Реструктуризация в рамках инвестиционной стратегии. Стратегия реструктуризации как база для формирования инвестиционных решений руководства строительного холдинга

Реструктуризация инвестиционного портфеля ведется не только в направлении определения приоритетных направлений, объемов инвестиций, но и в формировании соответствующих структур, наиболее подходящих организационно для контроля конкретных инвестиционных потоков. Для создания конкретных инвестиционных подразделений необходимо взвесить не только объемы свободных денежных средств, использование которых возможно в инвестиционных целях, и их структура и наполнение в обозримой инвестиционной перспективе, но и возможность кредитного добора финансовых ресурсов для завершения необходимых программ в случае реализации пессимистического кризисного сценария по притокам.

Реструктуризация профильных активов холдинга. В текущей ежедневной работе не всегда принятие инвестиционных решений в профильные активы сопровождается полным и точным анализом необходимости, востребованности и эффективности. В условиях кризиса требуется большее внимание к роли конкретных структурных подразделений холдинга в совокупном финансовом результате. Кроме того, кризис может существенно повлиять на загрузку тех или иных дочерних компаний, а значит, отношения однозначно необходимо переводить в иную форму взаимодействия.

Руководство любого строительного холдинга может определить для себя некую конфигурацию инвестиционного профильного портфеля, который оно хотело бы видеть в результате антикризисной реструктуризации и в любом ином случае. Перераспределение нагрузки по возврату инвестиций и получению прибыли в кризисных условиях становится задачей обязательной и необходимой для выживания любой строительной корпорации. Сформированный в результате реструктуризации оптимизированный пакет корпоративных инвестиций позволит точнее увидеть пути реструктуризации бизнес-модели, поскольку ее придется подстроить под загрузку наиболее эффективных компаний и под обеспечение сохранности всего бизнеса в будущем.

Другим вариантом реструктуризации профильных активов является изменение типа холдинга в сущности. В частности, переход от стандартных вертикальных холдингов девелоперского типа или конгломерационных промышленно-строительных холдингов к гибкой модели ЕРС-холдинга может существенно облегчить выживание в условиях кризиса и принести свои дивиденды после его окончания, о чем будет сказано ниже.

Построение строительного ЕРС/М-холдинга осуществляется на основе процессного подхода и предполагает создание подразделений холдинга в соответствии с базовым инвестиционно-строительным процессом. Процессный подход предполагает такую конфигурацию комбинированного строительного холдинга, которая отвечает всем или нескольким этапам реализации инвестиционно-строительного процесса, в зависимости от миссии и целевых установок собственников холдинга. Объем компаний, конфигурация вертикальных и горизонтальных группировок зависят от места холдинга на рынке, от занимаемой ниши и вида выполняемых работ, но при этом сохраняется принцип наличия всех участников для выполнения всего комплекса работ от генподрядчика (ЕРС/ЕРСМ-подрядчика) до девелоперов всех видов.

Оптимизируя такой холдинг только на ЕРС/М-подряд можно сформулировать основные преимущества создания ЕРС/М-холдинга: аккумулирование прибыли и рост капитализации у главного носителя ЕРС/М-бренда; возможность развития и накопления ключевых компетенций в области реализации ЕРС/М-контрактов в головной компании, без необходимости обеспечивать полный функционал реализации в рамках одного юридического лица; возможность получения банковских гарантий, привлечения внешнего финансирования и иных инструментов, в т.ч. для реализации внешнеэкономических соглашений из единого финансового центра; возможность создания индивидуальных систем мотивации персонала в каждой компании ЕРС/М-холдинга, отвечающей за свой этап реализации инвестиционно-строительного проекта; возможность формирования единого перечня построенных объектов под общим брендом, что повышает конкурентоспособность холдинга в целом и каждой компании в индивидуальных контрактах и имеет другие явные плюсы; в определенной мере кризис даже может способствовать оптимизации бизнес-структуры строительного холдинга, например, в таких условиях выгоднее создать отдельные центры человеческих и технических ресурсов, выделив их в отдельные юридические лица и обязав работать на все предприятия и подразделения холдинга.

Реструктуризация бизнес-модели и портфеля рыночного присутствия. Реструктуризация профильных активов холдинга не должна сопровождаться только представленным выше механизмом - в ее основе должно быть четкое понимание изменений портфеля заказов и самой бизнес-модели холдинга. В условиях кризиса меняются не только объемы работ в уже заключенных контрактах, происходит и остановка финансирования по отдельным объектам строительства, сдвижка графиков строительства и финансирования в сторону продления и установки более поздних сроков окончания работ. Все это влияет на загрузку существующих подразделений холдинга и вполне может привести к временному отсутствию загрузки. В этих условиях корректировка бизнес-модели - наиболее полезная процедура, которая позволит перенести поток выручки с рисковых объемов работ на безусловно обеспеченные. Например, для некоторых холдингов логично перенести нагрузку на сервисные подразделения, для промышленно-строительных холдингов самое время заняться восстановительным ремонтом собственных производственных мощностей с привлечением собственной же рабочей силы строительных подразделений. Так же вероятно смещение бизнес-модели в сторону высвобождающихся рыночных ниш, которые могут возникнуть в результате кризисных деформаций. Часть строительных компаний так или иначе будет концентрироваться только на аффилированных контрактах, гарантирующих их существование и выживание, поэтому рисковые сектора в определенной мере будут привлекать новых исполнителей. Именно на таких открывающихся возможностях в условиях кризиса следует концентрироваться для будущего рывка в развитии .

Изменение портфеля рыночного присутствия отражается в перемещении от более рисковых и занятых ниш к новым перспективным рынкам, которые могли бы в условиях кризиса решить не только задачу сохранения компании, но и будущего расширения компетенций холдинга. Не хотелось бы в рамках настоящей статьи оценивать конкретные проекты, но очевидно, что в условиях резкого снижения объемов строительства жилой и офисной недвижимости может высвободиться большое число рабочих и инженерно-технического персонала. В этих условиях важно определить те направления, которые будут однозначно востребованы даже в условиях кризиса и финансирование которых не будет остановлено ни на минуту. Например, строительство спортивных объектов к Азиаде потребует серьезной консолидации трудовых и технических ресурсов, что однозначно позволяет наметить тенденции в географической реструктуризации рыночного портфеля. Кроме спортивных объектов есть еще несколько крупных объектов, где будут востребованы строительные ресурсы холдингов любого типа, и общестроительные подразделения и специализированные компании. Все эти объекты должны быть вовлечены в орбиту интересов любого строительного холдинга в кратчайшие сроки.

Вместе с тем следует учитывать и тот стратегический момент, что общая направленность на финансово обеспеченные рынки может привести к потере новых контрактов, которые в любом случае будут появляться по мере ослабления кризиса. В этом случае те строительные холдинги и компании, которые имеют серьезный финансовый ресурс выживания, скорее примут стратегию выжидания после, естественно, существенной оптимизации издержек и приостановки большинства инвестиционных программ. Понятно, что первым эффектом от кризиса станет перераспределение собственности, которое потребует определенное время для осмысления и корректировки инвестиционных планов у большинства Заказчиков. Как раз к этому моменту финансовые ресурсы достигнут вершины в валютной доходности и взоры инвесторов вновь устремятся на реальный рынок. Те строительные холдинги и компании, которые сохранят ресурс динамичности, смогут получить доступ к тем рынкам и объектам, которыми они в других условиях не стали бы заниматься даже теоретически.

Обстоятельный анализ этой темы позволяет сделать следующие выводы: стратегия реструктуризации является одним из важнейших элементов стратегии любого строительного холдинга, занимает по своему значению третье место после маркетинговой и финансовой стратегии; каждый строительный холдинг должен разрабатывать стратегию реструктуризации с первого дня своего существования и вносить коррективы по мере своего роста и перехода в новый период жизненного цикла холдинга; стратегия реструктуризации является базой для формирования инвестиционных решений руководства строительного холдинга и решений о дивестициях в рамках построения перспективных структур; разработка стратегии реструктуризации обязательно должна включать целевое позиционирование строительного холдинга по критериям, видам, субъектам и уровням реструктуризации, а также предполагать различные варианты направлений реструктуризации в зависимости от преобладающего риска; строительный холдинг должен разрабатывать и внедрять собственные критерии стратегии реструктуризации в зависимости от подотраслевой специализации строительного производства; наличие алгоритма рейтинговой оценки предприятий, входящих в структуру любого строительного холдинга, является обязательным условием при проведении реструктуризации, тем более в условиях кризиса; разрабатываемые программы реструктуризации строительного холдинга должны иметь механизмы быстрого и адекватного реагирования на непредвиденные изменения внешней среды.

Использованная литература. Зубарев А.А. Формирование эффективной инвестиционной политики в макро- и микроэкономических системах в условиях рыночных отношений. – СПб.: Изд-во СПбГУЭф, 1998. – С. 11 Бочаров В.В., «Инвестиции. Инвестиционный портфель. Источники финансирования. Выбор стратегии», С.-П., «Питер, 2003

Стратегия реструктуризации предприятия

В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение:

Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды. Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.

Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.

Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предприятий. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используются различные механизмы. При этом в зависимости от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности компании происходит корректировка общей программы реструктуризации и продолжается дальнейшая работа.

В отличие от комплексной, частичная реструктуризация (еще одно ее название "лоскутная ") затрагивает один или несколько элементов бизнес-системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому неудивительно, что частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-системы.

На сегодняшний день международная практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать.

Пример 4: рассмотрим проведение реструктуризации системы управления на примере компании Snell & Wilcox, которая занимается проектированием и монтажом телевизионных аппаратных и вещательных студий.

Организационная структура до реструктуризации вполне соответствовала специфике деятельности организации и отвечала целям и потребностям предприятия до последнего времени. Но различные внешние факторы, такие как конкуренция в отрасли, повышение потребностей потребителей, изменение предпочтений потребителей и многое другое требуют от предприятия конкретных мер и действий для выживания. Прошлые методы уже не действуют и организация вынуждена отвечать современным тенденциям и веяниям рынка.

Новая организационная структура, во-первых, будет способствовать выбранной стратегии предприятия, во-вторых, отвечает веяниям рынка, когда функция маркетинга является одним из залогов успеха организации, и, в-третьих, новая организационная структура будет более конкурентоспособной.

На основе данных анализа отдела маркетинга предприятие будет иметь возможность реально оценивать свои позиции на рынке, позиции конкурентов, потребности покупателей, а также возможные перспективы развития. Все это будет способствовать, на наш взгляд, эффективной реализации намеченной стратегии.

Таким образом, проведение реструктуризации предприятия является следствием выбора новой стратегии предприятия и будет способствовать ее успешной реализации.

Рассмотрим отделы предприятия и распределение функций между ними после реструктуризации.

Направления деятельности - производство и реализация пива.

Функции обеспечения деятельности - организация закупок (поиск поставщиков, заказ продукции, заключение контрактов); организация производства (производство продукции, контроль качества продукции, техническое обеспечение); организация сбыта (поиск покупателей, заключение договоров с покупателями, контроль за своевременной доставкой готовой продукции покупателям). Функции менеджмента - структура (организационная структура); учет (ведение бухгалтерского учета, планирование затрат, анализ финансового состояния предприятия); маркетинг (проведение маркетинговых исследований); персонал (подбор и управление персоналом).

Перечень структурных звеньев - генеральный директор; отдел сбыта; производственный отдел; отдел снабжения; бухгалтерия; отдел маркетинга.

Распределение направлений деятельности, функций обеспечения деятельности и функций менеджмента по структурным звеньям:

Генеральный директор

Функции менеджмента: структура (организационная структура); персонал (подбор и управление персоналом);

Отдел сбыта

Функции обеспечения деятельности: организация сбыта (поиск покупателей; заключение договоров с покупателями; контроль за своевременной доставкой готовой продукции покупателям);

Производственный отдел

Функции обеспечения деятельности: организация производства (производство продукции; контроль качества продукции; техническое обеспечение);

Отдел снабжения

Функции обеспечения деятельности: организация закупок (поиск поставщиков; заказ продукции; заключение контрактов);

Бухгалтерия

Функции менеджмента: учет (ведение бухгалтерского учета; планирование затрат; анализ финансового состояния предприятия);

Отдел маркетинга

Функции менеджмента: маркетинг (проведение маркетинговых исследований).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 3
  • 5
  • 6
  • 11
  • 12
  • Заключение 15
  • 16

Введение

В настоящее время в стране осуществляется структурная перестройка экономики. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса становиться реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Так, нужно подчеркнуть значимость работы компаний по определению и достижению стратегических целей в соответствии с финансовыми возможностями и приоритетами, используя методы и формы реструктуризации. Это возможно сделать только при наличии грамотно разработанной финансовой стратегии, которая воплощается на практике посредством реструктуризации.

Подавляющее большинство российских компаний для продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей.

Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Многие предприятия еще до приватизации были широко диверсифицированы, то есть выпускали различные виды продукции; другие, помимо традиционно выпускавшийся на них военной техники, осваивают теперь новые виды гражданской продукции. Успех на свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.

1. Содержание внешней стратегической реструктуризации

В современной экономической теории сложилась следующая классификация видов реструктуризации хозяйствующего субъекта.

В зависимости от стадии развития хозяйствующего субъекта:

а) оперативная (в некоторых источниках - реструктуризация в условиях кризиса) - осуществляется в целях вывода предприятия из сложившегося кризиса;

б) стратегическая - осуществляется в целях поддержания хозяйствующего субъекта как действующего (увеличение стоимости собственного капитала, сохранение корпоративной стоимости и т. д.).

Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие.

Так, примером стратегической реструктуризации может выступать реструктуризация системы контролинга и учета, направленная на оптимизацию финансовых потоков, одного из наиболее устойчивых предприятий Волгоградской области - ОАО «Поволжье».

В некоторых источниках оперативная реструктуризация также получила название реструктуризация кризиса, а стратегическая - реструктуризация развития.

Наибольшее распространение в российской практике получила именно оперативная реструктуризация, механизм которой приводится в действие только после обнаружения явных признаков кризиса хозяйствующего субъекта.

В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой:

а) внешняя - реструктуризация, направленная на изменение характера взаимодействия хозяйствующего субъекта с внешней средой и оказывающая непосредственное воздействие на изменении внешней среды (реструктуризация внешних связей хозяйствующего субъекта, реорганизация юридического лица и т. д.);

б) внутренняя - реструктуризация, направленная на внутренние преобразования и условно не оказывающая либо оказывающая косвенное воздействие на изменение внешней среды .

Внешняя реструктуризация при этом также подразделяется на отраслевую и межотраслевую в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов реструктуризации.

2. Направления внешней реструктуризации и их характеристика

Основными направлениями внешней реструктуризации являются отраслевая и межотраслевая реструктуризация.

Отраслевая реструктуризация означает рационализацию внутриотраслевой структуры, избавление от неэффективных производств, повышение конкурентоспособности и улучшение структуры продукции отрасли, замену устаревших технологий на прогрессивные ресурсосберегающие технологии, снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Целями отраслевой реструктуризации выступают:

- доведение отрасли до высокорентабельного функционирования или до определенного уровня дотационности в случае сохранения государственного регулирования цен на ее продукцию на начальной стадии реформ;

- обеспечение конкурентоспособности продукции отрасли на внутреннем рынке при снижении протекционистской защиты, а в дальнейшем - и на внешнем рынке;

- активизация перелива капитала как в отрасли, так и между отраслями;

- экологизация производства.

Для проведения отраслевой реструктуризации в базовых отраслях необходимо провести секторный анализ состояния и перспектив развития отраслей, структурная модернизация которых потребует существенной правительственной поддержки. К таким отраслям следует отнести: электроэнергетику, топливный комплекс, черную и цветную металлургию, основную крупнотоннажную химию, тяжелое машиностроение, военно-промышленный комплекс, промышленность стройматериалов.

На основании секторного анализа под контролем Министерства экономики в базовых отраслях должны быть разработаны программы структурной перестройки, исходя из которых предприятия смогли бы подготовить собственные программы внутрипроизводственной реструктуризации. Кроме того, проведение секторного анализа и разработка программ с учетом перспектив изменения отраслевой структуры экономики должны быть выполнены для отраслей производственной инфраструктуры - железнодорожного и морского транспорта, грузовых авиаперевозок, связи. В отраслевых программах для производств, не выдерживающих конкуренции, необходимо указать ориентиры принудительного свертывания-производства, а также экспортные квоты, устанавливаемые с учетом перспективы реструктуризации конкретных предприятий (производств). Разработку отраслевых программ реструктуризации следует доводить до набора конкретных проектов, которые могут финансироваться как независимо от государственного бюджета, так и за его счет.

Примером внешней отраслевой реструктуризации может выступать образование холдинга предприятий нефтехимического комплекса вокруг ОАО «Сибур-Волжский» (бывшее ОАО «Волжское химволокно») в составе самого завода, ОАО «Каучук», ОАО «Волгоградский азотно-кислородный завод», ОАО «Волтайр» и Волжской ТЭЦ-1.

Примером внешней межотраслевой реструктуризации может выступать проект образования финансово-промышленной группы вокруг финансовой компании в составе банка, страховой компании и промышленного предприятия.

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством.

В соответствии с законодательством Российской Федерации реорганизация юридического лица может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии два (или более) юридических лица прекращают существование - и возникает одно новое. При слиянии юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает существование и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение). Т.е. при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного лица.

При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических лиц переходят по передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались после присоединения или слияния.

Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а реорганизованные считаются прекратившими свою деятельность). Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое прекращает существование - и на его месте возникают два (или более). При разделении юридического лица к созданным в результате этого новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

Выделение - антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое, при этом прежнее сохраняет свое существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях (пропорциях), закрепляемых в разделительном балансе, между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица.

Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (а реорганизованное - прекратившим свою деятельность). Реорганизация в форме выделения - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Организационно-правовая форма представляет собой совокупность определяющих структуру и деятельность юридического лица (шире - предпринимателя) признаков: имущественной и организационной обособленности, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, самого юридического лица, в ряде случаев - его структурных подразделений, трудового коллектива, их ответственности друг перед другом, контрагентами, потребителями, конкурентами, государством и обществом.

Она наряду с формой собственности, в рамках которой создается и функционирует юридическое лицо, соотношением в правах учредителей (участников) и самого юридического лица на имущество последнего, правовым режимом имущества, целью осуществляемой деятельности и другими критериями выступает основанием классификации юридических лиц на виды .

При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридических лиц сохраняются в прежнем состоянии.

Реорганизация юридических лиц в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а преобразованное - прекратившим свое существование).

По различным основаниям эти пять форм разбивают на различные группы:

· по субъекту - инициатору реорганизации и ее основанию (разделение, выделение, слияние, присоединение, преобразование);

· по судьбе имущественной массы (слияние, присоединение (увеличивается), разделение, выделение (уменьшается), преобразование (остается без изменений);

· по факту сохранения ранее существовавшего юридического лица (присоединение, выделение, преобразование (сохраняется); слияние, разделение (не сохраняется);

· по оформляющему реорганизацию акту (слияние, присоединение, преобразование (передаточный акт), разделение, выделение (разделительный баланс);

· по моменту реорганизации (слияние, разделение, выделение, преобразование (с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц), присоединение (с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

В случаях, установленных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, реорганизация юридического лица в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия Министерства по антимонопольной политике.

При реорганизации к правопреемникам переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. При этом о реорганизации должны быть оповещены все кредиторы.

Реорганизация конкретного вида юридического лица осуществляется в соответствии с особенностями законодательства о конкретном виде юридического лица.

3. Взаимосвязь внутренней и внешней реструктуризации

Выделяют реструктуризацию на основе внутренних и внешних факторов.

В рамках анализа внешних факторов реструктуризация основана на реорганизации организации. По закону «Об Акционерных обществах» (ст. 15) и ГК РФ (ст. 57) Существует 5 направлений реорганизации, они рассмотрены нами выше: слияние, присоединение, разделения (на базе прекратившегося юридического лица возникают новые), выделение (возникает новое юр. лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование), преобразование (юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое).

Реорганизация Аким образом является способом прекращения деятельности юридического лиц, так и способом возникновения новых.

Реструктуризация на основе внутренних факторов - может проводиться в рамках 3-х стратегий.

1. В рамках операционной (текущей) стратегии анализируются и принимаются решения об изменении внутренних факторов таких как: номенклатура продукции, ценообразование, маркетинговые мероприятия, эффективность затрат, обслуживание клиентов, система сбыта т.д.

2. В рамках инвестиционной стратегии анализируется и рассматривается вопрос об оптимизации величины тов.-матер. запасов, оборачиваемости и управление дебиторской и кредиторской задолженностью, планирование капитальных вложений (с целью замены старых ОС и расширение мощностей), продажа активов.

3. В рамках финансовой стратегии к факторам влияющим на стоимость можно отнести: оптимизацию структуры капитала, управление деловым риском, дивидендная политика. В данном случае реструктуризация приводит к увеличению цены капитала .

4. Практика проведения внешней реструктуризации на российских предприятиях

Одним из первых в России реструктуризацию провело РАО «Роснефтегазстрой», к настоящему моменту полностью реорганизованное и превратившееся из Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности б. СССР (с «классическими» для такого времени структурой и функциями) в ведущую международную производственно-инвестиционную корпорацию нефтегазового и промышленно-гражданского строительства. Ее реальная производственная мощность составляет 15 тысяч км. трубопроводов в год, 450 тыс. кв.м. жилья ежегодно, комплекс промышленных предприятий, выпускающих весь спектр продукции для нефтегазовой, химической промышленности и машиностроения. В составе корпорации сегодня работает 150 тысяч высококвалифицированных специалистов, объединенных в 65 дочерних структур, полностью ответственных за экономические результаты своей деятельности. Понесенные на реформирование затраты полностью окупились в течение первого года функционирования преобразованной корпорации.

Аналогичные проекты осуществлены в крупнейших Московских инвестиционно-строительных организациях: Управлении Экспериментальной Застройки г. Москвы, АО «Моспромстрой» и ряде других. Среди проектов, осуществленных в рамках реформированных компаний, такие как «Программа строительства многоэтажных гаражей», «Программа строительства элитного жилья в г. Москве», «Реструктуризация предприятий в промышленной зоне Москвы» и др. Двух - трехлетнее наблюдение за работой реформированных структур позволяет утверждать существенное повышение экономической эффективности и качества работы.

Приведем примеры из практики проведения внешней реструктуризации на российских предприятиях (слияние и поглощение).

В последние годы в России наблюдался резкий скачок активности проведения сделок по слияниям/поглощениям.

Можно с достаточной долей уверенности сказать, что зарождение института слияний и поглощений в России началось примерно с середины 90-х годов. Первыми в волне слияний оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) стали своеобразными пионерами в области слияний в России, являясь классическим примером вертикального типа слияний. Подобные слияния помогли решить не только производственные задачи, но и создали предпосылки для обеспечения конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке. Примером может служить создание холдинга вокруг НК «ЛУКОЙЛ», создавшего единую технологическую цепочку «от скважины до бензоколонки». В других компаниях этот процесс проходил в форме поглощений - так это было с АО «Сургутнефтегаз», поглотившим АО»КИНЕФ» и ряд компаний нефтепродуктового обеспечения.

В принципе нефтяная промышленность стала поистине одной из самых «популярных» отраслей по количеству проводимых слияний и поглощений. Это легко объяснимо в условиях того, что эта отрасль, как и другие экспортоориентированные добывающие отрасли российской промышленности, одна из немногих, которая выпускает конкурентоспособную продукцию на мировом рынке. При этом существует еще одна деталь: практически у всех нефтяных компаний отсутствует баланс добытой и переработанной и реализованной нефти. У одних он отрицательный, у других - положительный. объединяясь, нефтяные компании дают возможность друг другу избежать значительных потерь.

Говоря об интегральных слияниях, можно сказать, что они, пожалуй, более всех других типов слияний распространены в России. Вертикально интегрированная схема функционирования компаний особенно эффективна при том кризисе неплатежей, который имеет место в России и по сей день. Вертикальные слияния, кроме всех известных преимуществ, в российских условиях имеют еще одно, пожалуй, самое важное - они позволяют решить проблему с дебиторской задолженностью (огромная масса которой лежит тяжелым бременем на большинстве российских предприятий) в рамках хотя бы одного производственного процесса.

Еще одной отличительной чертой российских слияний и поглощений является их чрезмерная политизированность. Большинство из них выражают политические интересы либо местных администраций, либо других уровней власти. то есть о стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.

Заключение

Таким образом, под стратегической реструктуризацией понимается процесс структурных изменений, призванный повысить инвестиционную привлекательность предприятия и его рыночную стоимость, а также получить возможность привлечения внешнего финансирования на более выгодных условиях. Результатом успешного проведения реструктуризации данной формы в долгосрочной перспективе становится повышение конкурентоспособности предприятия, его инвестиционной привлекательности, а следовательно, и его рыночной стоимости.

Процесс реструктуризации предприятия объективно необходим в условиях динамично развивающейся экономики.

Экономический смысл реструктурирования можно определить как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса. В качестве критерия эффективности проводимых преобразований выступает изменение стоимости бизнеса. Базовой моделью расчета стоимости предприятия в целях реструктуризации выступает метод дисконтирования денежных потоков.

Факторы увеличения стоимости бизнеса можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние стратегии создания стоимости основаны на анализе источников формирования денежного потока предприятия в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Внешние стратегии создания стоимости формируют три направления реструктурирования:

- стратегическую реорганизацию;

- реорганизацию предприятий в случае несостоятельности (банкротства);

- реорганизацию с целью предотвращения угрозы захвата.

Список использованных источников

1. Белоусов В.И. Реструктуризация предприятия: Стабилизация и развитие: учеб. пособие / В.И. Белоусов, С.А. Рыбалко. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 312 с.

2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.

3. Мазур М.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. - М.: Экономика, 2001. - 456 с.

4. Реформирование и реструктуризация предприятий: Методика и опыт / Тренев В.Н. и др. - М.: ПРИОР, 2001. - 320 с.

Подобные документы

    Реорганизация юридического лица по ГК РФ - составляющая понятия реструктуризации предприятия, технология реструктуризации предприятия. Инвентаризация кредиторской задолженности и акций, подлежащих выкупу. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Экономические и правовые предпосылки реорганизации юридических лиц. Обоснование проекта реорганизации предприятия. Разработка предложений по реструктуризации бизнеса рекламного агентства "Голливуд" с выделением из его состава нового юридического лица.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Виды и направления реструктуризации предприятий. Стратегия и тактика финансового оздоровления, его главная цель, процедура. Особенности выведения компании из кризиса. Описание, взаимосвязь различных сторон оперативной и стратегической реструктуризации.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2009

    Основные принципиальные подходы в развитии крупных компаний. Процедура "слияние" как техники реструктуризации организаций, ее положительные эффекты. Слияние как инструмент расширения сфер деятельности предприятий "Daimler-Benz AG", "Chrysler Corporation".

    курсовая работа , добавлен 21.07.2014

    Цель, основные задачи и направления реструктуризации предприятия. Процессы, происходящие на российском рынке в области реструктуризации собственности. Реструктуризация собственности и выбор организационных и правовых форм управления (на примере ЖКХ).

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Понятие и направления реструктуризации компаний. Реинжиниринг как способ реструктуризации. Анализ внутренней среды организации ЗАО "Жилищный капитал". Описание проекта размещения облигаций компанией. Разработка программы реструктуризации компании.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие реструктуризации и ее место в современной экономической системе России. Основные направления реструктуризации фирм, исходящие из новой стратегии развития. Рационализация структуры управления. Порядок реструктуризации системы маркетинга, финансов.

    реферат , добавлен 24.10.2009

    Законодательные процедуры концепции реструктуризации предприятия, ее методы и средства, подразумевающие системную оптимизацию функционирования компании. Разработка программы реструктуризации и реорганизации, основные этапы ее планирования и осуществления.

    дипломная работа , добавлен 02.12.2010

    Подходы к определению понятия реструктуризации предприятия. Схема взаимосвязи понятий "реформирование", "реструктуризация", "реорганизация" и "реабилитация". Классификация инструментов реструктуризации промышленных предприятий. Организационный анализ.

    презентация , добавлен 29.02.2016

    Общее понятие реструктуризации. Изменение структуры компании под влиянием факторов внешней или внутренней среды. Совершенствование системы управления, маркетинга и сбыта, менеджмента персонала. Этапы реструктуризации и ее отличие от реформирования.

Булекбаев В.Е.,

Докторант программы PhD

КазЭУ им.Т.Рыскулова

АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯРЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА

Строительство является самой инвестиционно зависимой отраслью экономики Казахстана, которая одной из первых почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса. Все это говорит о том, что, казахстанским строительным компаниям в кризис предстоит не просто выжить, но и кардинально поменять модель существования. В этих условиях главной стратегической задачей практически всех строительных компаний становится не повышение доходности от реализации проектов, а сохранение собственных компетенций и их носителей для работы в будущем. При этом масштабное сокращение непроизводительных затрат и приостановка инвестиционных программ являются в большей части нормой такой стратегии. Другим фактором выживания становится пересмотр текущих проектов в рамках пессимистических сценариев и оптимизация административно-хозяйственных расходов в пределах пессимистичных бюджетов.

Безусловно, наиболее пострадавшими от влияния кризисных деформаций в экономике стали крупные строительные холдинги, имеющие серьезные основные фонды на строительных площадках, девелоперские проекты и существенный объем заемных средств для финансирования текущих операций. В условиях кризиса наибольшая выживаемость обеспечена таким строительным холдингам, в которых руководство придает большое значение наличию структурированной и выверенной стратегии реструктуризации не только на случай кризиса, но и любых существенных изменений на рынке. Постараемся осветить некоторые аспекты стратегии реструктуризации строительных холдингов в целях повышения их жизнеспособности в условиях кризиса.

Сегодня большинство эффективных лидеров компаний придерживаются известной точки зрения, впервые высказанной Питером Друкером, что структура вторична, а стратегия первична: сначала необходимо сформировать стратегию развития компании, а только потом осуществлять структурные преобразования. В ходу и иная точка зрения, высказанная Томом Питерсом, что структура фирмы определяет ее стратегию и препятствует ее радикальным изменениям, что свойственно большинству промышленных компаний. Как видно, эта проблематика весьма актуальна именно для строительных холдингов. В рамках данной статьи будет сделана попытка объединения задач управления и обоснована важность формирования стратегии реструктуризации в строительных холдингах еще на этапе создания и проведения структурных преобразований в рамках этой стратегии .

Прежде, чем обратиться к стратегии, хотелось бы установить четкие различия между реструктуризацией и реорганизацией, поскольку в деловом обороте появилось устойчивое желание представлять их почти как синонимы, что не всегда адекватно отражается на восприятии сути проводимых мероприятий. Реорганизация в общем случае и чаще всего воспринимается как перестройка, преобразование, совершенствование организационных отношений в действующих структурах. Но главной отличительной чертой реорганизации является изменение системы связей между элементами структуры, в то время как, реструктуризация предполагает еще и изменение самих элементов структур в соответствии с принятой стратегией развития.

Возвращаясь к стратегии необходимо сразу отметить, что стратегия реструктуризации, безусловно, является частью общей стратегии любой компании или холдинга, которая определяется как комплекс планов, мероприятий и методов хозяйствования, объединяющих различные стороны производственной и сбытовой деятельности, направленных на достижение долгосрочных рыночных целей.

Сущность стратегии реструктуризации состоит в необходимости формирования детального плана построения и изменения структуры холдинга в соответствии с изменяющимися требованиями внешней среды хозяйствования и ожиданий собственников в целях эффективного функционирования в долгосрочной перспективе. При этом немаловажным аспектом стратегии реструктуризации является формирование планов мероприятий по реагированию на непредвиденные и несоразмерные возможностям компании изменения на рынке, к которым относятся и кризисы различной природы .

Для понимания места стратегии реструктуризации в общей стратегии строительного холдинга обратимся к известной пирамиде стратегий (рисунок 1). Почему именно стратегия реструктуризации должна занять свое место после финансовой стратегии попробуем обосновать ниже.

Реструктуризация строительного холдинга в условиях кризиса является его естественной реакцией на происходящие на рынке изменения. Оценка рыночных изменений является функцией маркетинга и поэтому именно система маркетинга является базовой для формирования стратегии реструктуризации. Но наличие рыночных перспектив не гарантирует обеспечения деятельности. Для любой крупной компании и тем более строительного холдинга всегда немаловажно наличие не только эффективного рынка свободных денежных средств, но и наличие системного, оптимистически ориентированного инвестиционного климата. И то и другое в условиях кризиса невозможно, а значит, финансовая стратегия является второй важнейшей составляющей в пирамиде стратегий строительных компаний. И уже в зависимости от конфигурации маркетинговой стратегии и стратегии привлечения финансов можно говорить и о стратегии реструктуризации конкретного строительного холдинга в рамках текущих требований рынка и посткризисных перспектив.


Источник:2

Рисунок 1 - Место стратегии реструктуризации в пирамиде стратегий

Безусловно, стратегия реструктуризации разрабатывается в любой компании в том или ином формате и степени проработки. Даже если нет четко формализованной стратегии, она всегда присутствует в информационном поле топ-менеджмента, собственников и других влиятельных стейк-холдеров. Но именно для строительных холдингов стратегия реструктуризации является краеугольным камнем в общей стратегии развития холдинга.

Субъектом реструктуризации является, прежде всего, лицо, заинтересованное в проведении такого мероприятия и имеющее на это полномочия. В перечень субъектов реструктуризации строительных холдингов входят, прежде всего, собственники, принимающие решения через корпоративные органы управления, менеджмент, трудовой коллектив и представители внешней среды: кредиторы, государственные органы и другие.

Решение о реструктуризации принимается органами управления предприятия. Законодательство и внутренние документы определяют границы компетенции каждого из органов. Наиболее кардинальные решения по реструктуризации активов предприятия принимаются высшим органом управления предприятия в соответствии с интересами собственников. Текущая работа осуществляется исполнительными органами. Следует иметь в виду, что состав собственников неоднороден по интересам, как во времени, так и в уровнях доходности. Скажем, мажоритарный акционер крупного строительного холдинга вполне может выступать основным Заказчиком объектов строительства и вправе установить собственные требования к реализации стратегии реструктуризации.

Перечень основных критериев реструктуризации строительных холдингов вытекает из его рыночного местоположения. Целью реструктуризации стабильно функционирующего строительного холдинга является, в том числе, повышение эффективности работы предприятия в условиях перспективы снижения прибыльности, ужесточения конкуренции, развивающейся неуправляемости предприятия из-за его расширения («синдром большого бизнеса»). Перед кризисными предприятиями стоит проблема выживания предприятия как такового. Решением является системная реструктуризация, затрагивающая все области функционирования предприятия и включающая в себя следующие виды реструктуризации: процессов, капитала, уставного капитала, активов, затрат, долгов предприятия, элементов холдинга, организационно-управленческих систем.

Проанализируем данные направления с точки зрения того, приводят ли они к системному изменению параметров функционирования строительного холдинга.

Реструктуризация процессов представляет собой целенаправленную деятельность по анализу процессов в структуре холдинга, выявлению узких мест и формированию эффективных цепочек операций внутри процессов. Реструктуризация производится путем поэлементной декомпозиции процессов на простейшие операции, которые подвергаются тщательной диагностике на эффективность, путем формирования критериев эффективности процессов и операций и их оптимизации .

Реструктуризация капитала предполагает изменение соотношения задолженности собственного и заемного капитала, особенно актуальное при выборе новых источников финансирования. При этом надо учитывать, что любые изменения в структуре привлеченных средств отражаются одновременно на доходности и степени риска.

Реструктуризация уставного капитала предполагает изменение структуры собственников предприятия (участников, акционеров). Положительный результат возможен в случае привлечения дополнительных инвестиций путем увеличения уставного капитала предприятия. При этом предприятие получает дополнительные финансовые ресурсы, оборотные средства без увеличения своих долгосрочных и краткосрочных пассивов, что существенно улучшает его финансово-экономическое состояние.

Реструктуризация активов рассматривается как изменение структуры активов в балансе холдинговой компании, при этом особое внимание уделяется структуре вложений в дочерние и зависимые общества. Стратегия реструктуризации при этом является основой для принятия инвестиционных решений и решений о дивестициях. Второй уровень реструктуризации активов - изменение структур балансовых отчетов в результате перегруппировки ресурсов между предприятиями холдинга.

Реструктуризация затрат является наиболее болезненным местом большинства корпоративных реформ. В силу предстоящих изменений условий рынка приходится не только пересматривать социальные обязательства холдинга в целом, тарифные сетки, но и перераспределять нагрузку, связанную с инвестициями в научно-технический потенциал и технологическое обновление производств. Неплохим подспорьем в реструктуризации затрат выступает лизинговая политика, политика привлечения предприятий малого бизнеса на аутсорсинг услуг.

Реструктуризация долгов предприятия является одним из важных направлений реструктуризации предприятий, так как всякие структурные изменения на предприятии обуславливают решение проблем задолженностей этого предприятия. В разрезе анализа деятельности реструктуризация задолженности холдинга включает не только классическое восприятие реструктуризации долгов как изменения сроков погашения и условий предоставления займов, кредитов, но и любые формы перераспределения (в т.ч. через трансфертное ценообразование) задолженности среди участников промышленной или/и строительной групп с целью максимального достижения целей управления. Например, в целях предоставления залога в виде промышленных активов для получения кредита имеет смысл снизить задолженность промышленной группы. В целях обеспечения победы в тендере имеет смысл сделать более ликвидным баланс конкретного участника строительного сегмента.

Реструктуризация элементов любого холдинга в соответствии с существующей законодательной терминологией определяется как реорганизация обществ. При этом в рамках стратегии реструктуризации строительного холдинга речь идет как о реорганизации обществ и обособленных подразделений уже входящих в его состав, так и об образовании новых подразделений, отвечающих текущим и стратегическим установкам руководства корпорации. Можно только напомнить, что реструктуризация элементов может быть проведена в форме преобразования (изменения ОПФ и превращение обособленных подразделений в юридические лица), разделения, выделения, слияния и поглощения компаний холдинга. При этом, преобразование компании можно отнести к ее реструктуризации только в том случае, если в процессе смены организационно-правовой формы происходит (без привлечения активов других организаций) перестройка внутренней организационной структуры, системы управления, производства, сбыта и т.п. Возможно также перераспределение имеющихся ресурсов, освобождение от активов, не приносящих доход, их продажа, сдача в аренду.

Под реструктуризацией организационно-управленческих систем обычно предполагают пересмотр организационной структуры управления. Выбор правильной, адекватной конкретным условиям, организационной структуры холдинга производится в соответствии с выбранным вариантом реструктуризации: по отраслям деятельности, по видам объектов, по видам продукции, по видам клиентов. Выбор новой организационной структуры позволяет привести систему управления в соответствии с планируемым в кризисных условиях уровнем производительности. Совокупность используемых организационных структур является еще одной специфической особенностью строительных холдингов. Разумеется, в промышленном и строительном секторе наиболее приемлемы линейно-функциональные структуры, в то время как в инжиниринговом направлении превалируют матричные структуры с выраженной проектной направленностью. Безусловно, в реальных условиях нельзя привести пример идеальных структур, даже в текущих условиях они подпадают под изменения и ничто не исключает временное использование на некоторых единичных производствах программно-целевых структур, а в инжиниринговых подразделениях вполне уместны штабные структуры, особенно для подготовки тендерных предложений, столь востребованных в условиях кризиса.

Есть и другие аспекты финансово-хозяйственной деятельности строительных холдингов, реструктуризация которых могла бы внести существенный вклад в его выживаемость и будущее процветание. Эти участки может однозначно определить менеджмент таких холдингов, а выход на новые рынки - прекрасная перспектива для тех, кто готов рисковать в будущем. В любом случае, стратегия реструктуризации - важнейший аспект управления строительным бизнесом как бизнесом, наиболее подверженным любому риску на рынке инвестиций, не говоря уже о системных кризисах.

Литература:

1. И.А.Поделинская, М.В. Бянкин Стратегическое планирование//Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005

2. Виханский О.С. Стратегическое управление// Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998

3. Schendel D.E., Hatten KJ. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceedings, August 1992

Модель 1: реструктуризация без привлечения стратегического инвестора.

для предприятий без привлечения потенциального инвестора (рис. 4) осуществляется под управлением региональной управляющей компании.

На основе проведенной углубленной диагностики состояния предприятия и инвентаризации имущества:

    определяется будущая организационно-правовая форма предприятия;

    формируется , включающий в себя в том числе вопросы передачи имущества (оборудования, технологий, интеллектуальной собственности) другим предприятиям ОПК или региональным органам управления (включая объекты социальной сферы);

    разрабатывается план внутреннего реформирования предприятия, в обязательном порядке включающий в себя:

    формирование продуктовой, маркетинговой (рыночной), научно-производственной, инновационной, инвестиционной, финансовой, управленческой, кадровой стратегий;

    моделирование результатов реструктуризации и внутреннего реформирования предприятий;

    Предприятия.

Разработка планов реструктуризации и внутреннего реформирования позволит с одной стороны дать предприятию четкую и обоснованную программу действий на перспективу, с другой стороны, установить контроль за всем процессом реструктуризации со стороны федеральных и региональных органов управления, жестко увязать меры по государственной поддержке предприятий с конкретными результатами и итогами деятельности предприятия.

Будет осуществляться региональными управляющими компаниями, осуществляющим следующие функции:

    разработку и реализацию соглашений с предприятиями о государственной поддержке программ реструктуризации;

    обучение, подготовку и переподготовку кадров предприятий, разрабатывающих и реализующих программы реструктуризации;

    размещение региональных заказов на продукцию и предоставление маркетинговых услуг;

    организация инновационной инфраструктуры, вовлечение в хозяйственную деятельность предприятий технических и управленческих инноваций;

    привлечение консалтинговых компаний;

    организацию лизинговых схем и др.

Рис. 4 – Разработка программ реструктуризации предприятий без привлечения стратегического инвестора

Управление разработкой программ реструктуризации

Реализация

Программы реструктуризации


Определение организационно – правовой формы предприятия

Продуктовая стратегия

Маркетинговая (рыночная) стратегия

Научно-производственная стратегия

Стратегия управления и организационного развития

Инвестиционная стратегия

План реструктуризации имущественного комплекса

Инновационная стратегия

Кадровая стратегия

Финансовая стратегия

Определение бюджетного и социально-экономического эффекта реструктуризации

Контроль за разработкой программ

Разработка соглашений о гос. поддержке программ реструктуризации

предприятий

организация инновационной инфраструктуры

Консалтинговые услуги

Организация лизинговых схем

Технология внутреннего реформирования предприятий


Модель 2: реструктуризация с привлечением стратегического инвестора.

Разработка программ реструктуризации для предприятий с привлечением потенциального инвестора (рис. 5) дополнена рядом моментов по включению в этот процесс инвестиционной составляющей. Отобранный по установленным критериям и условиям инвестор обязуется разработать и реализовать аналогичную по содержанию программу реструктуризации. Таким образом, появляется возможность контролировать его деятельность по выполнению принятых на себя обязательств, максимально учесть интересы федеральных и региональных органов управления, обеспечить необходимый уровень взаимодействия с новым собственником предприятия.

Модель 3: перепрофилирование предприятия (организация технопарков и инновационной инфраструктуры).

Перепрофилирование предприятия (рис. 6) – изменение технологии производственного процесса для выпуска новой продукции (выполнения работ, предоставления услуг) или модернизация производства продукции, которая раньше производилась на этом предприятии.

Технопарк – организационное объединение ряда научно-исследовательских, производственных, коммерческих и иных организаций на базе имеющегося предприятия с развитой инфраструктурой и высоким инновационным потенциалом с целью сконцентрировать перспективные субъекты малого и среднего инновационного бизнеса для координации их деятельности и оказания необходимой поддержки на всех стадиях инновационного цикла, содействия коммерциализации разработанных технологий, продуктов и услуг. Целью деятельности технопарка является оказание материально-технического, информационного и социально-культурного обеспечения размещаемых на его территории инновационных предприятий (фирм) и проведение коммерческой оценки разрабатываемых этими предприятиями инвестиционных проектов.

Технопарки призваны к решению следующих задач:

    улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности, расширение экспортных возможностей в секторе малого и среднего инновационного предпринимательства;

    обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации научно-технических проектов, в том числе, относящихся к категории рискового бизнеса, и ускорения сроков коммерциализации их результатов;

    создание дополнительных рабочих мест для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов высокой квалификации, снижение оттока кадров из наукоемких отраслей;

    создание условий для актуализации знаний и реализации творческих идей и проектов молодых кадров (студентов, аспирантов, выпускников научно-технических вузов), предотвращение старения отечественной науки и “утечки умов” за границу;

    привлечение инновационных компаний и творческих коллективов; организация совместных инновационных предприятий с целью создания мощной зоны регионального экономического роста;

    создание нового механизма реализации региональной политики, направленной на структурную перестройку промышленности с преобладанием предприятий с высокой добавленной стоимостью;

    рост поступлений в бюджет за счет создания новых компаний - налогоплательщиков.

Бизнес-инкубатор – организация, которая предоставляет начинающим малым предприятиям на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование. Кроме того, бизнес-инкубатор оказывает предприятиям целый спектр услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, помогает получению финансовых средств на развитие дела и выходу на местный рынок.

По определению Национального содружества бизнес-инкубаторов, бизнес-инкубатор – это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых – это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.

Рис. 5 – Разработка программ реструктуризации предприятий с привлечением стратегического инвестора

Разработка программ реструктуризации предприятия


Управление разработкой программ реструктуризации

План внутреннего реформирования предприятия

Определение бюджетного и социально-экономического эффекта реструктуризации

Моделирование результатов реструктуризации предприятий

Контроль за разработкой программ

Взаимодействие с инвестором в финансово-кредитной, налоговой и организационно-правовой сферах

Обучение и переподготовка кадров

предприятий

Организация инновационной инфраструктуры

Консалтинговые услуги

Организация лизинговых схем

Подготовка и заключение соглашения с инвестором о разработке программы реструктуризации

Утверждение программы реструктуризации предприятия

Заключение соглашения с инвестором о реализации программы реструктуризации

Оформление имущественных прав инвестора


Определение имущественных отношений государства и инвестора

План реструктуризации имущественного комплекса

Региональные заказы и маркетинговые услуги

Подготовка и проведение инвестиционных конкурсов

Разработка критериев и условий отбора потенциальных инвесторов


Рис. 6 – Перепрофилирование предприятий, выводимых из состава ОПК

Выделение эффективных бизнесов

Инвентаризация и подготовка для использования производственной инфраструктуры, инвентаризация интеллектуальной собственности, инновационных разработок.

Реализация излишних и неиспользуемых производственных мощностей

Образование новых производственных (дочерних) предприятий

Региональные инновационные предприятия и центры

Венчурные компании и фонды, кредитные организации, лизинговые и консалтинговые компании

Региональные предприятия среднего и малого бизнеса

Региональные органы управления

Выпуск новых конкурентоспособных видов продукции

Рост объемов производства и налоговых платежейт

Рост численности работающих, заработной платы

Инновации в сфере гражданской продукции

Инновации, НИОКР

Производство продукции, аренда оборудования, использование трудовых ресурсов

Финансирование выпуска продукции, НИОКР, инвестирование в развитие бизнесов

Льготное налогообложение, льготные тарифы, административная поддержка


Модель 4: продажа имущества предприятия.

Предприятие либо продается как единый имущественный комплекс (при этом возможно его перепрофилирование), либо – если сохранение единства предприятия невозможно – его имущество продается по частям. Продажа имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нормативно-правовое обеспечение реструктуризации предприятий, выводимых из состава ОПК

Предприятия ОПК функционируют в правовом поле, очерченном федеральными законами: «О федеральном бюджете», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О несостоятельности (банкротстве)», а также постановлениями, положениями и указами «О продаже государственных предприятий-должников», «О порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики», «О комиссии по реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)», «Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года», «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.

Списки организаций ОПК и организаций, выводимых из состава ОПК, определяются следующими документами:

    Перечень стратегических предприятий и организаций, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 №22-р ;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 №96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» .

Исходя из анализа вышеупомянутых документов, количество не вошедших в реестр ОПК предприятий и организаций составляет 701 , из которых 676 приходится на Федеральное космическое агентство и Федеральное агентство по промышленности и 25 находятся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Проект Программы «Реструктуризация предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса» разрабатывается в соответствии с пунктом 5 «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» . Структура проекта Программы должна соответствовать требованиям, установленным в пункте 10 вышеупомянутого нормативного документа.

Особенностями правового регулирования предприятий ОПК являются:

    жесткая регламентация деятельности в сфере определения ассортимента выпускаемой продукции, заключения внешнеэкономических контрактов по поставкам военной продукции, выполнения мобилизационных заданий и содержания мобилизационных мощностей, соблюдения порядка передачи объектов социальной инфраструктуры;

    неурегулированность отношений в части прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств государственного бюджета ;

    отсутствие законодательной базы по порядку вывода предприятий из состава ОПК, в том числе по передаче имущества .

Следуя провозглашённой политике, Правительство Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» , утвердило Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 №1165-р) . В эти списки попали и некоторые предприятия, выводимые из состава ОПК.

Для реализации Программы необходимо выпустить постановление Правительства Российской Федерации, определяющее особый порядок приватизации организаций, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса .

Для обеспечения процесса реструктуризации также требуется нормативно-правовое обеспечение, регулирующее:

    отношения собственности в сфере интеллектуальной собственности, созданной за счет средств государственного финансирования – Федеральный закон (разработка закона выходит за рамки данной Программы, но такой законопроект представлен в Государственную Думу и Генеральный подрядчик по реализации Программы по поручению Правительства Российской Федерации мог бы участвовать в экспертизе и доработке данного законопроекта) – в качестве первого шага предлагается внести изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 №7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» и утвержденное данным Постановлением Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности - проект изменений и дополнений, касающихся инвентаризации прав интеллектуальной собственности и иных нематериальных активов предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса, а также определения правового статуса находящейся на этих предприятиях проектной и конструкторской документации, не учтенной на их балансах;

    особенности приватизации государственного имущества предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса - изменения и дополнения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» ; в качестве первого шага предлагается внести изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 №512 «Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» , касающиеся учета особенностей приватизации государственного имущества предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса, и порядка реализации полномочий Правительства Российской Федерации по решению вопросов о способах, сроках и ограничениях приватизации данного имущества в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» .

    порядок организации выполнения Программы (создание комиссии, разграничение функций, полномочий и ответственности в системе управления реализацией Программы) – Постановление Правительства Российской Федерации;

    порядок государственного финансирования Программы - изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.98 №143 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора» , касающиеся использования данного механизма для финансирования проектов реструктуризации предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса;

    порядок мониторинга хода выполнения Программы – Постановление Правительства Российской Федерации;

    порядок оценки эффективности выполнения Программы – Методические указания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации или распоряжением федерального органа исполнительной власти – Государственного заказчика Программы.

    реструктуризацию задолженности предприятий ... состава и технических средств железнодорожного транспорта (за исключением предприятий , выводимых из ... базе предприятий промышленного ...

  • Министерства промышленности и торговли российской федерации» (12)

    Документ

    ... программы 14 Машиностроение 14 Оборонно -промышленный комплекс 16 Автомобильная промышленность ... управления, выводимые из аппарата МО... предприятия . Монополистический характер рынка вооружений и военной техники. Кохно П.А. Оборонно -промышленный комплекс ...

  • Комплекс по маркетингу

    Список учебников

    ... из крупнейших инвесторов автомобильной промышленности России, был одним из ... реструктуризации сырьевых потоков и реконструкции производства. Предприятие ... предприятиях холдинга нет единой программы подготовки и повышения квалификации кадрового состава ...

  • Стратегии бизнеса аналитический справочник

    Интернет справочник

    Потенциал оборонно -промышленного комплекса Это... из числа 2,9 млн. зарегистрированных на конец 1997 г. в налоговой инспекции предприятий составила : в промышленности ... предприятия . Подробный перечень видов и вариантов стратегии реструктуризации предприятия ...

  • Проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) был представлен его разработчиками на заседание координационной группы и в настоящее время дорабатывается в соответствии с высказанными замечаниями

    Заседание

    ... выводимые из состава авиапарков... состава на предприятиях высокотехнологической промышленности , в том числе предприятий оборонно -промышленного комплекса ... предприятия одни из первых в промышленности России приступили к реализации программ реструктуризации ...