Организационно обособленный. Обособленные подразделения - кратко о самом важном

Организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации определено как место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В соответствии с процитированными определениями обособленное подразделение (ОП) характеризуется:

а) территориальной обособленностью

б) наличием стационарных рабочих мест, причем таких рабочих мест, которые созданы на срок более одного месяца.

Проанализируем признак территориальной обособленности. В НК содержание признака не раскрывается. Очевидно, что о территориальной обособленности можно говорить только после того, как будет определена соответствующая (наименьшая) единица территориального деления.

Если обратиться к близкому понятию административно-территориальной единицы, то Уставы субъектов РФ определяют первичные административно-территориальные единицы, к которым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Могут быть и другие административно-территориальные единицы. Например, территория Москвы делится не на районы, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы и т.д. При этом наименьшая единица - район, микрорайон, аул, поселение и т.п., но в любом случае не дом, не улица, не квартал.

Однако определения административно-территориального устройства нельзя использовать при толковании налоговых вопросов. "Налоговая" территориальная единица может быть определена, исходя из целей налогового учета. В этом случае под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (Постановление ФАС СКО от 29.11.06 № Ф08-6161/06-2552А).

Второй признак - наличие в ОП стационарных рабочих мест. Согласно ст.209 ТК, рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие рабочего места определено через работника организации, осуществляющего под контролем работодателя определенную деятельность. Если нет работников, то нет и обособленного подразделения. Если нет работников, если не осуществляется деятельность, то не определено и место нахождения ОП (п.2 ст.11 НК), следовательно, говорить о создании ОП не имеет смысла.

С учетом вышесказанного должен решаться сложный вопрос с определением момента создания обособленного подразделения. Налоговый кодекс не разъясняет, что следует считать моментом создания ОП. Логично считать моментом создания ОП дату начала трудовой деятельности а, дату создания ОП устанавливать на основании документов, свидетельствующих о начале хозяйственной деятельности не по месту нахождения головного структурного подразделения.

Открытие и закрытие (ликвидация) обособленного подразделения

Согласно п. 1 ст.83 НК, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК. При этом заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения , если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Заявление подается по форме № 1-2-Учет (прил.2 к Приказу ФНС от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). К заявлению нужно приложить копии свидетельства о постановке на налоговый учет организации и копии ее учредительных документов.

Нарушение налогоплательщиком указанного срока влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а при нарушении срока более чем на 90 дней - взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. по ст.116 НК. При этом на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф по ст.15.3 КоАП РФ.

В те же сроки (т.е. в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения) организация должна сообщить о факте создания ОП в налоговый орган по месту нахождения организации (п.2.3 ст.23 НК). Для такого сообщения Приказом ФНС от 17.01.08 № MM-3-09/11@ утверждена форма С-09-3. Пропустившая месячный срок организация может быть оштрафована на 1000 рублей по ст. 129.1 НК РФ, а ее руководитель на сумму от 300 до 500 руб. по ст. 15.6 КоАП РФ.

Если у организации уже создано обособленное подразделение и она состоит на налоговом учете в налоговом органе по месту нахождения этого подразделения, то при создании второго (и последующих) ОП на территории того же муниципального образования, то повторно в налоговый орган по месту нахождения ОП подавать заявление по форме № 1-2-Учет не следует. В этом случае постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п.2 ст.23 НК в налоговый орган по месту нахождения головного подразделения.

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения и о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения). Срок (п.2.3 ст.23 НК) - один месяц с даты прекращения деятельности (закрытия ОП). По нашему мнению, этот срок должен исчисляться именно в даты фактического прекращения деятельности, основным признаком которого является перевод (увольнение) всех работников ОП (что равносильно ликвидации рабочих мест).

При прекращении деятельности обособленного подразделения, необходимо также подать заявление о снятии с учета в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление подается по форме № 1-4-Учет (п риложение 4 к Приказу ФНС от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). Как сказано в рекомендациях по заполнению этого заявления, оно подается в налоговый орган в случае принятия российской организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения. Срок для подачи такого заявления не установлен.

Обособленное подразделение и налог на прибыль

Особенности уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений установлены ст.288 НК. По общему порядку п.2 ст.288 НК, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения , определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 ст. 257 НК, в целом по налогоплательщику.

Т.е. доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, рассчитывается

а) только в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и (которая соответствует ставке налога 17.5%) ;

б) как среднее арифметическое удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения за отчетный (налоговый) период.

Какой параметр - среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда целесообразнее выбрать для расчета доли прибыли ОП? По нашему мнению, расчеты с использованием показателя расходов на оплату труда несколько проще.

Среднесписочная численность рассчитывается в соответствии с Порядком
заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности" (утв. постановлением Росстата № 76 от 11.10.07)

Для подсчета среднесписочной численности используются табели учета рабочего времени (формы Т-12 или Т-13). По данным табелей ежедневно определяется количество работников, с которыми заключен трудовой договор. При этом подсчетов исключаются женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком, а также работники, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для обучения в образовательных учреждениях. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.

Ежедневные данные о численности складываются и делятся на число календарных дней месяца, при этом численность сотрудников в нерабочие дни принимается равной численности сотрудников за предшествующий рабочий день.Затем полученные ежемесячные данные складываются и делятся на число месяцев в отчетном (налоговом) периоде.

Определенные сложности связаны со вторым параметром расчета - остаточной стоимостью амортизируемого имущества организации и обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период. Ст.288 НК содержит отсылку к п.1 ст. 257 НК, т.е. для расчета следует использовать данные по остаточной стоимости основных средств (а не амортизируемого имущества в целом), причем данные именно налогового учета, которые могут значительно отличаться от остаточной стоимости в бухгалтерском учете.

Согласно п.1 ст.256 НК, амортизируемым имуществом признается имущество, которое находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации .

Основные средства, по которым в налоговом учете не начисляется амортизация (перечисленные в п.2, 3 ст.256 НК), не относятся к амортизируемому имуществу, следовательно, стоимость таких ОС не должна учитываться при расчете удельного веса ОС в подразделении. Также не нужно учитывать остаточную стоимость "непроизводственных" ОС, поскольку такие основные средства, не используются для извлечения дохода.

Кроме того, ст.288 НК требует рассчитать остаточную стоимость за период (отчетный или налоговый), но не уточняет порядок такого расчета. По мнению Минфина РФ остаточную стоимость основных средств следует рассчитывать также, как и среднегодовую стоимость имущества для налога на имущество организаций.

Например, в письме Минфина РФ от 10.07.08 № 03-03-06/2/74 говорится:

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода , на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу".

При составлении декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (в частности, за 2008 год) расчет среднегодовой остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, по нашему мнению , должен производиться аналогично порядку, изложенному в п.4 ст.376 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.08).

Письма Минфина, как известно, не являются нормативными документами, о чем Минфин постоянно предупреждает (в т.ч. в процитированном письме). Предлагаемый Минфином способ расчета, увязывающий ст.288 и 376 НК, никак не обоснован.

По нашему мнению, налогоплательщик вправе самостоятельно разработать экономически обоснованный способ расчета такого показателя как основных средств за отчетный (налоговый) период и утвердить его в учетной политике для налогообложения. Можно, например, складывать остаточную стоимость основных средств на последнее число каждого месяца и делить полученную сумму на число месяцев в отчетных периодах или на 12 при расчете доли за налоговый период. Поскольку рассчитывается удельный вес, т.е. относительная величина, изменение метода расчета практически никак не скажется на результате расчета.

Считаем удельный вес

Пример № 1. ООО "Ромашка" начало деятельность через обособленное подразделение в первом полугодии 2008 г. Прибыль по данным налогового учета за 1-ый квартал составила 230 тыс. руб., из них доля обособленного подразделения по декларации за 1-ый квартал - 30245 руб.(расчетная доля ОП - 13.15%), за 6 мес. прибыль всего по организации составила 560 тыс. руб. Во втором квартале Общество уплачивает ежемесячные авансовые взносы на налогу на прибыль (предполагаем, что в первом квартале у Общества не было обязанности уплачивать ежемесячные взносы). Согласно учетной политике Общества, для расчета доли прибыли ОП используются данные по среднесписочной численности. Остаточная стоимость ОС рассчитывается по способу, предложенному Минфином РФ.

Исходные данные для расчета доли прибыли, приходящейся на подразделение:

Месяц

Среднесписочная численность

Всего по организации

По обособленному подразд.

Итого за 6 мес. (сумма строк)

Среднесписочная численность за 6 месяцев 2008 г. составит всего по организации - 198/6= 33 чел., по обособленному подразделению - 42/6 = 7 чел. Удельный вес среднесписочной численности обособленного подразделения 7/33 = 0.212.

Дата

Остаточная стоимость ОС по налоговому учету, тыс.руб

Всего по организации

По обособленному подразд.

Итого (сумма строк)

Остаточная стоимость ОС за период составит всего по организации - 2290/7= 327.14 тыс. руб., по подразделению - 76.857 тыс. руб., удельный вес остаточной стоимости ОП за период составил 0.235.

Доля прибыли обособленного подразделения за период как среднее арифметическое удельных весов - (0.212+0.235)/2= 0.224 или 22.4%.

Заполним декларации по прибыли за 6 мес.2008 г. по всей организации и по обособленному подразделению. Особенности заполнения декларации в случае обособленных подразделений изложены в п.1.4 и разделе Х Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к Приказу Минфина РФ от 05.05.08 № 54н).

Согласно п.1.4 Порядка, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст.289 Кодекса) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии со вторым абзацем п. 2 ст. 288 Кодекса (группа обособленных подразделений).

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют Декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение № 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения . При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ (ответственное обособленное подразделение).

Рассмотрим вначале заполнение приложения № 5 к листу 02. Согласно п. 10.1 Порядка, это приложение заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде. Поскольку в примере одно ОП, приложение № 5 заполняется и представляется в декларации по организации в целом (головному подразделению) и в декларации по обособленному подразделению.

Показатели

Код строки

Сумма (руб.)

Доля налоговой базы (%)

Сумма налога

Сумма налога к доплате

Сумма налога к уменьшению


за отчетным периодом

В соответствии с п.10.8 Порядка, по стр. 120 отражаются ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ в квартале, следующем за отчетным периодом. При этом сумма ежемесячного авансового платежа в целом по организации (стр.310 Листа 02) распределяется между организацией без обособленных подразделений и каждым действующим обособленным подразделением (группе обособленных подразделений) исходя из долей налоговой базы (%), приведенных по стр.040 приложения № 5 к листу 02 Декларации.

Таким образом, поскольку по декларации за 1-ый квартал, прибыль составила 230 тыс. руб. в целом по организации, причем доля организации без ОП - 86.85%, налог на прибыль в региональный бюджет по организации без ОП - 230000х86.75%х17.5% = 34957 руб., ежемесячные авансовые взносы за 2-ый квартал составят ту же сумму, т.е. всего начислено за 6 мес. 2008 г. 34957х2=69914 руб. Ежемесячные авансовые взносы в региональный бюджет по организации без ОП на 3-ий квартал составят (560000-230000)х77.6%х17.5%=44814 руб.

Аналогичные расчеты по обособленному подразделению дадут следующие результаты: налог на прибыль в региональный бюджет по ОП за 1-ый квартал: 230000х13.15%х17.5%=5293 руб., ежемесячные авансовые взносы за 1-ый квартал составят ту же сумму. Таким образом за 6 мес. 2008 г. будет начислено 10586 руб. Ежемесячные авансовые взносы в региональный бюджет по ОП на 3-ий квартал - (560000-230000)х22.4%х17.5%=12936 руб.

Заполняем приложение 5 по обособленному подразделению.

Показатели

Код строки

Сумма (руб.)

Налоговая база в целом по организации

в том числе без учета закрытых в течение текущего налогового
периода обособленных подразделений

Доля налоговой базы (%)

Налоговая база, исходя из доли

Ставка налога (%) в бюджет субъекта Российской Федерации (%)

Сумма налога

Начислено налога в бюджет субъекта Российской Федерации

Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога

Сумма налога к доплате

Сумма налога к уменьшению

Ежемесячные авансовые платежи в квартале, следующем
за отчетным периодом

Ежемесячные авансовые платежи за I квартал следующего налогового периода

Закрытие ОП и представление деклараций по налогу на прибыль

В соответствии с пп.1,5 ст. 289 НК, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения , соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. При этом организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Если обособленное подразделение прекратило деятельность, его нет с момента прекращения деятельности, поэтому у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по месту нахождения бывшего подразделения за отчетный период даты ликвидации. Может сложиться ситуация, когда, например, ОП ликвидировано в конце отчетного периода, а уведомление о снятии ОП с налогового учета по месту его нахождения получено уже в следующем периоде. Снятие ОП с налогового учета по месту нахождения закрытого ОП - это чисто техническая процедура, которая не связана с обязанностью представлять отдельные налоговые декларации.

Поэтому не можем согласиться с мнением, высказанным в Письме ДНТТП Минфина РФ от 11.12.06 № 03-03-04/2/259: Прекращение обязанности по уплате налога на прибыль и налога в виде авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению и представлению соответствующих налоговых деклараций наступает в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения .

Повторим еще раз - обязанность уплачивать налог (авансовые взносы) по месту нахождения ОП существует только в период существования самого обособленного подразделения. А поскольку ОП прекращает существование с момента прекращения деятельности, с этого же момента прекращается и обязанность по уплате налога (взносов) и представления деклараций.

В какие сроки закрытое ОП должны снять с учета? В соответствии с п.5 ст. 84 НК, снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. Далее, в течение 30 дней с даты снятия организации с учета налоговый орган по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения передает в налоговый орган по месту нахождения головной организации сальдо расчетов по карточке РСБ по состоянию на дату снятия с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения. Все документы, поступившие в налоговый орган (зарегистрированные в налоговом органе) после даты снятия плательщика с учета, не проводятся, а направляются в налоговый орган по новому месту учета.

Все расчеты по налогам после закрытия обособленного подразделения производятся только через налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Туда же следует подавать уточненные декларации, в случае обнаружения ошибок в декларациях за предыдущие отчетные (налоговые) периоды. Именно налоговый орган по месту нахождения организации принимает уточненные декларации, проводит камеральные проверки, а также принимает решение о зачете (возврате) авансовых платежей по ликвидированным подразделениям. Исключение - в случае, если организация имеет другие ОП, зарегистрированные в том же налоговом органе, в котором стояло на налоговом учете закрытое ОП.

В соответствии с п.2 ст.288 НК, уплата авансовых платежей производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Ликвидация ОП прекращает обязанность организации перечислять ежемесячные авансовые взносы в бюджет по месту нахождения ликвидируемого подразделения. Но, естественно, закрытие ОП никак не влияет на общую сумму подлежащих перечислению авансовых взносов. Если в периоде ликвидации ОП часть ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль была уплачена в бюджет по месту нахождения ОП (в соответствии с поданной по итогам отчетного периода налоговой декларацией), то после принятия решения о ликвидации ОП, организация должна подать уточненные декларации по налогу за период, предшествующий месяцу ликвидации, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения ликвидируемого ОП.

В уточненных декларациях по ликвидированному обособленному подразделению снимаются ежемесячные авансовые платежи, исчисленные на квартал, в котором произошла ликвидация обособленного подразделения, и одновременно увеличиваются эти платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений ( Письмо ДНТТП Минфина РФ от 10.08.06 № 03-03-04/1/624). Чтобы избежать подачи уточненных деклараций, целесообразно приурочить дату закрытия ОП к окончанию отчетного (налогового) периода.

Согласно п. 10.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к приказу Минфина РФ от 05.05.08 № 54н), приложение № 5 к Листу 02 заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде. В Порядке заполнения не разъяснено, следует ли заполнять это приложение в случае, если в течение отчетного (налогового периода) было закрыто единственное обособленное подразделение. По нашему мнению, в этом случае заполнять приложение № 5 к листу 02 не следует. Поскольку обособленные подразделения на конец периода отсутствуют, организация представляет декларация только в налоговый орган по месту своего нахождения в обычном порядке и без упомянутого приложения.

Одно ОП закрыто, другие остались

Предположим, что организация в отчетном периоде осуществляла деятельность через несколько обособленных подразделений. В этом случае, не смотря на закрытие одного ОП, у организации остается обязанность представлять налоговые декларации, как по месту своего учета, так и по месту учета ОП (группы ОП). Рассмотрим особенности заполнения приложения № 5, установленные разделом X Порядка заполнения налоговой декларации.

Согласно п. 10.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, приложение № 5 к листу 02 заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде .

При закрытии обособленных подразделений (группы обособленных подразделений) в течение налогового периода в декларациях за последующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 031 указывается налоговая база в целом по организации без учета налоговой базы, приходящейся на закрытые обособленные подразделения . Разность между показателями строк 030 и 031 должна соответствовать сумме показателей по строкам 050 Приложений № 5 к листу 02 декларации с кодом "3" по реквизиту "Расчет составлен" по закрытым обособленным подразделениям

При этом (п.10.11 Порядка), при составлении приложений № 5 к листу 02 декларации с кодом "3" по реквизиту "Расчет составлен" по закрытому обособленному подразделению в декларациях за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 040 указывается доля налоговой базы, а по строке 050 - налоговая база в размерах, исчисленных и отраженных в декларациях за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто . В приложениях № 5 к листу 02 декларации по указанным обособленным подразделениям строки 100, 120, 121 не заполняются , показатели остальных строк исчисляются в общеустановленном порядке.

Вначале рассмотрим предложенный порядок на примере, а потом проанализируем его.

Пример № 2. Предположим, что прибыль ООО Ромашка за 9 мес. 2008 г. составила 980 тыс. руб. Общество в отчетном периоде имело 2 обособленных подразделения, одно из них было ликвидировано в августе 2008 г., а второе на 01.10.08 продолжает свою деятельность. Будем считать, что подразделения были расположены в разных регионах и не образовывали группы.

Пусть доля подразделения № 2 в общей прибыли за период 9 мес. составляет 15%, а доля ликвидированного подразделения №1 за 6 мес. составила, например, 196 тыс. руб. В соответствии с "Порядком", для расчета суммы прибыли, приходящейся на подразделение № 2 следует из прибыли организации вычесть долю прибыли по ликвидированному ОП, а затем разность умножить на долю (среднеарифметическое удельных весов) подразделения №2. Т.е. оставшаяся налоговая база принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями (см. также письмо ДНТТП Минфина РФ от 10.08.06 № 03-03-04/1/624, письмо ДНТТП Минфина РФ от 04.10.05 № 03-03-04/1/245). В итоге получаем расчетную долю прибыли подразделения № 2 - (980-196)х15% = 117.6 тыс. руб.

По нашему мнению, предложенный в разделе Х "Порядка" способ расчета неверен и прямо противоречит нормам ст.288 НК . Выше уже были процитированы нормы п.2 ст.288 НК, согласно которым доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения. При этом доля рассчитывается от всей суммы прибыли налогоплательщика, а не от разницы между общей прибылью и прибылью, приходящейся на закрытое обособленное подразделение. К чему приводит это нарушение?

Предположим, что подразделение № 1 не ликвидировано и его доля в прибыли за период 9 мес. составляет 20% (или те же 196 тыс. руб.). В этом случае расчетная доля прибыли подразделения № 2 составит 980х15%=147 тыс. руб. Разница между начислениями составляет 29.4 тыс. руб.

По нашему мнению, долю прибыли ликвидированного ОП нужно вычитать только из доли головного подразделения, а доли прибыли действующих ОП следует рассчитывать, исходя из прибыли в целом по организации, как это и предусмотрено п.2 ст.288 НК. Следование указаниям "Порядка" и разъяснениям налоговых органов приводит занижению доли прибыли действующих обособленных подразделений и, следовательно, к занижению налоговых платежей в бюджеты по месту учета ОП.

Тем не менее, обращаем внимание, что упомянутый "Порядок заполнения налоговой декларации" - это нормативный документ, выполнение требований которого обязательно для всех налогоплательщиков. Обязательно даже в случае его несоответствия нормам Налогового кодекса.

Рассмотрим еще одну особенность заполнения декларации, введенную упомянутым "Порядком".

Так, согласно п.10.11 упомянутого Порядка, при снижении налоговой базы в целом по организации (строка 120 Листа 02) по сравнению с предыдущим отчетным периодом подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытые обособленные подразделения. Строка 050 Приложения № 5 к Листу 02 Декларации по закрытому обособленному подразделению в данном случае определяется путем умножения показателя по строке 040 на показатель строки 030 .

Более подробно процедура описана, например, в письме ДНТТП Минфина РФ от 10.08.06 № 03-03-04/1/624:

В случае когда налоговая база в целом по организации нарастающим итогом с начала года снижается по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в котором действовали ликвидированные впоследствии обособленные подразделения, подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая ликвидированные обособленные подразделения. Для этого организация сначала определяет налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за последний отчетный период, в котором они действовали. Например, за I квартал налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по ликвидированным в апреле обособленным подразделениям была определена в размере 20% и составляла 200 единиц. За I полугодие налоговая база по организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за I квартал и составила 300 единиц. По ликвидированным обособленным подразделениям она составит 60 единиц (20% от 300).

Далее налоговая база организации за I полугодие уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям (300 - 60 = 240). Оставшаяся налоговая база (240 единиц) принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.

Если же организацией за I полугодие получен убыток, то вся начисленная за этот период сумма авансовых платежей налога на прибыль (включая ежемесячные авансовые платежи) подлежит уменьшению, в том числе и в доле, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение.

Пример № 3. Прибыль ООО Ромашка за период 6 мес.2008 г. составила 480 тыс. руб., из них доля головного подразделения - 60% (288 тыс. руб.), доля каждого из подразделений 1 и 2 - по 20 % (по 96 тыс. руб.). Для упрощения расчетов предположим, что Общество не уплачивает ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, а рассчитывается с бюджетом поквартально. В этом случае в региональный бюджет по головному подразделению будет перечислено по итогам 6 мес. 2008 г. (по сроку 28.07.08) - 288х17.5% = 50.4 тыс. руб., в региональные бюджеты двух обособленных подразделений по 96х17.5% = 16.8 тыс. руб.

Пусть общая прибыль Общества за период 9 мес. 2008 г. составит 400 тыс. руб., т.е. в 3-м квартале Обществом получен чистый убыток 80 тыс. руб. При этом, как и в примере № 2, Общество в августе 2008 г. закрыло обособленное подразделение № 1, но осуществляет деятельность через головное подразделение и ОП № 2, при этом доля ОП № 2 за 9 мес. составила 20%. .

Если следовать указаниям "Порядка", то бухгалтер должен произвести следующие расчеты:

1. уменьшить долю прибыли закрытого ОП № 1. За период 9 мес. 2008 г. ее следует принять в сумме 400х20%=80 тыс.руб.

3. рассчитать долю прибыли головного подразделения - 320х80%=256 тыс. руб. и долю ОП № 2 - 320х20%=64 тыс. руб. Соответственно начисленный налог в региональные бюджеты составит по ОП № 2 - 64х17.5% = 11.2 тыс. руб., по головному подразделению - 256х17.5%=44.8 тыс. руб.

По декларации за 9 мес. по головному подразделению в итоге получим налог к уменьшению из бюджета в сумме 50.4 - 44.8 = 5.6 тыс. руб. Сумма налога к уменьшению по ОП № 2 составит 16.8-11.2=5.6 тыс. руб. Всего по двум декларациям (и двум региональным бюджетам) сумма налога к уменьшению составит 11.2 тыс. руб.

По нашему мнению, это еще одна неверная процедура.

Сумма налога к уменьшению по всей организации должна составлять сумму убытка, умноженную на ставку регионального налога, т.е. 80х17.5%=14 тыс. руб. Т.е. очевидно, что сальдо расчетов с бюджетами грубо искажено.

Пересчитаем долю прибыли ОП № 2, исходя из общей суммы прибыли Общества за 9 мес.2008 г. - 400х20%=80 тыс. руб. Сумма начисленного налога - 14 тыс. руб., налог к уменьшению - 2.8 тыс. руб.

Поскольку все расчеты с бюджетом по ликвидированному подразделению переданы в налоговый орган по месту нахождения головного подразделения, в декларации по головному подразделению должны быть учтены и суммы, начисленные (и перечисленные) в бюджет по месту нахождения закрытого ОП. Если применить изложенный подход, то получим следующие цифры: начислено налога за предыдущие налоговые периоды - 67.2 тыс. руб. Доля прибыли головного подразделения - 400х80%=320 тыс. руб., начислен налог на 9 мес. - 320х17.5%= 56 тыс. руб., сумма налога к уменьшению (сальдо расчетов с региональным бюджетом) - 67.2 - 56= 11.2 тыс. руб. В итоге получаем точное значение сальдо расчетов с бюджетом - 14 тыс. руб.

Обособленное подразделение — это часть фирмы, имеющая ограниченный функционал в гражданско-правовых отношениях и (или) расположенная в месте, отделенном территориально и оборудованном хотя бы одним стационарным рабочим местом. Об их отличиях и порядке создания пойдет речь в настоящей статье.

Структурное территориально обособленное подразделение организации

В рамках деятельности организации часть ее функционала может передаваться структурным подразделениям. При этом важно соблюсти грань между выделением части компании в качестве нового юридического лица и территориально-организационным перемещением подразделения, которое останется составной частью фирмы.

Одно из отличий между такими действиями заключается в сведениях, которые вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ): о создании фирмы в порядке реорганизации вносится новая запись, а об обособленном подразделении налоговые органы вносят пометки в строки, отведенные для информации о головной организации. Из этого очевидно подчиненное положение подразделений. Оно подчеркивается и законом. В ст. 55 ГК РФ указано, что обособленные подразделения — это не юридические лица, хотя им и присущ ряд индивидуализирующих признаков.

Перечень обязательных признаков короткий:

  • административное обособление, выраженное в наличии у выделенной части компании собственного руководства, действующего в соответствии с предписанием ст. 55 ГК РФ на основании доверенности;
  • территориальное обособление, по которому юридический адрес выделенного отделения фирмы отличается от адреса исполнительного органа юридического лица.

По внутреннему решению часть компании может наделяться и иными обособляющими признаками. К примеру, такими признаками могут стать:

  • отдельный баланс;
  • собственный лицевой счет;
  • личное начисление выплат работникам и иным лицам.

Правовое положение выделенных частей фирмы в предпринимательстве и трудовых отношениях

Правовое положение обособленного подразделения вытекает его зависимого статуса:

  1. Права выделенной части фирмы существенно ограничены по сравнению с функционалом головной организации.
    Например, хотя уже расформирован Высший арбитражный суд, действующим остается правило, установленное им в информационном письме от 14.05.1998 № 34: обособленные подразделения вправе подавать исковые заявления в суд только в том случае, если действуют от имени организации. А, как указано в апелляционном определении Тюменского областного суда от 04.06.2012 № 33-2442/2012, обособленные подразделения не признаются надлежащим ответчиком, хотя ст. 29 ГПК РФ и допускает предъявление иска в суд по месту их расположения.
  2. Деятельность обособленных подразделений — это та же работа, которую компания выполняет в соответствии с присвоенными ей кодами видов экономической деятельности, а также деятельность сотрудников (секретарей, юристов, бухгалтеров и т. д.) по созданию условий для совершения такой работы либо только часть такой деятельности. Предоставление обособленным подразделениям полномочий по выполнению установленных видов деятельности осуществляется юридическим лицом.
  3. Обособленные подразделения — это посредники в трудовых правоотношениях, а не их стороны. Так, в определении Верховного суда от 03.11.2006 № 5-В06-94 указано, что выделенная часть компании не наделена правоспособностью юридического лица, а потому обособленные подразделения не могут выступать работодателями.

Если трудящийся направляется для осуществления трудовой деятельности в обособленное подразделение, то это квалифицируется как направление в командировку (см. положение об особенностях направления в командировки, утв. постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749).

Виды обособленных подразделений по ГК и НК РФ

Гражданский кодекс (ст. 55) и законы об отдельных видах юридических лиц признают существование 2 видов обособленных подразделений:

  1. Филиал компании — это обособленное подразделение, созданное для выполнения деятельности организации вне места ее расположения, функций представительства или только части из указанных функций в зависимости от переданного фирмой объема правомочий.
  2. Представительство фирмы — это обособленное подразделение, выделенное для защиты и представления интересов компании. Представительства особенно распространены в организациях, действующих в нескольких странах.

Налоговый кодекс (ст. 11) признает обособленными подразделениями любые территориально отделенные части юридических лиц, если в них есть стационарные рабочие места. Место работы по ст. 209 ТК РФ представляет собой место, где работник осуществляет свои трудовые обязанности или в котором ему необходимо находиться, чтобы выполнять работу. Место работы должно контролироваться нанимателем.

Рабочее место является стационарным, если оно создано более чем на месячный срок. Последнее требование связано со сроком постановки обособленного подразделения на налоговый учет. В соответствии со ст. 23 НК РФ юридическое лицо уведомляет налоговые органы о выделении филиалов или представительств в месячный срок с момента их создания. Если рабочее место создано на более короткий срок, то не имеет смысла осуществлять его налоговый учет в качестве обособленного подразделения. Если же оно создано на период больше месяца, то налоговая служба признает его обособленным подразделением.

Не знаете свои права?

Что значит признание обособленного подразделения таковым для целей налогового учета

Несмотря на то что в соответствии с указанием ст. 11 НК РФ территориально отграниченная часть компании с созданным на месяц и более рабочим местом признается обособленным подразделением, его правоспособность отличается от прав и обязанностей филиала или представительства.

Выделенная часть компании, признанная таковой в целях налогообложения, обычно не имеет административного аппарата управления, собственного имущества и средств, не может самостоятельно осуществлять полномочия компании или защищать ее интересы. Причина этого заключается в цели признания органами ФНС подразделением компании территорий с наличествующими рабочими местами.

Как сказано в ст. 11 НК РФ, признание обособленного подразделения таковым производится с целью исполнения законодательства о налогах и сборах.

Например, если организация осуществляет разработку недр на Дальнем Востоке, а ее исполнительный орган расположен в Центральной России, то платить налоги по месту нахождения юридического лица нецелесообразно для осуществления налогового контроля, а также по иным причинам. По ст. 335 НК РФ компания встает на учет по месту добычи ископаемых. Очевидно, что их добыча растягивается больше чем на месяц, а рабочим местом сотрудников будет шахта, карьер и т. д. Тогда для целей уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговые органы могут признать наличие у компании обособленного подразделения.

Порядок создания обособленного подразделения

В отличие от обособленных подразделений, которые приобретают такой статус по указанию налогового органа, филиалы и представительства создаются по более сложной процедуре. Выделяют следующие этапы:

  1. Принятие по установленной законом или внутренними актами компании процедуре решения о выделении части фирмы.

Например, законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена следующая процедура принятия решения:

  • вынесение вопроса на рассмотрение Общего собрания дольщиков за 30 дней до его созыва;
  • рассмотрение вопроса;
  • согласие 2/3 участников собрания с открытием обособленного подразделения.

В ст. 65 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ сказано, что создание филиалов и представительств может относиться к компетенции совета директоров, если это предусмотрено уставом общества.

  1. Принятие локального акта, регламентирующего работу обособленного подразделения компании. Обычно это положение о филиале/представительстве.
  2. Назначение приказом руководителя головной организации руководства обособленного подразделения. Обычно одновременно оформляется доверенность на имя начальника подразделения, поскольку без нее руководитель не сможет управлять отделением фирмы (ст. 55 ГК РФ).
  3. Подача в ФНС заявления по форме Р14001, утв. приказом ФНС «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, о внесении в ЕГРЮЛ сведений о подразделении. Как указано в письме департамента налоговой политики Минфина РФ от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541, обособленное подразделение юридического лица считается созданным с момента внесения дополнений в государственный реестр.
  4. Подача в ФНС бланка С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ в течение месяца после выделения части организации. Это делается для постановки обособленного подразделения на учет в налоговой службе.

Образец положения об обособленном подразделении ООО, АО

В ст. 5 закона № 14-ФЗ определено, что ООО действует на основании утвержденного головной фирмой положения. Обычно ситуация обстоит аналогично и с иными юридическими лицами (см. ст. 91 закона № 208-ФЗ и т. д.).

  • общие положения как совокупность информации о головной организации и выделяемой части, как-то: наименования, адреса и т. д.;
  • цель создания, к примеру обеспечение соблюдения интересов юридического лица;
  • правовой статус как объединение прав, обязанностей и ответственности;
  • порядок контроля, осуществляемого головным офисом;
  • данные о порядке управления, компетенции руководства;
  • участие в трудовых отношениях;
  • порядок расформирования подразделения;
  • иные положения по мере необходимости.

Отчетность обособленных подразделений в 2017-2018 годах

Одним из проявлений контроля над филиалами и представительствами со стороны юридического лица и государственных органов является проверка отчетности.

Для внешней отчетности обособленное подразделение юридического лица в 2017-2018 годах ежемесячно предоставляет документы:

  1. Налоговые декларации, если на подразделение наложена обязанность:
    • уплачивать транспортный налог и налог на имущество организации;
    • перечислять удержанный с заработка сотрудников налог на их доходы.
  2. Форму по КНД 1151111, утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, об уплате страховых взносов в ФНС.
  3. Бланк 4-ФСС, утв. приказом ФСС от 26.09.2016 № 381, для отчета перед Фондом социального страхования о выплате взносов на страхование риска профессиональных травм.
  4. Формуляр СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, для информирования Пенсионного фонда о взносах на пенсионное страхование работников.
  5. Другие документы.

Внутренняя отчетность определяется в соответствии с указанием головной компании. Она включает передачу бухгалтерской документации, сведений о выполнении планов и т. д., что значит для обособленного подразделения организации появление необходимости составлять дополнительные отчеты в установленных в организации формах.

Подытожим. Обособленное структурное подразделение юридического лица — это часть фирмы, которая отделена территориально и административно с целью осуществления деятельности, аналогичной направлению работы головной компании, а при необходимости также представления ее интересов.

Помимо выделяемых в гражданском праве филиалов и представительств как видов обособленных подразделений, налоговые органы для исполнения НК РФ и иных актов о налогообложении могут признавать обособленными подразделениями территориально выделенные части юридического лица, если в них оборудованы стационарные рабочие места.

Присутствие компании на новых территориях необходимо для освоения рыночных ниш. Однако открытие подразделения зачастую вызывает много вопросов. Данные структуры предполагают начисление налогов, которые требуется правильно зарегистрировать и отразить в бухгалтерском учете.

Что такое обособленное подразделение?

Обособленное подразделение компании – это территориально отделенная структура, в которой есть рабочие места с соответствующим уровнем организации. К последним предъявляется дополнительное требование – они должны быть стационарными. Юридическим статусом обособленное подразделение наделяется только тогда, когда открывается оно на срок, превышающий месяц.

Подразделение признается обособленным даже если его появление не зафиксировано в учредительной и распорядительной документаций. Также не имеет значения перечень полномочий, которые возложены на структуру. Последнее правило отражено в пункте 2 статьи 11 НК.

Признаки обособленного подразделения

ОП отвечает двум основным характеристикам:

  • На его территории есть стационарные рабочие места. Эксплуатироваться они будут в течение не менее одного месяца.
  • Структура находится на территориальном отдалении от главного офиса.
  • Подразделение должно быть создано самой компанией.

ВАЖНО! Под рабочим местом, по статье 209 ТК, понимается место, на которое приезжает сотрудник для исполнения своих должностных функций. Рабочее место должно контролироваться работодателем. Под данные стандарты не подходит работа на дому. Квартира сотрудника не может считаться рабочим местом. Под данные признаки не попадает и работа уборщицы, нанятой для уборки офиса клиента. Такое «подразделение» не было открыто головным офисом. Помещения для работы не снимались в аренду, не приобретались. Поэтому в данной ситуации признаки обособленного подразделения отсутствуют. К ОП также не относятся платежные терминалы, банкоматы.

Рассматриваемые признаки определяются на основании следующих факторов:

  • условия, прописанные в договоре;
  • отношения между работниками и организацией.

Под территориальной обособленностью понимается ситуация, при которой адреса головного офиса и его подразделения различаются.

Функции и цели открытия

ОП может создаваться с целью представления интересов компании и их защиты. Открывается оно обычно в следующих целях:

  • Было зарегистрировано юридическое лицо, однако руководители не сняли офис. Вся корреспонденция приходит на юридический адрес. То есть, на адрес владельца ЮЛ. Но с началом функционирования организации сложно работать в подобном порядке. Потребуется фактическое место нахождения.
  • Было принято решение о расширении бизнеса, освоении рынков в других городах.

Если дополнительная структура будет выполнять часть функций основного офиса, имеет смысл открывать филиал.

Разновидности

Обособленное подразделение включает в себя две формы:

  • Филиал . Берет на себя часть функций головного офиса. Деятельность его относительно универсальна.
  • Представительство . Представляет интересы организации, защищает их.

В большинстве случаев имеет смысл открывать именно филиал. Это более широкое понятие, позволяющее возложить на подразделение различные функции. Вне зависимости от выбранной формы, ОП будет действовать на основании норм, утвержденных главным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Для открытия ОП потребуется создание внутренней документации. Она включает в себя , подписанный членами совета директоров или представителями собрания аукционеров. В приказе указываются сведения:

  • наименование ОП;
  • первичный документ, на основании которого создается подразделение (к примеру, протокол собрания совета директоров);
  • место нахождения ОП;
  • руководитель обособленной структуры;
  • срок постановки на учет.

На приказе должна стоять подпись руководителя центрального офиса. Затем создается Положение об ОП. В нем указываются следующие данные:

  • полномочия подразделения;
  • функции;
  • деятельность;
  • состав управленческого штата;
  • иные моменты, связанные с работой.

Только после создания всех внутренних распоряжений можно приступать к регистрации и к прочим юридическим действиям по оформлению.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?

О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие выделенного баланса.
  • Открытый расчетный счет.
  • Начисление заработных плат.

Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.

Создание ОП с точки зрения налогообложения

Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:

  • постановка на налоговый учет;
  • необходимость в уплате сборов;
  • начисление сборов по месту нахождения ОП.

В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.

ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.

Сроки

Для постановки на учет требуется подать . Предоставляется оно, согласно 23 и 83 статье Налогового кодекса, в следующие сроки:

  • В течение 30 дней с даты реорганизации или ликвидации.
  • В течение 30 дней с даты создания подразделения.

Идти нужно в налоговый орган по месту нахождения ОП.

Нужно ли идти в налоговую, если обособленное подразделение не ведет деятельность?

В налоговом законодательстве принята норма, которую можно читать двояко. Если принимать ее буквально, то в налоговую не нужно подавать заявления до тех пор, пока подразделение не начало вести деятельность. Однако подобное решение может быть чревато для компании.

В законе сказано, что заявление должно быть подано в течение 30 дней после открытия. Если ОП начнет свою деятельность спустя 2 месяца и будет поставлена на учет именно через этот срок, установленное время подачи заявления будет сорвано.

ВАЖНО! Сообщать нужно не только об открытии, но и о закрытии ОП. Заявление о ликвидации составляется по .

Резюме.
Открытие подразделения учитывается в налоговой инспекции и других органов. Новая структура должна быть зарегистрирована в установленные сроки, иначе придется оплачивать штраф. Существуют четкие признаки ОП, на основании которых образование получает соответствующий юридический статус. Если все признаки не присутствуют, то сформированная структура не может считаться обособленным подразделением.

Иногда забывают о таком аспекте предпринимательской деятельности, как создание обособленных подразделений. Казалось бы, зарегистрировал фирму и работай спокойно. Однако законодатель устанавливает массу различных обязанностей, которые необходимо будет исполнить.

Сразу отметим, что для ООО, в котором работает только сам учредитель никаких обособленных подразделений (далее – также «ОП», «обособка») открывать не нужно – такая обязанность будет только у тех, кто нанимает себе помощников по трудовым договорам.

Что такое обособка?

Зарегистрировать ООО можно и по адресу места проживания самого учредителя. Это может быть его дом или квартира. Если не создавать промышленных производств в многоквартирных домах, то квартира может вполне стать приемлемым вариантом для регистрации.

Если деятельность Общества будет осуществляться исключительно по адресу регистрации, то обособку создавать будет не нужно. Однако не каждый вид деятельности можно осуществлять, находясь только по одному адресу.

Например, если заниматься торговлей, то без открытия точек розничной продажи будет обойтись проблематично.

В этом случае деятельность ООО будет производиться не только по зарегистрированному адресу, но и в местах, отличных от него. Этот признак является первым, по которому нужно задуматься о создании ОП, но спешить с его открытием не нужно. Дело в том, что юридические нормы связывают регистрацию обособок с наличием рабочих мест по их адресам, если же рабочих мест там не создано, то обязанности не возникает.

Отличие обособки от филиалов и представительств

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

В чём смысл открытия ОП?

Открытие обособок имеет значения для сбора налоговых отчислений. Согласно ст.230 НК РФ, НДФЛ за работников должен уплачиваться по месту нахождения ОП, в которых они трудятся.

При расширении бизнеса, ООО может открыть несколько ОП в разных городах своего присутствия. Соответственно, именно по месту нахождения каждой обособки за каждого работника, что трудится в них, и должен уплачиваться НДФЛ.

Если ООО зарегистрировано в Белгороде , а деятельность осуществляется в Старом Осколе, то тут вопросов нет – разные регионы, разные налоговые органы.

А как быть в том случае, если обособка создается буквально на соседней улице и имеет с головной организацией одну и ту же налоговую? В этом случае открывать ОП не нужно?

Формулировки закона не делают таких исключений. В законе сказано, что открывать обособки необходимо во всех случаях, когда место деятельности производится не по месту адреса регистрации ООО. Поэтому, во избежание проблем с ФНС, лучше регистрировать все ОП, даже если они находятся в том же регионе и будут состоять на учёте в одной налоговой инспекции с головным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

Как заполнить документы для открытия обособки

Для открытия обособки необходимо заполнить документ по ф. №С-09-3-1, в котором следует указать следующие данные:

  • наименование ООО;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • информацию о количестве создаваемых ОП и количестве листов сообщения;
  • сведения о руководителе или представителе (с указанием ФИО и ИНН, телефона и электронной почты);
  • информацию о создании ОП, его наименовании (можно придумать любое, но чтобы потом не запутаться), адрес ОП и дату его создания.
  • Заявление подписывается руководителем, ставится дата и печать (если она в ООО предусмотрена Уставом).

В случае изменения каких-либо данных о подразделении, например, при изменении адреса или наименования, подается сообщение этой же формы в течение трёх дней с момента произошедших изменений.

Если ООО прекращает деятельность через ранее созданные ОП, то в ФНС нужно подать сообщение формы №С-09-3-2. Сделать его нужно в течение того же срока, что и при внесении изменений в сведения об обособке. В случае нарушений правил создания ОП или нарушения сроков, законом предусмотрены штрафные санкции по ст.116 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.

Обособленное подразделение юридического лица - 2018 – 2019 может быть организовано как филиал, представительство или в иной форме. Мы расскажем, что такое обособленное подразделение юрлица, каковы его основные признаки, как проводится его регистрация.

Что такое обособленное подразделение

Вопрос об организации обособленного подразделения (далее по тексту - ОП) юрлица возникает в том случае, когда место фактического ведения деятельности отличается от юридического адреса названного лица.

Гражданское законодательство выделяет только 2 вида ОП организации - это представительство и филиал (ст. 55 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

В то же время в ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ дается расшифровка самого определения «ОП юридического лица», при этом главными критериями являются:

  • территориальная обособленность такого подразделения от самой организации;
  • существование оборудованных стационарных рабочих мест в таком подразделении.

Списка видов ОП налоговое законодательство не предлагает.

Указанное понятие употребляется и в ст. 40 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, где, помимо филиалов и представительств организации, названы «иные обособленные подразделения».

Основываясь на системном анализе законодательства, можно сделать вывод, что создание других ОП, не являющихся ни представительством, ни филиалом, возможно.

Признание ОП таковым происходит независимо от того, имеются или нет сведения о нем в уставных или других внутренних документах юрлица. При создании ОП головная организация не должна вносить изменения в названную документацию, в отличие от данных по созданию филиалов и представительств, которые обязательно отображаются в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Стационарное рабочее место как признак ОП

Рабочее место признается стационарным, если:

  • Организуется на срок более 1 месяца (ст. 11 НК).
  • Работник находится на нем или должен прибывать туда в связи с работой (ст. 209 ТК). Не принимается во внимание факт периодичности пребывания сотрудника на таком месте, длительность нахождения непосредственно на оборудованном месте, способ организации работ (например, для осуществления трудовых функций на период командировки - см. письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 № 03-02-07/1-522).
  • Работодатель реализует над ним контроль в той или иной степени (об этом может свидетельствовать, например, наличие у работодателя прав владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующей недвижимостью - постановление ФАС Московского окр. от 02.03.2009 № КА-А40/817-09).
  • Оно служит для реального исполнения работником его служебных обязанностей (например, постановление 9 ААС от 08.10.2007 № 09АП-10255/07-АК по делу № А40-10267/07-141-57).
  • С работником установлены трудовые отношения (ст. 20 ТК). Например, постановление ФАС Московского окр. от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 по делу № А40-10267/07-141-57.

Таким образом, не могут быть признаны стационарным рабочим местом, например, складские помещения, для работы в которых не предусмотрено постоянной штатной единицы. Также факт организации удаленного рабочего места не является основанием для организации ОП.

Регламент создания ОП

В законодательстве не содержится прямых указаний на то, в каком конкретно порядке должно создаваться ОП организации.

При этом можно использовать следующий алгоритм:

  1. Принятие решения об организации ОП. Необходимо определить, не является ли по всем признакам создаваемое ОП филиалом или представительством, т. к. для них предусмотрен иной порядок регистрации.
  2. Анализ характеристик создаваемого рабочего места.
  3. Выпуск приказа о формировании ОП.
  4. Осуществление корректировок в правилах внутреннего трудового регламента организации.
  5. Представление в органы Федеральной налоговой службы РФ информации о создании ОП - в продолжение 1 месяца с даты организации ОП (абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Информирование органов ФНС производится посредством направления юрлицом извещения по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
  6. С 01.01.2017 необходимо сообщать в налоговый орган о наделении ОП полномочиями по производству выплат физ.лицам (п.п. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@. В этом случае уплата страховых взносов и предоставление отчетности по выплатам, сделанным ОП, производится по месту его нахождения (п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ).

Признаки, указывающие на создание филиала или представительства

При создании ОП головной организацией могут быть совершены действия, в которых контролирующие органы могут усмотреть признаки создания филиала или представительства, что может стать причиной привлечения организации к ответственности за нарушение регламента постановки на налоговый учет или привести к незапланированным налоговым последствиям.

В положении об ОП необходимо прописать, что данное ОП не является филиалом или представительством, а также не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме - для этого можно составить перечень функций, которые может выполнять ОП.

Даже если в уставе организации имеется указание о возможности создания филиалов и представительств, это ещё не означает, что все создаваемые ОП непременно будут являться именно филиалами или представительствами.

Признаками филиала или представительства также являются:

  • наличие в ОП собственного руководителя, действующего на основании доверенности;
  • выполнение ОП представительских функций и функций по защите интересов юрлица (ст. 55 ГК).

Регистрация ОП

Юрлица должны быть поставлены на учет в подразделениях ФНС по месту нахождения всех своих ОП (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК).

ФНС самостоятельно производит постановку российских юрлиц на учет по месту проведения деятельности таким юрлицом через свои ОП (кроме филиалов и представительств) на основании предоставляемых такими юрлицами сообщений по форме № С-09-3-1 о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК).

Срок, отведенный для осуществления указанной процедуры, - 5 рабочих (подп. 6 ст. 6.1 НК) дней с даты принятия указанного сообщения органом ФНС (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК).

По окончании проведения названной процедуры выдается соответствующее уведомление и свидетельство.

Таким образом, организации необходимо своевременно представить сообщение о создании ОП по своему месту нахождения, и данная информация будет передана соответствующим налоговым органам, к которым территориально относится организованное ОП. По аналогичной схеме будет произведена и постановка на учет последующих ОП, открываемых организацией.

Уведомление налогового органа о любых изменениях, произошедших в ранее переданных в ФНС данных об ОП, должно производиться в продолжение 3 рабочих дней с момента перемены в соответствующих параметрах (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК). Указанное извещение направляется головной организацией в органы ФНС по месту учета такого юрлица (абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Для этого также используется форма № С-09-3-1.

Несвоевременная передача в органы ФНС названной документации влечет наложение штрафа на налогоплательщика в размере 200 руб. за каждый поданный с указанным нарушением документ (п. 1 ст. 126 НК).

Итак, законодательством не ограничена возможность юрлица создавать, помимо филиалов и представительств, и иные ОП. Организованное ОП должно быть поставлено на учет в органах ФНС по месту нахождения такого ОП. Признаки ОП обозначены гражданским, налоговым и трудовым законодательством.