Родительское собрание "профилактика экстремизма в сети интернет". Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет

Олейникова Елена Алексеевна, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, юрист 1 класса.

В статье освещены актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, экстремистские материалы, мониторинг сети Интернет, ограничение доступа, распространение информации.

Combating extremism on the Internet
E.A. Oleynikova

Oleynikova Elena Alexeyevna, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Department of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation in the Far East Federal District, 1st Class Lawyer.

The article highlighted topical issues of prosecutorial supervision in the sphere of combating extremist activities.

Key words: combating extremism, extremist materials, the Internet monitoring, limit access, information dissemination.

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, в качестве средства и цели обеспечения госбезопасности предусмотрено создание развитой системы выявления и противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму.

Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение экстремистских материалов в сети Интернет.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за осуществление такой деятельности.

Распространение в сети Интернет экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также предоставление к ним доступа пользователям файлообменных сетей влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ. Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма может повлечь и уголовную ответственность по ст. ст. 205.2, 280, 282 УК РФ.

В регионах Дальневосточного федерального округа противодействие экстремизму остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Несмотря на то что в целом ситуация оставалась стабильной и конфликтов, значительно влияющих на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, в округе не допущено, угрозы национальной безопасности РФ, касающиеся проявлений экстремизма, не теряют своей актуальности.

В округе за 6 месяцев 2015 года прокурорами отмечена активизация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов УФСБ и УМВД России по выявлению экстремистских проявлений в сети Интернет. При этом в указанных органах наблюдается увеличение количества находящихся в производстве дел оперативного учета в рассматриваемой сфере (УМВД России - на 11%, УФСБ России - на 37%).
По сведениям прокуроров субъектов Федерации, в правоохранительных органах округа за 6 месяцев 2015 г. зарегистрировано 86 сообщений о преступлениях анализируемой категории, что на 95,5% больше аналогичного показателя 2014 г. (44). Из общего количества поступивших сообщений в органах Следственного комитета РФ зарегистрировано 56, ФСБ - 16, МВД - 14. Число сообщений о таких деяниях, совершенных с использованием сети Интернет, составило 77, или 89,5% от числа поступивших.
Прокуроры в округе осуществляют постоянный мониторинг сети Интернет на предмет наличия в свободном доступе экстремистских материалов и запрещенной информации, а также принимают меры, направленные на устранение негативного влияния такой незаконной информации.
К примеру, прокуроры районов Приморского края в 2014 г. направили в суды 8 заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной (с последующим направлением решений судов в Роскомнадзор для блокирования доступа к ней на территории всей страны). Все заявления рассмотрены, требования прокуроров удовлетворены.

Управление Генеральной прокуратуры РФ в округе в первом полугодии 2015 года по двум обращениям граждан приняло меры, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам. В суд предъявлено два заявления о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, в органы предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ направлено два материала по признакам преступления, предусмотренного ст. 319 УК (публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), по которым возбуждены и расследуются 2 уголовных дела.

В Сахалинской области в июле 2015 года по факту размещения в сети Интернет видеороликов экстремистского характера по инициативе прокуратуры области возбуждены два уголовных дела по ч. 1 ст. 282 УК (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе).
Профилактика экстремистской деятельности в субъектах Федерации может достигнуть цели лишь при системном подходе субъектов такой профилактики: органов власти, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий, заинтересованных министерств и ведомств и органов местного самоуправления.

В основном материалы, признанные впоследствии экстремистскими, выявляются в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами.
Однако в 2014 г. в Приморском крае установлено, что, несмотря на распространенность экстремистских материалов в сети Интернет и их значительное влияние на рост экстремистских настроений среди молодежи, органы внутренних дел мониторинг сети Интернет должным образом не осуществляли, уголовные дела и дела об административных правонарушениях по фактам экстремистских проявлений в сети Интернет не возбуждали, что не отвечало криминогенной ситуации в крае. После представления прокурора края работа органов внутренних дел края активизировалась.

Обеспечение общественной безопасности и противодействия экстремизму - основополагающая задача уполномоченных государственных органов.
Между тем проведенные органами прокуратуры Камчатского края и Сахалинской области в 2014 г. проверки показали, что деятельность органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не адекватна складывающейся в регионах обстановке. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации), органами Роскомнадзора в округе не выявлялись.
При этом управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, по Дальневосточному федеральному округу не обеспечили надлежащий мониторинг средств массовой информации, контрольные мероприятия в форме систематического наблюдения зачастую проводили поверхностно, не принимали меры к недопущению нарушений в сфере контроля за средствами массовой информации, распространяющими информацию помимо русского на корейском, нивхском языках.

В Камчатском крае только после внесенных прокурорами представлений редакторам (главным редакторам) семи печатных изданий (газет "ЛДПР на Камчатке", "Медитекс", "СКТВ-Информ", "Жилищный вестник Камчатки", "Kamchatka отдых", "Шамса" и журнала "ShoppingGIDKamchatka") в Российскую книжную палату и библиотеки субъектов Федерации в соответствии с законом направлены обязательные экземпляры печатных изданий.
В Приморском крае и Сахалинской области в работе подразделений Минюста России отмечен слабый контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений, в том числе за соответствием учредительных документов требованиям федерального законодательства, представлением ими необходимой отчетности, фактическим устранением нарушений, отраженных во внесенных в адрес некоммерческих организаций предупреждениях. Кроме того, органы Минюста России в округе административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), не выявляли. При этом органы прокуратуры Приморского края устанавливали такие нарушения в деятельности некоммерческих организаций.
К примеру, по представлениям Уссурийской городской прокуратуры три общественные организации (Национально-культурная автономия корейцев Приморского края, Приморский общественный фонд социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных конфликтов "Солдат" и религиозная организация Церковь "Новое Поколение" Христиан Веры Евангельской г. Уссурийска и Уссурийского района) приняли меры к предоставлению и размещению в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста России отчетов об их деятельности и документов о целях расходования денежных средств и использования имущества.
Во всех субъектах Федерации округа прокуроры продолжают выявлять недостатки в деятельности общеобразовательных учреждений, которые не соблюдают правила подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, в связи с чем принимались меры реагирования для устранения выявленных нарушений.

Например, в первом полугодии 2015 года в Магаданской области по представлениям прокурора Омсукчанского района директорами четырех образовательных учреждений (МБОУ "Средняя образовательная школа пос. Омсукчан", "Основная образовательная школа пос. Омсукчан", "Средняя образовательная школа пос. Дукат" и ГБОУ начального профессионального образования Магаданской области "Профессиональное училище N 11") введено ограничение доступа к сайтам сети Интернет, содержащим информацию экстремистского и иного противоправного характера, на подключенных к сети Интернет компьютерах установлены сетевые фильтры.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. За указанные деяния установлена административная ответственность по ст. 20.3 КоАП. Прокуроры округа в ходе мониторинга сети Интернет такие нарушения выявляют систематически.
В Приморском крае реализована практика предъявления в суды заявлений о признании запрещенной информации о способах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространяемой в сети Интернет. Такие заявления в 2014 г. предъявлены прокуратурой Приморского края, прокурорами городов Владивостока, Артема и прокурором Ольгинского района (заявления удовлетворены).
Распространение подобной информации может быть расценено как информационное пособничество терроризму (поскольку она может быть использована при подготовке и планировании террористических актов) и влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 13.15 КоАП (распространение в информационно-коммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств).

Всего в Дальневосточном регионе прокуроры при осуществлении систематического мониторинга сети Интернет в 2014 г. и первом полугодии 2015 года выявили почти 1500 таких нарушений. В целях их устранения внесено 306 представлений, судами удовлетворено около 200 заявлений прокуроров о прекращении предоставления интернет-провайдерами доступа к материалам, включенным в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Также в суды направлено 35 заявлений о признании материалов экстремистскими. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 49 лиц.

Наряду с этим есть проблемы при ограничении доступа к интернет-сайтам указанной категории. Установление такого ограничения не гарантирует того, что информационные материалы не появятся на других ресурсах.
Полагаем, что работа органов прокуратуры по пресечению деятельности подобных сайтов достигнет необходимого эффекта только при взаимодействии и активном содействии специальных подразделений органов безопасности и МВД России, на которые возложены функции по выявлению и пресечению деятельности интернет-сайтов, содержащих информационные материалы противоправного характера, в том числе экстремистские, и лиц, причастных к размещению такой информации.

Если вы размещаете в Интернете картинку с листом канабиса, то с точки зрения закона вы пропагандируете наркотики, - эти слова исполнительного директора организации выпускников Института права, экономики и управления ТюмГУ Ярослава Ильина заставили студентов, пришедших в "Открытую школу права", притихнуть. Не все из них знали об этом, как и не подозревали, что за статус "Россия для русских" или картинку со свастикой, выложенные в социальной сети, грозит административная ответственность.
Как вести себя в интернет-пространстве, чтобы не выходить за рамки закона? И как защитить себя и своих близких от опасной информации в Сети? На эти вопросы ответил общественный просветительский проект "Открытая школа права", реализуемый в стенах Тюменского госуниверситета. На её майском заседании эксперты в области права, специалисты государственных и федеральных структур провели урок правового просвещения, рассказав о "чёрных списках" сайтов и запретах в сети Интернет.
Считается, что Интернет - свободное пространство, где почти отсутствует цензура. Значит, здесь можно вести себя как захочется. Однако свободное поведение нередко подходит под определение такого социально опасного явления, как экстремизм.
- Сегодня экстремизм в сети Интернет получил новый виток развития - изображения, видеозаписи и другие материалы экстремистского содержания преподносятся в качестве шутки, - считает социолог Мария Пузанкова. - Многие пользователи зачастую не понимают сути такого контента, не представляют, что несут ответственность за его распространение.
Понимание экстремизма постоянно расширяется. В виртуальном пространстве он, к примеру, существует в форме пропаганды. Все знают, что свастика - это нацистская атрибутика. Однако в некоторых субкультурах её считают знаком солнца. Но законом РФ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" запрещено использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о жертвах, понесённых в Великой Отечественной войне.
- За пропаганду вас привлекут к административной ответственности. И вы не только заплатите штраф, но и рискуете усложнить себе поиск работы - не всякий работодатель примет в коллектив экстремиста, - развивает тему Ярослав Ильин.
В течение последних четырёх лет в Интернете распространилось такое явление, как "троллинг" - виртуальное общение с нарушением этики, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов. И это действие попадает под понятие экстремизм, одним из пунктов которого является пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Площадкой для такого общения чаще всего выступают новостные сайты, форумы, конференции, где комментарии не модерируются.
Найти "тролля" и заставить его удалить оскорбительную информацию достаточно проблематично, но возможно. Существует статья в Административном кодексе, которая предусматривает право граждан требовать в суде опровержения сведений, порочащих честь и достоинство человека.
Отдельно можно сказать о пропаганде наркотических веществ. Хотя это не входит в юридическое определение экстремизма, однако неосторожное действие в Сети также может повлечь за собой наказание. Картинки, на которых изображены порошки с подписью названий наркотиков, и описание как позитивного их влияния на организм и психику человека расцениваются как правонарушение.
Над тем, чтобы опасная информация не распространялась по виртуальному пространству, работают многие ведомства. Начальник отдела контроля в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора России по Тюменской области Ольга Баландюк рассказала о существовании единого реестра запрещённых сайтов. Если вы набрели в Интернете на информацию, которая, на ваш взгляд, является опасной, можно занести её в этот реестр на сайте zapret-info.gov.ru . Ваша информация будет проверена. На данный момент в едином реестре доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержится около 8000 ссылок.
- Девочка, которая выложила на страницу социальной сети знак свастики, утверждала, что это знак солнца. Несовершеннолетнюю гражданку привлекли к административной ответственности, - рассказал случай из прокурорской практики Ярослав Ильин. Она не подозревала, что ее действие носит экстремистский характер.
Очень часто правонарушения происходят из-за незнания законов и необдуманности своего поведения в Сети. Поэтому, чтобы обезопасить себя в Интернете, бывает достаточно просто критически относиться к информации, которая там публикуется, анализировать её и думать о последствиях своих действий.

Около 8000 сайтов занесены в "чёрный список".

20 ноября 2016 г. в Кремле Президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, в ходе которого собравшиеся обсудили проект Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года.
Главный тезис данного заседания звучал однозначно — экстремизм становится одной из наиболее серьезных угроз Российской Федерации, и непринятие должных мер по противодействию данному явлению может привести к разрушительным последствиям — дестабилизации обстановки не только в отдельном государстве, но и в целом регионе, как это произошло в таких странах как Египет, Сирия, и в данный момент происходит на Украине. Данные статистики говорят сами за себя: за последние 10 лет число преступлений экстремисткой направленности выросло в 10 раз — до 1329 в 2015 г. (в 2004 году – 130, в 2014 году – 1034)
Глава государства вынес на повестку вопрос, об актуальности которого не приходится забывать – это противодействие экстремизму в сети интернет. Разрушительная сила этого влияния направлена, прежде всего, на молодежь.
И действительно, в настоящее время, ненависть и ксенофобия к определенным социальным группам, политической системе или религиозным течениям с площадей и улиц «перекочевала» во всемирную сеть. Экстремизм в Интернете стал набирать угрожающие обороты. Интернет открыл практически безграничный доступ людей к информации, однако, данная ситуация привела к тому, что идеологи экстремизма превратили его в свой главный «рупор».
Наиболее подверженной радикальным идеям социальной группой является молодежь, к тому же данная категория населения является наиболее активным пользователем Интернет-пространства. Данные обстоятельства были использованы идеологами экстремизма для создания целой системы внушения молодому поколению радикальных идей различного толка.
Интернет стал настоящей «школой» для молодых людей, которые под влиянием третьих лиц, встают на путь насилия, ненависти, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. В сети можно без особого труда найти информацию: публикации экстремистского характера, запрещенные к публикации и тиражированию на территории РФ, агитационные ролики с призывами к насилию и неповиновению властям, инструкции и пособия для совершения преступлений против порядка и управления. Немаловажную роль в распространении экстремизма играют «социальные сети». Именно через них осуществляется наиболее активная пропаганда преступных идей. Формат социальных сетей позволяет не только относительно легко делать материалы экстремистского характера достоянием гласности, но и дает возможность кооперации единомышленников, что ставит вербовку и «одурманивание» молодежи «на поток».
Министерство внутренних дел Российской Федерации в ответ на данную угрозу разработало и внедрило целый комплекс мероприятий и систем, направленных на пресечение распространения экстремизма в Интернете и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Ежегодно, в Алтайском крае выносятся приговоры лицам, распространяющие экстремистские материалы в сети Интернет, призывающие к проявлению насилия в отношении какой либо социальной группы либо к насильственному свержению действующей власти в стране, виновные лица несут установленную законом ответственность.
Однако, болезнь лучше предупредить чем лечить. Поэтому, подрастающему поколению заблаговременно необходимо разъяснять опасность идей экстремизма, как в учебных заведениях, так и дома, чтобы у молодежи заблаговременно сформировалось четкое негативное восприятие радикальных идей, и выработался «иммунитет к экстремизму». Только комплексный подход в решении данной острой социальной проблемы может гарантировать положительный результат.

Ю. Н. Троегубов

Развитие и массовое использование международной информационно-коммуникационной сети Интернет является общемировой тенденцией развития последнего времени. Деятельное участие большого количества не только отдельных пользователей, но и целых организаций в среде глобального информационного пространства детерминирует необходимость выработки соотносимых с текущими тенденциями развития информационно-коммуникативных технологий мер обеспечения национальной безопасности, в частности противодействию активизировавшемуся распространению идей экстремизма и терроризма.

Организаторы и участники экстремистских групп активно используют в своих целях процесс глобализации, принимая на вооружение новейшие информационные технологии, с помощью которых делают менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры. Создаются террористические организации, в основу построения которых заложен принцип сетевой структуры, что в свою очередь обуславливает увеличение их потенциала в современных информационно-коммуникативных условиях. Для них характерны единые центры и информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования входящих в сообщество периферийных преступных группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой .

Информационное пространство сети Интернет состоит из разнообразных ресурсов. Абсолютное большинство из них при этом не являются средствами массовой информации и как следствие этого становится невозможным применение норм законодательства о СМИ. Для противодействия распространению идеям экстремизма правоохранительными органами в настоящее время применяются нормы уголовного законодательства -о призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждении ненависти (статья 282 УК РФ), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ) или запрещенной организации (статья 282.2 УК РФ) . Также используются нормы Кодекса административных правонарушений - статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» .

Статистика последних лет свидетельствует, что борьба с экстремизмом за последние четыре года активно стала переходить из реального мира в виртуальный. Статистика показывает, что, если в 2007 г. из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008 - 14 из 45, в 2009 – 17 из 56, в 2010 – 26 из 72, а в 2011 г. приговоры по экстремизму в Интернете уже превысили число приговоров по «обыкновенным» делам: 52 из общего числа приговоров 78. В 2012 г. эта тенденция получила развитие, за первые полгода из 32 приговоров по экстремистским статьям 18 касались деятельности в Интернете .

Год от года увеличивается и количество интернет-ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов. Так в 2008 г. их было 25, в 2009 – 38, 2010 – 44, 2011 – 93, 2012 – 264, за 10 месяцев 2013 – 110, итого 574 или почти 37 % от общего количества (2122 по состоянию на 20 ноября 2013 года) .

В связи с этим противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет является одним из актуальных направлений деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов на современном этапе. Подтверждением вышесказанному могут служить заявления и высказывания Президента РФ В. В. Путина, руководителей МВД и ФСБ России, представителей исполнительной и законодательной властей, звучавшие в течение всего 2013 г.

Так, Президент России В. В. Путин в феврале 2013 года на заседании коллегии Федеральной службы безопасности дал поручение сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет и создать единую систему защиты информационных ресурсов РФ.

При этом глава государства подчеркнул, что такие действия не будут посягать на конституционное право граждан РФ на свободу слова, так как оно «незыблемо и неприкосновенно». Однако Президент уверен, что никто не имеет права «сеять ненависть, раскачивать общество и страну, и тем самым ставить под угрозу жизнь, благополучие, спокойствие миллионов наших граждан» .

В марте 2013 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Митрофанов заявил, что принципы борьбы с экстремизмом в Интернете и вне её будут предельно одинаковыми. «Борьба с экстремизмом в Интернете не будет сильно отличаться от борьбы с экстремизмом не в Интернете. Будет выдержан такой подход, и должны применяться такие же наказания. В настоящее время регулирование Интернета является крайне важным, в связи с постоянно растущим количеством пользователей. Однако единого подхода и текста законопроекта о регулировании Интернета пока нет, но работа в этом направлении ведётся достаточно активно» .

Глава ФСБ А. Бортников в июне 2013 года во время заседания Национального антитеррористического комитета назвал социальные сети и часть интернет-сайтов «своеобразным источником идей экстремизма». «Своеобразным источником идей экстремизма стала часть Интернета. В социальных сетях создаются закрытые группы, активизируется деятельность сайтов, на которых ведётся целенаправленная идеологическая обработка пользователей» .

В октябре 2013 года в рамках своего выступления на заседании Совета Федерации глава МВД В. Колокольцев назвал экстремистские проявления «угрозой безопасности, которой мы последовательно противодействуем. Серьёзной, вызывающей у нас обоснованное опасение, тенденцией является всё более активные стремления вовлечь в эту сферу нашу молодежь. Фиксируются и пресекаются попытки радикально настроенных личностей проникнуть в фанатскую среду, провоцировать на совершение противоправных акций».

В. Колокольцев считает, что власти государства должны активно бороться с экстремистскими группами в глобальной сети, так как сейчас Интернет является основной средой общения молодых людей. «Большое профилактическое значение будет иметь принятие проекта федерального закона, предусматривающего уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием интернет-пространства» .

В будущем законе должен быть описан порядок регулирования приобретения ресурса, статус его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте. Однако и принятие федерального закона не решит проблему в целом, так как большинство ресурсов сети при их целевой направленности на российскую аудиторию, юридически зарегистрированы за границей. В связи с этим плодотворное противодействие распространению экстремистских материалов планируемый закон может оказать только на те ресурсы сети, которые юридически и физически расположены в России. Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещённых на территории России и стран СНГ, абсолютно законно осуществляют свою деятельность в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.

Мировая практика свидетельствует, что подобные проблемы характерны не только для Российской Федерации. В условиях, когда количество так называемых проблемных сайтов уже значительно превосходит, по данным американского Центра Симона Визенталя, 2 тыс., концентрируясь не только в США и Германии, но и в таких странах, как Австрия, Швеция, Австралия, Голландия, Канада, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Испания, Южная Африка, Украина, с особой остротой начинает ощущаться безответственность упований на доброе начало в человеческой личности и потребность в выработке механизмов правовой регламентации использования новейших информационных технологий .

Помимо отсутствия выстроенной нормативно-правовой базы противодействия экстремизму и терроризму в информационном пространстве также существуют проблемные вопросы технического плана:

Установление лица, разместившего в сети экстремистский или террористический материал. Современные технологии беспроводного доступа в сеть (например, Wi-Fi), имеющиеся в свободной продаже сетевые платы с динамическим IP-адресом и т. п. фактически исключают обнаружение такого лица;

В 2013 г. Следственный комитет России объявил тендер «на оказание услуг доступа к системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из соцсетей, блогов и СМИ». Для того, чтобы осуществлять мониторинг, программистам будет необходимо разработать систему, способную анализировать сообщения пользователей «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Livejournal, «Одноклассники», YouTube, RuTube, Instagram и Foursquare.

Аналогичными системами давно пользуются в администрации Президента. Программа позволяет обрабатывать сообщения более 40 млн русскоязычных блогов, микроблогов, форумов и социальных сетей.

Разработчики системы утверждают, что она позволяет отслеживать рост социальной напряжённости в Интернете, протестные настроения, экстремизм; обсуждение уровня цен, зарплат, пенсий, инфраструктуры, медицины и пр.

Эксперты следственного комитета объясняют необходимость создания данного механизма тем, что он предоставит возможность оперативного реагирования на возникающие угрозы и средство предотвращать преступления .

На сегодняшний момент основанием для введения ограничений или прекращению доступа к тому или иному интернет-ресурсу является внесение данного ресурса в «Федеральный список экстремистских материалов», либо, если ресурс является официальным сайтом организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В этом случае Министерством юстиции всем интернет-провайдерам рассылаются соответствующие информационные письма, а также организации предоставляющей интернет-хостинг. Таким образом, если сервер, на котором находится ресурс, размещён на территории РФ, то сайт удаляется физически, либо в большинстве случаев провайдеры блокируют запросы к данному ресурсу. Однако стоит отметить, что процедура принятия решения о признании материалов или сайтов экстремистскими через суды не способствует оперативности в принятии решения, а, следовательно, не является эффективной мерой. До момента принятия решения данные материалы могут быть растиражированы на десятки и сотни других сайтов .

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день можно констатировать наличие следующих проблем в данном направлении:

Отсутствие международного нормативно-правового акта (договора, пакта, конвенции) регламентирующего взаимодействие государств в сфере противодействия экстремизму и терроризму в информационно-коммуникационном пространстве;

Несовершенство нормативно-правовой базы РФ в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет;

Отсутствие единого органа, как на федеральном, так и на региональном уровнях, на который полностью возложена функция мониторинга информационно-коммуникационного пространства (подобные подразделения есть в большинстве силовых ведомств, но механизмы их взаимодействия и координации не отлажены);

Наличие проблемных вопросов в сфере применения технических средств.

Исходя из этого, первоочередными мерами решения вышеизложенных проблем должны стать:

Инициирование в рамках ООН разработки и принятия международного правового акта по взаимодействию в сфере противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве;

Оперативная доработка законопроекта и принятие Государственной думой Федерального закона, прописывающего права, обязанности и ответственность пользователей сети Интернет на территории России;

Создание единого федерального органа (подразделения в структуре одного из силовых ведомств), его территориальных отделений наделённого полномочиями и оснащённого новейшими техническими средствами для мониторинга и анализа информации сети Интернет, в частности, на предмет проявлений экстремизма.

Источники

1. Глава ФСБ: Интернет остается источником идей экстремизма. URL: http://www.itar-tass.com/glavnie-novosti/606729 (дата обращения:12.02.2014).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. МВД предлагает ввести уголовную ответственность за экстремизм в Сети. URL: http://nnm.me/blogs/aleeks1/mvd (дата обращения: 7.02.2014).

4. Принципы борьбы с экстремизмом в сети и вне ее будут одинаковыми. URL: http:// www.securitylab.ru/news (дата обращения: 28.01.2014).

5. Путин призвал ФСБ уделять больше внимания интернету. URL: http://www. securitylab.ru/news (дата обращения: 20.01.2014).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Справочноправовая система «Консультант Плюс».

7. Федеральный список экстремистских материалов. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (дата обращения: 12.02.2014).

8. Эксперты СК России будут следить за СМИ и соцсетями. URL: http://www.securitylab. ru/news/440616.php (дата обращения: 3.02.2014).

Литература

9. Мельникова Д. П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191 (дата обращения: 4.02.2014).

10. Соболев В. Противодействовать идеологии терроризма. URL: http://i-r-p.ru/page (дата обращения: 6.02.2014).

11. Основные проблемы уголовно-правовой оценки проявлений экстремизма и терроризма. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_21_16.htm (дата обращения: 3.02.2014).

12. Функционально возможные инструментальные средства противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет на территории РФ. URL: http://www.bibliofond.ru/view (дата обращения: 7.02.2014).

В данной статье автором рассматривается весьма актуальная на сегодняшний день проблема экстремизма в сети интернет, непосредственно в Российской Федерации и в мире в целом, анализируются причины и факторы, влияющие на распространение этой проблемы в интернете и СМИ. Формулируются авторские предложения по противодействию этой проблеме в нашем обществе.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Бижоева Милана Казбековна,

Южный федеральный университет

студентка юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье автором рассматривается весьма актуальная на сегодняшний день проблема экстремизма в сети интернет, непосредственно в Российской Федерации и в мире в целом, анализируются причины и факторы, влияющие на распространение этой проблемы в интернете и СМИ. Формулируются авторские предложения по противодействию этой проблеме в нашем обществе.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, сеть Интернет, ИГИЛ, вербовки, противодействие экстремизму.

Проблема использования сети интернет экстремистами и террористами остро стоит не только перед российским государством и обществом, но и перед мировым сообществом. На актуальность данной проблемы указал в своем выступлении первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) генерал-лейтенант Е.П. Ильин. В основном докладе на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» он отметил, что в современный период наибольшие угрозы распространения идеологии терроризма связаны с использованием террористическими и экстремистскими организациями сети Интернет и мобильной связи для организации скрытых каналов и пропаганды преступной деятельности .

Из выступления Е.П. Ильина можно сделать вывод о том, что экстремистские организации используют сеть интернет в качестве инструмента пропаганды идеологии исламского радикализма, которую в широком смысле можно рассматривать как идеологическую доктрину и основанную на ней политическую практику. Исламский радикализм является идеологическим основанием деятельности радикальных исламистских организаций, проявляющих себя в форме политического движения, характеризуемого крайними действиями и взглядами. Представляет собой агрессивную часть политизированного ислама, экстремистские и террористические акции которого в два последних десятилетия унесли тысячи человеческих жизней .

Источниками радикальной экстремистской и террористической пропаганды стали ресурсы, поддерживающие идеологию печально известной всем террористической организации «Исламского государства Ирака и Леванта» или просто ИГИЛ (запрещенной в Российской Федерации террористической группировка). В течение последнего десятилетия ИГИЛ удалось организовать массированное информационно-психологическое воздействие как на население находящихся под непосредственным контролем террористов территорий Сирии и Ирака, так и на мусульманские общины государств Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Европы. Под контролем ИГИЛ находится целый ряд информационных агентств, печатных и электронных средств массовой информации Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и ряда других стран. Создана масштабная разветвленная сеть интернет-ресурсов – около 500 сайтов, и большое количество аккаунтов в социальных сетях .

Представители данной организации проводят массовую агитацию в среде молодого поколения, пытаясь привлечь в свои ряды посредствам денежного соблазна, угроз жизни и здоровью родственников и близких и т. д. Для вербовки и создания привлекательного образа террористических организаций используются практически все популярные социальные сети и ресурсы: ВКонтакте, Youtube, Facebook, Instagram, Twitter, а также всевозможные способы мобильных рассылок .

Возникает вопрос: почему интернет-пространство стало объектом внимания экстремистских организаций? Ответ прост: в социальных сетях можно проводить поиск кандидатов для участия в экстремистской и террористической деятельности избегая при этом прямых контактов с правоохранительными органами.

К числу категорий населения, которые представляют интерес для террористов, прежде всего, относится молодежь, у которой не сформирована устойчивая система ценностей и низок уровень правосознания. Согласно статистике МВД — ФСБ более 90% членов экстремистских организаций – молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют 80% всех, совершивших преступления экстремистской направленности, в т.ч. убийства по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти. Более половины из них – несовершеннолетние .

При этом необходимо указать, что подавляющая часть российской молодежи невосприимчива к идеологии терроризма. Можно сформулировать аксиому: кто не хочет быть завербованным, того не заманят в террористы .

Поэтому вербовщики террористических организаций уделяют первоочередное внимание лицам с неустойчивой психикой и повышенной внушаемостью, которые легче других категорий поддаются уговорам вербовщиков. Террористы выявляют молодых людей из малообеспеченных семей, желающие выйти на более высокий финансовый уровень, лиц, фанатически относящихся к религии и наконец, людей, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Узнав информацию о «потенциальной жертве», экстремисты начинают активную вербовку, в которой инструментами воздействия являются манипулятивные технологии: формирование идеологии «свой-чужой», превосходства одной национальности над другой, стереотипизация образа «врага» .

Выделить вербовщиков правоохранительным органам помогают признаки экстремизма, указанные в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»» :

— публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— массовое распространение мнения об «исключительности» отдельных людей по признаку из национальной или конфессиональной принадлежности;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина по принципу расовой, религиозной и национальной принадлежности;

— публичные призывы к осуществлению террористических действий или мероприятий;

— осуществление террористических актов и подстрекательство(вербовка) к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации.

Государственные органы и общественные организации многих стран мира ведут активную политику противодействия экстремизму и его распространению в сети интернет. В Российской Федерации в настоящее время разработаны нормы уголовного законодательства — о призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждении ненависти (статья 282 УК РФ), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ) или запрещенной организации (статья 282.2 УК РФ) . Также используются нормы Кодекса административных правонарушений — статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» . Понять глобальность данной проблемы поможет анализ статистики, если в 2007 г. из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008 – 14 из 45, в 2009 – 17 из 56, в 2010 – 26 из 72 .

Организация и осуществление экстремистской деятельности в сети интернет нарушает права и свободы граждан по пользованию СМИ и интернетом (Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29). Российская Федерация является правовым государством и высшей ценностью в нем признаются права и свободы граждан, поэтому в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за осуществление такой деятельности.

Президент России В.В. Путин дал поручение сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет и создать единую систему защиты информационных ресурсов РФ. Президент заявил, что никто не имеет права «сеять ненависть, раскачивать общество и страну, и тем самым ставить под угрозу жизнь, благополучие, спокойствие миллионов наших граждан» .

Примером активной экстремистской деятельности может служить «горячая точка» России по террористической вербовке — Дальний Восток. В регионах Дальневосточного федерального округа противодействие экстремизму остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. В указанных органах наблюдается увеличение количества находящихся в производстве дел оперативного учета в рассматриваемой сфере (УМВД России — на 11%, УФСБ России — на 37%) .

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что экстремизм в сети Интернет это массовая угроза человечеству, которой должно быть обеспечено постоянное противодействие со стороны всех цивилизованных государств.

В этих целях целесообразно:

Во-первых, привлечение общественности к выявлению фактов пропагандистской деятельности экстремистов;

Во-вторых, привлечение общественности к процессу ограничения доступа к радикальным материалам в сети Интернет;

В-третьих, проведение профилактических бесед в среде молодежи, как наиболее поражаемых слоев населения;

В-четвертых, формирование гражданского самосознания обучение

противодействию интернет-манипуляциям террористов .

Причем данные меры должны быть приняты не в отдельно взятом государстве, а в рамках мирового сообщества, т.к. противодействие экстремизму в сети интернет станет эффективным только тогда, когда к этой деятельности подключится все прогрессивно мыслящие страны и люди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин Е.П. Доклад первого заместителя руководителя аппарата НАК. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации». 2012. Том. 1. Москва. С. 3-16.

2. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России // Философия права. 2008. № 2. С. 94-100.

3. Воронцов С.А. ТЕРРОРИЗМ 2016: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 108-113.

5. Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи // Власть. 2012. № 9. С. 52-55.

6. Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.

7. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность российской государственности в региональном политико-правовом пространстве на примере Юга России. Ростов н/Д, 2008. С. 30-34.

8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности»

9. О.В. Зеленина, П.Е. Суслонов. Методика выявления признаков экстремизма. Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео — и печатных материалов. Научно-методическое пособие Екатеринбург. Уральский юридический институт МВД России. 2009/ URL: http://do.gendocs.ru/ docs/index-295684.html.