Экологические названия профессий для детей. Организация природоохранной деятельности
наталия шурупова
Досуг, посвященный представлению профессии «Эколог». Для детей старшего дошкольного возраста
Под музыку дети входят в зал. - Мы хотим познакомить вас с профессией ЭКОЛОГ , потому что она очень важная и нужная для всех обитателей нашей Планеты Земля (людей, животных, растений) - 1 реб.
По гречески экос-дом, а ЛОГОС- наука. -
Наука о доме - для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой : вся Земля является домом для существ, на ней живущих. - 2 реб. (показывает глобус)
-Эколог - это человек , который изучает природу, всё о ней знает. Он изучает состояние воды, земли и воздуха. - 3 реб.
Изучает влияние промышленных отходов на растения, животных и человека, составляет прогноз, разрабатывает пути наименьшего воздействия на природу. Это самый настоящий ЗАЩИТНИК природы. - 4 реб.
Так же экологи исследуют причины различных природных катаклизмов : наводнений, землятресений, извержений вулканов и проч. Он составляет прогнозы (или предсказания ) и сообщает людям о том, как избежать подобных бед. - 5 реб.
Ребята, если бы на Земле не появилась такая нужная и полезная профессия как ЭКОЛОГ , на нашей планете, могла бы случится такая же беда, которая уже произошла однажды с жителями совершенно другой Планеты. Эту историю-сказку, которая называется «Защитим Планету» мы и хотим поведать вам сейчас, а помогут нам в этом ребята из Театральной творческой студии АРЛЕКИН, нашего детского сада. Итак, представляем вашему вниманию экологическую сказку «ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ» - ведущий
Выходит6 реб.:
Земля-наш мир- Земля наш дом!
Кораблик в океане звездном,
Возьмемся за руки друзья,
В траве много маленьких животных и насекомых, чтобы их не растоптать- ходи осторожно.
Не шуми в Лесу! Помни, громкие звуки пугают лесных жителей, и они покидают свои домики!
Не рви цветы, а любуйся их красотой. Помни, сорванные цветы быстро гибнут, а значит не будет семян и новых растений.
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения!
Не разрушай муравейники! Муравьи уничтожают вредителей-насекомых, которые губят лес.
Не сбивай несъедобные грибы! Они нужны лесу. Ими лечатся лесные животные.
Не трогай птичьи гнёзда. Помни-это испугает птицу и она покинет гнездо.
Не лови в лесу маленьких зайчат, бельчат или ежат. И в квартире (доме) им будет плохо.
Не разжигай в лесу костер. Это может привести к пожару, гибели животных, растений и людей!
Ведущий :
А ещё свои пожелания наши ребята, хотят выразить песней.
Дети исполняют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели
Публикации по теме:
«День Победы». Сценарий праздника к 9 Мая для детей старшего дошкольного возраста Под песню Д. Тухманова «День Победы» дети входят в зал, становятся к стульчикам. 1 реб. Гремит столица маршами. Солдат встречают маршалы.
«Широкая Масленица» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения русского фольклора; воспитание любви.
Досуг «Подарочки для мамочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель этого досуга: воспитание бережного отношения к маме, бабушке. Задачи:закрепление музыкального материала к празднику, совершенствование.
Досуг посвященный папам к «Дню защитника Отечества» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: совершенствовать двигательные способности детей; Воспитывать любовь и уважение к профессии военного, чувство Гордости за нашу Родину;.
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Зов джунглей» Задачи: - учить преодолевать препятствия; - совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных движений; - развивать физические.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема занятия: Все профессии важны, все профессии нужны. Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме,.
Сценарий, посвященный Дню семьи (для родителей и детей старшего дошкольного возраста) «Счастливая семья» Авторы: Кузнецова О. А., старший воспитатель (вед. 2, Соколова Е. А., педагог – психолог (вед. 1, Машанова И. И., Шишкина С. М., музыкальные.
Сценарий праздника, посвященного 23 февраля и 8 Марта, для детей старшего дошкольного возраста «Для вас, наши любимые» Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня праздник будет не совсем обычный. Мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех пап и мам.
ольга ильинская
Конспект НОД по теме «Знакомство с профессией эколог» для детей 5–6 лет
Цель : Формировать представления о профессии эколог
Задачи :
1. Дать представления о профессии эколог .
2. Дать знания о том, что профессия эколог затрагивает все сферы жизнедеятельности
человека.
3. Воспитывать интерес к данной профессии , желание самому что-то изменить.
4. Чувствовать сопричастность каждого человека к происходящему на Земле.
5. Формировать умение чётко отвечать на поставленные вопросы.
6. Активизировать словарь : эколог . экологическая проблема , катастрофа, международный, эксперимент.
Оборудование : глобус, мольберт, эмблемы международной организации по охране окружающей среды «Гринпис» , воронки, пластиковые стаканы, баночки с загрязнённой водой, фильтры, лейки.
Использование ИКТ : Ноутбук с презентацией «Земля наш дом, мы все хозяева в нём»
Предварительная работа : Просмотр м/ф «Валли» , Беседы о природе, экскурсия в зоосад.
Организационный момент
Цель : Активизировать слуховое внимание.
В. - Ребята, сегодня мы поговорим о красивой планете на которой мы живём. Как она называется?
Д. - Земля!
воспитатель показывает глобус
В. - Что это?
Д. - Это Земля!
В. - Нет это не земля, это глобус-макет земли. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит именно так!
В. - Какого цвета больше всего на глобусе?
Д. - Синего!
В. - Что означает синий цвет?
Д. - Это вода!
В. - А что означает зелёный цвет?
Д. - Это трава!
В. - Это не только трава, это леса, поля, луга.
В. - Ещё какой цвет есть на глобусе? Что означают этицвета?
Д. - Песок!
В. - Это пустыни, горы.
В. - Наша планета очень красивая, на ней множество изумительных мест, разные животные и растения населяют нашу планету.
Давайте посмотрим небольшой фильм о природе нашей Земли.
Демонстрация презентации «Земля наш дом- мы все хозяева в нём» .Воспитатель комментирует слайды.
В. - Очень красиво!
В. - Однако, есть люди, которые перестали ценить ту красоту и чистоту, сто подарила нам природа.
Множество заводов загрязняют воздух, вырубаются и горят леса, тысячи тон грязной воды сливаются в реки. Погибают растения и животные, от дыма и грязного воздуха болеют люди, и если этого не остановить, то может произойти экологическая катастрофа и наша красивая планета превратится в безжизненную пустыню.
Демонстрация кадров экологических бедствий .
В- Чтобы этого не произошло люди многих стран создали создали специальную организацию «Гринпис» - зелёный мир. Как вы думаете что это значит?
Выслушать предположения детей .
В. - Члены этой организации следят за тем, чтобы все соблюдали правила общежития на земле. В организации «Гринпис» работают специалисты- экологи . Экологи следят за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха. И если где-то случается экологическая катастрофа , то первыми туда приезжают экологи .
В. - Чтобы помогать природе, экологи должны обладать разными знаниями по химии, биологии, медицине, географии.
В. - А какими качествами должны обладать экологи ? Какими людьми они должны быть?
Д. - Добрыми, смелыми, любить животных!
В. - А вы хотите быть защитниками природы?
Дети переходят к мольберту с эмблемой «Гринпис»
В. Показывает изображение панды. Кто это?
Д. - Это панда!
В. - Панда-это бамбуковый медведь, которых охотники почти всех истребили. Но благодаря экологам , численность этих медведей увеличилась и изображение панды стало эмблемой международной организации по защите окружающей среды «Гринпис»
В. - И сегодня я вам тоже вручу такие эмблемы и мы станем юными экологами , защитниками природы.
Вручение эмблем.
В. - Поздравляю вас. теперь мы помощники экологов и давайте проведём небольшой эксперимент по очистке воды.
Дети переходят к столам. где стоят пластиковые стаканы с загрязнённой водой, воронки с фильтрами и чистые баночки.
В. - Обратите внимание на воду. Такую воду можно пить?
В. - Сейчас мы будем её очищать. В воронках есть фильтр, он состоит из марли и ваты, этот фильтр будет задерживать частички грязи. Попробуйте налить немного воды в воронку и понаблюдайте как вода очищается.
Дети проводят эксперимент по очистке воды.
В. - Можно сказать, что вода в баночке чище чем в стаканчике?
Д. – Да можно!
В. - Можно сказать, что фильтр помогает очищать воду?
Д. - Можно.
В. - Ребята, а воду которую мы почистили теперь можно пить?
Д. - Нет, она ещё не совсем чистая!
В. - Да! Правильно. эта вода ещё недостаточно чистая для питья, но для полива цветов вполне пригодна. Мы сольём её в леечки и потом польём наши цветы.
В. - А чтобы воду можно было употреблять в пищу на специальных очистных сооружениях ставят огромные фильтры и они очищают воду, а так же для того, чтобы грязная вода не попадала в реку.
В. - Ребята. давайте мы придумаем правила для юных экологов в нашем детском саду.
Чтобы сохранять природу нужно :
1. Не сорить!
2. Не рвать растения!
3. Не ломать деревья и ветки!
4. Не давить насекомых!
5. Весной высаживать цветы и ухаживать за ними
6. Зимой делать кормушки и кормить птиц!
7. Закрывать кран и беречь воду!
В. - Эти правила мы напечатаем в наш уголок и вы расскажите мамам и папам как нужно беречь природу.
Игра на координацию речи и движения «Среди белых голубей»
Публикации по теме:
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.
НОД для детей 2-3лет, имеющих отклонения в развитии, на тему: «Зима» Программные задачи: Формирующие задачи: 1. Закреплять знания детей о.
Конспект НОД «Знакомство с профессией библиотекаря». Конспект НОД «Знакомство с профессией библиотекаря» в средней группе. Воспитатель: Шигеева Л. В. Задачи: 1. Познакомить с профессией.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 пос. Эльбан Амурского муниципального.
НОД «Знакомство с профессией-полицейский» НОД по теме «Знакомство с профессией полицейский» Елена Панкова НОД по теме «Знакомство с профессией полицейский» Задачи: -закреплять знания.
Взаимоотношения человека и природы имеют давнюю историю. Длительное время попытки изменить природу и властвовать над ней ощутимо не влияли на жизнь человечества и не оценивались в связи с целесообразностью и опасностью для планеты. Но экологические катастрофы, которые начали сопровождать нас повсеместно, доказали что ни одно серьезное вмешательство в дела природы не может пройти бесследно и конец света может произойти по вине человечества.
Выбирая профессию, связанную с природой, человек принимает на себя ответственность за то, как будет развиваться все, что нас окружает. Профессии, связанные с природой – это те профессии, предметом труда которых являются животные, растения и микроорганизмы.
Данные профессии связаны с сельским хозяйством, биологией, географией и пищевой промышленностью.
Определенный интерес (но не основной) к природе есть у психологов, менеджеров по туризму и гостиничному бизнесу.
Особенностью биологических объектов труда является то, что они не только сложны, но крайне изменчивы и нестандартны.
Все живые организмы живут, вырастают, проходят этапы развития, но и болеют и гибнут.
Работнику необходимо не только много знать про живые организмы, но и необходимо предвидеть все те изменения, которые могут произойти с ними и эти изменения могут оказаться необратимыми.
От работника данной сферы потребуется самостоятельность и инициативность в разрешении конкретных задач, а также дальновидность и заботливость.
Также для этих профессий важна хорошая наблюдательность человека, способность ориентироваться в непредсказуемых условиях, изменять цели, выносливость и терпение к недостатку комфорта.
К профессиям, связанным с природой, можно отнести следующие.
- . Дизайнеры преимущественно занимаются газонами, установкой садовой мебели, садово-парковыми дорожками и санитарной обрезкой кустарников и деревьев.
- Специалист по охране леса или егерь. высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.
- . Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.
- Специалист по земельному кадастру или геодезист. Специалист по земельному кадастру ведет учет качества и количества земель, то есть он оценивает их плодородие и местонахождение. – это тот же землемер. Главной задачей геодезиста является изучение уклонов земли, чтобы правильно запланировать расстановку несущих конструкций зданий и колонн.
Из истории праздника
Всемирный день окружающей среды (День эколога) был установлен 15 декабря 1972 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду».
Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды. День эколога профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, Природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и частных экологических организаций.
Традиционно, в этот день проходит множество мероприятий экологической направленности - конференции, круглые столы, форумы и презентации, а также силами общественных и природоохранных организаций организуются выставки детского рисунка, уборка территорий парков, посадка деревьев и другие акции, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам экологии и сохранения окружающей нас среды.
В разные годы темами Всемирного дня окружающей среды были: «Только одна Земля», «Вода - ключевой ресурс жизни», «Только одно будущее для наших детей - развитие без разрушения», «Организация сбора, удаления и захоронения опасных отходов: кислотные дожди и энергия», «Дерево для мира», «Молодежь: население и окружающая среда», «Изменение климата. Необходимость глобального партнерства», «Бедность и окружающая среда - разорвать порочный круг», «Одна Земля - одна семья», «Ради жизни на Земле - спасем наши моря», «Войти во Всемирную паутину жизни», «Зеленые города»: План для планеты!», «Нужны моря и океаны! Живыми, а не мертвыми», «Леса: используя услуги природы», «Думай. Ешь. Сохраняй», «Подними свой голос, но не уровень моря!» и другие.
Эколог. Профессиограмма.
Общая характеристика профессии
Эколог – специалист, занимающийся всесторонним изучением воздействия человеческой деятельности на окружающую природу и разрабатывающий комплекс природоохранных мероприятий.
В наши дни один из наиболее мощных факторов, влияющих на природу, - это деятельность человека, последствия разнообразных воздействий человека на живой мир (индустриальные загрязнения, сельскохозяйственное производство, урбанизация, туризм и др.).
Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой.
Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.
На основании экологических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных.
Экологические знания необходимы и для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека (например, при создании безотходной технологии, в системе контроля за качеством среды и т.д.).
Всем этим занимаются специалисты – экологи.
Главное место в их работе занимает научно-исследовательская деятельность.
Эколог работает в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического, научного профилей, на промышленных предприятиях, в экологических инспекциях.
Обязанности эколога:
Исследования состояния воды, земли, воздуха, наблюдения за жизнью растений и животных;
исследования влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат;
выявление и классификация действующих и потенциальных источников экологической опасности, определение влияния различных факторов на окружающую среду их характера, степени, масштабов, реальных и прогнозируемых
последствий;
разработка комплексов природоохранных мероприятий, реализация их и контроль результатов;
определение уровня соответствия состояния технических объектов экологическим стандартам и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий, соответствующих экологическим нормативам.
Основная цель деятельности эколога – организация защиты жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от процесса и последствий нерационального и бесконтрольного использования людьми достижений науки и техники.
Основной предмет труда - природа (изучение, исследование состояния и условий жизни человека, животных, растений), сопутствующий – знаковые системы (цифры, документы).
В своей работе эколог использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), механические и автоматические, контрольно-измерительные приборы (химического и физико-химического анализа, газоанализаторы, биотестеры, регистрирующее оборудование).
Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная память; хорошо координированное тело, деловая речь, а также органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание.
Работа эколога имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
законодательными и нормативными правовыми актами;
методическими, руководящими материалами, экологическими стандартами;
постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Труд эколога имеет такую организацию, при которой выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата действий других людей (члены коллектива, специалисты других контактных подразделений).
Функционально эколог является организатором собственной работы – сам планирует её, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения и решения задач соответственно меняющимся обстоятельствам.
Контакты у эколога немногочисленные - с коллегами по работе и представителями смежных организаций, которые связаны между собой общими трудовыми функциями.
Ответственность у эколога повышенная – за жизнь и здоровье людей, животных, растений.
Эколог работает как в комфортных условиях - в помещении (письменный стол с ПК и средствами связи), так и на воздухе в постоянном передвижении – это выезды в экспедиции, заповедники, работа в полевых отрядах.
Психофизиологическую напряжённость в работу эколога могут вносить следующие факторы:
повышенная ответственность за жизнь и здоровье человека, животных и растений;
физические нагрузки;
работа во вредных условиях (загазованность воздуха, загрязнение воды и почвы, наличие вибрации, повышенная влажность);
работа на открытом воздухе.
Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста:
Нервно-психическая устойчивость;
аналитическое мышление;
хорошая долговременная и кратковременная память;
физическая выносливость.
Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:
Стрессоустойчивось;
личная организованность;
наблюдательность;
умение принимать решение;
организаторские способности.
Работа эколога не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно-психическими;
опорно-двигательного аппарата;
аллергическими;
верхних дыхательных путей;
органов пищеварения;
зрительного анализатора.
Допрофессиональное образование
Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.
Профессии эколога обучают в учреждениях высшего профессионального образования.
Родственные профессии
Лаборант-эколог, биолог, санитарный врач, метеоролог.
Учебные заведения по специальности «Эколог»
Естественно-географический факультет образован в октябре 1932 года , тогда же была создана кафедра химии. В 1934 году организована совместная кафедра ботаники и зоологии, которая в 1940 году разделена на кафедры ботаники и зоологии. В 1960 году основана кафедра географии в связи с открытием специальности «история и география», а в 1963 году факультет получает название – естественно-географический. В 2012 году факультет отметил 80-летие своей деятельности.
В настоящее время факультет является центром подготовки специалистов: биологов, географов, педагогов (учителей биологии, географии, химии).
В структуре факультета 5 кафедр (кафедра ботаники и экологии растений, кафедра зоологии и экологии животных, кафедра географии, кафедра химии, кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин), проблемные лаборатории (экологических исследований, регионологических исследований, ГИС-лаборатория), зоологический музей, ресурсный центр коллективного пользования Гербарий ПсковГУ, биологическая станция - в Гдовском районе (д. Пнево).
БАКАЛАВРИАТ
Педагогическое образование
профиль "Биология и химия" (очная форма обучения, 5 лет)
Биология
профиль "Биоэкология" (очная форма обучения, 4 года)
Водные биоресурсы и аквакультура (очная форма обучения, 4 года)
МАГИСТРАТУРА
Педагогическое образование
профиль "Теория и методика обучения биологии и химии" (очная форма обучения, 2 года)
Биология
профиль "Экология" (очная форма обучения, 2 года)
Кафедра общей экологии - одна из самых молодых кафедр факультета,
она создана в середине 1999 года.
Кафедра оснащена современными средствами обучения и оборудованием для эффективного осуществления учебного и научно-исследовательского процессов, создан современный компьютерный класс, на базе которого кафедра ведет общефакультетский курс «Математические методы в биологии». При кафедре работает постоянный научный семинар «Популяционная и системная экология»; сотрудниками кафедры созданы и поддерживаются научно-образовательный портал «Фундаментальная экология», информационная система "Экология пресных вод России и сопредельных стран», сайт «Василий Васильевич Налимов – выдающийся ученый, математик и философ».
Профессиональная периодика
Международный научный журнал "Экология" (Russian Journal of Ecology)
http://ipae.uran.ru/ecomag/
Журнал "Экология" основан в 1970 году.
Периодичность - 6 номеров в год.
С 1973 года журнал "Экология" переводится на английский язык.
Журнал публикует обзоры и оригинальные статьи из всех стран мира по законченным материалам фундаментальных исследований во всех областях
теоретической и экспериментальной экологии в классическом понимании этого термина, т.е. науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ со средой обитания.
Журнал "Экология" в настоящее время является признанным авторитетным российским изданием, публикующим оригинальные научные статьи по проблемам теоретической и экспериментальной экологии.
Наиболее важные темы:
изучение структуры популяций в различных условиях окружающей среды,
гомеостаз, адаптация и устойчивость к стрессам,
проблемы биоразнообразия и стабильности экосистем,
основные типы изменчивости морфо-физиологических признаков разных видов,
антропогенное воздействие на живые организмы и экосистемы, 6. радиоэкология,
новые методы исследований.
В журнале публикуются также краткие сообщения, хроника международных и российских конференций и симпозиумов по проблемам экологии, обзоры и рецензии на новые книги.
Полнотекстовые версии статей доступны по подписке на сайте электронной научной библиотеки elibrary.ru
Газета «Общество и Экология»
http://www.ecogazeta.ru/
Газета издаётся с мая 1999 года, выходит ежемесячно.
Распространяется газета бесплатно способом доставки в административные, информационные, законодательные, политические, экологические и иные структуры, а также, на конференциях, выставках и семинарах.
Каждый номер газеты в электронном виде рассылается по базе данных в научные, общественные, экологические организации, административные учреждения, законодательные и исполнительные органы власти, в редакции газет, журналов, телерадиокомпаний, интернет-сайтов – более 500 адресатов.
Темы, освещаемые газетой: экологическая культура, экологическое образование, экологическое законодательство, энергетика, строительство, защита лесов и зелёных насаждений, экопоселения, состояние воздушного бассейна, чистая вода, состояние почв, грунты, изыскательская и природоохранная деятельность, заповедное дело, зелёная молодёжная проблематика, развитие экологической журналистики, бытовые и промышленные отходы, сельское хозяйство, атомная энергетика, информационная политика, религиозные и мировоззренческие вопросы, эко-политика, экологический туризм, пресс-туры и многое другое.
На сайте содержится архив номеров газет в формате PDF с 2011 года.
Книги и статьи о профессии ЭКОЛОГ
Клёпа выбирает профессию. Эколог: альманах // Клёпа. – 2001. – № 7 (70). – С. 2-32.
Чем занимается эколог? Что такое биосфера? Как возник парниковый эффект? Кто виноват в появлении озоновых дыр? Почему идут кислотные дожди? Как сохранить планету чистой?
Клёпа разрабатывает разумные решения
экологических проблем.
Также в альманахе содержится комикс "Клёпа и экологическое равновесие".
Колозариди, П. Стать профессиональным «зелёным» / П. Колозариди // Абитуриент. – 2009 - № 9. – С. 22-24.
В XX веке появилась необходимость особо бережно относиться к природе. Эколог стал специалистом, востребованным в самых разных сферах. Статья расскажет о том, как стать экологом и где может применить себя человек с такой профессией.
Романова Е. С. 99 Популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 460 с.
На С. 423-426 содержится профессиограмма профессии «Эколог».
Шалаева, Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. - М. : Слово: Эксмо, 2005. - 239 с.
На С. 226-227 рассказано о профессии эколог.
Книги об экологии
География Псковской области: Природа, население, хозяйство: учеб. пособие для 8-9 кл. / под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 199 с.
На С. 160-165 содержится тема «Экологические проблемы», где рассказывается о том, как изменяется растительность, загрязняется воздух, вода и почва Псковской области.
Грешневиков А.Н. Экологический букварь: [для сред. и ст. шк. возраста] / Грешневиков А.Н. - М. : Экос-информ, 1995. - 73 с.
Экологический букварь – это первая книга, которая обучит экологической грамотности и поможет подготовить беседы по экологии и охране окружающей среды с учащимися средних и старших классов.
В букваре рассказано о том, как сохранить родную землю, растения и животных, поля и леса, вернуть чистоту морям и рекам, земле и воздуху.
После каждой главы есть практические задания.
Цель занятий – приобщить детей к охране природы и пробудить в ребятах чувство ответственности за всё живое и неживое на земле, показать на конкретных примерах,
что здоровье планеты во многом зависит от взаимодействия человека с природой.
Краеведение и охрана природы / Псков. гос. пед. ин-т; Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Псков: [б. и.], 1993. - 217 с. - Библиогр.: с. 212-215 .
На С. 3-36 содержится глава «Экология и охрана природы», посвященная экологической обстановке в Псковской области, состоянию экосистемы Псковско-Чудского озера, экологическому прогнозированию и многому другому.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб.-метод. пособие / Л. П. Молодова. - М. : ЦГЛ, 2003. - 128 с.
В пособии предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше по воспитанию у детей экологической культуры.
Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены
разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал.
Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.
Пособие предназначено для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля.
Прядко, К. А. Экология: словарик школьника / К. А. Прядко. - СПб. : Литера, 2006. - 63 с. - (Понятия и определения).
В словарике собраны основные понятия и определения по курсу экология для средней школы.
Материал подобран в соответствии с требованиями учебной программы и расположен в алфавитном порядке в виде словарных статей.
Пользуясь словариком, можно закрепить полученные на уроках знания, проверить себя и
подготовиться к контрольным работам, а также просто почерпнуть интересную информацию.
Словарик предназначен для учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется экологией.
Рянжин С. В. Экологический букварь: кн. для занятий с детьми в шк. / Рянжин С. В. - СПб. : Пит-Тал, 1996. - 184 с. - Библиогр.: с. 182 . -ISBN 5-72-61051-18
В "Букваре" в простой и доступной форме излагаются основы знаний по современной экологии.
Сценарии, посвящённые Всемирному дню охраны окружающей среды (Дню эколога)
1. Пешкун, Л. Г. Экорадуга: 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды: для детей 9 лет / Л. Г. Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. - № 4. – С. 56-58.
Сценарий командной игры содержит задания составить рассказ из трёх предложений о спрятанной в нём опасности для природы, назвать и нарисовать зверька по описанию, написать благодарность солнцу, за всё, что оно даёт природе и человеку и многое другое.
2. Астафьева, А. А. Природа - наш дом родной: экологический утренник для детей 6-7 лет / А. А. Астафьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 4. – С. 57-59.
Данный сценарий мероприятия для дошкольников посвящён Всемирному дню охраны окружающей среды.
3. Юнда, Н. Н. Экологический суд / Н. Н. Юнда, М. И. Черныш // Классный руководитель. – 2012. № 7. – С. 99-102.
Предлагаемый сценарий в форме судебного заседания по слушанью дела о загрязнении планеты предназначен для формирования у учащихся представлений об обострении экологической обстановки и развития экологической культуры учащихся.
4. Лобода, О. В. Будь человеком, человек! : 5 июня – День эколога: для детей 8-10 лет / О. В. Лобода // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. - № 4. – С. 30-32.
Сценарий мероприятия содержит познавательную информацию об экологии, Красной книге Росси и интерактивные задания для детей, которые способствуют воспитанию у участников мероприятия уважения и любви к природе.
Стихотворения об экологе и экологии
Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.
Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя»,
Пусть чистым будет море,
Цветущими - поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.
Профессия "Эколог" на телеканале "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
- 94.50 Кб
План
Введение ….................... .............................. .............................. ............ 2
1. Исторические предпосылки экологического воспитания …......... 4
2. Природохранная деятельность в детском саду как
эффективная форма воспитания экологического сознания
и нравственной культуры дошкольников. …............................. .......... 6
Заключение ….................. .............................. .............................. .......... 14
Список литературы …............................. .............................. ................ 15
Приложение ….................. .............................. .............................. ......... 16
Введение
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Э.Огнецвет
Эти прекрасные строки поэтесса посвятила нашей единственной, неповторимой, прекрасной планете Земля. Планете, которая является колыбелью всего человества. Планете, которая так добра и щедра. Планете, которую, мы, люди, последнее время незаслуженно обижаем, унижаем и уничтожаем...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И поэтому сейчас возникает острая необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким
образом, важнейшим условием успешной
реализации комплексного подхода является
создание среды, в которой взрослые личным
примером демонстрируют детям правильное
отношение к природе и активно, по мере
своих возможностей, вместе с детьми участвуют
в природоохранной деятельности.
1. Исторические предпосылки
экологического воспитания
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К.Д.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).
Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э.И.Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начало 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1)усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой природы (И.С.Фрейдкин и др.). В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно
на этапе дошкольного детства
ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются
начальные элементы экологической культуры.
Но происходит это только при одном условии:
если взрослые, воспитывающие ребенка,
сами обладают экологической культурой
- понимают общие для всех людей проблемы
и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы,
помогают наладить взаимоотношения с
ним.
2.
Природохранная деятельность
в детском саду
как эффективная
форма воспитания
экологического сознания
и нравственной
культуры дошкольников.
Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия.
Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.
Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает детям осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у дошкольников нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает детей к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие экологической культуры, экологического сознания помогает детям понять и осознать к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у дошкольников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности , грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.
Экологическое сознание как важная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дошкольники в процессе осуществления различной деятельности обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает малышей к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. Цель системы – в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности.
Описание работы
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
1. Исторические предпосылки экологического воспитания …......... 4
2. Природохранная деятельность в детском саду как
эффективная форма воспитания экологического сознания
и нравственной культуры дошкольников. …....................................... 6
Заключение …........................................................................................ 14
Список литературы …........................................................................... 15
Приложение …....................................................................................... 16