Государственное финансирование нко. Современные проблемы науки и образования Источниками финансирования некоммерческих организаций не может быть

С переходом России к рыночной экономике появилось огромное количество коммерческих предприятий, основной целью которых является получение прибыли и распределение ее между учредителями. Однако существуют и некоммерческие организации, которые также получают прибыль, но не распределяют ее между учредителями, а используют на финансирование уставной деятельности.

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).

Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать.1 1 Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г С62-63 Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.

В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.

Средства учредителей, которые не представляют государство, поступают в некоммерческие организации на основе учредительных документов, решения органов управления.

Добровольные взносы и пожертвования -- особая часть доходов некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды.1 1 Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств некоммерческой организацией” Бухгалтерский учет. №12 1998г. С99-101 Прямые - льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.

В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.

Целевые поступления от физических и юридических лиц -- важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».

Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации федеральных, регио-нальных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600 федеральных программ.

В России пока средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.

Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность1 1 Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций” Гражданин и право. №4 2002г С62 некоммерческой организации.

Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ.

Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.

Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.

Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям.

Статистическая информация показывает, что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.

Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.

Прямое финансирование деятельности некоммерче-ских организаций со стороны органов государственной власти и местного самоуправления оправдано главным образом в той мере, в какой оно служит объединению усилий в решении наиболее насущ-ных социальных задач. На практике это достигается в рамках феде-ральных, региональных и муниципальных социальных программ. По своей целевой направленности такие программы связаны с предостав-лением социальной помощи населению и с поддержкой отраслей со-циально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры).

В политике органов государственной власти и местного самоуправ-ления по обеспечению социальной поддержки населения в период ра-дикальных экономических и политических преобразований можно выделить три главных направления:

  • 1. Оказание "неотложной социальной помощи";
  • 2. Социальная реабилитация;
  • 3. Профилактика социальных проблем.

Цели политики государства по отношению к отраслям социально-культурной сферы прямо предусматривают поддержку деятельности негосударственных (независимых) организаций образования, культу-ры, здравоохранения. Программа социальных реформ определяет в качестве задачи госу-дарственной политики содействие развитию сети образовательных уч-реждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных. Закон РФ "Об образовании" устана-вливает право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момен-та их государственной аккредитации в случае реализации ими основ-ных общеобразовательных программ. В Федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", получившей статус Президентской программы, в числе приоритетных задач указы-вается всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» предусмотрены принципиально новые формы госу-дарственной поддержки объединений, связанные с передачей им материальных ресурсов, которые могут осуществляться, в соответст-вии с положениями ст. 17, в трех самостоятельных формах: в фор-ме государственных грантов, то есть целевого финансирования конкретных программ общественных объединений по их заявкам, путем заключения любых видов договоров, в том числе на выполне-ние определенных работ и предоставлении услуг, а также в форме социального заказа на выполнение различных государственных про-грамм и поручений.

По механизму правового осуществления такой поддержки, ка-ждая из этих форм представляет собой различные виды гражданско-правовых договоров, а с точки зрения содержания отношений меж-ду общественными объединениями и государством, они различаются по степени инициативы участников этих отношений. В случае по-лучения государственных грантов - инициатива объединений мак-симальна, поскольку в этом случае государство, обладая бюджетными ресурсами на решение социальных задач и определяя их приоритетность, может выделить часть из этих ресурсов под оп-ределенные проблемы, например «забота об одиноких престаре-лых», или «борьба с беспризорностью», или «гуманизация тюрем» и объявить обществу, что готово потратить их на программы, которые будут разрабатываться и осуществляться общественными объедине-ниями.

При обсуждении вопросов, связанных с прямым финансированием независимых некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления, все более часто применяется по-нятие «социальный заказ». Сам термин «социальный заказ» появился как альтернатива привычному «государственному заказу», чтобы под-черкнуть, во-первых, социальный характер самих выполняемых программ, негосударственный статус исполнителей, а также обще-ственный, открытый, конкурсный порядок распределения этих зака-зов.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это меха-низм реализации в условиях рыночной экономики социальных гаран-тий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конститу-ции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг на-селению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали зани-маться и независимые некоммерческие организации. В условиях ры-ночной экономики обязательства государства по обеспечению соци-альных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соот-ветствующих услуг совсем не тождественны необходимости использо-вания только государственных и муниципальных учреждений для пре-доставления этих услуг.

Бюджетное финансирование социального заказа совсем не означа-ет, что этот заказ в полном объеме должны реализовывать государ-ственные и (или) муниципальные учреждения. Целесообразно пред-усмотреть конкурсное распределение имеющихся средств для его вы-полнения. То есть, провести конкурс на право реализации заказа в целом или его отдельных частей. Это позволит выбрать тех, кто эф-фективнее и качественнее справится с выполнением сформулирован-ного социального заказа.

Решение задач социальной реабилитации и профилактики соци-альных проблем, развития культуры, содействия инновациям в обра-зовании достигается путем:

  • - поддержки и стимулирования организаций и граждан, дея-тельность которых отвечает соответствующим целям социальной по-литики;
  • - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры" -информационной, правовой, материально-технической) для различ-ных социально значимых видов деятельности.

В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления и формы поддержки тех или иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов этой дея-тельности о возможных целях и способах своей работы. Цели государ-ственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде од-нозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных за-дач государственных и муниципальных целевых программ в указан-ных областях и средств решения этих задач (программных мероприя-тий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход.1 1 Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”Экономист.1999г С87

В России некоммерческие организации еще не получили широкого распространения. Это связано с рядом причин, в первую очередь с тем, что в стране нет мощных компаний, которые готовы тратить значительные суммы денег на благотворительность (в США основная форма некоммерческих организаций - это благотворительные фонды, которых насчитывается более 40 тысяч). Безусловно, есть некоммерческие организации и в Российской Федерации, но их направленность ограничена в основном заботой об охране окружающей среды и соблюдении прав отдельных социальных групп. Однако в РФ существует множество других сфер приложения "благотворительных денег" - это образование, охрана здоровья, научные исследования и др.

Деятельность благотворительных фондов связана с предоставлением грантов. Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Претендент подает заявку - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Заявка необходима для того, чтобы убедить дарителя вложить деньги в проект.

В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В РФ наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.

Государственные доноры - самые бюрократичные и требовательные. Их программы помощи обычно направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.

"Получастные" доноры - общественные организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Например, World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС, Фонд Евразия и др. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку.

Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность упрощена. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже весьма требовательны. Существует несколько типов частных благотворительных фондов.

Независимые фонды - как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решение о финансировании.

Ассоциированные фонды финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation Apple, Hewlett-Packard.

Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.

Есть еще фонды другого рода. Назовем их.

Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.

Местные фонды создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местным организациям.

Важно различать фонды и частные организации-посредники. Первые имеют средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт советско-американских отношений) в распределении средств, выделенных US AID.

Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для некоммерческих организаций.

Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании - организация может использовать разные источники средств. Несколько примеров.

Членские взносы. Люди, сочувствующие или активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос в общий фонд.

Сбор пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще.

Получение государственного финансирования в рамках конкретной программы - так, как это делают научные учреждения. Например, средства на проектирование конкретных ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

Учредительство - ряд организаций и/или физических лиц делают единовременный взнос, и собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.

Изготовление и продажа значков, маек, сувениров, тематических изданий и т.д. Организация платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и т.д.).

Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации (фонда).

Выбрав несколько наиболее многообещающих потенциальных источников финансирования, можно обратиться к ним с предложениями. В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения (требуется предоставление полной заявки, соответствующей заданной форме). Многие фонды считают нужным встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями; значительная часть предпочитает сначала получить письмо-запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Заявка, направляемая в государственный фонд, как правило, более подробна, чем направляемая в частный. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Обобщая вышесказанное, можно подчеркнуть, что использование благотворительных фондов в качестве источника финансирования различных проектов не такое уж безнадежное дело. Если есть блестящая идея, но нет достаточных средств для ее осуществления, то, оценив возможности фондов по предоставлению средств на подобные проекты, имеется реальный шанс получить необходимые деньги.

Средства, предоставляемые благотворительными фондами, можно также использовать в организации конференций, семинаров, форумов, посвященных проблемам окружающей среды, образования, охраны здоровья. Например, Фонд Евразия в 1997-1998 гг. финансировал проекты по организации обучающих семинаров и тренингов.

В настоящее время помощью благотворительных фондов могут воспользоваться вузы, научно-исследовательские институты, общественные объединения и организации. Используют средства фондов различные ассоциации и объединения в части финансирования мероприятий по проблемам защиты прав работников, повышения квалификации менеджеров по кадрам.

Однако такой путь привлечения средств еще не воспринимается в России как реальный источник финансирования, и это тормозит развитие некоммерческого сектора в экономике РФ. Также нельзя не учитывать текущую ситуацию, при которой фонды, особенно зарубежные, неохотно направляют денежные средства в нашу страну.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 33

Порядок создания некоммерческих организаций (НКО), их реорганизации и ликвидации, а также иные вопросы их деятельности регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Они могут быть созданы в следующей форме:

общественные и религиозные организации (объединения);

государственная корпорация;

некоммерческие партнерства;

учреждения;

автономная некоммерческая организация;

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Основным их отличием от любой коммерческой структуры является то, что НКО не преследуют цель извлечения прибыли. Кроме того, получаемый в процессе деятельности НКО доход не распределяется между участниками (учредителями).

В Законе N 7-ФЗ указано, что НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Исключение составляют учреждения. В Законе N 7-ФЗ ничего не сказано о том, могут ли они и на каких условиях вести предпринимательскую деятельность. Однако согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, если это записано в учредительных документах. В таком случае доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Таким образом, если в учредительных документах не прописано, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, то ее ведение является нарушением действующего законодательства.

Вместе с тем основные проблемы возникают именно из-за того, что НКО придерживаются мнения, что поскольку они не созданы для извлечения прибыли, а вся их деятельность направлена на достижение социальных, благотворительных и пр. целей, то любые полученные ими средства являются целевыми и не подлежат обложению ни НДС, ни налогом на прибыль.

Источники поступления средств НКО для ведения деятельности, ради которой и была создана некоммерческая организация, регламентированы ст. 26 Закона N 7-ФЗ. При этом условно их можно подразделить на четыре группы:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования от любых юридических и физических лиц.
  2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг).
  3. Доходы и проценты, получаемые по ценным бумагам и вкладам, а также доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации (сдача в аренду имущества НКО).
  4. Другие, не запрещенные законом поступления.

Отметим, что законами могут устанавливаться ограничения для отдельных видов НКО.

Что касается источников формирования имущества государственной корпорации, то это могут быть регулярные и (или) единовременные поступления от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.

В соответствии с изложенной выше классификацией к п. 1 будут относиться поступления, полученные от учредителей в соответствии с уставными документами, в том числе дополнительные (единовременные) взносы от учредителей (например, для выполнения конкретной программы НКО, на ведение уставной деятельности НКО). По данному же пункту будут классифицированы добровольные целевые и нецелевые взносы и пожертвования от юридических и физических лиц, не являющихся учредителями или членами НКО. Данные поступления в обязательном порядке должны быть документально оформлены обеими сторонами как добровольные пожертвования.

Пункт 3 не требует дополнительного разъяснения. К поступлениям по п. 4 могут быть отнесены, например, средства, полученные в виде субвенции, гранта и т.п. Иные стандартные поступления для НКО будут расценены как выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Остановимся отдельно на каждом из видов поступлений для того, чтобы понять, будет ли с точки зрения налогового законодательства данное поступление освобождено от обложения НДС и налогом на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Прежде всего следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 143 НК РФ НКО относятся к плательщикам НДС. Это означает, что даже при отсутствии объекта обложения они обязаны представлять в налоговые органы декларацию по НДС не реже одного раза в квартал (ст. 174 НК РФ).

Порядок определения объекта налогообложения по НДС закреплен в ст. 146 НК РФ. В пп. 1 п. 2 данной статьи указано, что операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ, не признаются объектом налогообложения. Что касается НКО, то в пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ говорится о том, что не признается реализацией передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

НКО зачастую ошибочно трактуют данный подпункт, считая, что получаемые ими средства не включаются в налогооблагаемую базу именно на его основании. Однако следует подчеркнуть, что он прямо относится к стороне, передающей данные средства, а не к получателям средств. То есть если организация передает НКО некое имущество, что не связано с предпринимательской деятельностью НКО, эта передача у данной организации не попадает в налоговую базу для расчета НДС.

Пример 1 . ООО "Звездочка" отправило в качестве добровольного пожертвования некоммерческому фонду "Счастливое детство" 100 пар детской обуви на общую сумму 50 000 руб. для ее дальнейшей безвозмездной передачи в детские дома.

Для общества данная передача имущества не будет признана реализацией, база для начисления НДС отсутствует.

В бухгалтерском учете ООО "Звездочка" будет записано:

Д-т 76, К-т 91 - 50 000,00 - отражена передача имущества фонду;

Д-т 91, К-т 41 - 50 000,00 - отражено выбытие обуви;

Д-т 99, К-т 76 - 50 000,00 - списана задолженность фонда за счет собственных средств.

Некоммерческим фондом "Счастливое детство" получение указанного имущества отражается как целевое поступление средств:

Д-т 41, К-т 86 - 50 000,00 - отражено целевое поступление имущества;

Д-т 76, К-т 41 - 50 000,00 - отражено списание имущества на основании актов приема-передачи его детским домам;

Д-т 86, К-т 76 - 50 000,00 - отражено целевое использование поступивших средств.

В то же время, если организация передает НКО любое имущество на возмездной основе, такая передача будет признана для организации обычной реализацией. Для фонда оплата данного имущества является затратами, проводимыми в рамках некоммерческой либо коммерческой деятельности. Рассмотрим ситуацию, когда такая оплата будет являться затратами по некоммерческой деятельности НКО.

Пример 2 . Частное лицо передало НКО денежные средства в размере 10 000,00 руб. для оказания необходимой помощи лицам, пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. НКО приобрела на эти средства продукты питания и лекарства и передала пострадавшим (по соответствующей ведомости).

В учете НКО:

Д-т 51, К-т 86 - 10 000,00 - отражено поступление добровольного пожертвования;

Д-т 60, К-т 51 - 10 000,00 - оплачены приобретаемые продукты питания и лекарственные средства;

Д-т 41, К-т 60 - 10 000,00 - оприходованы купленные материальные ценности;

Д-т 76, К-т 41 - 10 000,00 - переданы материальные ценности пострадавшим;

Д-т 86, К-т 76 - 10 000,00 - произведенные расходы признаны целевыми.

Немало вопросов возникает у благотворительных фондов по порядку исчисления НДС. Безусловно, они имеют под собой основание. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 146 и пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Кроме того, на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров. При этом под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Обращаем внимание, что не любая безвозмездная (или на льготных условиях) передача имущества является благотворительной. В ст. 2 указанного Закона приведен исчерпывающий перечень целей, в рамках которых она может проводиться.

Следует отметить, что бескорыстной передачей для фонда будет признана только та, за которую фонд не получил вознаграждения в каком бы то ни было виде. Иными словами, НКО должна сама выступать инициатором проведения благотворительной акции и привлекать средства иных юридических или физических лиц, а не быть привлеченной для выполнения такой акции.

Рассмотрим ситуацию, когда с точки зрения налогового законодательства поступления средств для НКО относятся к предпринимательской деятельности.

Пример 3 . ООО "Ягодка" заключило с некоммерческим фондом "Согласие" договор. По условиям данного договора фонд должен приобрести и передать детскому дому 5 компьютеров. Стоимость работ по данному договору - 170 000,00. В смете указано, что стоимость компьютеров должна составить 140 000,00, а 30 000,00 руб. - величина организационных расходов фонда. Несмотря на то что основным видом деятельности НКФ "Согласие", определенным в его уставе, является благотворительная деятельность в отношении детских домов, заключенный таким образом договор будет рассматриваться как ведение фондом предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете фонда производятся записи:

Д-т 51, К-т 62 - 170 000,00 - отражено поступление средств по договору;

Д-т 41, К-т 60 - 118 644,07 - оприходованы купленные материальные ценности;

Д-т 19, К-т 60 - 21 355,93 - отражен НДС по приобретенным ценностям;

Д-т 68, К-т 19 - 21 355,93 - принят к вычету НДС по компьютерам;

Д-т 62, К-т 90-1 - 170 000,00 - выполнены услуги, предусмотренные договором;

Д-т 90-3, К-т 68/НДС - 25 932,20 - начислен НДС с реализации;

Д-т 76, К-т 41 - 118 644,07 - переданы ценности детскому дому;

Д-т 90-2, К-т 76 - 118 644,07 - учтена стоимость переданных ценностей при определении финансового результата;

По итогам выполнения данного договора НКО должна будет уплатить в бюджет НДС - 4576,27 руб., а также налог на прибыль - 6102,00 руб.

Как видно из предыдущего примера, при предложенном оформлении договора вся сумма будет участвовать в оборотах по реализации. Однако этого можно избежать, если оформить договор поручения.

Пример 4 . ООО "Ягодка" заключило с некоммерческим фондом "Согласие" договор поручения. По условиям договора общество поручает фонду приобрести за счет средств ООО "Ягодка" и передать детскому дому 5 компьютеров. Стоимость компьютеров - 140 000,00. Сумма вознаграждения по договору - 30 000,00. В смете указано, что стоимость компьютеров должна составить 140 000,00, а 30 000,00 - величина вознаграждения фонда. Несмотря на то что основным видом деятельности НКФ "Согласие", определенным в его уставе, является благотворительная деятельность в отношении детских домов, заключенный таким образом договор будет рассматриваться как ведение фондом предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете фонда делаются записи:

Д-т 51, К-т 76 - 170 000,00 - отражено поступление средств по договору;

Д-т 60, К-т 51 - 140 000,00 - оплачены приобретаемые компьютеры;

Д-т 76, К-т 60 - 140 000,00 - зачтена оплата компьютеров поставщику в счет расчетов с доверителем;

Д-т 002 - 140 000,00 - отражено поступление материальных ценностей.

Обращаем ваше внимание, что по поступлению материальных ценностей НКО должна отразить их на забалансовом счете и одновременно выдать отчет ООО "Ягодка" с приложением копий приходных документов, чтобы общество могло отразить указанные ценности на своем балансе.

К-т 002 - 140 000,00 - переданы ценности детскому дому;

Д-т 62, К-т 90-1 - 30 000,00 - выполнены услуги, предусмотренные договором;

Д-т 90-3, К-т 68/НДС - 4576,27 - начислен НДС с реализации;

Д-т 90-9, К-т 99 - 25 423,73 - определен финансовый результат сделки;

Д-т 99, К-т 68/налог на прибыль - 6102,00 - начислен налог на прибыль;

Д-т 99, К-т 86 - 19 321,73 - результат сделки учтен в доходах НКО.

По итогам выполнения данного договора НКО должна будет уплатить в бюджет НДС - 4576,27 руб., а также налог на прибыль - 6102 руб.

Заметим, что, если бы с НКО был заключен договор не ООО, а бюджетной организацией и, таким образом, НКО фактически получала деньги из бюджета (но не по бюджетной росписи), в бухгалтерском учете НКО исполнение указанного договора отражалось бы так же, как указано выше.

При определении финансового результата учитываются расходы, проведенные некоммерческим учреждением, при выполнении определенных договором работ. Следовательно, величина финансового результата и как следствие налог на прибыль будут существенно ниже, чем без учета этих расходов. К таким расходам будет отнесена часть общехозяйственных затрат (услуги связи, канцтовары, оплата труда работников и т.д.). Чтобы указанные расходы могли быть учтены при определении финансового результата от деятельности НКО, классифицируемой в рамках налогового законодательства предпринимательской, необходимо иметь внутренние распорядительные документы, обосновывающие их отнесение к такой деятельности. При этом согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В то же время отметим, что в арбитражной практике зачастую деятельность некоммерческих организаций по реализации предусмотренной уставом производимой продукции (работ и услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной деятельности (Постановления ФАС Московского округа от 15.09.2004 N КА-А40/7850-04, от 23.09.2003 N КА-А40/7015-03).

Вместе с тем налоговые органы иначе трактуют порядок отнесения доходов НКО к доходам от предпринимательской и непредпринимательской деятельности. Таким образом, право на невключение доходов, рассмотренных в настоящей статье, в базу для определения налога на прибыль организации придется отстаивать в суде.

Рассмотрев возможность оформления одного и того же вида работ разными договорами, можно сказать, что при условии соблюдения всех требований по составлению счетов-фактур организациями-поставщиками для НКО у фонда возникают одинаковые обязательства по уплате НДС. Если же не по всем произведенным расходам будут правильно оформлены полученные счета-фактуры, то заключение договора поручения для фонда предпочтительнее.

По поступлениям НКО, полученным от учредителей в соответствии с уставными документами, или дополнительным (единовременным) взносам от учредителей, а также добровольным целевым и нецелевым взносам и пожертвованиям от юридических и физических лиц, не являющихся учредителями или членами НКО, объекта налогообложения по НДС для НКО не возникает. Аналогично отсутствует объект налогообложения у НКО при получении средств в виде субвенции, гранта и т.п.

Перечисленные выше доходы отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 51, К-т 75 - средства, полученные от учредителей;

Д-т 75, К-т 86 - указанные средства отнесены к целевым поступлениям;

Д-т 51, К-т 76 - средства, полученные от жертвователей;

Д-т 76, К-т 86 - указанные средства отнесены к целевым поступлениям;

Д-т 10, К-т 76 - переданы в качестве пожертвования определенные материалы;

Д-т 76, К-т 86 - указанные пожертвования отнесены к целевым поступлениям.

Рассмотрим ситуацию, когда один из источников поступлений НКО - сдача имущества некоммерческой организацией в аренду.

Пример 5 . НКО "Мир детства" имеет в собственности помещение, часть которого сдается в аренду. В бухгалтерском учете НКО делаются записи:

Д-т 51, К-т 76 - 59 000,00 - поступления от арендаторов;

Д-т 76, К-т 91-1 - 59 000,00 - отражена операция по прочей реализации;

Д-т 91/НДС, К-т 68/НДС - 90 000,00 - начислен НДС с доходов от сдачи имущества в аренду.

Возникают вопросы у НКО по обложению НДС при фактическом проведении ими работ вне территории Российской Федерации. В данной ситуации нужно определить, является ли рассматриваемая деятельность предпринимательской (например, проводится благотворительная акция на основании заключенного с российской организацией договора поручения) или проведение благотворительной акции проводится на основании программы НКО на средства НКО либо пожертвования.

Пример 6 . Некоммерческий благотворительный фонд "Россия" проводит в рамках уставной деятельности благотворительный концерт на территории Грузии. В рассматриваемой ситуации отсутствует объект обложения НДС.

Пример 7 . Некоммерческий благотворительный фонд "Россия" заключил договор с ОАО "Нефть и газ", предметом которого является благотворительный концерт на территории Грузии. В рамках договора ОАО "Нефть и газ" оплачивает расходы по организации и проведению концерта по прилагаемой смете в размере 300 000 руб., а также организационные расходы НКО "Россия" - 45 000 руб. В рассматриваемой ситуации независимо от факта проведения концерта за пределами Российской Федерации следует учитывать, что покупатель услуг (а проведение концерта не что иное как оказание услуги для ОАО в рамках заключенного договора) находится на территории Российской Федерации, и, как следствие, указанная операция является объектом для исчисления НДС.

Генеральный директор

Некоммерческими организациями являются те организации, которые в процессе своей деятельности не преследуют цели извлечения прибыли и ее получения. В том случае, если коммерческая прибыль все же получена, то она не распределяется среди участников организации. Юридическое лицо, являющееся какой-либо некоммерческой организацией, может осуществлять какой-либо вид предпринимательской деятельности лишь тогда, когда это будет служить достижению тех целей, для которых она, собственно, и создана и, которым она соответствует.

Созданы подобные организации могут быть в той или иной форме, которые предусматриваются законодательством. Например, это может быть потребительский кооператив, или , благотворительный фонд либо государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Организации некоммерческого типа, осуществляющие подобную деятельность, служат для оказания следующих услуг:

  • Различные социальные услуги
  • Услуги управленческого характера
  • Оборонная деятельность страны
  • Правоохранительные услуги, в том числе охрана порядка общественного.

Финансы некоммерческих организаций являются материальным носителем тех разнообразных финансовых отношений, в которые эти организации вступают в процессе своей деятельности. возникают с коллективом трудящихся самой организации, с какими-либо другими лицами или организациями, а также с государственными учреждениями по поводу уплаты налогов и обязательных отчислений в бюджет.

Финансы некоммерческих организаций - это деньги, которые мобилизуются из различных источников, как на осуществление деятельности предприятия, так и на его расширение. Источниками формирования этого служат услуги, предоставляемые предприятием, которые в свою очередь напрямую зависят от того, какого вида и характера услуга будет оказываться (платно, бесплатно, смешано).

Полная самоокупаемость либо финансирование на основе утвержденной сметы, таковы способы мобилизации и использования тех денежных ресурсов, которые составляют финансы некоммерческих организаций. Тот или иной способ применяется в зависимости от методов хозяйствования предприятия.

Сметное финансирование - это использование средств различных уровней для того, чтобы она могла покрыть свои расходы, руководствуясь утвержденной сметой. При подобном способе финансирования организации свои услуги потребителям она оказывает бесплатно. Те бюджетные средства, которые предусматриваются в расходно-доходной смете, и будут являться основной частью финансового обеспечения, формирующего финансы некоммерческих организаций.

Финансирование на основе утвержденной сметы применяется в социально-культурной сфере. По большей части это учреждения бюджетные, которые оказывают населению образовательные услуги, услуги в области здравоохранения и услуги социального характера. Подобным образом ведется финансирование организаций, обеспечивающих правопорядок и оборону, а также органов госбезопасности и различных органов, как государственной власти, так и местного самоуправления.

Хотя основной источник финансового обеспечения некоммерческих организаций состоит из бюджетных средств, тем не менее, имеет место ряд причин, вынуждающих подобные организации заниматься поиском дополнительного внебюджетного источника финансирования. Это происходит из-за снижения качественного уровня жизни населения, нарастания проблем социального характера, увеличения потребительского уровня как социальных, так и материальных благ, роста и тому подобных явлений.

Исходя из этого, можно заключить, что особенности финансов некоммерческих организаций могут быть определены специфической направленностью их деятельности. Помимо бюджетных средств источниками финансового обеспечения некоммерческих организаций дополнительно могут выступать взносы участников предприятия и пожертвования. В том случае, если некоммерческой организацией получена прибыль в результате какой-либо предпринимательской деятельности, по закону, она должна послужить для целевых расходов самой организации. Однако использовать этот доход в соответствии с можно лишь после уплаты налога на прибыль.

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

В настоящее время некоммерческие организации играют огромную роль для гражданского общества. Так сложилось, что возраст некоммерческих организаций в России, за исключением бюджетных учреждений совсем не велик. Возникать они стали в 90-х годах, и пока еще не сформировались должным образом.

Если сравнить финансирование некоммерческих организаций в нашей стране и за рубежом, то можно выявить значительные отличия.

Для наглядности я приведу данные в виде таблицы Статья: Финансовое планирование в некоммерческих организациях - Грищенко Ю. И. к.э.н. - 2011г..

Таблица 1 Структура доходов некоммерческих организаций (в %) в 2011 г.

Статья дохода

Организация

Финляндия

Общество «Наши общие дети»

Общество глухих

Fryshuset (YMCA)

Государство

Финансирование деятельности организации, включая проекты:

Общество игровых автоматов

Министерства (в т.ч. иностранных дел)

Продажа услуг государству

Продажа муниципалитету услуг

Продажа услуг (МПСП - центр)

Продажа услуг (взносы за участие в мероприятиях, курсы, семинары)

Источник: Статья - Финансовое планирование в некоммерческих организациях.

Из данной таблицы, можно сделать вывод, что структура доходов некоммерческих организаций в разных странах отличается. Мы видим, что в Финляндии основным источником доходов является государство. В Швеции хоть доля государственного финансирования ниже по сравнению с Финляндией, но все же в несколько раз больше чем у России. Это говорит о том, что в России, на мой взгляд, уделяется недостаточное внимание финансированию некоммерческих организаций. Государство нашей страны оказывает помощь в основном через субсидии и государственные заказы. Но только далеко не все некоммерческие организации могут рассчитывать на целевое бюджетное финансирование. И даже те учреждения, на которые выделяются бюджетные средства, получают их в мизерном количестве.

Можно поговорить даже о нашей системе здравоохранения. Если посмотреть, сколько тратится на здравоохранение в ВВП в России и странах Европы, то данные следующие: в России - чуть больше 3%, в Дании - 5,8%, в Бельгии - 6,6%, в Германии - 6,7%, в Швеции - 7,7%. А эти же цифры по отношению к совокупным расходам составляют: Россия - 5%; Австралия - 17%; Чехия - 14%; Австрия, Германия, Швеция, Италия и Бельгия - 13%; Литва - 12%. Данные Минфина за 2011 г. Мы видим, что показатели по России являются самыми низкими не только для стран Западной Европы, но так же для стран Центральной и Восточной Европы. И по данным Минфина в будущем показатели будут еще ниже (Данные представлены в приложении 2).

Все мы знаем, что в конституции РФ говорится, что каждый гражданин России имеет право на бесплатную своевременную помощь. Но так ли это на самом деле?

Из-за недостаточного финансирования со стороны государства, наши учреждения здравоохранения не имеют должной техники, должного ремонта в зданиях. Из-за малого финансирования, невысок уровень заработной платы работников - все это, ведет к тому, что все меньше квалифицированных работников хотят оказывать медицинскую помощь на бесплатной основе. Врачей не хватает, и получается, что придя в поликлинику с острым респираторным заболеванием, на прием к врачу можно записаться только через неделю или же обратиться в частную клинику с платными услугами. Да и все мы привыкли, что если дело доходит до операций, то нужно обязательно заплатить хирургу, что бы все прошло хорошо, перед родами необходимо обязательно договориться с акушером, чтобы получить хороший уход. Но ведь это неправильно. Я считаю, что это проблема нашего государства, ведь существующий уровень финансирования здравоохранения не удовлетворяет в полной мере потребностей отрасли, что в свою очередь приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению её гарантированных объёмов, а также увеличению числа платных медицинских услуг за счёт уменьшения бесплатных. А это в итоге отрицательно влияет на состояние здоровья населения.

И если нет должного финансирования в сферах здравоохранения, то что уж говорить о других некоммерческих организациях.

Все группы гражданского общества, можно разделить на три больших сектора: к первому относятся публичные государственные организации (мы рассмотрели недостаточность их финансирования на примере здравоохранения), ко второму - коммерческие организации (мы их не берем во внимание) и к третьему сектору относят общественно значимые организации, такие как благотворительные, просветительские, религиозные, политические, социально-экономические и другие. Структура подробно представлена в приложении 3.

По своим основным показателям российский «третий сектор» заметно отстает от «третьего сектора» в развитых странах (преимущественно государств Западной Европы и Северной Америки). Основные данные изложены в таблице. Статья. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. М., 2011.

Таблица 2 Уровень развития сектора НКО в России и развитых странах

Источник: The Boston Consulting Group. Статья. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО.

Из таблицы мы видим, что показатели России значительно отстают от зарубежных. Недостаточное финансирование ведет к тому, что доля населения, занятого в данном секторе очень мала, а доля социально ориентированных некоммерческих организаций в сравнении с развитыми странами критически мизерная.

Во всем мире основной финансовой поддержкой «третьего сектора» является государство. Но так ли это в России? В среднем, в развитых странах государственное финансирование некоммерческих организаций составляет 48% их дохода (в развивающихся -- 22%, в России -- 5%), доходы от деятельности и членские взносы -- 35% (в развивающихся странах -- 61%, в России -- 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов -- 17% (в развивающихся странах -- 17%, в России -- 73%). The Boston Consulting Group. М., 2011. Из чего можно сделать вывод, что государственная поддержка некоммерческих организаций в России минимальная, а существуют они в основном за счет пожертвований бизнеса и граждан.

Однако, «принятый в октябре этого года в первом чтении Госдумой проект бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годы предусматривает увеличение финансирования некоммерческих организаций с 2 млрд. до 4,7 млрд. руб. только на 2015 год. В 2016-2017 годах суммы оставались прежними. Ко второму чтению бюджета правительство предложило удвоить ассигнования и на два последующих года.

В итоге государство за три года потратит на поддержку НКО за три года вместо 6 млрд, как планировалось изначально, 12 млрд. руб.»

Невозможно развивать некоммерческие организации, без участия государства.

В России государственное финансирование происходит через:

«1. Гранты -- целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые для реализации конкретных программ, направленных на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию общественных интересов определенных групп населения.

  • 2. Субсидии -- средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам, а также физическим лицам -- на условиях долевого финансирования целевых расходов.
  • 3. Контрактные отношения -- размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.: Бабич А.М., Павлова Л.Н.: Юнити-Дана, 2012 г. - 703 с.
  • 4. Предоставление льгот. Могут предоставляться как самим организациям, так и лицам, осуществляющим пожертвования в их пользу.

Финансирование государством некоммерческих организаций хоть и не значительно, и отстает по своим показателям от европейских, но оно есть и всего в период с 2006 по 2012 годы в общей сложности было выделено 7,4 млрд. руб. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. -- М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. на программу грантовой поддержки некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Государство РФ начало систематически поддерживать «третий сектор» с 2006 г. Тогда из федерального бюджета было выделено целевым образом около 500 млн. руб. на поддержку некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, гранты получили 1054 некоммерческих организации. Согласно распоряжению Президента РФ В.В.Путина от 15.12.2006 г. №628. Распределение грантов происходит на конкурсной основе между грантоператорами. Данные представлены в приложении 4.

Но в распределении грантов на конкурсной основе, на мой взгляд, есть свои недостатки. Если рассмотреть, как распределяются гранты в зависимости от регионов (представлено в приложении 5), то мы увидим, что подавляющее число их приходится на Москву и Московскую область - 273 организации из Центрального федерального округа. В то время как на весь Дальневосточный федеральный округ приходится только 7 организаций.

Мне кажется, так не должно быть, ведь у организаций Центрального округа больше возможностей изыскания источников финансирования в отличие от регионов.

Необходимо совершенствовать систему финансирования некоммерческих организаций в России. Мы уже рассмотрели, насколько наша страна отстает в финансировании и развитии некоммерческих организаций от развитых стран. Очень важно стремиться к зарубежным показателям.

Необходимо обеспечить устойчивое развитие «третьего сектора» в России, а именно:

· Разработать государственную концепцию формирования и поддержки «третьего сектора».

Которая бы обеспечила благоприятные правовые, организационные, материальные и иных условий для развития третьего сектора, это должно привести возрастанию доли тех, кто оказывает социальные услуги населению.

  • · Создать единую информационную базу данных по грантовым и иным программам реализуемым за счет средств государства.
  • · Обеспечить простой равноправный доступ некоммерческих организаций к государственному финансированию
  • · Ввести налоговые льготы организациям, оказывающим социальные услуги населению.
  • · Во всех развитых государствах государственное финансирование получают религиозные организации -- на образовательные программы, помощь социально незащищенным слоям населения. В России институтам традиционных конфессий также можно было бы выделять финансирование на эти виды деятельности.

В современном обществе государства придают огромное значение поддержке «третьего сектора», волонтерских и добровольческих движений. За рубежом специалисты, занятые в некоммерческом секторе и занимающиеся волонтерской деятельностью, пользуются особым уважением. Все мы знаем, насколько распространены волонтерство и благотворительность на западе и в США. Первая леди США Мишель Обама является исполнительным директором программы, деятельность которой связана с подготовкой руководителей для некоммерческих организаций. Канцлер ФРГ Ангела Меркель сама является волонтером движения "Белое кольцо", направленное на оказание помощи пострадавшим от криминала. А члены британской королевской семьи работают в ряде социально ориентированных некоммерческих организациях и курируют некоторые из них. Так, принц Уильям патронирует около двух десятков общественных организаций. Во всем мире данная деятельность является почетной и уважительной, однако в России еще не получила широкого распространения.