Проблемы развития малого и среднего бизнеса в рк. Названы основные проблемы малого и среднего бизнеса в казахстане

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

За 25 лет независимости в Казахстане было предпринято множество попыток реформирования системы образования и науки, что, к сожалению, не привело к созданию ни одного экономического ВУЗа или исследовательского центра мирового уровня. Это приводит к формированию однобокой экономической политики, принятию некачественных и даже вредных экономических решений, составлению некорректных прогнозов развития страны и т. д.

Кризис в экономической науке = кризис в экономике

Переход к рыночной экономике привел к смене парадигмы хозяйствования, что сказалось на качестве подготовки специалистов по многим направлениям экономики. В целях подготовки новых специалистов для нужд новой экономики была образована президентская программа «Болашақ», в соответствии с которой за эти годы не менее половины выпускников получили экономические и связанные с экономикой специальности. Несмотря на это, по сей день страна испытывает дефицит в квалифицированных специалистах по исследованию сложных экономических проблем с использованием современных инструментов планирования и прогнозирования.

Вместе с переходом к рынку мы начали процесс интеграции в мировую науку. Если представители отечественной естественной науки могли что-то предложить мировой науке, публикуя интересные статьи в рейтинговых журналах, то ученые-экономисты страны не могли предложить почти ничего, поскольку

за годы нашей независимости ни одна статья не была опубликована в высокорейтинговых экономических журналах

Согласно рэнкингу по экономике RePEc/IDEAS, Казахстан по состоянию на ноябрь 2016 г. занял 120 место среди 208 стран мира. Впереди такие страны как Нигерия, Кот-д’Ивуар, Боливия, Бангладеш, Шри-Ланка и другие, которые по уровню экономического развития и объему ВВП на душу населения далеко позади нас.

Основными показателями развитости любого направления науки является наличие признанных научных журналов страны, а также количество ученых, вовлеченных в процесс исследования проблем по данной отрасли науки. Что касается числа ученых-экономистов Казахстана, то официальная статистика не дает ответа на этот вопрос, так как не отслеживает количество ученых по отдельным направлениям науки. Но опираясь на данные международных организаций, смело можем сказать, что у нас имеются считанные единицы экономистов, заслуживающих внимания своих коллег из других стран мира. В рэнкинге ученых RePEc/IDEAS от Казахстана присутствует только 4 экономиста, из которых только 2 гражданина РК, а 2 – приглашенные иностранные преподаватели.

Научные журналы страны играют важную роль в накоплении и распространении новых знаний как среди широкого круга пользователей, так и в академическом сообществе. В базу Scopus Elsevier (более 35 тыс. журналов по всем наукам) включены 3 казахстанских журнала:

  1. «Евразийский химико-технологический журнал» Казахского национального университета имени аль-Фараби,
  2. «Евразийский математический журнал» (Eurasian Mathematical Journal) Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева
  3. «Известия Национальной академии наук РК по геологии».

Но в этом списке нет ни одного экономического журнала из Казахстана. Между тем, в базе Scopus Elsevier присутствуют экономические журналы 4-х стран бывшего СССР:

  • Украина – 6 журналов,
  • Россия – 4,
  • Литва – 3,
  • Эстония – 1.

Все отмеченные 14 журналов выпускаются на английском языке.

Помимо отсутствия экономического журнала в мировых рейтинговых базах, у нас нет ни одной публикации в научном экономическом журнале, входящем в первую сотню журналов по наивысшему импакт-фактору (согласно данным сайта Research Gate, наиболее цитируемая работа с участием казахстанских авторов по экономике написана иностранцем (The Migration Response to Economic Shock: Lessons from Kazakhstan // Journal of Comparative Economics 33(1):107-132, March 2005, Charles M.Becker, Erbolat N. Musabek, Ai-Gul S. Seitenova, Dina S. Urzhumova)).

Слабые стороны ученых Казахстана

По нашему мнению, подобная ситуация является следствием следующих проблем:

  1. слабое знание английского языка учеными-экономистами Казахстана;
  2. публикации для «галочки»;
  3. недостаточное финансирование экономических исследований и их нацеленность на решение краткосрочных проблем, что приводит к снижению мотивации на качественные исследования;
  4. слабое владение учеными-экономистами современными инструментами количественного анализа, в том числе эконометрики, в силу отставания образовательных программ экономистов от требований времени.

С 2011 года в Казахстане действуют новые правила присуждения ученых степеней, согласно которым ученый не может стать доктором философии (PhD) без публикаций в журналах, внесенных в базу Scopus или Web of Science. Причем для получения докторской степени авторы обязаны размещать статьи в журналах с импакт-фактором. Однако, несмотря на такое требование, в 2014 году только 31% статей казахстанских авторов приходился на публикации в фейковых журналах, размещающих статьи авторов на платной основе.

В силу этого Казахстан входил в первую десятку стран с высокой долей публикаций в поддельных хищных журналах, что отрицательно сказывается на имидже казахстанской науки.

Молодые исследователи должны всегда помнить простую истину, что за деньги в престижном журнале разместить статью невозможно.

Наши упущения и чужие победы

Современная экономическая наука достаточно математизирована, поскольку требует широкого использования математического аппарата и информационных технологий. Поэтому сегодняшний экономист должен иметь хорошие знания математического анализа, линейной алгебры, исследованию операций и теории случайных процессов, а экономист-практик обязан иметь знание по эконометрике. Современные инструменты количественного анализа, в том числе эконометрика панельных исследований, в последние годы получили бурное развитие в мире. Поэтому передовые ВУЗы стран мира уделяют большое внимание подготовке экономистов со знанием всех современных инструментов количественного анализа. Но только в казахстанских ВУЗах в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры экономических факультетов по-прежнему не уделяется должного внимания освоению современных количественных методов исследования. В силу этого экономисты-математики стали невостребованными.

Между тем, даже в соседних с нами странах сделано много для обеспечения развития экономической науки в соответствии с требованиями времени. В этом плане является поучительным опыт России. В данное время там появилось несколько экономических университетов мирового уровня, таких как Российская экономическая школа (РЭШ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). ВШЭ изначально задумывалась как think tank для чиновников и должна была содействовать реформам в России, готовить экономистов, аналитиков, преподавателей, способных работать в новых условиях. Поэтому с первых дней учебная и научная деятельность ВШЭ целиком была ориентирована на мировые стандарты экономического образования. Для достижения поставленных целей широко стали привлекаться ученые мирового уровня из западных стран с высокими показателями индекса Хирша. Благодаря такой тактике ВШЭ удалось добиться того, что 2 журнала попали в список базы Web of Science и 6 журналов в Scopus (это не полностью экономические журналы). За 2009-2015 годы только сотрудники ВШЭ опубликовали 2490 статей в журналах, индексируемых Scopus, что, безусловно, является огромным достижением ученых-экономистов России. В 2011 году ВШЭ создало в Санкт-Петербурге Лабораторию теории рынков и пространственной экономики, которую поручили возглавить профессору Жаку-Франсуа Тиссу (Бельгия) – известному экономисту с индексом Хирша 40 (самый максимальный индекс у казахстанцев – 6). За 4 года работы он обеспечил публикацию более 30 статей российских ученых в экономических журналах первой сотни Scopus.

Нужно действовать

Сложившаяся ситуация в стране с неудовлетворительным развитием экономической науки требует серьезного переосмысления и принятия системных мер для исправления положения дел. Для улучшения ситуации, на наш взгляд, следует предпринять следующие шаги:

  • необходимо выбрать передовое образовательное или исследовательское учреждение с хорошим потенциалом и создать на его базе «Центр исследования современных проблем экономики и эконометрического моделирования» с отбором необходимого персонала (эконометристы, математики, экономисты и др.). Обеспечить его долговременным финансированием за счет средств республиканского бюджета.
  • привлечь в этот центр 2-3 действующих ученых мирового уровня с высоким индексом Хирша путем выделения целевого гранта на оплату услуг приглашенных специалистов.
  • организовать 2-3 конференции по проблемам экономики, эконометрики, макроэкономического прогнозирования так, чтобы ученые с высоким индексом Хирша смогли принять участие в них, это позволило бы наладить контакты с известными учеными.
  • организовать издание хотя бы одного экономического журнала на английском, казахском и русском языках в стране по аналогии высокорейтинговых журналов общими усилиями казахстанских и приглашенных ученых, чтобы в будущем он мог попасть в список рейтинговых журналов мира.

Создание такого центра и издание хотя бы одного современного журнала по проблемам экономики в кратчайшие сроки позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономической науки и обеспечить значительный рост качества научных публикаций казахстанских ученых.

Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики

Научно-теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в современных рыночных условиях. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Методика исследования. Оценка современного состояния малого предпринимательства в Казахстане.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11477. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 198.74 KB
Актуальность проблемы развития малого бизнеса заключается в большом количестве действующих малых предприятий особенно в сельском хозяйстве где возможности для их развития далеко не использованы не только в отраслевом но и по этапам производства и реализации продукции на малых агропромышленных предприятиях в научном аспекте в достаточной мере не изучены. Предпринимательство называется производственным если сам...
18254. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан 80.82 KB
Анализ эффективности функционирования и развития малого предпринимательства в Казахстане и регионах. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы стимулирования малого предпринимательства в казахстанской практике.
19505. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы 91.74 KB
Специфика развития малого и среднего бизнеса в современной экономике. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса. Особенности становления малого бизнеса в Казахстане. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы.
5448. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 76.04 KB
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России
20093. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА 44.64 KB
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
18276. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов физических лиц в Казахстане 209.89 KB
Для этого Национальный банк Казахстана и Правительство РК реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2005 году Государственного Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Республики Казахстан», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современном Казахстане. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.
19544. Финансы малого бизнеса. Особенности и проблемы 164.72 KB
Особую значимость тема исследования управления финансами предприятий малого бизнеса приобретает в условиях финансового кризиса, так как малым предприятиям в большей степени, чем крупным корпорациям, часто не хватает рыночного опыта, финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Поэтому изучение проблем, связанных с финансовой деятельностью таких предприятий, является важным и актуальным.
19738. Проблемы и пути совершенствования кредитной политики субъектов малого бизнеса и физических лиц 1.34 MB
Важная роль в этом принадлежит банкам. Тема дипломной работы Проблемы и пути совершенствования кредитной политики коммерческого банка для юридических и физических лиц. Актуальность данной темы заключается в том что правильное устройство и эффективная реализация банками кредитной политики является неотъемлемой составляющей в области повышения качества экономической системы государства. Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части...
2716. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 15.88 KB
Уфа Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса субподряд франчайзинг венчурные контракты.
18380. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан 890.98 KB
Эволюция развития предпринимательской деятельности. Анализ современного состояния и развития малого предпринимательства. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан. Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в едином экономическом пространстве. Как свидетельствует мировой опыт, конкурентоспособность является особо важным фактором развития экономики любой страны и наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. В связи с этим ниже рассмотрены вопросы конкурентоспособность малого и среднего бизнеса как важный фактор развития экономики страны.

Для выявления ключевых факторов развития бизнеса и выработки соответствующих политик, в мировой практике принято анализировать состояние малого и среднего бизнеса (далее МСБ), так как данный фактор — это стержень устойчивого гражданского общества, от развития которого зависит благосостояние всех стран, и Казахстана в том числе. Малый и средний бизнес не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в развитых странах мира на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора.

«Казахстан поставил перед собой масштабную цель – войти в тридцатку наиболее развитых экономик мира. Сильная экономика – это сильное предпринимательство, высокая конкурентоспособность отечественных предприятий. Поддержка отечественного бизнеса обозначена мной как второе по важности направление нового политического курса», – сказал Президент Казахстана.

В этой связи Глава государства подчеркнул, что данный вектор долгосрочных действий включает ряд системных задач: «Во-первых, казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Во-вторых, поставлена масштабная задача провести вторую волну приватизации. Её субъектами должны стать дееспособные и эффективные казахстанские предприниматели. В-третьих, надо оперативно выработать и реализовать меры, которые будут стимулировать ускоренный переход мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. В-четвертых, важно создавать условия для кооперации бизнеса, особенно на региональном уровне. Следует также обсудить проект модели обязательного участия предпринимателей в Национальной палате предпринимателей. В-пятых, новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идёт о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей».

Повышение конкурентоспособности страны становится особенно актуальным в свете вступления Казахстана в Единое Экономическое Пространство и Всемирную Торговую Организацию. Президент Казахстана отметил, что государству также необходимо осуществить ряд принципиальных изменений в своей работе. В частности, нужно принять важные институциональные решения и продолжить работу по совершенствованию налогового и таможенного администрирования.

С 1 января 2012 года вступили в силу международные договоры, что означает начало работы по обеспечению свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А в последующие годы будут решены вопросы тарифов и доступа к естественным монополиям – железным дорогам, нефте- и газопроводам, энергосетям. Задача государства состоит в том, чтобы каждый человек, каждое предприятие и организация почувствовали преимущества развития бизнеса и многостороннего сотрудничества наших стран в условиях функционирования Таможенного союза и формирующегося Единого Экономического Пространства. Необходимо и далее повышать конкурентоспособность экономики, развивать собственное производство, открывать рабочие места.

Реалии сегодняшнего дня достаточно жесткие и они с одной стороны справедливы — люди должны потреблять конкурентоспособный товар, хороший как по цене, так и по качеству. В любом случае в новых условиях кто-то что-то теряет, а кто-то получает. В рамках Таможенного союза и по итогам 2011 года, товарооборот между нашей страной и Россией возрос. Если взять Казахстан, то у нас он вырос почти на 40%. У нас вырос экспорт товаров, но и вырос импорт. Тем ни менее, мы видим, что Таможенный союз — это свобода перемещения товаров, услуг и наших граждан. Это, конечно же, сказалось на активности бизнеса. Есть мнение, что по ряду позиций где-то импорт какой-то страны преобладает, замещает продукцию. Но, тем не менее, и российские, и казахстанские товары активно продвигаются на рынках.

Казахстан активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Наша страна, как известно, является инициатором создания Евразийского союза и углубления взаимодействия стран СНГ. С 1 января 2012 года экономика Казахстана функционирует в условиях ЕЭП. Официальные статистические данные также свидетельствуют об активизации торгово-экономических связей РК с государствами-участниками ЕЭП. Так, в январе 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕЭП составила 1 475,5 млн. долл. США или на 12,9% больше, чем в январе 2011 года. Какова реальная выгода бизнеса от Таможенного союза и Единого Экономического Пространства? Это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между нашими странами, что значительно ускоряет товародвижение. В частности, для казахстанского бизнеса актуальное значение имеют поставки сырья, фурнитуры из России и Беларуси. А это, в свою очередь, немаловажный фактор для развития обрабатывающей промышленности Казахстана (таких отраслей, как легкая, пищевая, мебельная промышленность).

С созданием Единого Экономического Пространства формируется единый рынок товаров с численностью населения 170 млн. человек и суммарным ВВП около 1,8 трлн. долларов США. Кроме того, между налоговыми органами государств ЕЭП в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками. Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами.

Таможенный союз – это эффективный механизм защиты внутреннего рынка стран-участниц. Как известно, с формированием ТС для Казахстана значительно возрос уровень тарифной защиты. В частности, величина ЕТТ для республики в среднем увеличилась на 4,4% (см. табл.1), что в принципе создает условия для развития отечественной обрабатывающей промышленности, производств готовой продукции. Одной из главных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей МСБ. Особенно остра нехватка кредитных ресурсов у предпринимателей реального сектора.

С точки зрения банков второго уровня (БВУ) МСБ относится к непривлекательным секторам финансирования. Суммы кредитов, выдаваемых МСБ, составляют около 20% от общего кредитного портфеля БВУ. Структура распределения кредитных средств за последние несколько лет: 1. Торговля – около 40% (наиболее привлекательные клиенты БВУ); 2. Строительство – 16% (последствия мирового финансового кризиса); 3. Промышленность – 10%; 4. Сельское хозяйство – 5% (высокие риски из-за сезонности бизнеса); 5. Транспорт и связь – 2,5%.

Также, главной фундаментальной причиной низкой финансовой привлекательности МСБ является слабая финансовая грамотность и, следовательно, низкое качество инвестиционных предложений (непроработанность проектов, слабый опыт стратегического планирования и реализации долгосрочных проектов).

Для решения вышеперечисленных проблем реализовывается государственное финансирование посредством Стабилизационной программы в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы и «Дорожной карты бизнеса — 2020». В рамках этой программы предусматривается оказание поддержки в виде субсидирования процентной ставки по новым и действующим кредитам БВУ, гарантирование кредитов банков БВУ, развитие необходимой производственной инфраструктуры, оказание сервисных услуг и подготовка и переподготовка кадров, а также предоставляется финансовая и нефинансовая поддержка начинающим предпринимателям.

Отсутствует единая, унифицированная и централизованная инфраструктура поддержки предпринимательства, обеспечивающая комплексное решение проблем субъектов МСБ бизнеса и наблюдается низкий охват услугами малого предпринимательства в регионах. Для решения данного вопроса запущен масштабный проект бизнес — обучения предпринимателей, осуществляемый Фондом «Даму» в рамках программы «Бизнес — Советник», и охвативший все регионы страны и предоставивший комплекс унифицированных и доступных знаний по созданию и эффективному ведению бизнеса предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства в зарубежных странах широко используют систему контрактных отношений между МСБ и крупным бизнесом («франчайзинг»). Однако, в Казахстане на сегодняшний момент, франчайзинг в сегменте МСБ занимает лишь 3%. Причиной тому является несовершенство законодательства, недостаточная информированность бизнеса о преимуществах данной схемы организации бизнеса.

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 1997.
  2. Кенжегузин М.Б. Итоги реформ и проблемы нового этапа развития экономики Казахстана // Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы). Алматы, ИЭ МОН РК, 2002, 264с.
  3. Назарбаев Н.А. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год. Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда, № 96-97, Алматы, 05.04.03, № 96-97.
  4. Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Казахстанская правда, Астана, 19.03.04.
  5. Кенжегузин М.Б. Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан // Саясат-Policy, 2003, № 3, с.4-7.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. Утвержден Указом Президента РК от 4 декабря 2001 г., № 735 // собрание актов Президента РК и Правительства РК, № 43-44, Астана, 2001, 452 с

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер.с англ., 4-е изд. - М.: Дело, 1994. - 720 с.

2. Бондаренко Ю. М. Державне управлЫня со^альним захистом населення в умовах европейськоТ штеграци УкраТни: дис... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. - Харюв, 2008. - 197 с.

3. Гакаленко Т. М. Регулювання нерiвностi як за^б впливу на сусптьний добробут // Науковi прац Чорноморського держ. ун-тету iм. П. Могили. - 2005 - Вип. 25. - Т. 38. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ Npchdu/ Economy/2005_25/25-3.pdf.

4. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2002. - 190 с.

5. Касимова М. С. Новi пщходи до вивчення со^альноТ сфери // Вюн. МГУ - Сер. 6. Економка. - 1993. - № 4. - С. 51-57.

6. Макеев С. А. Социальная мобильность и идентичность в структурной перспективе // Методолопя, теорiя та практика соцюлопчного аналiзу сучасного сусптьства: Зб. наук. праць. - Харюв: вид. центр ХНУ iм. В. Н. КаразЫа, 1999. - C. 9-14.

7. Надточм А. О. Концеп^я «держави загального добробуту» як основа формування системи пенсмного забезпечення в Ук-раТнi // Державне будiвництво. - 2008. - № 2. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.Ua/e-journals/DeBu/2008-2/doc/2/15.pdf

8. Потапов I. А. Софальний добробут: сутысть поняття в контекст сучасних теоретичних пiдходiв // Теоретичн та при-кладнi питання державотворення. - 2011. - № 8. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/tppd/2011_8/zmist/R_ 2/16Potapov.pdf

9. Семипна Т Соцiальна полiтика: iсторiя i сучасний розвиток. - К.: Агентство «УкраТна», 2008. - 196 с.

10. Скуратвський В. Правовий вимiр дiяльностi соцiальноТ держави / В. Скуратвський, А. Скуратвський //Вiсник Нацю-нальноТ академiТ державного управлЫня при Президентовi УкраТни. - 2007. -№ 4. - С. 184-192.

11. Собченко В. В. Трансформа^я системи державного управлЫня софальним захистом населення:. дис... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. - Харюв, 2005. - 210 с.

12. Храмов В. О. Сучасна стратепя та головы проблеми становлення УкраТни як правовоТ, со^альноТ держави в контекст европейських демократичних цЫностей. - К.: 1ПК ДСЗУ. - 2007. - 46 с.

13. Aspalter C. Analysing the Welfare State in Poland, the Czech Republic, Hungary and Slovenia: An Ideal-Typical Perspective /

C. Aspalter, K.Jinsoo, P. Sojeung // Social Policy & Administration. - 2009. - Vol. 43. - № 2. - P. 170-185.

14. Esping-Andersen G. Three Worlds of Welfare Capitalism. - Cambridge: Polity Press, 1990. - 260 р.

15. Rawls J. A Theory of Justice. - Oxford: Oxford University Press, 1971. - 628 р.

16. Беляева Л.А. Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 33-42.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

А.Е. Асенова,

старший эксперт Центра развития предпринимательства Института экономических исследований (г Астана), кандидат экономических наук [email protected]

А.А. Тулепбекова,

заместитель директора Центра развития предпринимательства Института экономических исследований (г. Астана), кандидат экономических наук [email protected]

В статье исследуется роль и значение субъектов малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Показана динамика их развития. Рассмотрены некоторые проблемы инновационного развития МСБ и пути их решения.

Ключевые слова: Республика Казахстан, малый и средний бизнес, инновационная деятельность МСБ, господдержка МСБ, проблемы МСБ, реформы разрешительной системы.

УДК 338(100-87) ББК 65.9(4/8)

В условиях перехода к инновационной экономике предпринимательство является ключевым аспектом в общей стратегии государственной политики. Инновационная деятельность предпринимательства во всех экономически развитых странах стимулируется и активно поддерживается государством. Без создания соответствующих условий для инновационного развития предприниматель не способен самостоятельно запустить инновационные процессы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности предполагает значительную степень управляемости политической и экономической системы, высокий уровень профессионализма государственных служащих, эффективность проводимой политики в отношении бизнеса, развитую систему негосударственных организаций, принципы открытой отчетности и подконтрольности органов власти, отсутствие коррупционного взаимодействия бизнеса и органов власти .

Предпринимательская деятельность должна выполнять три основные функции: экономическую, инновационную и социаль-

ную. В развитых государствах примерно 70% всех предпринимательских структур приходится на сферу среднего и малого бизнеса, но, в то же время, подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями1. В Казахстане на сегодняшний день вклад МСБ в структуру ВВП составляет 18%, что гораздо ниже, чем в Аргентине - 40%, Мексике - 52%, Канаде - 45% и Австралии - 60%.

Другой проблемой является отраслевой дисбаланс, т.е. большой процент предприятий МСБ в Казахстане составляют предприятия с низкой добавленной стоимостью, которые по данным Агентства Республики Казахстан по статистике обеспечивали примерно 18% занятости, и лишь 13% выпуска продукции в 2012 году. В то же время добавленная стоимость предприятий МСБ розничной торговли составляет примерно половину от той, которую приносят профессиональные услуги, 1/3 от производственных отраслей и 1/6 от транспортировки и хранения. Это подразумевает, что экономика в целом значительно выиграет, если возрастет доля предприятий МСБ с более высокой добавленной стоимостью.

}