Лицензирование предпринимательской деятельности закон. Лицензирование предпринимательской деятельности в рф

Лицензирование – ограничение права на предпринимательскую деятельность: обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность (общий запрет). Этот запрет действует в отношении всех предпринимателей, не имеющей соответствующей лицензии на осуществлении лицензируемого в соответствии с законом вида деятельности. Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

На каждый вид деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Для получения лицензии пишется заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и сокращенное наименование, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности, который намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.



Виды: разработка вооружения и военной техники; производство вооружения и военной техники; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники; торговля вооружением и военной техникой; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство патронов к оружию и составных частей патронов; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; производство медицинской техники; перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; туроператорская деятельность; турагентская деятельность.

Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности - 5 лет. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются: наличие в штате туроператора - юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность; наличие у туроператора имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет; наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности; предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности. Лицензирование производства медицинской техники осуществляется Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Лицензионными требованиями и условиями при производстве медицинской техники являются: соблюдение требований законодательства Российской Федерации, государственных стандартов и нормативно - технических документов по производству и контролю качества медицинской техники; обязательная государственная регистрация в Российской Федерации в установленном порядке медицинской техники, заявленной соискателем для производства; наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; соответствие производственных помещений и оборудования техническим нормам и требованиям, предъявляемым к помещениям и оборудованию, используемым при производстве медицинской техники; наличие у работников лицензиата, ответственных за производство и качество медицинской техники, высшего или среднего специального технического или медицинского образования и стажа работы по соответствующей специальности не менее 3 лет. Лицензия на производство медицинской техники предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для переоформления лицензии.

Правовые основы инвестиционной и инновационной деятельности. Правовое регулирование иностранных инвестиций.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инновация – это деятельность по созданию и освоению новых знаний с целью внедрения их в процесс производства товаров, работ и услуг. Основная задача инновации – прибыльность. Свойства: научная новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них кардинально меняет природу данного явления. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые – это вложение в производственный процесс.

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации. Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции.

От 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю .

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций ; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ . Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства , данные документа, удостоверяющего личность , - для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии , в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица , место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя , место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность , основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы :

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии . Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии , в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам , законным интересам, здоровью граждан , обороне и безопасности государства , культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.

Чтобы обеспечить защиту законных интересов граждан, объектов культуры и охрану окружающей среды, а также с целью сохранения безопасности страны, было принято решение проводить лицензирование отдельных Список работ и услуг, на которые должна быть получена лицензия, и порядок такой процедуры оговорены в специальном законе.

Понятие лицензирования

Лицензирование - это комплекс мероприятий, который включает в себя услуги по выдаче, приостановке, переоформлению и аннулированию лицензий на различные виды Лицензией называют специальный документ, который уполномочивает компанию или индивидуального предпринимателя оказывать определенные услуги либо проводить тот или иной вид работ на законной основе. Такой документ может быть выдан как в бумажном, так и в электронном (с цифровой печатью) варианте.

Лицензирование отдельных проводится по принципу единого экономического пространства, открытости и доступности информации, соблюдению законности.

которые подлежат лицензированию

Сейчас лицензию необходимо получать примерно на 50 видов работ и услуг. Вот некоторые из них:


Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию.

Документы для получения лицензии

Для того чтобы получить разрешение на осуществление определенных работ или оказание услуг, необходимо подать такие данные:

  1. Наименование вашей компании.
  2. Адрес и реквизиты организации.
  3. деятельности фирмы.
  4. Сведения о постановке на учет предприятия в налоговую инспекцию.
  5. Документы об уплате необходимых госпошлин.
  6. Другие данные.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Руководитель (представитель) организации или подает документы в лицензионный орган. Процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (возможны и более продолжительные сроки). Если после анализа поданных данных лицензионная комиссия выявит ошибки и недочеты, получение лицензии затянется. Заявитель должен будет исправить все указанные замечания и только после этого подать документы вновь.

Срок действия такого документа не может составлять меньше 5 лет. После окончания данного времени предприниматель может подать заявку о продлении действия лицензии. В некоторых случаях разрешение выдается на неограниченный срок. Лицензирование отдельных видов деятельности проводится по всей территории России.

Для того чтобы заниматься определенными видами предпринимательской деятельности организации или ИП необходимо получить лицензию. В этой статье мы рассмотрим, в каких случаях требуется лицензирование предпринимательской деятельности и что нужно для получения лицензии.

Лицензирование предпримательской деятельности с 2011 года

С 2011 года лицензирование предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Перечень видов деятельности, лицензии на которые выдаются в соответствии с Законом № 99-ФЗ, содержится в ст. 12. На день написания этой статьи в перечень включены 50 видов лицензируемой деятельности. Не будем перечислять все виды деятельности, а укажем лишь наиболее популярные из них среди предпринимателей:

А с 1 мая 2015 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена .

15.01.2018 г. ВС РФ вынес спорное определение, согласно которому подлежит лицензированию любая .

Лицензии на право осуществления перечисленных видов деятельности могут выдаваться и организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением образовательной деятельности. Лицензию на осуществление образовательной деятельности ИП смогут получать после вступления в силу нового федерального закона "Об образовании".

Кроме того, лицензирование отдельных видов деятельности регулируются не Законом № 99-ФЗ, а другими федеральными законами. В частности это касается так называемых "алкогольных" лицензий, то есть лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Требования, предъявляемые к соискателю лицензии

Для того чтобы получить лицензию организация или ИП должны отвечать ряду требований. В отношении каждого отдельного вида деятельности эти требования различны и конкретезированы в соответствующем положении о лицензировании, которое утверждает Правительство РФ. Среди таких требований могут быть наличие у соискателя объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования; наличие работников, имеющих профессиональное образование, квалификацию и стаж работы. Требования также могут предъявляться к размеру уставного капитала соискателя, отсутствию задолженности перед третьими лицами и т.д. Полный перечень требований предъявляемых к соискателю лицензии на определенный вид деятельности содержится в положении о лицензировании этого вида деятельности.

Действие лицензии во времени и пространстве

Лицензии, за некоторыми исключениями, в частности в случае выдачи временных лицензии в соответствии с законом об образовании, выдаются на неопределенный срок, то есть бессрочно.

ИП или организация могут осуществлять лицензируемую деятельность со дня, следующего за днем принятия решения о выдаче лицензии.

Лицензируемая деятельность может осуществляться ими на всей территории России, а также на иных территориях под юрисдикцией РФ. При этом, здесь есть один нюанс.

Как правило, лицензии выдаются федеральными органами власти (ФСБ, МЧС, МВД и т.д.). Однако в отношении некоторых видов деятельности, в частности медицинская и образовательная, полномочия по предоставлению лицензий переданы на уровень субъектов РФ. Соответственно лицензированием предпринимательской деятельности в этих сферах занимаются региональные органы власти (например, Минзрав субъекта РФ выдает лицензии на медицинскую деятельность). Может возникнуть вопрос, будет ли лицензия, выданная органом здравоохранения Краснодарского края, например, действовать, ну, скажем, в Самарской областе? Да, будет действовать, но при условии уведомления лицензирующих органов субъекта РФ (в нашем примере - органов Самарской области).

Как получить лицензию?

Для этого нужно обратиться с заявлением в соответствующий лицензирующий орган. В заявлении должны быть указаны ряд сведений, в том числе о соискателе лицензии. К заявлению должны быть приложены ряд документов: копии организации, заверенные нотариально; копии документов, определенных соответствующим положением о лицензировании предпринимательской деятельности; опись прилагаемых документов.

Иные документы, в том числе подтвеждающие уплату государственной пошлины, от соискателя лицензии требовать запрещено.

Рассмотрение документов и проверка представленных соискателем сведений должны быть проведена в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления. В отношении отдельных видов деятельности этот срок может быть сокращен. По результатам рассмотрения документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе, о чем уведомляется соискатель. Решение об отказе, а также бездействие лицензирующего органа, соискатель может обжаловать в суд.

Таковы основные правила лицензирования предпринимательской деятельности. В следующих статьях мы рассмотрим требования и порядок лицензирования уже применительно к конкретным видам деятельности.

В заключение не забывайте, что за незаконное осуществление предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований установлена административная ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ). В случае если в результате такой деятельности будет причинен ущерб или получен доход в крупном размере предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ.

Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Ответы пишите ниже.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"

Международный институт экономики, права и менеджмента

Кафедра международного права

Контрольная работа

по дисциплине: "Предпринимательское право"

на тему: "Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности"

Выполнил: студент 3 курса группы Юбз-03 ИЭУП ННГАСУ

Шутов Роман Александрович

Нижний Новгород - 2016 г.

Введение

1. Понятие и субъектный состав лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

2. Лицензионные требования и условия

3. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности

4. Основные положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.

С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иными законами и подзаконными актами.

В настоящее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может повлечь неблагоприятные последствия.

Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования данного вида деятельности.

1. Понятие и субъектный состав лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

По своей природе лицензирование - это форма государственного регулирования предпринимательства, выражающаяся в юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения, то начинающиеся в этой сфере правоотношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются "вертикальными" по структуре, поскольку складываются при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. "Вертикальные" правоотношения - это отношения власти-подчинения, где лицензирующий орган дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, а те, в свою очередь, обязаны исполнять указанные предписания, а неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Само понятие "лицензирования", которое подразумевает наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно. В царской России не было понятия о лицензировании. Государственный контроль над предпринимателями не использовал таких методов. Единственный раз, когда подобная практика применялась в деятельности исполнительно-распорядительных органов в России периода правления Романовых, пришелся на период так называемой "континентальной блокады" (1811-12 гг.), когда из-за конфликта Франции и Англии европейские страны ограничили торговлю с последней, фактически объявив ей бойкот. В России тогда предпринимателям выдавались особые "льготные письма", которые, по сути, представляли собой лицензии для торговли с Англией. В Советском Союзе проблема лицензирования не стояла по простой причине - отсутствия частного предпринимательства как такового. Государственные предприятия же в лицензировании не нуждались - зачем государству лицензировать самое себя?

Если же рассматривать постперестроечный период истории Российского государства, то в тот момент понятие "лицензирование отдельных видов деятельности" вновь появилось в новом российском праве. Оно возникло в законодательной практике 2 декабря 1990 г. в отношении банковской сферы, когда вступили в действие вновь принятые Законы РСФСР "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". 25 декабря 1990 г. появилось более общее понятие о лицензировании предпринимательской деятельности, когда, согласно 4 пункту ст. 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" начала действовать норма, предусматривающая такое лицензирование. Эта норма устанавливала, что отдельные виды деятельности предпринимателей в Российской Федерации могут осуществляться лишь на основании лицензии (специального разрешения компетентных органов). Предполагалось, что перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, будет определяться Правительством Российской Федерации.

Новой ступенью правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности является принятый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.06.2008 г.

Этот Закон внес ясность в концепцию правового регулирования предпринимательской деятельности посредством лицензирования, поставил лицензирование предприятий и предпринимателей на прозрачную, четкую основу, определил процедуру и порядок лицензирования.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Как видно из данного определения соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

Предоставление услуг в области шифрования информации;

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

Деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;

Разработка вооружения и военной техники;

Производство вооружения и военной техники;

Ремонт вооружения и военной техники;

Утилизация вооружения и военной техники;

Торговля вооружением и военной техникой;

Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;

Производство патронов к оружию и составных частей патронов;

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;

Торговля патронами к оружию;

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

Разработка и производство боеприпасов;

Утилизация боеприпасов;

Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;

Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

Эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

Эксплуатация химически опасных производственных объектов;

Эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;

Эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

Переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

Транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

Хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

Реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

Производство взрывчатых материалов промышленного назначения;

Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

Применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;

Производство пиротехнических изделий;

Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров;

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по эксплуатации газовых сетей;

Деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

Строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

Производство маркшейдерских работ;

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

Геодезическая деятельность;

Картографическая деятельность;

Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

Фармацевтическая деятельность;

Производство лекарственных средств;

Производство медицинской техники;

Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";

Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

Производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

Перевозки морским транспортом пассажиров;

Перевозки морским транспортом грузов;

Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;

Перевозки внутренним водным транспортом грузов;

Перевозки воздушным транспортом пассажиров;

Перевозки воздушным транспортом грузов;

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

Перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

Сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

Погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

Погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;

Деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;

Деятельность по ремонту воздушных судов;

Деятельность по применению авиации в отраслях экономики;

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

Деятельность по обращению с опасными отходами;

Организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

Оценочная деятельность;

Туроператорская деятельность;

Турагентская деятельность;

Деятельность по продаже прав на клубный отдых;

Негосударственная (частная) охранная деятельность;

Негосударственная (частная) сыскная деятельность;

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

Деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;

Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

Аудиторская деятельность;

Деятельность инвестиционных фондов;

Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Деятельность негосударственных пенсионных фондов; деятельность по производству элитных семян (семян элиты);

Производство табачных изделий;

Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;

Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;

Деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

Космическая деятельность;

Ветеринарная деятельность;

Медицинская деятельность.

В научной литературе встречаются точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в области лицензирования, урегулированный Законом № 128-ФЗ. Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации. Представляется, что все вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений опосредованно: ими принимаются общеправовые нормативные акты в сфере лицензирования, рассматриваются судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия в лицензионных отношениях, на которые распространяется действие комментируемого Закона, они не принимают, поскольку названный нормативный акт четко определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Субъектами названных правоотношений наряду с исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они заинтересованы в получении лицензии для успешного осуществления соответствующих видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений. Так, для фирмы, обладающей значительными конкурентными преимуществами, лицензия - это справедливое вознаграждение за ее предыдущие заслуги, позволившие добиться такого преимущества, в виде ограничения конкуренции, а значит, увеличения доходов и спокойной жизни; для других фирм и индивидуальных предпринимателей - это планка качественного роста организации работы. лицензирование требование деятельность орган

От имени всех вышеназванных органов власти и юридических лиц действуют их должностные лица. Однако их не следует относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные лица всегда представляют тот или иной орган власти (юридического лица), реализуют его компетенцию, а права и обязанности, закрепляемые за должностным лицом, есть не что иное, как полномочия этого органа. В рассматриваемых же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а не их должностные лица.

2. Лицензионные требования и условия

Лицензионные требования и условия - по законодательству РФ о лицензировании отдельных видов деятельности совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Лицензионными требованиями и условиями являются:

Соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативно-технических документов в области геодезической деятельности;

Наличие у юридического лица в штате квалифицированных работников в области геодезии, а также наличие у руководителя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в данной области не менее 3 лет;

Наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в области геодезии не менее 3 лет;

Наличие у лицензиата зданий и помещений, сертифицированных и прошедших метрологическое обслуживание (поверку, калибровку) приборов и оборудования, службы контроля за качеством выполняемых работ и создаваемых геодезических материалов и данных и выпускаемой картографической продукции;

Организация ремонта, поверок и калибровок геодезических средств измерений (средств измерений, применяемых при осуществлении картографической деятельности);

Использование последних по сроку издания (составления) материалов государственного картографо-геодезического фонда в качестве основы при создании новых геодезических материалов и данных (при составлении и подготовке к изданию новой картографической продукции);

Отображение в издаваемых геодезических материалах и данных выходных сведений;

Отображение на вновь создаваемых картографических материалах наименований географических объектов в нормализованной форме в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

Безвозмездная передача 1 экземпляра созданных геодезических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

Фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

Лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

3. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности

В п.1 ст.1 Закона № 128-ФЗ строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это, прежде всего, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в механизме лицензирования по видам деятельности, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

4. Основные положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг

Понятие оказание квалифицированной юридической помощи многогранно. Это и помощь, оказанная вовремя, помощь, оказавшая влияние на разрешение определенного конфликта интересов, помощь, при помощи которой нуждающееся лицо избежало негативных последствий или приобрело какие либо блага, помощь, вследствие которой, были защищены какие либо права и интересы. О качестве юридической помощи можно судить по целому ряду и других критериев. Полагаю, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации, например, в Федеральном законе № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако до сих пор в Российском законодательстве не закреплено понятие "квалифицированная юридическая помощь".

Бесспорно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями и опытом деятельности в области права. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица положительного опыта работы по юридической специальности.

Существующее законодательство практически не ограничивает круг лиц, пытающихся оказывать платную юридическую помощь и далеко не всегда эта помощь оказывается квалифицировано. А отсутствие четких критериев для оценки качества деятельности этих лиц, позволяет им в случае оказания не квалифицированной юридической помощи уходить от ответственности и продолжать свою недобросовестную деятельность.

Деятельность же остальных лиц, претендующих на оказание платной квалифицированной юридической помощи должна регулироваться государством, например, путем лицензирования.

До ноября 1998 года существовало положение "О лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г.", которое содержало в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг. Не предусмотрено лицензирование этого вида деятельности и до настоящего времени. Контроль государства за качеством юридических услуг отсутствует.

Ранее лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

У физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ;

Стаж работы по юридической специальности не менее трех лет;

Для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

Лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом.

Фактически эти критерии не утратили актуальности и ныне. Для осуществления лицензирования деятельности по оказанию платной юридической помощи необходимо:

Принятие Федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"", который бы отнес оказание платной юридической помощи к лицензируемым видам деятельности;

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства должно утвердить положение "О лицензировании деятельности по оказанию платной юридической помощи";

В данном положении наделить, например, Министерство юстиции РФ осуществлять следующие полномочия:

Предоставлять лицензии;

Переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензии;

Приостанавливать действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований;

Прекращать действия лицензий;

Вести реестр лицензий, предоставлять заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

Осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;

Обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

При предоставлении лицензии не лишены смысла следующие требования:

Наличие Высшего юридического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными в РФ.

Наличие опыта непрерывной в течение трех лет практической юридической деятельности с положительными результатами этой деятельности закрепленной документально.

Отсутствие любой непогашенной судимости или решения суда, вступившего в силу, о привлечении к какой-либо ответственности за оказание неквалифицированной юридической помощи.

Осуществление лицензируемой деятельностью только индивидуальными предпринимателями, для того чтобы была возможность персональной ответственности и реального привлечения к ответственности вплоть до банкротства.

Выдача же лицензий на осуществление платной юридической помощи юридическим лицам позволяет фактически нивелировать персональную ответственность, ведь работу по оказанию юридической помощи все равно будет вести конкретный человек. Сам механизм лицензирования должен быть направлен на природные качества человека, на его инстинкты, воспитание, его положение в обществе и каждый лицензиат должен знать, один случай оказания неквалифицированной юридической помощи фактически может лишить его дохода, права заниматься определенной деятельностью, определенного положения в обществе и т.д. В отношении юридического лица, лицензирующий орган и общество таких рычагов не имеет. Отобрали у юридического лица лицензию, а я как физ. лицо не виноват, пошел, организовал новое юр. лицо и т.д.

Отсутствие четкого регулирования в области оказания квалифицированной юридической помощи выгодно только недобросовестным юристам, лицам, не обладающим реальными познаниями в области юриспруденции. Лицам, которые фактически не могут оказать квалифицированную юридическую помощь.

Добросовестные юристы, обладающие познаниями для оказания квалифицированной юридической помощи, думаю, отнесутся положительно к лицензированию данного вида деятельности.

Лицензирование позволит вытеснить с рынка услуг по оказанию юридической деятельности достаточно большой слой людей, называющих себя юристами, но реально не способных оказать квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе. Государство, наконец, сможет гарантировать получение платной квалифицированной помощи не только у адвокатов и нотариусов, что положительно может сказаться на стоимости получения квалифицированной юридической помощи для конечного потребителя.

Заключение

Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого государства. Я считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Российской Федерации достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок лицензирования, а также действует множество иных нормативных актов, регулирующих порядок лицензирования каждого конкретного вида деятельности.

Институт лицензирования не идеален, его недостатки широко обсуждаются на страницах юридической литературы. Тем не менее следует признать, что в настоящее время он более приспособлен для целей "предотвращения ущерба", задач по "предупреждению, выявлению и пресечению нарушений" в сфере публичного правопорядка по сравнению с альтернативными формами регулирования (саморегулирование, техническое регулирование, уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности). При принятии законодателем решения о замене лицензирования альтернативными формами регулирования крайне важно определиться в следующих вопросах:

Чьи интересы призван защищать соответствующий институт,

Какими правовыми средствами он наделен по предотвращению ущерба, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

Какая предусмотрена система санкций при нарушении публично-правовых и частноправовых интересов.

При отсутствии в альтернативном институте должного набора правовых средств, направленных на защиту публично-правовых и частноправовых интересов, замена лицензирования на иные формы регулирования преждевременна.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета, № 153-154, 30.12.08.

2. Постановлением Правительства РФ № 152 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.11.07, № 10, ст. 787.

3. Постановление Правительства РФ № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // Российская газета, № 34, 17.02.07.

4. А. Гущин "Лицензирование в РФ. Правовые и организационные аспекты". Изд. Дашко и Ко., 2004.

5. О. Курноскина "Лицензирование отдельных видов деятельности. Вопросы и ответы". Изд. ПрессЮрЛит., 2005.

6. А.Б. Абрамов "Научно-правовой цент", 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, основные особенности и правовая основа лицензирования отдельных видов деятельности. Процедура получения лицензии. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Условия применения упрощенного порядка лицензирования.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации. Новое законодательство о лицензировании. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Основные понятия и определения.

    реферат , добавлен 08.06.2002

    История лицензирования в России. Сущность понятия "лицензирование". Субъектный состав лицензирования. Главные особенности лицензирования отдельных видов деятельности. Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом "О лицензировании".

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Понятие лицензирования как мероприятия, связанного с предоставлением лицензий и переоформлением документов. Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Критерии и принципы лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности. Порядок получения лицензии, ее приостановления и аннулирования. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Анализ лицензирования отдельных видов деятельности как института административного права. Нормативное и правовое регулирование лицензирования, некоторые проблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Рассмотрение сущности лицензии и лицензирования. Определение основных видов субъектов предпринимательской деятельности по законодательству России. Особенности индивидуального предпринимателя, акционерного и с ограниченной ответственностью обществ.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2011

    Государственная регистрация субъектов предпринимательства. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Основания для отказа в выдаче лицензии. Порядок приобретения и виды торгового патента на осуществление торговой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2009

    Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности. Срок действия лицензии. Общий и упрощенный порядки лицензирования. Требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности. Порядок лицензирования производства лекарственных средств.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Предпосылки и правовые основы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Правовое положение и деятельность лицензионной комиссии. Лицензионные требования к соискателю лицензии. Сущность и особенности лицензионного контроля.