Финансирование деятельности некоммерческих организаций. Источники финансирования некоммерческих организаций джамалудинова м.ю

1

Развитие некоммерческого сектора значительно помогает государству в выполнении социальных и культурно-просветительских функций, особенно в условиях российской действительности, когда государство финансирует общественные блага в ограниченных масштабах. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время недостаточно проработаны вопросы влияния внешней среды на структуру источников финансирования некоммерческой организации. Некоторые вопросы управления финансовыми источниками некоммерческой организации являются дискуссионными и требуют углубленного изучения. Целевой капитал, как источник финансирования, чаще всего остается без внимания менеджеров некоммерческих организаций. Хотя именно эффективное управление целевым капиталом гарантирует жизнеспособность некоммерческой организации в течение длительного периода функционирования. В данной статье проведен анализ современного состояния источников финансирования и целевых капиталов некоммерческой организации в российской практике, а также проведено комплексное исследование источников финансирования некоммерческих организаций. Предложена модель управления целевым капиталом некоммерческой организации. Также в статье дается авторское определение целевого капитала некоммерческой организации НКО с целью уточнения экономического содержания категории и обозначения специфической роли в обеспечении деятельности НКО.

целевой капитал некоммерческой организации; модель управления целевым капиталом некоммерческой организации.

некоммерческая организация

1. Миркин Я.М., Миркин В.Я. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам. Свыше 10000 терминов. - М.: Альпина бизнес букс, 2006.

2. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. Министерство юстиции РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx).

3. Программа «Целевые капиталы» Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» http://endowment.donorsforum.ru/newstype/6.html

4. Фонд целевого капитала «Урал-Инвест Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: бфурал.рф (Благотворительный фонд «Урал») (дата обращения – 25.01.2013)

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Некоммерческие организации представляют собой довольно значительный сектор российской экономики. По состоянию на 01.10.2013 г. количество некоммерческих организаций в России составляет 416 380 организации.

Проведенный выше анализ классификаций показывает, что с их помощью не удается достаточно точно и полно определить границы некоммерческого сектора и на этой основе получить о нем достоверную информацию. Автор считает, что объективным в качестве базового критерия классификации следует использовать функциональное назначение основной деятельности некоммерческой организации в современном обществе.

Некоммерческие организации, занимающиеся проведением научных исследований, образованием; обеспечением аналитической информацией, консультирование; социальной работой и воспитанием; издательской, рекламной и информационной работой; общественно-политической работой, содействие развитию МСУ; повышением культуры граждан; организацией досуга; правовой и юридической помощью; благотворительной и гуманитарной помощью; работой с молодежью; помощью в лечении и реабилитации больных; содействием развитию предпринимательства; защитой прав граждан; выдачей сертификатов и проведением экспертизы; охраной природы; помощью людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; содействием развитию гражданского общества; религиозные объединения и ассоциации.

Применяя данную классификацию некоммерческих организаций в обществе, можно увидеть резкое отличие в структуре источников финансирования некоммерческой организации в зависимости от функционального назначения организации. Так, например, основными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций работающих в области повышения культуры граждан выступают бюджетные ассигнования и собственные средства. А для некоммерческих организаций занимающихся благотворительной и гуманитарной помощью основным источником выступает целевые средства.

  • политические партии,
  • общественные объединения,
  • государственные компании и корпорации,
  • ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • ассоциации экономического развития,
  • садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества,
  • советы муниципальных образований,
  • товарищество собственников жилья,
  • религиозные организации и объединения,
  • нотариальные палаты,
  • государственные, муниципальные, частные учреждения,
  • благотворительные и иные фонды,
  • социально- ориентированные некоммерческие партнерства.

Данная авторская классификация позволит подробнее исследовать некоммерческие организации и обозначить социально-ориентированные некоммерческие организации, к которым относятся социальные, благотворительные и иные фонды, религиозные организации и социально-ориентированные некоммерческие партнерства.

В зависимости от источников финансирования некоммерческие организации подразделяются на:

  • осуществляющие свою деятельность за счет членских взносов (общественные организации, нотариальная палата, политические партии, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы);
  • осуществляющие свою деятельность за счет пожертвований, доходов от целевого капитала (религиозные организации, благотворительные организации, общественные организации и фонды);
  • осуществляющие свою деятельность за счет международных и федеральных грантов (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и фонды);
  • Некоммерческие организации, использующие в качестве основного источника своего развития бюджетные ассигнования (автономные учреждения, бюджетные учреждения, казенные учреждения).

Таблица 1 - Структура финансовых источников некоммерческой организации в зависимости от платности источника

Наименование

Источники финансирования

Признак платности

Собственные средства

Складочный капитал, доходы от предпринимательской деятельности

Безвозмездный источник

Заемные средства

Банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг

Возмездный источник

Бюджетные ассигнования

Бюджетные субсидии

Безвозмездный

Целевые средства

Спонсорские средства, членские взносы

Возмездный источник

Благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и др.

Безвозмездный

Для некоммерческой организации привлечение различных источников финансирования связано с некоторыми затратами, возникает возможность выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости. В результате привлечения различных источников складывается определенная их структура и возникает общая цена источников финансирования, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования.

Рис. 1 - Модель оптимизации структуры источников финансирования некоммерческой организации

Основным показателем является средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации, который характеризует уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием ресурсов, а исходными являются два показателя - цена возмездных источников и сумма активов некоммерческой организации.

Математическое представление модели имеет следующий вид:

где Сцелев.возмезд. - цена возмездных целевых источников финансирования. Оценить стоимость таких источников возможно по затратам на ответные услуги (реклама, организация пресс-конференций).

vцелев.возмезд. - доля возмездных целевых источников финансирования в общих финансовых поступлениях,

(в формуле отсутствуют собственные средства, бюджетные ассигнования и безвозмездные целевые средства, так как их цена равна нулю).

Из представленной модели видно, что средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации находится в прямой зависимости от стоимости возмездных источников и в обратной зависимости от общей суммы активов организации. Построенная модель средневзвешенной цены источников финансирования может быть использована различными некоммерческими организациями в целях совершенствования управления источниками финансирования.

Автор считает целесообразным ввести понятие «капитал» применительно к некоммерческим организациям на основании того, что в современной рыночной экономике некоммерческие организации также выступают субъектами финансовых отношений, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, могут получать доход и прибыль, являются налогоплательщиками, также могут учреждать коммерческую организацию. Таким образом, если даже целевой капитал не направлен на извлечение прибыли, фактически его использование может приносить прибыль.

Автор считает необходимым обозначить в условиях российских реалий «целевой капитал некоммерческой организации», как «фонд денежных средств», так как идет процедура распределения ресурсов и продуктов. Фонд подразумевает денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей.

Целевой капитал- фонд денежных средств, сформированный и пополняемый за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, с целью аккумулирования, последующего инвестирования и использования в качестве дополнительного дохода от инвестиционных операций. Инвестиционный доход в обязательном порядке используется для финансирования деятельности некоммерческой организации в целях установленных учредительными документами или иных некоммерческих организаций.

Автор обращает внимание на то, что в Российской Федерации формой инвестирования средств в эндаументы выступают только денежные средства, в отличие от зарубежных стран, где в целевой капитал можно инвестировать денежные средства, ценные бумаги, недвижимость и другие активы. Лишь уже существующий целевой капитал, возможно, пополнять за счет ценных бумаг, недвижимого имущества, дивидендов, процентного купонного дохода, иных доходов по ценным бумагам. Но фактически в российских условиях целевые капиталы так и остаются сформированными лишь за счет денежных средств.

Некоммерческая организация может сформировать несколько целевых капиталов, в зависимости от целей определенных договором пожертвования или завещанием. Автор предлагает структуру целевого капитала изобразить следующим образом:

Рис. 2. Структура целевого капитала некоммерческой организации.

На 1 октября 2013г. в России зарегистрировано 110 фондов целевого капитала (из них 50 принадлежат вузам). Общая сумма денежных средств, размещенных в целевых капиталах, составляет 24 млрд. рублей.

Несмотря на тенденцию роста числа фондов целевого капитала, анализ показывает наличие некоторых проблем в развитии российских эндаумент-фондов: закрытость российских эндаумент - фондов, недоступность целевых капиталов для небольших НКО, проблема получения гарантированного дохода от целевого капитала и грамотное распределение дохода, отсутствие в России традиций благотворительности. Для решения всех этих проблем в развитии фондов целевого капитала (особенно касательно Ульяновской области, где пока нет ни одного эндаумент-фонда) автор считает необходимым создать Фонды развития региона.

На сегодняшний день в России преобладающим механизмом благотворительности является прямая передача денежных средств непосредственно нуждающимся в помощи благополучателям. Автор предлагает внедрить новый для потенциальных доноров механизм оказания поддержки - целевые капиталы (эндаументы) в рамках региона. А именно создание структуры в форме специальных Фондов развития некоммерческого сектора региона (Фонда развития спорта, Фонда развития культуры, Фонда развития искусства и т.д.) Через указанные Фонды денежные средства должны будут направляться на поддержку социальной жизни региона.

Использование Фондов развития в регионе даст следующие преимущества:

  • Будет создан единый эндаумент, где будут накапливаться целевые средства. Доходы от них станут существенным дополнением к доходам некоммерческих организаций (театральных коллективов, спортивных команд, других коллективов искусств и т.д.);
  • Данные Фонды будут поддерживать небольшие коллективы (небольшие театральные труппы, спортивные секции и др.), которые не в силах создать собственный целевой капитал;
  • Фонды развития будут осуществлять финансовую поддержку инноваций в культурно-просветительской и образовательной деятельности, спортивной, области театрального искусства, а также ряда других;
  • Данные Фонды будут проводить экспертизу законодательных инициатив некоммерческого сектора;
  • Фонды развития будут консультировать представителей некоммерческих организаций и граждан по вопросам создания, организационного развития и устойчивости НКО;
  • Фонды развития будут осуществлять международное сотрудничество;
  • Также Фонды будут развивать социальное партнерство в регионе.

Рецензенты:

Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита заведующий кафедрой финансов и кредита Ульяновского Государственного Университета, г. Ульяновск.

Коптева Е.П., д.э.н., доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского Государственного Университета, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Ларина Л.Р. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11667 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С переходом России к рыночной экономике появилось огромное количество коммерческих предприятий, основной целью которых является получение прибыли и распределение ее между учредителями. Однако существуют и некоммерческие организации, которые также получают прибыль, но не распределяют ее между учредителями, а используют на финансирование уставной деятельности.

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).

Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать.1 1 Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г С62-63 Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.

В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.

Средства учредителей, которые не представляют государство, поступают в некоммерческие организации на основе учредительных документов, решения органов управления.

Добровольные взносы и пожертвования -- особая часть доходов некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды.1 1 Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств некоммерческой организацией” Бухгалтерский учет. №12 1998г. С99-101 Прямые - льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.

В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.

Целевые поступления от физических и юридических лиц -- важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».

Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации федеральных, регио-нальных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600 федеральных программ.

В России пока средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.

Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность1 1 Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций” Гражданин и право. №4 2002г С62 некоммерческой организации.

Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ.

Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.

Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.

Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям.

Статистическая информация показывает, что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.

Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.

Прямое финансирование деятельности некоммерче-ских организаций со стороны органов государственной власти и местного самоуправления оправдано главным образом в той мере, в какой оно служит объединению усилий в решении наиболее насущ-ных социальных задач. На практике это достигается в рамках феде-ральных, региональных и муниципальных социальных программ. По своей целевой направленности такие программы связаны с предостав-лением социальной помощи населению и с поддержкой отраслей со-циально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры).

В политике органов государственной власти и местного самоуправ-ления по обеспечению социальной поддержки населения в период ра-дикальных экономических и политических преобразований можно выделить три главных направления:

  • 1. Оказание "неотложной социальной помощи";
  • 2. Социальная реабилитация;
  • 3. Профилактика социальных проблем.

Цели политики государства по отношению к отраслям социально-культурной сферы прямо предусматривают поддержку деятельности негосударственных (независимых) организаций образования, культу-ры, здравоохранения. Программа социальных реформ определяет в качестве задачи госу-дарственной политики содействие развитию сети образовательных уч-реждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных. Закон РФ "Об образовании" устана-вливает право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момен-та их государственной аккредитации в случае реализации ими основ-ных общеобразовательных программ. В Федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", получившей статус Президентской программы, в числе приоритетных задач указы-вается всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» предусмотрены принципиально новые формы госу-дарственной поддержки объединений, связанные с передачей им материальных ресурсов, которые могут осуществляться, в соответст-вии с положениями ст. 17, в трех самостоятельных формах: в фор-ме государственных грантов, то есть целевого финансирования конкретных программ общественных объединений по их заявкам, путем заключения любых видов договоров, в том числе на выполне-ние определенных работ и предоставлении услуг, а также в форме социального заказа на выполнение различных государственных про-грамм и поручений.

По механизму правового осуществления такой поддержки, ка-ждая из этих форм представляет собой различные виды гражданско-правовых договоров, а с точки зрения содержания отношений меж-ду общественными объединениями и государством, они различаются по степени инициативы участников этих отношений. В случае по-лучения государственных грантов - инициатива объединений мак-симальна, поскольку в этом случае государство, обладая бюджетными ресурсами на решение социальных задач и определяя их приоритетность, может выделить часть из этих ресурсов под оп-ределенные проблемы, например «забота об одиноких престаре-лых», или «борьба с беспризорностью», или «гуманизация тюрем» и объявить обществу, что готово потратить их на программы, которые будут разрабатываться и осуществляться общественными объедине-ниями.

При обсуждении вопросов, связанных с прямым финансированием независимых некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления, все более часто применяется по-нятие «социальный заказ». Сам термин «социальный заказ» появился как альтернатива привычному «государственному заказу», чтобы под-черкнуть, во-первых, социальный характер самих выполняемых программ, негосударственный статус исполнителей, а также обще-ственный, открытый, конкурсный порядок распределения этих зака-зов.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это меха-низм реализации в условиях рыночной экономики социальных гаран-тий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конститу-ции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг на-селению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали зани-маться и независимые некоммерческие организации. В условиях ры-ночной экономики обязательства государства по обеспечению соци-альных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соот-ветствующих услуг совсем не тождественны необходимости использо-вания только государственных и муниципальных учреждений для пре-доставления этих услуг.

Бюджетное финансирование социального заказа совсем не означа-ет, что этот заказ в полном объеме должны реализовывать государ-ственные и (или) муниципальные учреждения. Целесообразно пред-усмотреть конкурсное распределение имеющихся средств для его вы-полнения. То есть, провести конкурс на право реализации заказа в целом или его отдельных частей. Это позволит выбрать тех, кто эф-фективнее и качественнее справится с выполнением сформулирован-ного социального заказа.

Решение задач социальной реабилитации и профилактики соци-альных проблем, развития культуры, содействия инновациям в обра-зовании достигается путем:

  • - поддержки и стимулирования организаций и граждан, дея-тельность которых отвечает соответствующим целям социальной по-литики;
  • - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры" -информационной, правовой, материально-технической) для различ-ных социально значимых видов деятельности.

В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления и формы поддержки тех или иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов этой дея-тельности о возможных целях и способах своей работы. Цели государ-ственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде од-нозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных за-дач государственных и муниципальных целевых программ в указан-ных областях и средств решения этих задач (программных мероприя-тий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход.1 1 Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”Экономист.1999г С87

В России некоммерческие организации еще не получили широкого распространения. Это связано с рядом причин, в первую очередь с тем, что в стране нет мощных компаний, которые готовы тратить значительные суммы денег на благотворительность (в США основная форма некоммерческих организаций - это благотворительные фонды, которых насчитывается более 40 тысяч). Безусловно, есть некоммерческие организации и в Российской Федерации, но их направленность ограничена в основном заботой об охране окружающей среды и соблюдении прав отдельных социальных групп. Однако в РФ существует множество других сфер приложения "благотворительных денег" - это образование, охрана здоровья, научные исследования и др.

Деятельность благотворительных фондов связана с предоставлением грантов. Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Претендент подает заявку - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Заявка необходима для того, чтобы убедить дарителя вложить деньги в проект.

В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В РФ наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.

Государственные доноры - самые бюрократичные и требовательные. Их программы помощи обычно направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.

"Получастные" доноры - общественные организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Например, World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС, Фонд Евразия и др. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку.

Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность упрощена. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже весьма требовательны. Существует несколько типов частных благотворительных фондов.

Независимые фонды - как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решение о финансировании.

Ассоциированные фонды финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation Apple, Hewlett-Packard.

Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.

Есть еще фонды другого рода. Назовем их.

Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.

Местные фонды создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местным организациям.

Важно различать фонды и частные организации-посредники. Первые имеют средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт советско-американских отношений) в распределении средств, выделенных US AID.

Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для некоммерческих организаций.

Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании - организация может использовать разные источники средств. Несколько примеров.

Членские взносы. Люди, сочувствующие или активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос в общий фонд.

Сбор пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще.

Получение государственного финансирования в рамках конкретной программы - так, как это делают научные учреждения. Например, средства на проектирование конкретных ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

Учредительство - ряд организаций и/или физических лиц делают единовременный взнос, и собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.

Изготовление и продажа значков, маек, сувениров, тематических изданий и т.д. Организация платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и т.д.).

Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации (фонда).

Выбрав несколько наиболее многообещающих потенциальных источников финансирования, можно обратиться к ним с предложениями. В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения (требуется предоставление полной заявки, соответствующей заданной форме). Многие фонды считают нужным встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями; значительная часть предпочитает сначала получить письмо-запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Заявка, направляемая в государственный фонд, как правило, более подробна, чем направляемая в частный. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Обобщая вышесказанное, можно подчеркнуть, что использование благотворительных фондов в качестве источника финансирования различных проектов не такое уж безнадежное дело. Если есть блестящая идея, но нет достаточных средств для ее осуществления, то, оценив возможности фондов по предоставлению средств на подобные проекты, имеется реальный шанс получить необходимые деньги.

Средства, предоставляемые благотворительными фондами, можно также использовать в организации конференций, семинаров, форумов, посвященных проблемам окружающей среды, образования, охраны здоровья. Например, Фонд Евразия в 1997-1998 гг. финансировал проекты по организации обучающих семинаров и тренингов.

В настоящее время помощью благотворительных фондов могут воспользоваться вузы, научно-исследовательские институты, общественные объединения и организации. Используют средства фондов различные ассоциации и объединения в части финансирования мероприятий по проблемам защиты прав работников, повышения квалификации менеджеров по кадрам.

Однако такой путь привлечения средств еще не воспринимается в России как реальный источник финансирования, и это тормозит развитие некоммерческого сектора в экономике РФ. Также нельзя не учитывать текущую ситуацию, при которой фонды, особенно зарубежные, неохотно направляют денежные средства в нашу страну.

Государственная поддержка – это совокупность мер, принимаемых органами гос власти в целях создания и обеспечения правовых экономических и организационных условий деятельности молодежных и детских общественных объединений, а так же в целях защиты, охраны их прав. Гос поддержка может предоставляться зарегистрированным в установленном порядке Ярославской области:

Региональным молодежным детским объединениям, деятельность которых осуществляется в пределах Ярославской области

Отделениям молодежных и детских межрегиональных, общероссийских международных общественных объединений, деятельность которых осуществляется на территории Ярославской области.

Гос поддержка может осуществляться при соблюдении условий:

  1. Объединение является юридическим лицом и действует не меньше одного года с момента гос регистрации
  2. Объединение не имеет долгов по налогам и другим обязательным платежам
  3. Объединение не имеет просроченность задолжностей перед кредиторами

Формы гос поддержки:

  1. Подготовка и переподготовка кадров этих объединений
  2. Научно-методическая поддержка – выпуск методических рекомендаций, консультирование, проведение семинаров, тренингов для участников этих объединений
  3. Финансовая поддержка программ этих объединений. Осуществляется из средств областного бюджета и сумма не превышает половины общей суммы расходов на реализацию данных проектов – это называется частичное финансирование. Но по итогам конкурса может быть принято решение о полном финансировании проекта, если комиссия признает, что привлечение иных средств невозможно.
  4. Субсидии объединениям – представляются только организациям, находящимся в реестре и порядок предоставления ежегодных субсидий определяется администрацией Ярославской области. Финансирование мероприятий при поддержке молодежных и детских объединений осуществляется за счет средств, предусмотренных в областных программах в сфере молодежной политики

Как получить грант!?

Необходимо написать заявку. Заявка – это письменное описание проекта, подготовленная в соответствии с требованиями донора. Цель заявки заключается в:

  1. Ознакомить донора с проектом и убедить его выделить грант

Заявка включает:

Титульный лист – в нем название проекта, инфо о сроках его проведения и необходимой сумме и контактную инфо.

Краткая аннотация – включает ответы на следующие вопросы:

  • Кто будет выполнять проект
  • Почему и кому нужен этот проект
  • Что получится в результате
  • Как проект будет выполняться
  • Сколько потребуется денег

Введение – сведения об организации заявителя, постановка проблемы (описывается почему возникла необходимость и как эта проблема соотносится с целями, задачами организации заявителя), цели и задачи – представление о результатах проекта, методы – мероприятия, которые необходимо провести для решения поставленных задач, + календарный план, прописываются ожидаемые результаты, оценка и отчетность – здесь должно быть ясно как вы собираетесь определить достижение цели проекта, как вы будете контролировать процесс выполнения проекта и в какой форме вы отчитаетесь по работе и затраченных средствах, прописывается дальнейшее финансирование – здесь объясняется каким образом, за счет каких средств заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта.

Фандрайзинг

Это методика поиска источников финансирования

Это процесс привлечения организаций, денежных средств и ресурсов с целью реализации социального проекта или проектов.

  1. Проектный – когда задача фандрайзинга сводится к поступлению конкретных средств под реализацию конкретного проекта
  2. Оперативный – когда привлеченные средства идут на покрытие текущих расходов

Этапы фандрайзинга в НКО:

  1. Планирование финансовой кампании – начинается с разработки программы привлечения средств. В крупных НКО он начинается за год до начала фандрайзинга. Определяются направления работы на следующий год, составляются перечни проектов, прогнозируются потоки потребителей и вкладчиков
  2. Реализация фандрайзинга – выбор методов проведения фандрайзинга, установление ответственности за проведение и выделение средств на его реализацию
  3. Контроль за ходом реализации фандрайзинга. Он предполагает еще и корректировку плана с учетом произошедших изменений.
  4. Оценка результатов – при оценке мы должны ответить на вопросы:

На сколько поставленные цели отвечают фактическим потребностям НКО

На сколько фактические результаты фандрайзинка соответствуют запланированным результатам

На сколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинка

Для ответа на последний вопрос используются 2 показателя:

Коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг. Он показывает сколько раз за выбранный период расходы на фандрайзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрайзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрайзинга – показывает сколько прибыли приходится на единицу привлеченных от фандрайзинга средств.

Методы реализации фандрайзинга:

  1. Проведение рекламной кампании в СМИ, по почте, стенды, брошюры, буклеты
  2. Телефандрайзинг – система обращения к спонсорам по телефону и факсу
  3. Индивидуальный фандрайзинг – система обращения к спонсорам в личной беседе
  4. Солофандрайзинг – приобретение поддержки известных влиятельных лиц
  5. Полифандрайзинг – распространение бесплатных приглашений на мероприятия и презентации. Ответственность за проведение фандрайзинговой кампании может возлагаться на отделы развития и связи с общественностью.

На проведение фандрайзинка НКО выделяет собственные средства

Налогообложение НКО

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с организаций и населения в государственный или местный бюджет. Они обязательны, принудительны.

Классификация налогов:

  1. Прямые и косвенные

Прямые – взимаются с доходов и имущества

Косвенные включаются в цену и тарифы на услуги

Все налоги делятся на 3 группы:

Федеральные налоги и сборы - они обязательны к оплате на всей территории РФ. К ним относится налог на прибыль организации, подоходный налог с физических лиц, гос пошлина, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и др.

Региональные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенного региона, вводятся в действие законами региона и соответствует налоговому кодексу РФ. К ним относятся налог на имущество организации, дорожный, транспортный налог, налог на недвижимость и др.

Местные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенных муниципальных образований, вводятся в действие их законами и не должны противоречить налоговому кодексу РФ. К ним относится земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, на наследование или дарение.

Налоговые льготы НКО

Для НКО была отменена льгота по уплате налога на прибыль. Прибыль – это разница между выручкой от продажи товаров и затратами на производство. Целевые поступления не облагаются этим налогом. К ним относятся вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в профессиональные объединения, пожертвования. Сюда относится имущество, переходящее в НКО по завещанию. Сумма финансирования их бюджетов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО, также сюда относятся средства и имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Использованные по целевому назначению, поступления от собственников, средства, полученные от физических лиц и НКО, гранты.

Налог на имущество составляет 2% от разницы между первоначальной стоимостью имущества и начисленным износом.

Льготы не имеют:

Некоммерческие партнерства

Автономные НКО

Фонды, кроме общественных и др.

Земельный налог – оплачивают собственники земли или пользователь. От оплаты данного налога полностью освобождаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, учреждения культуры, кино, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджета, детские оздоровительные учреждения.

Если НКО, освобождаемое от уплаты земельного налога, передают свои земельные участки в аренду, то они становятся плательщиками земельного налога с площади, переданной в аренду.

Упрощенная система налогообложений малых организаций

– это специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления. Здесь происходит замена совокупностей федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Система может применяться до тех пор пока выручка от предпринимательской деятельности не превысит 11 млн рублей, либо средняя численность работников не превысит 100 человек, или остаточная стоимость основных средств или нематериальных активов превысит 100 тысяч рублей, либо налогоплательщик займется видами деятельности не попадающими под этот специальный режим.

Гражданин подает документ в налоговый орган по месту жительства с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему.

Единый налог для ИП заменяет уплату следующих налогов:

  1. Единого социального налога
  2. На прибыль
  3. На доходы физических лиц (доходы, полученные от предпринимательской деятельности)
  4. На имущество физических лиц (то, которое используется для предпринимательской деятельности)

Для организаций единый налог заменяет уплату налога:

  1. На прибыль
  2. На имущество организации
  3. Единого социального налога
  4. На добавленную стоимость

Преимущества упрощенной системы:

  1. Существенное снижение налоговых обязательств налогоплательщиков по сравнению с общим режимом
  2. Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета
  3. Меньше число налогов, сокращение объема отчетности и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним

Отчетность по единому налогу представляется в налоговый орган один раз в квартал

Недостатки упрощенной системы:

  1. Возможность потери клиентов, уплачивающих НДС
  2. Налогоплательщик в праве перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года, для этого – не позднее 15 января ему следует сообщить в налоговый орган. Если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, и он обязан уплатить все налоги, от которых был освобожден ранее с начала этого квартала. Если налогоплательщик в период применения упрощенной системы создает филиал, займется игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или штат превысит 100 человек, или доля участия в других организациях превысит 25%, то тогда налогоплательщик обязан уплатить все суммы налогов с начислением пенни и штрафов с начала налогового периода, то есть календарного года.

Бюджет организации

Это роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • виды и способы финансирования деятельности некоммерческих организаций, включая целевой капитал;
  • источники формирования имущества некоммерческих организаций и их структуру;
  • особенности организации финансов некоммерческих организаций за рубежом;

уметь

  • определять дополнительные источники финансирования для некоммерческих организаций;
  • оценивать возможность привлечения заемных источников финансирования для некоммерческих организаций;
  • применять зарубежный опыт организации финансов в российской практике;

владеть

  • навыками разработки альтернативных вариантов по привлечению дополнительных источников финансирования в некоммерческие организации;
  • способами привлечения финансовых ресурсов различных источников;
  • информацией о формировании некоммерческими организациями эндаументфондов за рубежом.

Особенности финансирования некоммерческих организаций

Понятие финансирования некоммерческих организаций

Ранее в параграфе 1.2 мы кратко останавливались на рассмотрении видов финансовых ресурсов некоммерческих организаций и подчеркивали, что их наличие является основным условием функционирования некоммерческих организаций. В связи с этим встает вопрос об обеспечении некоммерческой организации финансовыми ресурсами. Под "обеспечением" в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве. Под "финансовым обеспечением" понимается покрытие затрат некоммерческих организаций за счет финансовых ресурсов, переданных учредителями и самостоятельно полученных некоммерческой организацией в процессе деятельности, приносящей доход. Словосочетание "финансовое обеспечение" ближе всего по содержанию к термину "финансирование", под которым понимается направление денежных средств на определенные цели. Финансовое обеспечение некоммерческой организации осуществляется посредством финансирования.

Финансирование – это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности. В английском языке для обозначения процесса "финансирования", т.е. снабжения денежными средствами, используются разные термины. В частности, funding – означает финансирование только за счет внутренних источников, a financing – допускает использование внешних или заемных источников.

Финансовое обеспечение некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:

  • – финансирование учредителями (участниками, членами);
  • – финансирование спонсорами, меценатами, благотворителями, грантодателями;
  • – самофинансирование;
  • – кредитование.

Финансирование некоммерческой организации учредителями

Учредители осуществляют финансирование некоммерческой организации в момент ее создания, а также в процессе ее функционирования. При создании некоммерческой организации учредители осуществляют первоначальное финансирование в соответствии с Уставом. Учредители передают (вносят на расчетный, валютный счета организации, в кассу) денежные средства в сумме и сроки, предусмотренные Уставом некоммерческой организации. Передача в качестве взноса в некоммерческую организацию неденежных средств (земельных участков, основных средств, нематериальных активов) осуществляется в установленные сроки. Кроме того, учредители осуществляют финансирование основной деятельности на постоянной основе в текущем порядке в процессе функционирования некоммерческой организации. Таким образом, финансирование учредителями является внешним финансированием для некоммерческих организаций.

К внешнему финансированию некоммерческих организаций относится бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ).

Под бюджетным финансированием понимается предоставление бюджетных средств (средств бюджетов РФ и средств государственных внебюджетных фондов) для полного или частичного покрытия затрат но основной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Характерной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер предоставления бюджетных средств. ВПК РФ выделена специфика такого вида финансирования, как целевое финансирование.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию. В таком случае средства целевого финансирования не включаются в доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль. При отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования полученные средства приравниваются к внереализационным доходам и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Целевое финансирование – это передача средств, которые следует использовать в строгом соответствии с целями, определенными субъектом (организацией или физическим лицом), выделившим эти средства. Особенностью целевого финансирования является контроль со стороны субъекта, выделившего средства, над целевым использованием перечисленных средств.

Подробный перечень средств целевого финансирования приведен в ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное некоммерческой организацией и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, в виде субсидий – автономным учреждениям.

Бюджетные ассигнования представляют собой средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие экономики, управление государством, регионом, управление государственным долгом, финансирование социально-культурной сферы, обороноспособности страны, правоохранительных органов.

Бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным, автономным, казенным учреждениям в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм на финансирование расходов, предусмотренных в их финансовых планах и сметах. Казенным учреждениям бюджетные ассигнования предоставляются в виде лимитов бюджетных обязательств, которые также являются средствами целевого финансирования.

Подробно бюджетные ассигнования как источники финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений будут рассмотрены в гл. 4.

Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это бюджетные средства, получаемые учреждениями на определенные цели для софинансирования (долевого финансирования) затрат. Например, субсидии, являющиеся средствами целевого финансирования из бюджетов РФ, предоставляются бюджетным и автономным образовательным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Например, к средствам целевого финансирования относят субсидии в виде средств бюджетов, выделяемых товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Некоммерческие организации обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить соответствующие отчеты в органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами.

К средствам целевого финансирования относится безвозмездно полученное имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений на ведение уставной образовательной деятельности.

Средствами целевого финансирования является имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Доходы Внешэкономбанка , являющегося государственной корпорацией, также являются средствами целевого финансирования.

Кроме государственных и муниципальных учреждений, получателями бюджетных средств являются некоммерческие организации других организационно-правовых форм.

Согласно распоряжению Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп "Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" выделено субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год, в размере 4 228 200 тыс. руб. Список некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, представлен в Приложении 2.

Бюджетные ассигнования в виде субсидий могут предоставляться по итогам конкурса на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере или по итогам уже осуществленных инициатив. Субсидии распределяются операторами в рамках Конкурса государственной поддержки неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, и в рамках поддержки социально ориентированных НКО. На федеральном уровне субсидии также распределяют ряд министерств и ведомств (Минздрав России, Минобрнауки России, Минкультуры России и др.).

Увеличение государственного финансирования некоммерческих организаций, принятие на государственном уровне целевой программы развития некоммерческих организаций в долгосрочной перспективе, реализация государственно-частного партнерства, создание механизма возмещения расходов на социальные услуги, оказываемые некоммерческими организациями, будут способствовать повышению финансово-экономической устойчивости некоммерческих организаций.

Финансирование некоммерческих организаций учредителями является основополагающим, так как осуществляется в момент образования некоммерческой организации. Дальнейшее финансирование учредителями предполагает повысить финансовую устойчивость некоммерческой организации при выполнении ею уставных задач.

  • Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ банке развития", вступившим в силу 04.06.2007.