Разделение труда пооперационно в швейном цехе. Пооперационное разделение труда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

«Формы организации труда на промышленном предприятии»

МИНСК, 2008

Современному производству свойственно обособление отдельных процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда. С другой стороны, труд всех работающих на предприятиях является трудом коллективным. Его результаты зависят от того, в какой степени обеспечено соблюдение необходимых количественных и качественных пропорций в распределении труда по отдельным звеньям производства и рабочим местам, кооперация труда отдельных исполнителей и первичных производственных коллективов.

Обособление отдельных процессов и работ предполагает, в первую очередь, разделение труда. Под разделением труда на предприятии, понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализация на выполнении определенной части совместной работы.

По мере развития техники и технологии производственные процессы у сложняются, что вызывает развитие и углубление разделения труда на предприятиях. Это связано с тем, что формы разделения труда существенно влияют на специализацию, планировку и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование. Путем рационализации форм разделения и кооперации труда, обеспечивается полная и равномерная загрузка исполнителей, координация и синхронность их работы.

Значение разделения труда, как с экономической, так и с социальной стороны, чрезвычайно велико. Благодаря ему, все усложняющиеся трудовые процессы распадаются на менее сложные элементы, выполняемые определенными профессиональными и квалификационными группами работников. Это, с одной стороны, повышает мастерство и трудовые навыки исполнителей и сокращает сроки их профессиональной подготовки, а с другой - за счет обособления и относительного упрощения отдельных операций создает основу для механизации и автоматизации выполнения операций, что многократно повышает производительность труда.

Внутрипроизводственное разделение труда заключается в выделении различных видов работ, представляющих собой частичные производственные процессы, и закрепление их за определенными работниками с целью повышения производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими трудовых навыков, специализации орудий труда и рабочих мест, параллельности выполнения операций. Число частичных процессов (видов работ) определяется организационно-техническими особенностями предприятия. Разделения труда на предприятии одновременно производятся в следующих основных формах:

технологическое;

функциональное;

профессиональное;

квалификационное.

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов различается пооперационное, предметное и подетальное разделение труда.

Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.

Это достигается углублением специализации работников, что способствует высокому уровню производительности труда, формированию стойкого динамического стереотипа выполнения трудовых приемов, применению специализированной оснастки и инструмента, механизации трудовых процессов.

Предметное разделение труда предусматривает закрепление за конкретным исполнителем комплекса работ, позволяющих полностью изготовить изделие. Например, сборка электровыключателя, электророзетки.

Подетальное разделение предполагает закрепление за исполнителем изготовление законченной части изделия или детали.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда, существует разделение всех рабочих на основных , занятых непосредственным выпуском продукции или выполнением основных работ; вспомогательных , которые сами непосредственно товарной продукции не производят, но обеспечивают своим трудом работу основных рабочих; обслуживающих , которые своим трудом создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих.

В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, функциональное разделение труда предполагает деление работников на группы в зависимости от их специализации по выполняемым функциям. Установление рациональных пропорций между этими группами и лежит в основе рационализации разделения труда.

В рамках функционального разделения труда выделяются професси о нальное и квалификационное разделение труда. Первое осуществляется в зависимости от профессиональной специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Квалификационное разделение труда вызывается различной сложностью работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии рабочих устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. На этой основе определяется численность работников по каждой профессии, квалификационным разрядам и категориям.

Выбор наиболее рациональных форм разделения зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда. Каждое разделение труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки зрения чрезмерное разделение труда обедняет его содержание, превращает работников в узких специалистов. С физиологической точки зрения чрезмерное разделение труда приводит к его монотонности, вызывает повышенную утомляемость и, как следствие, высокую текучесть работников, занятых на таких работах. В связи с этим возникают большие сложности в организации производственных процессов. Требуются более детальные расчеты и тщательная подготовка для эффективного соединения в едином процессе узкоспециализированных работников.

Из этих особенностей разделения труда вытекают определенные ограничения. Существуют технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная границы разделения труда.

Технологическая граница разделения труда определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции. Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий, непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение. Верхней границей разделения труда будет изготовление на одном рабочем месте всего изделия целиком.

Экономическая граница разделения труда обуславливается уровнем загрузки рабочих и длительностью производственного цикла. Разделение труда приводит к сокращению производственного цикла за счет параллельного выполнения операции, к повышению производительности труда за счет специализации орудий труда и рабочих мест, ускорения освоения рабочими трудовых приемов и методов труда.

Однако чрезмерное разделение труда на основе дробления отдельных технологических операций, приводит к нарушению пропорций в структуре затрат времени. При этом, с одной стороны, снижается время обработки, а с другой - увеличиваются такие элементы затрат как: время на установку и снятие деталей, межоперационную транспортировку предмета труда, межоперационный контроль и подготовительно-заключительное время. Таким образом, оптимальным может быть вариант, когда общее влияние факторов, снижающих длительность производственного цикла, больше общего влияния противоположных факторов.

Другим экономическим критерием является полнота занятости рабочего. Закрепление за рабочими узкоспециализированных функций не всегда обеспечивает его полную занятость. Поэтому, необходимо находить такие варианты формирования производственных операций, при которых рабочие не будут простаивать в ожидании работы или во время автоматического цикла работы оборудования. Особое значение это замечание приобретает в настоящее время, когда под влиянием научно-технического прогресса идет процесс перераспределения функций между рабочими и исполнительным органам оборудования. В составе рабочего времени растет доля времени наблюдения за работой оборудования. В этих условиях система операционного разделения труда не позволяет обеспечить полную занятость рабочих в течение смены. Необходимо расширение зон обслуживания и производственных функций рабочих.

Психофизиологическая граница разделения труда определяется допустимыми физическими и психологическими нагрузками. Длительность операций должна находиться в допустимых пределах, и содержать разнообразные трудовые приемы, выполнение которых обеспечивает чередование нагрузок на различные органы и части тела работающего. Монотонность трудового процесса, связанная с длительностью и повторяемостью однообразных приемов, действий исполнителей в течение оперативного периода, зависит от числа элементов в операции, продолжительности повторяющихся элементов, повторяемости однообразных приемов и действий.

Социальная граница разделения труда определяется минимально необходимым разнообразием выполняемых функций, обеспечивающим содержательность и привлекательность труда. Работник должен не только видеть результаты своего труда, но и получать от него определенное моральное удовлетворение. Труд, представляющий собой набор простейших движений и действий, снижает интерес к нему. Он лишен творчества, не способствует росту и квалификации работников.

Разделение труда неразрывно связано с кооперацией труда. Чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация. Коллективный труд - не простая сумма частичных трудовых процессов. Только правильное соотношение между частичными трудовыми процессами вместе с правильной расстановкой работников, обеспечивающей их рациональную занятость, приводит к высокой производительности труда. Поэтомукооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

Конкретные формы кооперации труда на предприятии многообразны, так как неразрывно связаны с организационно-техническими особенностями предприятия. Однако, несмотря на многообразие, их принято сводить к трем основным формам - межцеховой, внутрицеховой и внутриучастковой кооперации труда.

Межцеховая кооперация связана с разделением производственного процесса между цехами и заключается в участии коллективов цехов в общем для предприятия процессе труда по изготовлению продукции.

Внутрицеховая кооперация заключается во взаимодействии отдельных структурных подразделений цехов (участков, поточных линий).

Внутриучастковая кооперация заключается во взаимодействии отдельных работников в процессе совместного труда, или организации коллективного труда рабочих, объединенных в бригады.

Кооперация труда лимитируется, главным образом, организационными и экономическими границами. Организационная граница кооперации труда определяется тем, что с одной стороны нельзя объединить для выполнения любой работы менее двух человек, а с другой - существует норма управляемости, превышение которой приводит к несогласованности действий и значительным потерям рабочего времени. Экономическая граница кооперации труда определяется возможностью максимального снижения затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции.

Выбор оптимального варианта разделения и кооперации труда в условиях противодействия различных факторов, характерных для каждого производственного процесса, должен основываться на достижении оптимального равновесия их влияния, обеспечивающего наиболее эффективное достижение поставленной цели. В каждом конкретном случае выбор должен осуществляться на основе всестороннего анализа специфики производства, характера выполняемых работ, требований к их качеству, степени загруженности работников и ряда других факторов.

Задача состоит в том, чтобы разумно расчленить всю совокупность операций производственного процесса, определить оптимальный их набор для каждого рабочего места, соответственно расставить исполнителей и установить наилучшую взаимосвязь между ними путем рациональной кооперации их труда. Правильное решение перечисленных задач позволяет более эффективно использовать живой и овеществленный труд, существенно сократить потери рабочего времени и простои оборудования, повысить эффективность производства.

Наиболее тесная кооперация членов трудового коллектива достигается при бригадной форме организации труда. Производственная бригада представляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов своего труда. Объективной предпосылкой такого объединения служат организационно-технические условия производства, т.е. такие условия, когда вне бригадной формы ведение производственного процесса либо невозможно, либо неэффективно.

Однако технические условия производства не определяют однозначного выбора организационной формы труда. На отдельных видах работ при одних и тех же технических условиях возможно применение как бригадных, так и индивидуальных форм. В этих условиях необходимо иметь в виду, что бригадная форма создает экономические предпосылки для высокопроизводительного труда на основе внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерь рабочего времени, увеличению времени использования оборудования.

Целесообразность коллективного труда обусловливаются и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия, позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологических операций, сочетания различных функций.

Социальные предпосылки создания бригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля.

Кооперация труда внутри бригад, которая базируется не на формальной расстановке работников по рабочим местам мастером или начальником участка, а на участии самих рабочих в данном процессе, способствует формированию позитивного социального климата в коллективе. Кроме того, в первичных коллективах легче решаются внутренние проблемы и конфликтные ситуации.

При принятии решения об организации бригад, следует иметь в виду, что они наиболее эффективны в следующих случаях:

Если определенная законченная часть технологического процесса не может быть выполнена одним исполнителем и требует параллельной работы группы рабочих;

Если группа рабочих мест связана общим ритмом работы (например, на поточных линиях и сборочных конвейерах);

При обслуживании крупных агрегатов и автоматических линий, гибких производственных систем (ГПС);

При выполнении ремонтных и монтажных работ, требующих одновременного участия нескольких исполнителей;

В настоящее время на предприятиях получили распространение бригады следующих форм: специализированные сменные и сквозные, комплексные сменные и сквозные.

Специализированные бригады организуются из рабочих одной профессии или специальности для выполнения однородных технологических операций, чаще всего для слесарно-сборочных, монтажных, наладочных, погрузо-разгрузочных операций. Их преимущество по сравнению с индивидуальной организацией труда состоит в том, что в этих коллективах сокращаются внутрисменные потери рабочего времени путем более организованного обеспечения инструментом, приспособлениями, заготовками, органического сочетания высококвалифицированных рабочих с рабочими более низкой квалификацией, обмена опытом и усиления дисциплины труда.

Комплексные бригады организуют из рабочих различных профессий и специальностей для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ. Преимуществом такие бригад является возможность оптимальной кооперации труда основных и вспомогательных рабочих, применения принципа совмещения профессий и специальностей, гибкости в решении вопросов расстановки рабочих. Поэтому они создаются при обслуживании сложных агрегатов, на поточных линиях и предметно-замкнутых участках.

Специализированные и комплексные бригады могут быть сменными, объединяющими рабочих одной смены, и сквозными (суточными ), включающими в себя рабочих, занятых в нескольких сменах. Опыт работы сменных специализированных и комплексных бригад, то есть бригад, которые действуют только в течение смены и затем уступают рабочее место другой бригаде, свидетельствует о возможности неполной загрузки оборудования и неритмичной работы. Это, как правило, связано с необходимостью передачи смены. Например, при обработке деталей значительной трудоемкости и на операциях с большим временем наладки оборудования, когда станочник, не успевший до конца смены обработать деталь, снимает ее со станка, а сменщик устанавливает на станок другую деталь, потери весьма существенны. Организация сквозных бригад с передачей смены «на ходу», способствует сокращению потерь рабочего времени рабочих, простоев оборудования, повышает коллективную ответственность и материальную заинтересованность в конечных результатах труда.

Во всех типах бригад коллективный характер труда сочетается с разделением труда между их членами. Формы такого разделения зависят от многих факторов, в том числе от специализации рабочих мест, степени механизации и автоматизации производственных процессов, технологических особенностей операции. Работа между членами специализированных бригад распределяется в основном в соответствии с квалификацией. Однако полного соответствия между квалификацией рабочих и квалификационным уровнем работ добиться весьма сложно, поэтому отдельные работники выполняют работу, не соответствующую их квалификации. При этом разряд работы может быть и выше и ниже разряда рабочего.

Не всегда удается укомплектовать бригаду в точном соответствии с объемами работ по отдельным специальностям, так как они значительно меняются с течением времени. Поэтому практикуется частичная загрузка отдельных челнов бригады работой по другой специальности, т.е. частичное или полное совмещение профессий. Полная взаимозаменяемость между членами бригады достигается тогда, когда каждый член бригады осваивает все операции, входящие в данный технологический процесс.

Степень разделения труда, объем совмещаемых по другим профессиям, специальностям работ позволяют выделить бригады:

С полным разделением труда, где каждый рабочий выполняет только свою операцию;

С частичным разделением труда, где отдельные работники периодически выполняют работы, не соответствующие их основной специальности;

С полной взаимозаменяемостью, где каждый член бригады осваивает операции, входящие в часть производственного процесса, закрепленного за бригадой.

Внедрение бригадной формы организации труда требует предварительной работы, заключающейся в тщательном изучении производственных условий и характера производственных связей. При этом формирование и функционирование бригад должно основываться на следующих принципах:

Технологическая или предметно-замкнутая специализация бригады с закреплением за ней операций, номенклатуры деталей и узлов;

Закрепление за бригадой определенной производственной площади, оборудования и т.д.;

Доведения до бригады производственного задания, отражающего конечные результаты коллективного труда, на которое ориентированы экономические показатель и система организации оплаты и стимулирования труда.

Указанных принципы могут быть реализованы наилучшим образом, если при организации бригад разрабатывается организационный проект, в котором находят решения вопросы регламентации труда и его оплаты, оптимизации численности, планирования, учета и хозрасчета.

Рациональное внутрипроизводственное разделение труда предполагает выполнение среди прочих и таких условий, как обеспечение полной загрузки работников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности, обеспечение роста квалификации и расширения трудового профиля рабочих. Для выполнения перечисленных условий, в ряде случаев, необходимо отступать от строгого разделения работ по функциональному и технологическому признакам. Преодолеть отрицательные последствия узкоспециализированного труда позволяет совмещение профессий и функций, а также многостаночное обслуживание.

Совмещение профессий вызвано механизацией и автоматизацией производственных процессов, приводящих к увеличению доли свободного времени у рабочих. Оно позволяет решить важную для общества социальную задачу - повысить содержательность и привлекательность труда, снизить его монотонность, повысить профессиональный уровень рабочих. В общем виде, совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Оно может быть полным, если рабочий выполняет все трудовые функции рабочего другой специальности и частичным, если рабочему передается только часть функций, выполняемых рабочими других специальностей, профессии. В результате сокращается общая численность рабочих, растет производительность их труда.

Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля рабочих возможно путем овладения рабочими смежными и вторыми профессиями. Под смежной понимается профессия, для которой характерны технологическая или организационная общность с основной профессией, а также выполнение функции смежных профессий на рабочем месте основной профессии. Освоение вторых профессий - это такой вид совмещения, при котором трудовые функции по второй профессии не имеют общих признаков с функциями по основной профессии.

Основными условиями, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, являются:

неполная занятость рабочего по основной профессии, обусловленная технологией производства или применяемым оборудованием;

разновременность выполнения совмещаемых функций;

отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

достаточный для овладения второй профессией (специальностью) квалификационный уровень рабочего.

Совмещение профессий наиболее эффективно, когда совмещаются пр офессии или специальности, взаимосвязанные ходом технологического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, выполнением основного и вспомогательного процесса.

Возможность совмещения профессий выявляется на основе данных фотографии рабочего времени, моментных и других наблюдений. На основе анализа полученных при этом затрат рабочего времени определяются наиболее целесообразные формы совмещения профессий.

На первом этапе, выявляют и устанавливают возможные границы такого совмещения исходя из функционального направления работ. Возможные варианты выбираются в следующей последовательности: определяется возможность совмещения профессий у основных рабочих, затем основными и вспомогательными и лишь после этого - у вспомогательных рабочих.

На втором этапе по выбранной форме совмещения определяется состав и объем совмещаемых работ. Критерием для оценки выбранного варианта совмещения профессий может служить коэффициент занятости рабочего К з , рассчитываемый по формуле

К з = ,

где Т з.о - занятость рабочего выполнением основной работы в течение смены, мин;

Т з.св - занятость рабочего выполнением работы по совмещаемой профессии в течение смены, мин;

Т см - продолжительность смены, мин.

Общая трудоемкость работ по основной и совмещаемой профессии не должна превышать длительности сменного времени, то есть коэффициент занятости не должен быть больше единицы.

На третьем этапе производится регламентация труда совмещающего профессии. Она может быть реализована в виде схем, графиков, расписаний, определяющих порядок и периодичность выполнения работ, способы и время выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест. М.: ВНМЦ, 2006.

Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах. М.: ИнтелСинтез, 1996.

Фильев В.Н. Нормирование труда на современном предприятии. М.: 2002.

Подобные документы

    Сущность, задачи и значение организации нормирования труда. Анализ организационной структуры управления КБТЭМ-ОМО и место нормирования проектного труда в этой структуре. Анализ технико-экономических показателей. Нормирование труда инженера-проектировщика.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2008

    Процесс ректификации. Технологическая схема ректификационной установки для разделения смеси диоксан–толуол. Расчет параметров дополнительных аппаратов для тарельчатой колонны. Выбор конструкционных материалов, расчет теплового и материального баланса.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Обоснование выбора основных режимов, методов обработки, оборудования, приспособлений. Составление технологической последовательности изготовления изделия. Предварительный расчет швейного потока. Технологическая схема разделения труда и ее анализ.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2010

    Многообразные формы организации производства потоков, применяемые на швейных предприятиях. Распределение швейных салонов (ателье) по категориям. Особенности сдельной системы оплаты труда. Расчет стоимости, прибыли и рентабельности изготовления изделия.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Сущность и разновидности многостаночного обслуживания. Методы нормирования и виды норм труда. Характеристика ОАО "Промтрактор". Анализ фотографии рабочего времени фрезеровщика. Мероприятия по совершенствованию нормирования труда. Баланс рабочего времени.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Ректификация как один из наиболее важных методов разделения жидких смесей, сфера ее применения. Основные типы и конструкции, схемы ректификационных аппаратов. Установки для разделения многокомпонентных смесей. Технология работы ректификационной колонны.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    История стоматологического материаловедения, предмет, задачи, методы исследования. Охрана труда и техника безопасности в стоматологии, оборудование рабочего места зубного техника. Свойств зуботехнических материалов. Требования гигиены при протезировании.

    шпаргалка , добавлен 09.02.2011

    Предварительный расчет потоков цеха, выбор его типа. Технологическая схема разделения труда. Технико-экономические показатели проектируемого потока, сводка оборудования. Организация качества швейных изделий, построение графа изготовления женского костюма.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2010

    Виды назначения устройства приспособления, применяемых при монтаже наружных трубопроводов. Перспективные виды сварки. Методы, повышающие производительность труда. Способы сварки, повышающие производительность труда. Охрана труда. Электробезопасность.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Нормативные материалы для нормирования труда, их применение. Сущность, разновидность, требования, разработка нормативных материалов. Методические положения по разработке нормативных материалов. Отраслевые нормативы. Классификация нормативов по труду.

Тема: «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Цели: - ознакомить учащихся с пооперационным разделением труда, приемами выполнения пошива;

Учить составлять план работы и работать по нему, сравнивать скорость и качество пошива с индивидуальным и пооперационным выполнением пошива изделия;

Развивать умение слушать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать,

Корригировать и развивать зрительную и слуховую память, связную речь;

Формировать и развивать сознательное отношение и интерес к учебе, труду;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, уверенность в своих действиях.

Оборудование: план пошива наволочки, детали кроя, коллекция тканей, словарная работа, иглы, ножницы, утюг, швейные машины, спецодежда, магнитофон и карточки для выполнения физминутки.

Ход урока .

I Организационный момент .

1. Психологический настрой на работу в классе. Взаимоприветствие.

Прозвенел долгожданный звонок!

Начинать пора урок!

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поэтому мы должны с вами продемонстрировать свои знания и умения, мастерство и организованность. Давайте сделаем наш урок ярким и запоминающимся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Дежурный, класс готов к уроку?

II Повторение пройденного материала.

1. Вопросы для повторения.

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке.

(тема прошлого урока «Наволочка с клапаном»).

- Какие виды изделий относятся к постельному белью?

(к постельному белью относятся простыни, пододеяльники, наволочки)

- Какие ткани идут на пошив наволочки? Покажите на образцах .

(для пошива применяют хлопчатобумажные: ситец, бязь, сатин)

- Какие свойства имеют хлопчатобумажные ткани?

(хлопчатобумажные ткани легкие, прочные, впитывают влагу, быстро сохнут, переносят мыльные растворы и высокую температуру при утюжке и кипячении)

- Какие размеры бывают у наволочек и от чего они зависят ?

(размер наволочки зависит от размера подушки, размеры могут быть: 60 X60, 65 X65, 70 X70, 75 X75)

- Какие швы применяют при пошиве наволочки?

(при пошиве применяют шов в подгибку с закрытым срезом, им обрабатывают поперечные срезы, и двойной шов при обработке боковых сторон)

- Из скольки деталей состоит наволочка?

(наволочка состоит из 1 детали: наволочки с клапаном, длина клапана не менее 25 см.)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с повторением пройденного материала.

2. Анализ проверки домашнего задания.

III Сообщение темы и целей урока .

Тема нашего урока «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Мы с вами уже выполняли пошив наволочки индивидуально, а сегодня мы выполним пошив с пооперационным разделением труда, научимся планировать свою работу, разделять пошив на операции, сравнивать способы пошива.

IV Изучение нового материала.

1. Объяснение материала учителем .

Многие из вас, закончив школу, могут пойти учиться на швею, а работая на фабрике швейной промышленности, пошив выполняют пооперационно. Что же такое пооперационное разделение труда?

На швейной фабрике одежду изготавливают по непрерывно- поточному способу. Весь пошив разбит на большое количество мелких операций, следующих одна за другой. Каждую операцию выполняет один человек, вшивая свой рабочий номер. Перемещение полуфабрикатов производит конвейер- это движущаяся лента. К концу потока пошив изделия заканчивается. В конце конвейера- рабочее место контролёра ОТК (отдела технического контроля). Контролёр проверяет качество изделия и если находит брак, то по рабочему номеру швеи приносит изделие на исправление брака.

2. Работа с планом пошива. Коллективная беседа.

Как же нам разбить пошив на мелкие операции?

Давайте вспомним, с чего мы начинаем пошив наволочки?

(ответы учащихся: работу начинаем с обработки поперечных срезов швом в подгибку с закрытым срезом).

Верно, это и есть первая операция.

(отметить длину клапана, заложить его и заколоть булавками).

Это второй этап операции.

Назовите следующий этап работы.

(вывернуть изделие и проверить качество)

Правильно, это четвертый этап. Что далее?

(провести влажно-тепловую обработку и сложить по стандарту)

Молодцы, это пятая операция.

3. Вывод.

Работая с пооперационным разделением труда, у швеи вырабатывается скорость до автоматизма, поэтому увеличивается производительность труда, качество, и соответственно, зарплата швеи.

4. Словарная работа.

Ребята, работая, мы встретили новые слова:

Пооперационное разделение труда- пошив изделия разбит на мелкие операции.

Полуфабрикат- несшитое до конца изделие.

Конвейер- лента, которая передвигает изделие.

Брак- некачественно выполненная работа.

Контролер ОТК- человек, который отвечает за качество изделия.

Проговаривание, объяснение смысла слов и запись их в тетрадь.

V Закрепление материала .

1. Работа по вопросам.

Ребята, давайте вспомним, что такое пооперационное разделение труда?

(пооперационное разделение труда- это когда пошив разбит на множество мелких операций).

Почему швея должна шить быстро и качественно?

(швея должна шить быстро и качественно, потому что от её работы зависит работа остальных)

Кто следит за качеством пошива?

(за качеством следит контролер ОТК. Он по рабочему номеру швеи определяет брак, если он есть, делает возврат изделия для устранения брака)

Подумайте, когда можно исправить брак?

(брак можно исправить в свободное время или когда следующий работник снабжен работой)

2. Игровое задание «Самый быстрый и умелый».

Ребята, сейчас я предлагаю немножко поиграть. Задание называется «Самый быстрый и умелый». Я вызову 2 человека. Их задачей будет- быстро и правильно расположить последовательность этапов операции.

Приступаем. А остальные внимательно следят и в конце исправляют ошибки, если таковые будут.

3. Физминутка.

VI Практическая работа.

1. Повторение правил безопасной работы.

Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав, расскажите о правилах безопасной работы с этим инструментом.

Наша матушка – игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку-

Будет платье вашей дочке.

(швейная машина)

Весь мир обшивает,

Что сошьёт- не надевает.

(игла)

То взад, то вперед

Ходит- бродит пароход.

Остановишь-горе!

Продырявит море!

(утюг)

Два кольца, два конца,

Посередине- гвоздик.

( ножницы)

2. Распределение операций среди учащихся.

3. Одеть рабочую форму.

Выполнение практической работы под контролем учителя.

4 . Анализ практической деятельности.

VII Домашнее задание.

Повторить план пошива наволочки.

VIII Итог урока.

Какую тему мы изучили?

(мы изучили пооперационный пошив наволочки с клапаном)

В чем преимущество этого пошива перед индивидуальным?

(при пооперационном пошиве развивается скорость, улучшается качество изделия, повышается норма выработки)

Как понять выражение «сложить отутюженное изделие по стандарту»?

(это значит сложить правильно: соединив долевые срезы и сложить втрое, чтобы изделие имело товарный вид)

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал, плодотворно потрудились.

Оценивание работ учащихся.

Спасибо за внимание. Всего доброго.

Компания "Норникель" является одним из мировых лидеров цветной металлургии. И это лидерство достигается усилиями всего 79-тысячного коллектива, члены которого трудятся главным образом в суровых условиях Крайнего Севера.

Из диспетчерской рудника "Скалистый" Заполярного филиала "Норникеля" видны все участки. Фото: Пресс-служба компании "Норникель"

Именно поэтому компания стремится и к лидерству в области охраны труда и промышленной безопасности. Правильность выбранной стратегии подтверждается фактами: на сегодняшний день LTIFR в "Норникеле" - один из самых низких в отрасли.

Принцип приоритетности жизни и здоровья сотрудников "Норникеля" - ядро проводимой компанией социальной политики. "Норникель" официально поддерживает 10 принципов Глобального договора ООН, которые регламентируют соблюдения прав человека и условий труда. Компания с 2003 года - одной из первых в России - начала добровольно публиковать социальные отчеты, в которых подробно рассказывает в том числе и о политике в области охраны труда и производственной безопасности (ПБиОТ).

Для повышения производственной безопасности компания применяет различные решения, в том числе технологические. В частности, "Норникель" реализовал на всех своих рудниках проект "Система радиосвязи и позиционирования". Система позволяет определить точное местонахождение работающих в шахтах людей. Для этого "Норникелю" пришлось фактически "оцифровать гору" - проложить под землей километры оптоволоконной сети, установить Wi-Fi - систему беспроводной передачи данных, установить повсюду (под землей) видеокамеры.

"У всех спускающихся в шахту горняков есть фонарь и аккумулятор, в котором установлена RFID-метка. Метка считывается специальными устройствами, которые расположены вдоль маршрута сотрудника", - рассказал технический директор программы "Технологический прорыв" Владимир Трапезин. У рабочих также есть радиостанции для связи друг с другом под землей и мобильные телефоны.

Аналогичные устройства установлены на подземной горной технике и, помимо выполнения локационных задач, позволяют регулировать подземное движение. Благодаря разработанной системе "Антинаезд" водитель подземного транспорта заблаговременно получает информацию о том, что на пути его следования находятся люди или техника. Это позволяет избежать потенциальных аварий.

Организованное под землей видеонаблюдение позволяет диспетчеру получать полную информацию о том, что происходит под землей. "Создана система передачи практически неограниченного объема информации с поверхности под землю и обратно", - говорит Трапезин. Отображение информации ведется на графическом интерфейсе в виде упрощенной карты шахты в режиме реального времени.

Для повышения производственной безопасности компания применяет различные решения, в том числе технологические

Еще одно "подземное" решение для создания безопасных условий труда - внедрение новой технологии крепления горных выработок, которая позволяет значительно повысить уровень безопасности труда и ускорить проходческие работы. Крепь, выполненная из металлического анкера и быстротвердеющей полиэфирной смолы, создает противостоящий горному давлению армированный слой, который надежно защищает людей и технику.

Сейчас технология крепления горных выработок внедряется на рудниках "Таймырский" и "Комсомольский" Заполярного филиала "Норникеля". К 2020 году технология будет введена на всех горных подразделениях Заполярного филиала. Суммарные инвестиции компании в проект составят более 2,1 миллиарда рублей.

В 2017 году, как свидетельствует социальный отчет компании, затраты "Норникеля" на мероприятия по охране труда в 2017 году составили 8,7 миллиарда рублей, затраты на одного работника - 114 тысяч рублей. Только на приобретение средств индивидуальной защиты - респираторы, противогазы, очки со светофильтрами, спецкостюмы и многое другое - "Норникель" в 2017 году направил 2,6 миллиарда рублей.

Еще один ресурс, который использует компания, - образовательный. В 2017 году предаттестационную подготовку, обучение и аттестацию в области промышленной безопасности и охраны труда прошли 39,1 тысячи сотрудников. Затраты компании на обучение по промышленной безопасности и охране труда составили 129,9 миллиона рублей.

114 тысяч рублей затраты компании на охрану труда на одного работающего в 2017 году

Для повышения эффективности подачи материала компания также использует инновационные подходы. Помимо уже ставших привычными источников информации - видеоролики, заставки на мониторах, бегущая строка, мобильные конструкции, видеоинформационные комплексы и т.д. - компания применяет и цифровые технологии.

"В образовательных целях мы используем VR-технологию дополненной реальности. Очки виртуальной реальности позволяют сымитировать последствия нарушений техники безопасности, - поясняет руководитель "Цифровой лаборатории" "Норникеля" Алексей Манихин. - Например, человек в таких очках может "оказаться" на месте оператора погрузочно-доставочной машины, которая движется в подземных туннелях рудников. Это огромная машина, она грохочет и заглушает другие звуки. Человек в VR-очках видит и ощущает то, что видит оператор, сидящий в кабине. А именно, что ему часто не видно и не слышно людей, оказавшихся в "слепой" зоне погрузочной техники".

Очки виртуальной реальности позволяют сымитировать последствия нарушений техники безопасности

После такого сеанса у людей отпечатывается в сознании: при появлении машины будь вдвойне осторожен - если ты видишь машину, это не значит, что ее водитель видит тебя.

С 2014 года на основных предприятиях группы "Норникель" проводится ежегодная независимая оценка культуры безопасного производства. Она помогает определить, в каком направлении компания должна двигаться для дальнейшего усовершенствования корпоративной системы управления в области охраны труда и снижения рисков травматизма. В 2017 году на предприятиях компании в рамках проектов "Риск-контроль" и "Внедрение системы управления технологическими и организационными изменениями" прошли многочисленные внутренние аудиты.

Эффективность проводимой "Норникелем" политики в области безопасности труда подтверждается цифрами. Коэффициент травм, связанных в потерей трудоспособности, - LTIFR - у "Норникеля" сегодня один из самых низких в отрасли. В 2016 году LTIFR по отношению к 2013 году снизился вдвое - до 0,3. В свою очередь, показатель уровня культуры безопасности по шкале Брэдли увеличился с 1,4 (в 2014 году) до 2,6 в 2017 году.

Как ранее отмечал президент "Норникеля" Владимир Потанин, успехи компании в части охраны труда сотрудников очевидны. Однако несмотря на уверенную динамику, которая показывает снижение травматизма на производстве, руководство компании "пристально следит за ситуацией и способствует достижению единственно верной цели - нулевого травматизма".

Пооперационное разделение труда

Обеспечение рационального пооперационного разделения труда. Исходным является положение о наличии психофизиологической границы разделения труда. Дробное разделение труда приводит к монотонности. Работа может казаться монотонной, если сводится к многократному повторению однообразных рабочих действий, длительность которых невелика. Но в то же время длительная операция, состоящая из однообразных циклов действий, то же может быть монотонной. Это зависит от структуры самой операции – количества, содержания и характера составляющих ее элементов. Например, операция в 30 сек, состоящая из 3-х одинаковых циклов действий может быть приравнена по монотонности к операции длительностью 10 сек, но состоящей из различных действий.

Операции с длительностью менее 30 сек приводят к неблагоприятным сдвигам психофизиологических функций работников. Операции в 30 сек и более – тоже монотонные, но степень ее является допустимой.

При операционном разделении труда, формировании продолжительности и содержательности операции нужно следить за наполнением ее элементами, выполнение которых предполагает чередование нагрузок на различные органы чувств и части тела работающих. Таким образом, важнейшими факторами, учитываемыми при проектирования трудового процесса на конвейере, являются:

Степень нарвно-психического напряжения;

Величина физических нагрузок на работника.

Психофизиологические требования к трудовому процессу не позволяют занимать элементами с повышенными нагрузками более 40% общей длительности производственной операции. Если это невозможно обеспечить, то необходимо вводить чередование исполнителей на различных операциях. В этом состоит одна из особенностей организации труда в условиях конвейерного производства.

Чередование труда, как одна из форм активного отдыха, может вводиться как в течении рабочей смены, так и по дням, по неделям (иногда месяцам). Выбор варианта чередования зависит от условий труда, характера самой операции (быстро или медленно утрачиваются навыки при ее выполнении).

Операции, требующие для своего выполнения постоянного повторения (навыки быстро утрачиваются) чередуют в течении смены. Более простые – через длительный промежуток времени.

Главное – сохранение динамического стереотипа работника. С этой точки зрения чередование слишком большого круга работ не целесообразно (Это не самоцель, а средство снятия утомляемости, повышения разнообразия в труде). Отсюда в чередовании участвуют не более 3 – 4-х операций.

Комплексы операций формируют таким образом, чтобы операции не нагружали одни и те же рабочие органы человека. Положительный эффект от введения чередования может быть и тогда, когда будет смена не только монотонных работ на немонотонные, но и от смены двух и более видов работ повышенной монотонности, если нагрузка от них падает на различные мышечные группы или органы чувств.

Конечно есть и другие общие требования к чередованию выполнения рабочих операций:

Чередование вводится, если рабочие освоят выполнение всех порученных ему операций;

Переход к новой операции нужно приурочивать к имеющимся перерывам в работе (после обеда, после отдыха).

Правильное разделение труда, введение чередования выполнения работником различных операций является одновременно фактором повышения содержательности труда, удовлетворенности трудом, профессиональной устойчивости.

20 марта 2012

Трудовые операции можно разделить на основные и вспомогательные.

Основная трудовая операция является частью технологического процесса по изготовлению отдельных деталей или сборки из них изделий (например, сверление одним и тем же отверстий в заготовке).

Технологической операцией называется отдельная законченная часть процесса обработки или сборки, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими.

Вспомогательные трудовые операции представляют собой главным образом предварительную ориентировку в работе, организацию рабочего места, настройку и наладку станков, инструментов.

Чтобы научиться выполнять трудовые операции так, как выполняют их слесари на заводах, надо иметь знания, умения и навыки в работе.

При изготовлении металлических изделий слесарю приходится размечать, рубить, опиливать заготовки, резать ножовкой, клепать, нарезать резьбу, сверлить и выполнять другие операции.

В школьных мастерских каждый ученик в основном изготовляет изделие от начала до конца. При этом у школьников вырабатываются навыки в выполнении многих операций.

Окончив школу, такие учащиеся работают на металлообрабатывающих заводах, заводах по ремонту автомобилей, тракторов, троллейбусов, в мастерских по ремонту бытовых металлических изделий.

Работая в школьной мастерской, вы замечали, что много времени затрачивается на вспомогательные трудовые операции. Так, чтобы выполнить отверстие для ручки в заготовке молотка, надо подобрать сверло нужного диаметра, проверить и наладить станок, крепежное приспособление, затратив на сверление двух отверстий 15 — 20 минут.

На заводах изготовляют детали по операциям. Один рабочий на станке выполняет операцию сверления многих одинаковых деталей, другой снимает на них фаски и т. д.

Таким образом, технологический процесс — от заготовки до готового изделия — осуществляется на нескольких станках и не одним рабочим. Так, при изготовлении крепежных болтов один токарь протачивает заготовки до заданного размера; другой — обрабатывает головку болта; третий —нарезает резьбу на стержне. Такая пооперационная организация труда позволяет изготовлять больше изделий, быстрее и лучшего качества.

Каждый рабочий должен хорошо управлять станком, на котором он работает, уметь быстро налаживать инструмент, контролировать качество выпускаемой продукции.

При операционной работе ошибка, допущенная одним рабочим, отражается на работе других.

Невнимательность, неточность приводят к браку и к невыполнению плана бригадой, цехом.

На заводах выполнение плана, а следовательно, и заработок рабочих зависят от слаженности, умения рабочих быстро и качественно работать. Руководит работой в бригаде бригадир. Он помогает молодым рабочим осваивать профессию, контролирует работу каждого, распределяет работы. Бригада в цехе работает по принципу: «Один за всех, и все за одного».

Подробнее об операционной работе вы узнаете, когда будете проходить производственную практику на заводе.

Вопросы

  1. Что значит пооперационное изготовление изделий?
  2. Что называется технологической операцией?
  3. Как понимать слова: «Один за всех, и все за одного»?


«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич

Изготовляя несколько одинаковых деталей, ученик быстрее овладевает операциями. На этих занятиях работают напряженнее, чем на обычных занятиях. Действовать быстро, четко, организованно необходимо каждому работающему в коллективе. Перед началом работы надо познакомиться с техническими требованиями, предъявляемыми к изделию, а по технологической карте и чертежу проверить себя, понятно ли задание. Не забывайте, что при выполнении отдельных операций…