Требования к изготовлению печатей. Обязательно ли на круглой печати организации (ооо) указывать огрн? или достаточно указать наименование юридического лица? Что должно быть указано на печати организации

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

7. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

5. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Статья 2. Унитарное предприятие

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Федеральный конституционный закон

"О Государственном Гербе Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 2.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 3.

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

  • федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
  • постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • решений Конституционного Суда Российской Федерации;
  • решений Верховного Суда Российской Федерации;
  • решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президента Российской Федерации;
  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Верховного Суда Российской Федерации;
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

  • Администрации Президента Российской Федерации;
  • полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
  • Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • Счетной палаты Российской Федерации;
  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Центрального банка Российской Федерации.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:

  • межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
  • органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
  • органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
  • федеральных судов;
  • органов прокуратуры Российской Федерации;
  • дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Статья 4.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 5.

Государственный герб Российской Федерации помещается:

  • на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации;
  • на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правитльства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;
  • в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.07.2002 N 2-ФКЗ) в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях; (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ) в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (абзац введен Федеральным конституционным законом от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 6.

Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 7.

Государственный герб Российской Федерации помещается на:

  • штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
  • боевых знаменах воинских частей;
  • знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
  • военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

  • денежных знаках;
  • государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
  • знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.
Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Статья 8.

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Статья 10.

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11.

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.В.ПУТИН Москва, Кремль 25 декабря 2000 года.
N 2-ФКЗ Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"
N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте
Приложение 2 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации" N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях исключения дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти города Москвы и в связи с завершением передачи полномочий по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральным органам исполнительной власти Правительство Москвы постановляет:

1. Ликвидировать Московскую регистрационную палату (далее - Палата).
2. Назначить председателем ликвидационной комиссии Палаты первого заместителя руководителя Департамента имущества города Москвы Ануприенко В.Ю. и поручить ему в недельный срок представить на утверждение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации Палаты в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также, незамедлительно сообщить в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о ликвидации Палаты. Заместителем председателя ликвидационной комиссии назначить председателя Московской регистрационной палаты Александрова И.А.
3. Ликвидационной комиссии Палаты:
3.1. Обеспечить выполнение функций Палаты в период ее ликвидации.
3.2 . Осуществлять свою работу в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3.3. В недельный срок предупредить работников о предстоящем высвобождении в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
3.4. Представить в недельный срок в Департамент финансов города Москвы проект сметы расходов, необходимых для проведения ликвидационных мероприятий.
3.5. В двухнедельный срок опубликовать настоящее постановление в органах печати, в которых печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
3.6. В трехмесячный срок принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
3.7. Передать копии цифрового изображения герба города Москвы и имеющуюся документацию об изготовителях печатей с изображением герба города Москвы Комитету лицензирования города Москвы.
3.8. Передать Департаменту имущества города Москвы недвижимое имущество в установленном порядке.
3.9. Передать Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документацию в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2004 N 2631-РП "О мерах по совершенствованию информационного обслуживания в рамках системы "одного окна".
3.10. Передать Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города Москвы с 1992 года.
3.11. Обеспечить уничтожение печатей и бланков Палаты.
3.12. Сдать в установленном порядке документацию Палаты в Главное архивное управление города Москвы за исключением документов, передаваемых в соответствии с пп.3.7,3.9,3.10.
4. Департаменту финансов города Москвы в случае недостаточности собственных средств Палаты для проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с представленной сметой (п.3.4) обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий, за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на государственное управление.
5. Уполномочить Комитет лицензирования города Москвы на выдачу копий цифрового изображения герба города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - изготовителям печатей в целях изготовления печатей с изображением герба города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11.06.2003 N 39 "О гербе города Москвы" и в части технических требований ГОСТ Р 51511-2001.
6. Определить Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы органом, ответственным за получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
7. Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей" и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ".
8. Управлению координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в трехмесячный срок по согласованию с Правовым управлением Правительства Москвы представить в установленном порядке предложения по приведению правовых актов Правительства Москвы в соответствие с настоящим постановлением.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. и на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Письмо МНС России № 09-1-02/5216-АН816

по вопросу наличия на обычных печатях и штампах ОГРН

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 08.10.2003 № 15/17-16107 по вопросу необходимости использования Основного государственного регистрационного номера при изготовлении обычных печатей и штампов и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" на МНС России возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

Действующими нормативными правовыми актами на МНС России не возложено осуществление функции по определению требований к печатям.

Постановлением Госстандарта России от 25.12.2003 № 573-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования". Указанным ГОСТом установлено обязательное наличие на печатях с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации Основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Таким образом, ОГРН должен указываться на гербовых печатях. Вместе с тем, обязательное наличие ОГРН на иных печатях законодательством не предусмотрено.

Согласно пункту 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", ОГРН указывается во всех документах этих юридических лиц наряду с их наименованием.

Исходя из изложенного, юридическое лицо может указать ОГРН в обычных печатях и штампах. Обязательного указания ОГРН в обычных печатях и штампах не требуется.

Отсутствие в обычных печатях и штампах юридических лиц ОГРН, по мнению МНС России, не может являться основанием для их замены.

В связи с изложенным, МНС России подготовлено соответствующее письмо в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В.Мишустин

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ГЕРБОВУЮ ПЕЧАТЬ

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации (в т. ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) определено в ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации":

"Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями".

Иными словами, Государственный герб РФ имеют право изображать: - федеральные органы государственной власти; - государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ); - образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"); - предприятия и организации, имеющие в соответствии с нормативными актам РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны

Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций". Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Печать ООО (ее обязательное наличие) – одно из требований закона, которое было предусмотрено до 7 апреля 2015 года. О том, что изменилось в законодательстве, нужна ли печать в настоящее время, какая форма печати может использоваться, и каковы ее реквизиты, расскажет данная статья.

Обязательна ли ООО печать, и может ли организация работать без печати?

Обязательным требованием закона, а именно – в п. 5 ст. 2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.2014 № 14-ФЗ, действующей в редакции до 7 апреля 2015, являлось требование к наличию в ООО круглой печати.

ФЗ «О внесении изменений…» от 06.04.2015 № 82-ФЗ в приведенный выше закон внесены поправки, согласно которым требование к печати ООО перестало быть обязательным. Теперь, информация о том, есть ли у Общества печать, должна отражаться в уставе ООО. В противном случае, считается что печати нет.

Таким образом, после 7 апреля 2015 года Общества вправе, но не обязаны иметь печать. Фирмы, зарегистрированные до этой даты вправе отказаться от печати, путем изменения устава.

Обязательные реквизиты печати, ее форма и диаметр, что должно быть указано в тексте на печати ООО?

Ранее закон прямо указывал, что печать должна быть круглой. В настоящее время данное требование упразднено. Кроме того, отсутствуют и требования к форме и диаметру печати ООО. Таким образом, в организации может быть введена в действие печать любой формы, диаметра. Кроме того, нет требований и к тексту, который указывается на печати.

Важно! При желании использовать печать, несмотря на то, что требований к ее форме и реквизитам не предусмотрено, желательно сделать текст максимально информативным. Можно отразить сведения о наименовании фирмы, ее ИНН и ОГРН. Для удобства использования печати, не следует делать ее неоправданно большой. Цвет чернил также рекомендуется подбирать исходя из соображений читабельности текста.

Образец печати ООО, предусмотренный законом или иным положением. Требуется ли регистрация печати?

В настоящее время не принято ни одного закона или подзаконного акта, которые бы содержали требования к печати ООО. Поскольку обязательных требований нет, то и образец печати может выглядеть произвольным образом.

В качестве примера можно привести образец печати, изображенный на рисунке.

Регистрация печати не требуется, ввиду отсутствия требований об этом. Кроме того, отсутствует орган, который бы занимался данным вопросом. Единственное требование, о котором уже упоминалось, сведения о печати и ее характеристиках должны быть отражены в уставе организации.

Таким образом, с 7 апреля 2015 года печать ООО не обязательна. Упразднено и условие о том, что печать должна быть круглой. Руководство каждой организации должно само определить, нуждается ли фирма в печати и зафиксировать такое решение в уставе.

Помимо законов об ООО и АО изменения были внесены также в ряд нормативных актов, ранее предусматривавших обязательное удостоверение документов печатью организации. Теперь печать проставляется исключительно при ее наличии (то есть при указании на наличие печати в уставе организации) в следующих документах:

  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • двойное складское свидетельство (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК РФ);
  • копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
  • решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
  • доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях; выписки из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») (эти изменения действуют с 18.05.2015);
  • доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе; доверенность, выдаваемая в целях получения аккредитации участников электронного аукциона; заявка на участие в закрытом аукционе (ст. 51, 61, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Если организация решила отказаться от использования печати, целесообразно исключить информацию о ней и из устава, хотя законом и не предусмотрена такая обязанность. Представляется, что если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом для споров и претензий со стороны различных контролирующих органов.

Напоминаем: как и прежде, на оформляемых организацией бланках первичной учетной документации, не содержащих пометки «М.П.», печать проставлять необязательно (оттиск печати не является обязательным реквизитом первичного учетного документа (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 13 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34-н). Это же касается и заключаемых договоров. Скреплять их печатью не запрещено, но необязательно (см. постановление ФАС Московского округа от 22.03.2012 № А40-62363/11-71-291, постановление ФАС Московского округа от 23.12.2010 № КГ-А40/13774-10, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2013 № А28-3218/2012).

Нормативные акты по порядку изготовления печатей и штампов.

Согласно действующему законодательству, нет специальных норм, которые могли бы как то регламентировать изготовление, учет и использование печатей. Регламентирован только порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации". Требования, обязывающие фирмы иметь печать, содержатся в отдельных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц:
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ;
Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ;
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ;
Выше перечисленные статьи, говорят о том, что Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества или Некоммерческие организации должны иметь круглую печать, которая должна содержать адрес и полное фирменное наименование общества на русском языке. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Общество вправе самостоятельно решать, иметь ли ему штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
О применении печати организации на некоторых документах упоминается всего лишь в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ. В данном случае имеются в виду статьи 160, 185, 338, 357, 913 ГК РФ. Но в этих статьях нет правовых норм, регулирующих правила изготовления и использования печатей.

Требования к печатям с воспроизведением государственного герба РФ.

Порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ регламентирован Госстандартом России. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.01 № 573-ст). Этот стандарт действует с 1 января 2003 года и говорит о том, что гербовая печать, во-первых, должна быть круглая и определенных размеров. Во-вторых, на оттиске печати юридических лиц обязательно должен быть основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (п. 3.5 ГОСТ) и ИНН (п. 3.4 ГОСТ). Согласно п. 3.1 раздела III национального стандарта Российской Федерации минимальный диаметр круглой печати должен быть не менее 40 мм, а максимальный диаметр 50,1 мм.Официальный текст ГОСТ 51511 2001...

Кто имеет право на гербовую печать?

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ (в т.ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) имеют:

Федеральные органы государственной власти;

Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ);
Образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании");
Предприятия и организации, имеющие в соответствии с законами РФ, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ государственный статус.
В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций".
Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Подделка, изготовление поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

Статья 327 УК РФ. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков.
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
3. Использование заведомо подложного документа - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Комментарий к статье 327:
1. Предметом преступления, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, является официальный документ (в том числе удостоверение), предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, либо государственная награда (орден, медаль и т. п.), либо штамп, печать или бланк.
2. О понятии официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, см. комментарий к ст. 324.
3. Удостоверением является любое удостоверение личности физического или юридического лица (паспорт, трудовая, пенсионная или орденская книжка, водительские права, лицензия на право заниматься предпринимательской деятельностью, устав или учредительный договор юридического лица и т. п.)
4. О понятии государственной награды (ордена, медали и т. п.) см. комментарий к ст. 48.
5. О понятии штампа, печати см. комментарий к ст. 325.
6. Бланк - лист бумаги, на котором каким-либо способом (чаще всего типографским) произведены оттиски со штампов или напечатаны отдельные фрагменты документов.
7. Подделкой или подлогом документа, награды, штампа, печати, бланка являются: (1) полное составление заведомо ложного документа либо полное изготовление поддельной награды, штампа, печати, бланка; (2) полное или частичное изменение подлинного документа, награды, штампа, печати, бланка (т. е. изменение текста, числа, номера путем переправки букв, слов, фраз, цифр, перестановки их, вставки, добавления, подчистки и вытравливания с последующим обозначением на подчищенных или вытравленных местах других слов, фраз, цифр или без этого, удалением или подклейкой частей документа и т. п.)
8. Ответственность по ст. 327 наступает также за сбыт этих предметов путем продажи, обмена либо безвозмездного их отчуждения (см. комментарий к ч. 1 ст. 326).
9. Преступление является оконченным по завершении подделки (изготовления) или сбыта поддельных предметов преступления, т. е. отчуждения их в пользу другого лица.
10. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16.
11. Для квалификации по ч. 3 комментируемой статьи необходимо, чтобы лицо знало, что используемый им документ является подложным. При наличии признаков других преступлений (например, мошенничества или вымогательства) лицо несет ответственность по совокупности ст. 327 и статей УК, предусматривающих эти преступления (или приготовление к ним, или покушение на них).
12. Предусмотренные комментируемой статьей действия могут быть совершены только с прямым умыслом. Признаком субъективной стороны является также (для ч. 1 и ч. 2) указанная в диспозиции ч. 1 цель.
13. Ответственность за совершенное преступление может нести лицо, достигшее 16 лет

Что делать если печать утеряна или украдена?

Пропажа печати всегда неприятное событие. А ее кража тем более, поскольку это может «аукнуться» в будущем. Например, когда какая-либо организация начнет предъявлять претензии, показывая договор, заверенный якобы вашей печатью.
После обнаружения кражи необходимо обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Нелишним будет предоставить в милицию и пример оттиска печати (можно сделать копию какого-либо документа, заверенного ею). В дальнейшем заявление позволит получить справку из милиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Кроме того, заявление о похищении надо также представить в банк. Ведь именно там хранятся основные денежные средства организации. Как правило, действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, направлены на снятие или перевод денег с расчетного счета. И тут все зависит от скорости. Чем быстрее вы сообщите о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться украденным. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и в задержании преступников, если, конечно, вовремя будут уведомлены о случившемся.
Чтобы оградить себя от претензий будущих жертв мошенников, можно дать объявление о краже в СМИ. Например, если люди, похитившие печать, заключают договоры с третьими лицами и получают по ним деньги. И хотя маловероятно, что ваше объявление прочитают, однако в этом случае будет легче отгородиться от претензий. Вы сможете смело заявить, что соблюли все возможные меры предосторожности. А значит, ответственности можно избежать.
Работать долго без печати фирма не сможет. Поэтому после разбирательств с правоохранительными структурами нужно заказать новую печать. Более рациональным будет лучше если новая печать будет отличаться от старой. При этом Вам потребуется сообщить о новой печати в налоговую и внебюджетные фонды, оформить в новую карточку с образцами подписей и оттиска печати в банке, о новой печати можно сообщить своим партнерам (это позволит исключить конфликтные ситуации при появлении лиц, имеющих на руках доверенности со «старыми» печатями).

Нужно ли регистрировать печать?

Специально регистрировать удостоверительные печати на сегодняшний день не требуется.
В Федеральном законодательстве нет требований об обязательной регистрации печатей в каких-либо реестрах (собственно, и нигде, кроме Москвы, никакой регистрации печатей не существует).
В 2002 году Министерство по налогам и сборам занялось перерегистрацией и регистрацией фирм. Налоговики решили не связываться с печатями. В частности, столичное Управление МНС разослало в инспекции письмо с грифом "ДСП" ("Для служебного пользования"), в котором говорилось о том, что в налоговом законодательстве не рассматривается вопрос о печатях. Поэтому и налоговиков он не волнует.Налоговая служба находится в федеральном подчинении и ей мэр города - не указ. С тех пор налоговики вообще перестали обращать внимание на регистрацию печатей.
Во всех налоговых инспекциях, в том числе и московских, заявили, что регистрация - не обязательна.

Законодательные акты и нормативные требования к факсимиле.

Выдержка из п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ:
Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».
ГК РФ позволяет использовать факсимиле только в случаях, когда об этом специально упомянуто в договоре. Но в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговыми другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
согласно п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету лишь в случае содержания в них личных подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления. К таким документам относятся накладные, счета-фактуры, путевые листы и прочие оправдательные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Налоговая служба дает по данному вопросу следующие разъяснения в Письме от 01.04.2004 № 18-0-09/000042@. В нем сказано, что факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия. Аналогичная позиция изложена в Письме от 26.10.2005 № 03-01-10/8-404 Министерства финансов РФ.
Судебная же практика по данному вопросу довольно противоречива. Так, в Постановлении ФАС СКО от 23.04.2008 № Ф08-2039/2008 указывает следующее: наличие факсимильного оттиска подписи руководителя организации-поставщика в счете-фактуре не нарушает п. 6 ст. 169 НК РФ и при выполнении иных условий ст. ст. 171, 172 НК РФ не может служить основанием для отказа в налоговом вычете по НДС.
Т.е. самым разумным представляется использование факсимиле на документах не предусматривающих материальную ответственность. Однако, если контрагент согласен принять факсимиле в качестве подписи, то по Гражданскому кодексу Российской Федерации документ будет иметь такую же юридическую силу как и с обычной подписью.

Закон № 82-ФЗ об отмене использования печатей

Эта статья написана в рамках пошагового руководства по самостоятельной регистрации бизнеса:

Требования к печати организации (ИП)

Вы уже получили свидетельство о государственной регистрации ООО (ЗАО, ОАО) или ИП и (в случае необходимости) зарегистрировали новую единицу бизнеса в Росстате и внебюджетных фондах .

Напомню, что уже принятыми в Гражданский кодекс РФ изменениями в ГК из делового оборота исключено положение об обязательном приложении печати организации на доверенности.

Как работать с 07.04.2015

Из Закона № 82-ФЗ следует, что отказ от печати – это право, а не обязанность организации. Поэтому уполномоченному лицу (директор, совет диреторов и др.) надо решить, использовать печать в работе дальше или отказаться от нее. Если принято решение работать с использованием печати, то организации, зарегистрированной до 07.04.2015, ничего менять не надо. Если принято решение работать без использования печати, то организации, зарегистрированной до 07.04.2015, необходимо:

    штатное расписание, табель учета рабочего времени, другие первичные кадровые документы;

Нужна ли печать на договоре

По закону печать на договорах не требуется, однако стороны могут взять на себя такое обязательство сами. В этом случае возможны следующие последствия:

    если в тексте договора сказано, что он, а также изменения к нему должны быть скреплены печатями сторон, то отсутствие печати в соответсвтии с пунктом 1 статьи 160 ГК РФ может повлечь признание письменной формы сделки несоблюденной. В случае спора по договору в этом случае организация не сможет ссылаться на показания свидетелей ;

    если в тексте договора сказано, что без печатей он недействителен, то отсутствие печати может повлечь признание его недействительным. В таком случае обе стороны должны будут вернуть друг другу все полученное по сделке. Этого может и не произойдет, но лучше не рисковать. Поэтому:

    • надо просмотреть все ваши действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор. Либо можно подписать с контрагентами изменения (если согласятся);

      если вы не будете использовать печать в дальнейшем, то при заключении договоров надо акцентировать на этом внимание контрагентов и следить, чтобы в договор не попало условие о скреплении его печатью.

Нужна ли печать на доверенности на представление интересов юридического лица в суде?

Верховный Суд РФ в своем обзоре судебной практики № 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) разъяснил, что:

  • Согласно ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ в редакции Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" доверенность на представление интересов в суде от имени организации должна быть подписана руководителем организации или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).
    Тем же законом в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью отменено требование об обязательности печати. Указанные хозяйственные общества вправе самостоятельно принимать решение использовать или не использовать печать при осуществлении деятельности.
  • Частью 6 ст. 57 КАС РФ установлено, что доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
  • В силу п. 4 ст. 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
  • Вместе с тем, поскольку в процессуальном законодательстве содержатся специальные требования к удостоверению доверенности на представление интересов в суде, то судам при проверке формы доверенности, удостоверяющей полномочия представителей юридических лиц, участвующих в деле, следует руководствоваться положениями ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 6 ст. 57 КАС РФ.
    Если федеральный закон содержит требование о наличии печати для организаций определенной организационно-правовой формы (например, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлена обязанность унитарного предприятия иметь печать), то доверенность на представление интересов такой организации в суде должна быть удостоверена как подписью ее руководителя, так и печатью.
    Когда федеральным законом такая обязанность не предусмотрена и указано, что организация вправе иметь печать (в частности, пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), представитель организации должен предоставить суду ее учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указанной организации в суде должна быть удостоверена подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и одновременно печатью организации. При отсутствии таких сведений удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется.

Законом № 82-ФЗ внесены изменения в:

    Подпункт 5 пункта 1 статьи 10 2 Федерального закона № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" после слов "организации и" дополнен словами "(при наличии печати)";

    Пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", изложитв его в следующей редакции: "Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

    Абзац девятый пункта 1 статьи 913 части второй Гражданского кодекса РФ дополнив его словами "(при наличии печатей)";

    Федеральный закон № 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг":

    абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 17 и абзац одиннадцатый части четвертой статьи 18 после слов "печать эмитента" дополнить словами "(при наличии печати)";

    абзац одиннадцатый части четвертой статьи 18 дополнить словами "(при наличии печати)";

    пункт 10 статьи 27 5-3 после слов "печатью эмитента" дополнить словами "(при наличии печати)";

Пункт 4 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним":

    абзац пятый после слов "и печатью юридического лица" дополнить словами "(при наличии печати)";

    абзац шестой после слов "и печатью юридического лица" дополнить словами "(при наличии печати)";

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", изложив его в следующей редакции: "Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.";

Федеральный закон № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)":

    абзац пятый пункта 3 статьи 16 после слов "и печатью депозитария, указанного в закладной" дополнить словами "(при наличии печати)";

    абзац пятый пункта 1 статьи 17 дополнить словами "(при наличии печати)";

    пункт 2 статьи 25 после слова "печатью" дополнить словами "(при наличии печати)".

Статью 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".