

УДК 621.438 Х 20 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СУДОВОГО ТИПА С КАМЕРОЙ ДОЖИГАНИЯ В.И. Харченко, канд. техн. наук, доц. 1 А.А. Филоненко, канд. техн. наук, зам. директора 2 О.С. Кучеренко, ведущий

НПО Сатурн: Использование суперкомпьютеров при проектировании авиационных двигателей. Зеленков Ю.А. Директор по ИТ, к.ф.-м. н. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Двигатели для гражданской авиации Двигатели

SWorld 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Д. Д. Сулимов ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь В России свыше 70 % оборудования ТЭС выработало срок эксплуатации и устарело. Необходима массовая его замена с внедрением новых технологий производства электроэнергии

УДК (77) РОМАНОВ В.В., директор по энерг. программам, ГП НПКГ Зоря Машпроект, г. Николаев, Украина ФИЛОНЕНКО А.А., начальник отдела ЦНИОКР Машпроект, ГП НПКГ Зоря Машпроект, г. Николаев, Украина

УДК621.438.081.12 ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ STIG НА БАЗЕ ТЕПЛОВОЙ ДИАГРАММЫ РАБОЧЕГО ТЕЛА СЛОЖНОГО СОСТАВА А. С. Даниленко, студент, А.Э. Пожарицкий,

Импортозамещение: основные вызовы и задачи в электроэнергетике России. Опыт Группы «Интер РАО» 28 апреля 2015 года 1 Причины Сложившаяся ситуация Причины и последствия зависимости от импортных технологий

Технопромэкспорт инжиниринговые услуги в области строительства энергетических объектов Основан в 1955 году. За 57 лет существования реализовал более 400 энергопроектов в 50 странах мира суммарной установленной

Тимофеев Г.В. Общая характеристика Затонской ТЭЦ как новейшей тепловой электростанции в республике Башкортостан // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 5 (май).

УДК 62-176.2 Потапов А.А. к.ф.-м.н., доцент кафедры ПЭС Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИИ РАСХОДА УСЛОВНОГО ТОПЛИВА НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ СТАНЦИИ

Газотурбинные агрегаты АО «ОДК-Газовые турбины» на основе отечественных морских ГТД для энергообеспечения шельфовых объектов Доклад заместителя управляющего директора по коммерческим вопросам АО «ОДК Газовые

CОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ Наименование Год запуска 2010 Создание перспективного авиационного двигателя ПД-14 для гражданской авиации ОАО "Авиадвигатель", АО «ОДК-Пермские моторы» Цель: создание двигателя нового

УДК 62-1 ПРИМЕНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК В ЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ Китенко С.Р., Беклемышев П.О. Пермский национальный исследовательский политехнический университет E-mail: [email protected], [email protected]

УДК 629.5.01 Романов В.В., Раимов Р.И., Черный Г.В. НОВЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ МОЩНОСТЬЮ 45 И 60 МВт РАЗРАБОТКИ ГП НПКГ "ЗОРЯ"-"МАШПРОЕКТ" И ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НА ИХ ОСНОВЕ В

GE Power & Water Решения 20 100 МВт для модернизации генерирующих мощностей в России Владимир Ширяев Виктор Носков Москва, Россия Октябрь 2013 Russia powerмосква, Россия Март 2014 2014 General Electric

КОМПРЕССОРЫ И.В. Чернов, ООО «ЭНЕРГАЗ» Компания «ЭНЕРГАЗ»: семилетие качества и надежности 24 сентября 2014 г. исполнилось семь лет компании «ЭНЕРГАЗ». Много это или мало? Знающие люди подмечают: один

В западной прессе появилась злорадствующая статья о том, что строительство новых электростанций в Крыму фактически встало из-за западных санкций - ведь мы будто бы сами делать турбины для электростанций разучились и пошли на поклон к западным компаниям, которые теперь из-за санкций вынуждены сворачивать свои поставки и оставлять тем самым Россию без турбин для энергетики.

"Проектом предусматривалось, что на электростанциях будут установлены турбины производства Siemens. Однако, в таком случае эта немецкая машиностроительная компания рискует нарушить санкционный режим. Источники утверждают, что в отсутствие турбин проект сталкивается с серьезными задержками. Официальные представители Siemens всегда говорили, что не намерены осуществлять поставку оборудования.
Россия изучала возможность приобретения турбин у Ирана, внесения изменений в проект для установки турбин российского производства, а также использования западных турбин, ранее приобретенных Россией и уже находящихся на ее территории. Каждая из этих альтернатив связана с определенными проблемами, из-за чего, как сообщают источники, чиновники и руководители проекта не могут договориться о том, каким путем двигаться вперед.
Эта история демонстрирует, что, несмотря на официальные опровержения, западные санкции все же оказывают реальное негативное воздействие на российскую экономику. Она также проливает свет на механизм принятия решений при Владимире Путине. Речь идет о склонности крупных чиновников, по словам источников близких к Кремлю, давать грандиозные политические обещания, которые почти невозможно реализовать".

"Еще в октябре 2016 г представители компании на брифинге в г Мюнхене сообщили, что Siemens исключает использование своих газовых турбин на ТЭС в Крыму. Речь идет о газовых турбинах, которые произведены в России на заводе Сименс технологии газовых турбин в г Санкт - Петербурге, который был введен в эксплуатацию в 2015 г. Доли участия в этой компании распределены так: Siemens - 65 % , Силовые машины - бенефициар А. Мордашов, - 35 %. Завод должен поставить Технопромэкспорту 4 парогазовые установки (ПГУ) мощностью 235 МВт с газовыми турбинами в 160 МВт, причем в подписанном весной 2016 г контракте указана ТЭС в Тамани".

Фактически так случилось, что ещё со времён СССР производство газотурбинных установок для электростанций было сконцентрировано на 3 предприятиях - в тогдашнем Ленинграде, а также в Николаеве и Харькове. Соответственно при распаде СССР Россия осталась только с одним таким заводом - ЛМЗ. С 2001 года этот завод производит по лицензии турбины компании Сименс.

"Все началось в 1991 году, когда было создано совместное предприятие — тогда еще ЛМЗ и «Сименс» — по сборке газовых турбин. Был заключен договор о трансфере технологий на тогда еще Ленинградский Металлический завод, который теперь входит в состав ОАО Силовые машины. На этом совместном предприятии было собрано 19 турбин за 10 лет. За эти годы ЛМЗ накопил производственный опыт, чтобы эти турбины научиться не только собирать, но и некоторые компоненты изготавливать уже самостоятельно. Опираясь на этот опыт, в 2001 году был заключен лицензионный договор с «Сименс» на право производства, продаж и послепродажного сервисного обслуживания турбин этого же типа. Они получили российскую маркировку ГТЭ-160".

Куда при этом делись свои разработки, успешно производившиеся там в течении предыдущих примерно 40 лет непонятно. В итоге отечественное энергетическое машиностроение (газотурбиностроение) осталось у разбитого корыта. Теперь вот приходится по заграницам побираться в поисках турбин. Даже в Иране.

"Корпорация «Ростех» договорилась с иранской компанией Mapna, которая производит немецкие газовые турбины по лицензии Siemens. Таким образом на новые электростанции в Крыму могут быть установлены газовые турбины, произведенные в Иране по чертежам немецкой Сименс".