Закон о печати организации. Требования к печати юридического лица, обязательные реквизиты на печати организации

П ечать стала необязательным атрибутом юридического лица (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). Каким организациям дано право отказа от печати? Какие сложности ждут смельчаков? Как относиться к входящим документам сторонних организаций без оттиска печати, если раньше она была на них обязательна?

Правительство Российской Федерации целенаправленно ведет борьбу со многими отголосками наследия прошлого, сдерживающими, по его мнению, развитие экономики нашей страны. Одним из таковых была объявлена всем знакомая каучуковая печать. По словам Дмитрия Медведева: «Очевидно, что так называемая круглая печать - это наследие прошлого, и сейчас она не имеет того значения, которое придавалось ей в дореволюционный, постсоветский период и советский период. При современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа». В результате Правительством РФ был разработан и внесен в Госдуму в октябре 2014 г. законопроект № 636191-6, в соответствии с которым круглая печать становится для организации факультативным атрибутом и ее использование допускается наравне с другими способами идентификации, такими, как электронная подпись, специальные бланки компаний, голограммы и тому подобное.

Ныне он получил статус Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных ­обществ» (далее - Закон № 82-ФЗ).

Кому помешала?

«Гербовая» печать - уникальное явление, чье происхождение теряется в глубокой древности. Ее прообразы возникли задолго до появления письменности в виде родовых знаков, которыми отмечали принадлежность вещи, вырезали на орудиях труда и вышивали на одежде. Первые печати в более привычном нам виде появились практически одновременно с появлением письменности. Уже в Месопотамии для подтверждения подлинности документов использовались специальные цилиндры, которыми проставлялся оттиск надписи или орнамента. В средние века, с падением общей грамотности печать с изображением герба феодала стала полноправной заменой его собственноручной подписи. Китайцы, а за ними и монголы активно использовали специальные пластинки (пайцы / пайзы) для подтверждения полномочий ее обладателя как при личном общении, так и на подписанных документах. Долгие годы печать была необходимым атрибутом в советском, а затем и российском ­делопроизводстве.

Почему же именно сейчас в России решили прервать эту долгую историю? С одной стороны, в отсутствие обязательной регистрационной процедуры печатей, с распространением необходимого оборудования и удешевлением производства клише стали изготавливать на любом углу. Появилось множество возможностей для фальсификации.

С другой стороны, безупречно подделать клише так, чтобы разницу в оттисках не заметил профессиональный эксперт, чрезвычайно сложно. Да, неподготовленный глаз не увидит различий между оригиналом и подделкой, но точно так же он не увидит различий и между оригинальной и подделанной подписью, однако никто пока не предлагает отменить ­необходимость рукописно подписывать бумажные документы.

По сути, печать в том документообороте, который есть сейчас, утратила существенную долю своей значимости. Причем виной тому были не только объективные показатели, но и целенаправленная деятельность законодателей. Первый значительный шаг в этом направлении был сделан еще при принятии первой части Гражданского кодекса РФ, который, по сути, установил преимущество подписи над печатью. С тех пор законодательство достаточно целенаправленно шло к вытеснению необходимости проставления оттиска клише на документах. Достаточно вспомнить революционный для своего времени отказ от печати на счетах-фактурах.

Но все же, почему именно сейчас? Ответ лежит на поверхности и достаточно прост. Либералы, находящиеся в Правительстве РФ, таким способом пытаются продвинуть нашу страну вверх в рейтинге (ежегодном докладе) Всемирного банка «Doing Business». Формально данный рейтинг определяет инвестиционную привлекательность государства. Он содержит ряд показателей, одним из которых выступает «создание бизнеса». По мнению сотрудников нашего правительства, нашедшему отражение в дорожной карте «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р), исключение из оборота «резиновых» печатей уменьшает количество процедур при государственной регистрации и соответственно улучшает показатели России в рейтинге. Данная цель прямо указана в сопроводительных документах к законопроекту об отмене печати. Кто-то может посчитать, что в текущей международной политической ситуации такие стремления во многом утратили свою мотивацию, но, по крайней мере, сможет отметить последовательность Правительства РФ в реализации ранее принятых решений. А кто-то смотрит дальше, предвидя откат от попыток экономической изоляции и удушения России в обратную сторону. Причем «откат» может быть с теми же темпами и силой, что и первоначальный «накат». Международная ­политика сейчас разворачивается молниеносно!

Как отменяем и где?

Технически процесс вывода печати как обязательного реквизита документа из оборота ведется достаточно давно - это, как мы уже отметили:

  • установление приоритета подписи над печатью при подписании договоров,
  • следующим большим шагом можно считать исключение печати из реквизитов счетов-фактур,
  • после чего логичным стало исключение упоминания печатей в законе о бухгалтерском учете.

Теперь работа по изменению практики делового оборота получила свое логичное продолжение. Закон № 82-ФЗ об отмене печати вносит изменения прежде всего в законы о корпоративных организациях (ООО и АО). Текст правок в обоих законах, по сути, идентичен. Сравним ­«старую» и «новую» редакции (изменения выделены в Таблице).

Таблица

Свернуть Показать

Как видите, печати не отменяют и не запрещают. Их использование в дальнейшем становится правом организации , однако оставлена обязательность применения печати в регламентированных законом случаях.

Одновременно с этими двумя принципиальными документами изменения вносятся в целый ряд федеральных законодательных актов. Однако в них они ограничиваются включением в текст после каждого упоминания о проставлении печати фразы «(при наличии печати)». К таким документам относятся:

  • 2 часть Гражданского кодекса РФ (в отношении складских свидетельств);
  • Трудовой кодекс РФ (ст. 230);
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления ­(распития) алкогольной продукции»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ­государственных и муниципальных нужд».

Обратим внимание на некоторые особенности нового Закона № 82-ФЗ.

Во-первых, он никак не регулирует требования в отношении печатей, ранее установленные местным законодательством субъектов и муниципальных образований. Соответственно, если местное законодательство требует проставления печати организации на каких-либо документах (запросах, доверенностях, обращениях и т.п.), то организация не сможет отказаться от ее использования.

Во-вторых, Закон № 82-ФЗ не затрагивает целый ряд организаций. Прежде всего, это некоммерческие организации (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О некоммерческих организациях») и государственные, муниципальные унитарные предприятия (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), соответственно, они по-прежнему должны иметь и использовать печать. Впрочем, это как раз не удивительно, ведь данные виды юридических лиц в рейтинге Всемирного банка не участвуют. Кроме того, хозяйственные общества, занимающиеся образовательной деятельностью, также оказываются вне регулирования нового закона. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», документы об образовании или квалификации должны содержать печать организации, осуществлявшей обучение. Это означает, что печать понадобится тем промышленным предприятиям, которые осуществляют на своей базе повышение квалификации собственных рабочих. Без нее они не смогут повышать квалификационные разряды.

Законодатель обошел вниманием Налоговый кодекс РФ (печать упоминается в подп. 6 п. 5 ст. 186.1) и вновь принятый Кодекс об административном судопроизводстве РФ (п. 6 ст. 57), вступающий в силу с 15.09.2015. Кроме того, не стоит забывать и о массе подзаконных актов, предусматривающих проставление печати. Более того, до изменения или отмены ряда из них, нормы, изложенные в Законе № 82-ФЗ применить невозможно:

  • Речь идет, в частности, о постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Согласно утвержденным данным постановлением «Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей» работодателю не обойтись без печати. Она необходима для того, чтобы завести работнику новую трудовую книжку и чтобы заверить запись об увольнении.
  • Также практически непреодолимым препятствием на пути отказа от обязательности печати для банковских организаций, созданных в форме хозяйственных обществ, встанет множество актов, изданных Центральным банком России, в которых упоминается необходимость проставления оттиска печати. Здесь уместно вспомнить Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а также Инструкцию Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Карточка с образцами подписи должна иметь оттиск печати юридического лица!
  • Кроме того, не стоит забывать об утвержденных стандартных формах отчетности, на которых стоит пометка «М.П.» (место печати). Ведь государственные органы могут классифицировать ее как необходимость проставления оттиска печати в обязательном порядке.

Поскольку Закон № 82-ФЗ об отмене печати не содержит общих норм, определяющих, как поступать в случае, если печать необходима в рамках подзаконного акта, последние продолжают свое действие. Указание, что в дальнейшем порядок использования печати определяется только на уровне федерального законодательства, в данном случае, на наш взгляд, работать не будет, поскольку направлено на другие ситуации. Решить эту проблему было бы достаточно просто, например, определив, что с момента вступления в силу положения нового закона имеют преимущество перед иными документами и все прочие законодательные акты применяются в части, не противоречащей Закону № 82-ФЗ. Однако этого сделано не было. Впрочем, вполне понятно почему - это внесло бы слишком большую сумятицу в рамках действующих процедур. Применение разных правил для коммерческих и некоммерческих организаций ни к чему хорошему привести не может.

Использовать печать или нет?

Данный вопрос, на наш взгляд, имеет однозначный ответ. Если вы не хотите сталкиваться с дополнительными проблемами в работе в виде частых конфликтов со специалистами банков и самых разных государственных органов, а также со всеми теми, кто об «отмене печати» еще не слышал, то живите по старинке - с печатью.

Если же вам представляется, что печать излишня в вашей работе, то будьте готовы следующие год-полтора (пока все не привыкнут) ­носить с собой:

  • распечатку закона, сделавшего печати правом, а не обязанностью для хозяйственных обществ;
  • устав организации;
  • выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
  • кипу информационных писем за подписью генерального директора о том, что в соответствии с действующим законодательством ­общество печатью не пользуется.

Причем отдельные особо дотошные сотрудники контрагентов могут попросить предоставить, например, еще и нотариально заверенный ­документ, содержащий подпись генерального директора.

Если вы решили отказаться от печати

Если мы вас не отговорили, и вы все-таки решили последовать веяниям моды, то вам будет необходимо:

  1. Особо оговорить это в уставе. Почему? Во-первых, этого теперь прямо требуют законы об ООО и АО (см. Таблицу). А во-вторых, любой юрист, по долгу службы сталкивающийся с необходимостью анализировать уставы организаций, вам скажет: «Чем конкретнее и проще его положения, тем легче работать». И вам самим будет легче работать с контрагентами. Мы можем предложить, например, следующую ­редакцию:

    Пример

    Формулировки об отсутствии печати в уставе организации

    Свернуть Показать

    1.5. Общество не имеет круглой печати, служащей для его идентификации путем указания на ней полного фирменного наименования на русском языке и места ­нахождения Общества.

    Общество может иметь и использовать в своей работе штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также может иметь зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и другие средства индивидуализации. Порядок использования средств идентификации общества определяется настоящим уставом и локальными нормативными актами Общества.

  2. Как правило, организация обладает не одной печатью (основной, «гербовой»), а еще и дополнительными, в наименовании которых добавлено «Для документов» либо «Отдел кадров» и т.п. Отказ от основной печати с сохранением дополнительных нелогичен.
    Если регламентация работы с печатями в вашей организации была налажена, то придется откорректировать эти документы (например, Положение об использовании печатей и штампов, соответствующие приказы, закрепляющие ответственных за сохранность и ­использование печатей лиц).
  3. При утверждении шаблонов первичной бухгалтерской документации и др. документов проконтролируйте отсутствие на бланках пометок «М.П.».

Если к вам пришли без печати

Для определения полномочий обратившегося к вам лица, действующего от имени организации, не имеющей печати, можно рекомендовать ­запрашивать кроме обычного в таких случаях перечня документов еще и:

  • копию устава организации;
  • письмо, содержащее указание на отсутствие в организации печати.

Только при их наличии можно принимать первичные документы без оттиска печати контрагента (если печать на них прежде была обязательна). Если их не будет, то ваша организация может в глазах налоговых органов оказаться «не проявившей должной осмотрительности при выборе контрагента». Как правило, из этого вытекают достаточно серьезные ­последствия в виде взыскания пени, штрафов и недоимок в бюджет.

Общее заключение о новом законе совершенно неоднозначно. С одной стороны, формально шаг достаточно прогрессивный. Результатом реализации данного закона станет упрощение порядка оформления документов в сфере деятельности хозяйственных обществ с учетом повсеместного увеличения использования электронной подписи в документообороте. Кроме того, это может сподвигнуть использовать иные, более совершенные методы идентификации, что благотворно скажется на деловом ­обороте.

С другой стороны, все эти новшества очень узко «заточены» под конкретные организационно-правовые формы юридических лиц, а значит и на общем деловом обороте скажутся не так глобально, как могли бы. Впрочем, при создании проекта данного закона никто особо и не скрывал, что его задача не столько изменить сложившуюся практику, сделав ее более удобной, сколько улучшить положение страны в международном рейтинге. Это прямо следует из пояснительных записок, сопровождающих законопроект на каждом этапе его прохождения через Госдуму. По сути, данный документ направлен не столько на развитие законодательства и делового оборота нашей страны, сколько на «пускание пыли в глаза» международным организациям и создание положительного ­образа государства среди инвесторов.

При этом необходимо согласиться с мнением специалистов правового управления аппарата Совета Федерации ФС РФ, высказанным в пояснительной записке к проекту федерального закона № 636191-6 о том, что «отмена обязательного наличия печати может потребовать решения вопроса об уточнении средств индивидуализации хозяйственных обществ, у которых печать отсутствует и, соответственно, надлежащее подтверждение полномочий их должностных лиц может вызвать затруднения в правоприменительной практике».

Юридическое лицо должно иметь печать руководствуясь требованием закона о соответствующих видах юридических лиц:

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации".

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации".

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ:

"Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему".

Размещать на печати Государственный герб РФ вправе:

  • федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения;
  • организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • нотариусы;
  • мировые судьи.

Требования к реквизитам печатей с гербом (гербовым печатям):

  • полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Номера ИНН, ОГРН обязательны только на печатях с воспроизведением Государственного герба РФ (гербовых печатях), то есть на иных печатях их можно не указывать.

Законодательство не содержит запрета на отражение дополнительной информации на печати, и, следовательно, Вы можете по своему усмотрению отражать на ней ИНН, ОГРН, товарный знак, логотип.

Ограничения по количеству печатей, которые может иметь организация, не установлены. У организации может быть несколько печатей - для структурных подраделений (отдел кадров, секретариат, канцелярия), заверения определенных документов (счетов, справок и т.д.).

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

7. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

5. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Статья 2. Унитарное предприятие

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Федеральный конституционный закон

"О Государственном Гербе Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 2.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 3.

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

  • федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
  • постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • решений Конституционного Суда Российской Федерации;
  • решений Верховного Суда Российской Федерации;
  • решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президента Российской Федерации;
  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Верховного Суда Российской Федерации;
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

  • Администрации Президента Российской Федерации;
  • полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
  • Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • Счетной палаты Российской Федерации;
  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Центрального банка Российской Федерации.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:

  • межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
  • органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
  • органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
  • федеральных судов;
  • органов прокуратуры Российской Федерации;
  • дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Статья 4.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 5.

Государственный герб Российской Федерации помещается:

  • на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации;
  • на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правитльства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;
  • в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.07.2002 N 2-ФКЗ) в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях; (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ) в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (абзац введен Федеральным конституционным законом от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 6.

Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 7.

Государственный герб Российской Федерации помещается на:

  • штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
  • боевых знаменах воинских частей;
  • знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
  • военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

  • денежных знаках;
  • государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
  • знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.
Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Статья 8.

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Статья 10.

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11.

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.В.ПУТИН Москва, Кремль 25 декабря 2000 года.
N 2-ФКЗ Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"
N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте
Приложение 2 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации" N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях исключения дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти города Москвы и в связи с завершением передачи полномочий по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральным органам исполнительной власти Правительство Москвы постановляет:

1. Ликвидировать Московскую регистрационную палату (далее - Палата).
2. Назначить председателем ликвидационной комиссии Палаты первого заместителя руководителя Департамента имущества города Москвы Ануприенко В.Ю. и поручить ему в недельный срок представить на утверждение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации Палаты в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также, незамедлительно сообщить в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о ликвидации Палаты. Заместителем председателя ликвидационной комиссии назначить председателя Московской регистрационной палаты Александрова И.А.
3. Ликвидационной комиссии Палаты:
3.1. Обеспечить выполнение функций Палаты в период ее ликвидации.
3.2 . Осуществлять свою работу в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3.3. В недельный срок предупредить работников о предстоящем высвобождении в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
3.4. Представить в недельный срок в Департамент финансов города Москвы проект сметы расходов, необходимых для проведения ликвидационных мероприятий.
3.5. В двухнедельный срок опубликовать настоящее постановление в органах печати, в которых печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
3.6. В трехмесячный срок принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
3.7. Передать копии цифрового изображения герба города Москвы и имеющуюся документацию об изготовителях печатей с изображением герба города Москвы Комитету лицензирования города Москвы.
3.8. Передать Департаменту имущества города Москвы недвижимое имущество в установленном порядке.
3.9. Передать Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документацию в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2004 N 2631-РП "О мерах по совершенствованию информационного обслуживания в рамках системы "одного окна".
3.10. Передать Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города Москвы с 1992 года.
3.11. Обеспечить уничтожение печатей и бланков Палаты.
3.12. Сдать в установленном порядке документацию Палаты в Главное архивное управление города Москвы за исключением документов, передаваемых в соответствии с пп.3.7,3.9,3.10.
4. Департаменту финансов города Москвы в случае недостаточности собственных средств Палаты для проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с представленной сметой (п.3.4) обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий, за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на государственное управление.
5. Уполномочить Комитет лицензирования города Москвы на выдачу копий цифрового изображения герба города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - изготовителям печатей в целях изготовления печатей с изображением герба города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11.06.2003 N 39 "О гербе города Москвы" и в части технических требований ГОСТ Р 51511-2001.
6. Определить Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы органом, ответственным за получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
7. Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей" и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ".
8. Управлению координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в трехмесячный срок по согласованию с Правовым управлением Правительства Москвы представить в установленном порядке предложения по приведению правовых актов Правительства Москвы в соответствие с настоящим постановлением.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. и на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Письмо МНС России № 09-1-02/5216-АН816

по вопросу наличия на обычных печатях и штампах ОГРН

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 08.10.2003 № 15/17-16107 по вопросу необходимости использования Основного государственного регистрационного номера при изготовлении обычных печатей и штампов и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" на МНС России возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

Действующими нормативными правовыми актами на МНС России не возложено осуществление функции по определению требований к печатям.

Постановлением Госстандарта России от 25.12.2003 № 573-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования". Указанным ГОСТом установлено обязательное наличие на печатях с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации Основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Таким образом, ОГРН должен указываться на гербовых печатях. Вместе с тем, обязательное наличие ОГРН на иных печатях законодательством не предусмотрено.

Согласно пункту 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", ОГРН указывается во всех документах этих юридических лиц наряду с их наименованием.

Исходя из изложенного, юридическое лицо может указать ОГРН в обычных печатях и штампах. Обязательного указания ОГРН в обычных печатях и штампах не требуется.

Отсутствие в обычных печатях и штампах юридических лиц ОГРН, по мнению МНС России, не может являться основанием для их замены.

В связи с изложенным, МНС России подготовлено соответствующее письмо в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В.Мишустин

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ГЕРБОВУЮ ПЕЧАТЬ

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации (в т. ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) определено в ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации":

"Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями".

Иными словами, Государственный герб РФ имеют право изображать: - федеральные органы государственной власти; - государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ); - образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"); - предприятия и организации, имеющие в соответствии с нормативными актам РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны

Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций". Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Здравствуйте!

Требования к печатям коммерческих организаций устанавливаются законами об организационно-правовых формах, о видах деятельности и иными законами. Так, печать коммерческой организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества либо унитарного предприятия, должна быть обязательно круглой, а также она должна содержать полное фирменное наименование организации на русском языке и указание на место нахождения организации, что установлено законами о данных организационно-правовых формах.

Помимо реквизитов, которые должны содержаться обязательно на печати организации, на ней также могут содержаться следующие реквизиты: фирменное наименование организации на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке, ОГРН, ИНН/КПП, зарегистрированный логотип или товарный знак и другая информация, если она не противоречит законодательству РФ либо им установлена.

Если говорить о требованиях, предъявляемых к печатям организаций законами о видах деятельности, то в качестве примера можно привести требования, предъявляемые к печатям кредитных организаций и к печатям их филиалов, установленные Инструкцией ЦБ РФ . Согласно п. 6.19 этой Инструкции кредитная организация должна иметь круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском языке и указанием своего местонахождения. Печать кредитной организации может также содержать сокращенное фирменное наименование кредитной организации.

Согласно п. 11.4 названной Инструкции филиал кредитной организации должен иметь печать, которая должна содержать полное фирменное наименование и указание на местонахождение кредитной организации, а также наименование самого филиала и указание на его местонахождение.

Печать можно заказать в любой организации, специализирующейся на изготовлении печатей, либо в магазине можно приобрести специальный комплект, при помощи которого самостоятельно изготовить (собрать) печать. Эскиз печати должен быть заранее разработан и утвержден руководителем организации в письменной форме. Для заказа и изготовления печати необходимо знать все реквизиты, которые должны содержаться на печати организации, а именно:

Полное наименование организации на русском языке в соответствии с учредительными документами (зарегистрированное в ЕГРЮЛ) - обязательно;

На ином языке (иностранном, народов РФ) - если имеется и если его указание на печати является желательным для учредителей организации;

Место нахождения организации в соответствии с учредительными документами (зарегистрированное в ЕГРЮЛ) - обязательно;

ОГРН (в соответствии со свидетельством о государственной регистрации организации) - обязательно;

Полное и (или) сокращенное наименование организации на любом иностранном языке и (или) языке народов РФ;

ИНН/КПП (в соответствии со свидетельством о постановке на налоговый учет организации);

Иные реквизиты.

Если печать будет заказываться в организации, специализирующейся на изготовлении печатей, то тогда организация, заказывающая печать, скорее всего, должна будет предоставить организации-изготовителю печати помимо реквизитов, необходимых для изготовления печати, копии следующих своих документов:

Свидетельства о государственной регистрации организации;

Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации;

Учредительных документов организации;

Документов, подтверждающих регистрацию (постановку на учет) во внебюджетных фондах организации в качестве страхователя;

Информационного письма из территориальных органов государственной статистики о включении организации в ЕГРПО;

Выписки из ЕГРЮЛ;

Лицензий (разрешений), выданных организации в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, если такая деятельность организацией осуществляется и лицензии имеются в наличии;

Документов, удостоверяющих личность (паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, иностранного гражданина, лица без гражданства в соответствии с законодательством) лица, уполномоченного заказывать и получать печать организации;

Доверенности (оригинала) на заказ печати для организации и доверенности (оригинала) на получение печати.

Рекомендуем уточнить данный список заранее. Возможно, что достаточно будет лишь копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копии свидетельства о его постановке на учет в налоговом органе.

Регистрация печати осуществляется только по личному желанию ее собственника либо в случаях, установленных законами, если такие случаи имеют место. Зарегистрировать печать можно в органе, уполномоченном совершать регистрацию печатей, представив для этого весь необходимый комплект документов и эскиз печати.

Всего Вам доброго!

ОГРН не является обязательным реквизитом печати. Однако указание только наименования общества не является достаточным.

Для ООО вопрос о печати регулируется ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. В этой норме прописано, что печать общества обязательно должна содержать:

1) его полное фирменное наименование на русском языке

2) и указание на его местонахождение.

Иные требования к печати не установлены. В печать компании можно добавить любые другие данные.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в материалах «Системы Юрист».

1. Статья : Шесть заблуждений насчет того, какой может быть печать на документах и где ее ставить

Повторим, компаниям не запрещено делать несколько печатей. Из законов лишь следует, что все акционерные общества и ООО обязаны иметь круглую печать. На ней должны быть указаны полное наименование и местонахождение организации (ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Многие помимо таких обязательных реквизитов предусматривают в оттиске еще ИНН и ОГРН. Вообще в печать компании можно добавить любые другие данные.*

Как изготовить печать ООО

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).

Иные требования к печати ООО не установлены.

Обычно печать содержит:

  • организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью;
  • полное наименование компании;
  • ОГРН;
  • населенный пункт, в котором зарегистрировано ООО.*

Изготовить печать можно в любой соответствующей мастерской. Срок изготовления составляет обычно от одного до трех дней. В некоторых случаях для этого просят представить на обозрение свидетельство о государственной регистрации. Присутствие директора обычно не требуется. Необходимо иметь в виду, что печати имеют разную степень защиты (в зависимости от материала, из которого они изготовлены, от рисунка печати и т. п.).

Закон не запрещает ООО иметь дополнительные печати, к примеру, «для договоров», «для актов» и т. п.

Регистрировать печать ООО в реестре печатей не обязательно, но это может уменьшить риски компании .

Константин Забоев

кандидат юридических наук, председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области

Владислав Кузнецов

шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»

Екатерина Никонова